Обязанности миротворцев что входит

Обновлено: 19.05.2024

Миротворческая деятельность ООН в широком смысле слова включает в себя все виды и методы, применяемые ООН, все действия и усилия этой организации по:

1. сохранению мира,

2. предупреждению его нарушений,

3. по поддержанию мира,

4. по восстановлению нарушенного мира,

5. по принуждению к миру и

6. закреплению его миростроительными операциями.

Существуют три основных принципа, которые позволяют рассматривать операции ООН по поддержанию мира в качестве самостоятельного инструмента по обеспечению международного мира и безопасности.

  • согласие сторон;
  • беспристрастность;
  • неприменение силы за исключением случаев самообороны и защиты мандата.

Согласие сторон

Развертывание операций ООН по поддержанию мира осуществляется с согласия основных сторон — участников конфликта. Это требует приверженности сторон политическому процессу. Согласие на проведение операции по поддержанию мира предоставляет ООН необходимую свободу действий в политическом и физическом плане для осуществления предусмотренных мандатом задач.

В отсутствие такого согласия персонал операции по поддержанию мира рискует стать одной из сторон конфликта, что может побудить его к принятию принудительных мер и помешать выполнению основных функций по поддержанию мира.

Беспристрастность

Беспристрастность имеет важнейшее значение для обеспечения согласия и сотрудничества основных сторон, однако беспристрастность — это не нейтральность и не бездействие. Миротворцы Организации Объединенных Наций должны сохранять беспристрастность в отношениях со сторонами конфликта, но не должны занимать нейтральную позицию в том, что касается выполнения их мандата.

Подобно объективному судье, назначающему наказание за нарушение правил, персонал операций по поддержанию мира должен пресекать любые действия сторон, которые нарушают обязательства по обеспечению мирного процесса или международные нормы и принципы, лежащие в основе операций Организации Объединенных Наций по поддержанию мира.

Несмотря на важность установления и поддержания хороших отношений с участниками конфликта, миротворцам следует избегать совершения любых действий, которые могли бы поставить под сомнение объективность персонала операций по поддержанию мира. Миссия должна неукоснительно соблюдать принцип беспристрастности, не опасаясь ошибочных оценок или ответных мер.

Неспособность выполнить эти требования может нанести ущерб авторитету и легитимности операции и привести к отзыву согласия на присутствие миротворцев со стороны одного или нескольких участников.

Неприменение силы за исключением случаев самообороны и защиты мандата

Операции ООН по поддержанию мира не являются инструментом принуждения. Однако с санкции Совета Безопасности применение силы на тактическом уровне возможно в случаях самообороны и защиты мандата.

Хотя на местах данные виды миротворчества иногда представляются схожими, необходимо проводить различие между активными операциями по поддержанию мира и принуждением к миру в соответствии с положениями главы VII Устава Организации Объединенных Наций.

  • Активное миротворчество предусматривает применение силы на тактическом уровне с санкции Совета Безопасности и согласия принимающей страны и/или основных сторон конфликта.
  • Принуждение к миру, напротив, не требует согласия основных сторон и допускает применение вооруженных сил без санкций Совета Безопасности.

Применение силы в ходе операции ООН по поддержанию мира допустимо только в качестве крайней меры. Осуществление таких мер должно предусматривать точный расчет, выверенные масштабы, своевременность и соблюдение принципа достижения желаемых результатов минимальными средствами, а также обеспечение согласия на продолжение деятельности миссии и выполнение ее мандата. Применение силы со стороны операции ООН по поддержанию мира всегда сопряжено с политическими последствиями и зачастую приводит к непредвиденным результатам.

Типология миротворческих операций. Типы, виды операций. Примеры.

Миротворческие операции учреждаются Советом Безопасности, а руководство ими осуществляет Генеральный секретарь, часто через своего специального представителя.

Существуют два вида миротворческих операций:

· миссии наблюдателей и

· операции с участием миротворческих сил.

Наблюдатели безоружны, а военнослужащие миротворческих сил ООН вооружены легким вооружением, которое они могут применять исключительно в целях самообороны. Миротворцев ООН легко узнать по эмблеме ООН и голубым беретам, которые они носят, находясь на службе. Голубые каски, ставшие символом миротворцев ООН, надеваются во время любых операций, когда существует опасность. Миротворцы носят свою национальную форму. Правительства, предоставляющие войска, сохраняют полный контроль за своими воинскими контингентами, несущими службу под флагом ООН.

Примеры:

· Ирак, Кувейт (1991-2003, война в Персидском заливе)

· Таджикистан (1994-2000, гражданская война)

· Ангола (1997-1999 гражданская война)

· Сирия (апрель-август 2012-гражданская война)

Участие миротворческих сил (принуждение к миру)

· Миссия ООН в Либерии (2003, Вторая гражданская война в Либерии)

· Миссия ООН по стабилизации восстания в Гаити (2004)

· Миссия ООН в Афганистане (2002-н.в.)

Конфликт в Южной Осетии/Грузии и миротворческая операция в конфликтном регионе Южной Осетии/Грузии

Их там было 2, про какой надо не понятно (но скорее про 2008), поэтому на всякий случай напишу про оба

1. 1992-1993

активная фаза грузино-южноосетинского конфликта, вылившиеся в вооружённое противостояние (1991-1992), начавшаяся на волне самоопределения национальных окраин СССР и завершившаяся Дагомысскими соглашениями.

Причина: В последние годы существования СССР обострились отношения между центральной грузинской властью и осетинским населением Южной Осетии. 10 ноября 1989 года Совет народных депутатов Юго-Осетинской автономной области принял решение о преобразовании Юго-Осетинской АО в автономную республику в составеГрузинской ССР, что вызвало негативную реакцию со стороны Президиума Верховного Совета Грузинской ССР, который признал это решение незаконным. При попытке проведения в Цхинвале митинга произошло вооружённое столкновение участников акции, местных властей, милиции и осетинского населения, приведшее к гибели людей. Отношения между республикой и её автономией накалялись всё сильнее, причиной которой было стремление Грузии обрести независимость и желание Юго-Осетинской АО остаться в составе Советского Союза.

Боевые действия, сошедшие, были прекращены после подписания Дагомысских соглашений между Россией и Грузией. 14 июля1992 в зону конфликта были введены миротворческие силы в составе трёх батальонов (российского, грузинского и осетинского).

2. 2008

Вооружённый конфликт в Южной Осетии, Пятидневная война — вооружённый конфликт, произошедший в августе 2008 года между Грузией, с одной стороны, и Южной Осетией и Абхазией, а также Россией, с другой.

Республика Босния и Герцеговина (БиГ)

История конфликта

Основная статья: История Косова

· 28 марта 1989 сербский парламент, отменив югославскую конституцию 1974 года, восстановил суверенитет Сербии над краем. В этом же году Слободан Милошевич участвует в праздновании 600-летия Косовской битвы 28 июня. Милошевич провёл крупнейший митинг, на котором собралось около миллиона человек.

· В 1992 албанцы Косова избрали писателя Ибрагима Ругову в президенты Республики Косово. Был избран также парламент, так и не приступивший к работе. Назначенное Руговой правительство работало из-за границы.

· Мирное сопротивление в Косове албанцам казалось безрезультатным, и Армия Освобождения Косова перешла к вооружённой борьбе.

Инцидент в Рачаке

Основная статья: Инцидент в Рачаке

В период с 24 марта по 10 июня 1999 года была проведена военная операция НАТО против Союзной Республики Югославия.

Причиной интервенции войск НАТО была названа волна этнических чисток в регионе (впоследствии Международный трибунал по бывшей Югославии подтвердил ответственность югославских служб безопасности за преступления против человечности в отношении албанского населения Косово, однако уже после начала операции НАТО).

Результатом операции было завершение Косовской войны. Контроль над регионом перешёл к силам НАТО и албанской администрации. Прошли этнические чисткисреди сербского населения Косово и Метохии.

Край Косово

Зоной другой миротворческой операции сил НАТО было Косово, когда возник конфликт между воинскими формированиями Сербии и Силами косовских албанцев. НАТО под предлогом гуманитарной интервенции вмешалась в конфликт и начала воздушную кампанию против Союзной Республики Югославии, которая продолжалась 77дней. 10 июня 1999 г. Совет Безопасности ООН принял резолюцию g 1244 о принципах политического разрешения кризиса в Косово и направлении туда под эгидой ООН международного военного контингента, состоящего в основном из сил НАТО и под единым натовским командованием. Деятельность Сил для Косово (СДК или KFOR) регламентируется прежде всего резолюцией Совет Безопасности ООН g 1244, мирным планом Черномырдина - Ахтисаари и Военно-техническим соглашением между командованием НАТО и СРЮ, а также в соответствии с разработанным в Рамбуйе соглашением. В СДК (численность 50 тыс. военнослужащих) под единым командованием и управлением принимают участие воинские контингенты всех 19 стран НАТО и 20 государств, не входящих в НАТО (среди них войска 16 государств-партнеров, в том числе российский контингент численностью 3200 военнослужащих). В задачи СДК входит, прежде всего, обеспечение безопасности Миссии ООН по делам временной администрации Косово (МООНВАК) и создание условий для ее работы. Они также уполномочены контролировать соблюдение заключенного (июнь 1999 г.) "Военно-технического соглашения о выводе югославских военных, полицейских, специальных и пограничных сил из Косово" и наблюдать за режимом согласованных зон наземной (по 5 км от границы между Косово и остальной частью СРЮ в обе стороны) и воздушной (по 25 км воздушного пространства аналогично) безопасности. Командующий СДК имеет полномочия применить против Югославии силу в случае нарушения границ этих зон, где не должно быть никакого вооружения Югославской Народной Армии (ЮНА), систем ПВО. При этом СДК не несут ответственности за ущерб, который они могут нанести государственной или частной собственности при выполнении своих обязанностей. Кроме того, СДК участвуют, наряду с гражданской полицией ООН, в обеспечении порядка и безопасности в Косово, охране остающихся там этнических меньшинств. Однако, как показали события, прошедшие с момента развертывания СДК, последние не справляются с этой задачей. Этническая чистка Края, жертвами которой становится неалбанское население, а также албанцы, обвиняемые Освободительной Армией Косово (OAK) в "коллаборационизме" с югославскими властями, продолжается. Гуманитарная ситуация постоянно ухудшается. Остающиеся в Косово неалбанцы проживают под охраной СДК в нескольких анклавах. Доступ сербов к медицинскому обслуживанию и школьному образованию фактически закрыт. В этой ситуации СДК, 50% которых (от 20 тыс. до 25 тыс. чел.) были заняты охраной национальных меньшинств, прибегали к так называемой "гуманитарной эвакуации": неалбанское население вывозили в Сербию и Черногорию со смутными перспективами на возвращение. По сути, "гуманитарная эвакуация", осуществляемая СДК, помогала реализовать планы албанских лидеров по созданию этнически чистого Косово. Однако ни эмблемы ООН, ни конвой НАТО не являются гарантией безопасности. Международными наблюдателями отмечается тенденция к этнической гомогенизации Края и исчезновению национально смешанных общин, а также немногочисленных этнических анклавов. Ситуация в сфере безопасности остается напряженной. Растет организованная преступность, в частности, рэкет под предлогом защиты, контрабанда, вымогательство и азартные игры, торговля людьми, человеческими органами и т.п. Очень часто военнослужащие СДК становятся орудием албанских преступлений, участвуя в выселении сербов и других неалбанцев из своих домов только на основе устных заявлений албанцев об их праве собственности на них. Отмечены случаи прямого нарушения СДК своих обязанностей, когда они расправляются с протестующими сербами, арестовывают их и держат в заключении по несколько месяцев без предъявления обвинения. Контингент СДК не дает вернуться югославским полицейским для охраны исторических, религиозных и культурных памятников, как это предусмотрено резолюцией g 1244, и не делает этого сам. В обязанности СДК также входит обеспечение демилитаризации OAK. Однако истинный облик этой демилитаризации далек от того, что обычно понимается под этим термином. Первые сомнения в качественности этой демилитаризации возникли еще в ходе конференции в Рамбуйе. Как свидетельствует американский советник албанской делегации по правовым вопросам, представителям НАТО и США удалось уговорить албанцев подписать соглашение, только разъяснив им, действительный смысл предполагаемой демилитаризации, которая на практике означала трансформацию OAK в какую-то иную структуру. Поэтому нет ничего удивительного в том, что к контрольному сроку окончания демилитаризации (20 сентября 1999 г.) OAK сдала 10 тыс. единиц старого стрелкового оружия, хотя в ходе военных действий у нее на вооружении находилось самое современное оружие. Тем не менее, это было оценено СДК и МООНВАК как успешное завершение демилитаризации. После этого была разработана концепция демилитаризации и трансформации OAK в так называемый "Корпус защиты Косово" (КЗК), который должен был стать гражданским чрезвычайным вспомогательным учреждением, призванным выполнять спасательные и восстановительные работы при возникновении стихийных бедствий, оказывать гуманитарную помощь, особенно в труднодоступных районах, помогать в разминировании территории и тому подобных функций. При этом КЗК должен был участвовать в политической жизни. Численность Корпуса (3 тыс. чел. персонала на действительной службе и 2 тыс. чел. резерва), как признают международные чиновники, позволит конкретным членам OAK участвовать в этой профессиональной гражданской и, как задумано, многоэтнической структуре, поскольку 10% от численности КЗК должны составлять представители национальных меньшинств. Однако уже сразу после образования КЗК был зафиксирован целый ряд серьезных преступлений, совершенных его потенциальными членами. Это заставляет сомневаться в пользе КЗК для создания многоэтничного Косово. У некоторых из членов КЗК обнаружены крупные запасы оружия, другие берут на себя полицейские функции на местах. Все это подрывает доверие местного неалбанского населения и к данной структуре и к международному присутствию как ее патрону. В целом, и МООНВАК, и СДК отмечают, что в Косово наблюдается соперничество между международными силами и контролируемыми OAK государственными структурами албанской общины в Косово, активно функционировавшими все 90-е годы. И соперничество это - не в пользу международных сил. Особенно это касается налоговой сферы, в результате чего из-под контроля международных структур в Косово, взявших на себя все государственные и управленческие функции, уходят большие суммы. И, наконец, резолюция СБ ООН g 1244 возлагает на СДК выполнение пограничных функций. Однако на практике это выражается в осуществлении таможенного контроля в четырех пунктах пересечения границы Югославии с Албанией и Македонией примерно двумястами военнослужащими СДК. Поэтому, учитывая вывод югославских пограничных сил из Края, международные границы СРЮ в районе Косово, особенно в горах, остаются практически открытыми. Упоминавшееся в прессе проникновение на территорию Косово нескольких сотен тысяч албанцев без документов ставит под сомнение способность СДК качественно выполнять эти функции. При этом НАТО предпочитает сотрудничать с албанскими пограничниками, а не с компетентными югославскими властями, возвращение которых предусмотрено резолюцией СБ ООН g 1244. При этом Генеральный секретарь НАТО Дж.Робертсон заявил, что возвращение в Косово югославских сил произойдет тогда, когда для этого настанет подходящий момент. Руководство НАТО открыто говорит о том, что Североатлантический альянс в виде СДК пришел в Косово на

Важным инструментом поддержания мира и международной безопасности являются миротворческие операции ООН. Их деятельность определена рядом резолюций Генеральной Ассамблеи, принятых в соответствии с Уставом ООН. В самом Уставе ООН проведение миротворческих операций не предусмотрено. Однако они могут быть обусловлены целями и принципами ООН, поэтому Совет Безопасности регулярно рассматривает вопросы о необходимости той или иной миротворческой миссии.

Осуществление миротворческой операции ООН может выражаться в:

Расследовании инцидентов и проведении переговоров с конфликтующими сторонами с целью их примирения;

Проверке соблюдения договоренности о прекращении огня;

Содействии поддержанию законности и правопорядка;

Предоставлении гуманитарной помощи;

Наблюдении за ситуацией.

Первой миротворческой миссией ООН был контроль за перемирием, достигнутым в арабо-израильском конфликте в 1948 г.

Миротворческие силы ООН (миротворческий контингент ООН) представляют собой вооружённые контингенты стран – членов ООН, выделенные согласно Уставу ООН в целях предотвращения или ликвидации угрозы миру и безопасности путём совместных принудительных действий (военная демонстрация, военная блокада и т.д.), если меры экономического и политического характера окажутся или оказались недостаточными.

Решения о создании, составе, использовании и финансировании миротворческих сил ООН принимаются Советом Безопасности ООН. Стратегическое руководство осуществляется Военно-штабным комитетом.

Деятельность Организации Объединенных Наций по поддержанию мира направлена на создание условий для установления прочного мира в странах, переживающих конфликт.

Деятельность по поддержанию мира является одним из наиболее эффективных инструментов, имеющихся в распоряжении ООН для оказания помощи принимающим странам, переживающим сложный период выхода из конфликтной ситуации.

Миротворческая деятельность обладает рядом уникальных преимуществ, включая легитимность и принцип распределения ответственности, а также потенциал по развертыванию и обеспечению функционирования военных и полицейских контингентов из различных стран мира и объединению их усилий с усилиями гражданских миротворцев в целях осуществления комплексных мандатов.

Миротворцы ООН обеспечивают безопасность, политическую поддержку и содействие миростроительству в странах, выходящих из конфликтной ситуации.

В своей деятельности по поддержанию мира ООН руководствуется тремя основными принципами:

неприменение силы за исключением случаев самообороны и защиты мандата.

Решение о развертывании новой операции ООН по поддержанию мира принимает Совет Безопасности.

Решение принимается после того, как был принят ряд необходимых мер.

По мере развития конфликта, его углубления или процесса урегулирования ООН, как правило, проводит серию консультаций, чтобы выбрать наиболее эффективные меры реагирования со стороны международного сообщества. В консультациях обычно принимают участие следующие стороны:

все заинтересованные стороны ООН;

правительство потенциальной принимающей страны и участники на местах;

государства-члены, в том числе государства, которые могли бы предоставить воинский и полицейский контингент для операции по поддержанию мира;

региональные и другие межправительственные организации;

другие ключевые внешние партнеры.

На начальном этапе Генеральный секретарь ООН может попросить дать стратегическую оценку, чтобы определить все возможные варианты участия ООН.

Если позволяют условия безопасности, Секретариат, как правило, направляет миссию по технической оценке в страну или на территорию, где предполагается развертывание операции ООН по поддержанию мира. Миссия по оценке проводит обзор общей обстановки в области безопасности, политической, военной и гуманитарной ситуации, положения в области прав человека на местах и анализирует возможные последствия этих факторов для операции. На основании выводов и рекомендаций, сделанных миссией по оценке, Генеральный секретарь ООН приступает к подготовке доклада для Совета Безопасности. В докладе будут представлены соответствующие варианты для развертывания операции по поддержанию мира с учетом ее масштабов и ресурсов. Кроме того, в доклад включается информация о финансовых последствиях и предварительная смета затрат.




Если Совет Безопасности приходит к заключению, что развертывание операции ООН по поддержанию мира является наиболее адекватной мерой, он официально санкционирует проведение операции путем принятия резолюции. В резолюции определяются мандат и масштабы операции и подробно излагаются задачи, которые должна выполнить операция. Затем Генеральная Ассамблея утверждает бюджет и ресурсы операции.

Генеральный секретарь, как правило, назначает главу миссии (обычно это Специальный представитель) для руководства операцией по поддержанию мира. Глава миссии подотчетен заместителю Генерального секретаря по операциям по поддержанию мира в Центральных учреждениях ООН.

Генеральный секретарь также назначает командующего силами операции по поддержанию мира, комиссара полиции и старший гражданский персонал. На Департамент операций по поддержанию мира (ДОПМ) и Департамент полевой поддержки (ДПП) возлагаются обязанности по кадровому комплектованию гражданских компонентов операции по поддержанию мира.

Тем временем под руководством главы миссии, ДОПМ и ДПП осуществляется планирование политического, военного, оперативного аспектов и поддержки (то есть материально-технического обеспечения и управления) операции по поддержанию мира. Этап планирования обычно включает создание в Центральных учреждениях совместной рабочей группы или комплексной целевой группы миссии с участием всех соответствующих департаментов, фондов и программ ООН.

После этого в максимально сжатые сроки осуществляется развертывание операции с учетом условий безопасности и политической ситуации на местах.

Как правило, операция начинается с выдвижения передовой группы для организации штаб-квартиры миссии и постепенно расширяется, охватывая все компоненты и регионы, предусмотренные мандатом.

ООН не имеет собственных вооруженных сил и полицейских формирований, и необходимый для каждой операции военный и полицейский персонал по просьбе Организации предоставляют государства-члены. Миротворцы носят военную форму своих стран, и об их принадлежности к миротворческому контингенту ООН свидетельствуют только голубая каска или берет и опознавательный значок.

Гражданский персонал операций по поддержанию мира – это международные гражданские служащие, набор и развертывание которых осуществляет Секретариат ООН.

Генеральный секретарь затем готовит регулярные отчеты Совету Безопасности о выполнении мандата миссии.

Совет Безопасности рассматривает эти отчеты и обзоры и, если требуется, обновляет и корректирует мандат миссии до ее завершения или закрытия.

ООН начала свою миротворческую деятельность в 1948 г. с учреждения Органа ООН по наблюдению за выполнением условий перемирия (ОНВУП) на Ближнем Востоке. С тех пор в общей сложности было проведено 68 операций по поддержанию мира.

С 1948 г. более 130 стран предоставляли свой военный и полицейский персонал и гражданских сотрудников для проведения миротворческих операций ООН. За время, прошедшее после учреждения первой операции по поддержанию мира, под флагом ООН служило более миллиона военнослужащих, полицейских и гражданских лиц.

В настоящее время на четырех континентах развернуто 16 операций ООН по поддержанию мира.

Первоначально операции по поддержанию мира представляли собой в основном операции по обеспечению соблюдения соглашений о прекращении огня и разъединении враждующих сторон после межгосударственных войн.

Совет Безопасности ООН начал направлять миротворцев и в такие зоны конфликтов, где не было достигнуто прекращение огня и не было получено согласие всех сторон в конфликте на присутствие миротворческих войск (например, миротворческая операция в Сомали). Некоторые задачи, порученные этим миротворческим миссиям, оказалось невозможно выполнить с теми ресурсами и персоналом, которые у них имелись. Эти неудачи, самыми болезненными из которых стали массовые убийства в Сребренице (Босния) в 1995 г. и в Руанде в 1994 г., вынудили ООН тщательно проанализировать концепцию операций по поддержанию мира.

ДОПМ укрепил подразделения, обеспечивающие миссии военными и полицейскими советниками. Он создал новое подразделение – Группу по передовой практике миротворческой деятельности, которая должна анализировать накапливаемый опыт и предоставлять миссиям рекомендации по гендерным вопросам; принимать меры по улучшению поведения миротворцев; планировать программы разоружения, демобилизации и реинтеграции; и разрабатывать методы охраны правопорядка и решения других задач. Для обеспечения наличия бюджетных средств у каждой новой миссии с момента её учреждения был создан механизм финансирования на предмандатном этапе, а база материально-технического снабжения ДОПМ в Бриндизи (Италия) получила финансовые средства для закупки стратегических запасов, необходимых для развертывания миссий. Была укреплена система непрерывного обучения дополнительного персонала на случай быстрого развертывания. ДОПМ реорганизовал систему резервных соглашений ООН (ЮНСАС), которая включает реестр конкретных ресурсов государств – членов, в том числе военных и гражданских специалистов, материалы и имущество, предоставляемые для нужд операций ООН. Обновлённая ЮНСАС ныне предусматривает предоставление сил в течение первых 30-90 дней с момента учреждения новой операции.

Военнослужащие, проходящие службу в составе операций ООН по поддержанию мира, получают денежное довольствие от правительств своих стран. При этом эти страны получают компенсацию от ООН. Все государства-члены ООН обязаны выплачивать свои доли расходов на операции по поддержанию мира в соответствии с формулой, которую они сами установили.

Начиная с 90-х годов ХХ века миротворческая деятельность ООН все больше осуществляется во взаимодействии с региональными организациями. Первой операцией ООН, развернутой в том же месте, где проводилась операция региональных сил по поддержанию мира, стала миссия в Либерии в 1993 г. Региональные силы были направлены туда Экономическим сообществом западноафриканских государств (ЭКОВАС). В 1994 г. миссия ООН в Грузии начала сотрудничать с миротворческими силами СНГ. Во второй половине 1990-х годов миротворческие операции, в Боснии и Герцеговине и Косово проводились ООН совместно с НАТО, ЕС и ОБСЕ. В Афганистане возглавляемые НАТО Международные силы содействия безопасности для Афганистана тесно взаимодействуют с миссией ООН по оказанию политической поддержки.

Перечень миротворческих миссий и операций ООН:

С 1948 г. по настоящее время: Орган ООН по наблюдению за выполнением условий перемирия (ОНВУП), Ближний Восток.

С 1949 г. по настоящее время: Группа военных наблюдателей ООН в Индии и Пакистане (ГВНООНИП), Индия, Пакистан.

1956-1967 гг.: Первые Чрезвычайные вооруженные силы ООН I (ЧВС ООН I), Египет, Израиль.

1958 г.: Группа ООН по наблюдению в Ливане (ЮНОГИЛ), Ливан.

1960-1964 гг.: Операция ООН в Конго (ОНУК), ДР Конго.

1962-1963 гг.: Силы безопасности ООН в Западной Новой Гвинее (Западном Ириане) (СБООН), Нидерландская Новая Гвинея.

1963-1964 гг.: Миссия ООН по наблюдению в Йемене (МООННЙ), Йемен.

С 1964 г. по настоящее время: Вооруженные силы ООН по поддержанию мира на Кипре (ВСООНК), Республика Кипр, Турецкая Республика Северного Кипра.

1965-1966 гг.: Миссия Представителя Генерального секретаря ООН в Доминиканской Республике (ДОМРЕП), Доминиканская Республика.

1965-1966 гг.: Индо-пакистанская миссия ООН по наблюдению (ЮНИПОМ), Индия, Пакистан.

1973-1979 гг.: Вторые Чрезвычайные вооруженные силы ООН II (ЧВС ООН II), Египет, Израиль.

С 1974 г. по настоящее время: Силы ООН по наблюдению за разъединением (СООННР), Сирия, Израиль.

С 1978 г. по настоящее время: Временные силы ООН в Ливане (ВСООНЛ), Ливан.

1989-1991 гг.: Контрольная миссия ООН в Анголе I (КМООНА I), Ангола.

1989-1990 гг.: Группа ООН по оказанию помощи в переходный период (ЮНТАГ), Намибия, Ангола.

1989-1992 гг.: Группа наблюдателей ООН в Центральной Америке (ГНООН в ЦА), Гватемала, Гондурас, Коста-Рика, Никарагуа, Сальвадор.

1991-2003 гг.: Ирако-кувейтская миссия ООН по наблюдению (ИКМООНН), Ирак, Кувейт.

1991-1995 гг.: Контрольная миссия ООН в Анголе II (КМООНА II), Ангола.

1991-1995 гг.: Миссия наблюдателей ООН в Сальвадоре (МНООНС), Сальвадор.

С 1991 г. по настоящее время: Миссия ООН по проведению референдума в Западной Сахаре (МООНРЗС), Западная Сахара.

1991-1992 гг.: Передовая миссия ООН в Камбодже (ПМООНК), Камбоджа.

1991-1995 гг.: Силы ООН по охране (СООНО), Бывшая Югославия, Босния и Герцеговина, Македония, Хорватия, СР Югославия.

1992-1993 гг.: Временный орган ООН в Камбодже (ЮНТАК), Камбоджа.

1992-1993 гг. Операция ООН в Сомали I (ЮНОСОМ I), Сомали.

1992-1994 гг.: Операция ООН в Мозамбике (ЮНОМОЗ), Мозамбик.

1993-1995 гг.: Операция ООН в Сомали II (ЮНОСОМ II), Сомали.

1993-1994 гг.: Миссия наблюдателей ООН Уганда-Руанда (МНООНУР), Уганда, Руанда.

1993-2009 гг.: Миссия ООН по наблюдению в Грузии (МООННГ), Грузия.

1993-1997 гг.: Миссия наблюдателей ООН в Либерии[en] (МНООНЛ), Либерия.

1993-1996 гг.: Mиссия ООН в Гаити[en] (МООНГ), Гаити.

1993-1996 гг.: Миссия ООН по оказанию помощи Руанде (МООНПР), Руанда.

1994 г.: Миссия наблюдателей ООН в полосе Аозу (ГНООНПА), Чад.

1994-2000 гг.: Миссия наблюдателей ООН в Таджикистане (МНООНТ), Таджикистан.

1995-1997 гг.: Контрольная миссия ООН в Анголе III (КМООНА III), Ангола.

1995-1996 гг.: Операция ООН по восстановлению доверия в Хорватии (ОООНВД), Хорватия.

1995-1999 гг.: Силы превентивного развертывания ООН (СПРООН), Македония.

1995-2002 гг.: Миссия ООН в Боснии и Герцеговине (МООНБГ), Босния и Герцеговина.

1996-1998 гг.: Временная администрация Организации Объединённых Наций для Восточной Славонии, Бараньи и Западного Срема (ВАООНВС), Хорватия.

1996-2002 гг.: Миссия наблюдателей ООН на Превлакском полуострове (МНООНПП), Хорватия.

1996-1997 гг.: Миссия ООН по поддержке в Гаити (МООНПГ), Гаити.

1997 г.: Контрольная миссия ООН в Гватемале (МИНУГУА), Гватемала.

1997-1999 гг.: Миссия наблюдателей ООН в Анголе (МНООНА), Ангола.

1997 г.: Переходная миссия ООН в Гаити (ПМООНГ), Гаити.

1998 г.: Группа ООН по поддержке гражданской полиции (ГППООН), Хорватия.

С 1999 г. по настоящее время: Миссия ООН по делам временной администрации в Косово (МООНК), СР Югославия (Сербия), Республика Косово.

1999-2005 гг.: Миссия ООН в Сьерра-Леоне (МООНСЛ), Сьерра-Леоне.

1999-2002 гг.: Временная администрация ООН в Восточном Тиморе (ВАООНВТ), Индонезия, Восточный Тимор.

1999-2010 гг.: Миссия ООН в Демократической Республике Конго (МООНДРК), ДР Конго.

2000-2008 гг.: Миссия ООН в Эфиопии и Эритрее (МООНЭЭ), Эфиопия.

С 2002 г. по настоящее время: Миссия ООН по содействию Афганистану (МООНСА), Афганистан.

2002-2005 гг.: Миссия ООН по поддержке в Восточном Тиморе (МООНПВТ), Восточный Тимор.

С 2003 г. по настоящее время: Миссия ООН в Либерии (МООНЛ), Либерия.

С 2004 г. по настоящее время: Операция ООН в Кот-д'Ивуаре (ОООНКИ), Кот-д’Ивуар.

С 2004 г. по настоящее время: Миссия ООН по стабилизации в Гаити (МООНСГ), Гаити.

2004-2006 гг.: Операция ООН в Бурунди (ОНЮБ), Бурунди.

2005-2011 гг.: Миссия ООН в Судане (МООНВС), Судан.

2006-2012 гг.: Интегрированная миссия ООН в Тиморе-Лешти (ИМООНТ), Восточный Тимор.

С 2007 г. по настоящее время: Смешанная операция Африканского союза и ООН в Дарфуре (ЮНАМИД), Судан.

2007-2010 гг.: Миссия ООН в Центральноафриканской Республике и Чаде, (МИНУРКАТ), Чад, ЦАР.

С 2010 г. по настоящее время: Миссия ООН по стабилизации в Демократической Республике Конго (МООНСДРК), ДР Конго.

С 2011 г. по настоящее время: Временные силы ООН по обеспечению безопасности в Абьее (ЮНИСФА), Судан.

С 2011 г. по настоящее время: Миссия ООН в Республике Южный Судан (МООНЮС), Южный Судан.

С 2011 г. по настоящее время: Миссия ООН по поддержке в Ливии (МООНПЛ), Ливия.

2012 г.: Миссия ООН по наблюдению в Сирии (МООННС), Сирия.

С 2013 г. по настоящее время: Многопрофильная комплексная миссия ООН по стабилизации в Мали (МИНУСМА), Мали.

Существуют три основных принципа, которые позволяют по‑прежнему рассматривать операции ООН по поддержанию мира как самостоятельный инструмент по обеспечению международного мира и безопасности.

Эти три принципа связаны между собой и подкрепляют друг друга:

  1. согласие сторон
  2. беспристрастность
  3. неприменение силы, за исключением случаев самообороны и защиты мандата

1. Согласие сторон

Операции ООН по поддержанию мира развертываются с согласия основных сторон конфликта. Это требует приверженности сторон политическому процессу. Их согласие на проведение операции по поддержанию мира обеспечивает ООН необходимую свободу действий в политическом и физическом аспектах для выполнения задач, предусмотренных ее мандатом.

В отсутствие такого согласия операция по поддержанию мира рискует стать одной из сторон конфликта и быть вынужденной применить принудительные меры, выходя за рамки своей главной роли по поддержанию мира.

Сам факт согласия основных сторон на развертывание операции Организации Объединенных Наций по поддержанию мира не обязательно подразумевает или гарантирует наличие согласия на местном уровне, если основные стороны раздроблены внутри или имеют слабые системы командования и контроля. Всеобщее согласие становится еще менее вероятным в неустойчивых ситуациях, характеризующихся существованием вооруженных групп, не контролируемых ни одной из сторон, или других деструктивных сил.

2. Беспристрастность

Беспристрастность имеет важнейшее значение для обеспечения согласия и сотрудничества основных сторон, но ее не следует путать с нейтральным отношением или бездействием. Миротворцы Организации Объединенных Наций должны быть беспристрастными по отношению к сторонам конфликта, но не нейтральными при выполнении своего мандата.

Подобно хорошему судье, который является беспристрастным, но наказывает за нарушения, операция по поддержанию мира не должна мириться с действиями сторон, нарушающих обязательства по мирному процессу или международные нормы и принципы, которые отстаивает операция Организации Объединенных Наций по поддержанию мира.

Несмотря на необходимость в установлении и поддержании хороших отношений со сторонами конфликта, операция по поддержанию мира должна всячески избегать действий, которые могут поставить под сомнение ее беспристрастность. Миссия не должна уклоняться от неукоснительно соблюдения принципа беспристрастности из-за опасений неправильного понимания или возмездия.

Такое несоблюдение может подорвать авторитет и легитимность операции по поддержанию мира и привести к отзыву согласия на ее присутствие одной или несколькими сторонами конфликта.

3. Неприменение силы, за исключением случаев самообороны и защиты мандата

Операции ООН по поддержанию мира не являются инструментом принуждения. Однако они могут применить силу на тактическом уровне с санкции Совета Безопасности, если они действуют в интересах самообороны и защиты мандата.

Несмотря на то что на местах жесткие меры по поддержанию мира могут иногда казаться схожими с действиями по принуждению к миру, как они предусмотрены в главе VII Устава Организации Объединенных Наций, не следует путать эти два понятия.

  • Жесткие меры по поддержанию мира подразумевают применение силы на тактическом уровне с санкции Совета Безопасности и при согласии принимающего государства и/или основных сторон конфликта.
  • Напротив, действия по принуждению к миру не требуют согласия основных сторон и могут включать применение военной силы на стратегическом или международном уровне, что в обычной ситуации запрещено государствам-членам согласно пункту 4 статьи 2 Устава, за исключением случаев, когда такое применение силы санкционировано Советом Безопасности.

Операция ООН по поддержанию мира может применить силу только в качестве крайней меры. Такие действия должны быть в любом случае точно выверены, соразмерны и целесообразны и применяться в рамках принципа достижения желаемого результата с помощью минимальной силы, при сохранении согласия на присутствие миссии и выполнение ее мандата. Применение силы со стороны операции ООН по поддержанию мира всегда имеет политические последствия и нередко приводит к непредсказуемым последствиям.

Решения относительно применения силы необходимо принимать на надлежащем уровне в рамках миссии и с учетом ряда факторов, включая потенциал миссии; восприятие со стороны общественности; гуманитарные последствия; защиту войск; охрану и безопасность персонала; и, самое главное, влияние таких действий на сохранение общенационального и местного согласия на присутствие миссии.

Российские миротворцы в Карабахе: кто и как их обеспечивает?

29 ноября по железнодорожному маршруту Ялама-Баку-Евлах-Барда проследовал груз, предназначенный для российских миротворцев, размещенных в Карабахе. Военнослужащие, автомобили и спецтехника, а также другая логистическая техника, ввозимые в нашу страну по железной дороге из России, прошли пограничный и таможенный контроль. Выгруженный из вагонов груз был доставлен в пункт назначения автомобильным транспортом по маршруту Барда-Агдам-Ханкенди в сопровождении военной полиции министерства обороны Азербайджана в заранее спланированном порядке.

Перемещенный груз и личный состав перевезены в соответствии с трехсторонним соглашением, которым предусмотрено определенное количество военнослужащих, военной и специальной техники, транспортных средств. Часть подлежащего развертыванию контингента вошла в Нагорный Карабах через Лачинский коридор с территории Армении. Часть грузов принято решение транспортировать в регион через Азербайджан. Последнее может только приветствоваться, так как это лишнее указание на признание Россией Нагорного Карабаха территорией Азербайджана, как о том говорил недавно Президент РФ Владимир Путин. Это также явное свидетельство приверженности России международному праву и стратегическому партнерству с Азербайджаном.

Миротворцы помогали при передаче Кельбаджарского района Азербайджану - ВИДЕО

Миротворцы помогали при передаче Кельбаджарского района Азербайджану - ВИДЕО

Как известно, Россия не граничит с Арменией. Перевозка грузов по воздуху, а затем в Нагорный Карабах по неудобному и труднопроходимому Лачинскому коридору - это пустая трата времени и большие расходы. Между тем, для таких перевозок как нельзя лучше подходит современная транспортно-логистическая инфраструктура Азербайджана.

Не стоит забывать времена, когда въезд на в тот период оккупированные территории Азербайджана осуществлялся только из Армении, что было грубым нарушением международного законодательства и неуважением к суверенитету Азербайджана. Теперь, после победы Азербайджана и завершения конфликта ситуация кардинально изменилась. И, кстати, тем международным организациям, которые пытаются оказывать армянам Карабаха гуманитарную помощь, тоже стоит не забывать об этом.

"Надо сказать, что Азербайджан в этой войне одержал однозначную и досрочную победу, полностью восстановил свою территориальную целостность. Все пункты подписанного главами Азербайджана, России и Армении трехстороннего заявления выполняются. Все эти пункты согласованы с Азербайджана и отвечают интересам нашей страны. Миротворческая миссия, которую осуществляет российская сторона, осуществляется на территории Азербайджана и на нашей территории нет оккупационных сил", - сказал в беседе с Day.Az военный эксперт, бывший командир корпуса, кавалер ордена "Азербайджанское знамя", полковник запаса Шаир Рамалданов.


Азербайджан уже назначил комендантов в освобожденные районы, идет процесс восстановления инфраструктуры, разминирование и так далее. Азербайджанские войска располагаются не на некой линии соприкосновения, а на государственной границе между Азербайджаном и Арменией. Нет никаких сомнений, что Азербайджан в этой войне достиг поставленной цели с наименьшими потерями и за короткое время.

Что касается миротворческих сил. Эти силы выполняют свои функциональные обязанности по согласованию с Азербайджаном и размещаясь на территории Азербайджана.

Естественно, что если миротворцы находятся на территории Азербайджана, то все коммуникации для обеспечения их материальными средствами и оборудованием должны пересекать государственную границу. Не важно - из Армении или из России. Территория размещения миротворческих сил согласована с азербайджанской стороной. Если до этого вооружение и прочие средства для миротворческих сил поступали только через Армению, теперь часть грузов из России была переправлена железнодорожным транспортом. Грузы по железной дороге прибыли в Барду, а оттуда в сопровождении азербайджанской военной полиции были доставлены к месту назначения, согласованному с азербайджанской стороной. Подчеркну - все эти перевозки, все эти грузы, которые поступают на территорию Азербайджана, строго согласовываются с азербайджанской стороной. Не только содержание грузов, но и маршруты их перевозки.

Российские миротворцы через Баку отправлены в Ханкенди - ФОТО - ВИДЕО

Российские миротворцы через Баку отправлены в Ханкенди - ФОТО - ВИДЕО

Все это решается в рабочем порядке. Естественно, миротворцы находятся на территории Азербайджана, и материальное обеспечение может поступать тоже только через территорию Азербайджана. А по какому маршруту, это уже согласуется между азербайджанской и российской сторонами.

Читайте также: