Криминальный лоббизм как форма коррупции рб

Обновлено: 04.07.2024

Также данная книга доступна ещё в библиотеке. Запишись сразу в несколько библиотек и получай книги намного быстрее.

Посоветуйте книгу друзьям! Друзьям – скидка 10%, вам – рубли

По вашей ссылке друзья получат скидку 10% на эту книгу, а вы будете получать 10% от стоимости их покупок на свой счет ЛитРес. Подробнее

  • Объем: 340 стр. 1 иллюстрация
  • Жанр:м онографии, ю риспруденция
  • Теги:Б еларусь, б орьба с коррупцией, к оррупцияРедактировать

NATIONAL ACADEMY OF SCIENCES OF BELARUS

Department of Humanitarian Sciences and Arts


G. A. Vasilevich

IMPORTANT DIRECTIONS OF COUNTERING CORRUPTIONS THE REPUBLIC OF BELARUS AT THE PRESENT STAGE

“Belaruskaya navuka” 2018

доктор юридических наук, профессор И. О. Грунтов,

доктор юридических наук, профессор В. Б. Шабанов

Введение

С древних времен корысть, к сожалению, была одним из мотивов негативного поведения человека. Желание обогатиться за счет грабежа соседних государств, а также отдаленных территорий и в далеком, и не столь далеком прошлом часто выступало причиной войн. В рамках отдельных государств посягательство на чужую собственность – довольно распространенное явление. Когда речь идет о корыстных имущественных преступлениях, совершаемых насильственным путем, общество действует более консолидированно, требует наказания виновных; люди часто исполняют гражданский долг, задерживая тех, кто совершил грабеж, разбой или кражу государственного или личного имущества. Сложнее обстоит дело с правонарушениями коррупционной направленности. Данные правонарушения имеют латентный характер, их трудно выявить. Не всегда, когда о них стало известно в трудовом коллективе, об этом информируются правоохранительные органы.

И в наши дни, например в Китае, еще практиковалось проведение публичного исполнения смертной казни коррупционеров с демонстрацией по телевидению. Одно несомненно, коррупция жива и проявляет себя как явление, причем не только в странах молодой демократии, но и в государствах Западной Европы, т. е. факты коррупции также распространены и в странах старой демократии. Явления такого рода в Южной Корее, Франции, Германии (дизельный скандал), США подтверждают это.

Свои примеры есть и в России, и в Беларуси: арест губернатора Сахалинской области по подозрению в многомиллионных взятках или арест (отстранение от работы) и осуждение более тридцати таможенников таможенного поста в Гродненской области, т. е. каждого третьего сотрудника этого поста; уголовный процесс над сотрудником правоохранительных органов России Захарченко, в квартире которого было обнаружено более 8 млрд российских рублей; растраты зарплатного фонда на дорогостоящие покупки, которые допустил бывший субподрядчик строительства космодрома Восточный. В наших газетах уже писали, что у одного из белорусских таможенников не самого высокого должностного уровня при обыске нашли 1 млн 800 тыс. долл. США. Где был ведомственный контроль в рамках таможенной системы? Этот подпольный долларовый миллионер не опасался даже возможного Остапа Бендера, так как хранил нажитые непомерным трудом деньги под ванной в не сдаваемой под охрану квартире. Вообще таможенная сфера одна из проблемных, ее постоянно сотрясают коррупционные скандалы. Интересно, что ни в 90-е годы прошлого столетия, ни сейчас никто из молодых специалистов, которые направлялись в систему таможни, не жаловался на условия работы и готовы были и в зной, и в дождь пребывать на таможенном посту; публично не сообщалось об отказах от явки по распределению. Туда направлялись лучшие выпускники.

Безусловно, имеются и другие проблемные сферы. Особенно большой экономический вред причиняется в связи со злоупотреблениями при государственных закупках. Общество много теряет от приписок.

Коррупция разрушает государство, она разлагает не только государственный аппарат, но и граждан, для которых при безнаказанности проштрафившихся чиновников становится очевидным, что обогащаться незаконным способом можно, что это наиболее легкий путь.

Противодействие коррупции в настоящее время является задачей всех современных государств, которые желают, чтобы экономика развивалась в интересах всего общества. Это явление стало предметом особой заботы международного сообщества. В национальных государствах изыскиваются различные средства противодействия коррупции, изучается зарубежный опыт, принимаются соответствующие программы по противодействию коррупции.

Однако, не призывая посыпать голову пеплом, все же нам есть над чем работать. И эта работа должна быть активной и наступательной. Иначе факт коррумпированности все больше будет приобретать политическую окраску.

В предлагаемой читателю книге автор сосредоточился на ключевых проблемах противодействия коррупции. Меньше, чем в ряде иных публикаций, уделено внимания уголовной ответственности за коррупционные преступления. Это обусловлено тем, что в юридической литературе недостаточно рассмотрены иные дефекты нормотворчества и правоприменения, которые способствуют совершению коррупционных правонарушений и препятствуют надлежащей организации работы, комплексному подходу к исключению из нашей действительности коррупции.

В монографии рассматриваются вопросы не только теоретического, но и практического характера. Конечно, важно уделять внимание теории вопроса, раскрывая то или иное понятие, обсуждая его, призывая к ужесточению ответственности и т. и., но еще важнее предложить конкретные пути решений тех теоретических изысканий, которые проведены. Без этого отдача от науки будет оставаться низкой. По этой причине автор в каждом разделе своего исследования предлагает направления совершенствования законодательства и правоприменительной практики.

Рассчитываем, что книга будет полезна сотрудникам научных и учебных заведений, а также правоохранительных органов, всем, кто интересуется проблемами противодействия коррупции. Отметим, что позиция автора в процессе изучения существующих проблем несколько менялась. Часть идей, высказанных в период работы на государственной службе, удалось реализовать в законодательстве, некоторые из них еще ждут своего решения. В ряде случаев в силу убежденности автора в правильности собственной позиции и нерешенности поднимаемых им вопросов в законодательстве приходится неоднократно возвращаться к высказанным идеям и предложениям, акцентируя на них внимание.

Глава 1
Коррупция как социально-правовое явление

1.1. Понятие, виды и формы коррупции

Отметим, что правительства ряда развитых стран взяли на себя миссию по предотвращению международной коррупции, что проявляется в поощрении имплементации антикоррупционных конвенций в национальную систему отдельных государств, усилении прозрачности и подотчетности в сфере международной торговли, кредитовании экспорта, принятии усилий по предупреждению отмывания денег, полученных преступным путем, исключении сокрытия налогов, движении нелегальных денежных потоков [5, с. 234–235].

Определение понятия должностного лица дано в части четвертой статьи 4 Уголовного кодекса Республики Беларусь (далее – УК), при этом в части пятой изложено понятие должностного лица, занимающего ответственное положение. Так, под должностными лицами понимаются:

1) представители власти, т. е. депутаты Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь, члены Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь, депутаты местных Советов депутатов, а равно государственные служащие, имеющие право в пределах своей компетенции отдавать распоряжения или приказы и принимать решения относительно лиц, не подчиненных им по службе;

2) представители общественности, т. е. лица, не находящиеся на государственной службе, но наделенные в установленном порядке полномочиями представителя власти при выполнении обязанностей по охране общественного порядка, борьбе с правонарушениями, по отправлению правосудия;

3) лица, постоянно или временно либо по специальному полномочию занимающие в учреждениях, организациях или на предприятиях (независимо от форм собственности), в Вооруженных Силах Республики Беларусь, других войсках и воинских формированиях Республики Беларусь должности, связанные с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных обязанностей, либо лица, уполномоченные в установленном порядке на совершение юридически значимых действий;

4) должностные лица иностранных государств, члены иностранных публичных собраний, должностные лица международных организаций, члены международных парламентских собраний, судьи и должностные лица международных судов.

Среди государственных должностных лиц закон выделяет тех, кто занимает ответственное положение. Это Президент Республики Беларусь, Председатель Палаты представителей и Председатель Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь, Премьер-министр Республики Беларусь и их заместители, руководители государственных органов, непосредственно подчиненных или подотчетных Президенту Республики Беларусь, Парламенту Республики Беларусь, Правительству Республики Беларусь, и их заместители, иные государственные должностные лица, должности которых включены в кадровые реестры Главы государства Республики Беларусь и Совета Министров Республики Беларусь; руководители местных Советов депутатов, исполнительных и распорядительных органов и их заместители; судьи; прокуроры областей, города Минска, прокуроры районов, районов в городах, городов, межрайонные и приравненные к ним транспортные прокуроры и их заместители; начальники следственных подразделений, органов дознания и их заместители (за исключением капитанов морских или речных судов, командиров воздушных судов, находящихся вне пределов Республики Беларусь, и их заместителей), следователи; руководители органов Комитета государственного контроля Республики Беларусь, внутренних дел, государственной безопасности, пограничной службы, таможенных, налоговых органов и их заместители.

Как уже отмечалось нами, в статье 4 УК содержится ряд определений, которые даны, как это следует из части первой указанной статьи, в целях единообразного и точного применения терминов, используемых в УК. В части четвертой данной статьи перечислены лица, которых следует относить к должностным лицам.

Такое разъяснение ориентировало практику на ограничительное понимание должностного лица по признаку совершения им юридически значимых действий. При этом не было обеспечено единого подхода к решению вопроса о том, являются ли должностными лицами по признаку совершения юридически значимых действий преподаватели высших или средних специальных учебных заведений, принимающие курсовые экзамены либо зачеты. При получении вознаграждения за положительные оценки знаний студентов или учащихся на курсовых экзаменах либо зачетах в одних случаях они привлекаются к уголовной ответственности за получение взятки, в других аналогичных ситуациях такие лица не признаются должностными и вследствие этого не привлекаются к уголовной ответственности ввиду отсутствия указанного состава преступления. Например, судом Ленинского района г. Гродно 12 октября 2000 г. осужден гражданин М. по части первой статьи 169 УК 1960 г. за то, что он, являясь старшим преподавателем Гродненского филиала коммерческого Университета управления, получил взятку в размере 200 долл. США за положительное решение вопроса о сдаче студентом зачета по семейному и международному праву.

Судом Советского района г. Минска 21 апреля 2000 г. была оправдана по обвинению в совершении преступления, предусмотренного частью второй статьи 169 УК 1960 г., гражданка С., которая, будучи старшим преподавателем кафедры физического воспитания и спорта Белорусской государственной политехнической академии, с декабря 1999 г. по январь 2000 г. неоднократно вымогала и получала от студентов в качестве взяток денежные средства, а также имела выгоду имущественного характера за благоприятное решение вопросов, входящих в ее компетенцию. Вывод суда был обоснован тем, что гражданка С. не является должностным лицом, а поэтому не может нести ответственность за получение взятки. Определением судебной коллегии по уголовным делам Минского городского суда от 13 июня 2000 г., постановлением президиума Минского городского суда от 13 сентября 2000 г. и определением судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда Республики Беларусь от 22 декабря 2000 г. приговор оставлен без изменения, а приносимые протесты прокуроров, в которых ставился вопрос об отмене судебных постановлений в связи с незаконным ее оправданием, – без удовлетворения.

В связи с этим Конституционный Суд отметил отсутствие единообразной судебной практики применения понятия должностного лица по признаку совершения им юридически значимых действий, а также то, что такое положение не способствует обеспечению выполнения государством возложенной на него Конституцией (ст. 59) обязанности принимать все доступные ему меры создания внутреннего порядка, необходимого для полного осуществления прав и свобод граждан Республики Беларусь, не обеспечивает принципа неотвратимости ответственности лиц, виновных в совершении преступлений против интересов службы, в частности взяточничества, а также нарушает принцип равенства всех перед законом, закрепленный в статье 22 Конституции.

Рассматривая поставленный в обращении Совета Министров вопрос о том, являются ли должностными лицами преподаватели высших или средних специальных учебных заведений, принимающие у студентов или учащихся курсовые экзамены либо зачеты, Конституционный Суд основывается на общепринятом понятии юридически значимых действий, а также на нормативных актах Министерства образования Республики Беларусь, определяющих права и обязанности преподавателей и студентов или учащихся указанных учебных заведений, правовые последствия невыполнения возложенных на студентов или учащихся обязанностей, связанных с изучением преподаваемых дисциплин.

В части четвертой статьи 4 УК содержится определение понятия должностного лица. При этом если в пунктах 1 и 2 части четвертой данной статьи законодатель использует признак, определяющий должностное лицо как лицо, наделенное властными полномочиями (представитель власти, представитель общественности, наделенный полномочиями представителя власти), то в пункте 3 части четвертой статьи 4 УК – признак, определяющий должностное лицо по характеру выполняемых им иных полномочий. В данном пункте предусматриваются три вида таких полномочий:

Читайте также: