Обязана ли счетная палата на основе письма обращения провести внеплановую проверку

Обновлено: 16.05.2024

Вопрос: Может ли лицо, в отношении которого проводится проверка Роспотребнадзора, ознакомиться с заявлением лица, по которому проводится проверка и с иными материалами проверки. В какой срок должны ознакомиться с материалами дела?

Положением Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" не предусмотрено ознакомление лица, в отношении которого проводится проверка, с заявлением (жалобой) гражданина, которое послужило основанием для организации внеплановой проверки.

В соответствии с ст. 21 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ руководитель, иное должностное лицо или уполномоченный представитель юридического лица, индивидуальный предприниматель, его уполномоченный представитель при проведении проверки имеют право:

- знакомиться с документами и (или) информацией, полученными органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля в рамках межведомственного информационного взаимодействия от иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, в распоряжении которых находятся эти документы и (или) информация (п. 2.1);

- знакомиться с результатами проверки и указывать в акте проверки о своем ознакомлении с результатами проверки, согласии или несогласии с ними, а также с отдельными действиями должностных лиц органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля (п. 3).

Также, статьёй 18 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ должностные лица органа государственного контроля (надзора) при проведении проверки обязаны

предоставлять руководителю, иному должностному лицу или уполномоченному представителю юридического лица, индивидуальному предпринимателю, его уполномоченному представителю, присутствующим при проведении проверки, информацию и документы, относящиеся к предмету проверки (п.6);

знакомить руководителя, иного должностного лица или уполномоченного представителя юридического лица, индивидуального предпринимателя, его уполномоченного представителя с результатами проверки (7).

В данном случае, предметом внеплановой проверки является соблюдение юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем в процессе осуществления деятельности обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами.

Таким образом, юридическое лицо, индивидуальный предприниматель может ознакомиться с документами, регламентирующими соблюдение обязательных требований в процессе осуществления деятельности.

В то же время, ознакомление с заявлением (жалобой) гражданина возможно на стадии производства по делу об административном правонарушении в соответствии со ст. 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

2.Если по одному и тому же вопросу жалоба поступает в Прокуратуру и в Роспотребнадзор, может ли Роспотребнадзор прекратить проведение проверки?

Основанием для прекращения предварительной проверки, внеплановой проверки является выявление после начала соответствующей проверки анонимности обращения или заявления, явившихся поводом для ее организации, либо установление заведомо недостоверных сведений, содержащихся в указанных обращениях или заявлениях (п. 3.4 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ). Данная норма является императивной и расширенному толкованию не подлежит. Иных оснований для прекращения внеплановой проверки Федеральный закон от 26.12.2008 N 294-ФЗ не содержит.

В соответствии с ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, подлежит обязательному рассмотрению.

Предварительная проверка

Согласно положениям п. 3.2 ст. 10 Федерального закона № 294-ФЗ, в случае если поступившее обращение, заявление граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информация от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации о фактах указанных в подп. а,б,в п.2 ч.2 ст.10 294-ФЗ (возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям; причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям; нарушение прав потребителей) не позволяет провести внеплановую проверку, то по ним может быть проведена предварительная проверка.

Предусмотренная ч. 3.2 ст. 10 Федерального закона №294-ФЗ предварительная проверка может быть проведена только в случае если отсутствует достоверная информация в обращении, заявлении, информации:

О лице, допустившем нарушение обязательных требований

О достаточных данных о нарушении обязательных требований

О фактах, указанных в п.2 ч. 2 ст. 10:

-угроза причинения вреда жизни и здоровью;

-причинение вреда жизни и здоровью;

При отсутствии вышеуказанной информации проверка не проводится, заявителю по результатам рассмотрения обращения дается ответ о невозможности проведения проверки поскольку отсутствует информация.

1.Должностные лица рассматривающие обращения, предложение о проведении предварительной проверки оформляют в виде проекта приказа о проведении предварительной проверки.

2.Должностные лица проводят предварительную проверку в сроки, которые должны позволить, при необходимости провести другие мероприятия в рамках рассмотрения обращения с подготовкой ответа в сроки в соответствии с Федеральным законом №59-ФЗ.

В рамках предварительной проверки могут быть приняты следующие меры:

Запрос дополнительных сведений и материалов (в том числе в устном порядке) у лиц, направивших заявления и обращения, представивших информацию.

Рассмотрение документов юридического лица, индивидуального предпринимателя, имеющихся в распоряжении Роспотребнадзора.

Мероприятия по контролю, осуществляемые без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями.

Данные мероприятия проводятся при необходимости и без возложения на указанных лиц обязанности по представлению информации и исполнению требований органов государственного контроля.

4. Запрос пояснений в отношении полученной информации у юридического лица, индивидуального предпринимателя.

Но представление таких пояснений и иных документов не является обязательным.

По результатам предварительной проверки должно быть принято одно из следующих решений в случае, если выявлено лицо (а), допустившее (ие) нарушение обязательных требований и получены достаточные данные о нарушении обязательных требований либо о фактах, указанных в части 2 ст.10 то в таком случае выносится мотивированное представление о назначении внеплановой проверки.

В связи с внесением изменений в Федеральный закон от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" Управление впервые наделено полномочием по направлению в адрес юридических лиц, индивидуальных предпринимателей предостережений о недопустимости нарушения обязательных требований.

Предостережение направляется при наличии у органа государственного контроля (надзора) сведений о готовящихся нарушениях или о признаках нарушений обязательных требований, при условии, что данные нарушения не причинили вред жизни, здоровью граждан, окружающей среде и т.д. либо не создали непосредственную угрозу указанных последствий. Также, одним из условий направления предостережения является отсутствие ранее привлечения к ответственности юридического лица, индивидуального предпринимателя за нарушение соответствующих требований.

Порядок составления и направления органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами, утвержден Постановлением Правительства РФ от 10.02.2017 N 166 (далее – Порядок).

В соответствии с указанным Порядком предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований содержит информацию о том, какие действия (бездействие) юридического лица, индивидуального предпринимателя приводят или могут привести к нарушению обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами, а также предложение юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю принять меры по обеспечению соблюдения обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами.

По результатам рассмотрения предостережения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем могут быть поданы в орган государственного контроля (надзора), направивший предостережение, возражения.

Орган государственного контроля (надзора) рассматривает возражения, по итогам рассмотрения направляет юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю в течение 20 рабочих дней со дня получения возражений ответ.

Результаты рассмотрения возражений используются органом государственного контроля (надзора) для целей организации и проведения мероприятий по профилактике нарушения обязательных требований, совершенствования применения риск-ориентированного подхода при организации государственного контроля (надзора) и иных целей, не связанных с ограничением прав и свобод юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

3. Мероприятия по контролю без взаимодействия с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями.

Положения статьи 8.3 Федерального закона 294-ФЗ содержат положения относительно организации и порядка проведения мероприятий по контролю без взаимодействия с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, в том в части проведения исследований воздуха, воды, почвы, недр для социально-гигиенического мониторинга.

Согласно п. 2 ст. 8.3 Федерального закона 294-ФЗ мероприятия по контролю без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями проводятся на основании заданий на проведение таких мероприятий, утверждаемых руководителем или заместителем руководителя органа государственного контроля (надзора).

В соответствии с положениями части 4 статьи 8.3 Федерального закона 294-ФЗ, порядок оформления и содержание указанных выше заданий, а также порядок оформления должностными лицами органа государственного контроля (надзора) результатов мероприятия по контролю без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями устанавливаются федеральными органами исполнительной власти

Вопрос: Может ли лицо, в отношении которого проводится проверка Роспотребнадзора, ознакомиться с заявлением лица, по которому проводится проверка и с иными материалами проверки. В какой срок должны ознакомиться с материалами дела?

Положением Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" не предусмотрено ознакомление лица, в отношении которого проводится проверка, с заявлением (жалобой) гражданина, которое послужило основанием для организации внеплановой проверки.

В соответствии с ст. 21 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ руководитель, иное должностное лицо или уполномоченный представитель юридического лица, индивидуальный предприниматель, его уполномоченный представитель при проведении проверки имеют право:

- знакомиться с документами и (или) информацией, полученными органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля в рамках межведомственного информационного взаимодействия от иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, в распоряжении которых находятся эти документы и (или) информация (п. 2.1);

- знакомиться с результатами проверки и указывать в акте проверки о своем ознакомлении с результатами проверки, согласии или несогласии с ними, а также с отдельными действиями должностных лиц органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля (п. 3).

Также, статьёй 18 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ должностные лица органа государственного контроля (надзора) при проведении проверки обязаны

предоставлять руководителю, иному должностному лицу или уполномоченному представителю юридического лица, индивидуальному предпринимателю, его уполномоченному представителю, присутствующим при проведении проверки, информацию и документы, относящиеся к предмету проверки (п.6);

знакомить руководителя, иного должностного лица или уполномоченного представителя юридического лица, индивидуального предпринимателя, его уполномоченного представителя с результатами проверки (7).

В данном случае, предметом внеплановой проверки является соблюдение юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем в процессе осуществления деятельности обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами.

Таким образом, юридическое лицо, индивидуальный предприниматель может ознакомиться с документами, регламентирующими соблюдение обязательных требований в процессе осуществления деятельности.

В то же время, ознакомление с заявлением (жалобой) гражданина возможно на стадии производства по делу об административном правонарушении в соответствии со ст. 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

2.Если по одному и тому же вопросу жалоба поступает в Прокуратуру и в Роспотребнадзор, может ли Роспотребнадзор прекратить проведение проверки?

Основанием для прекращения предварительной проверки, внеплановой проверки является выявление после начала соответствующей проверки анонимности обращения или заявления, явившихся поводом для ее организации, либо установление заведомо недостоверных сведений, содержащихся в указанных обращениях или заявлениях (п. 3.4 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ). Данная норма является императивной и расширенному толкованию не подлежит. Иных оснований для прекращения внеплановой проверки Федеральный закон от 26.12.2008 N 294-ФЗ не содержит.

В соответствии с ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, подлежит обязательному рассмотрению.

Предварительная проверка

Согласно положениям п. 3.2 ст. 10 Федерального закона № 294-ФЗ, в случае если поступившее обращение, заявление граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информация от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации о фактах указанных в подп. а,б,в п.2 ч.2 ст.10 294-ФЗ (возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям; причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям; нарушение прав потребителей) не позволяет провести внеплановую проверку, то по ним может быть проведена предварительная проверка.

Предусмотренная ч. 3.2 ст. 10 Федерального закона №294-ФЗ предварительная проверка может быть проведена только в случае если отсутствует достоверная информация в обращении, заявлении, информации:

О лице, допустившем нарушение обязательных требований

О достаточных данных о нарушении обязательных требований

О фактах, указанных в п.2 ч. 2 ст. 10:

-угроза причинения вреда жизни и здоровью;

-причинение вреда жизни и здоровью;

При отсутствии вышеуказанной информации проверка не проводится, заявителю по результатам рассмотрения обращения дается ответ о невозможности проведения проверки поскольку отсутствует информация.

1.Должностные лица рассматривающие обращения, предложение о проведении предварительной проверки оформляют в виде проекта приказа о проведении предварительной проверки.

2.Должностные лица проводят предварительную проверку в сроки, которые должны позволить, при необходимости провести другие мероприятия в рамках рассмотрения обращения с подготовкой ответа в сроки в соответствии с Федеральным законом №59-ФЗ.

В рамках предварительной проверки могут быть приняты следующие меры:

Запрос дополнительных сведений и материалов (в том числе в устном порядке) у лиц, направивших заявления и обращения, представивших информацию.

Рассмотрение документов юридического лица, индивидуального предпринимателя, имеющихся в распоряжении Роспотребнадзора.

Мероприятия по контролю, осуществляемые без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями.

Данные мероприятия проводятся при необходимости и без возложения на указанных лиц обязанности по представлению информации и исполнению требований органов государственного контроля.

4. Запрос пояснений в отношении полученной информации у юридического лица, индивидуального предпринимателя.

Но представление таких пояснений и иных документов не является обязательным.

По результатам предварительной проверки должно быть принято одно из следующих решений в случае, если выявлено лицо (а), допустившее (ие) нарушение обязательных требований и получены достаточные данные о нарушении обязательных требований либо о фактах, указанных в части 2 ст.10 то в таком случае выносится мотивированное представление о назначении внеплановой проверки.

В связи с внесением изменений в Федеральный закон от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" Управление впервые наделено полномочием по направлению в адрес юридических лиц, индивидуальных предпринимателей предостережений о недопустимости нарушения обязательных требований.

Предостережение направляется при наличии у органа государственного контроля (надзора) сведений о готовящихся нарушениях или о признаках нарушений обязательных требований, при условии, что данные нарушения не причинили вред жизни, здоровью граждан, окружающей среде и т.д. либо не создали непосредственную угрозу указанных последствий. Также, одним из условий направления предостережения является отсутствие ранее привлечения к ответственности юридического лица, индивидуального предпринимателя за нарушение соответствующих требований.

Порядок составления и направления органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами, утвержден Постановлением Правительства РФ от 10.02.2017 N 166 (далее – Порядок).

В соответствии с указанным Порядком предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований содержит информацию о том, какие действия (бездействие) юридического лица, индивидуального предпринимателя приводят или могут привести к нарушению обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами, а также предложение юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю принять меры по обеспечению соблюдения обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами.

По результатам рассмотрения предостережения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем могут быть поданы в орган государственного контроля (надзора), направивший предостережение, возражения.

Орган государственного контроля (надзора) рассматривает возражения, по итогам рассмотрения направляет юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю в течение 20 рабочих дней со дня получения возражений ответ.

Результаты рассмотрения возражений используются органом государственного контроля (надзора) для целей организации и проведения мероприятий по профилактике нарушения обязательных требований, совершенствования применения риск-ориентированного подхода при организации государственного контроля (надзора) и иных целей, не связанных с ограничением прав и свобод юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

3. Мероприятия по контролю без взаимодействия с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями.

Положения статьи 8.3 Федерального закона 294-ФЗ содержат положения относительно организации и порядка проведения мероприятий по контролю без взаимодействия с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, в том в части проведения исследований воздуха, воды, почвы, недр для социально-гигиенического мониторинга.

Согласно п. 2 ст. 8.3 Федерального закона 294-ФЗ мероприятия по контролю без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями проводятся на основании заданий на проведение таких мероприятий, утверждаемых руководителем или заместителем руководителя органа государственного контроля (надзора).

В соответствии с положениями части 4 статьи 8.3 Федерального закона 294-ФЗ, порядок оформления и содержание указанных выше заданий, а также порядок оформления должностными лицами органа государственного контроля (надзора) результатов мероприятия по контролю без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями устанавливаются федеральными органами исполнительной власти

Как правило, проверки контрольными и надзорными органами планируются заранее. Однако, бывают случаи, когда возникает необходимость в проведении проверки вне плана, не запланировано. По каким основаниям и как проводится такие проверки, давайте разбираться.

Содержание статьи:

ВНИМАНИЕ: наш адвокат сопроводит любую внеплановую проверку организации или индивидуального предпринимателя со стороны государственных органов

Основания для проведения внеплановой проверки

Основания для того, чтобы была проведена внеплановая проверка, могут быть следующими:

Уведомление о проведении внеплановой проверки

Порядок проведения внеплановой проверки

По общему правилу, о том, что будет проводиться внеплановая выездная проверка юрлицо, ИП должны быть уведомлены не менее чем за 24 часа. Уведомление может быть направлено любым доступным способом, в том числе, направлено по электронной почте.

Однако, не во всех случаях требуется предварительное уведомление юрлица, ИП о проведении внеплановой выездной проверки. Например, такое уведомление не направляется, если проверка проводится, в связи с причинением вреда жизни или здоровью граждан.

Таким образом, уведомление или не уведомление о проведении проверки зависит от оснований ее проведения.

Порядок проведения внеплановой проверки

Внеплановые проверки могут быть документарными и выездными.

Документарная проверка проводится на основании документов по месту, где находится проверяющий орган. У проверяемого юрлица, ИП могут запрашиваться дополнительные документы, письменные пояснения.

Выездная проверка проводится по месту нахождения юрлица, ИП и порядок ее проведения более интересен, проверяемым лицам, и заключается он в следующем:

  1. начинается проверка с того, что проверяющими должностными лицами предъявляются служебные удостоверения, руководитель или иное должностное лицо проверяемого субъекта знакомится с приказом (распоряжением) о назначении внеплановой выездной проверки, с полномочиями лиц, которые проводят проверку, а также с целями, задачами, основаниями проведения проверки. Кроме того, руководитель должен быть ознакомлен с тем, какие виды мероприятий по контролю и в каком объеме будут проводиться, кто входит в состав экспертов, каковы сроки и условия проведения проверки
  2. Представитель проверяемой организации, ИП обязаны предоставить проверяющим необходимые для проведения проверки документы, обеспечить доступ на территорию, в помещения, к объектам, с учетом того, что проверяется в ходе проверки
  3. После проведения проверки проверяющими должен быть составлен акт и вручен, проверяемому юрлицу, ИП

Сроки внепланового проведения проверки

Общее правило, касающееся сроков проведения внеплановой проверки, говорит о том, что такой срок не должен превышать 20 рабочих дней.

В отдельных случаях Правительством РФ могут быть установлены сокращенные сроки проведения внеплановых проверок.

Таким образом, в отношении внеплановых проверок законом установлен один срок, в который они должны проводиться.

При этом, если юрлицо осуществляет деятельность на территории нескольких субъектов, то срок проверки устанавливается по каждому филиалу, представительству, подразделению отдельно, но при этом общий срок проверки не может быть более 60 рабочих дней.

Нарушения при проведении внеплановой проверки

Поскольку не все уполномоченные лица, осуществляющие внеплановые проверки, могут иметь хороший опыт в их проведении или не всегда трактуют закон правильно, то со стороны проверяющих могут быть допущены нарушения. Такими нарушениями могут быть:

  • не уведомление в установленный срок о проведении внеплановой проверки
  • не предъявление удостоверений и иных документов, связанных с проверкой руководителю организации, ИП
  • затребование документов, которые не относятся к предмету проверки
  • нарушение сроков проведения проверки
  • нарушение сроков составления и предъявления акта по результатам проверки
  • иные нарушения

ПОЛЕЗНО: читайте подробнее про оспаривание внеплановой проверки, а также смотрите видео о нашей организации

Адвокат по сопровождению проверок в Екатеринбурге

Если Вы никогда не сталкивались с внеплановыми проверками или же имеете отрицательный опыт таких проверок, тогда Вам следует как можно быстрее привлечь к сопровождению внеплановой проверки адвоката.

Наши адвокаты:

  1. проконсультируют по вопросам проведения внеплановых проверок
  2. изучат документы, касающиеся проведенной или проводимой у Вас проверки
  3. могут участвовать в общении с проверяющими лицами в ходе проверки
  4. подготовят возражения на акт, а при необходимости оспорят результаты проверки
  5. будут представлять интересы доверителя в судебных органах

Спектр юридических услуг нашего адвокатского бюро достаточно большой, поскольку у нас работают адвокаты и юристы, специализирующиеся, в том числе, на каких-то отдельных отраслях права. Указанный момент играет важную роль в защите прав наших доверителей, особенно в ходе внеплановых проверок.

Для ответа на вопрос, что проверяет Счетная палата Российской Федерации рассмотрим ее полномочия, задачи и функции.

Счетная палата - это высший орган государственного финансового аудита в стране. Она является независимым ревизором всех расходов и доходов федерального бюджета и государственных внебюджетных фондов.

Соответственно в случае, если ваш госорган или компания получают средства из федерального бюджета, то вас может проверить Счетная палата. Указанный ниже алгоритм также работает при аудите и проверке контрольно-счетных органов.

Что проверяет Счетная палата

Чтобы понять, будет ли вашу организацию проверять Счетная палата: посмотрите план работы на соответствующий год. Она осуществляет свою деятельность на его основе, что означает отсутствие внеплановых проверок или контрольных мероприятий.

Что проверит Счетная палата России в объекте аудита?

Вы бюджетное учреждение в социальной сфере. Что будет проверять Счетная палата в бюджетном учреждении?

Прежде всего, в законе о Счетной палате (41-ФЗ) нет положений о перечне документов, которые она спросит у вас. Статья 30 ФЗ № 41-ФЗ предусматривает, что она запрашивает любой интересующий документ. Следовательно никаких ограничений нет. В этом плане объекты аудита не обеспечены правами по областям запрашиваемых документов.

Какие сферы деятельности проверит Счетная палата?

Программа проверки или программа контрольного мероприятия в большинстве случаев в вопросах содержат типичный перечень сфер деятельности учреждения.

Что проверяет Счетная палата

1. Нормативное правовое регулирование деятельности учреждения.
2. Планирование сметы.
3. Планирование показателей документов стратегического планирования (при наличии).
4. Исполнение сметы.
5. Исполнение показателей документов стратегического планирования.
6. Бухгалтерия.
7. Государственные закупки.
8. Имущество.
9. Государственное задание (при наличии).
10. Выполнение субсидии (межбюджетных трансфертов).
11. Противодействие коррупции.
12. Иные вопрос (например, выполнение представлений и предписаний Счетной палаты).

Какие документы проверяет Счетная палата России?

Конкретные вопросы проверки (контрольного мероприятия) перечисляются в программе мероприятия. Это предусмотрено статьей 24 ФЗ № 41-ФЗ. Копия программы (положения Регламента Счетной палаты и СГА 101 или 102) будет направлена вам перед проведением мероприятия. Обычно это делается за две-три недели до мероприятия.

Как показывает практика, по каждой теме будет проанализирована вся цепочка документов: от плана финансирования до факта исполнения госконтрактов. Более того анализ коснется соответствия деятельности законам России и регионов.

Какие это нормативные правовые акты и документы?
• Во-первых, плановые/стратегические документы.
• Во-вторых, документы по текущей деятельности.
• В-третьих, локальные акты.

Не забываем про иные документы, относящиеся к проверяемой сфере.
После правового анализа – будут исследованы конкретные операции.
Счетной палатой анализируются договоры, контракты и другая первичная документация. Все, как в коммерческом аудите.
В аудите одна из задач: выразить разумную уверенность, что отчетность свободна от искажений.

Для примера разберем традиционный для многих программ вопрос про противодействие коррупции.
Слова – словами, законы – законами, а все же какой может быть предварительный перечень документов. Давайте возьмём, для примера, тему коррупции и посмотрим, к чему готовиться.

Проверка противодействия коррупции

Бюджетное учреждение подчиняется требованиям Федерального закона от 25.12.2008 №273-ФЗ.
Поэтому на вас распространяются положения Национального плана на 2018 - 2020 годы.
В этой связи учреждения разрабатывают свои документы, предусмотренные данным законом и планом.

В основном это будут:
- приказ о координационных мероприятиях по борьбе с коррупцией.
- план мероприятий.
- положение о комиссии по противодействию коррупции.
- приказ о составе такой комиссии.
- положение о комиссии по соблюдению требований к служебному поведению.
- приказ о составе комиссии по соблюдению требований к служебному поведению.
- иные документы (журналы, протоколы и т.д.).

В результате также будет производится анализ содержания этих документов.
Такой анализ включает актуальность и отсутствие противоречий в них. Затем будет проинспектировано соблюдение требований законодательства. Вот такое примерное содержание действий инспекторов Счетной палаты.

Читайте также: