Обязана ли новая управляющая компания

Обновлено: 02.07.2024

В ст. 20 ЖК РФ разграничат полномочия госжилнадзора и муниципального жилищного контроля

В рамках госжилнадзора не будет проверяться соблюдение УО лицензионных требований

Органы ГЖН в рамках госжилнадзора проверяют, как юридические лица, ИП и граждане соблюдают обязательные требования жилищного законодательства в отношении всего жилого фонда, кроме муниципального. Также они могут проверить работу общественных объединений, некоммерческих организаций, Советы МКД (ч. 19 ст. 20 ЖК РФ – здесь и далее в ред. № 170-ФЗ). Госжилнадзор проводится органами ГЖН по положению, утверждаемому региональной властью, и согласно общим требованиям, установленным Правительством РФ. Предметом государственного жилищного надзора являются проверки соблюдения требований: к использованию и сохранности жилищного фонда, в том числе к жилым помещениям в многоквартирных домах; к порядку перевода их в статус нежилых и наоборот, проведению перепланировки; к формированию фондов капремонта; к созданию и деятельности управляющих и обслуживающих организаций; к предоставлению коммунальных услуг в МКД; к перерасчёту платы при оказании жилищно-коммунальных услуг ненадлежащего качества; к содержанию общего имущества в многоквартирном доме и изменению размера платы за это; к ограничению коммунальных услуг; по энергетической эффективности и оснащённости помещений многоквартирных домов приборами учёта; к порядку размещения РСО и управляющими домами информации в ГИС ЖКХ; к обеспечению доступности для инвалидов помещений в многоквартирных домах; к предоставлению жилых помещений по соцнайму. При этом при проведении госжилнадзора нельзя проверять соблюдение УО лицензионных требований к деятельности по управлению домами. Это входит в компетенцию государственного лицензионного контроля.

Орган муниципального контроля сможет проверять соблюдение требований НПА только в отношении своего жилфонда

В новой редакции ст. 20 ЖК РФ указано, что предмет муниципального жилищного контроля – соблюдение гражданами, юрлицами и ИП тех же обязательных требований, что проверяет госжилнадзор, но только в отношении муниципального жилищного фонда. Проводят такие проверки органы муниципального жилищного контроля в соответствии с положением, которое утверждает орган местного самоуправления. В городах федерального значения такое положение утверждают органы региональной власти. Таким образом, с 1 июня 2021 года в ЖК РФ будет закреплено, что муниципалитет может провести проверку только в отношении своего муниципального жилья. Иные обращения граждан должны обрабатывать органы, которые согласно положению и требованиям Правительства РФ проводят государственный жилищный надзор. Органы ГЖН в свою очередь не вправе проводить свои проверки в отношении муниципального жилья.

В ЖК РФ закрепят перечень случаев для обращения органов ГЖН в суд с заявлением

Отдельно в ч. 12 ст. 20 ЖК РФ будут прописаны случаи, когда органы Госжилнадзора и муниципального контроля вправе обратиться в суд с заявлением:

О признании недействительным решения ОСС или общего собрания членов ТСЖ, кооператива, которые приняты с нарушением требований ЖК РФ.

О ликвидации ТСЖ или кооператива, если они в установленный срок по выданному предписанию не привели Устав в соответствие с законодательством, или были созданы с неустранимыми нарушениями.

О признании недействительным договора управления, оказания услуг и выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества, если они заключены с нарушениями норм ЖК РФ и не исправлены по выданному предписанию.

В защиту прав и законных интересов жителей МКД по их обращению или неопределённого круга лиц в случае выявления нарушения обязательных требований.

О признании недействительным договора соцнайма жилого помещения, если он нарушает нормы ЖК РФ и не скорректирован по предписанию в установленный срок. О понуждении к исполнению предписания.

Будут внесены изменения в НПА о проведении надзорных мероприятий Роспотребнадзором, МЧС и другими ведомствами

В № 170-ФЗ включены 137 статей, которые вносят коррективы в десятки нормативно-правовых актов в области проведения надзорных мероприятий. Рассмотрим несколько изменений, с которыми управляющие домами могут столкнуться в своей работе. Согласно ст. 4 № 170-ФЗ, при проведении госнадзора в области прав потребителей Роспотребнадзор могут давать разъяснения по вопросам применения НПА в области защиты прав потребителей. При этом ведомство уполномочено перепоручить подведомственным госучреждениям консультирование, профилактический визит, наблюдение за соблюдением обязательных требований, выездное обследование. В сферу Госпожнадзора входят проверки выполнения организациями и гражданами требований пожарной безопасности в зданиях, помещениях, на земельных участках, которыми они владеют или пользуются, а также оценка соответствия таких объектов нормам пожарной безопасности (ст. 12 № 170-ФЗ). Предметом санитарно-эпидемиологического контроля являются реализация соответствующих требований, содержащихся в НПА и в разрешительных документах в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения. Также санэпиднадзор проверяет, как юридические и физические лица выполняют противоэпидемические профилактические мероприятия, что актуально в условиях усиливающихся мер по борьбе с коронавирусом в России (ст. 41 № 170-ФЗ).

Отвечает ведущий юрисконсульт департамента вторичной недвижимости Est-a-Tet Юлия Дымова:

Наличие земельного участка с домом в коттеджном поселке подразумевает правоустанавливающие документы на эти объекты. Но только в том случае, если это некоммерческое партнерство, которому, как правило, и принадлежат эти коммуникации до момента, пока не подписаны соответствующие акты разграничения и не переданы собственникам определенные виды коммунальных услуг непосредственно поставщиками услуг.

Если говорить о смене управления компании, то она должна произойти внутри некоммерческого партнерства. Люди объединяются и становятся собственниками, у них есть устав, который нужно почитать и выяснить, каким образом осуществляется принятие тех или иных решений. Смена управления, смена ответственного лица за передачу показаний счетчика и за заборы решается на общем собрании с определенным количеством собственников. Здесь вопрос к управлению, никаких самозахватов быть не может, все протоколы должны быть в пакете документов, чтобы любой собственник и член партнерства мог прийти и ознакомиться с интересующей информацией. Все данные должны быть открыты: они вывешиваются на официальных сайтах некоммерческого партнерства и должны быть у лица, занимающегося ведением бухгалтерского учета.

Конечно, есть возможность объединиться несогласными, сделать собственные скважины, построить собственную подстанцию и локальные очистные сооружения, тем более что воду и канализацию для частного дома можно организовать за 200-250 тысяч рублей. А вот с электричеством все может быть реально сложно. Вы попали в ситуацию классического рейдерского захвата. Борьба будет жесткой и долгой.

Судя из описанной ситуации, собственники объектов недвижимости организовали некоммерческое партнерство (НП), на которое возложили обязанность по благоустройству и эксплуатации всей инфраструктуры коттеджного поселка. Однако непонятно, на каком основании НП осуществляло свою деятельность, если собственником инженерных коммуникаций и земель общего пользования являлось иное юридическое лицо управляющая компания (УК). Также неясно, на каком основании НП занимало указанные помещения, в связи с чем тяжело дать правовую оценку действиям УК по захвату помещения и смене замков. В то же время, если у УК имеются свидетельства о госрегистрации права собственности на объекты общего пользования (дороги, коммуникации, нежилые помещения и другое), то данная компания обладает правомочиями на владение и пользование этим имуществом, включая право на установление правил его использования третьими лицами.

УК не вправе обязать собственника заключить какой-либо договор. Однако если у собственника возникает необходимость пользоваться инженерной инфраструктурой коттеджного поселка, то придется договариваться с собственником этой инфраструктуры или самостоятельно заключать договоры с поставщиками коммунальных услуг при наличии технической возможности. Также нужно понимать, что если УК является собственником всех инженерных сетей поселка, то при отсутствии договора с Вами она имеет право отключить Вас от инженерных сетей, а если УК принадлежат и дороги, то она вправе даже ограничить Ваш въезд в поселок. Что же касается тарифов на электроэнергию, газ, отопление и воду, то они устанавливаются государством в лице местных или региональных властей, а не УК.

Если Вам необходимо проверить деятельность УК, то Вы можете запросить тарифы на оплату коммунальных услуг. УК обязана выдать документ о размере и перечне обязательных платежей. Контролировать обоснованность тарифов обязана УК. Вы можете потребовать отчет о проделанной работе, информация в нем должна быть документально подтвержденной. Если Вы выявили нарушения в работе УК или несоответствие тарифов, то можете обратиться с жалобой в Государственную жилищную инспекцию, Роспотребнадзор, прокуратуру или суд.

Что касается вопроса по поводу правомерности управления частными домами со стороны УК, имеющей лицензию на управление многоквартирными домами, то, согласно ст. 7 ЖК РФ, в случаях, если жилищные отношения не урегулированы жилищным законодательством или соглашением участников таких отношений, и при отсутствии норм гражданского или иного законодательства, прямо регулирующих такие отношения, к ним применяется жилищное законодательство, регулирующее сходные отношения. Иными словами, УК, имеющая лицензию на управление многоквартирными домами, может управлять и частными домовладениями.

Текст подготовила Мария Гуреева

Не пропустите:

Присылайте свои вопросы о недвижимости, ремонте и дизайне. Мы найдем тех, кто сможет на них ответить!

Редакция оставляет за собой право выбирать темы из числа вопросов, которые прислали пользователи.

Статьи не являются юридической консультацией. Любые рекомендации являются частным мнением авторов и приглашенных экспертов.

Временное управление МКД

С 12.01.2019 заработала ч. 17 ст. 161 ЖК РФ, введенная Федеральным законом от 31.12.2017 № 485‑ФЗ, регулирующая порядок управления МКД в ситуациях, когда собственниками помещений в доме не выбран способ управления таким домом или выбранный способ управления не реализован, не определена УК. При таких обстоятельствах управлением МКД на период до года будет заниматься УК, определенная решением ОМСУ в порядке и на условиях, установленных Правительством РФ. Эти порядок и условия прописаны в Постановлении Правительства РФ от 21.12.2018 № 1616, которым утверждены Правила определения управляющей организации для управления МКД, в отношении которого собственниками помещений в МКД не выбран способ управления таким домом или выбранный способ управления не реализован, не определена управляющая организация (далее – Правила).

Кто принимает решение о выборе временного управляющего?

В пункте 2 Правил уточнено, что УК для временного управления МКД определяется решением ОМСУ, органа государственной власти субъекта РФ – города Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя, если законом соответствующего субъекта РФ не предусмотрено иное. Такое решение уполномоченного органа (решение об определении УК) среди прочего должно содержать:

  • перечень работ и услуг по управлению МКД, услуг и работ по содержанию и ремонту общего имущества в доме. Этот перечень устанавливается в зависимости от конструктивных и технических параметров дома, включая требования к объемам, качеству, периодичности выполнения и оказания каждой из таких работ и услуг, в пределах минимального перечня, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 03.04.2013 № 290;
  • размер платы за содержание жилого помещения, равный размеру платы, установленному органом власти на местном уровне.

В течение одного рабочего дня со дня принятия решения об определении УК уполномоченный орган размещает его на своем официальном сайте в Интернете и в ГИС ЖКХ, а также направляет решение выбранной УК и в орган исполнительной власти субъекта РФ, осуществляющий региональный государственный жилищный надзор. Кроме того, решение должно быть направлено собственникам помещений в МКД. На это уполномоченному органу даются пять рабочих дней.

Перечень УК – претендентов на временные управляющие.

Управляющая организация может быть выбрана в качестве временного управляющего при соблюдении двух условий:

1) у нее имеется лицензия на осуществление предпринимательской деятельности по управлению МКД;

2) она включена в соответствующий перечень организаций, который формируется уполномоченным органом и размещается в ГИС ЖКХ. В этот перечень включаются управляющие организации:

  • представившие в уполномоченный орган заявление об их включении в перечень (на дату подачи заявления);
  • признанные участниками открытого конкурса по отбору УК для управления МКД, расположенным на территории соответствующего муниципального образования (на дату составления протокола рассмотрения заявок на участие в конкурсе). Речь идет об открытом конкурсе, проводимом ОМСУ в порядке, предусмотренном Постановлением Правительства РФ от 06.02.2006 № 75. При подаче заявки на участие в таком конкурсе заинтересованное лицо теперь будет давать согласие на включение его в перечень организаций – претендентом на временные управляющие. Поэтому заявка на участие в открытом конкурсе дополнена согласием претендента на включение его в перечень организаций для временного управления МКД.

Дата подачи заявления о включении в перечень или дата составления протокола важны, так как УК-претенденты включаются в перечень в хронологическом порядке.

Перечень организаций подлежит актуализации уполномоченным органом как минимум один раз в пять лет, а также в срок, не превышающий трех рабочих дней со дня наступления одного из следующих событий:

  • аннулирование лицензии УК, включенной в перечень;
  • истечение срока действия лицензии УК, включенной в перечень, в случае непринятия лицензирующим органом решения о продлении срока действия лицензии;
  • поступление заявления УК о ее включении в перечень организаций;
  • составление протокола рассмотрения заявок на участие в конкурсе;
  • поступление заявления УК о ее исключении из перечня организаций. Управляющая организация, включенная в перечень, вправе подать такое заявление, если она выбрана решением об определении УК для управления хотя бы одним домом.

Выбор УК из перечня претендентов.

При определении управляющей организации уполномоченный орган выбирает УК, которая является временным управляющим меньшего количества МКД по сравнению с другими организациями, включенными в перечень. Если две и более управляющие организации управляют равным количеством домов, уполномоченный орган ориентируется на очередность расположения УК в перечне.

При этом для временного управления МКД не может быть выбрана УК, которая прежде уже управляла этим домом. Речь идет о ситуации, когда собственники помещений в указанном доме ранее приняли решение о расторжении договора управления с обозначенной УК или сведения о доме были исключены из реестра лицензий субъекта РФ в период осуществления деятельности по управлению таким домом этой управляющей организацией.

Временная УК ведет деятельность по управлению МКД до выбора собственниками помещений в доме способа управления или до заключения договора управления с управляющей организацией, определенной собственниками помещений или по результатам открытого конкурса, предусмотренного ч. 4 ст. 161 ЖК РФ, но не более одного года.

Отметим еще один момент. Управление МКД временной УК не является основанием для непроведения открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления МКД в случаях, для которых проведение такого конкурса предусмотрено Жилищным кодексом.

Выбор УК для временного управления МКД, собственниками помещений в котором не выбран способ управления таким домом или выбранный способ управления не реализован, не определена управляющая организация, делает ОМСУ, орган государственной власти субъекта РФ – города Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя (если иное не закреплено в региональном законе). Выбор делается из сформированного уполномоченным органом перечня организаций, в который включаются УК на основании их заявлений, а также управляющие организации, признанные участниками открытого конкурса по отбору УК для управления МКД. Преимущество отдается УК, которая на момент выбора выступает в роли временного управляющего меньшего количества МКД и раньше других попала в перечень.

Работа коммунальных служб

Отношения с управляющими компаниями и ресурсоснабжающими организациями жилых домов порой кажутся слишком запутанными. Сайт "РИА Недвижимость" рассказывает, чем именно занимаются УК, а чем нет.

Если собственнику не выдавали никаких договоров, то может ли он потребовать, чтобы ему такой договор предоставили. Куда для этого обращаться?

Собственник имеет право запросить договор у своей управляющей компании.

В подготовке материала приняли участие: заместитель генерального директора по управлению недвижимостью RD Management Наталья Барамыгина, пресс-служба комплекса городского хозяйства Москвы, пресс-службы управляющей компании "ВК Комфорт", генеральный директор PSN Home Александра Гулева, пресс-служба "ПИК-комфорта"

Каждый владелец недвижимости имеет право инициировать общее собрание собственников и предложить на голосование дополнительный перечень услуг. Если большинством голосов будет принято положительное решение, данные услуги будут добавлены в перечень услуг управляющей организацией. По аналогии решается вопрос по отказу от каких-либо услуг, не входящий в обязательный перечень.

Увеличение количества работ и услуг, соответственно, увеличивает и сумму в платежном документе.

Это постановление правительства РФ от 03.04.2013 № 290 "О минимальном перечне услуг и работ". Оно регламентирует список обязательных услуг и работ УК. Дополнительные услуги и периодичность их оказания, которые будут вписаны условием договора по содержанию общего имущества и войдут в расчет ставки на обслуживание и содержание дома, принимаются на основании решения собственников жилья.

Порядок предоставления коммунальных услуг и расчета начислений по ним закреплен в постановлении правительства РФ №354 от 06.05.2011 года. Деятельность по управлению домами регламентируется постановлением правительства РФ №416 от 15.05.2013 года. Все их легко найти в открытом доступе в интернете. Также есть требования лицензирования деятельности УК, если она их будет регулярно нарушать, то потеряет лицензию и не сможет продолжать работу.

Главный документ, регламентирующий работу управляющих компаний, это Жилищный кодекс РФ.

Работа коммунальных служб

В большинстве столичных домов расчеты за электроэнергию осуществляются с помощью прямых платежей в "Мосэнергосбыт" или в другую энергосбытовую организацию, которая самостоятельно начисляет платежи за электроэнергию.

Но в любом случае собственник может обратиться в УК, чтобы получить специализированную консультацию в отношении дальнейших действий. Если вопрос связан с расчетами "Мосэнергосбыта", то сотрудник диспетчерской службы в любом случае обязан проинформировать жильца о контактных лицах ресурсоснабжающей организации.

В случае если случится обрыв линии электропередач, то данный вопрос будет также решать ресурсоснабжающая организация.

Поскольку главная задача управляющей компании - обеспечить жителям бесперебойную подачу коммунальных услуг, жителям необходимо обращаться по всем вопросам в управляющую компанию, которая в дальнейшем возьмет работу по решению проблемы на себя.

УК имеет отношение к порядку в доме? Например, если твои соседи мусорят у мусоропровода или шумят, то может тут УК вмешаться?

Есть еще один способ наказания для вандалов или курящих соседей - ввести утвержденные целевые сборы, которые пойдут на установку камер видеонаблюдения в подъезде, а также нанять охранника, который будет оперативно реагировать на нарушения и обращаться в полицию.

Сотрудник ГУП МОСГАЗ

Единая диспетчерская служба принимает заявки только для УК? Или она может перенаправлять и в другие службы запрос?

Аварийно-диспетчерская служба домов принимает все запросы от жильцов. Например, если в квартире пахнет газом, собственник может обратиться как в специализированное ведомство, так и в диспетчерскую своей УК. Сотрудник диспетчерской обязан урегулировать этот вопрос: оперативно вызвать специализированную организацию, полностью проконтролировать их приезд, выполнение работ, оформить закрытие заявки и получить удовлетворительный ответ от собственника.

Звонить в диспетчерскую управляющей компании (узнать адрес и телефон управляющей организации вашего дома вы можете на сайте "Дома Москвы" стоит в следующих случаях:

  • вашу квартиру заливает водой;
  • нет горячей или холодной воды;
  • взломана или неисправна дверь на чердак;
  • понижение температуры горячей воды;
  • вы почувствовали в подъезде посторонние запахи или увидели грызунов или насекомых.

Также управляющая компания может оказать услуги на платной основе, в случаях неисправности электрики и сантехники (которые не входят в состав общего имущества в МКД).

А для улучшения качества и оперативности выполнения заявок жителей, контроля качества и сроков их выполнения, мониторинга всех поступающих жалоб жителей, выявления типовых проблем, а также для предотвращения и предупреждения аварийных ситуаций в Москве был создан единый диспетчерский центр комплекса городского хозяйства города.

Все телефоны объединенных диспетчерских служб районов Москвы выведены на городской Сall-центр единой диспетчерской. Жители Москвы с заявками обращаются по тем же телефонам, по которым звонили до создания этого центра. Каждой заявке присваивается порядковый номер, благодаря которому житель может получить актуальную информацию о сроках и ходе выполнения заявки, ремонтных работах.

Все заявки направляются по принадлежности в диспетчерские районов для оперативного решения проблем. Потом единая диспетчерская вместе с районной контролируют работу конкретных мастеров.

Телефон единой диспетчерской службы: 8 (495) 539-53-53.

Управляющая компания, если она не имеет допуск, лицензию, сертификат на выполнение определенных видов работ, обязана заключить договор со специализированной организацией. Этот договор регулирует границы ответственности между ними.

Также УК не отвечает за работы по капитальному ремонту дома - это делает Фонд капремонта. Но УК может выступить подрядчиком проведения таких работ, если фонд и жители ее выберут. Помимо этого, управляющая компания не занимается обслуживанием придомовой территории, которая не входит в зону ее ответственности, например, территория, находящаяся под управлением муниципалитета.

УК не может самостоятельно устанавливать, модернизировать или кардинальном образом менять планировки помещений, состав инженерных систем, архитектурный облик здания. Также управляющая компания не может задерживать или ограничивать перемещение жителей дома, а также взламывать двери и проникать в квартиры даже в случае различных аварий или протечек.

Подъезд дома

Управляющая компания обеспечивает содержание общего домового имущества многоквартирного дома. К такому имуществу относятся все места общего пользования: лестничные площадки, лифты, колясочные, чердаки, технические этажи, подвалы и прочее. Также УК решает вопросы предоставления коммунальных услуг, обеспечивает постоянную готовность инженерных коммуникаций и оборудования в доме, тем самым обеспечивая благоприятные и безопасные условия проживания.

В случае если придомовая территория с элементами благоустройства включена в состав общего имущества, УК несет ответственность и за нее: детские площадки, парковки, трансформаторные подстанции и другие объекты, необходимые для функционирования дома; предоставляет коммунальные услуги гражданам. В обязанности УК также входит своевременный вывоз мусора.

При этом полный список услуг, предоставляемый разными управляющими компаниями, может отличаться. Крупные коммерческие управляющие организации стараются предоставить жителям больший набор услуг, они внедряют собственные стандарты обслуживания, поскольку это конкурентный рынок.

В минимальный перечень услуг и работ управляющих компаний входит: работы, необходимые для надлежащего содержания несущих конструкций (фундаментов, стен, колонн и столбов, перекрытий и покрытий, балок, ригелей, лестниц, несущих элементов крыш) и ненесущих конструкций (перегородок, внутренней отделки, полов) многоквартирных домов; работы, необходимые для надлежащего содержания оборудования и систем инженерно-технического обеспечения, входящих в состав общего имущества; работы и услуги по содержанию иного общего имущества в многоквартирном доме.

Читайте также: