Обязан научиться какое спряжение

Обновлено: 09.05.2024

Русский язык – один из красивейших языков мира. Красивая и правильная устная и письменная речь многое может рассказать о человеке.

Большой словарный запас, употребление в речи синонимов и устойчивых выражений (фразеологизмов), правильное употребление форм слов и их грамотное написание свидетельствует об образованности и грамотности человека.

Что такое спряжение глаголов

Спряжение – это изменение по лицам и числам глаголов в форме настоящего и будущего времени.

Например:

  • я еду, позвоню;
  • ты едешь, позвонишь;
  • он (оно, она) едет, позвонит;
  • мы едем, позвоним;
  • вы едете, позвоните; они едут, позвонят.

Эти знания помогут грамотно писать предложения с глаголами разного спряжения.

Виды спряжений в русском языке

Если представить, что все имеющиеся в языке глаголы живут в квартире, то для их расселения потребуется 3 комнаты.

Комнату №1 займёт I спряжение, комнату №2 займёт II спряжение и самая маленькая комната №3 потребуется разноспрягаемым глаголам.

Правила и примеры определения спряжения

Перейдём к расселению глаголов по комнатам.

Определять, в какую комнату должен заселиться каждый глагол, можно несколькими способами. Один из способов – начальная (неопределённая) форма глагола.

Чтобы найти спряжение и заселить слово в одну из комнат, глагол любой формы надо изменить и поставить в инфинитив (бегаю – бежать). Так же можно найти спряжение по 3-му лицу множественного числа (бегаю – бегают).

Как определить спряжение глаголов по личным окончаниям

Быстрее всех распределить глаголы, гласные в окончаниях которых стоят под ударением. Глаголы с ударением, падающим на окончание, очень самостоятельные и сами выбирают в какую из двух комнат пойти.

Для этого надо проспрягать глагол и от того, какая гласная слышится в окончании, такого спряжения соответственно и будет глагол.

Например, проспрягаем глагол лететь: я лечу, мы летим, ты летишь, вы летите, он (оно, она) летит, они летят.

В ударных глагольных окончаниях всюду слышится и, значит глагол лететь будет II спряжения и соответственно поселится во второй комнате.

Проспрягаем глагол звать: я зову, мы зовём, ты зовёшь, вы зовёте, он (оно, она) зовёт, они зовут.

Здесь в окончаниях ударная ё, значит глагол звать будет I спряжения и займёт комнату под №1. (Вспомните, что ё в русском языке всегда ударная, а не под ударением (в слабой позиции) переходит в е).

Как определить спряжение глаголов с безударными окончаниями

Намного тяжелее найти спряжение с окончаниями в слабой (безударной) позиции.

Из них два часто встречается в языке: брить, стелить и два слова редко встречающихся: зыбиться (В поле зыблется рожь золотистая), зиждиться (Открытия зиждутся на науке).

Также II спряжение имеют глаголы-исключения:

  • на -ать: гнать, дышать, держать и слышать;
  • на -еть: смотреть, видеть, ненавидеть, терпеть, обидеть, вертеть, зависеть.

Для II спряжения характерны окончания с гласной и. (Например: я верю, мы верим, ты веришь, вы верите, он (оно, она) верит, они верят).

Необходимо помнить, что в 1-ом лице единственного числа глаголы I и II спряжения имеют одинаковые окончания. (Например: я говорю, хожу (II спр.), я танцую, пляшу (I спр.)). Поэтому найти спряжение необходимо по признакам всего набора окончаний.

Необходимо знать, что глаголы в 3-ем лице множественного числа в зависимости от спряжения, имеют разные окончания.

Если слова заканчиваются на —ут, —ют, то они I спряжения (Они пишут, рисуют) и заселяются в комнату №1. Если слова заканчивается на -ат, -ят, то это они II спряжения (Они звучат, говорят) и заселяются в комнату №2.

Разноспрягаемые глаголы

Важно знать, что есть ещё и непослушные глаголы. Они не хотят подчиняться правилам ни I, ни II спряжений. Эти слова-глаголы можно наблюдать с окончаниями как с буквой е, так и с буквой и.

Поэтому их не заселяют ни в одну из комнат спряжений, а выделяют в отдельную группу. Эту группу заселили в комнату №3 и назвали разноспрягаемыми.

Например: я хочу и бегу, мы хотим и бежим, ты хочешь и бежишь, вы хотите и бежите, он хочет и бежит, они хотят и бегут.

Как видим, в разноспрягаемых глаголах нельзя вывести при спряжении какую-либо закономерность. При написании таких глаголов надо быть очень внимательным, чтобы не допустить ошибок.

Итак, возьмём на заметку

Зная как написать в разных по спряжению глаголах окончания, слова-исключения и разноспрягаемые глаголы письменная речь станет намного грамотнее и красивее.

Школьная программа уделяет понятию спряжение глаголов несколько часов. Но те, кто получил среднее, а нередко и высшее образование, часто сомневаются в том, к какому типу относится то или иное описание действия. В деловом, личном и любом другом тексте глаголы показывают намерение, предлагают, рекомендуют, просят. От того, правильно ли они написаны, зависит впечатление, которое останется у читателя, и то, как будет понятна основная мысль. Критерий спряжения позволяет выяснить, какие гласные писать в окончаниях личных форм глаголов, если на них не падает ударение.

В современном русском языке два спряжения — I и II. Найти, к которому из них относится глагол, можно по форме инфинитива или по ударной гласной в окончании. Есть также несколько исключений и устаревших слов, которые спрягают по собственным правилам. В школе многие из этих моментов рассматривают недостаточно подробно. В памяти остается, что для проверки глагол ставят в начальную форму. Выпускники вспоминают также рифмы, которые помогают вызубрить исключения. Более сложные случаи не рассматривают, поскольку среднее образование направлено на закрепление основных навыков письма.

Что такое спряжение?

Спряжение представляет собой изменение числа глагола — единственное и множественное — и его лица — 1, 2 и 3. Этот признак есть у слов настоящего и неосложненного будущего времени. В прошедшем атрибутов меньше, оно имеет только род и число.

СпряжениеОкончаниеПример
I-УТ или -ЮТлить — льют
II-АТ или -ЯТсадиться — садятся

Спряжение определяют, ставя слово в третье лицо множественного числа. Частицу -СЯ, показывающую возвратность, не учитывают.

Ниже рассмотрены случаи, когда ударение падает на другие части слова и необходимо удостовериться, какую букву ставить. Для этого глагол ставят в инфинитив.

Глаголы первого спряжения

В исходной форме эта часть речи отвечает на вопросы: Что делать? и Что сделать? Ее отличительные признаки — суффиксы ть , ти или чь и нулевое окончание. Спряжение выясняют по безударной гласной, стоящей между суффиксом и корнем.

Все словоформы, образованные присоединением приставки или возвратной частицы -СЯ, имеют тот же тип, что первоначальное слово.

Пример: копать; вы копать; про копать; копать ся .

Глаголы второго спряжения

Сюда относят все слова, принадлежащие к этой части речи и имеющие окончание в личной форме, на которое не падает ударение.

Что такое спряжение глаголов


Спряжение — неизменяемый атрибут глагола, оно не зависит от приставок или возвратных частиц, дополняющих основу.

Вопросы и окончания

Найти букву в окончании слова, описывающего действие, на которую не падает ударение, можно, если определить, к какому спряжению оно принадлежит. Окончания спрягаемых глаголов содержат строго определенные безударные гласные. Для I спряжения это Е, У или Ю, а для II — И, А или Я.

Спряжение глаголов в настоящем времени

Настоящее время описывает действие, которое происходит, продолжается в этот момент. Получают эту форму, добавляя к инфинитиву личное окончание.

Пример: описывать I, колотить II

ед. ч.мн. ч.
1 л.описываю, колочуописываем, колотим
2 л.описываешь, колотишьописываете, колотите
3 л.описывает, колотитописывают, колотят

Спряжение глаголов в будущем времени

В русской грамматике глаголы будущего времени бывают совершенными и несовершенными. Первый вариант описывает действие, которое предполагают совершить. Образуют его путем добавления приставки к слову в настоящем времени или через противопоставление. Проспрягать глаголы в совершенном будущем времени можно по тем же правилам, что действуют для настоящего.

Пример: кусаю (н.в.) — покусаю (б.в.), рычу (н.в.) — зарычу (б.в.); лягаю (н.в.) — лягну (б.в.), прыгаю (н.в.) — прыгну (б.в.).

Пример: выкусить II

ед. ч.мн. ч
1 л.выкушувыкусим
2 л.выкусишьвыкусите
3 л.выкуситвыкусят

Пример: жевать I

ед. ч.мн. ч
1 л.буду жеватьбудем жевать
2 л.будешь жеватьбудете жевать
3 л.будет жеватьбудут жевать

Спряжение глаголов в прошедшем времени

В русском языке слова, описывающие действие, в прошедшем времени не обладают признаком спряжения. Они могут меняться по числам и лицам, но окончания при этом остаются одинаковыми.

Пример: остаться II

ед. ч.мн. ч
1 л.оставалсяоставались
2 л.оставалсяоставались
3 л.оставался, оставалась, оставалосьоставались

Род появляется у глаголов в прошедшем времени только в третьем лице единственного числа.

Повелительное наклонение

Повелительное наклонение побуждает к активности, передает требование или просьбу. Образуют эту форму добавлением суффикса -И- к основе в настоящем или будущем времени второго лица. В единственном числе получившееся слово обладает нулевым, а во множественном — окончанием ТЕ.

Понятие спряжения в повелительном наклонении отсутствует. Если необходимо проспрягать такую форму слова, его переводят в изъявительное наклонение и рассматривают в обычном порядке.

Условное наклонение

Сослагательное (условное) наклонение применяют, когда хотят отметить возможность, желательность действия. При этом к основе в форме прошедшего времени присоединяют частицу -БЫ. Лицо в таком случае определяют по местоимению, а время — с помощью дополняющих слов.

Поскольку в этой форме применяют глагол в прошедшем времени, у него нет признака спряжения. Найти его можно, если перевести слово в изъявительную форму.

Изменение глаголов по лицам и числам

Подобрать окончание глагола под ударением или безударный инфинитив, значит найти верное его спряжение. Зная его, можно легко проверить спорную букву, если поставить слово в нужную личную форму. При этом лучше отбросить приставки и частицы, поскольку они не влияют на признак спряжения.

Глаголы-исключения

Система спряжений включает ряд слов, которые попадают под отдельные правила при изменении по лицам и числам. Это исключения. В школьной программе изучают 13 таких глаголов:

Что такое спряжение глаголов


Определение того, что слово относится к исключениям, поможет выбрать окончания в личных формах. Этот список стоит заучить наизусть.

Разноспрягаемые глаголы

Часть слов, описывающих действие, могут иметь формы, характерные как для I спряжения, так и для II. В школьной программе их проходят под названием разноспрягаемые.

Существуют также устаревшие глаголы, спряжение которых основано на отличающемся от современного наборе времен.

Вопрос о том, сколько существует исключений по разным признакам, зависит от глубины исследования. В университетском курсе русского языка рассматривают недостаточные глаголы, у которых нет части личных форм, и изобилующие, которые могут спрягаться двояким образом.

Пример: победить не имеет множественного числа первого лица. Для его обозначения применяют составную форму Смогу победить.

Пример: двигать – двигает, движет.

Понятие спряжения — сложная тема, включающая массу исключений, архаичных и неправильных форм. Знать общие правила нужно для выбора верных окончаний глаголов при письме. Чтобы узнать, куда отнести то или иное слово, достаточно выполнить три последовательных шага.

  1. Определяем личное окончание для множественного числа, третьего лица. Если на него падает ударение, спряжение выбирают на слух.
  2. Если в слове другая ударная часть, ставим его в форму инфинитива. Ко II спряжению относят исключения, оканчивающиеся на ЕТЬ (7) и АТЬ (4) и все глаголы на ИТЬ, кроме 6. Остальные глаголы имеют I спряжение.

Эта легкая формула поможет разобраться, какую букву ставить в окончании глаголов. Варианты безударных гласных собраны в таблицу. Чтобы запомнить часто применяемые исключения, пользуются стихотворениями.


Спряжение глаголов – достаточно трудная тема даже для некоторых взрослых. У детей она в большинстве случаев вызывает сложности. Чтобы научиться изменять глаголы по лицам и числам, нужно хорошо понимать, что представляет собой каждое из этих понятий. Кроме того, существуют глаголы-исключения, которые не подчиняются общему правилу. Как же запомнить спряжение глаголов быстро и без проблем?

Шаг 1. Определение важности первого и второго спряжения

Объясните ребенку, что изучить эту тему необходимо не для того, чтобы получить оценку, похвалу учителя или родителей. Этот материал пригодится ему в будущем, чтобы писать окончания глаголов правильно. Если не разобрать тему до конца, ошибки в письме будут возникать даже во взрослом возрасте.

Ещё один вопрос, часто возникающий у детей – откуда взялись два спряжения? Нужно объяснить, что глаголы имеют два типа окончаний. Если мы поймем, к какому спряжению относится этот глагол, то сможем легко узнать нужное окончание.

Шаг 2. Изучение глаголов с ударными окончаниями

Теперь приступаем к спряжению. Сначала нужно выяснить, какие окончания имеет нужный глагол. Они могут быть ударные или безударные. Если его окончания ударные, то спряжение сразу можно определить.

Все глаголы, имеющие ударные окончания "ит", "ат", "ят" сразу относим ко второму спряжению. Например, глагол "грустить": ты грустишь, он грустит, они грустят, мы грустим, вы грустите.

Таким же образом все глаголы с ударными окончаниями "ет", "ут", "ют" мы относим к первому спряжению. Например, глагол "приобретать": ты приобретёшь, они приобретут, мы приобретём.

Представим эту информацию в виде таблицы:

Глаголы в 3-ем лице единственного и множественного числа с ударными окончаниями

Шаг 3. Изучение глаголов с безударными окончаниями

Если окончания глагола являются безударными, задача немного усложняется. Ко второму спряжению мы относим все глаголы, заканчивающиеся на "ить", когда он стоит в инфинитиве (помимо исключений, о которых мы поговорим позже). Например, глагол "гладить": ты гладишь, он гладит, они гладят.

К первому спряжению мы относим все глаголы, не попавшие во второе спряжение. Например, "рисовать": ты рисуешь, он рисует, они рисуют.

Общая схема определения глаголов с безударными окончаниями выглядти следующим образом:

Глаголы в неопределенной форме с безударными окончаниями

-ать, -еть, -оть, -уть

Шаг 4. Изучение глаголов-исключений

Тема была бы простой для изучения, если бы не 13 глаголов-исключений. Они присутствуют в обоих спряжениях и, несмотря на то, что их немного, вносят большую путаницу. Именно с глаголами-исключениями связаны основные трудности с пониманием темы у детей.

Итак, во второе спряжение попадают 11 глаголов, окончание которых отличается от "ить": гнать, дышать, слышать, держать, смотреть, вертеть, терпеть, зависеть, обидеть, видеть, ненавидеть.

Например, глагол "держать" склоняется по правилам второго спряжения: ты держишь, они держат (а не держут), мы держим и т.д.

При этом к первому спряжению относятся два глагола на "ить": брить и стелить.

Соответственно, они подчиняются всем правилам первого спряжения. Например, глагол "стелить": ты стелешь (хотя хочется написать "стелишь"), они стелют (хотя рука тянется написать "стелят"), вы стелете, мы стелем.

Заключение

Как можно заметить, если структурировать этот материал, "разложить все по полочкам", он не кажется слишком запутанным. Но при изучении темы в классе ребенок часто не успевает разобраться. Поэтому желательно сесть вместе с ним дома и еще раз пройти эту тему по всем перечисленным пунктам.

Постарайтесь сначала объяснить общее правило, и отдельно рассмотреть тему глаголов-исключений. Если объяснять всё вперемешку, ребёнок отвлекается на глаголы-исключения, которые представляют основную сложность, и теряет понимание самого действия при спряжении.

Чтобы запомнить глаголы-исключения, существуют специальные методики. В основном это стишки и фразы, которые содержат в себе все 13 глаголов. Ребенку необходимо один раз разобраться в теме, после чего он будет правильно спрягать глаголы без всяких проблем.

Здравствуйте! 2 вопроса: 1. Как объяснить, почему молчащий с суффиксом -АЩ-, хотя молчать – это глагол 1 спр. 2. Как объяснить, почему тащащий – какой инфинитив? Таскать или тащить? В чем разница? Только в лексическом значении, то есть всегда надо опираться на контексте? Спасибо!

Ответ справочной службы русского языка

1. Глагол молчать относится ко II спряжению: у него личные окончания ударные, поэтому спряжение определяется не по инфинитиву, а по гласным в личных окончаниях (молчишь, молчит, молчим). Так что суффикс -ащ- вполне закономерен.

2. Форма тащащий — от глагола II спряжения тащить. От глагола I спряжения таскать образуется действительное причастие настоящего времени таскающий (к основе тоска- прибавляется -ющ-).

молчать, какое спряжение у этого глагола

Ответ справочной службы русского языка

У глаголов с ударными личными окончаниями спряжение устанавливается по этим окончаниям. Молчатьмолчишь, молчит. молчат. Это глагол II спряжения.

Добрый день. Подскажите, пожалуйста, как определить спряжение глаголов во фразе "Много будешь знать - скоро состаришься"? По алгоритмам, приведенным в учебниках не получается.

Ответ справочной службы русского языка

Формы будешь, состаришься имеют безударные окончания, поэтому спряжение определяется по инфинитиву: быть, состариться. Первый инфинитив заканчивается не на ить, значит он относится к I спряжению, второй – на ить, значит ко II спряжению.

какое спряжение у глагола побежать?

Ответ справочной службы русского языка

Глагол бежать и соответствующие приставочные глаголы (побежать, забежать и т. д.) в школе называют разноспрягаемыми. Они образуют все формы, кроме формы 3 л. мн. ч., по II спр.: бегу, бежишь, бежит, бежим, бежите; а форму 3 л. мн. ч. – по I спр.: бегут.

Добрый день, как правильно писать: выстелим или выстелем?

Ответ справочной службы русского языка

Правильно: выстелем. Глагол стелить и образованные от него приставочные глаголы относятся к I спряжению. Убедиться в этом можно, обратившись к орфографическому словарю, в котором приводятся контрольные формы (или их финали). По контрольным формам можно узнать спряжение глагола.

Добрый день Скажите пожалуйста , если есть сайт , где можно найти спряжение любого глагола и какой он . Весьма благодарен.

Ответ справочной службы русского языка

Такие сайты существуют. Например, можно обратиться к электронным версиям Грамматического словаря русского языка А. А. Зализняка.

Добрый день! Не могу никак понять, почему погонишься пишется через ишь и относится это слово к глаголу-исключению – гнать, 2 спряжение , а слово всматриваешься пишется через ешь, 1 спряжение , хотя также есть глагол-исключение – смотреть, который относит этот глагол ко 2 спр. Подскажите, пожалуйста, почему так. Заранее благодарю за ответ.

Ответ справочной службы русского языка

Гнать - глагол второго спряжения (это означает, что в личных окончаниях этого глагола пишутся гласные И и Я).

Всматриваться - глагол первого спряжения (в личных окончаниях пишутся гласные Е и Ю).

Почему в слове "увидев" пишется буква е, если это причастие, образованное от слова увидеть, которое является исключением и имеет II спряжение ?

Ответ справочной службы русского языка

В деепричастиях прошедшего времени, как и в глаголах прошедшего времени, перед суффиксом сохраняется та же гласная, что и в инфинитиве: увидев, увидел.

Здравствуйте! Интересует глагол "стОит", а именно как объяснить его спряжение . Понятно, что 2-е, т.к. на -ить. Но в инфинитиве окончание не под ударением (стОить). Если глагол проспрягать - там тоже ни одной ударной позиции (стОил, стОят, стОите и т.д.). Как объяснить ребенку, что там именно И, а не "стОет, стОять" и т.д.

Ответ справочной службы русского языка

В школе безударные гласные на конце глагольной основы перед -ть проверять не учат. Правила их проверки сформулированы были относительно недавно, и они достаточно сложные для применения. В школе сложилась методическая традиция обходиться без правила. Дети благодаря языковой интуиции чувствуют, какую гласную нужно писать перед -ть, и ошибки здесь возникают редко. Слов, в которых ошибки встречаются, немного.

Если мы не помним точно, какая гласная пишется в инфинитиве, то ее нужно проверить по словарю. При этом некоторые простые правила о гласных перед -ть запомнить можно.

1. В инфинитиве после гласной о пишется -ить, например: стоить, строить, удостоить, присвоить.

2. В инфинитиве после гласных а, е, у пишется -ять, например: лелеять, маяться. Исключения: драить, клеить.

Слов, относящихся ко второму правилу, немного, поэтому некоторым удобнее запоминать не правило, а сложные глаголы:

1) баять, веять, лаять, реять, сеять, таять, хаять (сниж.), чаять, чуять, блеять, лелеять, затеять, маяться, каяться, надеяться,

2) драить, клеить,

3) кашлять.

Заучивая глаголы, важно помнить, что при присоединении приставки или постфикса гласная перед -ть не меняется: клеитьзаклеить, клеиться.

3. Особую группу составляют глаголы с приставками обез-(обес-). Нужно научиться различать слова по значению: обессилить (лишить кого-то сил) — обессилеть (лишиться сил), обезводить (лишить воды) — обезводеть (лишиться воды).

Здравствуйте. Подскажите, пожалуйста, к какому спряжению относятся глаголы ВЫГЛЯДЕТЬ и ПОЧИТЬ и почему? Спасибо.

Ответ справочной службы русского языка

Выглядеть - второе спряжение (как глядеть, глядит). Почить - первое спряжение (почиет).

Во всех справочниках говорится, что определить спряжение глагола возможно только по УДАРНОМУ личному окончанию. Но разве нельзя его определить по безударному, но ОДНОЗНАЧНОМУ личному окончанию 3го лица мн. числа? Например: "бегают", окончание безударное, но однозначно -ЮТ, значит - 1е спряжение . Конечно, таким образом нельзя определять спряжение для разноспрягаемых глаговлов, и точно придется морочиться с инфинитивом, если не понятно Ят или Ют (клеят или клеют). Но какое было бы облегчение в большинстве других случаев и даже для глаголов с двоякими формами этот подход облегчил бы процесс определения верного спряжения/окончания: они мачают, значит он мучает; но они мучат, значит он мучит. Так почему нельзя ипользовать метод пусть безударных, но однозначных окончаний в 3м лице мн.числе для определения спряжения?

Ответ справочной службы русского языка

Такой подход возможен и даже оправдан в ряде случаев, однако ограничения, связанные с его использованием, вызваны неопределяемостью термина "однозначное окончание". Можно, пожалуй, так сформулировать "работающее" правило: если точно знаешь одно личное окончание, то знаешь и остальные (зная спряжение ).

почему глагол первого спряжения вылететь спрягается как глагол второго спряжения: вылетит, вылетишь, вылетим, вылетят

Ответ справочной службы русского языка

Потому что это глагол, который относится ко второму спряжению. Следует иметь в виду, что у глаголов с ударными личными окончаниями спряжение не определяется по инфинитиву (неопределенной форме), а определяется непосредственно по ударной гласной в окончании.

здравствуйте, у меня проблема со спряжение м: 1. своим ответом вы меня не обидЕТЕ или обидИТЕ? 2. независимо какое решение вы примЕТЕ или примИТЕ?

Ответ справочной службы русского языка

1. Своим ответом вы меня не обидите.

2. Независимо от того, какое решение вы примете.

Грамота, прошу пояснить, правильность написания в предложении причастий - неподлежащем и неподлежащеми(вроде же I спряжение ). Не могу найти правильный ответ. Данные слова применимы в следующем предложении: Общество считает указанное решение законным и обоснованным, неподлежащем отмене, а требования Заявителя – незаконными и необоснованными и неподлежащеми удовлетворению по следующим основаниям.

Ответ справочной службы русского языка

Правильно: не подлежащим отмене; не подлежащими удовлетворению. В окончаниях творительного падежа (каким? какими?) пишется гласный и.

здравствуйте. как правильно употребление и написание слова - мучать- или -мучить- и его спряжение ,в частности, меня интересует окончание - а или -и? спасибо.

Читайте также: