Обязан ли воспитатель участвовать в конкурсах

Обновлено: 01.05.2024

Я намеренно не написала конкретно: про учителей и конкурс "Учитель года", потому что знаю о нем не так подробно и на своей шкуре, чтобы статью писать.

Зато я очень много чего могу непечатного сказать про наш профессиональный конкурс "Сердце отдаю детям" . Думаю, что особых принципиальных отличий вы не найдете.

Итак, это конкурс педагогов дополнительного образования (руководителей кружков), областной его этап проводится осенью, и уже сейчас нам прислали положение.

Отдел образования районный прислал, с настоятельной рекомендацией принять участие. Их понять можно, у них лапки рейтинги. А итоги конкурса этого, в том числе отказ от участия в нем отдельных районов, потом полощут на всех областных сборищах и носом тычут в него и заведующего районо, и даже главу района. Неэффективностью попрекают. В общем, они за него порвать готовы.

Педагоги наши, в свою очередь, на все готовы, лишь бы не участвовать в нем. Три месяца жизни псу под хвост за условную "морковку". Оно им это надо?

Я спокойная хожу, так как вхожу в число уже участвовавших в нем.

У нас, в сельском Доме детского творчества, педагогов немного: самые сильные уже участвовали, откровенно слабых не допустят, понятное дело. Пенсионерки при попытке заставить грозятся заявление написать. Оставшиеся единицы хором берут справки о недопустимости нервничания.

Что же там такого, что все активно избегают? Да сущий пустяк. Для отбора на областной этап нужно отослать свою программу (желательно, авторскую, с рецензиями всяких кандидатов и профессоров наук) и видеоролик о педагоге и его объединении.

Уже на этом этапе начинается головная боль. Ролик не каждый умеет делать - это и сценарий, и съемка профессиональная, и монтаж, и озвучка. У нас таких универсалов нет. Что-то сами делаем, а за остальное - плати из своего кармана. Сомнительное, прямо скажем удовольствие.

Впрочем, платить из своего кармана нужно и за соответствующую всем требованиям программу. Мы же практики, а не ученые, программами особо не заморачиваемся.

Зато на курсах в ИПК недвусмысленные предложения о "помощи" в разработке программы, соответствующей всем требованиям, слышим постоянно. А потом этих "помощников" видим в жюри конкурса. Совпаденьице? Даже гадать не буду.

Программа-то хорошая на этом конкурсе - это половина успеха , недаром практически всегда побеждают городские близживущие педагоги.

Но, даже если у тебя программа слабая, и фильм тоже "не айс" - тебя все равно пригласят, потому что никто давно участвовать не хочет, вот и цепляются организаторы конкурса за каждого дурака подавшего заявку. Надо же кому то подготовленных ими "звезд" оттенять.

Так что отослал материалы - не теряй времени, сразу к областному этапу готовься. Тем более, что районный этап наш отдел образования принципиально не проводит, потому что всего одно учреждение дополнительного образования. Велят нам самим сразу жертву назначить участника выдвинуть и на областной этап готовить.

На областном этапе каждому испытанию посвящен один день. Сначала - традиционно "визитная карточка" , потом открытое занятие на незнакомых детях, защита образовательной программы и конкурс-импровизация ( задание объявляется непосредственно в ходе испытания - на общую эрудицию, творчество, профессионализм).

Все это, как вы понимаете, должно быть высочайшего уровня, педагоги выступают на сцене какого-нибудь Дворца культуры. "Визитка" с профессиональным сценарием, озвучкой и исполнением на уровне народного артиста. Защита программы - с серьезным владением терминологией, расчетами и выкладками в виде красивых графиков (презентацию тоже хорошую не забудь подготовить).

Самое простое - это открытое занятие, получается, но и к нему идет очень серьезная подготовка. В общем, тот кто возьмется за это - натуральный терпила получается. Свое время, средства, нервы он потратит в несчетном количестве.

А взамен. Да практически ничего. Раньше, когда у нас о стимулирующих выплатах слыхом не слыхивали - благодарность объявляли приказом. Позже могли грамоту дать к какому-нибудь случаю. Сейчас - тоже в пролете получается педагог, потому что за то время, что он угробит на подготовку к конкурсу, остальные коллеги мелкими конкурсами и выставками наберут себе в 10 раз больше стимулирующих "баллов", да и в эти же 10 раз легче и ненапряжней.

Вообще, конечно, эти баллы раскол в коллектив вносят. Раньше много кто помогал одному участнику к конкурсу готовиться, а теперь - каждый сам за себя, максимум методист поможет (у него от этого тоже баллы идут).

Вот и получается, что педагогам такой конкурс не нужен.

Организаторам бы проанализировать эту тенденцию, да упростить его немножко. Ан нет, смотрела положение этого года - там еще больше накрутили. Теперь, с учетом того, что большая часть конкурса проводится, согласно обстановке, дистанционно, требуют еще и ссылки на сайт (где результаты этого педагога), и эссе, и его видеообращение к педагогическому сообществу, и еще там что-то уже в финале всероссийском (до туда даже не читала, ни к чему это).

Но параллельно, понимая, что желающих маловато будет, расширили требования к участникам - разрешили не только опытных допускать , но и молодым специалистам участвовать, студентам, ИП, и даже людям, не имеющим педобразования.

В общем, дело швах, видимо. Как с учителями, из-за нехватки которых теперь кому только не можно преподавать. Так и тут - дураков желающих нет.

Эти и иные трудовые функции смогут выполнять только люди, умеющие находить подход к любому малышу и способные быстро реагировать в сложных ситуациях.

Что это за работник, что знает и умеет

Прежде чем разбираться, кто такой воспитатель детского сада и какие требования к нему предъявляют, отметим, что при оценке компетенций такого работника следует учитывать нормы специальных документов:

  • федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) дошкольного образования, утв. Приказом Минобрнауки от 17.10.2013 № 1155;
  • профессионального стандарта, утв. Приказом Минтруда от 18.10.2013 № 544н.

Эти два стандарта касаются всех, кто относится к дошкольным работникам, — нянечек и воспитателей, психологов и логопедов, музыкальных руководителей и педагогов по физической культуре, которые трудятся в частных и государственных детсадах. И на их основании и сведений из Единого квалификационного справочника (ЕКС) должностей руководителей, специалистов и служащих (раздел, касающийся квалификационных характеристик должностей работников образования) работодатели составляют должностные инструкции с обязанностями, которыми в дальнейшем руководствуются и сами работники, и их начальство.

Если вы намерены выяснить, что должен знать воспитатель детского сада по ФГОС, то придется ограничиться лишь формулировками чиновников о том, чего хотят от такого сотрудника. Он обязан обладать компетенциями, чтобы создавать условия для (см. п. 3.2.5):

  • регулярного общения с каждым ребенком с учетом его чувств и потребностей;
  • поддержки и развития детей;
  • установления определенных правил поведения в разных ситуациях;
  • нормального взаимодействия с родителями.

Подробности о том, какие знания и умения для выполнения обязанностей пригодятся педагогу дошкольного образования, перечислены в ЕКС и профстандарте. В ЕКС указано, что ему необходимы знания законов и образовательных программ, основ педагогики и психологии, методик воспитательной работы, базовых сведений из области экологии, экономики и социологии. К этому добавляются навыки работы с компьютерными программами, мультимедийным оборудованием. В профстандарте этот список дополнили нюансами с учетом типа трудовой функции. Так, выполняя развивающую работу воспитателем в детском саду, понадобится умение формировать и реализовывать индивидуальные программы развития, а для реализации обязанностей по воспитанию необходимо умение мотивировать детей на учебно-познавательную деятельность.

Но все это сухие нормативные акты, а в реальной жизни воспитатель детского сада — это человек, который любит детей, имеет большое желание стать их первым проводником во взрослую жизнь, умеет улаживать конфликты. Отлично, если ему удастся найти подход к каждому малышу, оказать первую помощь и приласкать ребенка. Такой сотрудник обязан следить за своим внешним видом, уметь правильно говорить, находить подход не только к воспитанникам, но и к их родителям.

Если говорить о требованиях к образованию, то обычно на должность воспитателя назначаются лица, имеющие среднее профессиональное либо высшее образование в области педагогики, психологии или социологии, желательно с опытом работы, со знанием детской психологии и логопедии, методик развития детей дошкольного возраста. Не помешают курсы повышения квалификации.

Для эффективного выполнения обязанностей воспитателя в детском саду по ФГОС и профстандарту человеку должны быть присущи определенные личностные качества, среди которых:

  • любовь к детям и умение найти подход к любому ребенку;
  • способности организатора;
  • позитивность и жизнерадостность;
  • стрессо- и психологическая устойчивость;
  • коммуникабельность и организованность;
  • грамотность речи и высокий культурный уровень;
  • способность принимать быстрые и правильные решения в любых ситуациях.

Важные и обязательные качества педагога — доброта, доброжелательность, трудолюбие, ответственность, аккуратность.

Эксперты КонсультантПлюс разобрали, как организовать семейный детский сад. Используйте эти инструкции бесплатно.

Чем занимается

В общих чертах воспитание, образование, уход, присмотр за малышами — это то, что делает воспитатель в детском саду, независимо от формы собственности ДОУ. Но для оформления всей документации работодателю понадобится профессиональный стандарт от Минтруда, где четко прописаны функциональные требований к работнику. В приказе Минтруда указано, в том числе, то, что входит в обязанности воспитателя детского сада, воспитателя при приеме детей в группу:

  • регулирование поведения малышей для обеспечения безопасной образовательной среды;
  • реализация воспитательных возможностей различных видов деятельности ребенка (учебной, игровой, трудовой, спортивной, художественной и т. д.);
  • развитие у обучающихся познавательной активности, самостоятельности, инициативы, творческих способностей, формирование гражданской позиции, способности к труду и жизни в условиях современного мира, формирование у обучающихся культуры здорового и безопасного образа жизни;
  • использование конструктивных воспитательных усилий родителей (законных представителей) обучающихся, помощь семье в решении вопросов воспитания ребенка.

Основные обязанности

Перечислим, какие имеются обязанности воспитателя в детском саду в младшей группе и любой другой, открытой в дошкольном учреждении:

Права

  • вносить предложения по улучшению образовательного процесса;
  • получать социальные гарантии и льготы в соответствии с законодательством РФ;
  • требовать улучшения условий труда;
  • иметь оплачиваемый отпуск;
  • при взаимном согласии обмениваться сменами со вторым работником;
  • требовать устранения неисправностей на вверенной территории и создания нормальных условий труда.

ДИ воспитателя ДОУ

Ответственность

В законодательстве определены не только обязанности, но и ответственность работников. В частности, воспитатель отвечает за:

  • сохранение жизни и здоровья детей в группе;
  • сохранность личных вещей воспитанников;
  • соблюдение инструкций по технике безопасности и охраны труда;
  • применение недопустимых методов воспитания, насилия и грубость;
  • несоответствующее выполнение и невыполнение своей работы;
  • использование рабочего времени в личных целях;
  • превышение полномочий.

I. Общие положения

II. Должностные обязанности воспитателя

Воспитатель выполняет следующие должностные обязанности:

2.1. уход и присмотр за детьми дошкольного возраста в помещениях дошкольного образовательного учреждения и на детских прогулочных площадках;
2.2. обеспечение безопасности детей;
2.3. обеспечение соблюдения детьми режима дня, занятий и отдыха;
2.4. воспитание, развитие, обучение детей в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами и основными образовательными программами;
2.5. организация разнообразной игровой деятельности, направленной на освоение ими основных социальных навыков;
2.6. укрепление здоровья детей;
2.7. формирование психологической готовности детей к школьному обучению;
2.8. взаимодействие с родителями, проведение родительских собраний;
2.9. взаимодействие с педагогами и специалистами дошкольного образовательного учреждения (медицинским персоналом, психологом, логопедом и проч.);
2.10. координация деятельности помощника воспитателя, младшего воспитателя в рамках единого воспитательно-образовательного процесса в группе;
2.11. участие в организации детских праздников;
2.12. ведение документации (календарный и перспективный план, план учебно-воспитательной работы, табель посещения ДОУ воспитанниками и др.).

III. Права воспитателя

Воспитатель имеет право:

3.1. Запрашивать у заведующего дошкольным образовательным учреждением информационные материалы и нормативно-правовые документы, необходимые для выполнения должностных обязанностей, разъяснения и уточнения по выданным поручениям.
3.2. Запрашивать у заведующего дошкольным образовательным учреждением и других работников ДОУ документы, необходимые для выполнения должностных обязанностей.
3.3. Знакомиться с проектами решений заведующего дошкольным образовательным учреждением, касающихся исполняемых должностных обязанностей, с документами, определяющими права и обязанности по занимаемой должности, критериями оценки качества исполнения должностных обязанностей.
3.4. Участвовать в обсуждении вопросов, касающихся исполняемых должностных обязанностей.
3.5. Информировать заведующего дошкольным образовательным учреждением о нарушениях трудового законодательства в ДОУ.
3.6. Разрабатывать и вносить на рассмотрение заведующего дошкольным образовательным учреждением предложения по организации труда в рамках своих должностных обязанностей, по повышению эффективности работы с детьми и их родителями, по улучшению воспитательного и образовательного процесса.
3.7. Выбирать и использовать методики обучения и воспитания, учебные пособия и материалы, соответствующие общеобразовательной программе, утвержденной дошкольным образовательным учреждением.
3.8. Разрабатывать и вносить на рассмотрение заведующего дошкольным образовательным учреждением свои предложения относительно образовательной программы и годового плана дошкольного образовательного учреждения.
3.9. Представлять свой опыт педагогической работы на педагогических советах, методических объединениях, родительских собраниях, отчетных итоговых мероприятиях и в печатных изданиях специализированной направленности.
3.10. Информировать заведующего дошкольным образовательным учреждением, заместителя заведующего по административно-хозяйственной работе о приобретении необходимых в воспитательно-образовательной деятельности воспитанников, развивающих, и демонстрационных средств, о необходимых ремонтных работах оборудования и помещения группы.
3.11. Требовать осуществления внеплановых мероприятий по санитарной обработке помещений, в которых осуществляется воспитательная и образовательная деятельность.
3.12. На защиту профессиональной чести и достоинства, знакомиться с документами, содержащими оценку его деятельности, и давать по ним разъяснения.

IV. Ответственность воспитателя

Воспитатель несет ответственность:

4.1. За невыполнение, несвоевременное или халатное исполнение своих должностных обязанностей.
4.2. За обеспечение сохранности жизни и здоровья вверенных ему воспитанников во время учебно-воспитательного процесса — в помещениях дошкольного образовательного учреждения, а также по время прогулок и экскурсий на территории и вне территории дошкольного образовательного учреждения.
4.3. За нарушение прав и свобод воспитанников.
4.4. За применение, в том числе однократное, методов воспитания, связанных с физическим и (или) психическим насилием над личностью ребенка, а также совершение иного аморального поступка.
4.5. За неоказание доврачебной помощи воспитанникам, несвоевременное извещение или сокрытие несчастного случая.
4.7. За нарушение или ненадлежащее исполнение Устава дошкольного образовательного учреждения, правил внутреннего трудового распорядка, должностной инструкции, трудовой дисциплины, правил техники безопасности и противопожарной безопасности.

V. Взаимоотношения и связи по должности

5.1. Воспитатель работает в сменном режиме по графику, утвержденному заведующим дошкольным образовательным учреждением, составленному исходя из 36-часовой рабочей недели.
5.2. Под руководством заведующего дошкольным образовательным учреждением планирует свою работу за отчетный период.
5.3. Представляет заведующему дошкольным образовательным учреждением отчет о проделанной работе за отчетный период.
5.4. Получает от заведующего дошкольным образовательным учреждением и знакомится под роспись с нормативно-правовой информацией.
5.5. Исполняет должностные обязанности других воспитателей во время их отсутствия в соответствии с распоряжением заведующего дошкольным образовательным учреждением.
5.6. Координирует деятельность помощника воспитателя в рамках единого воспитательного процесса и соблюдения норм гигиены и режима дня воспитанников.
5.7. Взаимодействует с другими специалистами дошкольного образовательного учреждения (логопедом, психологом, медицинскими работниками) в целях повышения качества воспитательного процесса и обеспечения сохранности здоровья воспитанников.
5.8. Взаимодействует с родителями (законными представителями) детей в целях повышения эффективности учебно-воспитательной работы.

VI. Заключительные положения

6.1. Сотрудник знакомится с должностной инструкцией под роспись при приеме на работу до подписания трудового договора.
6.2. Один экземпляр должностной инструкции находится у работодателя, другой — у сотрудника.
6.3. Сотрудник знакомится под роспись с изменениями в должностной инструкции, касающимися общих положений, должностных обязанностей, прав, ответственности и оформленными соответствующим распоряжением генерального директора компании.


С инструкцией ознакомлен:

обязаности воспитателя детского сада

Многие воспитатели зачастую спрашивают: должны ли они делать ремонт в группе или покупать методическую литературу на свои деньги? Много вопросов на тему обязанностей воспитателя детского сада возникает и у родителей.

Обязанности воспитателя детского сада четко закреплены в ряде нормативных документов:

  • в должностной инструкции,
  • в санитарно-эпидемиологических требованиях, предъявляемых к дошкольным учреждениям (СанПиН 2.4.1.2660),
  • в трудовом договоре, заключенным между воспитателем ДОУ и работодателем.

Все, что не оговорено в этих юридических документах, не входит в обязанности воспитателя детского сада и, соответственно, выполнять он их не обязан.

  • при приеме детей в группу,
  • при организации питания,
  • при работе в группе в течение дня,
  • при организации сна,
  • на прогулке,
  • в завершении рабочего дня.

Обязанности воспитателя детского сада при приеме детей в группу

  • Ежедневный утренний прием детей проводят воспитатели, которые опрашивают родителей о состоянии здоровья детей.

Обязанности воспитателя детского сада при организации питания

  • Воспитатели помогают детям кушать, совсем маленьких детей – докармливают.

Обязанности воспитателя детского сада при работе в группе в течение дня

  • Обеспечивает строгое выполнение установленного режима дня и сетки занятий.
  • Осуществляет наблюдение за поведением детей в период адаптации, помогает им; в группах раннего возраста ведет дневник наблюдений.
  • Регулярно информирует руководителя учреждения и старшую медсестру об изменениях в состоянии здоровья детей. Сообщает старшей медсестре об отсутствующих детях, выясняет причину их отсутствия, ведет табель учета посещаемости.
  • С уважением и заботой относится к каждому ребенку в своей группе, проявляет выдержку и педагогический такт в общении с детьми и их родителями.
  • Совместно с музыкальным руководителем и инструктором по физической культуре готовит праздники, организует досуг детей.
  • С детьми второго и третьего года жизни занятия физическими упражнениями проводят по подгруппам воспитатели 2-3 раза в неделю. Занятия в детском саду с детьми второго года жизни проводят в групповом помещении, с детьми третьего года жизни – в групповом помещении или в физкультурном зале.

Обязанности воспитателя детского сада при организации сна в группе

  • Детей с трудным засыпанием и чутким сном рекомендуется укладывать первыми и поднимать последними. В разновозрастных группах более старших детей после сна поднимают раньше. Во время сна детей присутствие воспитателя (или его помощника) в спальне обязательно.

Обязанности воспитателя детского сада на прогулке

  • Воспитатель обязан помогать детям одеваться.
  • Во время прогулки с детьми необходимо проводить игры и физические упражнения. Подвижные игры проводят в конце прогулки перед возвращением детей в помещения ДО.
  • На участке совместно с детьми ведет работу по благоустройству согласно программе своей возрастной группы.

Обязанности воспитателя детского сада в завершении рабочего дня

  • При передаче смены в конце рабочего дня оставляет в группе образцовый порядок.
  • Смену воспитатель сдает лично второму воспитателю, детей передает по списку.
  • Передача детей строго родителям и законным представителям (только совершеннолетним).

Кроме этого, в обязанности воспитателя входит планирование воспитательной деятельности, отчетность, повышение квалификации и взаимодействие с сотрудниками детского сада и родителями:

Читайте также: