Обязан ли учитель писать рабочие программы

Обновлено: 02.07.2024

Сегодня к учителю предъявляются особые требования с позиции его профессиональной компетентности: ему необходимо знать и руководствоваться нормативными актами в образовании, школьными образовательными технологиями и методиками и эффективного их использования при организации процесса обучения. Это фактически нормы, задаваемые государством. Миссия учителя - обеспечивать выполнение задач государственной важности.

Основная работа по освоению стандарта (и ФК ГОС, и ФГОС) педагогом происходит в период разработки рабочей программы.

Рабочая программа - это документ, созданный на основе примерной программы Минобрнауки РФ, с учетом национально-региональных условий, типа образовательного учреждения, средств обучения, особенностей контингента учащихся и отражающий пути реализации содержания через авторский проект.

Главное назначение рабочей программы – обеспечение гарантий по-лучения учащимися образования в соответствии с ФК ГОС и ФГОС, и учет специфики региона и ОУ.

В педагогических инновациях всегда существует открытая самим учителем или заимствованная новая идея, поэтому новаторский опыт должен быть осмыслен в виде идеи или концепции.

Современные примерные программы, рекомендованные Министерством образования и науки РФ, дают простор для педагогического творчества, отражая ведущие мировоззренческие идеи развития общества, определяя лишь основные направления реализации содержания образования и требования к организации образовательного процесса, к базовым знаниям, умениям и навыкам с учетом специфики конкретного учебного предмета. Они могут служить основанием для составления рабочих программ при условии, что педагогом проведена ревизия этих программ на предмет соответствия их ФК ГОС и ФГОС в части соответствия требованиям к обучающихся. Они зачастую избыточны и оставляют простор для педагога в отборе содержания.

Построение учебного процесса на основе проектирования рабочей программы как нормативного документа учителя - одна из проблем. Традиционные подходы к тематическому планированию учебного процесса, предлагаемые в педагогической, учебно-методической литературе, не раскрывают вариативные пути реализации содержания образования через авторский проект. "Гуманизация образования требует иной методологии управления, планирования, организации и оценки результатов. Невозможно провозгласить единственно правильный подход и метод в планировании" - необходимо представление "целой палитры" разнообразных подходов и методов, из которых учитель будет выбирать наиболее эффективные, в соответствии с конкретной ситуацией и условиями, опираясь на свой опыт и профессионализм, на основе тех ценностей, которые разделяет сообщество".

Проектирование содержания образования на уровне отдельного учебного предмета осуществляется индивидуально каждым учителем в соответствии с уровнем его профессионального мастерства и авторским видением дисциплины. Главное, проектирование рабочей программы позволяет учителю целостно видеть, анализировать собственную деятельность и выйти на уровень системной организации учебного процесса.

Стремление к совершенствованию образовательного процесса привело к необходимости переосмысления и изменения подходов к обучению в системе повышения квалификации на базовых курсах (как это было до 1990-х годов, которые ориентировали учителя преимущественно на репродуктивный стиль деятельности и не формировали способности системного видения организации образовательного процесса, потребности в творческой самореализации, в научно-исследовательском подходе к обучению и воспитанию школьников.

"С введением права образовательных учреждений самостоятельно разрабатывать и утверждать образовательные программы, с ориентацией российского образования на гуманистические тенденции проблема техно-логии разработки программ образовательных учреждений и индивиду-альных программ для учащихся, учитывающих их личностные особенно-сти (рабочих программ по учебным курсам, учитывающих специфику предмета, образовательного учреждения, личностных особенностей уча-щихся, стала достаточно острой".

Выделяют следующие основные функции рабочей программы:

Прогностическая функция. Рабочая программа задаёт предполагае-мый конечный результат обучения, эта функция является главной.

Функция оперативного изменения курса. Тщательная структуризация материала учебного курса на основе целей курса обеспечивает возмож-ность внесения изменений в курс непосредственно в процессе обучения без утраты его целостности.

Функция целеполагания. Цели курса определяют все основные ком-поненты курса.

Информационная функция. Рабочая программа представляет в сжа-той форме информацию общего характера о курсе, на основе которой формируется о нем общее представление.

Организационно-методическая функция. Рабочая программа содер-жит информацию об основных организационных формах учебного про-цесса и особенностях методики ведения занятий.

Контрольно-диагностическая функция. Рабочая программа включа-ет средства проверки степени достижимости учащимися в процессе обуче-ния заявленных целей курса.

Оценочная функция. Рабочая программа содержит в концентрированной форме всю информацию о курсе, которая может быть использована для оценки качества данного учебного цикла, что важно при аттестации курса и для прогнозирования качества образования.

В соответствии с требованиями к курсу определяются цели курса, ко-торые в свою очередь определяют структуру, содержание, деятельность учащихся по изучению материала и содержание итогового контроля.

Что за документ рабочая программа? Какова её роль и назначение в учебном процессе и кто её автор? Чтобы ответить на эти вопросы необходимо разобраться в толковании тезиса "программа" в системе образования.

Применительно к системе образования в Законе РФ "Об образовании в РФ", равно как и в некоторых российских справочниках дано следующее определение образовательной программы - "это документ, определяющий содержание образования определенного уровня и направленности".

В Российской Федерации реализуются образовательные программы, которые подразделяются на:

- общеобразовательные (основные и дополнительные);

- профессиональные (основные и дополнительные).

Общеобразовательная программа направлена на решение задач фор-мирования общей культуры личности, адаптации личности к жизни в об-ществе, на создание основы для осознанного выбора и освоения професси-ональных образовательных программ.

Учебная программа конкретизирует соответствующий образовательный стандарт с учетом необходимых требований к её построению. Это нормативный документ, раскрывающий содержание знаний, умений и навыков по учебному предмету, логику изучения основ мировоззренческих идей с указанием последовательности тем, вопросов и общей дозировки времени на их изучение (Педагогика: педагогические теории, систе-мы, технологии. Учебное пособие. /Под ред. С. А. Смирнова, - М., 1998.- с. 240).

Программа определяет общую научную духовно - ценностную направленность преподавания предмета, оценок, теорий, событий, фактов. Её можно рассматривать как проект конкретной учебной дисциплины, внесенной в учебный план. Учебная программа включает в себя: цели изучения дисциплины; содержание, обозначенное в темах, разделах; продолжительность и последовательность изучения тем и разделов; требование к изучению материала.

Примерная программа - определяет базовые знания, умения, навыки и отражает систему ведущих мировоззренческих идей, общие рекомендации методического характера.

На основе примерных программ создаются рабочие программы.

Здесь к месту вспомнить такой термин как адаптация - (лат.) приспособление к изменяющимся условиям. Процесс создания рабочей программы предполагает адаптацию примерной программы к определенным условиям. Учебная программа может быть адаптирована на уровне принципов, особенностей, а так же целеполагания, содержания методики и т. д. с учетов определенных условий.

Рабочая программа непосредственно отражает требования образовательного стандарта, в отличие от примерной, в ней описывается национально - региональный уровень, учитываются возможности методического, информационного, технического обеспечения учебного процесса, уровень подготовки учащихся, отражается специфика обучения в данном образовательном учреждении, в конкретной социально - педагогической си-туации. Как правило, рабочие программа составляются учителями-предметниками по определенному учебному предмету или курсу.

Рабочая программа может быть представлена как авторская программа, которая, учитывая требования образовательного стандарта, может содержать иную логику построения учебного предмета, авторские подходы к рассмотрению тех или иных теорий, соответственные точки зрения относительно изучаемых явлений и процессов.

Опираясь на приведенные выше определения, проведем иерархиче-ское разделение понятий.

Схема категориальной иерархии образовательных программ

Проектирование учебного процесса предусматривает определение уровня планирования программы. Анализ определений показывает, что в программе выделяются различные аспекты планирования и проблемы, которые возникают при проектировании. Уровень планирования программы взаимообусловлен основными положениями, общими для всех, независимо от специфики содержания образования и подхода, используемого составителем программы:

- соответствие нормативным требованиям

- рассматриваемые аспекты (методический, алгоритмический, содержательный и др.)

- компоненты и структура

На основании выше изложенного можно дать следующее определение рассматриваемому документу:

• Рабочая программа - это документ, созданный на основе при-мерной программы Министерства образования и науки РФ, с учетом национально - региональных условий, типа образовательного учреждения, средств обучения, особенностей контингента учащихся и отражающий пути реализации содержания через авторский проект.

Главное назначение рабочей программы - обеспечение гарантии в получении учащимися обязательного минимума образования в соответствии с государственным стандартом и учетом специфики местных условий, позволяющее более, полно реализовать себя.

Определяемые требования к рабочей программе являются основой для его построения:

- концептуальность - обоснованность идеи проекта,

- системность - взаимообусловленность компонентов программы,

- полнота - сохранение обязательного базисного компонента содержания образования, учет региональных и национальных особенностей, образовательных и социокультурных потребностей,

- сбалансированность - рациональное распределение содержания образования в рамках федерального, регионального и школьного компонентов, а так же между разделами и темами программы,

- преемственность в реализации содержания образования в начальной, средней и полной школе,

- гибкость тематического планирования, наличие резервов в способах обучения во избежание перегрузки учащихся,

- управляемость - наличие диагностического инструментария

- эффективность - оценка качества обучения школьников по данной программе.

Рабочая программа – нормативно-управленческий документ педагога, в котором он определяет наиболее оптимальные и эффективные для данного класса содержание, формы, методы и приемы организации образовательного процесса с целью получения результата, соответствующего требованиям ГОС и ФГОС.

В чем отличие календарно-тематического планирования от рабочей программы педагога?

Календарно-тематическое планирование не учитывает индивидуаль-ных особенностей учащихся класса. Как правило, используется в течение 5 лет без изменений. Составляется по образцу.

Факторы, которые необходимо учитывать при составлении рабочей программы:

- целевые ориентиры и ценностные основания современного россий-ского образования и своего образовательного учреждения;

- состояние здоровья учащихся;

- уровень способностей детей и качество их учебных достижений;

- состояние учебно-методического и материально-технического обеспечения ОУ.

Основные документы, необходимые для составления рабочей программы:

- Государственный образовательный стандарт общего образования (федеральный компонент, 2004 г., ФГОС НОО, ФГОС ООО.

- Региональный (национально-региональный) компонент ГОС до-школьного, начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования Свердловской области (2006 г.).

- Примерная учебная программа по предмету или авторская программа, на основании которых педагог готовит рабочую программу.

- Методические рекомендации для учителей по составлению рабочих программ;

- Образовательная программа школы

- Учебный план школы.

Рабочая программа коррекционной образовательной деятельности учителя-логопеда 1. Целевой раздел 1.1. Аннотация к рабочей программе учителя – логопеда Виноградовой С. В. Актуальность: В связи с тем, что в общеобразовательных.

Рабочая программа педагога МДОУ (старшая группа) Содержание I. Целевой раздел: 1. Пояснительная записка…1 1.1. Введение…1 1.2. Нормативно-правовая.

Рабочая программа социального педагога Пояснительная записка Актуальность программы: В течение последних лет наблюдается усиление роли образовательных и воспитательных учреждений.

Рабочая программа кружка театрализованной деятельности Рабочая программа кружка театрализованной деятельности Автор программы: Гринина Татьяна Андреевна Возраст обучающихся: 4-5 лет Срок реализации.

  • разработка рабочей программы по предмету, курсу на основе примерных основных общеобразовательных программ;
  • осуществление контрольно-оценочной деятельности в образовательном процессе с использованием современных способов оценивания в условиях ИКТ (ведение электронных форм документации, в том числе электронного журнала и дневников обучающихся).

Таким образом, в соответствии с должностными обязанностями учитель должен иметь:

  • рабочую программу ,
  • вести электронные классный журнал и дневники обучающихся .

— Законом № 273-ФЗ предусмотрена разработка рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей) организацией, а не рабочей программы конкретного учителя ;

— рабочие программы учебных предметов, курсов должны содержать:

  • планируемые результаты освоения учебного предмета, курса;
  • содержание учебного предмета, курса;
  • тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы;

— органы управления образованием субъектов РФ не вправе применять требования о соответствии рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей) неким шаблонам (по структуре, количеству и наименованию столбцов, объёму и т. д.), а должны руководствоваться требованиями ФГОС для проведения их качественного (содержательного), а не количественного (формального) анализа.

В целях сокращения отчётности учителей при выполнении ими должностных обязанностей Минобрнауки и Общероссийский Профсоюз образования

— органам управления образованием субъектов РФ и руководителям образовательных организаций исключить практику запроса у учителей конспектов и (или) диагностических карт уроков, а также планов подготовки к государственной итоговой аттестации, отчётов об их выполнении и т. п ., так как соответствующие материалы (в случае их составления) являются рабочим инструментарием учителя, а не отчётной документацией, составление которой предусмотрено должностными обязанностями;

— руководителям образовательных организаций:

  • предусматривать распределение должностных обязанностей по разработке рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей) между несколькими учителями, не включая такие обязанности, например, в трудовые договоры с лицами, впервые поступившими на работу по специальности, в течение первых двух лет после получения ими среднего профессионального или высшего образования;
  • обеспечивать свободный доступ учителей к утверждённым рабочим программам образовательной организации для использования их в работе, в том числе для реализации права на участие в разработке на их основе (например, в ходе апробации) усовершенствованных рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей);
  • не ограничивать при утверждении рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей) право учителей на использование как типовых (без необходимости их перепечатки), так и авторских рабочих программ при соответствии их требованиям ФГОС;

б) предлагают органам управления образованием субъектов РФ и руководителям образовательных организаций:

Нормативные документы об особенностях режима рабочего времени и отдыха педагогических работников

Трудовой кодекс Российской Федерации

Отраслевое соглашение по организациям, находящимся в ведении Министерства образования и науки Российской Федерации на 2014 – 2017 годы

Примечание. 1.Комментарии Общероссийского Профсоюза образования к перечисленным выше документам опубликованы в его информационном бюллетене №2 за июль 2016 года.

2.В рабочее время педагогических работников в зависимости от занимаемой должности включается учебная (преподавательская) и воспитательная работа, в том числе практическая подготовка обучающихся, индивидуальная работа с обучающимися, научная, творческая и исследовательская работа, а также другая педагогическая работа, предусмотренная трудовыми (должностными) обязанностями и (или) индивидуальным планом, – методическая, подготовительная, организационная, диагностическая, работа по ведению мониторинга, работа, предусмотренная планами воспитательных, физкультурно-оздоровительных, спортивных, творческих и иных мероприятий, проводимых с обучающимися ( Приложение 1 к приказу Минобрнауки России от 22 декабря 2014 г. № 1601).

3. Письма, рекомендации, разъяснения имеют рекомендательный характер.

P.S. Выступая на Всероссийском семинаре-совещании глав региональных органов управления образованием в г. Сочи 27 сентября 2016 года, глава Минобрнауки Ольга Васильева заявила, что у учителя должно быть три отчетных документа: первый документ — рабочая программа, второй — классный журнал и третий документ — это дневник.

Дополнительные разъяснения по сокращению и устранению избыточной отчётности учителей

Сертификат и скидка на обучение каждому участнику

Любовь Богданова

ПОЛОЖЕНИЕ О РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕ УЧИТЕЛЯ

1. Общие положения

1.2. К рабочей программе, которые в совокупности определяют содержание деятельности ОУ в рамках реализации образовательной программы, относятся:

- программы по учебным предметам, курсам и курсам внеурочной деятельности;

- программы дополнительного образования;

- программы элективных курсов;

- программы факультативных занятий.

1.3. Рабочая программа, утвержденная ОУ - это обязательный документ, определяющий объем, порядок, содержание изучения учебного предмета, требования к результатам освоения основной образовательной программы общего образования учащимися (выпускниками) в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами в условиях конкретного образовательного учреждения.

1.4. Рабочая программа должна соответствовать следующим документам:

- федеральному государственному образовательному стандарту начального общего или основного общего образования (ФГОС), или федеральному компоненту государственного образовательного стандарта основного и среднего общего образования (ФКГОС);

- примерной программе дисциплины, внесенной в реестр примерных основных образовательных программ;

- федеральному перечню учебников, утвержденных, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в ОУ, реализующих программы общего образования;

- учебному плану ОУ;

- требованиям к оснащению образовательного процесса в соответствии с основной образовательной программой ОУ.

1.5. Рабочая программа, как компонент содержательного раздела основной образовательной программы ОУ, является средством фиксации содержания образования, планируемых результатов, системы оценки на уровне учебных предметов, предусмотренных учебным планом ОУ.

1.6. Рабочая программа по учебному предмету составляется учителем-предметником на текущий учебный год; изменения в рабочую программу вносятся по мере необходимости.

1.7. Все изменения, дополнения, которые учителя вносят в рабочую программу в течение учебного года, должны быть согласованы с заместителем директора по учебно-воспитательной работе.

1.8. Рабочая п рограмма составляется в двух идентичных экземплярах: один - для учителя, другой - для администрации ОУ.

1.9. Рабочая программа учебного предмета, дисциплины, курса (модуля) является основой для создания учителем календарно-тематического планирования учебного курса на каждый учебный год.

1.10. Рабочая программа по учебному предмету, курсу предыдущего учебного года хранится в ОУ до момента аккредитации.

2. Утверждение программы предполагает следующие процедуры

2.2. Получение согласования у заместителя директора по учебно-воспитательной работе до 25 августа.

2.3. Программа вводится в действие приказом руководителя ОУ не позднее 01 сентября.

2.4. Допускается проведение экспертизы программы с привлечением внешних экспертов.

2.5. В случае несоответствия рабочей программы установленным требованиям заместитель директора по учебно-воспитательной работе направляет программу на доработку, с указанием конкретного срока исполнения.

3. Деятельность учителя при составлении программы

3.1. Опираясь на примерную программу дисциплины, утвержденную Министерством образования и науки Российской Федерации (или авторскую программу, прошедшую экспертизу и апробацию) составитель рабочей программы может:

- раскрывать содержание разделов, тем, обозначенных в ФГОС или ФКГОС;

- расширять, углублять, изменять, формировать содержание обучения, не допуская исключения программного материала;

- устанавливать последовательность изучения учебного материала;

- распределять время, отведенное на изучение курса, между разделами и темами, уроками по их дидактической значимости, а также исходя из материально-технических ресурсов ОУ;

- конкретизировать требования к результатам освоения основной образовательной программы учащимися;

- включать материал регионального компонента по предмету;

- выбирать, исходя из стоящих перед предметом задач, методики и технологии обучения и контроля уровня подготовленности учащихся;

- заменять лабораторные работы, практические и экспериментальные работы другими сходными по содержанию, в соответствии с поставленными целями;

- распределять резервное время.

3.2. Если в примерной или авторской программе не указано распределение часов по разделам и темам, а указано только общее количество часов, учитель в рабочей программе распределяет часы по разделам и темам самостоятельно, ориентируясь на используемые учебно-методические комплексы и индивидуальные особенности учащихся.

3.3. Учителя обязаны сдавать в учебную часть копию рабочей программы на электронном носителе с проставленными датами до конца учебного года, с целью использования их учителями – предметниками на момент замещения уроков.

3.4. Рабочая программа является обязательным документом для административного контроля полного освоения содержания учебного предмета учащимися и достижения ими планируемых результатов на базовом и повышенном уровнях.

3.5. Настоящее положение утверждается директором Учреждения после рассмотрения и принятия соответствующего решения педагогическим советом.

4. Содержание рабочей программы

4.1. Цель рабочей программы - создание условий для планирования, организации и управления образовательным процессом по определенной учебной дисциплине (образовательной области).

4.2. Задачи рабочей программы:

- практическая реализация компонентов федерального государственного образовательного стандарта при изучении учебного предмета в учебном году;

- определение содержания, объема, порядка изучения учебного предмета с учетом целей, задач и особенностей учебно-воспитательного процесса ОУ и контингента учащихся.

4.3. Функции рабочей программы:

- нормативная, то есть является документом, обязательным для выполнения в полном объеме;

- целеполагающая, то есть определяет ценности и цели, ради достижения которых она введена в ту или иную образовательную область;

- определяющая содержание образования, то есть фиксирует состав элементов содержания, подлежащих усвоению учащимися (требования к минимуму содержания), а также степень их трудности;

- процессуальная, то есть определяет логическую последовательность усвоения элементов содержания, организационные формы и методы, средства и условия обучения;

- оценочная, то есть выявляет уровни усвоения элементов содержания, объекты контроля и критерии оценки уровня обученности учащихся.

5. Структура рабочей программы

5. Структура рабочей программы:

5.1. Структура рабочей программы на основе требований федерального государственного образовательного стандарта должна иметь обязательные компоненты :

Структура рабочей программы:

Титульный лист (Приложение 1).

Планируемые результаты освоения конкретного учебного предмета, курса.

Содержание учебного предмета, курса

Все структурные элементы рабочей программы должны быть четко выделены и соответствовать определенным требованиям к ним.

5.2. Календарно-тематическое планирование представляет собой отдельный документ, регламентирующий прохождение программы согласно учебного плана, расписания уроков, с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы и определением основных видов учебной деятельности обучающихся (Приложение 2).

Представляю размышления о рабочей программе учителя, о ее содержании, структуре и об ответственности за реализацию.

ВложениеРазмер
Как составить рабочую программу 20.91 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая программа учителя как инструмент проектирования учебно-воспитательного процесса

Вслед за появлением Федеральных государственных образовательных стандартов НОО в 2010 году появились типовые должностные инструкции учителя, которые поставили, наконец, точку в споре – должны ли учителя писать рабочую программу.

В соответствии с должностной инструкцией, учитель

  • Разрабатывает рабочую программу по предмету и обеспечивает ее выполнение, организуя и поддерживая разнообразные виды деятельности обучающихся, ориентируясь на личность обучающегося, развитие его мотивации, познавательных интересов и способностей;
  • Обеспечивает достижение и подтверждение обучающимися уровней образования (образовательных цензов).

Рабочая программа учителя конкретизирует реализацию Основной образовательной программы гимназии по каждому учебному предмету.

Пришло время переосмыслить не только содержание Рабочей программы учителя, но и ее ценность и необходимость.

Четыре года назад у нас не было ничего, кроме текста ФГОС, Примерных образовательных программ и Примерной основной образовательной программы ОУ. В тексте ФГОС были Требования к результатам освоения ООП НОО. Чтобы достичь результатов, нужно было спроектировать образовательный процесс. Таким проектом и стала тогда первая Рабочая программа учителя. Но как только для учителей появились готовые программы, и даже краткие методические рекомендации для написания рабочей программы (разработанные НМЦ Л.Занкова), появился соблазн воспользоваться готовыми материалами. И сегодня остается открытым вопрос: При каких условиях Рабочая программа будет востребована учителем и станет реальным инструментом в проектировании УВП, а не формальным документом? Чтобы ответить на него, попытаемся разобраться в том, что и в каком виде должно быть в учительской Рабочей программе.

2.1. Содержание Рабочей программы

Рабочая программа по любому предмету учителей гимназии №23 начинается с краткой пояснительной записки. Цель ее – обосновать собственную индивидуальную стратегию достижения образовательных результатов. В пояснительной записке зафиксированы сведения о том, кому адресована программа (вид ОУ, контингент обучающихся и особенности, влияющие на освоение ими ООП НОО). Отмечается, на основе программы какого автора разработана рабочая программа. Конкретизируются общие цели и задачи начального общего образования с учетом специфики учебного предмета, дается общая характеристика учебного курса, описание ценностных ориентиров учебного предмета, содержание учебного курса (дается ссылка на полный текст авторской программы по предмету). Указывается, в какую образовательную область входит учебный предмет, сроки реализации программы. Количество учебных часов в соответствии с учебным планом. Объем этой части Рабочей программы 1-2 страницы.

Обязательным структурным элементом Рабочей программы учителя являются требования к результатам освоения ООП НОО. Опыт показывает, что для детального анализа личностных, метапредметных и предметных результатов, выбора методов их формирования на уроке учителя обращаются к первоисточнику – ФГОС и Программе УМК. Подробное описание всех результатов в Рабочей программе учителя может излишне перегрузить этот документ. Указываем в пояснительной записке, что требования к подготовке учащихся (личностные, метапредметные и предметные результаты освоения) по предмету в полном объеме совпадают с требованиями ФГОС и авторской программой по предмету и даем ссылку на авторскую программу. Здесь же кратко излагается система контроля и оценки достижений учащихся, указывается основной инструментарий для оценки результатов (дается ссылка на Положение о контроле образовательных достижений учащихся). Объем этой части Рабочей программы 1-2 страницы.

Самый большой по объему и самый востребованный учителями раздел Рабочей программы – это Календарно-тематическое планирование на учебный год. Он открывается описанием планируемых результатов - личностных, предметных и метапредметных; тематическим планом предметного курса с указанием количества часов, выделенных на изучение каждого раздела и темы (дается фрагмент программы автора УМК). Запись в классном журнале и количество часов должны соответствовать этому разделу Рабочей программы учителя. По итогам каждого полугодия учителя гимназии фиксируют выполнение программы, а в случае несоответствия, обосновывают причины возможного расхождения.

2.2. В каком формате может быть представлена

Рабочая программа учителя?

Как видим, Рабочая программа учителя достаточно объемный документ. А учителю нужны 7 предметных программ, плюс 2 программы внеурочной деятельности. Как сберечь время учителя и его силы? Выход, вероятно, в кооперации учителей в параллели, когда, анализируют и обсуждают программу вместе, а затем каждый выполняет техническую часть общего дела.

Бумажный вариант Рабочей программы по русскому языку за 4 года составил 170 страниц. Как сделать их удобными для ежедневного использования? Выходом может быть электронная версия Рабочей программы, сконструированная как цифровой образовательный ресурс или учительский Портфолио в сети Интернет, размещенный на сайте гимназии.

личной ответственности учителя за результаты?

С введением ФГОС заметно усилился контроль за выполнением государственных программ и качеством образования. Четкие критерии контроля приводят к осознанию личной ответственности за результаты образования учащихся. Хотелось бы разделить ответственность и с авторами учебно-методических комплектов, разработавших учебники и программы. Именно авторы, в первую очередь, гарантируют достижение планируемых результатов средствами УМК. Груз ответственности лежит и на учителе. Авторы УМК надеются на то, что учитель самым внимательным образом изучит не только программу курса, но и пояснительную записку к программе, воспользуется авторскими рекомендациями для построения образовательного процесса. Ведь разрабатывая собственную Рабочую программу, учитель берет на себя ответственность за каждое слово этой программы. И прежде чем что-либо написать в ней, приходится задуматься – а смогут ли учащиеся достичь результатов, заявленных в ФГОС? Какими средствами это будет достигаться? Ведь Рабочая программа учителя – это инструмент и стратегия учителя для достижения педагогических целей .

Читайте также: