Обязан ли учитель объяснять тему

Обновлено: 14.05.2024

Работодатель требует от вас взять дополнительную работу, на которую изначально вы не соглашались? Как понять, входит ли такая работа в ваши обязанности или от неё можно смело отказаться? Должна ли ваша новая трудовая функция (если она является таковой) оплачиваться отдельно?
Ответы на эти и другие вопросы — в нашей специальной статье по защите прав учителя.

Прослушать статью

Заключение трудового договора

При трудоустройстве на любую вакансию работник и работодатель должны заключить трудовой договор.

При заключении трудового договора следует обратить внимание на его содержание. Согласно Ст. 57 ТК РФ в документе указывается:

  • фамилия, имя, отчество работника и наименование работодателя (фамилия, имя, отчество работодателя — физического лица), заключивших трудовой договор;
  • сведения о документах, удостоверяющих личность работника и работодателя — физического лица;
  • идентификационный номер налогоплательщика (для работодателей, за исключением работодателей — физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями);
  • сведения о представителе работодателя, подписавшем трудовой договор, и основание, в силу которого он наделен соответствующими полномочиями;
  • место и дата заключения трудового договора.

Обязательными для включения в трудовой договор являются следующие условия:

  • место работы, а в случае когда работник принимается для работы в филиале, представительстве или ином обособленном структурном подразделении организации, расположенном в другой местности, — место работы с указанием обособленного структурного подразделения и его местонахождения;
  • трудовая функция (работа по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретный вид поручаемой работнику работы);
  • дата начала работы, а в случае когда заключается срочный трудовой договор — также срок его действия и обстоятельства (причины);
  • условия оплаты труда (в том числе размер тарифной ставки или оклада (должностного оклада) работника, доплаты, надбавки и поощрительные выплаты);
  • режим рабочего времени и времени отдыха;
  • условия труда на рабочем месте;
  • условие об обязательном социальном страховании работника в соответствии с настоящим Кодексом и иными федеральными законами.

Также существует еще несколько условий, которые могут включаться в трудовой договор по желанию работника или работодателя.

Особое внимание следует обратить на подписание договора. Чаще всего работнику предлагается выразить свое согласие с пунктами трудового договора, оставив свою подпись в конце документа. Однако будет безопаснее и выгоднее, если вы, устраиваясь на работу, подпишите трудовой договор на каждой странице. После этого можно уже спокойно делать копию с подписанного документа и ставить отметку на оригинале, что копия вами получена. В противном случае работник может оказаться в невыгодном для себя положении — работодатель может изменить документ, заменив оригинальные листы документа другими. В случае же конфликтной ситуации вам будет тяжело доказать, почему у вас на руках копия с другого документа, тогда как у работодателя будет измененный, но подписанный вами договор. Подписывать документ на каждой странице будет нелишним в случае обращения с любыми бумагами, а не только трудовым договором!

Важно, что еще до подписания трудового договора (что логично) работодатель должен ознакомить работника с правилами внутреннего трудового распорядка, иными локальными нормативными актами, непосредственно связанными с трудовой деятельностью работника, коллективным договором. То есть все подробности работы (место, трудовая функция и т.д.) раскрываются в дополнительных документах.

А как поднять успеваемость? 40 эффективных методик для учителя

Книга написана в соавторстве. Тодд Уайтекер — профессор образовательной подготовки в Университете штата Индиана, США. Автор ряда бестселлеров для учителей. Аннетт Бре — популярный американский автор, консультант и оратор. В своей книге эти известные эксперты в области образования предлагают уникальную программу повышения преподавательского мастерства: 40 эффективных методик, которые помогут радикально изменить картину успеваемости учеников в лучшую сторону!

Дополнительная работа

В соответствии со Ст. 60.2 ТК РФ «с письменного согласия работника ему может быть поручено выполнение в течение установленной продолжительности рабочего дня (смены) наряду с работой, определенной трудовым договором, дополнительной работы по другой или такой же профессии (должности) за дополнительную оплату.

Поручаемая работнику дополнительная работа по другой профессии (должности) может осуществляться путем совмещения профессий (должностей). Поручаемая работнику дополнительная работа по такой же профессии (должности) может осуществляться путем расширения зон обслуживания, увеличения объема работ. Для исполнения обязанностей временно отсутствующего работника без освобождения от работы, определенной трудовым договором, работнику может быть поручена дополнительная работа как по другой, так и по такой же профессии (должности).

Срок, в течение которого работник будет выполнять дополнительную работу, ее содержание и объем устанавливаются работодателем с письменного согласия работника.

Таким образом, только письменное согласие работника дает право работодателю рассчитывать на какие-либо дополнительные трудовые функции своего работника. Если же работодатель без вашего согласия пытается заставить выполнять дополнительную работу, не предусмотренную трудовым договором, вы можете смело оспаривать его беспочвенные требования. Кроме устного отказа выполнять дополнительную работу, вы имеете право писать обращения на имя руководителя учебного заведения, а также обратиться в трудовую инспекцию (или хотя бы предупредить вашего работодателя о возможности такого поступка).

В разделе „Должен знать“ содержатся основные требования, предъявляемые к работнику в отношении специальных знаний, а также знаний законодательных и иных нормативных правовых актов, положений, инструкций и других документов, методов и средств, которые работник должен применять при выполнении должностных обязанностей.

Таким образом, если предлагаемая работодателем дополнительная трудовая функция не предусмотрена трудовым договором, а также занимаемой должностью и вы не давали письменного согласия на эту работу, то можете смело от нее отказываться. Проверить, имеют ли требования работодателя законные основания, можно, изучив вышеуказанные в статье официальные документы.

На уроке математики (8 класс) новую тему поняли лишь два ученика. Кто объяснит тему остальным учащимся класса?

Комментарии

Как кто? Учитель, работающий

Как кто? Учитель, работающий в этом классе. На следующий урок педагог найдет другие слова, другую методику, технологию, "подъедет" с другой стороны и все получится.

Гончаренко Лариса Викторовна

Побольше бы таких учителей.

Побольше бы таких учителей.

Экономический вуз

Предмет - статистика. Зав.кафедрой и так и сяк объясняет, студенты - менеджеры, - ну никак не понимают. А любимчики. Саша Сухов: " Марина Александровна, вы нам лучше на яблоках объясните!".

Терешкевич Оксана Валерьевна

А ещё практикуется

А ещё практикуется репетиторство. Иногда учителя провоцируют ситуации, при которых необходимым становится идти к ним на доп.занятия. Особенно перед ГИА И ЕГЭ.

Зайцева Ирина Николаевна

Такое бывает на уроках. А

Такое бывает на уроках. А остановливаться некогда. Ведь у нас программа. Приходится навёрстывать чаще обращаясь к сложным темам в моменты систематизации и обобщения изученного.

ПЕККЕР Ирина Петровна

Понятно, что программа, что

Если все, кто не понял,

Если все, кто не понял, обратятся к учителю с просьбой объяснить еще раз, может, она и пойдет на встречу? Нет, значит подключайте родителей и идите в школу, разговаривайте с учителем.

Ученик не понял новую тему на уроке. Кто объяснит материал?

А мы долго болели, учитель прямым текстом отправил к репетитору. Когда спросила о консультациях для болевших, просто пожала плечами с улыбкой.

Две стороны медали. 1.Есть

Две стороны медали. 1.Есть программа,которую нужно выполнять.2. Учителю не дали часов для индивидуальных и групповых занятий.
Как быть?У учителя может не хватать времени физически.

Антропова Эльза Валерьевна

Хороший учитель заинтересован

Хороший учитель заинтересован в успехе каждого ученика,но ему не оплатят занятия со всеми,кто проболеет2-3недели!Нужно настраивать родителей и детей некоторые пробелы восстанавливать самостоятельно!

Ученик не понял новую тему на уроке. Кто объяснит материал?

А что такое "консультации"?

А что такое "консультации"? Да еще оплачиваемые? Хорошо живете, если у Вас в школе это есть.

Добавить комментарий

Директор в разговоре со мной обозначила их именно словом консультации. И они есть, и есть оплата за них. Другое дело, что не все учителя на них приходят. И педагог в группе продлённого дня (должность которого называется "воспитатель") решает каждый день во время самоподготовки сам как ему выкручиваться, если у детей возникают вопросы.

Ученик не понял новую тему на уроке. Кто объяснит материал?

Сейчас пишу как мать, а не педагог. Очень зацепила эта тема. Мы перешли в старшую школу, на первом же собрании все учителя предметники продиктовали список консультаций, когда они принимают отсташих и проболевших детей. Так что, Эльза Валерьевна, отвечу Вам: хороший учитель не только заинтересован в успехе ученика, но и посещает консультации, которые ему оплачивает государство.

Кулиненкова Елена Евгеньевна

Уважаемая Наталья Николаевна!

Уважаемая Наталья Николаевна! Может у вас в школе и есть оплачиваемые консультации, а у нас их нет. Точнее есть, но только для тех, где это оплачивается родителями ( в рамках дополнительного образования). Я со своими детьми занималась сама почти до старших классов, если что-то забывала из школьной программы, то брала учебник в руки и разбиралась, польза обоюдная.Мне позже дочь как-то сказала, что лет до 14-15 она была уверена, что её мама знает все! Вот теперь мой внук, пропустил в садике 3 недели(болел), а он ходит в группу раннего развития, и никто ему доп. занятия не устраивает. И я понимаю, у воспитателя тоже программа! Если хотим, что бы он не отставал, занимаемся сами! Так, что не чего особенно учителя винить. Дети не просили, что бы мы их рожали. Быть родителем- это работа и очень не простая ! Вы не обижайтесь, может быть я слишком резка, но что то вы уж слишком разная, как педагог,одна, а как мама слишком жалостливая. Я сама училась у своей мамы, поверь те поблажек не было, мои одноклассники даже жаловались на неё, что она ко мне слишком строга( об этом я узнала много лет спустя), но я ей за это благодарна. Своих детей тоже учила сама, как учитель, и тоже поступала с ними достаточно строго! Ведь за стенами школы они будут действовать сами. И если сами не можете помочь ребенку, если ваш учитель не может или не хочет помочь вашему ребенку ищите другой выход, ищите , если не мать, то кто же!

Я выход нашла ещё в начальной

Я выход нашла ещё в начальной школе и с проблемами мы давно разобрались. Спасибо за консультацию, сразу поняла, что и работу мне надо менять и родительских прав лишить. Я писала о том, что в нашей школе оплачивают консультации, а педагоги на них не приходят. А Вы как мои слова перевернули!
У воспитателя в саду, кстати, выделяется время для индивидуальной работы с детьми, которая подразумевает работу с проболевшими детками. Эта работа предусмотрена ежедневным планом, как в групповом помещении, так и на прогулке в обязательном порядке.

Очень сложная ситуация.

Очень сложная ситуация. Математика - системный предмет. Имеешь пробелы - не двинешься дальше. Незнание нарастает, как снежный ком. Как мама тоже прошла через это. Именно из-за математики пришлось забрать из школы после 9-го (ГИА тогда не было). А в этой конкретной ситуации, на месте родителей я бы обратилась к администрации. Если учителя устраивает плодотворный разговор с двумя учениками, то меня, как заказчика образовательных услуг, нет.

Голубева Наталья Леонидовна

Очень сложный разговор. У нас

Злыднева Валентина Егоровна

Ученик не понял новую тему

Значит, что - то учитель не продумал на своем уроке, раз поняли только два ученика. Придется учителю объяснять снова, привлекая ребят , которые поняли тему. А что делать?

Катермина Раушания Рифатовна

Согласна с Валентиной

ПЕККЕР Ирина Петровна

К сожалению, вопрос так и

К сожалению, вопрос так и остался открытым. Никто с нашими детьми так и не повторил материал. А контрольные-то никто не отменял. Все решали, как могли! Результат соответственно такой-же.
Иногда пропущенную тему я бы ОЧЕНЬ хотела наверстать со своим ребёнком. НО, извените, моего УМА НЕ ХВАТАЕТ. Надо штудировать материал с начала учебника. Мы, родители, можем вникнуть в суть предмета до определённого времени.
Моя "боль" шла в отношении математики. Это не биология, литература или история, где всегда что-то новое.
9-й и 11-е классы не за горами. Экзамены никто не отменит!

Попробуйте воспользоваться

Конечно, все зависит от

Конечно, все зависит от учителя, сейчас есть учителя, которые и не пытаются выяснить, понял ученик тему или нет, они честно отработали 45 минут. А второй вопрос как? вот самое главное, значит используются не те методы, приемы, обучение идет (возможно) на более сложном уровне, а некоторым надо и на яблоках объяснить. Родители не обладают нужными знаниями, чтобы помочь. Только к учителю обращаться, а администрации взять на контроль преподавание предмета.

Конечно, все зависит от

Конечно, все зависит от учителя, сейчас есть учителя, которые и не пытаются выяснить, понял ученик тему или нет, они честно отработали 45 минут. А второй вопрос как? вот самое главное, значит используются не те методы, приемы, обучение идет (возможно) на более сложном уровне, а некоторым надо и на яблоках объяснить. Родители не обладают нужными знаниями, чтобы помочь. Только к учителю обращаться, а администрации взять на контроль преподавание предмета.

Я работаю в простой

Я работаю в простой общеобразовательной школе, у нас нет оплачиваемых часов для консультаций или дополнительных занятий, всё на возможностях и желании учителя. Хочешь занимайся в своё свободное время и за свой счёт, хочешь не занимайся (у всех семьи, надо и домашним время уделять). У меня есть день когда я приглашаю учеников кто не понял тему, не понимает половина класса (химия), а приходят единицы. А вот в гимназиях и лицеях есть дополнительные часы которые оплачиваются (для консультаций, для подготовки к экзаменам), почему такая несправедливость дети то везде одинаковые, любой может не понять и к экзаменам хоть не весь класс но готовить тоже надо.

Ткаченко Людмила Брониславовна

Может, моя позиция у

Может, моя позиция у некоторых коллег не заслуживает уважения,но я занимаюсь после уроков(по мере необходимости),иногда на каникулах устраиваю 2-3 занятия для отдельных групп ребят.Толк есть.Родители довольны,дети приходят на дополнительные занятия.Естественно,бесплатно.Преподаю немецкий.Любыми путями стараюсь привлечь к изучению "немодного" сейчас языка.

Злыднева Валентина Егоровна

Ученик не понял новую тему

Людмила Брониславовна, я тоже занимаюсь после уроков дополнительно, если это необходимо, естественно бесплатно.

Соловьева Елена Алексеевна

Объяснить должен учитель.

Объяснить должен учитель. Только отважится ли кто-то из учеников честно сказать, что весь класс не понял тему?

Гончаренко Лариса Викторовна

НЕТ, обычно говорят дети

НЕТ, обычно говорят дети только родителям, что не поняли тему.
У нас ещё сложнее ситуация: с 5-го класса поменялся третий раз учитель математики (сейчас дети учатся в 7-м классе), дети не могут адаптироваться, плохо понимают темы, успеваемость снижается. А учитель дорожит очень своим временем, что даже на переменках или после уроков дети не могут обратиться по небольшим вопросам к учителю.Просто барьер

Соловьева Елена Алексеевна

У нас похожая ситуация с

У нас похожая ситуация с английским языком. Только у нас не за два года три учителя поменялось, а за один год. Вот думаю, что пора репетиторов подключать. А ребенок только лишь в 4 классе.

Гончаренко Лариса Викторовна

А если дети и скажут учителю,

А если дети и скажут учителю, что не поняли тему, то математик-учитель точный, может и морально "задавить".

Бушуева Надежда Константиновна

Ученик не понял новую тему на уроке. Кто объяснит материал?

Учитель, конечно. НО родителей тоже нужно привлекать, не освобождать от появившейся проблемы.

Соловьева Елена Алексеевна

Согласитесь, что далеко не

Согласитесь, что далеко не каждый родитель может объяснить своему ребенку математику на уровне 6-7 класса, не говоря уже о более старшем возрасте.

В. Луховицкий

Должностные обязанности учителя

  • · Какими документами, должностными инструкциями необходимо руководствоваться при составлении штатного расписания учебного заведения для педагогических и руководящих работников?
  • · Кто в образовательном учреждении создает должностные инструкции учителя? Должен ли учитель-предметник по требованию администрации (или настоятельной просьбе) составлять должностные инструкции и прописывать свои должностные обязанности?
  • · Как работать, если в школе нет должностной инструкции, например, заместителя директора по воспитательной работе?
  • · Обязаны ли учителя ходить по окрестным домам и переписывать детей (заставляют под угрозой увольнения)?
  • · Обязан ли классный руководитель проводить обследования всех семей и писать акты по результатам обследования?
  • · Имеет ли право директор школы обязать учителя дежурить на улице во время перемен?
  • · Обязан ли учитель давать открытые уроки? Что делать, если в школе принимается локальный акт об обязательных открытых уроках?
  • · Какие виды планов у меня должны быть постоянно с собой? Какие из них я должна хранить… и хранить ли свои поурочные разработки?
  • · Может ли администрация обязать классного руководителя ежедневно мыть полы в закрепленном за классом кабинете силами учащихся?
  • · Обязаны ли учителя отмывать школу после ремонта?
  • · В школе администрация заставляет подписывать приказ об участие в патрулировании по городу. Приказ составлен на основе приказа вышестоящей инстанции. Время патрулирования с 20.00 до 24.00. Объясняют нагрузкой классного руководителя. Объясните, законно ли это?
  • · Может ли администрация принудить педагога участвовать в конкурсе?
  • · Может ли учитель отказаться от посылки его на семинар, конференцию на несколько дней?
  • · Издается приказ (без печати и подписи) о том, что учитель обязан участвовать в конкурсе и сдать три детские работы. Согласия не спрашивают, работа не оплачивается. За отказ грозят выговором. Правомерны ли эти действия?
  • · В принудительном порядке (по приказу) заставляют учителей принимать участие в различных конкурсах без предупреждения, хотя времени и так не хватает. Когда отказываешься, заставляют писать объяснительную, грозя выговором.

Законодательная база

Единой, обязательной для всех учителей, должностной инструкции не существует. Трудовой кодекс не содержит о ней упоминания, законодательством не предусмотрены правила ее составления. Отсутствие должностной инструкции не является нарушением. Вместе с тем, должностная инструкция является важным документом, определяющим задачи, квалификационные требования, функции, права, обязанности и ответственность работника. Должностная инструкция может являться приложением к трудовому договору или утверждаться работодателем как отдельный документ[1].

В каждой школе может разрабатываться свой вариант, учитывающий особенности данного образовательного учреждения. Принимая учителя на работу, директор должен ознакомить его с должностной инструкцией. Если она отсутствует, ее функции принимает на себя трудовой договор.

Следует учитывать, что в должностной инструкции описываются обязанности не конкретного работника, а функционал определенной должности. В инструкции должна содержаться следующая информация:

- общие положение, в котором определены квалификационные требования к данной должности, что необходимо знать и уметь, занимая эту должность

– перечень работ, которые выполняет наемный работник, находясь на этой должности;

- права работника и ответственность, которую он несет при выполнении своих обязанностей.

У принимаемого на работу учителя есть только два варианта поведения: поставить свою подпись под инструкцией, таким образом согласившись с ней, либо отказаться от работы в данной школе Можно предложить директору изменить или дополнить не устраивающую работника инструкцию, но директор не обязан учитывать его мнение.

На первый взгляд может показаться, что здесь налицо полный произвол директора: что захочет, то и впишет в должностные инструкции. Но есть 2 ограничения, без которых работ ники были бы в полной зависимости от работодателей:

  1. Должностные инструкции не могут содержать пунктов, противоречащих трудовому законодательству и трудовому договору (должностная инструкция, в частности, не должна содержать обязанностей работника, которые прямо не следуют из трудового договора) Последующее изменение должностной инструкции не должно изменять существенных условий трудового договора. В частности, они должны соответствовать должностным обязанностям, перечисленным в Едином квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и служащих[2] (далее - ЕКС).
  2. Должностные инструкции разрабатываются работодателем с учетом мнения трудового коллектива. Содержание должностных инструкций может быть предметом обсуждения при составлении коллективного договора. То есть учитель все-таки может влиять на содержание инструкций — не прямо, а через своих представителей.

Какие же должностные обязанности учителя перечислены в ЕКС?

1. Обязанности по обучению и воспитанию обучающихся с учетом их психолого-физиологических особенностей и специфики преподаваемого предмета, способствует формированию общей культуры личности, социализации, осознанного выбора и освоения образовательных программ, используя разнообразные формы, приемы, методы и средства обучения, в рамках федеральных государственных образовательных стандартов.

2. Оценивает эффективность и результаты обучения обучающихся по предмету.

3. Соблюдает права и свободы обучающихся, поддерживает учебную дисциплину, режим посещения занятий, уважая человеческое достоинство, честь и репутацию обучающихся.

4. Обеспечивает охрану жизни и здоровья обучающихся во время образовательного процесса, выполняет правила по охране труда и пожарной безопасности.

5. Участвует в деятельности педагогического и иных советов образовательного учреждения, а также в деятельности методических объединений и других формах методической работы.

6. Осуществляет связь с родителями (лицами, их заменяющими).

7. Вносит предложения по совершенствованию образовательного процесса.

К сожалению, только формулировки (2—4) достаточно точны и определенны, чтобы можно было объективно оценить, выполняет ли учитель эти требования. Что касается остальных обязанностей, то их конкретное содержание определяет работодатель. Здесь-то и возникают основные проблемы. Рассмотрим их на нескольких примерах.

Имеет ли право директор школы обязать учителя дежурить на улице во время перемен? Безусловно, потому что перемена – это не свободное время учителя, за жизнь и здоровье учащихся он отвечает все время своего нахождения в школе. Понятно, что график дежурств учителей должен быть определен приказом директора с учетом пожеланий самих учителей. Так, если учителю прелагают дежурить после второго урока, а уроки его начинаются с 4-го, то здесь очевидное нарушение[3].

Какие виды документов (тематического планирования, планов или конспектов уроков и т.д.) должны быть у учителя?

Требование наличия каких-либо документов по учебному процессу основано на первой, второй и пятой обязанностях. Конкретный список определяется школьными методическими объединениями исходя из особенностей каждого учебного предмета. Голос школьной администрации и вышестоящих инстанций в этом вопросе не является решающим.

Что касается классного руководителя, то такой должности в ЕКС нет вообще[4]. Это не случайно: работа классного руководителя во всех нормативных документах определяется как дополнение к работе учителя-предметника, наряду с проверкой тетрадей.

Основные нарушения со стороны работодателей

1. Отсутствие в школе должностных инструкций (неознакомление с ними работника при приеме на работу), что дает директору возможность требовать от учителей исполнения любых его распоряжений.

2. Внесение в должностную инструкцию пунктов, противоречащих трудовому законодательству (например, обязанность выполнять без дополнительной оплаты работу, не входящую по ЕКС в должностные обязанности работника).

3. Внесение в должностную инструкцию слишком общих формулировок, под которые директор может подвести любое свое требование (вариант — расширительная трактовка должностных обязанностей, перечисленных в ЕКС).

Способы защиты

2. Если учитель видит в своей должностной инструкции какие-то явные нарушения трудового законодательства, он должен обратить на это внимание директора. Возможно, здесь не злой умысел, а небрежность или правовая неграмотность. Если же директор настаивает на том, что все в инструкции написано правильно, а учитель тем не менее хочет работать в этой школе, придется поставить свою подпись и далее действовать по обстоятельствам. Как только незаконное требование затронет лично учителя, он может писать в прокуратуру и в трудовую инспекцию заявление о нарушении его трудовых прав. К сожалению, здесь невозможно заранее предусмотреть все варианты незаконных требований со стороны администрации, поэтому мы не приводим образцов таких заявлений. Написать заявление помогут юристы из Управления образованием или региональной профсоюзной организации.

3. Наиболее сложный случай — когда директор начинает расширительно трактовать обязанности учителя. Здесь, как и в любом конфликте с работодателем, важно помнить несколько ключевых моментов:

от учителей …. СШ № … г…..

Заявление о понуждении к принудительному (неоплачиваемому) труду

- проведение уборки помещения школы

- ночные дежурства в микрорайоне в составе добровольных дружин

Трудовой кодекс России (ст. 60) запрещает требовать от работника выполнения работы, не обусловленной трудовым договором.

Выполнение указанных обязанностей не только не вытекает из трудового договора, но и более того, относится к компетенции иных работников, согласно их типовым должностным инструкциям.

Прошу Вас принять меры реагирования, предупреждающие возникновение таких ситуаций впредь.

[1] Письмо Роструда от 09.09.2007 №3042-6-0

[2] Приложение к Приказу Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 14 августа 2009 г . № 593.

[4] Хотя есть должности воспитателя (в интернате, ГПД) и вожатого.

Когда ребёнок или подросток интересуется своими правами, это воспринимается школой и родителями как бунт, подрыв устоев и угроза общественной безопасности. Это довольно иронично, учитывая то, что и те и другие декларируют важность развития личности и гражданского самосознания. Тут уж надо определиться: вам послушного и безропотного или же со своим мнением и стремлением его отстаивать?


Выгонять — то есть насильно выталкивать, кричать, угрожать, применять физическую силу, — конечно же, нет. Учитель может сделать замечание, провести беседу, привлечь к решению вопроса администрацию школы, школьного психолога, социального педагога, пригласить для беседы родителей ученика.

Да, если в уставе учебного заведения есть форма установленного образца, ученики обязаны соблюдать регламент. За несоблюдение к ним и их родителям могут применяться меры дисциплинарного воздействия. Однако среди перечня таких мер нет отстранения от получения школьного образования.


Опять же ни один пункт действующего законодательства не говорит о том, что за опоздание на урок человек может быть лишён права на образование. Поэтому учитель не имеет права не допускать ученика на урок из-за опоздания.

С другой стороны, существует внутренний устав учебного заведения, где указаны обязанности учащихся, в том числе обязанность придерживаться школьного расписания и приходить на урок вовремя. Но нарушение учеником одних правил не даёт учителю права нарушать другие правила.

В случае опоздания у учителя есть спектр законных мер воздействия: беседа, привлечение школьного психолога, социального педагога, директора или родителей ученика. В конце концов, у опоздания на урок могут быть разные причины: от банального разгильдяйства до пробок, вызванных сильным снегопадом.



Если учитель хочет нарушить ваше законное право на отдых в каникулы или заставляет заниматься внеурочной деятельностью (которая по определению является добровольной) — это незаконно.


Учитель может указывать на принятые правила, спокойно объяснять последствия невыполнения тех или иных правил. Однако он не может давить на ученика, угрожать ему, кричать на него — в его законном арсенале таких методов нет и не должно быть.


Можно ли учеников привлекать к выполнению тех или иных работ? Безусловно, это может быть частью учебно-воспитательного процесса. Но закон запрещает делать это без согласия учеников и их законных представителей. Иными словами, если на школьном собрании учитель рассказал об этой схеме, все родители согласились (а в идеале подписали коллективное соглашение о том, в каких случаях и как именно детей можно привлекать к школьным обязанностям), то да, такая практика может иметь место.

Решение же школой своих хозяйственных проблем за счёт использования учеников в качестве бесплатной рабочей силы — прямое нарушение закона.


Согласно закону об образовании, учитель может определять формы и методы обучения. Решение учителя, касающееся расположения учеников в классе, можно отнести к формам и методам обучения.

С другой стороны, учитель не может быть предвзят по отношению к кому-то из учеников и запрещать одному из них то, что разрешает другим. В этом случае решение учителя можно интерпретировать как дискриминацию. Но, опять же, это же решение может быть интерпретировано и как форма индивидуального подхода к конкретному ученику. К примеру, он понимает, что Маше нужно больше разъяснений и вполне разумно посадить её поближе.

Здесь мы говорим о достаточно широком диапазоне толкований, поэтому любая оценка будет субъективной. Даже если учитель хочет посадить куда-то вас просто для того, чтобы сделать вам неприятно, то формально он может найти для этого вполне законные основания.


Формально, если ребёнок нарушает нормы, установленные законом и уставом школы, учитель вправе сделать устное замечание и потребовать устранить нарушение, привлечь к решению вопроса родителей ученика, школьного психолога, администрацию школы и так далее.

В некоторых школах внутренние регламенты запрещают пользоваться телефонами в течение урока или даже иметь их при себе. В целом устанавливать понятные правила и требовать их соблюдения — это намного конструктивнее, чем пытаться отобрать телефон всякий раз, когда учитель сочтёт нужным.

Возникает резонный вопрос: а что же делать, если учитель, невзирая на аргументы, просто берёт и выталкивает опоздавшего ученика из класса, забирает телефон в карман или выставляет незаслуженную оценку?


К счастью, мы с вами содержим огромное количество государственных служащих, которые должны нам помогать в таких случаях.

Читайте также: