Обязан ли учитель готовить к огэ по выбору бесплатно

Обновлено: 14.05.2024

Работа педагога на ГИА: государственная обязанность или нет?

Ежегодно выпускники всех школ России, сотни тысяч школьников проходят государственную итоговую аттестацию в трех формах: единый государственный экзамен (ЕГЭ), основной государственный экзамен (ОГЭ) и государственный выпускной экзамен (ГВЭ). Вместе с ними в этом мероприятии принимают участие десятки тысяч учителей, воспитателей, иных педагогических работников образовательных организаций. И на протяжении всего времени они сталкиваются с огромным количеством сложностей.

«Статья 170. Гарантии и компенсации работникам, привлекаемым к исполнению государственных или общественных обязанностей.
Работодатель обязан освобождать работника от работы с сохранением за ним места работы (должности) на время исполнения им государственных или общественных обязанностей в случаях, если в соответствии с настоящим Кодексом и иными федеральными законами эти обязанности должны исполняться в рабочее время.

Формулировки закона представляются довольно общими, и конкретный перечень государственных и общественных обязанностей Трудовым кодексом не предусмотрен, но в юридической доктрине к общеустановленным обязанностям обычно относят:
- осуществлении избирательного права;
- выполнении депутатских обязанностей;
- явке в рабочее время в качестве потерпевшего, свидетеля, их законного представителя, эксперта, специалиста, переводчика, понятого в органы дознания, к следователю, прокурору, в налоговый орган, к должностному лицу, в производстве которого находится дело об административном правонарушении, или в суд;
- участии в судебных заседаниях в качестве арбитражных и присяжных заседателей, общественных обвинителей и общественных защитников, представителей общественных организаций и коллективов работников;
- участии в работе комиссий по назначению пенсий при органах местного самоуправления и медико-социальных экспертных комиссий (МСЭК) в качестве выделенных профсоюзными организациями членов этих комиссий;
- явке в комиссию по назначению пенсий в качестве свидетеля для дачи показаний о трудовом стаже;
- участии членов добровольных пожарных дружин в ликвидации пожара или аварии;
- участии в работе Общественной палаты;
- участии в заседании парламентской комиссии с целью дачи объяснений по расследуемым ею фактам и обстоятельствам;
- выполнении других государственных или общественных обязанностей (в случаях, предусмотренных законодательством)* .

Если мы обратимся к тексту законодательства субъектов РФ, то также не найдем однозначного ответа на данный вопрос. Часть субъектов предполагает привлечение к ГИА на основании трудового договора, а часть в качестве исполнения государственной обязанности.

Примером первого варианта является г. Москва. Так, в п. 5 Постановления Правительства Москвы от 4 мая 2011 г. №184-ПП говорится следующее:

Т.е. текст постановления прямо указывает нам на то, что привлечение педагога к подготовке и проведению ГИА должно производиться в рамках обычных трудовых отношений.

Однако, например, в Иркутской области мы видим иной пример. Приказ Министерства образования Иркутской области от 28 июня 2018 г. N 66-мпр. Об утверждении порядка выплаты педагогическим работникам, участвующим в проведении единого государственного экзамена, компенсации за работу по подготовке и проведению ГИА в Иркутской области устанавливает:

Ответ Прокуратуры Республики Карелия Луховицкому В.В. N 22-202-2019 от 05.04.2019:

Ответ Прокуратуры Республики Калмыкия Луховицкому В.В. N 22-102-2019 от 22.04.2019

Ответ Прокуратуры Белгородской области Луховицкому В.В. N 7-350-2018/541 от 16.04.2019

Как видно, законодательство в данной области неопределенно как на федеральном, так и на региональном уровнях. Если же говорить об интересах работников, то выбор в данном случае не представляет сложности. Проведем сравнительный анализ двух ситуаций.
Начнем анализ двух ситуаций с важных, но не первостепенных отличий. Они связаны с оплатой труда. При заключении трудового договора, работник сразу знает уровень своей заработной платы. Если же он исполняет государственные или общественные обязанностей, то уровень компенсации может оставаться ему неизвестен до самого момента выплаты суммы денежных средств. При заключении трудового договора также понятны сроки выплаты заработной платы, которые должны строго соответствовать требованиям Трудового Кодекса РФ. Когда мы говорим про государственные или общественные обязанности, сроки выплаты компенсаций остаются неопределенными, могут растягиваться на очень длительный период. Законодательство в случае привлечения работника к проведению ГИА также не предполагает обязательного сохранения средней заработной платы на основном месте работы, в отличие от периодов исполнения многих других общественных обязанностей. Из-за этого часто возникает ситуация, когда компенсация педагогу за подготовку и проведение ГИА ниже, чем он мог бы получить по основному месту работы. В то же самое время условия труда на ГИА гораздо хуже, чем во время обычной педагогической деятельности, а ответственность работников гораздо выше. Стоит вспомнить хотя бы п. 4 ст. 19.30 КоАП РФ:

Заключение дополнительных трудовых договоров позволило бы разумному педагогу защитить себя в такой ситуации, т.к. он бы просто не стал бы соглашаться на такую работу при слишком низкой оплате труда.

Главным же отличием привлечения педагога к исполнению государственной обязанности от обычных трудовых отношений является добровольность. Никто не может принудить работника заключить дополнительное трудовое соглашение без его прямого и явно выраженного согласия. В свою очередь, привлечение к исполнению государственных или общественных обязанностей происходит без воли работника, в принудительном порядке.

В законодательстве имеется ряд исключений из этого общего запрета. В той же статье 4 ТК РФ говорится о том, что к принудительному труду не следует относить:

Если мы обратимся к нормам международного трудового права, то также сможем найти исключения, которые позволяют государству предусматривать определенный набор государственных или общественных обязанностей.

Так, ст. 2 Конвенции МОТ №29:

В то же время определенные выводы о ее содержании можно сделать исходя из практики Европейского суда по правам человека, который неоднократно обращался к соответствующим положениям Конвенции о защите прав человека и основных свобод.

Таким образом, в практике ЕСПЧ также очевиден вывод о том, что привлечение к обычным гражданским обязанностям должно касаться всех работников, а не какой-то одной профессиональной категории. Это делает невозможным признание привлечения педагогических работников к подготовке и проведению ГИА соответствующим данным исключениям в международном трудовом праве. Необходимым следствием подобной практики будет являться упоминание подобной практики Российской Федерации в отчете по имплементации и исполнению международных трудовых стандартов о запрете принудительного труда со стороны профсоюзных организаций в этом году, что повлечет за собой определенные меры воздействия со стороны организации.

В пояснительной записке к законопроекту разъясняется смысл предлагаемых изменений:

В середине июня по данному законопроекту будет получено заключение Правительства Российской Федерации и, вероятно, при положительном отзыве он будет принят еще до ухода парламентариев на каникулы.

Из представленного ранее очевидно, что действующее на настоящий момент регулирование порядка привлечения педагогов к проведению ГИА недостаточно и размыто. Подобные пробелы в законодательстве склонны использовать органы власти субъектов в целях злоупотребления и принудительного привлечения педагогов для участия в ГИА. Тем самым ставится под угрозу соблюдение Российской Федерацией положений международного трудового права, запрещающих принудительный труд. Однако, надежда на то, что произойдет изменение правового регулирования данной сферы и уточнение формулировок, остается в случае принятия предполагаемого законопроекта.

* Петров А.Я. Гарантии и компенсации работникам при исполнении ими государственных или общественных обязанностей / Адвокат. 2015. № 2; Алексеева Г.И. Гарантии и компенсации работникам при исполнении ими государственных или общественных обязанностей / бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях. 2017. №№ 4, 5.

*** Куницына О. Допустимые случаи принуждения к труду в международно-правовых актах о правах человека / Кадровик. Трудовое право для кадровика. 2011. № 6.

Читайте также: