Обязан ли работодатель обеспечивать канцтоварами

Обновлено: 28.06.2024

Коронавирус ворвался в нашу жизнь и создал новую реальность, под которую приходится адаптироваться и гражданам, и бизнесу. Перед работодателями встает множество вопросов: как реагировать на новые реалии, как позаботиться о сотрудниках и одновременно избежать значительных финансовых потерь. В настоящей памятке мы расскажем о новых правилах и ключевых правовых механизмах построения взаимоотношений работодателя и сотрудников в ситуации действия ограничений, вызванных борьбой с эпидемией.

Ситуация 1. Работодатель готов вести бизнес в полном объеме в условиях COVID-19

Ключевые варианты и правила действий могут быть следующие:

Вариант 1. Перевод работников (всех или частично) на дистанционный формат работы (гл. 49.1 Трудового кодекса РФ (далее — ТК РФ))

Дистанционной признают работу, которую работник может выполнять вне стационарного рабочего места (например, дома, в транспорте, в кафе и т.д.), получая от работодателя задания с помощью сети Интернет и других информационных и телекоммуникационных технологий (ч. 1 ст. 312.1 ТК РФ).

Отметим, что ТК РФ не содержит нормы, непосредственно регулирующие перевод уже работающего по трудовому договору сотрудника на дистанционный формат работы. С учётом действующих положений ТК РФ и сложившейся ситуации эпидемии мы видим два ключевых способа перевода работника на дистанционную работу:

заключение дополнительного соглашения к трудовому договору в связи с изменением условий трудового договора на основании ст. 72 ТК РФ и последующее издание приказа о переводе сотрудника (группы сотрудников на дистанционный формат работы)

Данное соглашение является результатом договорённости сторон. В дополнительном соглашении обязательно следует указать на дистанционный характер работы, также желательно прописать до какого момента действуют условия данного соглашения (в частности, до отмены угрозы распространения коронавируса).

если сотрудник отказывается переходить на дистанционный формат работы работодатель может перевести его на дистанционную работу на срок до одного месяца, руководствуясь ст. 72.2 ТК РФ.

В данной ситуации перевод сотрудника на дистанционную работу оформляется в целях предотвращения распространения эпидемии COVID-19. C учётом данной нормы работодатель вправе оформить только приказ о переводе сотрудника на дистанционную работу без оформления дополнительного соглашения к трудовому договору.

Перевод сотрудников на дистанционный режим работы является вынужденной и временной мерой, при сохранении объема трудовых обязанностей размер оплаты труда не должен изменяться.

Вариант 2. Если работники остаются в офисе, работодателю следует принять профилактические меры в целях защиты работников от заражения COVID-19.

Обеспечение мер профилактики сотрудников в офисе (на основе рекомендаций Роспотребнадзора в письме от 10.03.2020 № 02/3853-2020-27).

1. Меры по профилактики сотрудников:

2. Меры по обработке рабочего помещения места:

  • обеспечить наличие в организации не менее чем пятидневного запаса дезинфицирующих средств для уборки помещений и обработки рук сотрудников, средств индивидуальной защиты органов дыхания (маски, респираторы);
  • каждые 2 часа производить уборку помещений с применением дезинфицирующих средств вирулицидного действия, особое внимание уделять контактным поверхностям (дверные ручки, столы, стулья и пр.);
  • каждые 2 часа проветривать помещения;
  • установить в рабочих помещениях бактерицидные лампы, рециркуляторы воздуха с целью регулярного обеззараживания воздуха (по возможности).

3. Меры по организации питания на рабочем месте:

  • при наличии столовой для питания работников обеспечить использование посуды однократного применения с последующим ее сбором, обеззараживанием и уничтожением в установленном порядке или обеспечить тщательную обработку и дезинфекцию посуды и столовых приборов многократного применения;
  • запретить прием пищи на рабочих местах, пищу принимать только в специально отведенной комнате — комнате приема пищи;
  • при отсутствии комнаты приема пищи, предусмотреть выделение помещения для этих целей с раковиной для мытья рук (подводкой горячей и холодной воды), обеспечив его ежедневную уборку с помощью дезинфицирующих средств.

Чтобы эффективно внедрить все профилактические мероприятия, рекомендуем издать и довести до общего сведения приказ о введении режима повышенной готовности и профилактики COVID — 19. В тексте приказа следует указать перечень подлежащих применению профилактических мер, а также лиц, ответственных за их выполнение.

При оформлении больничного на время карантина работодатель выплачивает сотруднику пособие по временной нетрудоспособности за счет средств ФСС России (ст. 183 ТК РФ).

Страховой стаж застрахованного лица Размер пособия
восемь и более лет 100 % среднего заработка
от пяти до восьми лет 80 % среднего заработка
до пяти лет 60 % среднего заработка

Минтруд России разъяснил, что больничный, выданный в связи с карантином, будет оплачиваться частями: первая выплата — после семи календарных (пяти рабочих) дней нахождения на больничном, а вторая — после закрытия листка нетрудоспособности.

Ситуация 2. Работодатель не может вести бизнес в полном объеме, идет сокращение производства.

В этой ситуации первоочередным для работодателя будет урегулирование занятости работников. Возможно применение следующих правовых механизмов.

Вариант 1. Договориться с работниками и перевести их на неполное рабочее время (ст. 93 ТК РФ). Данная мера является самой простои и безболезненной.

Для реализации этого варианта заключается дополнительное соглашение к трудовому договору.

Вариант 2. Если с работниками договориться не удается или формат бизнеса организации не позволяет продолжать деятельность в текущих условиях — оформить простой (ст. 72.2, 157 ТК РФ).

Простоем признается временная приостановка работы по экономическим, техническим или организационным причинам (ч. 3 ст. 72.2 ТК РФ).

Для корректной оплаты времени простоя необходимо зафиксировать время его начала и окончания. В частности, могут быть оформлены следующие документы:

  • акт о простое, служебной записки от руководителя подразделения о необходимости введения простоя (составляется в свободной форме);
  • приказ об объявлении простоя и установления размера оплаты.

Отметим также, что при простое всей организации у работодателя возникает дополнительная обязанность уведомить об этом службу занятости в течение трех рабочих дней с момента издания приказа о простое (абз. 2 п. 2 ст. 25 Закона от 19 апреля 1991 г. № 1032-1).

Вариант 3. По договоренности с сотрудником предоставить ему отпуск за свой счет (ст. 128 ТК РФ)

Мэр Москвы Сергей Собянин и Губернатор Московской области Андрей Воробьёв не рекомендуют работодателям отправлять сотрудников в неоплачиваемый отпуск, указывая что работа на карантине не является вынужденным отпуском за свой счет, и работники должны выполнять свои обязанности с полной выплатой зарплаты.

Предоставление работнику отпуска за свой счет возможно только по договоренности с работником и при его согласии. Понуждение работника к тому, чтобы он взял отпуск за свой счет, не допускается и влечет для работодателей административную ответственность в соответствии со ст. 5.27 КоАП РФ. Кроме того, сотрудник будет вправе обратиться в суд с требованием с работодателя выплаты компенсации за время лишения возможности трудиться, исчисленную из вашего среднего заработка (ст. 234 ТК РФ), а также компенсацию морального вреда (ст. 237 ТК РФ).

Вариант 4. Уволить сотрудника по сокращению штата (ст. 81, 178 — 180 ТК РФ)

Данный вариант является самым крайним вариантом действий. Его недостатками являются: длительный период оформления, выплата выходных пособий и сохранение среднего заработка работнику, большой документооборот. Кроме того, работодатель рискует остаться без ценных работников в тот момент после выхода из кризиса.

При сокращении штата работодателю необходимо учитывать следующие обстоятельства:

  1. В соответствии со ст. 178 ТК РФ При увольнении сотрудника по сокращению штата увольняемому работнику:
    • выплачивается выходное пособие в размере среднего месячного заработка,
    • сохраняется средний месячный заработок на период трудоустройства, но не свыше двух месяцев со дня увольнения (с зачетом выходного пособия).
  2. Работодатель должен соблюсти преимущественное право на оставление сотрудника на работе (ст. 179 ТК РФ). В первую очередь, это преимущественное право принадлежит работникам, имеющим более высокую квалификацию, и тем, кого запрещено увольнять (например, беременных). Если же уровень квалификации или деловых качеств одинаков, предпочтение отдается лицам, указанным в ч. 2 ст. 179 ТК РФ.
  3. Работодатель обязан предложить увольняемому работнику другую имеющуюся работу (вакантную должности), соответствующую квалификации сотрудника.
  4. Об увольнении необходимо письменно предупредить работника не позднее чем за два месяца.

Что может предпринять работник, если работодатель не выполняет обязанность по обеспечению его оргтехникой, в том числе в режиме дистанционной (удаленной) работы. Как проблемы это может создать работодателю?

Ответы на вопрос:

Сергей! Согласно ст.22 Трудового кодекса РФ у работодателя есть обязанность обеспечивать работников оборудованием, инструментами, технической документацией и иными средствами, необходимыми для исполнения ими трудовых обязанностей. В данном случае суя по всему эту обязанность работодатель не выполняет. Если работодатель не будет обеспечивать средствами для исполнения трудовых обязанностей, то в этом случае работник может обратиться в комиссию по разрешению трудовых споров у работодателя, в Государственную инспекцию труда. Также работник вправе разрешить спор в порядке, предусмотренном статьями 391-392 Трудового кодекса РФ, подав исковое заявление в районный суд для разрешения возникшего спора судом.

Сергей, доброго утра!

Согласно ст. 22 ТК РФ работодатель обязан:

соблюдать нормы трудового права не только установленные законодательством РФ, но также и собственными внутренними документами (коллективным и трудовыми договорами, соглашениями и т. д.);

предоставлять сотрудникам работу на условиях, указанных в трудовом договоре;

создавать безопасные условия в соответствии с требованиями государственных нормативов по охране труда;

обеспечивать сотрудников оборудованием, инструментами, технической документацией и иными средствами, необходимыми им для выполнения своих трудовых обязанностей.

Вы вправе, поскольку нарушены положения ТК РФ оформить жалобу в ГИТ или прокуратуру.

Проведут проверку по Вашему обращению, в месячный срок и выдадут предписание работодателю об устранении нарушения ТК РФ.

Надеюсь мой ответ Вам будет полезен)

В соответствии с требованиями законодательства работодатель обязан обеспечить Вас всем необходимым для работы. Если этого не делается напишите докладную записку, если есть вышестоящее руководство. Докладная пишется в произвольной форме. Просто ссылайтесь на требования ст.22 ТК РФ, согласно которой работодатель обязан обеспечивать работников оборудованием, инструментами, технической документацией и иными средствами, необходимыми для исполнения ими трудовых обязанностей. Обоснуйте отсутствие необходимого обеспечения невозможностью выполнения каких либо обязанностей. Если вышестоящего руководства нет, то Вы имеете право обратиться с данным вопросом в ГИТ (государственную инспекцию по труду), либо попытаться решить данный вопрос в судебном порядке, на основании положений ТК РФ. Удачи Вам!

Согласно статье 312.1 ТК РФ дистанционной работой является выполнение определенной трудовым договором трудовой функции вне места нахождения работодателя, его филиала, представительства, иного обособленного структурного подразделения (включая расположенные в другой местности), вне стационарного рабочего места, территории или объекта, прямо или косвенно находящихся под контролем работодателя, при условии использования для выполнения данной трудовой функции и для осуществления взаимодействия между работодателем и работником по вопросам, связанным с ее выполнением, информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети Интернет.

Дистанционными работниками считаются лица, заключившие трудовой договор о дистанционной работе.

Таким образом, выполнение дистанционной работы по месту жительства работника не означает создание стационарного рабочего места и, соответственно, обособленного подразделения по данному адресу.

Сергей, вообще то в обязанности работодателя входит обеспечение работника всем необходимым для осуществления им трудовой деятельности, независимо от режима работы, на это прямо указывает ТК РФ Статья 22. Основные права и обязанности работодателя

Работодатель обязан:

.

обеспечивать работников оборудованием, инструментами, технической документацией и иными средствами, необходимыми для исполнения ими трудовых обязанностей;

При неисполнении работодателем своей обязанности, работник имеет право обратиться с жалобой в государственную инспекцию труда и работодателя привлекут к административной ответственности, согласно КоАП РФ Статья 5.27. Нарушение трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права

1. Нарушение трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, если иное не предусмотрено частями 3, 4 и 6 настоящей статьи и статьей 5.27.1 настоящего Кодекса, -

влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от одной тысячи до пяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от одной тысячи до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

Также работник может подать в суд исковое заявление о компенсации морального вреда, в соответствии с ТК РФ Статья 237. Возмещение морального вреда, причиненного работнику

Моральный вред, причиненный работнику неправомерными действиями или бездействием работодателя, возмещается работнику в денежной форме в размерах, определяемых соглашением сторон трудового договора.

В случае возникновения спора факт причинения работнику морального вреда и размеры его возмещения определяются судом независимо от подлежащего возмещению имущественного ущерба.

Сразу хочу сообщить, что работодатель ОБЯЗАН обеспечить работника всеми необходимыми условиями для выполнения трудовых обязанностей, в частности ст. 22 ТК РФ гласит:

Работодатель обязан:

обеспечивать работников оборудованием, инструментами, технической документацией и иными средствами, необходимыми для исполнения ими трудовых обязанностей

Если работодатель не предоставляет вам оборудование для работы, в том числе оргтехнику, то вы не можете выполнять свои должностные обязанности.

Работодатель в таком случае и требовать от вас ничего не может.

НО, чтобы обезопасить себя, для того, чтобы вас в последующем не привлекли к дисциплинарной ответственности по ст. 192-193 ТК РФ, рекомендую поступить таким образом:

Обязательно копию обращения с отметкой оставьте у себя.

3. Если при отсутствии оргтехники вы не сможете выполнять обязанности должностные, то работодатель не сможет вас привлечь к ответственности дисциплинарной, у вас на руках будут документы, подтверждающие что вы предпринимали меры, просили работодателя организовать нормальные условия работы.

Поэтому, первым делом направляйте работодателю ПИСЬМЕННОЕ требование об обеспечении вас всем оборудованием, согласно ст. 22 ТК РФ.

Кроме того, если вы обратитесь в Трудовую инспекцию, то работодателя за нарушение трудового законодательства могут привлечь к ответственности по ст. 5.27 КоАП РФ,

Нарушение трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, если иное не предусмотрено частями 3, 4 и 6 настоящей статьи и статьей 5.27.1 настоящего Кодекса, -

влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от одной тысячи до пяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от одной тысячи до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

Если ваша работа только дистанционная, то внимательно ознакомьтесь со ст. 312.6 ТК РФ,

Работодатель обеспечивает дистанционного работника необходимыми для выполнения им трудовой функции оборудованием, программно-техническими средствами, средствами защиты информации и иными средствами.

Дистанционный работник вправе с согласия или ведома работодателя и в его интересах использовать для выполнения трудовой функции принадлежащие работнику или арендованные им оборудование, программно-технические средства, средства защиты информации и иные средства. При этом работодатель выплачивает дистанционному работнику компенсацию за использование принадлежащих ему или арендованных им оборудования, программно-технических средств, средств защиты информации и иных средств, а также возмещает расходы, связанные с их использованием, в порядке, сроки и размерах, которые определяются коллективным договором, локальным нормативным актом, принятым с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации, трудовым договором, дополнительным соглашением к трудовому договору.

Есть статья 22 ТК РФ. Основные права и обязанности работодателя, где написано, что Работодатель обязан: обеспечивать работников оборудованием, инструментами, технической документацией и иными средствами, необходимыми для исполнения ими трудовых обязанностей; Так как при дистанционной работе работник выполняет свои обязательства, работодатель обязан обеспечить его все необходимым оборудованием.

Получается, что на дистанционку можно перевести работника, когда:

Служебные обязанности таковы, что их можно выполнять удаленно.

Организационно-технические условия позволяют выполнять работу дистанционно.

Если второй пункт не выполняется, то работодатель согласно ст. 22 ТК РФ, обязан их создать: к примеру, приобрести необходимое оборудование. В противном случае — не переводить сотрудника на дистанционный режим работы.

Если сотрудник организует рабочее место сам

Сотрудник вправе организовать свое рабочее место самостоятельно. Однако если у него, к примеру, нет компьютера, работодатель не имеет права требовать от него покупки оргтехники за свой счет.

Если такая ситуация происходит, работник вправе обратиться с жалобой в Государственную инспекцию по труду. Для предупреждения подобной конфликтной ситуации выгоднее организовать дистанционную работу на первоначальном этапе хотя бы с минимальным набором средств труда.

И последнее. Если работник НАПИШЕТ ЖАЛОБУ В ГИТ (гос. инспекцию труда) ,то работодателя накажут по

"Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 24.03.2021)

КоАП РФ Статья 5.27. Нарушение трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права

(в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 272-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

1. Нарушение трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, если иное не предусмотрено частями 3, 4 и 6 настоящей статьи и статьей 5.27.1 настоящего Кодекса, -

влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от одной тысячи до пяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от одной тысячи до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

2. Совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное административное правонарушение, -

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до трех лет; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до семидесяти тысяч рублей.

Конституция РФ гарантирует всем свободный труд, право свободно распоряжаться способностями, выбирать род деятельности и профессию.

После приема на работу у вас появились не только обязанности приходить туда вовремя, но и права, которые гарантирует статья 21 ТК РФ .

Вот права, которые должен соблюдать каждый работодатель.

На заключение, расторжение и изменение трудового договора

Работодатель обязан оформить вас официально в течение трех дней с момента начала трудовой деятельности, заключить трудовой договор и выдать под подпись приказ о приеме на работу.

Если вы уже работаете по трудовому договору, можно потребовать его расторгнуть в любой момент по собственному желанию. Работодатель не имеет права не подписывать заявление об увольнении и удерживать вас против желания, даже несмотря на чрезвычайные обстоятельства или из-за того, что вам не нашли замену.

У работника есть возможность влиять на условия договора в некоторых случаях, которые определяет закон. Например, беременная или опекун ребенка в возрасте до четырнадцати лет может попросить изменить условия трудового договора и установить неполное рабочее время. А работодатель обязан пойти навстречу просьбе такого сотрудника.

На работу по условиям трудового договора

Вы не должны мыть полы, если вас наняли бухгалтером. Читайте трудовой договор, где чаще всего указывают общее описание обязанностей, и должностную инструкцию, где обязанности прописывают более детально. С этими документами вас должны ознакомить под подпись. Работодатель не может требовать от вас выполнения того, чего там нет.

Другой случай, когда можете воспользоваться правом на работу — если вас незаконно отстранили или вообще уволили. Остались без зарплаты, если руководитель отстранил вас от работы из-за бракованной продукции? Пришлось возвращаться домой, так как начальнику не понравился ваш внешний вид? Обращайтесь в суд и доказывайте незаконность действий работодателя. Если суд встанет на вашу сторону, компания возместит неполученный заработок.

На оборудованное рабочее место

Рабочее место должно соответствовать требованиям охраны труда, быть комфортным по температуре, влажности, освещению. Например, если вы продавец в магазине, где зимой +15 °C, а по нормам охраны труда должно быть не ниже +18 °C, можно письменно отказаться от выполнения работы, которая угрожает вашей жизни и здоровью. На время отказа за вами сохранятся все права, в том числе и право на зарплату. Если мешает не холод, а жара, работодатель обязан обеспечить кондиционером или вентилятором, в крайнем случае — занавесить окна жалюзи.

Предъявить претензию работодателю можно и в случае, когда работе мешает шум из соседних офисов или зданий. Если уровень шума превышает допустимый — более 80 дБА, можно пожаловаться в трудовую инспекцию. Работодателю придется поставить уплотнитель на входную дверь или выдать наушники.

Многие организации идут навстречу работникам и следуют рекомендациям Минтруда: обеспечивают сотрудников питьевой водой, мылом, туалетной бумагой, устанавливают в комнатах отдыха холодильники и микроволновки.

На зарплату

У вас есть право получать зарплату не только в полном объеме, но и дважды в месяц. Конкретные даты закон не устанавливает, главное, чтобы зарплату давали в срок не позднее 15 календарных дней со дня окончания периода, за который она начислена. Например, не позднее 15 числа месяца. Какую зарплату будете получать, зависит от суммы, указанной в трудовом договоре. Работодатель устанавливает ее в зависимости от квалификации, сложности труда, количества и качества выполненной работы.

Обратите внимание на условия трудового договора: условия в них не должны быть хуже, чем в трудовом законодательстве. Например, если вам не доплачивают за совмещение должностей, расширение зон обслуживания, увеличение объема работы или исполнение обязанностей временно отсутствующего работника, то компания нарушает закон.

Как получать зарплату — на руки или на банковский счет — выбирайте сами. Работодатель не может настаивать на безнале, если предпочитаете получать наличные.

На отдых

Каждый работник имеет право рабочую неделю не больше 40 часов, ежедневный перерыв не менее получаса, еженедельные выходные, праздничные дни и оплачиваемый ежегодный отпуск.

Во время отдыха вы свободны от работы: используйте это время по своему усмотрению. Если в договоре есть условие, что вы обязаны круглосуточно быть на связи с руководителем или коллегой, это противоречит Конституции.

Вы можете уйти в отпуск через 6 месяцев с начала работы в компании. Можно и раньше, но это надо обсуждать с руководством. На время отпуска за вами сохраняют место работы и зарплату. Если отпуск за год не использовали, он переносится на следующий, но остаток отпуска нужно использовать в течение 18 месяцев после окончания того года, за который предоставляется отпуск.

Работодатель не может переносить официальные нерабочие праздничные дни на другие, вы вправе отказаться выйти на работу в праздничный день, даже если его предлагают заменить на любой другой.

Отозвать из отпуска могут только по вашему согласию. Для особых категорий работников устанавливают и особые условия. Например, нельзя вызывать из отпуска беременных, несовершеннолетних и тех, кто занят на работе с вредными и/или опасными условиями труда.

На достоверную информацию об условиях труда

Узнайте у работодателя об условиях и требованиях охраны труда на рабочем месте: есть ли в вашей работе риски для здоровья, как защититься от воздействия вредных или опасных производственных факторов, какие положены компенсации и средства защиты. Обычно такие сведения есть в локальных нормативных актах — внутренних инструкциях, правилах, отчетах, с которыми работников знакомят под подпись в день приема на работу.

Право на достоверную информацию значит еще то, что работодатель не может тайно установить за вами видеонаблюдение или прослушивать разговоры по служебному телефону. Он обязан об этом предупредить под подпись об ознакомлении.

На дополнительное профессиональное образование

Если вы офис-менеджер, дополнительно можно и не учиться. Закон обязывает отправлять на курсы только работников определенных видов деятельности: учителей, врачей, работников прокуратуры. Их обучают за счет бюджета.

Работодатель не может заставить сотрудников посещать курсы, особенно в выходные дни. Уволить или лишить премии за отказ тоже нельзя.


Е.М. Тараненко,
автор ответа, консультант Аскон по юридическим вопросам

ВОПРОС

В ст. 223 ТК РФ указано: "работодателем по установленным нормам оборудуются санитарно-бытовые помещения, помещения для приема пищи, помещения для оказания медицинской помощи, комнаты для отдыха в рабочее время и психологической разгрузки; организуются посты для оказания первой помощи, укомплектованные аптечками для оказания первой помощи".
Необходимо ли эти требования выполнять для офисных работников при наличии расположенных поблизости кафе и столовых, а помещения для оказания медицинской помощи, комнаты для отдыха в рабочее время и психологической разгрузки невозможно предоставить.
Как можно трактовать данную статью ТК РФ в применении к офисным работникам?
Также в организации имеются специалисты с функцией управления транспортными средствами категории В, для них отведено специальное помещение для отдыха.

ОТВЕТ

Указанные санитарно-бытовые помещения, помещения для приема пищи, помещения для оказания медицинской помощи, комнаты для отдыха в рабочее время и психологической разгрузки, посты для оказания первой помощи в обязательном порядке должны организовываться работодателем только при наличии установленных требований в законодательстве (СанПины и т.д.), а также в случае, если в коллективном договоре или локальных актах организации установлена такая обязанность.

Соответственно, в офисном здании нет необходимости выполнять указанные требования, если иное не предусмотрено коллективным договором или локальными актами.

Однако отсутствие помещения для приема пищи даже при наличии в доступности кафе или столовых может быть признано нарушением в случае, если работникам запрещено принимать пищу на рабочем месте (законом или работодателем).

Также все без исключения работодатели должны иметь медицинскую аптечку, укомплектованную согласно требованиям, установленным Приказом Минздравсоцразвития России от 05.03.2011 N 169н "Об утверждении требований к комплектации изделиями медицинского назначения аптечек для оказания первой помощи работникам".

ОБОСНОВАНИЕ

В силу ст. ст. 22, 223 ТК РФ, санитарно-бытовое обслуживание и медицинское обеспечение работников в соответствии с требованиями охраны труда возлагается на работодателя. Вместе с тем положения ст. ст. 22, 223 ТК РФ работодатель может реализовать в любой форме (виде).

Организация санитарно-бытового обслуживания работников включает в себя оборудование санитарно-бытовых помещений, гардеробных, душевых, умывальных, туалетов, курительных, мест для размещения полудушей, помещений для личной гигиены женщин, устройств питьевого водоснабжения, помещений для обогрева или охлаждения, обработки, хранения и выдачи специальной одежды и др.

Вместе с тем Конституционный Суд РФ в Определении от 16.04.2009 N 444-О указал на то, что ч. 1 ст. 223 ТК РФ в системной связи с абз. 14 ч. 2 ст. 22 и абз. 7 ч. 2 ст. 41 ТК РФ возлагает на работодателя обязанности по обеспечению санитарно-бытового обслуживания работников в соответствии с государственными нормативными требованиями охраны труда, условиями коллективного договора, соглашений и добровольно принятыми на себя обязательствами.

Так, для отдельных организаций требования по созданию комнат для приема пищи установлены санитарными нормами. К примеру, работники организации торговли обязаны соблюдать правила личной гигиены, в том числе не принимать пищу на рабочем месте (прием пищи разрешается в специально отведенном помещении или месте) (п. 13.5 СП 2.3.6.1066-01 "2.3.5. Предприятия торговли. Санитарно-эпидемиологические требования к организациям торговли и обороту в них продовольственного сырья и пищевых продуктов. Санитарно-эпидемиологические правила", утвержденных Главным государственным санитарным врачом РФ 06.09.2001).

Организация санитарно-бытового обслуживания работников регламентируется "СП 44.13330.2011. Свод правил. Административные и бытовые здания. Актуализированная редакция СНиП 2.09.04-87" (утв. Приказом Минрегиона России от 27.12.2010 N 782). Нормы СП 44.13330.2011 касаются новых, расширяемых, реконструируемых и технически перевооружаемых производственных предприятий промышленности различных форм собственности и применяются при проектировании административных и бытовых зданий высотой до 50 м (п. 1.1 Свода правил СП 44.13330.2011).

Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 30.04.2003 N 88 утверждены Санитарно-эпидемиологические правила СП 2.2.1.1312-03 "2.2. Гигиена труда. Проектирование, строительство реконструкция и эксплуатация предприятий. Гигиенические требования к проектированию вновь строящихся и реконструируемых промышленных предприятий" (утв. Главным государственным санитарным врачом РФ 22.04.2003). Разделом V "Требования к административным и бытовым зданиям и помещениям" даже не предусматривается отсутствие санитарных комнат в указанных помещениях, а только фиксируются требования к их оснащению.

Требования к оборудованию санитарно-бытовых помещений содержатся в санитарных правилах и нормативах. Так, например, в санитарных правилах и нормативах СанПиН 2.2.3.1384-03.2.2.3. "Гигиена труда. Предприятия отдельных отраслей промышленности, сельского хозяйства, связи. Гигиенические требования к организации строительного производства и строительных работ. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы", утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 11.06.2003 N 141, предусмотрено включение в состав санитарно-бытовых помещений гардеробных, душевых, умывален, санузлов, курительных мест, мест для размещения полудушей, устройств питьевого водоснабжения, помещений для обогрева или охлаждения, обработки, хранения и выдачи спецодежды. В соответствии с ведомственными нормативными документами допускается предусматривать в дополнение к указанным и другие санитарно-бытовые помещения, оборудование. Состав санитарно-бытовых помещений определяется с учетом группы производственного процесса и их санитарной характеристики.

Согласно пункту 5.27 СП 44.13330.2011, при списочной численности работающих от 50 до 300 необходимо предусматривать медицинский пункт. На каждом посту для оказания первой помощи должна быть аптечка (ч. 1 ст. 223 ТК РФ). Ее состав определен Приказом Минздравсоцразвития России от 05.03.2011 N 169н. В частности, согласно Приказу аптечка должна оснащаться средствами для временной остановки кровотечения и перевязки ран, изделиями для проведения сердечно-легочной реанимации. Лекарственные средства в состав аптечки не входят (Письмо Минздрава России от 05.10.2018 N 14-3/2095930). Перечень изделий медицинского назначения, которыми должна быть укомплектована аптечка, приведен в Приложении к указанному Приказу и является исчерпывающим. Работодатель не вправе заменить какое-либо изделие самостоятельно (п. 1 примечаний к Приложению).

Перечень мероприятий по обеспечению нормальных условий труда, в том числе и необходимость оборудования помещения (комнаты) для отдыха в организации, следует закрепить в положении об охране труда, правилах внутреннего трудового распорядка, инструкции по охране труда и технике безопасности, приказе или распоряжении руководителя и коллективном договоре.


Е.М. Тараненко,
автор ответа, консультант Аскон по юридическим вопросам


Е.М. Тараненко,
автор ответа, консультант Аскон по юридическим вопросам

ВОПРОС

В ст. 223 ТК РФ указано: "работодателем по установленным нормам оборудуются санитарно-бытовые помещения, помещения для приема пищи, помещения для оказания медицинской помощи, комнаты для отдыха в рабочее время и психологической разгрузки; организуются посты для оказания первой помощи, укомплектованные аптечками для оказания первой помощи".
Необходимо ли эти требования выполнять для офисных работников при наличии расположенных поблизости кафе и столовых, а помещения для оказания медицинской помощи, комнаты для отдыха в рабочее время и психологической разгрузки невозможно предоставить.
Как можно трактовать данную статью ТК РФ в применении к офисным работникам?
Также в организации имеются специалисты с функцией управления транспортными средствами категории В, для них отведено специальное помещение для отдыха.

ОТВЕТ

Указанные санитарно-бытовые помещения, помещения для приема пищи, помещения для оказания медицинской помощи, комнаты для отдыха в рабочее время и психологической разгрузки, посты для оказания первой помощи в обязательном порядке должны организовываться работодателем только при наличии установленных требований в законодательстве (СанПины и т.д.), а также в случае, если в коллективном договоре или локальных актах организации установлена такая обязанность.

Соответственно, в офисном здании нет необходимости выполнять указанные требования, если иное не предусмотрено коллективным договором или локальными актами.

Однако отсутствие помещения для приема пищи даже при наличии в доступности кафе или столовых может быть признано нарушением в случае, если работникам запрещено принимать пищу на рабочем месте (законом или работодателем).

Также все без исключения работодатели должны иметь медицинскую аптечку, укомплектованную согласно требованиям, установленным Приказом Минздравсоцразвития России от 05.03.2011 N 169н "Об утверждении требований к комплектации изделиями медицинского назначения аптечек для оказания первой помощи работникам".

ОБОСНОВАНИЕ

В силу ст. ст. 22, 223 ТК РФ, санитарно-бытовое обслуживание и медицинское обеспечение работников в соответствии с требованиями охраны труда возлагается на работодателя. Вместе с тем положения ст. ст. 22, 223 ТК РФ работодатель может реализовать в любой форме (виде).

Организация санитарно-бытового обслуживания работников включает в себя оборудование санитарно-бытовых помещений, гардеробных, душевых, умывальных, туалетов, курительных, мест для размещения полудушей, помещений для личной гигиены женщин, устройств питьевого водоснабжения, помещений для обогрева или охлаждения, обработки, хранения и выдачи специальной одежды и др.

Вместе с тем Конституционный Суд РФ в Определении от 16.04.2009 N 444-О указал на то, что ч. 1 ст. 223 ТК РФ в системной связи с абз. 14 ч. 2 ст. 22 и абз. 7 ч. 2 ст. 41 ТК РФ возлагает на работодателя обязанности по обеспечению санитарно-бытового обслуживания работников в соответствии с государственными нормативными требованиями охраны труда, условиями коллективного договора, соглашений и добровольно принятыми на себя обязательствами.

Так, для отдельных организаций требования по созданию комнат для приема пищи установлены санитарными нормами. К примеру, работники организации торговли обязаны соблюдать правила личной гигиены, в том числе не принимать пищу на рабочем месте (прием пищи разрешается в специально отведенном помещении или месте) (п. 13.5 СП 2.3.6.1066-01 "2.3.5. Предприятия торговли. Санитарно-эпидемиологические требования к организациям торговли и обороту в них продовольственного сырья и пищевых продуктов. Санитарно-эпидемиологические правила", утвержденных Главным государственным санитарным врачом РФ 06.09.2001).

Организация санитарно-бытового обслуживания работников регламентируется "СП 44.13330.2011. Свод правил. Административные и бытовые здания. Актуализированная редакция СНиП 2.09.04-87" (утв. Приказом Минрегиона России от 27.12.2010 N 782). Нормы СП 44.13330.2011 касаются новых, расширяемых, реконструируемых и технически перевооружаемых производственных предприятий промышленности различных форм собственности и применяются при проектировании административных и бытовых зданий высотой до 50 м (п. 1.1 Свода правил СП 44.13330.2011).

Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 30.04.2003 N 88 утверждены Санитарно-эпидемиологические правила СП 2.2.1.1312-03 "2.2. Гигиена труда. Проектирование, строительство реконструкция и эксплуатация предприятий. Гигиенические требования к проектированию вновь строящихся и реконструируемых промышленных предприятий" (утв. Главным государственным санитарным врачом РФ 22.04.2003). Разделом V "Требования к административным и бытовым зданиям и помещениям" даже не предусматривается отсутствие санитарных комнат в указанных помещениях, а только фиксируются требования к их оснащению.

Требования к оборудованию санитарно-бытовых помещений содержатся в санитарных правилах и нормативах. Так, например, в санитарных правилах и нормативах СанПиН 2.2.3.1384-03.2.2.3. "Гигиена труда. Предприятия отдельных отраслей промышленности, сельского хозяйства, связи. Гигиенические требования к организации строительного производства и строительных работ. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы", утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 11.06.2003 N 141, предусмотрено включение в состав санитарно-бытовых помещений гардеробных, душевых, умывален, санузлов, курительных мест, мест для размещения полудушей, устройств питьевого водоснабжения, помещений для обогрева или охлаждения, обработки, хранения и выдачи спецодежды. В соответствии с ведомственными нормативными документами допускается предусматривать в дополнение к указанным и другие санитарно-бытовые помещения, оборудование. Состав санитарно-бытовых помещений определяется с учетом группы производственного процесса и их санитарной характеристики.

Согласно пункту 5.27 СП 44.13330.2011, при списочной численности работающих от 50 до 300 необходимо предусматривать медицинский пункт. На каждом посту для оказания первой помощи должна быть аптечка (ч. 1 ст. 223 ТК РФ). Ее состав определен Приказом Минздравсоцразвития России от 05.03.2011 N 169н. В частности, согласно Приказу аптечка должна оснащаться средствами для временной остановки кровотечения и перевязки ран, изделиями для проведения сердечно-легочной реанимации. Лекарственные средства в состав аптечки не входят (Письмо Минздрава России от 05.10.2018 N 14-3/2095930). Перечень изделий медицинского назначения, которыми должна быть укомплектована аптечка, приведен в Приложении к указанному Приказу и является исчерпывающим. Работодатель не вправе заменить какое-либо изделие самостоятельно (п. 1 примечаний к Приложению).

Перечень мероприятий по обеспечению нормальных условий труда, в том числе и необходимость оборудования помещения (комнаты) для отдыха в организации, следует закрепить в положении об охране труда, правилах внутреннего трудового распорядка, инструкции по охране труда и технике безопасности, приказе или распоряжении руководителя и коллективном договоре.


Е.М. Тараненко,
автор ответа, консультант Аскон по юридическим вопросам

Читайте также: