Обязан ли пешеход носить светоотражающий элемент в рб

Обновлено: 02.07.2024

Спасет ли фликер от возможного наезда автомобиля, каждый пешеход вправе решать сам, а вот в каких случаях отсутствие фликера влечет наложение штрафа - определяет законодательство.Как известно, в феврале текущего года в связи с вступлением в силу изменений в Кодекс об административных правонарушениях была усилена административная ответственность пешеходов за нарушение правил дорожного движения (статья 18.23 КоАП), в том числе за отсутствие у пешехода, участвующего в дорожном движении, световозвращающего элемента - фликера.

Причем максимальный штраф достигает астрономического для простого гражданина размера - 105.000 BYR. Этим штрафом сегодня очень часто пугают простых пешеходов, заставляя учителей в школах и других организациях навешивать на себя световозвращающую деталь гардероба.

Но в каких именно случаях пешеходу реально грозит штраф? В тонкостях законодательства разбирался читатель "БР", убежденно "бесфликерный" пешеход Анатолий НАУМЕНКО.

Ответ на этот вопрос лежит в области правоприменения пунктов 16, 17 и 18 Правил дорожного движения, утвержденных Указом президента Республики Беларусь от 28.11.2005 г. № 551, и статьи 18.23 КоАП РБ.

ПДД (см. справку) обязывают пешеходов двигаться исключительно по тротуару, пешеходной или велосипедной дорожке, а при их отсутствии - по обочине в обоих направлениях дорожного движения (слева или справа от проезжей части дороги), предоставляя им преимущественное право пересечения этой дороги, запрещая при этом двигаться по краю проезжей части при наличии тротуара, пешеходной или велосипедной дорожки, обочины.

Справка "БР"
Правила дорожного движения
- предоставляют пешеходам "преимущественное право пересечения проезжей части дороги по нерегулируемому пешеходному переходу, а также по регулируемому пешеходному переходу при разрешающем сигнале регулировщика или светофора" (п. 16.2);
- предписывают пешеходам "двигаться по тротуару, пешеходной или велосипедной дорожке, а при их отсутствии - по обочине" (ч. 1 п. 17.1), "переходить (пересекать) проезжую часть дороги по подземному, надземному пешеходным переходам, при их отсутствии - по наземному пешеходному переходу, а при отсутствии наземного пешеходного перехода - на перекрестке по линии тротуаров или обочин" (п. 17.2), "при отсутствии в пределах видимости пешехода подземного, надземного, наземного пешеходных переходов и перекрестка переходить (пересекать) проезжую часть дороги по кратчайшей траектории на участке, где дорога хорошо просматривается в обе стороны, убедившись, что выход на проезжую часть дороги безопасен и своими действиями пешеход не создаст препятствия для движения транспортных средств" (п. 17.3);
- запрещают пешеходам "двигаться по краю проезжей части дороги при наличии тротуара, пешеходной или велосипедной дорожки, обочины (выделенному конструктивно или сплошной линией горизонтальной дорожной разметки элементу дороги), по которым возможно движение пешеходов" (п. 18.1);
- допускают "в случае отсутствия вышеуказанных элементов дороги или невозможности движения пешеходов по ним движение пешехода по краю ее проезжей части навстречу движению транспортных средств" (ч. 2 п. 17.2).

И только в случае отсутствия тротуара, пешеходной, велосипедной дорожки, специально обозначенной обочины или невозможности движения пешеходов по ним ПДД разрешают движение пешехода по краю проезжей части, но только навстречу движению транспортных средств. Естественно, что столь экстремальное движение пешехода в темное время суток законодатель должен был "обезопасить". Что он и сделал путем включения части 3 в пункт 17.1 правил в форме обязанности пешехода обозначить себя в данном конкретном случае световозвращающим элементом -фликером.

Это единственная императивная (обязательная) норма в Правилах дорожного движения, обязывающая пешехода обозначать свое движение на дороге фликером. Сотрудники ГАИ вправе привлечь к административной ответственности пешехода по статье 18.23 КоАП РБ за нарушение правил дорожного движения (отсутствие фликера) только в том случае, если этот пешеход совершает движение в темное время суток по краю проезжей части навстречу движущемуся транспорту и у него отсутствует возможность в это же время двигаться по тротуару, пешеходной или велосипедной дорожке или обочине.

Естественно, что такое движение пешехода возможно в основном за пределами населенных пунктов (между населенными пунктами), где отсутствуют вышеуказанные элементы дороги. Но если на дороге между населенными пунктами, по которой движется наш пешеход в темное время без фликера, имеется специально обозначенная сплошной линией обочина, то пешеход, движущийся по этой обочине, не может быть привлечен к административной ответственности по статье 18.23 КоАП РБ. Вместе с тем необходимо отметить, что пешеход без фликера в данном случае добровольно подвергает себя определенному риску, так как он может двигаться по обочине в сторону движения транспорта, а не против движения, и при ухудшении погодных условий в темное время суток на него может совершить наезд неопытный или невнимательный водитель.

В остальных случаях, включая "мнимые" нарушения части 2 пункта 17.3 Правил дорожного движения, гласящей, что: "при пересечении проезжей части дороги вне подземного, надземного, наземного пешеходных переходов и перекрестка в темное время суток пешеходу рекомендуется обозначить себя световозвращающим элементом", пешеход не должен привлекаться к административной ответственности по статье 18.23 КоАП РБ за пересечение дороги вне переходов и перекрестка в темное время без фликера, так как эта норма законодательства носит "диспозитивный" характер (то есть пешеход может иметь фликер, а может и не иметь его) и должна трактоваться в пользу пешехода.

Таким образом, элементарный анализ Правил дорожного движения и самой статьи 18.23 КоАП РБ потенциальным нарушителем - пешеходом без фликера наглядно демонстрирует, что применение световозвращающего элемента - фликера - должно быть строго ограничено условиями дорожного движения, не позволяющими пешеходу двигаться по тротуару, пешеходной, велосипедной дорожке или по специально обозначенной обочине. Подобные условия, "выталкивающие" пешехода на край проезжей части в Минске и других городах Беларуси, носят не систематический, а исключительно эпизодический характер.

Поэтому всем, кто столкнется с попыткой привлечения к административной ответственности за нарушение статьи 18.23 КоАП РБ за отсутствие фликера, следует настаивать на том, чтобы в протоколе об административном правонарушении было обязательно отмечено, при каких дорожных обстоятельствах якобы совершено правонарушение: на перекрестке, пешеходном переходе, обочине или на краю проезжей части. Если же это обстоятельство не отражено в протоколе, то вы вправе при ознакомлении с данным документом учинить запись о том, что не согласны с предъявленными вам обвинениями в совершении административного правонарушения, так как существенные обстоятельства, указывающие на противоправность и виновность ваших действий, в нем не отражены. Затем, пользуясь вышеприведенным перечнем пунктов из ПДД, вы аргументированно защищаете свою правоту в госоргане, выносящем решение о наложении на вас административного штрафа. Подобный алгоритм действий может позволить избежать наложения на вас уполномоченным госорганом административного штрафа.

Данный документ включен в перечень НПА, на которые не распространяется требование об отмене с 01.01.2021, установленное ФЗ от 31.07.2020 N 247-ФЗ.

ПДД РФ, 4. Обязанности пешеходов

4.1. Пешеходы должны двигаться по тротуарам, пешеходным дорожкам, велопешеходным дорожкам, а при их отсутствии - по обочинам. Пешеходы, перевозящие или переносящие громоздкие предметы, а также лица, передвигающиеся в инвалидных колясках, могут двигаться по краю проезжей части, если их движение по тротуарам или обочинам создает помехи для других пешеходов.

(в ред. Постановлений Правительства РФ от 22.03.2014 N 221, от 24.11.2018 N 1414)

(см. текст в предыдущей редакции)

При отсутствии тротуаров, пешеходных дорожек, велопешеходных дорожек или обочин, а также в случае невозможности двигаться по ним пешеходы могут двигаться по велосипедной дорожке или идти в один ряд по краю проезжей части (на дорогах с разделительной полосой - по внешнему краю проезжей части).

(в ред. Постановления Правительства РФ от 22.03.2014 N 221)

(см. текст в предыдущей редакции)

При движении по краю проезжей части пешеходы должны идти навстречу движению транспортных средств. Лица, передвигающиеся в инвалидных колясках, ведущие мотоцикл, мопед, велосипед, в этих случаях должны следовать по ходу движения транспортных средств.

(в ред. Постановлений Правительства РФ от 14.12.2005 N 767, от 24.11.2018 N 1414)

(см. текст в предыдущей редакции)

При переходе дороги и движении по обочинам или краю проезжей части в темное время суток или в условиях недостаточной видимости пешеходам рекомендуется, а вне населенных пунктов пешеходы обязаны иметь при себе предметы со световозвращающими элементами и обеспечивать видимость этих предметов водителями транспортных средств.

(абзац введен Постановлением Правительства РФ от 14.12.2005 N 767, в ред. Постановления Правительства РФ от 14.11.2014 N 1197)

(см. текст в предыдущей редакции)

4.2. Движение организованных пеших колонн по проезжей части разрешается только по направлению движения транспортных средств по правой стороне не более чем по четыре человека в ряд. Спереди и сзади колонны с левой стороны должны находиться сопровождающие с красными флажками, а в темное время суток и в условиях недостаточной видимости - с включенными фонарями: спереди - белого цвета, сзади - красного.

Группы детей разрешается водить только по тротуарам и пешеходным дорожкам, а при их отсутствии - и по обочинам, но лишь в светлое время суток и только в сопровождении взрослых.

4.3. Пешеходы должны переходить дорогу по пешеходным переходам, в том числе по подземным и надземным, а при их отсутствии - на перекрестках по линии тротуаров или обочин.

(в ред. Постановления Правительства РФ от 14.11.2014 N 1197)

(см. текст в предыдущей редакции)

На регулируемом перекрестке допускается переходить проезжую часть между противоположными углами перекрестка (по диагонали) только при наличии разметки 1.14.1 или 1.14.2, обозначающей такой пешеходный переход.

(абзац введен Постановлением Правительства РФ от 02.04.2015 N 315)

При отсутствии в зоне видимости перехода или перекрестка разрешается переходить дорогу под прямым углом к краю проезжей части на участках без разделительной полосы и ограждений там, где она хорошо просматривается в обе стороны.

Требования настоящего пункта не распространяются на велосипедные зоны.

(абзац введен Постановлением Правительства РФ от 04.12.2018 N 1478)

4.4. В местах, где движение регулируется, пешеходы должны руководствоваться сигналами регулировщика или пешеходного светофора, а при его отсутствии - транспортного светофора.

4.5. На нерегулируемых пешеходных переходах пешеходы могут выходить на проезжую часть (трамвайные пути) после того, как оценят расстояние до приближающихся транспортных средств, их скорость и убедятся, что переход будет для них безопасен. При переходе дороги вне пешеходного перехода пешеходы, кроме того, не должны создавать помех для движения транспортных средств и выходить из-за стоящего транспортного средства или иного препятствия, ограничивающего обзорность, не убедившись в отсутствии приближающихся транспортных средств.

(в ред. Постановления Правительства РФ от 14.11.2014 N 1197)

(см. текст в предыдущей редакции)

4.6. Выйдя на проезжую часть (трамвайные пути), пешеходы не должны задерживаться или останавливаться, если это не связано с обеспечением безопасности движения. Пешеходы, не успевшие закончить переход, должны остановиться на островке безопасности или на линии, разделяющей транспортные потоки противоположных направлений. Продолжать переход можно лишь убедившись в безопасности дальнейшего движения и с учетом сигнала светофора (регулировщика).

(в ред. Постановлений Правительства РФ от 14.11.2014 N 1197, от 02.04.2015 N 315)

(см. текст в предыдущей редакции)

4.7. При приближении транспортных средств с включенным проблесковым маячком синего цвета (синего и красного цветов) и специальным звуковым сигналом пешеходы обязаны воздержаться от перехода дороги, а пешеходы, находящиеся на проезжей части (трамвайных путях), должны незамедлительно освободить проезжую часть (трамвайные пути).

(п. 4.7 в ред. Постановления Правительства РФ от 14.11.2014 N 1197)

(см. текст в предыдущей редакции)

4.8. Ожидать маршрутное транспортное средство и такси разрешается только на приподнятых над проезжей частью посадочных площадках, а при их отсутствии - на тротуаре или обочине. В местах остановок маршрутных транспортных средств, не оборудованных приподнятыми посадочными площадками, разрешается выходить на проезжую часть для посадки в транспортное средство лишь после его остановки. После высадки необходимо, не задерживаясь, освободить проезжую часть.

(в ред. Постановления Правительства РФ от 25.09.2003 N 595)

(см. текст в предыдущей редакции)

При движении через проезжую часть к месту остановки маршрутного транспортного средства или от него пешеходы должны руководствоваться требованиями пунктов 4.4 - 4.7 Правил.

Светоотражатели у велосипедистов

С 1 июля 2015 года вступили в силу очередные изменения правил дорожного движения, регламентирующие обязательное наличие светоотражающих элементов у пешеходов вне населенных пунктов.

В этой статье будет рассмотрен обновленный пункт правил и возможные штрафы за его нарушение. Кроме того я расскажу про то, какие бывают светоотражатели. Приступим.

Введение обязательных световозвращателей для пешеходов с 1 июля 2015 года

В первую очередь рассмотрим обновленный пункт 4.1 ПДД:

При движении по обочинам или краю проезжей части в темное время суток или в условиях недостаточной видимости пешеходам рекомендуется иметь при себе предметы со световозвращающими элементами и обеспечивать видимость этих предметов водителями транспортных средств.

При переходе дороги и движении по обочинам или краю проезжей части в темное время суток или в условиях недостаточной видимости пешеходам рекомендуется, а вне населенных пунктов пешеходы обязаны иметь при себе предметы со световозвращающими элементами и обеспечивать видимость этих предметов водителями транспортных средств.

Итак, начиная с 1 июля 2015 года пешеходы обязаны иметь световозвращатели при одновременном выполнении следующих условий:

  • вне населенного пункта;
  • при переходе дороги и движении по обочине или краю проезжей части;
  • в темное время суток или в условиях недостаточной видимости.

В остальных случаях светоотражатели также рекомендуется иметь, однако это не обязательно.

Несколько слов про сами световозвращатели. Данные элементы полезны как для пешехода, так и для окружающих его автомобилей. Водитель автомобиля издалека видит световозвращатели и у него есть достаточно времени, чтобы принять решение. Например, если пешеход носит такие элементы, то его гораздо чаще пропускают на пешеходных переходах.

Так что в первую очередь я рекомендую использовать свтоотражатели не для того, чтобы не получить штраф ГИБДД, а для собственной безопасности.

Штраф за отсутствие предмета со светоотражателем у пешехода

Штраф за отсутствие предмета со светоотражателем у пешехода предусмотрен частью 1 статьи 12.29 КоАП:

1. Нарушение пешеходом или пассажиром транспортного средства Правил дорожного движения -

влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере пятисот рублей.

Штраф для пешехода минимален и составляет 500 рублей.

Причем наложен он может быть только при одновременном соблюдении следующих условий:

  • вне населенного пункта;
  • в темное время суток или в условиях недостаточной видимости;
  • при переходе дороги или движении по обочине или краю проезжей части;
  • светоотражатель отсутствует или водителям его не видно.

Уверен, на практике этот штраф будут накладывать довольно редко, поскольку сотрудники ГИБДД вряд ли будут специально заниматься отловом пешеходов, которые ночью за городом ходят по проезжей части без светоотражателей.

Тем не менее введение обязательных светоотражателей для пешеходов чрезвычайно важно для водителей. Начиная с 1 июля 2015 года в случае ДТП с пешеходом, произошедшим вне населенного пункта, у водителя есть вполне законная возможность избежать наказания или уменьшить его размер.

Предположим, что вне населенного пункта водитель совершил наезд на пешехода на переходе. Поскольку скорость за городом составляет 90 км/ч, ДТП скорее всего закончится гибелью пешехода. Несмотря на то, что водитель нарушил пункт 14.1 ПДД, отсутствие светоотражателя является нарушением правил со стороны пешехода. Так что виновниками происшествия будут оба его участника, а не только водитель.

Световозвращатель - вещь полезная, с этим разобрались. Рассмотрим, какие световоотражатели бывают на практике.

Какие бывают светоотражатели для пешеходов?

На практике можно встретить большое количество разных предметов, имеющих светоотражающую поверхность:

Световозвращающий жилет

1. Световозвращающий жилет.

Световозвращающий жилет, как правило, используется людьми, длительное время проводящими на проезжей части. Например, такие жилеты используются дорожными рабочими, сотрудниками ГИБДД, водителями при ремонте автомобиля, велосипедистами.

Преимущество такого жилета - его общедоступность (продается во всех магазинах и супермаркетах, имеющих автомобильный отдел) и низкая стоимость (100 - 200 рублей).

Однако есть и недостаток. Если Вы весь день не проводите на дороге, то для повседневной носки свтоотражающий жилет вряд ли сгодится, т.к. внешний вид у него далеко не парадный.

Кроме светоотражающих жилетов бывает и другая спецодежда, имеющая отражающие элементы. Купить ее можно в магазинах спецодежды.

2. Световозвращающая ткань на обычную одежду.

Еще один возможный вариант для пешехода - купить светоотражающую ленту и нашить ее на обычную одежду.

Однако на практике у этого способа больше недостатков, чем достоинств:

  • Сложности с креплением ленты (если Вы не занимаетесь шитьем постоянно).
  • На каждые брюки/куртку нужно покупать и нашивать отдельную ленту.
  • Внешний вид одежды может быть испорчен, могут быть ухудшены и эксплуатационные характеристики.
  • Сложность с покупкой ленты, продажа ее оптовыми партиями.

Достоинство данного способа - светоотражатель всегда с собой, его не нужно одевать и снимать.

Световозвращающий браслет

3. Светоотражающие аксессуары

Под световозвращающими аксессуарами в данном случае понимаются различные браслеты, чехлы, брелки, наклейки, имеющие световоотражающую поверхность.

В 2021 году подобные элементы можно найти и в обычных магазинах, и заказать через интернет.

Например, на рисунке слева изображен световозвращающий браслет. Браслет представляет собой полоску размером 3X40 см. Полоска изготовлена таким образом, что она может самостоятельно накручиваться на другой предмет. Носить такие браслеты можно поверх одежды на руках или на ногах. Браслеты могу использоваться с любой одеждой независимо от размера, их легко снять (при входе в помещение) и заново надеть при выходе. Можно купить светоотражатели разных цветов.

Световозвращающие наклейки
Чехол на рюкзак

Встречаются и другие типы аксессуаров. Например, детям понравятся световозвращающие наклейки в виде улыбающихся смайликов.

Светоотражающий чехол на рюкзак подойдет тем, кто часто пользуется рюкзаком. Он хорошо подходит для катания на велосипеде.

В завершение хочу напомнить, что с июля вступает в силу и еще несколько изменений ПДД, узнать про которые можно в статье "Новые правила оформления ДТП".

Читайте также: