Обязан ли оператор называть свою фамилию по закону

Обновлено: 30.06.2024

Содержание статьи

Почему коллекторы Вам звонят

Если человек уже длительное время не платит по кредиту, неудивительно, что в один прекрасный день ему могут позвонить коллекторы. Как правило, банки сначала пробуют самостоятельно связаться с недисциплинированным заемщиком, но, если он не идет на контакт, обращаются к помощи коллекторов. Здесь возможны две схемы работы:

  • Агентский договор. Агентство представляет интересы банка и действует от его имени. Возвращать деньги нужно банку.
  • Договор цессии. Банк уступает коллектору права требования Ваших долговых обязательств, после чего Вы должны погашать кредит уже в адрес коллекторского агентства, которому перешли права требования.

Правовое регулирование работы коллекторов

Большинство из нас имеют кредиты в банках. И не всегда обстоятельства позволяют погашать их вовремя, от финансовых проблем никто не застрахован. Чтобы не оказаться в ситуации растерянности, если вдруг Вам звонят коллекторы, нужно знать, какие у них есть права и как правильно вести с ними разговор. Законом определено, на что имеют право коллекторы в процессе взыскания. Работа современных коллекторских агентств регулируется нормами Федерального закона от 3 июля 2016 года № 230-ФЗ.

На что коллекторы имеют право

Деятельность коллекторов в сознании людей до сих пор ошибочно ассоциируется с угрозами и бесконечными звонками в любое время суток. Однако профессиональные коллекторские агентства общаются с клиентами, строго соблюдая нормы закона.

Поэтому лучше постараться совместно с коллекторским агентством найти выход из ситуации в досудебном порядке, поскольку после принятия судом решения об уплате задолженности может последовать блокировка счетов и арест имущества.

Коллектор имеет право:

  • в рабочие дни — с 8 утра до 10 вечера;
  • в выходные дни — с 9 утра до 8 вечера;
  • не более 1 раза в течение дня;
  • 2 за неделю;
  • не более 8 в течение месяца
  • в рабочие дни — с 8 утра до 10 вечера;
  • в выходные дни — с 9 утра до 8 вечера;
  • не более 2 раз в сутки;
  • 4 за неделю;
  • не более 16 в течение месяца

Встречи коллектор может назначать не чаще 1 раза в неделю, например по месту жительства заемщика или офисе коллекторского агентства

В Вашем кредитном договоре изначально могут быть прописаны и другие условия взаимодействия с коллектором. В любом случае коллектор должен строить общение на принципах вежливости и разумной достаточности.

Коллектору запрещено:

  • Звонить в ночное время или чаще, чем определено в законе.
  • Не представляться во время звонка или визита.
  • Действовать анонимно, а также скрывать регистрационный номер и название агентства.
  • Скрывать свой номер телефона.
  • Оказывать психологическое давление, грубить, унижать человека.
  • Давать ложную информацию о сумме долга и сроках погашения.
  • Неправомерно заявлять о своей принадлежности к госорганам.
  • Раскрывать сведения о клиенте и его долге третьим лицам.
  • Применять физическую силу, угрожать жизни и здоровью.
  • Причинять вред имуществу заемщика либо угрожать этим.

Звонки родственникам и знакомым

Еще один вопрос часто волнует граждан: имеют ли право коллекторы звонить коллегам, Вашим родным или знакомым? Да, сотрудники могут с ними связываться, если их контактный номер был оставлен при заключении договора кредитования и было дано согласие на звонки. Но при этом обсуждать долг с родственниками или знакомыми коллектор имеет право, только если эти люди являются поручителями по договору или если имеются специальные согласия.

Коллекторы звонят по чужому кредиту

Неожиданностью может стать звонок, связанный с чужим долгом. Возможно, у Вашего родственника остался непогашенный кредит или он по ошибке был передан для взыскания третьей стороне. Требовать от Вас погашения такого кредита коллекторы могут, если Вы являетесь:

  • поручителем по договору займа родственника;
  • наследником умершего заемщика;
  • супругой/супругом клиента (при определенных обстоятельствах).

Во всех других случаях за долги родственников Вы ответственность не несете.

Как разговаривать с коллекторами, если Вам звонят

Часто заемщик узнает, что кредит продан, уже после того, как получает уведомление от коллекторского агентства. Что делать, если звонят из агентства? Как вести себя с коллекторами? Прежде всего не стоит впадать в панику. Не волнуйтесь: ситуация вполне распространенная. В этом случае нужно получить максимум информации о новом кредиторе:

  • Выслушайте сотрудника, выясните цель звонка.
  • При необходимости запишите имя и должность специалиста, название агентства, из которого звонят.
  • Уточните сумму задолженности и условия погашения. Не нужно бояться: профессиональная коллекторская компания будет действовать в Ваших интересах.
  • Попросите для ознакомления договор цессии или копию агентского договора, чтобы уточнить для себя условия.
  • Найдите сведения о кредиторе в открытом реестре ФССП.
  • Коллекторское агентство должно в обязательном порядке состоять в реестре ФССП, в противном случае его деятельность незаконна.
  • Задайте все интересующие Вас вопросы оператору службы поддержки клиентов.

Разговаривайте спокойно — волноваться не нужно. Ваша задача сейчас — просто получить необходимую информацию, чтобы понять, как действовать дальше. Специалисты, наоборот, будут стараться помочь и предложат оптимальные варианты погашения займа. Если Вам сложно сразу воспринять информацию, перенесите разговор или встречу на другое время, чтобы все обдумать. После того как Вы убедитесь в законности требования задолженности, можете начинать сотрудничество с коллекторами. Иногда уже при первом общении можно договориться об изменении графика платежей по кредиту или о дисконте. Если заемщик ранее обращался в банк с просьбой о реструктуризации долга, но ему было отказано, сотрудники агентства учтут это и с большой вероятностью пойдут ему на уступки.

А что, если кредит выплатили, а коллекторы звонят

Бывают случаи, когда техническая ошибка со стороны банка или невнимательность становится причиной образования задолженности. Например, Вы погасили заем и, вероятно, уже забыли о нем, однако на счету остался непогашенным 1 рубль. Кредитор продолжает начислять проценты и штрафы, а затем продает долг коллекторскому агентству. И Вам снова напоминают о долге телефонным звонком. Не нужно паниковать. В разговоре с сотрудником нужно:

  • выяснить причину звонка и правовые основания требования задолженности;
  • объяснить ситуацию, указав, когда Вами был погашен кредит;
  • сообщить о наличии справки об отсутствии задолженности.

Если справки нет на руках, ее можно получить в банке, предоставив квитанции об оплате, выписки и счета по кредиту.

Что делать, если столкнулись с недобросовестными коллекторами

Если у Вас возникли вопросы, то мы готовы предложить анонимную консультацию. Воспользуйтесь услугой анонимный звонок и просто начните диалог с оператором. Доверительные отношения между оператором ЭОС и клиентом — залог успешного разрешения финансовых проблем.

Как работает анонимный звонок?

Позвоните на номер анонимной линии ЭОС
8 800 775 02 04
с 8:00 до 20:00 мск

Задайте все интересующие Вас вопросы

Получите консультацию оператора

Анонимная горячая линия.
Проконсультируйтесь по вопросам погашения задолженности в компании ЭОС, не раскрывая личных данных.


В последние годы вопрос о персональных данных стал крайне острым ввиду активной цифровизации, а следовательно, и с ростом рисков по утечке и мошенническом использовании информации. При проведении проверок инспекторы обращают внимание на документы, относящиеся к персональным данным, их наличие, хранение, согласие работников на обработку и т.д.

Что такое персональные данные и что к ним относят

К персональным данным, согласно данному закону, относят:

  • фамилия, имя, отчество;
  • место, дата рождения;
  • место постоянной или временной регистрации;
  • фотография или видеозапись человека, позволяющие идентифицировать человека;
  • сведения о детях, родственниках, семейном положении;
  • сведения о заработной плате;
  • оценка навыков, личностных качеств;
  • индивидуальные личные данные (раса, национальность, политические или религиозные взгляды, философские убеждения; состояние здоровья);
  • информация о судимостях, или их отсутствии;
  • номер телефона, адрес электронной почты, иные идентификаторы в соц. сетях или мессенджерах;
  • паспортные данные, СНИЛС, ИНН (хотя с ИНН вопрос спорный);
  • биометрические данные.

Также существует классификация персональных данных. Их подразделяют на:

  • общедоступные;
  • специальные;
  • биометрические;
  • иные.

Такая классификация дана в Постановлении Правительства от 1 ноября 2012 г. № 1119.

Немного подробнее по каждой категории.

Общедоступные — те, на доступ к которым дано согласие субъекта персональных данных, а не те, которые можно найти в общем доступе в интернете.

Специальные — информация о расе, национальности и религии; политических и философских взглядах, здоровье, подробностях личной жизни,

Биометрические — информация о физиологических и биологических особенностях человека. Это отпечатки пальцев, генетическая информация, рисунок радужной оболочки глаз, образцы голоса, фотографии.

Но здесь тоже важна определенная привязка к личности. Например, отпечаток пальца, используемый для идентификации сотрудника для входа в офис. Или скан радужной оболочки глаза.

информация о принадлежности к определенной социальной группе,

стаж работы и пр.

Также стоит упомянуть, кто является субъектом персональных данных, а кто оператором. Соответственно, субъект — физическое лицо, чьи данные обрабатывают. К примеру, собирают и хранят. А оператор персональных данных — юридические лица, государственные организации или ведомства. Они данные собирают, обрабатывают, хранят , передают и уничтожают .

Обратите внимание! Уничтожение персональных данных должно происходить таким образом, чтобы впоследствии ими не могли воспользоваться ни злоумышленники, ни нечистоплотные сотрудники организации, а у проверяющих не оставалось сомнений в законности процедуры. Делис Архив проведет экспертизу документов, отбор и уничтожение, предоставит все подтверждающие документы и уничтожит документы, содержащие конфиденциальную информацию. Подробнее .

Обработка персональных данных

Любой договор с физлицом, содержащий его личные данные (а он и будет их содержать, если это не публичная оферта), должен в обязательном порядке содержать раздел о персональных данных. Без письменного согласия человека, обработка персональных данных оператором, а также их передача третьим лицам — запрещена.

Вообще, обработка персональных данных — это вообще любые действия, которые с ними делают. Сюда входит:

  • сбор;
  • передача;
  • запись;
  • хранение;
  • извлечение;
  • изменение;
  • обезличивание;
  • анализ;
  • удаление.

В свою очередь, обработка может осуществляться тремя путями:

  • Автоматизированная — с помощью средств вычислительной техники. Это компьютеры, телефоны и другие электронные устройства, базы данных, криптографические средства защиты, программы, скрипты.
  • Смешанная — обработка человеком при участии средств вычислительной техники. Например, когда в бухгалтерии вбивают в программу данные из бумажного заявления на отпуск.
  • Неавтоматизированная — без автоматизации.

После того, как персональные данные обработаны они отправляются на хранение в архив. Это может быть и отдельное специализированное помещение (если речь о бумажных документах) и электронное хранилище (например, облачное). В любом случае вам впоследствии нужно иметь возможность оперативно найти данные и уничтожить их (по требованию субъекта) или передать (в силу закона).

Чтобы поиск не стал квестом, рекомендуем правильно организовать архив, как обычный, так и электронный. Как это сделать знают специалисты Делис Архив .

Что будет, если нарушить законодательство о персональных данных

Следит за соблюдением законодательства в этой сфере организация, которая у многих на слуху — Роскомнадзор. Применяемая статья — 13.11 КоАП.

  • обработка ПД, несовместимая с целью сбора — штраф до 3 тыс. для граждан, до 10 тыс. на должностных лиц, до 50 тыс. — на организации .
  • обработка ПД без письменного согласия субъекта — штраф для граждан до 5 тыс., до 20 тыс. на должностных лиц, до 75 тыс. на организации .
  • неопубликование документа о политике оператора в отношении обработки ПД — штраф для граждан до 1,% тыс руб., для должностных лиц до 6 тыс., для ИП до 10 тыс., а для юрлиц — до 30 тыс .

Если собирать персональные данные о гражданах РФ на серверы, расположенные за пределами РФ — штраф до 6 миллионов.

Что делать, чтобы не попасть под штрафы

Чтобы собирать, хранить и обрабатывать ПД, нужно соблюдать требования Закона № 152-ФЗ. Краткий чек-лист:

  • Зарегистрироваться в Роскомнадзоре, как оператор персональных данных.
  • Запрашивать разрешение на сбор и обработку данных у субъектов и не собирать с них лишние данные.
  • Отвечать на обращения субъектов и предоставлять им всю информацию.
  • Собирать и хранить информацию только для достижения определенных целей, и на определенный срок.
  • Хранить и защищать ПД по закону, обеспечивать сохранность, тайну и точность данных, не передавая третьим лицам. А если передавать, то только с документальным подтверждением и только аттестованным.
  • Уточнять, блокировать или уничтожать ПД по заявлению субъектов или когда достигли целей их сбора.

Все нужна регистрация в Роскомнадзоре?

Может возникнуть ощущение, что уже давно всем работодателям нужно бежать в Роскомнадзор и регистрироваться как оператору персональных данных. Однако это не так. Вот исключения:

  • сбор персональных данных гражданина оператором осуществляется в связи с установлением трудовых отношений;
  • персональные данные собираются с целью заключения договора, без последующей передачи и распространения третьим лицам, также предусматривается использование персональных данных только для исполнения договора с гражданином;
  • обработка персональных данных, находящимся в открытом доступе;
  • сбор фамилии, имени и отчества граждан без указания телефона, e-mail;
  • сбор персональных данных проводится с целью однократного пропуска гражданина на территорию оператора, собирающего данные, или в аналогичных случаях;
  • сбор, обработка и хранение персональных данных осуществляется на бумажных носителях без использования средств автоматизации. Кстати, хранить свой бумажный архив, включая кадровые документы и персональные данные вы можете и вне офиса . Так можно избежать их утраты и несанкционированного доступа к информации.

Во всех остальных случаях — регистрация обязательна!


Перечень информации, которая может быть персональной, является открытым. В законе он четко не поименован. Поэтому определять, относятся ли какие-то сведения к персональным данным конкретного лица, необходимо индивидуально. Организации обрабатывают данные не только сотрудников, но и клиентов, партнеров и пр. Когда фото и видео, номер телефона, сетевые идентификаторы, зарплата и условия работы, профессия и образование будут персональными, зависит от ситуации. Мы проанализировали судебную практику, чтобы разобраться в нюансах. Ведь полезно знать не только об ответственности работодателя, но и ситуациях, когда нарушается закон в отношении вас как субъекта персданных, а также сотрудников или клиентов вашей организации, если вы размещаете какую-то информацию в открытом доступе.

Как видно из приведенного определения, закон не содержит исчерпывающего перечня сведений, которые входят в круг персональных данных. Соответственно, в каждом случае необходимо определить, может ли та или иная информация быть отнесена к конкретному лицу. Поможет в этом анализ судебной практики.

Банки не могут распространять платежные карты с открытыми данными клиентов, а управляющие компании рассылать в открытом виде платежные документы, поскольку в таком случае персональные данные людей не защищены от случайного к ним доступа со стороны третьих лиц (апелляционное определение Самарского областного суда от 17.10.2019 № 33-12118/2019).

Помимо Ф.И.О. к числу персональных данных физического лица также относится и конкретный адрес его проживания, включающий город, улицу, номера дома и квартиры, а вот неполный адрес (без указания определенной квартиры) уже не позволяет установить конкретного субъекта персональных данных. В многоквартирном доме находится много квартир, поэтому такой общий адрес нельзя соотнести с конкретным человеком.

Типичным нарушением со стороны управляющей компании, под управлением которой находится жилой дом, является размещение на входной двери, ведущей в подъезд, на стендах и в иных местах, открытых для всеобщего доступа, информации о наличии задолженности по оплате электроэнергии и коммунальных платежей в отношении конкретных граждан с указанием номеров их квартир. Указанные сведения относятся к частной жизни конкретных лиц, поэтому их разглашение будет считаться нарушением, что дает пострадавшему лицу право требовать взыскания денежной компенсации морального вреда на основании ст. 151 ГК РФ (решение Московского районного суда г. Калининграда от 19.04.2017 по делу № 2-688/2017).

Некоторые особо восприимчивые граждане в такой ситуации могут вообще посчитать, что информация о наличии у них задолженности является оскорбительной и задевает их честь, достоинство и доброе имя. Однако порочащий характер сведений должен выражаться в оскорбительных высказываниях, а не в фиксации долга. Нарушение в данном случае состоит только в разглашении персональных данных (апелляционное определение Саратовского областного суда от 23.07.2019 по делу № 33-5366).

Здесь стоит отметить, что судебная практика по вопросу отнесения номеров квартир к числу персональных данных не является единообразной, есть примеры случаев, когда суды полагали возможным указание номеров квартир с информацией о наличии задолженности.

Суд указал, что не будет считаться нарушением размещение информации о наличии задолженности по оплате электроэнергии и коммунальных услуг с перечнем соответствующих квартир, но без указания таких персональных данных, как Ф.И.О. (апелляционное определение Свердловского областного суда от 19.09.2019 по делу № 33-15137/2019).

Жители многоквартирного дома, проживающие в конкретном подъезде, скорее всего, знают друг друга в лицо и по имени, поэтому хоть и не всегда, но в определенных случаях могут соотнести данные о номере квартиры со своими соседями, что позволяет рассматривать номер квартиры как персональные данные конкретных лиц. При таких обстоятельствах можно сделать однозначный вывод: размещение информации о наличии задолженности на стенде подъезда многоквартирного дома с указанием конкретных номеров квартир может рассматриваться как нарушение законодательства о защите персональных данных. Иным образом будет обстоять дело в случае, когда на информационном стенде вывешивается не объявление, а индивидуальное обращение к конкретному лицу по вопросу, представляющему определенную значимость.

Гражданин при входе в подъезд своего жилого дома неожиданно для себя увидел требовательную надпись о том, что ему надлежит вернуть аннулированную доверенность конкретному человеку. Гражданин полагал, что вывешивание такого объявления нарушает требования законодательства по защите персональных данных. Однако суд его требования не поддержал, отметив, что само по себе размещение информации не является обработкой персональных данных и не требует получения разрешения (апелляционное определение Волгоградского областного суда от 09.01.2019 по делу № 33-774/2019).

В состав персональных данных гражданина также входят год, дата, месяц и место его рождения, семейное и имущественное положение, уровень образования, размер доходов, а также иная информация, посредством которой можно идентифицировать конкретное физическое лицо. В качестве персональных данных можно также рассматривать серию и номер паспорта гражданина, которые представляют собой уникальную комбинацию цифр, указываемых в основном документе, удостоверяющем его личность. У другого гражданина реквизиты основного документа, удостоверяющего личность, будут другими, поэтому реквизиты паспорта также могут быть отнесены к числу персональных данных.

Персональные данные под вопросом

Профессию и образование, а также социальное положение в качестве персональных данных предлагает рассматривать Пермский краевой суд 1 . По нашему мнению, профессию и образование нельзя считать персданными, поскольку сами по себе они могут быть относимы к большому количеству людей.

Как нам представляется, те или иные разрозненные сведения, рассматриваемые отдельно.

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:

У работодателя отсутствуют правовые основания предоставления информации о трудоустройстве работника по запросу организации, осуществляющей деятельность по взысканию просроченной кредиторской задолженности. Передача подобной информации возможна лишь при наличии письменного согласия на это самого работника.

Обоснование вывода:

В соответствии с п. 1 ст. 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. N 152-ФЗ "О персональных данных" (далее - Закон N 152-ФЗ) персональными данными является любая информация, относящаяся к прямо или косвенно определенному или определяемому физическому лицу (субъекту персональных данных). Исходя из приведенного определения, всякая информация, позволяющая идентифицировать конкретного человека, является его персональными данными и на неё распространяется режим конфиденциальности, установленный ст. 7 Закона N 152-ФЗ. В полной мере это касается и информации о месте работы гражданина.

По общему правилу обработка персональных данных*(1) может осуществляться оператором только с согласия субъектов персональных данных (п. 1 ч. 1 ст. 6 Закона N 152-ФЗ). Аналогичное положение содержится и в ст. 88 ТК РФ, в силу которого работодатель не вправе сообщать персональные данные работника третьей стороне без его письменного согласия, кроме случаев, когда это необходимо в целях предупреждения угрозы жизни и здоровью работника, а также в других случаях, предусмотренных Трудовым кодексом РФ или иными федеральными законами.

Исчерпывающий перечень исключений, когда персональные данные могут обрабатываться без согласия субъекта, приведен в п.п. 2-11 ч. 1 ст. 6 Закона N 152-ФЗ. В частности, такая обработка возможна, если она необходима для осуществления и выполнения возложенных законодательством РФ на оператора функций, полномочий и обязанностей (п. 2 ч. 1 ст. 6 Закона N 152-ФЗ); для осуществления прав и законных интересов оператора или третьих лиц, в том числе в случаях, предусмотренных Федеральным законом от 03.07.2016 N 230-ФЗ "О защите прав и законных интересов физических лиц при осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности и о внесении изменений в Федеральный закон "О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях" (далее - Закон N 230-ФЗ), либо для достижения общественно значимых целей при условии, что при этом не нарушаются права и свободы субъекта персональных данных (п. 7 ч. 1 ст. 6 Закона N 152-ФЗ). Однако Закон N 230-ФЗ, определяя способы взаимодействия с должником, не наделяет кредиторов или лиц, действующих от его имени и (или) в его интересах, правом устанавливать место работы должника или каким-то иным образом осуществлять его розыск. Соответственно, у работодателя отсутствует юридическая обязанность сообщать этим лицам информацию о наличии трудовых отношений с каким-либо работником.

В ч. 8 ст. 9 Закона N 152-ФЗ прямо указано, что персональные данные могут быть получены оператором от лица, не являющегося субъектом персональных данных, лишь при условии предоставления оператору подтверждения наличия оснований, указанных в п.п. 2-11 ч. 1 ст. 6 Закона N 152-ФЗ (письмо Минкомсвязи России от 19.04.2018 N П11-2-07-9199 "О разъяснении норм федерального законодательства"). Поскольку такие основания в рассматриваемой ситуации отсутствуют, передача третьему лицу сведений о наличии трудовых отношений с конкретным работником без его предварительного согласия на совершение подобных действий недопустима.

Подчеркнем, что обработка персональных данных без согласия в письменной форме субъекта персональных данных на обработку его персональных данных в случаях, когда такое согласие должно быть получено в соответствии с законодательством РФ в области персональных данных, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, образует состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 13.11 КоАП РФ, и влечет наложение административного штрафа на должностных лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от пятнадцати тысяч до семидесяти пяти тысяч рублей.

13 сентября 2018 г.

*(1) Обработка персональных данных - любое действие (операция) или совокупность действий (операций), совершаемых с использованием средств автоматизации или без использования таких средств с персональными данными, включая сбор, запись, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передачу (распространение, предоставление, доступ), обезличивание, блокирование, удаление, уничтожение персональных данных (п. 3 ч. 1 ст. 3 Закона N 152-ФЗ).

Обязать работника использовать личные мессенджеры в служебных целях работодатель не вправе. Это возможно только по соглашению сторон трудового договора при наличии письменного согласия работника на обработку персональных данных, таких как номер телефона, а также при согласии на использование личного имущества в служебных целях.

Порядок применения личных мессенджеров в служебных целях следует закрепить в коллективном договоре либо в правилах внутреннего трудового распорядка. Также необходимо оформить дополнительное соглашение к трудовому договору относительно возмещения расходов в связи с использованием имущества (телефона) работника.

Обоснование: Одной из обязанностей работодателя является обеспечение работников оборудованием, инструментами, технической документацией и иными средствами, необходимыми для исполнения трудовых обязанностей (ч. 2 ст. 22 Трудового кодекса РФ).В силу ч. 1 ст. 22 ТК РФ работодатель вправе требовать от работников исполнения ими трудовых обязанностей и бережного отношения к имуществу работодателя и других работников, соблюдения правил внутреннего трудового распорядка.

Из приведенных норм следует, что работодатель вправе обязать работника использовать определенное программное обеспечение или приложение (в том числе мессенджеры) в служебных целях при осуществлении работником трудовых обязанностей, но при условии обеспечения данного работника соответствующим оборудованием (например, это могут быть корпоративные сим-карты, служебные мобильные телефоны с установленными приложениями и т.п.).

Однако работодатель не вправе обязать работников использовать в служебных целях их личное имущество.Если работник согласен использовать свое личное имущество в служебных целях, то в соответствии с трудовым законодательством такому работнику полагается компенсация. Согласно ст. 188 ТК РФ при использовании работником с согласия или ведома работодателя и в его интересах личного имущества работнику выплачивается компенсация за использование, износ (амортизацию) инструмента, личного транспорта, оборудования и других технических средств и материалов, принадлежащих работнику, а также возмещаются расходы, связанные с их использованием. Размер возмещения расходов определяется соглашением сторон трудового договора, выраженным в письменной форме.

Кроме того, даже если работник дал согласие на использование в служебных целях личного мобильного телефона (технического средства связи), на который в этих целях устанавливается соответствующий мессенджер, само использование мессенджера предполагает раскрытие информации о личном номере телефона работника.

Согласно ст. 3 Федерального закона от 27.07.2006 N 152-ФЗ "О персональных данных" (далее - Закон N 152-ФЗ) любая информация о гражданине, имеющая к нему прямое или косвенное отношение, считается персональными данными.ТК РФ каких-либо критериев и конкретного перечня персональных данных работника не устанавливает. Как следует из положений ст. 8 Закона N 152-ФЗ, к персональным данным можно отнести фамилию, имя, отчество, год и место рождения гражданина, а также его адрес, абонентский номер, сведения о профессии и так далее, то есть ту информацию, которая позволяет идентифицировать конкретного человека. При этом приведенный перечень является открытым.

Таким образом, по нашему мнению, номер мобильного телефона является информацией, относящейся к персональным данным работника.

Согласно ст. 9 Закона N 152-ФЗ субъект персональных данных принимает решение о предоставлении его персональных данных и дает согласие на их обработку свободно, своей волей и в своем интересе. В случаях, предусмотренных федеральным законом, обработка персональных данных осуществляется только с согласия в письменной форме субъекта персональных данных.

Таким образом, обязать работника использовать личные мессенджеры в служебных целях работодатель не вправе. Это возможно только по соглашению сторон трудового договора при наличии письменного согласия работника на обработку персональных данных, таких как номер телефона, а также при условии компенсации расходов за использование личного имущества в служебных целях. При этом работодатель не имеет правовых оснований принудить работника дать такое согласие, в частности требовать загрузить какое-либо приложение на личный телефон.Если работодатель считает, что мессенджеры являются необходимым условием труда, то обязанность по обеспечению таких условий - обязанность работодателя (ст. 22 ТК РФ).

Соответственно, если работник будет согласен с использованием личных мессенджеров в служебных целях, то работодателю следует оформить данное условие соответствующим образом:

- порядок применения мессенджеров в служебных целях рекомендуется закрепить в коллективном договоре либо в правилах внутреннего трудового распорядка;

- получить от работника заявление в письменной форме, содержащее его согласие на обработку персональных данных, таких как личный номер телефона, а также согласие на использование личного мобильного телефона в служебных целях с получением компенсации;

- составить и утвердить приказом руководителя организации список работников, использующих в служебных целях личный мобильный телефон;

- в должностной инструкции работника следует указать, при исполнении каких обязанностей работник должен пользоваться мессенджером;- с работниками, чьи телефоны будут использоваться в служебных целях, заключить письменное соглашение о возмещении расходов на использование личного мобильного телефона. Как правило, в соглашении указывается определенная сумма компенсации в месяц. Конкретный размер компенсации можно определить произвольно по соглашению с работником.

Читайте также: