Обязан ли клиент платить за разбитую посуду

Обновлено: 19.05.2024

Когда посетитель виноват?

Если вы разбили пепельницу, сломали стул или стол, испортили полы или стены заведения, в которое пришли отдохнуть, то возместить указанный вред вы будете обязаны по полной программе. Особенно в случае, если в ваших действиях будет усмотрена ваша вина. Причем следует иметь в виду, что вина может быть выражена как в форме умысла, так и в форме неосторожности. И даже если вы увлеклись беседой и, размахивая руками над столом, опрокинули на пол стакан, то вред будет считаться причиненным по неосторожности. Но это тоже ваша вина. Доводы, что вы сделали это нечаянно, не освободят вас от ответственности за причиненный вред.

В случае же если ваша вина отсутствует (например, когда бокал, стоявший на вашем столике, упал из-за сквозняка), то обязанность возместить такой вред отсутствует.

Кто докажет вину?

Зачастую вопрос наличия или отсутствия вины посетителя в причинении какого-либо ущерба заведению является довольно спорным. Каждая сторона настаивает на своей правоте. В случае если посетитель отказывается возместить причиненный вред в добровольном порядке, заведение вправе обратиться в суд с иском о возмещении причиненного вреда. В суде заведению придется доказать факт причинения посетителем вреда, а посетителю, соответственно, отсутствие своей вины в причинении вреда.

Сколько надо платить за разбитый стакан?

Еще один вопрос, который зачастую возникает в таких случаях, - размер материального требования, заявляемого в качестве возмещения вреда. В некоторых заведениях можно увидеть надпись, что за разбитую посуду посетитель платит двойную (тройную) стоимость разбитой посуды. Согласно ч. 1 ст. 933 ГК РБ вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред. Это означает, что вред возмещается в размере фактически причиненного ущерба, но не более того.

Требование заведения о возмещении вреда в большем размере не основано на нормах законодательства. В случае если посетитель признает свою вину в причинении вреда, однако не согласен с размером требования, заявляемого заведением, то он может отказаться возмещать вред в указанном размере. В таком случае заведению необходимо будет в судебном порядке подтвердить обоснованность размера заявляемого требования.

Что делать, если требуют деньги за разбитую тарелку?

В любом случае, если вы что-то разбили, сломали или испортили и не нашли общий язык с администрацией заведения, помните, что заставить вас силой выплатить сумму возмещения вреда никто (в том числе и милиция) не может иначе как по решению суда.

Если вы категорически не согласны с требованиями заведения, то поступайте следующим образом:

- требуйте Книгу замечаний и предложений, оставляйте в ней запись о случившемся;

- требуйте от администрации заведения составления акта о порче имущества с указанием его стоимости, в котором обязательно опишите свое видение случившегося, а также доводы и аргументы своей невиновности;

- заручитесь поддержкой как минимум двух свидетелей случившегося;

- сообщите администрации заведения, что вы не намерены возмещать вред в добровольном порядке (либо намерены, только если ваша вина будет доказана в судебном порядке).

И если администрация заведения считает нужным, то она может обратиться в суд. Также помните, что вы не обязаны никому предоставлять (кроме сотрудников милиции), а тем более передавать в залог свой паспорт. Если же сотрудники заведения будут препятствовать вам покинуть его, применяя физическую силу, незамедлительно вызывайте наряд милиции.

В описанной выше ситуации важно вести себя корректно и крайне сдержанно, чтобы сотрудники заведения не смогли выдать ваши действия за хулиганские и чтобы к гражданско-правовому конфликту не присоединился административно- либо уголовно-правовой.

Что грозит за умышленный бой посуды?

Если ущерб составит значительный размер, то ваши действия подпадают под статью Уголовного кодекса, предусматривающую наказание в виде общественных работ, или штрафа, или исправительных работ на срок до двух лет, или арест на срок до трех месяцев, или ограничение свободы на срок до двух лет. Более того, в зависимости от обстоятельств ваши действия могут классифицироваться как хулиганство, что также влечет уголовную ответственность.

Существует ли штраф за утерю гардеробного номерка?

Согласно нормам гражданского законодательства, передавая вещи на хранение в гардероб, вы заключаете договор хранения с организацией, принимающей ваши вещи на хранение. Причем, в соответствии с требованиями Гражданского кодекса, договор между физическим и юридическим лицом должен быть заключен только в письменной форме. В силу ч. 2 ст. 777 ГК РБ простая письменная форма договора хранения считается соблюденной, если принятие вещи на хранение удостоверено хранителем путем выдачи поклажедателю:

- сохранной расписки, квитанции, свидетельства или иного документа, подписанного хранителем;

- номерного жетона (номера), иного знака, удостоверяющего прием вещей на хранение, если такая форма подтверждения приема вещей на хранение предусмотрена законодательством либо обычна для данного вида хранения.

Следовательно, сдав пальто в гардероб и получив жетон (номер), вы становитесь стороной договора хранения, или поклажедателем. Выдача вещей производится по предъявлении жетона. Таким образом, жетон является не просто имуществом заведения, а доказательством факта заключения договора хранения.

В случае если жетон утерян, хранитель вправе отказаться вернуть поклажедателю вещи. В то же время в силу ч. 3 ст. 777 ГК РБ гражданин, настаивающий на возврате сданной им на хранение вещи при отсутствии у него жетона (например, по причине утраты), вправе доказывать наличие договора хранения, ссылаясь на другие доказательства, в том числе свидетельские показания.

Сколько стоит потерянный номерок?

Бывают случаи, когда за утерянный или испорченный жетон требуют выплатить сумму, явно превышающую стоимость жетона. Согласно гражданскому законодательству такая сумма рассматривается в качестве неустойки (штрафа либо пени). Согласно ст. 312 ГК РБ соглашение о неустойке должно быть совершено в письменной форме независимо от формы основного обязательства.

Несоблюдение письменной формы влечет недействительность соглашения о неустойке. Таким образом, если при сдаче одежды в гардероб с вами не был заключен договор хранения в письменной форме, содержащий положения о неустойке за утрату (повреждение) жетона, требования заведения об уплате штрафа не основываются на нормах законодательства.

Кто несет ответственность за сохранность личных вещей?

Зачастую в гардеробе можно встретить объявление, что заведение не несет ответственности за сохранность вещей, переданных в гардероб. Подобные объявления не отвечают нормам гражданского законодательства и не порождают правовых последствий. Согласно ст. 781 ГК РБ хранитель обязан принять все меры по сохранности принятых вещей. Ответственность за сохранность принятых вещей установлена нормами законодательства. В соответствии со ст. 792 ГК РБ убытки, причиненные поклажедателю утратой, недостачей или повреждением вещей, возмещаются: за утрату и недостачу вещей - в размере стоимости утраченных или недостающих вещей, за повреждение вещей - в размере суммы, на которую понизилась их стоимость.

В случаях когда в результате повреждения, за которое хранитель отвечает, качество вещи изменилось настолько, что она не может быть использована по первоначальному назначению, поклажедатель вправе от нее отказаться и потребовать от хранителя возмещения стоимости этой вещи, а также других убытков, если иное не предусмотрено законодательством или договором хранения.


01 Можно ли отказаться есть или платить за еду, если она невкусная?

Вкус — понятие субъективное. Вы можете ожидать от заказа многого, а попробовать нечто совсем обыкновенное. Но это не причина менять блюдо или не платить за него. А вот если есть объективные недостатки (скажем, мясо недожарено или, наоборот, пережарено), блюдо должны заменить.

Если вам принесли, например, пиццу и вы нашли в ней лук, о котором не сказано в меню, смело просите принести новую.

Но есть забавные случаи, когда гости больше половины стейка съедают, а потом отдают его и отказываются платить — якобы невкусно было. Вы же в магазине полбутылки вина не отпиваете и не пытаетесь вернуть его обратно как слишком кислое для сухого? Это потребительский терроризм, а не объективная реакция.

02 Обязан ли клиент оплатить разбитую им посуду?

Приличные заведения денег не возьмут — правильнее будет убрать осколки и принести другую посуду. Но все, конечно, в разумных пределах.

Некоторые рестораторы решают вопрос креативно. Во многих заведениях Москвы делают отдельное crazy-меню: разбить тарелку — 2 доллара, сломать стол — 5, кинуть бокал в телевизор — 10.

Общего правила нет, но каждый ресторатор просто обязан выдумать свое. Только, к сожалению, в этом бизнесе в основном работают профаны.

Известно, что в магазине покупатель не должен платить за разбитый компот. Выделяется определенная сумма, дабы покрывать такие моменты. Но в одном супермаркете могут заставить клиента раскошелиться, а в другом и слова не скажут. Так и с ресторанами. Одно скажу точно: приличное место денег брать не будет.


03 Как быть, если не пропускают на фейсконтроле?

Ругаться и брызгать слюной. Нет в Гражданском кодексе Республики Беларусь такого понятия! Любое заведение обязано принять гостя, если его присутствие не будет опасно для общества. Если не пускают из-за кроссовок или треугольных очков, это полная профанация, а охранник — пэтэушник. Повесив вывеску, заведение уже принимает на себя обязательства, поэтому можете отстаивать свою правоту и даже судиться — однозначно выиграете процесс.

04 Что делать, если не хватает денег на оплату счета?

Прежде всего помните: свои документы ни в коем случае нельзя оставлять посторонним людям! Так что тут у нас идет разговор о человеческом отношении. По закону, если вы заказали услугу, вы должны оплатить счет.

Ресторан может и милицию вызвать. В адекватных местах такие проблемы решаются, как правило, распиской с паспортными данными гостя.

Пишете такую и приносите деньги. А не можете — будьте готовы проехаться на красивой машине с проблесковым маячком.


05 Можно ли просить показать продукты, из которых вам будут готовить?

Санэпидемстанция будет весьма рада такой просьбе. И будет просто счастлива, если ресторан ее удовлетворит. Есть любители так делать, но как вы себе это представляете? На кухне кроме поваров никто не появляется, а у персонала даже одежда специальным образом обрабатывается! Вам что, приносить кусок мяса, который станет стейком, прямо в зал? К слову, в какой-нибудь капиталистической стране вроде Португалии вам покажут, допустим, рыбу, но не всегда сделают блюдо из той, что показали. Так что тоже не совсем понятно, зачем это надо. Оценивайте качество готового продукта — оно приносит больше удовольствия, чем созерцание сырого.

06 Что будет, если во время обслуживания попросить заменить официанта?

Ничего, точнее то, что попросили. Более того, у вас могут даже не выяснять причину, а если и поинтересуются, то лишь для того, чтобы сделать выводы. Это ваше право. Можете сказать: мне его родинка волосатая над губой не нравится, а можете просто промолчать. Итог будет одинаковым: кризис учит рестораторов быть максимально клиентоориентированными.


07 Что делать, если в супе муха, а в кофе волос?

Требовать замены. В приличном заведении вам, скорее всего, не просто заменят блюдо и принесут тысячи извинений, но и предложат десерт за счет ресторана. Эта тема даже в кинематографе обыгрывалась. Но вообще не спешите истерить, проявляйте хоть иногда понимание: никто не застрахован, все может быть. Но, например, в нашем ресторане особые условия приема на работу: девушки — только с крепкими волосами, дабы в кофе не сыпались. На собеседовании дергаем — проверяем.

08 Можно ли требовать скидку или десерт, если заказ несут дольше обещанного?

Такой практики нет. При хорошем обслуживании, если много людей, официант предупреждает вас о времени приготовления: очевидно, что сделать стейк или рульку за 20 минут, когда все столики заняты, никак не получится. Еще можете спросить, что в заведении готовят оперативно. В обеденное время обслуживание всегда максимально шустрое. А вообще, если бы можно было за опоздание что-то требовать, дошли бы до сумасшествия: люди бы на ужин с секундомерами приходили. Вечером в ресторан идут не тогда, когда торопятся.


09 Как реагировать на то, что еда не соответствует картинке в меню?

10 Как быть, когда бронь забыли учесть, а зал к вашему приходу уже переполнен?


11 Что делать, если из кармана в гардеробе пропала вещь?

Как гость докажет, что это было, а ресторан — что не было? В общем, следите за своими карманами сами. Или отдайте бриллиант на хранение администратору.

12 Найдут ли выход, если гостю не нравится компания, которая сидит рядом, а зал переполнен?


13 Нужно ли платить, если в счет включили алкоголь дороже заказанного?

Если вместо 12-летнего виски вам принесли 20-летний, не предупредили, проконтролировали, как вы его вкусили и увеличили свой долг заведению раз в 20, можно ругаться. Как правильно? Если вы человек знающий, всегда конкретизируйте, если же нет, такую информацию обязан уточнить официант. Если он этого не сделал, разницу вычтут из его зарплаты.

14 Можно ли требовать блюдо, указанное в меню, если его нет в наличии?

Можно, конечно. Только какой смысл? В целом меню должно регулироваться в зависимости от того, что закончилось: ненужные позиции обычно покидают его. Однако их могут просто не успеть вычеркнуть или забыть убрать из одного экземпляра меню, если их 30. В любом случае, если нет ингредиентов, блюдо не приготовят. Поэтому требовать можете разве что ради самого процесса требования. В хорошем месте вам просто предложат достойную альтернативу блюду, которое вам приглянулось, и инцидент будет исчерпан.

Подскажите, а куда жаловаться если в меню не указан вес блюд и на просьбу предоставить инфу менеджер может только на словах ,что называется от балды.

Извините, но данная статья больше является описанием сложившихся традиций, но не отражает реальной картины о юридических правах потребителя.
1) ни один ресторан не имеет права вызывать милицию, вернее не так, ни одна милиция не имеет права вас задерживать по просьбе ресторана, так как ваша неоплата счета не является административным правонарушением или преступлением, а является всего лишь гражданско-правовым деликтом. и взыскать неуплаченную сумму ресторан может через суд.
2) предоставление недостоверных сведений в меню (то есть картинки блюда) является введением потребителя в заблуждение и является нарушением Закона О защите прав потребителей.
3) когда вещи сдаются в специально оборудованный гардероб и выдается жетон, с посетителем заключается договор хранения, а хранитель несет ответственность за целостность и сохранность вещей переданных ему на хранение.

Уважаемая Лиза! В данной статье автор это портал Релакс,а не я,мне задавали вопросы на которые я давал ответы,не более того.Касаемо брони-у меня в заведении такие ситуации решаются однозначно в пользу гостя,да и проблем я как-то не припомню ни разу.Вот гости забронировавшие себе стол и не приехавшие,более того,даже прекращающие поднимать телефон,когда им звонят,вот такое случается постоянно.И что делать с такими гостями?Правила-то должны быть одинаковы для всех участников,правда?Именно поэтому я и сказал,что Вы можете ругаться,можете потребовать и написать в книгу жалоб,но официально,повторюсь,ОФИЦИАЛЬНО никто не обязан гарантировать бронь без предоплаты и предзаказа,должным образом оформленного.Но,повторюсь,в нормальном месте такого казуса,как "ой,мы забыли Вашу бронь" быть просто не должно.Надеюсь,что разъяснил Вам свою позицию.

Что-то мне не очень понятен пункт про бронь. То есть если ты бронируешь столик в кафе через интернет, приходишь, а все места заняты, нужно просто подать плечами, сказать "Ну ничего, бывает!" и уйти? Или я неправильно поняла автора?

И вправду,зачем спрашивать мнение человека,который еще в 2012 году понятия не имел об общепите,а уже в 2013 его заведение получало диплом от Пилснера,Паулайнера,в 2014 от Гиннесса,на фиг его спрашивать,дурака?
И да,информации ради-этот человек(ничего,что я о себе в третьем лице?))) и не думал ничего больше открывать(и не думает),и да,этого придурка(я о себе)позвали на антикризисное управление и этот дебил непонятным образом увеличил кассу заведения в 5(в пять)раз за 4 месяца!Так что Вы абсолютно правы-мое мнение не интересно и никакого значения не имеет.

Ужасный материал. Мнение человека, который не смог открыть ни одного нормального заведения. О чем вы говорите, я вас умоляю)))

Читайте также: