Как иммиграция может угрожать местной культуре

Обновлено: 30.06.2024

Аннотация: политика и идеология мультикультурализма нуждается либо в совершенствовании с учетом интересов иммигрантов и коренного населения, либо в поиске совсем другой модели социокультурной интеграции народов.

Миграция – это переселение, перемещение людей из одного региона (страны) в другой с целью перемены постоянного или временного места жительства.

Миграция может быть внутри страны или Международная. Внутри одной страны – это перемещения из одного региона в другой, из села в город, с юга – в северные районы, где платят больше, на юг – потому что там тепло и комфортно жить. Как правило, причины внутренней миграции – поиск более высокой оплаты труда и комфортного места проживания в рамках привычного сообщества, нежелание менять среду обитания, оформлять массу документов, изучать другой язык и перебираться в другую страну. Переселение из страны в страну, с одного континента на другой. Экономические причины миграции при этом часто становятся главными. Люди едут в чужую страну, потому что не могут найти на родине работу, стремятся повысить уровень жизни. Также причинами миграции могут быть религиозные, политические причины, наличие вооруженных конфликтов в странах.

В современном мире вопрос интеграции переселенцев в принимающее общество именно при международных миграциях стоит очень остро.

Наиболее часто используемые понятия, которые описывают степень и характер приобщения мигрантов к принимающему обществу - ассимиляция, адаптация, интеграция. Адаптация - процесс приспособления человека к изменяющимся условиям внешней среды, к новому месту жительства, к правилам принимающего общества. Адаптация, прежде всего, зависит от личностных характеристик человека, и именно с нее начинаются процессы ассимиляции и интеграции.

Интеграция мигрантов – более широкое понятие, оно базируется на понятиях адаптации и ассимиляции и предполагает включение мигрантов и их потомков в социальные институты принимающей страны: в социальную, жилищную, культурную сферу, образование, занятость, освоение языка.

Такие высказывания появились, так как накопилось множество нерешенных проблем, связанных с миграцией:

- принимающие страны больше не могли ассимилировать мигрантов, а мигранты более не хотели ассимилироваться;

- иммигранты привезли с собой традиции и нравы своей родины, свою религию;

- остро встал вопрос социального неравенства и разных возможностей коренного населения и иммигрантов;

- участились межнациональные конфликты;

- коренное население стало выступать против создания иммигрантами целых анклавов в местах проживания;

- в сознании коренного населения все чаще иммигрантов из мусульманских стран стали связывать с исламским терроризмом.

Этому способствуют и нападения иммигрантов на женщин в немецком Кёльне, и убийство французского учителя, демонстрировавшего студентам карикатуры на пророка Мухаммеда, и нападение на церковь в Ницце и множество грабежей, убийств, избиений, запугиваний местных жителей , участниками которых являются выходцы из других стран. Вопрос об иммиграции по-прежнему является спорным в Европе и сохраняет свою актуальность. Нельзя сказать, что не ведутся дискуссии по этому вопросу, однако в политике в отношении миграции доминируют антииммигрантские настроения.

В то же время процесс миграции остановить нельзя. В Европе население стремительно стареет, и привлечение людей из-за рубежа помогает решать демографические проблемы, вопросы с трудовыми ресурсами. Также никуда не исчезли территориальные конфликты, национальные междоусобицы, что ведет к увеличению числа беженцев. Они тоже становятся вынужденными мигрантами и перед ними также стоят проблемы интеграции в новое общество, государство.

В 2020 году (на основании доклада Экономического и социального совета ООН (ЭКОСОС) две трети всех международных мигрантов жили всего в 20 странах. США остаются главным направлением для международных мигрантов, в 2020 году там насчитывалось 51 млн. мигрантов, что составляет 18% от общего их числа в мире. Второе место по числу мигрантов занимает Германия — около 16 млн. За ней следуют Саудовская Аравия (13 млн. мигрантов), Россия (12 млн.) и Великобритания (9 млн.).

Данные цифры говорят о том, что процесс интеграции мигрантов в принимающее общество является актуальным и решать его можно только опираясь на весь накопленный положительный опыт. Удачи или неудачи на пути включения новых членов определяются множеством объективных и субъективных факторов: это – занятость и, соответственно, безработица, уровень образования, наличие у выходцев из мигрантской среды необходимой профессиональной квалификации, достойное жилье, отсутствие явной и скрытой дискриминации в доступе к рабочим местам и т.д. Если эти проблемы не решены, то никакие административные ресурсы не помогут. Современное демократическое государство должно приспосабливать свою публичную сферу к новым демографическим реалиям на политическом уровне. Необходимы конкретные (а не формальные) шаги в соответствии с идеями интеграции, например, система мер по поддержке мигрантских меньшинств: государство должно обеспечивать финансово и инфраструктурно, их права на образование на родном языке, на издание собственных СМИ, на проведение культурных мероприятий, противодействовать социальной дискриминации, упрощать доступ к образованию и тому подобное.

Мигранты могут вносить важный вклад в гражданскую и политическую жизнь. Например, в странах назначения мигранты могут участвовать в государственном управлении и политике на разных уровнях, заниматься волонтерской деятельностью и поддерживать других мигрантов (особенно вновь прибывших) в деле интеграции в новых общинах.

На национальном уровне сегодня предпочтительной моделью является интеграция, занимающая промежуточное положение между ассимиляцией и мультикультурализмом. Она предполагает средние степени адаптации со стороны мигрантов и приспособления со стороны принимающего общества. Мигранты привносят значительный социально-культурный, гражданско-политический и экономический вклад в принимающие страны, являясь важными субъектами перемен в этих странах.

В современных условиях глобализации и интеграции многие страны глубоко обеспокоены проблемами, связанными с сожительством представителей различных народов. Иммигранты оказывают все большее влияние на рынок труда и экономику отдельно взятых стран, принимающих потоки рабочей силы. Возникают проблемы толерантности, соблюдения прав человека, обеспечения национальной безопасности, занятости населения, билингвизма и многие другие. В сложившейся ситуации державы (в частности, Евросоюза) вынуждены пересматривать свою миграционную политику и принимать меры, направленные на ужесточение условий нахождения представителей различных этносов на своей территории. На протяжении долгого времени в странах Западной Европы звучат призывы к ограничению прав мигрантов, а кроме того и вовсе сокращения притока беженцев. Наиболее актуальной становится проблема исламизации Европы и терроризма, с которым сталкиваются повсеместно. Крах политики мультикультурализма признают, в том числе, такие главы государств, как Дэвид Кэмерон и Ангела Меркель.

Усиленные нелегальные иммиграционные процессы часто представляют угрозу для принимающих стран в виду того, что сильно страдают рынки труда, не выплачиваются налоги, часто население принимающей страны подвергается риску тяжелых заболеваний. Так как к легальной занятости не имеется доступа, нелегальная иммиграция сопровождается ростом числа криминальных элементов.

Опыт такого государства, как Голландия также не лишён недостатков. К примеру, крупные компании сталкиваются с проблемой поиска квалифицированных кадров, так как иностранцы расценивают политику государства, как негативное отношение к себе. Я считаю очевидным, что подобные меры являются вынужденными, учитывая терпимость и толерантность этой страны в прошлом.

Процесс притока иностранного населения происходит чрезвычайно стремительно и может иметь катастрофические последствия, если не будут предприняты необходимые меры. Такие меры должны быть представлены жёстким визовым режим, тщательной проверкой каждого претендента на переселение в страну (состоятельность, готовность принести пользу принимающей стране, терпимость к культуре принимающей страны) облегчённая процедура депортации, уменьшение социальных выгод, усиленная охрана внешних границ. Кроме того, государства Западной Европы должны участвовать в развитии стран, из которых поступают легальные и нелегальные мигранты. Сегодня это наиболее актуальная проблема. Сложно придумать гуманный способ регулирования потока мигрантов и многие страны приходят к осознанию этого факта. Эффективной политики, судя по всему, до сих пор не существует. Кризисные явления в экономике, которые уже имеют место в странах Европы, серьёзно усугубляют отношение коренного населения к мигрантам. Многие аналитики прогнозируют исчезновение Европейских стран к середине XXI-го века в виду сокращения численности населения. Необходим принципиально новый подход к решению проблемы сосуществования этносов, некая парадигма. Без коренного реформирования миграционной политики страны Евросоюза ждёт неизбежная гибель, сопровождаемая крахом всех элементов государственной жизни.

Явление миграции будет иметь место, пока существует разница в уровнях жизни, доходах, политической ситуации между странами, пока пользуются спросом услуги контрабандистов и дешёвой рабочей силы. Под угрозой находятся целые государства, их население, его национальная идентичность. Современные проблемы сосуществования народов – это угроза здравоохранению, социальной сплочённости, правопорядку, экономике, культуре и этносу. В обществе растут реакционные настроения, увеличивается число конфликтов. Без конструктивного межкультурного диалога невозможно заложить основу государственной стабильности. В государствах Западной Европы не происходит предполагаемого совпадения интересов двух сторон, поскольку слишком часто приезжее население добивается своих целей социально неприемлемыми, нелегальными методами, либо вовсе не преследует цели мирного сожительства, ассимиляции, совместного развития. На современном этапе под вопрос ставятся демократические и гуманистические принципы. Возможно, только пренебрегая этими принципами власти смогут стабилизировать ситуацию. Государствам Западной Европы необходим жёсткий механизм регулирования числа мигрантов и коренные преобразования в проводимой мультикультурной государственной политике.

Читайте также: