Объясните в результате каких событий произошел и как был организационно оформлен раскол социально

Обновлено: 20.05.2024

Переход от войны к миру оказался болезненным и длительным процессом для стран как победивших, так и побеждённых. Война разорила многие страны и обострила социальные проблемы, разрушила хозяйственные, политические системы, существовавшие в Европе до войны.

Лишения периода войны выбили из привычной жизни десятки миллионов людей, довели до нищеты и голода прежде всего жителей городов — рабочих, служащих, торговцев, ремесленников и другие социальные группы населения. Нелёгким оказалось и положение тех солдат, которые уцелели на войне и вернулись с фронта.

Следствием войны и её тягот явился распад империй. Он сопровождался революциями, в результате которых возникла система новых государств в Восточной Европе. На Ближнем Востоке произошёл колониальный передел наследия Османской империи.

Революции начались в России и побеждённых странах — Германии, бывшей Австро-Венгрии, Турции, в которых одной из причин массовых движений, кроме тягот войны, стал комплекс нерешённых задач общественного развития. Начало европейским революциям ещё в ходе войны положили Февральская и Октябрьская революции 1917 г. в России. Они оказали огромное влияние на ситуацию в Европе и в мире.

Участие широких масс населения в организованных политических и социальных движениях было большим прогрессом. Расширение избирательного права и создание массовых политических партий, профсоюзов и других общественных организаций давали большие возможности влиять на политику государства, добиваться удовлетворения своих требований.

Маргинальные (оказавшиеся на обочине общественной жизни) группы населения были восприимчивы к социальной демагогии, т. е. заведомо невыполнимым обещаниям быстрого улучшения жизни и решения всех проблем. Они шли за сторонниками крайних взглядов — леворадикальными и праворадикальными движениями и партиями. Мифологическое сознание стало одной из важнейших категорий культуры XX в. Утопические идеи уравнительности, национальной исключительности и другие крайности социальной демагогии, национализма и шовинизма находили отклик у этих групп населения и в последующем питали тоталитарную идеологию.

Если прежде в европейских странах господствовали три ведущих течения — либерализм, консерватизм и социализм, а также национализм и их разновидности, то после окончания мировой войны оформились новые движения и партии с новейшими идейно-политическими платформами, хотя предпосылки их формирования уходят корнями ещё в довоенное прошлое.

Раскол в рабочем и социалистическом движении

Раскол ещё более углубился и организационно оформился в связи с активизацией леворадикального движения и созданием коммунистических партий. Компартии под руководством коммунистической партии России создали в 1919 г. Коммунистический интернационал (Коминтерн).

В свою очередь, оформился и реформистский центр международного социалистического движения. Социалистические и социал-демократические партии воссоздали Социалистический рабочий Интернационал, который тоже объединял национальные секции, но не связывал их жёсткой дисциплиной подчинения центру. Их называли социал-реформистскими партиями в отличие от партий — сторонников революций. В их рядах насчитывалось более 6 млн членов.

Эти партии отвергали теорию революционной ломки парламентского и либерально-демократического строя и считали возможным переход к социализму посредством реформ и постепенных преобразований.

Противоборство коммунистов и социалистов в 1920— 1930-е гг. оказывало существенное влияние на обстановку в отдельных странах.

Столкновение двух идейно-политических течений и систем — либерально-демократической и тоталитарной (в лево- и праворадикальных вариантах) — стало стержнем политической истории Новейшего времени.

Распад империй и образование новых государств

Революция в Германии 1918—1919 гг. Революция в Германии началась 3 ноября 1918 г. с восстания матросов в Киле и к 9 ноября докатилась до Берлина. Повсеместно создавались советы. Кайзер бежал из страны. Революционное правительство — Совет народных уполномоченных (СНУ) во главе с социал-демократом Ф. Эбертом — объявило Германию республикой. 11 ноября было подписано перемирие. 12 ноября правительство опубликовало программу действий: отменялось осадное положение военного времени, провозглашалась свобода слова, собраний, ассоциаций, объявлялась амнистия политическим заключённым, вводилось всеобщее равное избирательное право при прямом и тайном голосовании.

Правительство приступило к решению проблем трудоустройства и социального обеспечения демобилизованных солдат, безработных, к регулированию экономических и социальных проблем.

Напротив, возглавлявшая правительство социал-демократическая партия занимала умеренно-реформистскую позицию и считала первостепенным созыв Учредительного собрания для выработки и принятия конституции.

Последним событием в цепи революционных выступлений было провозглашение 13 апреля 1919 г. Баварской советской республики. Копируя русский опыт диктатуры пролетариата, правительство советской Баварии ввело рабочий контроль, начало национализацию, создало Красную армию и ВЧК. Советская Бавария просуществовала три недели.

В феврале 1919 г. состоялись выборы в Учредительное собрание. 31 июля Учредительное собрание, проходившее в городе Веймаре, приняло конституцию, закрепившую демократические принципы и некоторые требования революционных масс. В истории Германии начался новый период — Веймарская республика. С подписанием 28 июня 1919 г. Версальского мирного договора республика получила международное признание.

Распад Австро-Венгерской империи. Революционные процессы в многонациональной Австро-Венгрии привели к распаду дуалистической монархии***. В результате революций в Австрии и Венгрии соответственно 12 и 16 ноября 1918 г. были свергнуты монархические правительства и провозглашены республики.

Австрийская революция имела много общего с германской. Свержение монархии произошло без вооружённой борьбы. Выборы в Учредительное собрание также состоялись в феврале 1919 г. В 1920 г. конституция закрепила в стране республиканский строй и демократические права граждан. Правительство при участии социал-демократов приняло законы о ликвидации дворянских титулов и привилегий, конфискации имущества императорской семьи, целый ряд социальных законов, превращающих Австрию в передовое государство в области социального законодательства.

Венгерская революция тоже началась с ликвидации монархического правительства и провозглашения республики. Однако правительство, возглавляемое графом Каройи, с проведением реформ не спешило. Тем временем в страну вторглись румынские и чехословацкие интервенты, претендовавшие на часть венгерских территорий. Каройи передал власть социал-демократам. Новое правительство образовали социал-демократы и коммунисты. Среди коммунистов было несколько десятков тысяч солдат, вернувшихся из плена в России. Под их влиянием 21 марта 1919 г. Венгрия была провозглашена Венгерской советской республикой, а её правительство стало называться, как и в России, Советом народных комиссаров. Сочетание национальных задач (защита отечества от интервентов) и социальной программы, направленной на изменение социально-экономического строя (национализация, рабочий контроль, государственные хозяйства на земле и пр.), придавало венгерской революции более радикальный характер, чем австрийской.

Образование Чехословакии. Очагами революционных и националистических движений стали не только Вена и Будапешт, но также Прага и национальные окраины империи. Уже в конце октября 1918 г. в Чехии и Словакии образовались Национальные комитеты в качестве органов власти, которые достигли договорённости о создании дву-национальной Чехословацкой республики, включавшей земли с немецким и славянским населением.

Национальный состав Балканских государств оказался весьма пёстрым, ибо территориальное деление ещё в рамках австро-венгерской монархии не учитывало этнической принадлежности.

Распад Российской империи. Война и революции 1917 г. в России привели к падению царского режима и распаду империи.

Провозглашение независимости Финляндии. Под влиянием Октябрьской революции в Финляндии было создано демократическое правительство, которое в декабре 1917 г. было признано Советской Россией. Однако в стране началась гражданская война, развязанная в её южных приграничных районах сторонниками социалистической революции. На помощь правительству Финляндии прибыла в апреле 1918 г. германская дивизия. К июлю 1919 г. революционный порыв был исчерпан. Независимость Финляндии упрочилась.

Утверждение независимости прибалтийских республик. Своеобразная гражданская война прошла и в прибалтийских республиках. Здесь также имело место столкновение и противоборство буржуазно-националистических и пролетарско-революционных сил. В 1919—1920 гг. в Латвии, Литве и Эстонии утвердились буржуазно-демократические республики.

Но понимая органичный и естественный характер этой государственной идеи, власть не считала нужным ее пропагандировать, полагая, что ее придерживается большинство русского народа, а против отдельных нигилистов достаточно одних лишь полицейских и карательных мер.

Убийство благочестивого короля Людовика XVI и королевы Марии-Антуаннеты во Франции, чудовищный террор и море пролитой крови, запрещение христианства и глумление над ним, оккультное царствование Наполеона, претендовавшего на мировое владычество, войны в Южной Америке, прошедшие под антиклерикальными и антимонархическими лозунгами и руководимые фактически ставленниками Наполеона, такими как Симон Боливар и Сан-Мартен, революции 1830 и 1848 во Франции, 1848 – в Пруссии, 1848 – в Австрийской империи, объединение карбонариями Италии в 1860-е годы – за всеми этими событиями стояли силы крайне враждебные христианству.

Заметим, что если бы мы не знали, что приведенные выше слова принадлежат Гарибальди, то их можно было бы легко принять за слова Маркса, Ницше, Прудона, Бакунина или Ленина. К концу XIX века антихристианство уже являлось действенной и серьезной силой. Оно завоевывало позиции в умах и душах людей не только при помощи революций, но и с помощью науки, вернее отдельных научных гипотез превращенных в религиозные культы. В России, где в силу именно глубокой христианской традиции, вопросы совести и духовности воспринимались особенно близко, философия отступничества нашла в русском обществе наиболее рьяных и фанатичных сторонников, которые воспринимали культ борьбы как руководство к действию.

Эта двойственность была присуща всему имперскому (петербургскому) периоду русской истории. Знакомство с заграницей русской знати, куда ее отправлял на учение Петр Великий, привило многим ее представителям с одной стороны необходимые и нужные знания в области различных наук и ремесел, а с другой уничижительное отношение ко всему родному русскому. Так, боярин Борис Шереметев, вернувшись в Россию из Парижа, стал презирать родные обычаи и обряды, за что был осуждаем своими соотечественниками.

С одной стороны русское дворянство, русские интеллектуалы стремились служить России, с другой, многие из них, презирали эту самую Россию и пример для подражания видели в Западе.

Особенно эта двойственность проявилась и пагубно сказалась в первый период царствования Императрицы Екатерины II. Сама личность государыни, свергнувшей законного Императора Петра III и фактически узурпировавшей престол, честолюбивой и очень любившей власть, последнее свойство было абсолютно не характерно для русских царей, смотревших на власть как на тяжкий крест, ее непонимание и полупрезрение к русской православной церкви, во главе Священного Синода которой она поставила человека враждебного православию И. И. Мелиссино, расцветшее при ней паразитирующая прослойка дворянства, абсолютно равнодушного к интересам России – все это стало причиной воспитания целого поколения русской знати в духе восхищения Западом и античностью, и равнодушия к России и православию. И хотя сама Екатерина Великая очень многое поняла к концу жизни и действительно обратилась к православным корням России, екатерининское общество во многом было заражено масонством и либерализмом.

Решительные попытки Императора Павла Петровича устранить эту двойственность, восстановить единство Царя и народа, восстановить единство общества, закончились злодейским убийством 11 марта 1801 года, ставшее очередным проявлением этой двойственности. Достаточно сказать, что великий князь Александр Павлович, будущий Император Александр I, воспитывался блестящим энциклопедистом, но одновременно республиканцем и масоном бароном Лагарпом, который открыто считал монархию порочной формой правления.

Удивляться следует другому: каким образом из воспитанного республиканцем великого князя получился Александр Благословенный, сокрушивший новый мировой порядок Наполеона, а затем смиренно каявшегося у старцев на Валааме и у святого Серафима Саровского, а из вольнодумного лицеиста, воспитанного братом якобинца, получился Александр Пушкин – величайший русский поэт и патриот?

В Императоре Александре Павловиче и поэте Пушкине мы видим, как та двойственность сознания, о которой мы говорили выше, исчезала и православный русский человек побеждал в них наносное, привнесенное из вне западничество.

Победа над Наполеоном произвела колоссальное впечатление на Императора Александра I, вернув его окончательно в лоно православия. «Духовным триумфом Царя Александра, – пишет А.В. Рачинский, – была пасхальная ночь 29.03./11.04. 1814 года, когда он стоял на площади Согласия в Париже перед походным алтарем. Православный алтарь установили на том месте, где в 1792 году был казнен король Людовик XVI и где в день коронации Наполеона в 1804 г. пламенела красная пятиконечная звезда.

В ту пасхальную ночь площадь была заполнена батальонами русской гвардии, и на возглашения полковых священников: “Христос Воскресе!” многотысячный хор русского воинства отвечал: “Воистину Воскресе!”«.[6]

Победа над Наполеоном оказала огромное влияние и на А.С. Пушкина. Гордость за Отечество сочеталось в нем с ощущением вселенского значения этой победы.

Нужно было быть Пушкиным, чтобы придти к этому выводу. На примере Пушкина мы видим, взаимодействие власти и общества, взаимодействие столь же необходимое для России, столько же и редкое в ее истории. Скипетр Николая I и перо Пушкина служили России. Отношение Николая I к Пушкину было отечески-заботливое, как мог он оберегал поэта от клеветы и сплетен, избавил от цензуры, став личным его цензором, после гибели Пушкина все его долги были оплачены монархом. Пушкин, в свою очередь, преклонялся перед Николаем I:

Нет, я не льстец, когда Царю,
Хвалу свободную слагаю:
Я смело чувства выражаю,
Языком сердца говорю.
Его я просто полюбил:
Он бодро, честно правит нами.
Россию вдруг он оживил
Войной, надеждами, трудами
.

Иль Русского Царя уже бессильно слово?
Иль нам с Европой спорить ново?
Иль русский от побед отвык?
Иль мало ль нас? Или от Перми до Тавриды,
От финских хладных скал, до пламенной Колхиды,
От потрясенного Кремля
До стен недвижного Китая,
Стальной щетиною сверкая,
Не встанет Русская Земля?

Не случайно эти строки вызвали неприятие, такого критика русской государственности как князя П. Вяземского и такого ненавистника России, как А. Мицкевича.

Через несколько лет другой русский гений М.Ю. Лермонтов продолжил мысль Пушкина:

Безумцы мелкие, вы правы!
Мы чужды ложного стыда!
Так нераздельны в деле славы,
Народ и Царь его всегда.
Веленьям власти благотворной,
Мы повинуемся покорно,
И верим нашему Царю!
И будем все стоять упорно,
За честь его, как за свою
!

Славься, славься, наш Русский Царь!
Господом данный нам Царь-Государь!
Да будет бессмертен Твой Царский Род!
Да им благоденствует Русский Народ!

Настанет год, России черный год,
Когда Царей корона упадет;
Забудет чернь к ним прежнюю любовь,
И пищей многих будет смерть и кровь;
Когда детей, когда невинных жен
Низвергнутый не защитит закон;

Ему вторил Ф.И. Тютчев, который был поражен тем, что горе в семье Императора Александра II, преждевременная смерть от менингита наследника престола цесаревича Николая Александровича, могла вызвать злорадство в среде русского общества:

Между тем, опасения Тютчева начинали сбываться уже при его жизни. Мятеж декабристов, который по сути являлся первой попыткой революции направленной против русской государственности, стал одновременно первым серьезным выходом на арену тех сил в России, которые, в отличии от Александра I и Пушкина, встали в антимонархические ряды. И если Александр I, а затем и Пушкин, в молодые годы с восторгом посещавшие масонские ложи и даже какое-то время, как в случае с Пушкиным, бывшие их членами, познакомившись поближе с масонским учением и поняв его антихристианскую сущность, с ужасом и брезгливостью их покидали, то декабристы и их единомышленники, наоборот, этой сущностью пленились и ее приняли. В самих личностях руководителей декабристского восстания (в Пестеле, Трубецком, Каховском и так далее) со всей силой проявились двойственность сознания русского образованного человека той эпохи и его оторванность от реальной жизни, вызванные утратой христианского мировоззрения. В результате люди, многие из которых были офицерами, покрывшими себя славой на полях сражений, люди чести и мужества, во имя честолюбивых амбиций и абсурдных идеалов, стали на путь государственного преступления.

Декабристы породили в сердце верховной власти недобрые семена подозрения к служивому дворянству, а в сердцах интеллектуалов соблазн революционного противостояния этой верховной власти.

В этом С.А. Толстая ошибалась. Идеями Толстого скоро окажутся охвачены не десятки, а сотни людей.

Приведенное выше краткое описание духовного состояния русского общества к моменту вступления на престол Николая II, убедительно свидетельствует, что в нем наблюдался колоссальный раскол, который привел к внтуриобщественному противостоянию. Русское общество больше не было едино в своем понимании добра и зла, блага и вреда. В обществе появились ростки иной морали, которая была враждебна традиционному православию и традиционной государственности. При этом, большая часть общества была настроена либерально, а наиболее радикальная часть – революционно. К началу царствования Императора Николая II общество горело желанием перемен и мало задумывалось об их последствиях. Власть же считала, что опасность исходит только от революционеров-одиночек, придавала недостаточное значение отступничеству общества и была не готова к тем крупнейшим потрясениям, которые обрушились на Россию в 1905 году.

[2] Лурье Ф.М. Указ. Соч., с. 11.

[3] Селянинов А. Тайная сила масонства. М. 2000, с. 142.

[4] Архимандрит Константин (Зайцев). Указ. Соч., с. 183-184.

[9] Толь С.Д. Указ. Соч., с. 32.

[10] Белинский В.Г. Избранные сочинения. М. 1947, с. 615.

[11] Выскочков Л.В. Император Николай I. Человек и Государь. Издательство С.-Петербургского Университета. 2001, с. 573.

[13] Лурье Ф.М. Созидатель разрушения. Петро-Риф 1994, с. 106.

[14] Истоки зла.(Тайна коммунизма). М. 2000, с. 15.

[15] Россия перед вторым пришествием. Т.2, с. 110.

[17] Хоскинг Дж., Указ. Соч., с. 359-360.

[18] Хоскинг Дж. Указ. Соч., с. 360.

[19] Лурье Ф.М. Указ. Соч., с. 120-121.

[20] Бонч-Бруевич В.Д. В.И. Ленин о художественной литературе. Тридцать дней, 1934, № 1, с. 18.

[23] Александр III. Воспоминания, с. 17.

[25] Достоевский Ф.М. Указ. Соч., т. 28, с. 281.

[28] Возрождение России, с. 13.

* Говоря об этом, автор не имеет ввиду великие художественные произведения Льва Толстого, которые навсегда останутся гордостью русской литературы.


При выполнении заданий с кратким ответом впишите в поле для ответа цифру, которая соответствует номеру правильного ответа, или число, слово, последовательность букв (слов) или цифр. Ответ следует записывать без пробелов и каких-либо дополнительных символов. Дробную часть отделяйте от целой десятичной запятой. Единицы измерений писать не нужно. Имена российских государей следует писать только буквами (например: НиколайВторой).

Если вариант задан учителем, вы можете вписать или загрузить в систему ответы к заданиям с развернутым ответом. Учитель увидит результаты выполнения заданий с кратким ответом и сможет оценить загруженные ответы к заданиям с развернутым ответом. Выставленные учителем баллы отобразятся в вашей статистике.

Установите соответствие между событиями и годами: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

А) избрание на царство Михаила Романова

Б) II съезд РСДРП

В) битва на реке Калке

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами:

Расположите в хронологической последовательности исторические события. Запишите цифры, которыми обозначены исторические события, в правильной последовательности в таблицу.

1) введение всесословной воинской повинности

3) издание манифеста об отмене крепостного права

4) подписание Парижского мирного договора

Запишите термин, о котором идёт речь.

Какие из перечисленных городов были присоединены к Российскому государству в XVI веке? Выберите два города и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

1) Нижний Новгород

Ниже приведен ряд названий социальных групп. Все они, за исключением одного, относятся к Древней Руси.

Найдите и запишите номер названия социальной группы, появление которой относится к другому историческому периоду.

Прочитайте четыре предложения. Два из них являются тезисами (положениями, которые требуется аргументировать). Другие два содержат факты, которые могут послужить для аргументации этих тезисов. Подберите для каждого из тезисов соответствующий ему факт. Номера соответствующих предложений запишите в таблицу.

1) При Николае I происходит ужесточение режима в государстве.

3) Русская армия подавила Венгерскую революцию.

Номер предложения, содержащего
тезис 1факт 1тезис 2факт 2

Используя данные статистической таблицы, завершите представленные ниже суждения, соотнеся их начальные части и варианты завершения.

Численность населения Российской империи в 1897–1913 гг., млн. чел.

А) В период 1897–1913 гг. численность населения Российской империи

Б) В период 1897–1913 гг. наиболее высокими темпами в процентном отношении росла численность

В) Численность городского населения в 1913 г. по сравнению с 1897 г.

1) увеличилась более чем на 40%

2) городского населения

3) сельского населения

4) увеличилась более чем на 30 млн человек

5) увеличилась более чем на 100%

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

Рассмотрите схему и выполните задания 8−10

Рассмотрите схему и выполните задания 8−10

Прочитайте отрывок из сочинения историка и укажите цифру, обозначающую на схеме город, где произошли события, описываемые в данном отрывке.

Рассмотрите схему и выполните задания 8−10

Рассмотрите изображение и ответьте на вопрос.

Какое событие произошло при жизни полководца, которому посвящена данная памятная монета?

1) освобождение Москвы войсками Второго народного ополчения

2) отмена местничества

3) отказ польского короля Владислава от претензий на российский трон

Запишите название территории, пропущенное в схеме.

Какие из приведённых памятников культуры были созданы в XVIII в.? Выберите два памятника культуры и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

Создателем какого из приведённых памятников культуры является А. Н. Радищев? Укажите порядковый номер этого памятника культуры.

Участником какого из перечисленных событий, процессов был Александр III Великий? Укажите порядковый номер этого события или процесса.

Прочитайте перечень событий, процессов из истории зарубежных стран и выполните задания 15–17.

1) Возвышение Македонии

2) Гуситское движение в Чехии

3) Абсолютные монархии. Англия, Франция, монархия Габсбургов в XVI – начале XVII в.

4) Война за независимость в Латинской Америке.

В ходе какого из перечисленных событий, процессов происходил Констанцский собор? Укажите порядковый номер этого события или процесса.

Прочитайте перечень событий, процессов из истории зарубежных стран и выполните задания 15–17.

1) Возвышение Македонии

2) Гуситское движение в Чехии

3) Абсолютные монархии. Англия, Франция, монархия Габсбургов в XVI – начале XVII в.

4) Война за независимость в Латинской Америке.

К какому событию или процессу имеет непосредственное отношение данный исторический источник? Укажите порядковый номер этого события, процесса.

Прочитайте перечень событий, процессов из истории зарубежных стран и выполните задания 15–17.

1) Возвышение Македонии

2) Гуситское движение в Чехии

3) Абсолютные монархии. Англия, Франция, монархия Габсбургов в XVI – начале XVII в.

4) Война за независимость в Латинской Америке.

Назовите десятилетие, когда вышел данный указ. Какой государь (государыня) его издал(-а)?

Прочитайте фрагмент исторического источника и выполните задания 15–17. Используйте в ответах информацию текста, а также знания из курса истории.

Из законодательного акта

«. По указам предков наших, великих государей, соборным уложением положено. отцам детей своих в движимых и недвижимых имениях делить всем по равным частям, а жёнам, после умерших мужей, давать из поместий их, с окладов, на прожиток и купленные при них вотчины. В 1714 году. дядя наш, его императорское величество, особливыми пункты, те разделы отменил, а по первенству одного наследником назначить соизволил, в таком всемилостивейшем намерении, чтоб от разделения деревень в разные руки, фамилии и знатные дома не упадали. Но. отцы, естественно сожалея своих детей, всеми образы старались, несмотря ни на какие свои убытки и разорения, делить детей своих всем по равным частям и крепили им то продажами и закладами через разные руки, а которые того при себе учинить не могли, тем другие разные способы к тому искали и подвергали детей своих под великие клятвы, чтобы оставшееся после их имение, по смерти их, равно между собою делили, и тем, как между детьми, так и между родственниками, не только ненависти и ссоры произошли, но некоторые. и до смерти побивали. Того ради мы, наше императорское величество, ревнуя закону Божию и милосердуя о своих подданных, пожаловали, всемилостивейше повелели впредь, с сего указу, как поместья, так и вотчины именовать равно одно недвижимое имение вотчина, и отцам и матерям детей своих делить по уложению, всем равно; тако ж и за дочерьми в приданое давать по-прежнему, а которые отцы и матери помрут без завещания, после таких в разделе недвижимых и движимых их имений, поступать по нижеследующим пунктам:


Решения заданий с развернутым ответом не проверяются автоматически.
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.

Какой порядок раздела имения между наследниками вводился данным указом? Какими причинами объяснялась необходимость его введения? Как данный указ защищал имущественные права женщин?

Прочитайте фрагмент исторического источника и выполните задания 15–17. Используйте в ответах информацию текста, а также знания из курса истории.

Из законодательного акта

«. По указам предков наших, великих государей, соборным уложением положено. отцам детей своих в движимых и недвижимых имениях делить всем по равным частям, а жёнам, после умерших мужей, давать из поместий их, с окладов, на прожиток и купленные при них вотчины. В 1714 году. дядя наш, его императорское величество, особливыми пункты, те разделы отменил, а по первенству одного наследником назначить соизволил, в таком всемилостивейшем намерении, чтоб от разделения деревень в разные руки, фамилии и знатные дома не упадали. Но. отцы, естественно сожалея своих детей, всеми образы старались, несмотря ни на какие свои убытки и разорения, делить детей своих всем по равным частям и крепили им то продажами и закладами через разные руки, а которые того при себе учинить не могли, тем другие разные способы к тому искали и подвергали детей своих под великие клятвы, чтобы оставшееся после их имение, по смерти их, равно между собою делили, и тем, как между детьми, так и между родственниками, не только ненависти и ссоры произошли, но некоторые. и до смерти побивали. Того ради мы, наше императорское величество, ревнуя закону Божию и милосердуя о своих подданных, пожаловали, всемилостивейше повелели впредь, с сего указу, как поместья, так и вотчины именовать равно одно недвижимое имение вотчина, и отцам и матерям детей своих делить по уложению, всем равно; тако ж и за дочерьми в приданое давать по-прежнему, а которые отцы и матери помрут без завещания, после таких в разделе недвижимых и движимых их имений, поступать по нижеследующим пунктам:


Решения заданий с развернутым ответом не проверяются автоматически.
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.

Укажите, чем поместье отличалось от вотчины. Назовите указ, по которому окончательно было ликвидировано различие между поместьем и вотчиной. Какую норму предыдущего закона отменял данный указ?

Прочитайте фрагмент исторического источника и выполните задания 15–17. Используйте в ответах информацию текста, а также знания из курса истории.

Из законодательного акта

«. По указам предков наших, великих государей, соборным уложением положено. отцам детей своих в движимых и недвижимых имениях делить всем по равным частям, а жёнам, после умерших мужей, давать из поместий их, с окладов, на прожиток и купленные при них вотчины. В 1714 году. дядя наш, его императорское величество, особливыми пункты, те разделы отменил, а по первенству одного наследником назначить соизволил, в таком всемилостивейшем намерении, чтоб от разделения деревень в разные руки, фамилии и знатные дома не упадали. Но. отцы, естественно сожалея своих детей, всеми образы старались, несмотря ни на какие свои убытки и разорения, делить детей своих всем по равным частям и крепили им то продажами и закладами через разные руки, а которые того при себе учинить не могли, тем другие разные способы к тому искали и подвергали детей своих под великие клятвы, чтобы оставшееся после их имение, по смерти их, равно между собою делили, и тем, как между детьми, так и между родственниками, не только ненависти и ссоры произошли, но некоторые. и до смерти побивали. Того ради мы, наше императорское величество, ревнуя закону Божию и милосердуя о своих подданных, пожаловали, всемилостивейше повелели впредь, с сего указу, как поместья, так и вотчины именовать равно одно недвижимое имение вотчина, и отцам и матерям детей своих делить по уложению, всем равно; тако ж и за дочерьми в приданое давать по-прежнему, а которые отцы и матери помрут без завещания, после таких в разделе недвижимых и движимых их имений, поступать по нижеследующим пунктам:


Решения заданий с развернутым ответом не проверяются автоматически.
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.


Важнейшее событие правления Алексея Михайловича — проведение церковной реформы и раскол РПЦ, о котором далее будет кратко рассказано. Предпосылками для проведения реформы стало развитие в XVII веке отношений с Украиной и бывшими византийскими православными. Поэтому потребовалась унификация церковных обрядов и книг.

Причины проведения церковной реформы в 17 веке


В результате победу одержали те, кто выступал за приведение церковных книг и обрядов в соответствие с византийскими канонами и этому было несколько объяснений:

  • Стремление Российского государства упрочить свое международное положение среди православных стран. В правительственных кругах была популярна теория о Москве как о Третьем Риме, выдвинутая еще в 15 столетии псковским старцем Филофеем. После церковного раскола 1054 года, духовным центром Православной церкви стал Константинополь. Филофей полагал, что после падения Византии, российская столица стала оплотом истинной православной веры. Русскому царю для подтверждения этого статуса Москвы необходимо было заручиться поддержкой греческой церкви. Для этого требовалось привести богослужение в соответствие с греческими правилами.
  • В 1654 году территория польской Украины, по решению Переяславской Рады, присоединилась к Российскому государству. В новых землях православная литургия проводилась по греческим канонам, поэтому унификация богослужебных правил способствовала бы процессу объединения России и Малороссии.
  • Стабилизация внутриполитической обстановки. Немного времени прошло с того момента как отгремели события Смутного времени, и в стране еще периодически вспыхивали небольшие очаги народных волнений. Установление единообразия правил церковной жизни представлялось правительству важным инструментом в поддержании национального единства.
  • Несоответствие русского богослужения византийским канонам. Внесение поправок в литургические правила, чем был и вызван церковный раскол, были второстепенными в проведении церковной реформы.

Что привело к церковному расколу?

В середине XVII века патриарх Никон провел ряд реформ в русской церкви. Реформы Никона были направлены на изменение древних церковных традиций. В результате случился церковный раскол.

Причины

Преобразования в русской православной церкви произошло по следующим причинам:

  1. Стремление патриарха к власти.
  2. Необходимость централизации государства.
  3. Необходимость объединения всех церквей после распада в результате политической раздробленности.

Предстоящие перемены патриарх обосновывал различиями между греческой и русской православными церквями. Никон назвал русскую церковь не полностью канонической.

Богослужебные книги тоже подлежали исправлению в соответствии с греческими образцами.

Ход событий

После того как собор в 1654 году одобрил предложение Никона, патриарх приступил к делу. Изменения шли стремительно. Никон требовал от народа немедленного отказа от старых обычаев и принятия новых. От таких резких перемен народ отказался.

Царь Алексей Михайлович и патриарх Никон

Так при каком царе церковный раскол русского народа произошел? При государе Алексее Михайловиче, царствовавшем с 1645 по 1676 годы. Он был деятельным правителем, старательно вникавшем во все вопросы, касающиеся России. Считая себя истинно православным, не мало внимания уделял и церковным делам.

Современники прозвали Алексея Михайловича Тишайшим, однако его правление пришлось на неспокойное и тревожное время, омраченное множеством войн и бедствий.

В России церковный раскол связан именем патриарха Никона, в миру известного как Никита Минин (1605-1681 гг.). По воле родителей стал священнослужителем и на данном поприще сумел сделать блестящую карьеру. В 1643 году он получил высокий духовный сан игумена Кожеозерского монастыря в Архангельской губернии.

В 1646 году Никон, прибыв в Москву для улаживания монастырских дел, был представлен молодому царю Алексею Михайловичу. Семнадцатилетнему государю так приглянулся игумен, что он оставил его при дворе, назначив архимандритом Московского Новоспасского монастыря. Благодаря царской милости, впоследствии Никон получил сан Новгородского митрополита.


Царь Алексей Михайлович и патриарх Никон – инициаторы церковной реформы в 17 веке

По повелению царя в 1651 году Никон был вновь возвращен в Москву и с этого момента его влияние на Алексея Михайловича еще больше возросло. Он вошел в полное доверие к государю, активно участвовал в решении многих государственных вопросов. Вершины своей карьеры Никон достиг в 1652 году, взойдя на патриарший престол, после смерти патриарха Иосифа. С этого времени начинается подготовка церковной реформы, необходимость которой назревала давно.

Церковный собор

В 1667-1668 состоялся Церковный собор. Сам Алексей Михайлович поддержал реформу. В результате было вынесено 2 решения:

  1. Патриарх Никон лишился сана. Это произошло из-за его стремления к власти и конфликта с царем.
  2. Но реформы Никона все же были приняты.

Все несогласные отличались от церкви, предавались анафеме и подвергались репрессиям со стороны власти. Началась настоящая идеологическая война. Самым влиятельным противником нововведений был Аввакум Петров.

Последствия

Общество разделилось. Сторонников нововведений стали называть никонианами, а тех, кто не принял реформы – раскольниками-старообрядцами.

Оставшиеся старообрядцы делали всё, чтобы сохранить традиции. Но они подвергались преследованиям со стороны государства. В 1682 году был заживо сожжен Аввакум.

Некоторые из последователей традиций сжигали себя сами в знак протеста. Старообрядцы не сдавались из-за преследований, они проявили удивительную духовную стойкость.

После смерти царя Алексея, при царевне Софье, преследования стали еще ожесточеннее.

Появления старообрядчества ослабило влияние православной церкви на народ и подорвало внутреннюю силу страны.

Нововведения

Что такое церковный раскол и каковы его причины?

Русским церковным расколом называется отделение значительной части верующего населения от Православной Церкви и выступающих против церковных преобразований, проводимых патриархом Никоном.

Если говорить кратко о причинах церковного раскола 17 века, оказавшего влияние на всю дальнейшую историю российского государства, то они были непосредственно связаны с недальновидной политикой светской и церковной властей.

Следует заметить, что негативно сказался на отношениях власти и церкви, церковный раскол, кратко охарактеризовать которые можно как охлаждение и конфронтация. Причиной тому стали жесткие методы, которыми руководствовался патриарх Никон, осуществляя свою реформу. По повелению царя в 1660 году духовный собор низложил Никона с патриаршего престола. В дальнейшем его лишили священнического сана и сослали в Феропонтов Белозерский монастырь.


Репрессии против старообрядцев

Теперь более подробно рассмотрим причины и последствия церковного раскола:

  • способы, при помощи которых осуществлялись церковные реформы, оттолкнули значительную часть духовенства и простого народа, а именно насильственное изымание церковных книг, икон и других святынь, несоответствующих греческим канонам и дальнейшее их публичное уничтожение;
  • резкий и непродуманный переход к новым правилам богослужения вызвал у народных масс убеждение, что им пытаются навязать иную веру. К тому же, отказывающихся принять нововведения подвергали серьезным телесным наказаниям, что не добавляло симпатий к патриарху Никону и его окружению;
  • низкий уровень образования, а порой и полная безграмотность приходского духовенства, не способного объяснить прихожанам в чем суть изменения литургии;
  • недобросовестный перевод отдельных текстов с греческого на русский, которые хоть и незначительно, но стали отличаться от прежних старорусских. Наибольшего возмущения у верующих вызвали изменения смысла молитвы Символ веры, где в новой редакции о Царствии Божьем говорится в будущем времени, а не в настоящем, как было прежде;
  • отсутствие единства и согласия в церковной среде по вопросу проводимых реформ. Как следствие среди духовенства появились противники нововведений, ставшие духовными лидерами старообрядчества.


Милорадович С.Д.
Путешествие Аввакума по Сибири. 1898.

В исторической литературе часто встречается определение церковного раскола как отправной точки для массовых народных волнений, периодически сотрясавших русскую землю на протяжении 17-18 веков. Действительно старообрядцы нашли мощную поддержку среди простого народа, именно вокруг них стали собираться все недовольные существующими порядками в стране.

Раскол

Значение церковного раскола

  • Церковный раскол в России в 17 веке стал национальной трагедией. Произошло разделение русского народа на тех, кто остался в лоне Православной Церкви, совершающую богослужения по новым правилам и на старообрядцев, продолжавших придерживаться дореформенных церковных обрядов.
  • Как итог церковного раскола – прекратило свое существование духовное единение русского народа. Впервые в истории государства возникает вражда на религиозной почве. К тому же более четко стала проявляться социальная разобщенность среди населения.
  • Устанавливается верховенство царской власти над церковной. Проведение церковной реформы было инициировано правительством и проводилось при его поддержке. А это послужило началом к тому, что управление церковными делами начало постепенно переходить в государственное ведомство. Окончательно этот процесс завершился при Петре Первом, упразднившем институт патриаршества.
  • Происходит укрепление международного положения России и ее связей со странами православного мира.
  • Если говорить о положительном значении церковного раскола кратко, то появившееся старообрядческое движение внесло заметный вклад в развитие русского искусства. Они создали ряд духовных центров, свою иконописную школу, сохранили древнерусские традиции книгописания и знаменного пения.


Иванов С.В. Во времена раскола

Понятие церковный раскол возникло в царствование Алексея Михайловича и с тех пор неоднократно становилось темой для исторических исследований. Большинство историков утверждают, что истинная причина церковного раскола в 17 веке вовсе не в споре о поправках к богослужению. Все дело в одном значимом вопросе – может ли светская и церковная власть решать, как и каким образом народу верить во Христа или народ имеет право сохранить нетронутыми обрядность и уклад церковной жизни, установленные много веков назад.

Кол-во блоков: 13 | Общее кол-во символов: 18482
Количество использованных доноров: 4
Информация по каждому донору:

Барнаул.

Василий Ключевский:

Из бурь Смутного времени народ вышел гораздо впечатлительнее и раздражительнее , чем был прежде , он был уже далеко не прежним безропотным и послушным орудием в руках правительства.

Все против власти

Евгений Гонтмахер,
доктор экономических наук , руководитель Центра социальной политики Института экономики РАН:

В жизни мы добрее

Эдуард Курлянд,
директор лингвистического института Алтай­ской государственной педагогической академии:

Нет денег — нет стабильности

Виктор Нагайцев,
заведующий кафедрой эмпирической социологии и конфликтологии АлтГУ:

Опрос. Кто нам сегодня враг?

Дмитрий Слащев:

Врагов было много при Ельцине , Горбачеве , когда бандиты плодились. Сейчас мы живем лучше , все налаживается , постепенно развивается. Возможно , враги и есть , но я их не знаю. Я в политику не лезу сильно.

Надежда Путятина:

Враги те , кому нужен портфель , а не народ. Путин для народа , я считаю , ничего не сделал , ЖКХ — дорогое , лекарства дорогие. При Советском Союзе за это копейки платили. При том строе я получала 132 рубля , и мне хватало , а сейчас пенсия — семь тысяч…

Сергей Керкель:

России во все времена мешает развиваться воровство. Воры большие и малые — главные враги государства.

Надежда Федоряева:

Первым делом чиновники , которые коррумпированные. Надо какие-то законы принимать , которые бы не только для них работали , но и для народа. Народу сейчас очень тяжело. В нашей семье дочь мастер спорта по плаванию , и нам очень тяжело ее тянуть как спортсменку. Куда ехать надо , на соревнования — везде деньги , а выделяют копейки.

Лев Гудков , директор Аналитического центра Юрия Левады , считает , что власть усиливает напряженность в обществе: если руководство страны не будет сталкивать россиян друг с другом , никакой опасности гражданских конфликтов не будет.

Лев Гудков,
директор Аналитического центра Юрия Левады:

Социальные настроения , которыми питаются протестные движения , разделяют примерно 35% населения России. Те , кто выходит на улицы , это вершина айсберга — недовольство такого рода гораздо шире, прежде всего в крупных городах , где люди больше опираются на самих себя , рыночную экономику и требуют институциональных реформ. И есть другие цифры , то , что составляет базу режима, — социально ущемленные группы , зависимые от государства , бюджетники , пенсионеры , более пассивные и зависимые от власти , от бюрократии. Они тоже недовольны тем , как обстоят дела в стране , но их недовольство связано с невыполнением государством социальных обязательств.

Между этими группами нет противоречия: и те и другие недовольны. Сказать о том , что недовольство их объединяет , тоже нельзя: они живут в разных плоскостях , плохо понимают друг друга. Но два этих массива населения не противостоят друг другу , и о том , что между ними возможны агрессивные столкновения , говорить не приходится. Их недовольство обращено наверх , хотя и с разными требованиями.

Конечно , нужно выражать их цивилизованным образом , в прессе , через общественные организации , партии. Это то , чего пока нет и что власть блокирует , пытаясь стерилизовать появление новых форм гражданской и политической организации. Она пугает население оранжевой революцией , гражданской войной , но по сути это чистая демагогия. Требования изменения политической системы через проведение честных выборов вообще не носят никакого конфронтационного характера — это цивилизованный , нормальный путь.

К сожалению , у нас довольно неумно ведет себя правитель — не пытаясь понимать , что происходит , подавляет это протестное настроение , не решая самих накопившихся проблем. Тем самым проблемы загоняются вовнутрь и становятся хроническими. Нет общества без проблем , важно находить способы их решения , а власть этого не хочет понимать и усиливает тем самым потенциал напряженности.

Читайте также: