Обсуждение планов о создании чего либо посредством устной или письменной договоренности

Обновлено: 14.05.2024

Что такое устные договоренности в бизнесе? Каково их значение? Последствия? Удобно это или нет, надежно ли? И почему, наконец, несмотря на все отрицательные стороны устных договоренностей, большая часть российских

Что такое устные договоренности в бизнесе? Каково их значение? Последствия? Удобно это или нет, надежно ли? И почему, наконец, несмотря на все отрицательные стороны устных договоренностей, большая часть российских бизнесменов продолжают ими пользоваться?

Отвечать за слова

Под неформальными договоренностями понимаются договоренности и соглашения по вопросам бизнеса, заключенные людьми, ведущими бизнес. Такие договоренности могут достигаться как в процессе деловых встреч, так и в ходе частных бесед. Неформальные договоренности требуют исполнения — но не по закону, юридически, а по-человечески: просто потому, что за свои слова надо отвечать.

Как показывает международная практика, все важные и широко используемые договоренности (будь то устные или письменные) рано или поздно формализуются. Неформальные договоренности на пути к юридически оформленным и официально работающим соглашениям проходят несколько стадий.

Третья стадия — это стадия окончательной формализации. Соглашения и договоренности, сначала записанные в обычной неформальной манере, переводятся на юридический язык адвокатами сторон. Также договоренности могут быть записаны в юридически правильной форме сразу после устного согласования.

С переходом неформальных договоренностей на каждую последующую стадию связаны свои сложности.

Переход с первой стадии на вторую — это фиксация договоренностей. То есть превращение их из устных в письменные. Затруднения, которые здесь могут возникнуть, — это нежелание самих бизнесменов записывать свои отношения по причине того, что они хотят уйти от излишней бюрократии, избежать случайного попадания важных бумаг в чужие руки или считают себя с партнером слишком хорошими друзьями, чтобы прописывать взаимоотношения, что, как показывает практика, есть большая ошибка. Если хочется сохранить хорошие личные отношения, то нужно, наоборот, формализовать деловые отношения и не дать им перемешаться с личными.

Устные договоренности в бизнесе, как и любые другие договоры, могут возникать в разных ситуациях и на разных этапах жизненного цикла предприятия. Принципиально отличаются друг от друга договоренности, возникшие при закладке предприятия и в процессе осуществления его деятельности.

Внутренняя кухня: договоренности с сотрудниками

В отношениях между руководством и сотрудниками практически все действия, которые подчиненные совершают по указанию начальства, не сопровождаются никаким документооборотом — иначе в бюрократии можно было бы попросту утонуть.

Другие, более сложные внутрифирменные мероприятия фиксируются в планах, бюджетах, сметах, инструкциях и т. д. Методы регулирования того, как соблюдаются внутрифирменные договоренности между сотрудниками и выполняются указания, — дисциплинарные и экономические: качество работы отражается на размере заработной платы, премии и прочих подобных поощрениях и санкциях.

Джентльмены верят на слово: договоренности с контрагентами

Часто некоторые договоренности с постоянными контрагентами на бумаге не фиксируются. Тому есть два основных типа-полюса причин: малозначимость и невозможность.

Первый — малозначимость — действует в случае, когда цена самого предмета договора невысока, то есть дешевле потерять предмет сделки, чем эту сделку подробно и юридически грамотно оформлять. Также зачастую не оформляются оговоренные устно текущие корректировки, если договор общего характера уже есть, но происходят отдельные изменения в деятельности: например, появляется новый порт отгрузки, меняются реквизиты поставщика, расширяется ассортимент продукции.

Давние договоренности не падают в цене

Самые важные договоренности — это те, которые были очень давно, когда фирмы еще не было. Это договоренности, касающиеся не оперативной текущей деятельности, а основания фирмы и регламентирующие отношения между ее учредителями.

Изначальные, важнейшие договоренности — это соглашения по поводу учредительства предприятия, определяющие:


  • в какой пропорции люди совместно владеют предприятием и извлекают прибыль из него;
  • кто за что отвечает и кто что контролирует в деятельности этого предприятия;
  • как будет осуществляться выход того или иного участника из предприятия или как будет проводиться ликвидация предприятия;

Любые разногласия в этих договоренностях могут стоить фирме жизни. К примеру, выход участников из предприятия должен быть четко прописан: можно ли продавать долю вне круга учредителей, кто является первым претендентом на покупку доли, как определяется стоимость предприятия на момент выхода. Иначе может произойти, например, резкий вывод с предприятия части материальных активов, трудовых ресурсов, информации и т. п., который фирма пережить не сможет. Проблемы в отношениях между учредителями и акционерами — самые серьезные проблемы для фирмы по последствиям.

За время деятельности фирмы образуется клубок неформальных договоренностей, основанных на личных отношениях и взаимных обязательствах, распутать который не представляется возможным. В состоянии что-то понять в положении дел в фирме только тот, кто это все создавал.

Соглашения, как внутри руководящего звена фирмы, так и с внешними людьми, завязаны на личном доверии. Без личного участия того, кто договоренность заключал, инициировать деятельность по ней невозможно. В устных договоренностях фирма ничего не значит, имеет значение только имя человека. Для многих предпринимателей личная договоренность превыше юридических формальностей: фирмы у нас вырастают как грибы, мрут как мухи и перерегистрируются по поводу и без. И если звонит не тот, кто заключал договоренность, а, к примеру, его заместитель — не исключено, что с ним даже не будут разговаривать.

Такой способ организации деятельности — это причина и следствие непрозрачности российских компаний. Сначала невозможно юридически оформить договоренности вследствие непрозрачности, а потом невозможно достичь прозрачности по причине наличия огромного количества неформальных договоренностей. Получается замкнутый круг.

А непрозрачность и отсутствие или слабость формальных механизмов управления приводят к сложностям в оценке бизнеса, в передаче прав собственности на него и во введении новых людей в управление фирмой.

В современных российских условиях достаточно сложно определить стоимость бизнеса для продажи. И еще сложнее заявить о ней официально. Поэтому желающий продать свою долю должен еще убедить покупателя, что она стоит тех денег, которые он просит.

Отсутствие формализованных структур управления и внятно прописанных прав собственности приводит к тому, что сменить собственника бизнеса затруднительно. Продать, подарить или передать по наследству формальные права можно, а личные связи и договоренности без предварительной подготовки нельзя (да и с предварительной подготовкой — тоже не факт, что получится).

Регулирование по закону — это слишком дорого

При управлении бизнесом не меньшую сложность, чем договоренности устные, вызывают договоры и соглашения, заключенные в письменном виде, но содержащие такую информацию, что показывать их посторонним людям не рекомендуется, не говоря уже о том, чтобы идти с ними в суд — это вообще не представляется возможным. Например, если суммы, фигурирующие в этих договоренностях, существенно отличаются от сумм, фигурирующих в официальных документах, бухгалтерской и налоговой отчетности. В таком случае получается, что договоренность не соблюдена, и руководитель предприятия находится перед дилеммой: понести финансовые потери в размере цены сделки или заиметь серьезные сложности с налоговой инспекцией и понести потери в виде штрафов. Иногда возможный штраф больше даже цены сделки, и тогда вопрос решается однозначно: неформальные договоренности регулируются неформально.

Теперь неформальное регулирование бизнеса происходит более цивилизованно, но более ли эффективно?

Регулирование по закону не оперативно и потому не дает нормального эффекта: можно наказать нарушителя после, но нельзя заставить его не делать чего-то в будущем или уменьшить последствия проблем, существующих на данный момент. Да и для судебного регулирования договоренность должна быть формализована и не опасна для бизнеса при обнародовании, с чем в России большие сложности.

Каким образом можно регулировать неформальные договоренности, если их нельзя по-нормальному формализовать?

Таким образом, бизнес представляет собой явление сугубо индивидуальное, от личности бизнесмена не отчуждаемое и без нее не существующее.

Личный бизнес, как персонифицированное явление, — это механизм реализации цели бизнесмена и подчинен этой цели, какой бы она ни была: купить машину, дом, самолет или до конца жизни жить в Швейцарии летом и в Бразилии зимой. Личный бизнес человека заканчивается вместе с его жизнью. Его преемник на предприятии начинает вести уже другой бизнес — тоже свой личный, в соответствии со своими целями.

Сертификат и скидка на обучение каждому участнику

Любовь Богданова

ГБПОУ КК УСПК

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ

тестовым заданиям

к дифференцированному зачету

по ОГСЭ. 06 Русский язык и культура речи

для студентов группы ИС 41

специальность 09.02.04 Информационные системы

1. Язык как система. Основные единицы языка.

2. Язык как система. Функции языка.

4. Понятие о литературном языке и языковой норме.

5. Понятие литературной нормы. Типы нормы.

6. Слово, его лексическое значение.

7. Многозначные слова и их употребление.

8. Синонимы, антонимы и их употребление. Лексические нормы. Лексические ошибки, связанные с употреблением синонимов.

9. Омонимы, паронимы и их употребление. Лексические ошибки, связанные с употреблением паронимов.

10. Русская лексика с точки зрения ее происхождения (исконно русская лексика, заимствованная лексика, старославянизмы).

11. Русская лексика с точки зрения ее употребления (нейтральная лексика, книжная лексика, лексика устной речи). Профессионализмы. Терминологическая лексика.

12. Активный и пассивный словарный запас: архаизмы, историзмы, неологизмы. Фольклорная лексика и фразеология. Русские пословицы и поговорки.

13.Фразеологизмы. Употребление фразеологизмов в речи.

14. Употребление фразеологизмов в речи. Лексические ошибки в употреблении фразеологических единиц и их исправление.

15. Лексические нормы: нормы словоупотребления.

16. Лексические ошибки: плеоназм, тавтология и др.

17. Фонетические единицы. Фонетический разбор слова. Правописание безударных гласных, звонких и глухих согласных.

18. Орфоэпические нормы: произносительные и нормы ударения. Правописание о/ё после шипящих и ц.

19. Орфоэпические нормы: нормы ударения. Ударение имён существительных. Ударение имён прилагательных.

20. Орфоэпические произносительные нормы: произношение гласных и согласных звуков, произношение заимствованных слов.

21. Морфемика. Морфема. Способы словообразования. Морфемный разбор слова. Словообразовательный разбор.

22. Правописание чередующихся гласных в корнях слов.

23. Речевые ошибки, связанные с неоправданным повтором однокоренных слов.

24. Правописание приставок при-/пре-. Правописание сложных слов.

25. Морфология. Морфологические нормы: нормы образования грамматических форм слов различных частей речи. Употребление ь для обозначения грамматических форм.

26. Употребление форм имён существительных в речи. Образование и употребление И. п. мн. ч. имён существительных.

27. Образование и употребление Р. п. мн. ч. имён существительных.

28. Род несклоняемых иноязычных имён существительных.

29. Род сложносокращённых слов (аббревиатур).

30. Образование и употребление степеней сравнения имён прилагательных. Употребление форм имён прилагательных в речи.

31. Образование формы Р.п. имени числительного. Употребление числительных в речи.

32. Местоимение. Употребление в речи.

33. Глагол. Употребление форм глагола в речи.

34. Причастие. Правописание не с причастиями.

35. Причастие. Правописание -н- и -нн- в причастиях и отглагольных прилагательных.

36. Причастие. Причастный оборот и знаки препинания в предложениях с причастным оборотом.

37. Деепричастие. Деепричастный оборот и знаки препинания в предложениях с деепричастным оборотом. Особенности построения предложений с деепричастным оборотом.

38. Наречие. Употребление наречий в речи.

39. Предлог. Употребление предлогов в речи. Употребление предлогов между(меж),по.Употребление предлогов согласно, благодаря, вопреки. Употребление предлогов в и на, их антонимов.

40. Союзы. Употребление союзов в простом и сложном предложениях.

41. Частица. Правописание частиц. Употребление в речи.

42. Междометие. Употребление в речи.

43. Основные синтаксические единицы: словосочетание и предложение. Синтаксические нормы.

44. Словосочетание: нормы построения. Виды подчинительной связи между словами в подчинительном словосочетании.

45. Управление в словосочетании: употребление предлогов согласно, благодаря, вопреки.

46. Простое предложение. Тире между подлежащим и сказуемым.

47. Нормы построения простых предложений. Согласование сказуемого с подлежащим. Согласование сказуемого с подлежащим, выраженным количественно-именным сочетанием.

48. Нормы построения простых предложений. Прямой порядок слов в предложении.

49. Нормы построения простых предложений. Синтаксические ошибки. Их исправление.

50. Односоставное и неполное предложения.

51. Предложения с однородными членами и знаки препинания в них. Однородные и неоднородные определения. Употребление однородных членов предложения в разных стилях речи.

52. Предложения с обособленными и уточняющими членами.

53. Знаки препинания при словах, грамматически не связанных с членами предложения. Вводные слова и предложения. Употребление вводных слов в речи.

54. Способы передачи чужой речи. Знаки препинания при прямой речи. Замена прямой речи косвенной. Знаки препинания при цитатах.

55. Оформление диалога. Знаки препинания при диалоге.

56. Сложное предложение. Нормы построения сложных предложений различных видов.

57. Сложносочинённое предложение. Знаки препинания в сложносочинённом предложении. Употребления сложносочинённых предложений в речи.

58. Сложноподчинённое предложение. Знаки препинания в нём. Использование сложноподчинённых предложений в разных типах и стилях речи.

59. Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении. Использование бессоюзных сложных предложений в речи.

60. Знаки препинания в сложном предложении с разными видами связи.

61. Построение сложных предложений: речевые ошибки при построении сложных конструкций.

62. Сложное синтаксическое целое как компонент текста. Его структура и анализ. Период и его построение.

63. Текст как произведение речи. Признаки, структура текста.

64. Функционально-смысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение).

65. Функциональные стили речи. Разговорный стиль речи, его основные признаки, сфера использования.

67. Официально-деловой стиль речи. Признаки. Назначение. Подстили.

68. Публицистический стиль речи. Основные жанры. Особенности построения публичного выступления.

В Краснодарском крае суд фактически признал, что платежные договоренности выполнять не обязательно. Достаточно заявить, что в обход письменных соглашений стороны в устной форме решили изменить условия выплат. При этом оппонент может не подозревать об этих устных договоренностях.

В Краснодарском крае суд признал, что платежные договоренности выполнять не обязательно. Достаточно заявить, что в обход письменных соглашений стороны в устной форме решили изменить условия выплат. При этом оппонент может не подозревать об этих устных договоренностях. В ходе процесса суд принял во внимание устные договоренности, проигнорировав возражения другой стороны. Ситуацию подробно описывает "Российская газета":

В феврале 2009 года ООО "Тримент" договорилось с ОАО "Новоросцемент" о поставках. Как полагается, оформили договор, согласно которому "Новоросцемент" обязуется поставить цемент своего производства, а "Тримент" - принять и оплатить продукцию на условиях, определенных договором.

В тот же день стороны подписали соглашение к договору, согласно которому ". при выборке согласованного сторонами месячного объема поставки цемента поставщик устанавливает покупателю вознаграждение. " - за 10 тыс. тонн в месяц предусматривается бонус в сумме 200 рублей с каждой тонны.

"Тримент" условие договора и соглашения выполнил в полном объеме и даже, как договаривались, отказался от других поставщиков. Вознаграждение в качестве бонуса зачислили только за один месяц, а потом начались обещания.

Вожделенного бонуса ждали до конца года, после чего ООО "Тримент" обратился в арбитражный суд Краснодарского края. Суд однозначно решил, что закон равен для всех, договор дороже денег и ОАО "Новоросцемент" должен зачислить вознаграждение в виде бонуса ООО "Тримент". После чего все забуксовало и началось самое интересное. Дело пошло по второму кругу, и один и тот же закон стали толковать с точностью до "наоборот". Из решения пятнадцатого арбитражного апелляционного суда г. Ростова от 15.12.2010:

". По объяснению ответчика, при подписании первого соглашения о поставке цемента по цене ниже прейскурантной стороны пришли к устной договоренности о том, что если в течение действия договора будет применяться цена ниже установленной прейскурантом для всех покупателей цемента, то положения соглашения от 26.02.2009 о вознаграждении покупателю применяться не будут". А дальше ремарка, в качестве подтверждения: "В соответствии со статьей 452 ГК РФ соглашение об изменении или о расторжении договора совершается в той же форме, что и договор, если из закона, иных правовых актов, договора или обычаев делового оборота не вытекает иное".

А вот цитата из постановления Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 18.02.2011: ". стороны устно договорились не применять условия соглашения от 26.02.2009. ". И снова решение суда принимает во внимание устные договоренности со слов представителя "Новоросцемент", не обращая внимания на возражения другой стороны.

Странное понимание равенства перед законом. Да и трактовка самого закона оставляет массу вопросов. Из ст. 162 ГК РФ ясно следует, что ". несоблюдение простой письменной формы сделки лишает стороны права в случае спора ссылаться в подтверждение сделки и ее условий на свидетельские показания, а в случаях, прямо указанных в законе или в соглашении сторон, несоблюдение простой письменной формы сделки влечет ее недействительность". Иными словами, все, что касается денег, должно быть зафиксировано на бумаге.

Добавим, что требование об изменении или о расторжении договора может быть заявлено стороной в суд только после получения отказа другой стороны на предложение изменить или расторгнуть договор либо неполучения ответа в срок, указанный в предложении или установленный законом либо договором, а при его отсутствии - в тридцатидневный срок.

Напомним, что арбитражные суды в РФ осуществляют правосудие путем разрешения экономических споров и рассмотрения иных дел, отнесенных к их компетенции. Среди основных задач арбитражных судов - защита прав и законных интересов предприятий, учреждений, организаций и граждан в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, а также содействие укреплению законности и предупреждению правонарушений в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. Это предусмотрено Федеральным конституционным законом от 28.04.1995 N 1-ФКЗ "Об арбитражных судах в Российской Федерации".


Плюсы устного посреднического договора

Вы ни в чём не ограничены. Если вам удастся найти агентство недвижимости, которое будет предлагать вашу недвижимость на основании устного договора, то у вас не будет никаких обязательств по отношению к нему, и с данной точки зрения это может показаться отличным выбором.

Минусы устного посреднического договора


  • Предмет продажи точно не определён. В большинстве случаев не продаётся одна лишь недвижимость, а несколько недвижимостей, которые образуют кроме домов и земельные участки а у квартир также доли на совместных частях дома, земельного участка или же земельные участки около дома. Не определены чётко остальные условия продажи, т. е. как она проходит и каким образом предлагаетсянедвижимость, ограничение прав собственности, вознаграждение за оказание посредничества а также срок его платежа. Неясность всех обстоятельств образует большой простор для недоразумений и неразберих во время продажи.
  • У вас нет никаких обязательств по отношению к агентству недвижимости, но и у агентства нет никаких обязательств по отношению к вам. В случае, если возникнет какая-нибудь проблема, агентство повернётся к вам спиной и вам нужно будет со всем справляться в одиночку. А проблем может возникнуть действительно много, напр. проблемы с энергопаспортом, проблемы в договоре купли-продажи, проблемы касательно прав ещё до совершения покупки, с ответственностью за скрытые деффекты и т. д.
  • Вы не сможете заявить о рекламации их услуг, поскольку у вас нет с ними отношений на основании договора.
  • Риэлтор ничем никому не обязан, поэтому он не защищает ваши интересы. Возможно он защищает интересы покупателя или же только свои. Однако вы об этом не знаете. В таком случае вы должны быть осторожны в том, какую информацию вы ему сообщаете. Если вы риэлтору к примеру упомянете о том, что торопитесь с продажей, он это в свою очередь скажет своему покупающему клиенту, который вам после этого может дать более низкую цену предложения, чем мог бы на самом деле.
  • Фактически невозможно найти серьёзное агентство недвижимости, которое вашу недвижимость будет кому-то предлагать. Таким образом вы обречены работать с агентствами недвижимости, которые работают нелегально, часто даже не подозревая об этом. У агентств недвижимости есть некоторые обязательства перед законом. Напр. закон о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем обязует агентства недвижимости проверять участников операций с недвижимостью, GDPR решает, как относиться к персональным данным. Без вашего письменного разрешения и проверки агентство недвижимости парализовано с точки зрения серьезного предложения вашей недвижимости.
  • Агентство недвижимости не может быть ни в чём уверенно, поэтому не будет инвестировать в рекламу вашей недвижимости практически никаких денег, что радикально понижает шанс на успешную продажу.

Плюсы письменного посреднического договора


Минусы письменного посреднического договора

  • Письменный посреднический договор обязует как агентство недвижимости, так и вас. Из договора следуют определённые обязательства. Типичное обязательство продавца — это, как правило, продать недвижимость при условиях условленных в договоре. В случае, если вы передумаете продавать недвижимость или же каким-либо иным способом будете мешать деятельности агентства, агентство может потребовать компенсацию за напрасно приложенное усилие.
  • Если вы заключите письменный договор с несерьёзным агентством, такое агентство вас может довести до ненужных проблем и грозить санкциями. Именно поэтому лучше проверить, на сколько качественно как агентство недвижимости, так и сам риэлтор, прежде чем подписывать что-либо.

Если вы знаете, что хотите продать недвижимость, выберите качественное агентство недвижимости и риэлтора и заключите с ним письменный договор. Однако если вы не уверены на 100%, что хотите продать недвижимость, ни с каким агентством ничего не заключайте, таким образом вы избавите друг друга от немало разочарований.

Качественные риэлторы хотят обо всех важных вопросах договориться в письменном виде заранее, чтобы исключить потенциальные споры и обеспечить гладкое прохождение сделки по недвижимости. Неудачные и новые риэлторы часто обо всём договариваются с клиентами лишь устно, иногда даже только по телефону а важные вещи решают на ходу или же не решают вообще. Такой способ продажи, разумеется, влечёт за собой последствия, в качестве которых — частые споры с продавцом. Иногда в такие споры вовлечены и покупатели. Вся операция с самого начала вплоть до конца стоит на воде, что учитывая её размер весьма рискованно. А отсутствие письменных договоров часто является основанием для жалоб на непрофессионализм агентств недвижимости. Избегайте сотрудничества с агентствами недвижимости, которые не настаивают на письменном и ясном разъяснении условий такого сотрудничества. В подавляющем большинстве случаев в попытке облегчить процесс продажи, вы скорее его наоборот усложните а в добавок к этому ещё и не продадите недвижимость на столько выгодно, на сколько бы могли.

С уважением Дина Маречкова

RE/MAX Alfa
Специалист по недвижимости для русскоязычных клиентов в Праге.

Сертификат и скидка на обучение каждому участнику

Любовь Богданова

ГБПОУ КК УСПК

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ

тестовым заданиям

к дифференцированному зачету

по ОГСЭ. 06 Русский язык и культура речи

для студентов группы ИС 41

специальность 09.02.04 Информационные системы

1. Язык как система. Основные единицы языка.

2. Язык как система. Функции языка.

4. Понятие о литературном языке и языковой норме.

5. Понятие литературной нормы. Типы нормы.

6. Слово, его лексическое значение.

7. Многозначные слова и их употребление.

8. Синонимы, антонимы и их употребление. Лексические нормы. Лексические ошибки, связанные с употреблением синонимов.

9. Омонимы, паронимы и их употребление. Лексические ошибки, связанные с употреблением паронимов.

10. Русская лексика с точки зрения ее происхождения (исконно русская лексика, заимствованная лексика, старославянизмы).

11. Русская лексика с точки зрения ее употребления (нейтральная лексика, книжная лексика, лексика устной речи). Профессионализмы. Терминологическая лексика.

12. Активный и пассивный словарный запас: архаизмы, историзмы, неологизмы. Фольклорная лексика и фразеология. Русские пословицы и поговорки.

13.Фразеологизмы. Употребление фразеологизмов в речи.

14. Употребление фразеологизмов в речи. Лексические ошибки в употреблении фразеологических единиц и их исправление.

15. Лексические нормы: нормы словоупотребления.

16. Лексические ошибки: плеоназм, тавтология и др.

17. Фонетические единицы. Фонетический разбор слова. Правописание безударных гласных, звонких и глухих согласных.

18. Орфоэпические нормы: произносительные и нормы ударения. Правописание о/ё после шипящих и ц.

19. Орфоэпические нормы: нормы ударения. Ударение имён существительных. Ударение имён прилагательных.

20. Орфоэпические произносительные нормы: произношение гласных и согласных звуков, произношение заимствованных слов.

21. Морфемика. Морфема. Способы словообразования. Морфемный разбор слова. Словообразовательный разбор.

22. Правописание чередующихся гласных в корнях слов.

23. Речевые ошибки, связанные с неоправданным повтором однокоренных слов.

24. Правописание приставок при-/пре-. Правописание сложных слов.

25. Морфология. Морфологические нормы: нормы образования грамматических форм слов различных частей речи. Употребление ь для обозначения грамматических форм.

26. Употребление форм имён существительных в речи. Образование и употребление И. п. мн. ч. имён существительных.

27. Образование и употребление Р. п. мн. ч. имён существительных.

28. Род несклоняемых иноязычных имён существительных.

29. Род сложносокращённых слов (аббревиатур).

30. Образование и употребление степеней сравнения имён прилагательных. Употребление форм имён прилагательных в речи.

31. Образование формы Р.п. имени числительного. Употребление числительных в речи.

32. Местоимение. Употребление в речи.

33. Глагол. Употребление форм глагола в речи.

34. Причастие. Правописание не с причастиями.

35. Причастие. Правописание -н- и -нн- в причастиях и отглагольных прилагательных.

36. Причастие. Причастный оборот и знаки препинания в предложениях с причастным оборотом.

37. Деепричастие. Деепричастный оборот и знаки препинания в предложениях с деепричастным оборотом. Особенности построения предложений с деепричастным оборотом.

38. Наречие. Употребление наречий в речи.

39. Предлог. Употребление предлогов в речи. Употребление предлогов между(меж),по.Употребление предлогов согласно, благодаря, вопреки. Употребление предлогов в и на, их антонимов.

40. Союзы. Употребление союзов в простом и сложном предложениях.

41. Частица. Правописание частиц. Употребление в речи.

42. Междометие. Употребление в речи.

43. Основные синтаксические единицы: словосочетание и предложение. Синтаксические нормы.

44. Словосочетание: нормы построения. Виды подчинительной связи между словами в подчинительном словосочетании.

45. Управление в словосочетании: употребление предлогов согласно, благодаря, вопреки.

46. Простое предложение. Тире между подлежащим и сказуемым.

47. Нормы построения простых предложений. Согласование сказуемого с подлежащим. Согласование сказуемого с подлежащим, выраженным количественно-именным сочетанием.

48. Нормы построения простых предложений. Прямой порядок слов в предложении.

49. Нормы построения простых предложений. Синтаксические ошибки. Их исправление.

50. Односоставное и неполное предложения.

51. Предложения с однородными членами и знаки препинания в них. Однородные и неоднородные определения. Употребление однородных членов предложения в разных стилях речи.

52. Предложения с обособленными и уточняющими членами.

53. Знаки препинания при словах, грамматически не связанных с членами предложения. Вводные слова и предложения. Употребление вводных слов в речи.

54. Способы передачи чужой речи. Знаки препинания при прямой речи. Замена прямой речи косвенной. Знаки препинания при цитатах.

55. Оформление диалога. Знаки препинания при диалоге.

56. Сложное предложение. Нормы построения сложных предложений различных видов.

57. Сложносочинённое предложение. Знаки препинания в сложносочинённом предложении. Употребления сложносочинённых предложений в речи.

58. Сложноподчинённое предложение. Знаки препинания в нём. Использование сложноподчинённых предложений в разных типах и стилях речи.

59. Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении. Использование бессоюзных сложных предложений в речи.

60. Знаки препинания в сложном предложении с разными видами связи.

61. Построение сложных предложений: речевые ошибки при построении сложных конструкций.

62. Сложное синтаксическое целое как компонент текста. Его структура и анализ. Период и его построение.

63. Текст как произведение речи. Признаки, структура текста.

64. Функционально-смысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение).

65. Функциональные стили речи. Разговорный стиль речи, его основные признаки, сфера использования.

67. Официально-деловой стиль речи. Признаки. Назначение. Подстили.

68. Публицистический стиль речи. Основные жанры. Особенности построения публичного выступления.

Читайте также: