Общественное воздействие как средство исправления осужденных презентация

Обновлено: 14.05.2024

Общественное воздействие в ИУ осуществляется общественными, попечительскими, рели­гиозными, благотворительными и иными орга­низациями. В 60—80-е годы в этой работе уча­ствовали трудовые коллективы предприятий, шефствующих над колониями, комсомольские, партийные и проф­союзные организации; творческие коллективы, коллективы театров, художественных мастерских и др.

В условиях перестройки и реорганизации нашего общества на первый план выступили другие общественные формирования.

Сотрудничество с религиозными организациями[346]. Учреждения УИС, не отвергая сотрудничества со всеми традиционными конфессиями, действующими в России, ориентируются, прежде всего, на укреп­ление взаимосвязи с Русской православной церковью, что не толь­ко не противоречит, но и прямо вытекает из законодательства Российской Федерации (Конституции, Закона о свободе слова и о ре­лигиозных объединениях, ст. 14 УИК РФ).

В декабре 1999 г. патриарх Московский и всея Руси Алексий II и министр юстиции Российской Федерации Ю.Я. Чайка подписали соглашение о сотрудничестве. Договоры о сотрудничестве с епархи­альными управлениями Русской православной церкви подписаны и территориальными органами уголовно-исполнительной системы. Воз­рождение духовно-нравственного окормления мест лишения свободы в масштабах всей России по праву связывается с именем патриарха Московского и всея Руси Алексия II. В 1990 г., будучи еще в сане митрополита Ленинградского и Новгородского, он осуществлял пас­торское окормление колонии строгого режима в г. Металлстрое. По его инициативе решением Священного Синода Русской православ­ной церкви был создан Отдел по взаимодействию с вооруженными силами и правоохранительными органами, который в тесном кон­такте с УИС претворяет в жизнь основные положения Соглашения. Обращение сотрудников исправительных учреждений при орга­низации воспитательной работы с осужденными к богатейшему на­следию Русской православной церкви не случайно. Это не просто дань моде, новым веяниям. Это скорее восстановление генетической памяти, возвращение к своим воспитательным истокам. Сотрудни­чество Русской православной церкви и защитников закона в укреп­лении духовных и нравственных основ личности осужденных про­должается уже более 10 лет и приносит вполне ощутимые результаты, поскольку направлено на преодоление культа насилия, жестокости, распущенности нравов, вражды между людьми различных нацио­нальностей. В местах лишения свободы свет православного просве­щения нужен, и это очень хорошо понимал подвижник РПЦ про­тоиерей Глеб Кал еда, который в своей книге писал, что современные тюрьмы и ИТК — это огромные приходы, нуждаю­щиеся в Слове Божием и духовном окормлении, может быть, больше, чем обычные приходы[347].

Вся деятельность духовных пастырей и катехизаторов направлена к той же основной цели, что и деятельность органов, исполняющих наказание, — исправление личности осужденного, которое пенитенци­арными педагогами понимается как духовное возрождение личности. Священнослужители при посещении ИУ проводят индивидуальную и массовую работу с осужденными по духовно-нравственному воспи­танию, удовлетворяют потребности в совершении обрядов крещения, венчания, соборования, покаяния, причастия. В храмах проводятся

литургии и другие религиозные службы. Создаются воскресные школы по изучению Закона Божия, осуществляется показ видео­фильмов на библейские темы, проводятся концерты духовной му­зыки. По местному радио звучат проповеди, поздравления с церков­ными праздниками, рассказы о христианской жизни. В этих же це­лях используются и многотиражные газеты, на страницах которых регулярно публикуются выступления священников, верующих осуж­денных, освещается жизнь православных общин. В библиотеках уч­реждений имеется духовная литература, у многих осужденных и под­следственных в личном пользовании имеются Евангелие, Псалтырь и другие духовные книги[348].

Негативное отношение к деятельности сектантов не распростра­няется на представителей традиционных для России религиозных конфессий, к которым согласно Закону отнесены христиане, мусуль­мане, буддисты и иудеи. В исправительных учреждениях имеются буддийские храмы (дуганы в Республике Бурятия), мечети в авто­номных республиках Татарстан, Башкортостан и в республиках По­волжья и даже католический храм в Саратовской области.

В царской России существовал специальный институт тюремных священников. В настоящее время ни УИС, ни РПЦ не имеют такой возможности, прежде всего из-за отсутствия специально подготов­ленных для служения в тюрьмах кадров, из-за катастрофической нехватки священнослужителей в целом по России (18 тыс. в настоящее время против 300 тыс. в дореволюционной России), из-за от­сутствия возможности специального финансирования их деятельно­сти. Следует подчеркнуть, что в данный исторический период свя­щеннослужители и катехизаторы служат в местах лишения свободы безвозмездно, да еще оказывают гуманитарную помощь.

Оздоровление общества зависит от многих факторов, и возмож­но, в первую очередь — от возрождения духовности общества, лич­ности, в том числе и в местах лишения свободы.

17.8. Особенности перевоспитания различных категорий осужденных

Особенности процесса перевоспи­тания осужденных несовершеннолетних[349]

Общность осужденных в целом весьма разно­родна по характеру совершенного преступле­ния, по возрасту, полу, образованию, семей­ному положению, по различным индивидуаль­но-психологическим свойствам и качествам, вероисповеданию, степени социально-педагогической запущенно­сти и т.д. Разделение осужденных на группы, их классификация воз­можны по любому из вышеназванных признаков. В данном пара­графе рассматриваются три основные группы: осужденные несовершеннолетние, осужденные женщины и лица, приговорен­ные к пожизненному заключению, воспитательная работа с кото­рыми заметно отличается от других категорий осужденных в силу их особенного правового положения.

Личность осужденного несовершеннолетнего своеобразна. Пенитен­циарная статистика свидетельствует: чем в более раннем возрасте человек попадает в места лишения свободы, тем больше вероятность его дальнейшей криминализации. Среди осужденных, содержащихся в тюрьмах, колониях особого режима, до 90% лиц имели первую судимость в подростковом возрасте. В настоящее время доля несо­вершеннолетних среди осужденных, особенно в возрасте 14—16 лет, имеет постоянную тенденцию к увеличению. Политический, эконо­мический, духовно-нравственный и другие кризисы в России, кото­рые сопровождаются ростом безработицы, алкоголизма, наркомании, распадом семейных отношений, утратой позитивных институтов социального воспитания, в первую очередь отражаются на подрост­ковом (12—15 лет) и юношеском (16—18 лет) возрасте в силу осо­бенностей их биологического, психического и педагогического раз­вития. Для осужденных несовершеннолетних характерны такие пре­ступления, как кражи, грабежи, разбои, изнасилования, убийства, телесные повреждения, вымогательства, угон автотранспорта. Подав­ляющая часть преступлений совершается ими в группах, совместно со взрослыми, в нетрезвом виде, часто под влиянием наркотиков.

Число несовершеннолетних, которые до осуждения учились в школе и других учебных заведениях, из года в год имеет тенденцию к снижению. Одновременно наблюдается постоянный рост числа не­совершеннолетних, которые до осуждения нигде не учились и не ра­ботали (табл. 17.3).

Попова Елена Эдуардовна, декан юридического факультета Международного юридического института, кандидат юридических наук, доцент.

В статье освещаются вопросы правового регулирования общественного воздействия как средства исправления осужденных с учетом требований международных стандартов в сфере исполнения наказаний, проводится анализ российского законодательства, регулирующего общественные отношения, возникающие при исполнении уголовного наказания в виде лишения свободы и применения к осужденному средств исправительного воздействия.

Ключевые слова: исправление осужденного, общественное воздействие, средства исправления, общественный контроль, общественное воздействие.

The article deals with the issues of legal regulation of public impact as a means of correction of convicts taking into consideration the requirements of international standards in the sphere of execution of punishments, makes analysis of the Russian legislation regulating public relations arising in the course of execution of criminal punishment in the form of deprivation of freedom an application to convict of means of correctional impact.

Key words: correction of convict, public impact, means of correction, public control, public impact.

Общественное воздействие как средство исправления осужденного приобретает все большее значение в деятельности уголовно-исполнительной системы на современном этапе. В настоящее время совершенствование уголовного и уголовно-исполнительного законодательства РФ продолжается с учетом гуманистических достижений мировой практики. Вместе с тем вопрос правового регулирования общественного воздействия как средства исправления осужденного нуждается в дополнительном исследовании.

Сотрудничество мирового сообщества в деле выработки единых международно-правовых стандартов в области исполнения уголовных наказаний и особенно при исполнении наказания в виде лишения свободы связано с решением вопросов гуманизации пенитенциарной системы, ресоциализации осужденных и их адаптации в обществе после освобождения. Следовательно, международно-правовые документы в сфере исполнения уголовных наказаний определяют основные тенденции в области обращения с заключенными, основанные на прогрессивном опыте различных стран.

Одним из основных международно-правовых документов в сфере исполнения уголовного наказания в виде лишения свободы являются Минимальные стандартные правила обращения с заключенными . В этом документе находят свое закрепление такие формы общественного воздействия на осужденных, как религиозное воспитание осужденных (правила 41, 42), информационное просвещение осужденных, основанное на формировании библиотек (правило 40), поддержание контактов с внешним миром посредством общения с семьей, друзьями (правила 37, 79), проведение просветительской работы (чтение газет, журналов, прослушивание радиопередач, лекций) (правило 39), а также участие общественных, правительственных и иных организаций в процессе исполнения и отбывания уголовного наказания (правила 80, 81).

Еще одним документом международного уровня, закрепляющим положения реализации общественного воздействия на осужденных, содержащихся в исправительных учреждениях, являются принятые Комитетом министров Совета Европы в январе 2006 г. Европейские пенитенциарные правила.

Анализ данного документа показал, что в числе основных принципов исполнения наказания в виде лишения свободы закреплено следующее положение: "Жизнь в местах лишения свободы должна быть, насколько возможно, приближена к позитивным аспектам жизни в обществе. Содержание под стражей должно быть организовано таким образом, чтобы способствовать возвращению лиц, лишенных свободы, в общество. Следует поощрять сотрудничество с внешними социальными службами и, насколько возможно, участие гражданского общества в жизни заключенных" . Также Европейские пенитенциарные правила закрепляют возможность общения заключенных со своими семьями, другими лицами и представителями внешних организаций (правило 24.1) и определяют, что в национальном законодательстве должны быть указаны национальные и международные органы и должностные лица, общение заключенных с которыми не ограничивается. Кроме того, заключенные должны иметь возможность регулярно получать информацию об общественных событиях, получая по подписке или читая газеты, периодические издания и другие публикации, а также по радио или телевидению, общаться со средствами массовой информации (правила 24.10, 24.12).

Итак, мы видим, что международные стандарты в сфере исполнения уголовных наказаний не только определяют общественное воздействие как одно из средств исправительного воздействия на осужденных, но и достаточно определенно обозначают его формы и виды.

Следует отметить, что указанные выше требования Минимальных стандартных правил обращения с заключенными и Европейских пенитенциарных правил в последние годы нашли свое отражение в развитии национального законодательства Российской Федерации, совершенствовании ведомственной нормативно-правовой базы и практической деятельности подразделений уголовно-исполнительной системы.

Конечно, нормативного закрепления понятия общественного воздействия в Российской Федерации мы с вами не увидим, но анализ имеющейся законодательной и нормативно-правовой базы дает уяснение вопроса правового регулирования данного института.

Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации в статье 9 закрепляет общественное воздействие как основное средство исправления осужденных. Далее данное положение в уголовно-исполнительном законодательстве на первый взгляд не находит своего достаточного развития и конкретизации, и только в главе 17 "Особенности исполнения наказания в виде лишения свободы в воспитательных колониях" в статье 142 мы встречаем норму, закрепляющую участие общественных объединений в работе воспитательных колоний. Вместе с тем Концепция развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года определяет, что для достижения цели повышения эффективности работы учреждений и органов, исполняющих наказания, до уровня европейских стандартов обращения с осужденными и потребностей общественного развития необходимы изменение идеологии применения основных средств исправления осужденных в местах лишения свободы и подготовки их к жизни в обществе, развитие международного сотрудничества с пенитенциарными системами иностранных государств, международными органами и неправительственными организациями . Учитывая, что общественное воздействие может выражаться в различных организационно-правовых формах, иметь различные виды, использовать многообразные средства, а уголовно-исполнительное законодательство не определяет ограничений их выбора при работе с осужденными, правовые отношения, возникающие при его реализации, могут регулироваться достаточно широким кругом законов и нормативно-правовых актов. Такой же позиции придерживается и В.В. Попов, который справедливо отмечает, что "элементы общественного воздействия в той или иной мере присутствуют во всех без исключения средствах исправления осужденных" .

Достаточно широко в настоящее время в уголовно-исполнительной системе реализуется такая форма общественного воздействия на деятельность учреждений и органов, исполняющих уголовное наказание в виде лишения свободы, условия и порядок отбывания наказания осужденными, как общественный контроль. В 2008 г. был принят Федеральный закон N 76-ФЗ "Об общественном контроле за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и о содействии лицам, находящимся в местах принудительного содержания". Данный Закон не имеет аналогов в мировой практике. Россия - единственная страна, которая законодательно закрепила за самим обществом право формирования общественных наблюдателей за местами принудительного содержания, в том числе и за исправительными учреждениями. Общественная палата Российской Федерации стала координатором работы по формированию общественных наблюдательных комиссий, образуемых в субъектах Российской Федерации. В статье 1 Федерального закона "Об Общественной палате Российской Федерации" закрепляется положение о том, что Общественная палата РФ обеспечивает взаимодействие граждан РФ, общественных объединений с федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в целях содействия реализации государственной политики в области обеспечения прав человека в местах принудительного содержания . А Федеральный закон от 19 мая 1995 г. N 82-ФЗ "Об общественных объединениях" определяет понятие общественного объединения, под которым понимается добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения (ст. 5). В статье 7 этого Закона устанавливаются общественно-правовые формы общественных объединений, к которым относятся: общественная организация, общественное движение, общественный фонд, общественное учреждение, орган общественной самодеятельности, политическая партия, и в последующих статьях устанавливается их содержание. Конституция Российской Федерации в своих положениях апеллирует также понятием "общественные объединения" и гарантирует свободу их деятельности .

Нельзя не согласиться с позицией С.М. Зубарева о том, что анализ действующего законодательства и сложившейся контрольной практики в сфере исполнения уголовных наказаний показывает, что к субъектам общественного контроля можно отнести общественные наблюдательные комиссии, Общественную палату РФ, комиссии по вопросам помилования на территории субъекта Российской Федерации, органы местного самоуправления, общественные и религиозные объединения, средства массовой информации, отдельных граждан . С исправительными учреждениями в настоящее время работают такие общественные организации, как общественные наблюдательные комиссии, межрегиональная общественная организация "Общины сестер милосердия во имя Казанской иконы Божией Матери" (сотрудничают с ИК-3 УФСИН России по Костромской области), общественная организация "Отличницы" (провели акцию "Читай свободно!", приуроченную ко Всемирному дню книги и авторского права, в ИК-5 УФСИН России по Московской области), общественные советы, созданные при территориальных органах управления уголовно-исполнительной системы, и многие другие организации.

См.: Зубарев С.М. Контроль за деятельностью персонала пенитенциарной системы // Гражданин и право. 2006. N 2. С. 17.
Межрегиональная общественная организация "Общины сестер милосердия во имя Казанской иконы Божией Матери" организована в 1997 г. при Институте нейрохирургии имени Бурденко из мирских женщин с целью оказания помощи больным. Впоследствии их деятельность значительно расширилась: они помогают детским домам, интернатам, нуждающимся людям, кормят московских бомжей.
Общественная организация "Отличницы" создана в 2011 г. Инициаторами создания организации, призванной защищать женщин в российской политике, стали олимпийская чемпионка Мария Киселева, директор Центра изучения элит Института социологии РАН Мария Кожевникова, доктор социологических наук Ольга Крыштановская.

Необходимо отметить, что активизировалась работа в сфере сотрудничества учреждений и органов уголовно-исполнительной системы со средствами массовой информации. Усиление роли и значения средств массовой информации в современном обществе во многом определяется тем обстоятельством, что "они служат мощным и относительно самостоятельным средством коммуникационной связи между всеми другими элементами, государственными органами, общественными организациями" . Деятельность средств массовой информации регулируется Законом РФ от 27 декабря 1991 г. N 2124-1 "О средствах массовой информации" (в ред. от 11.07.2011), который устанавливает виды средств массовой информации, регулирует отношения средств массовой информации с гражданами и организациями . Средства массовой информации оказывают огромное влияние на общественное мнение, формируют позицию граждан в оценках деятельности правоохранительных органов, в том числе учреждений и органов, исполняющих наказания, развивают правосознание и правовую культуру населения. Они освещают деятельность учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания, оказывают позитивное воздействие на формирование правопослушного поведения осужденных, участвуют в просветительской работе с лицами, отбывающими наказание, с их родными и близкими. Очевидно, что задачи, поставленные перед уголовно-исполнительной системой в свете Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года, можно решить только при тесном взаимодействии с общественностью. Анализ информации, размещенной на сайте Федеральной службы исполнения наказаний, свидетельствует об активной работе в этом направлении. Так, материалы, посвященные деятельности общественных организаций, составляют около 35%, деятельности учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания, - 44%, профессиональной подготовке, переподготовке и повышению квалификации персонала - 17%, выявлению нарушений режима отбывания наказания, правонарушениям, совершенным сотрудниками уголовно-исполнительной системы, - 4% .

Итак, правовую основу применения общественного воздействия как средства исправления осужденных составляют Конституция РФ, Уголовно-исполнительный кодекс РФ, Федеральный закон "Об общественном контроле за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и о содействии лицам, находящимся в местах принудительного содержания", Федеральный закон "Об Общественной палате Российской Федерации", другие федеральные законы и нормативно-правовые акты, международные договоры Российской Федерации, относящиеся к исполнению наказаний и обращению с осужденными в соответствии с экономическими и социальными возможностями.

Правовое регулирование отношений, возникающих вследствие применения к осужденному общественного воздействия, зависит от формы и вида последнего, выбранных средств воздействия, следовательно, имеет комплексный характер, осуществляется широким спектром национального законодательства Российской Федерации с учетом требований международно-правовых актов и стандартов.

Мы используем файлы Cookie. Просматривая сайт, Вы принимаете Пользовательское соглашение и Политику конфиденциальности. --> Мы используем файлы Cookie. Просматривая сайт, Вы принимаете Пользовательское соглашение и Политику конфиденциальности.

Сертификат и скидка на обучение каждому участнику

Любовь Богданова

Понятие принципов исправления осуждённых

Для правильного решения воспитательных задач большое значение имеют глубокое знание и умелое применение сотрудниками исправительных учреждений принципов исправления осуждённых. Это помогает проникать в сущность педагогического процесса, видеть перспективу воспитательной деятельности, умело использовать в практической работе различные методы воздействия на сознание и поведение правонарушителей, определять оптимальные средства и формы работы с ними.

Принцип – основное, исходное положение какой-либо теории, учения, мировоззрения, теоретической программы[48]. В принципах педагогика раскрывает методологический подход, определяющий общую позицию воспитателя, его мировоззрение, педагогические взгляды на свою деятельность.

Принципы исправления осуждённых – это система ведущих идей, определяющих основное направление, содержание, организацию, методы, средства и формы исправления осуждённых. Они закономерно вытекают из целей и задач, стоящих перед нашим обществом в целом, цели уголовного наказания в обществе и деятельности исправительных учреждений по его исполнению.

В своей основе принципы исправления имеют ту же методологическую базу, что и общие принципы воспитания. В них отражаются объективные связи и отношения, присущие формированию личности в обществе.

Принципы исправления осуждённых можно разделить на две группы: принципы, определяющие содержание и направленность процесса исправления осуждённых и принципы, определяющие педагогическую деятельность организаторов воспитательного процесса.

К первой группе принципов исправления осуждённых относятся:

· целенаправленность процесса исправления осуждённых;

· соответствие средств, форм и методов воздействия гуманистической, нравственной направленности процесса исправления;

· связь процесса исправления осуждённых с жизнью;

· соблюдение законности в процессе исправления осуждённы

Ко второй группе принципов исправления осуждённых относятся:

· принцип включения осуждённых в активную общественно полезную деятельность;

· принцип формирования в среде осуждённых коллективистских отношений;

· принцип сочетания требовательности к осуждённым с гуманным и справедливым отношением к ним;

· принцип опоры в воспитательной работе на положительные качества личности;

· принцип дифференцированного и индивидуального подхода;

· принцип комплексного подхода в воспитательной деятельности[49].

Требования принципов воспитательной деятельности сотрудников исправительных учреждений направлены на развитие личности осуждённого, повышение его сознательности, преодоление отрицательных черт характера, недостатков в интеллектуальной, эмоциональной и волевой сферах.

§ 2. Характеристика принципов исправления осуждённых

Принцип соответствия средств, форм и методов воздействия гуманистической, нравственной направленности процесса исправления вытекает из предыдущего. Цель всегда рассматривается во взаимоотношении со средствами. Законодатель в качестве средств исправления осуждённыхопределил: режим, воспитательную работу, общественно полезный труд, общее образование, профессиональную подготовку и общественное воздействие[50]. Гуманистический, нравственный характер указанных средств обусловлен уже тем, что в них отражены основные виды жизнедеятельности, в которых формируется, развивается личность. Применяемая в процессе исправления осуждённых система методов, формвоспитательных взаимодействий, несмотря на определённую их специфику, соответствует таковым, применяемым в любых воспитательных системах нашего общества, и по своей направленности отвечает цели исправления осуждённого, возвращения обществу социально полезного гражданина. Именно в этом заключается основная идея данного принципа.

Связь процесса перевоспитания осуждённых с жизнью страны – один из главных принципов исправления осуждённых. Онпонимается как восстановление и налаживание их социально полезных связей и отношений, постоянное ознакомление с внутриполитическими и международными событиями, расширение круга общественно-политических интересов, формирование положительных социальных установок, приобщение к общественным мероприятиям в колонии.

Принцип соблюдения законности в процессе исправления осуждённых отражает объективно существующую зависимость организации воспитательного процесса от правовой регламентации жизни и деятельности осуждённых в период отбывания уголовного наказания, поскольку регулируется не только само исполнение наказания, но также и взаимоотношения, возникающие между осуждёнными, между осуждёнными и сотрудниками, между осуждёнными и обществом. Любое воспитательное влияние на осуждённого может быть оказано лишь в пределах норм права. В уголовно-исполнительном праве отражены цели педагогического процесса в исправительных учреждениях, обоснованы правовые аспекты возможных педагогических решений и т. д. В работе воспитателя не должно иметь место противопоставление законности и педагогической целесообразности.

Объективной основой принципа включения осуждённых в активную общественно полезную деятельность является закономерность, которую в общем виде можно определить как формирование личности в деятельности. Основная идея этого принципа заключается в том, что, во-первых, признаётся возможность изменения, исправления личности в период отбывания ею уголовного наказания; во-вторых, необходимым условием исправления является её активность. Реализация данного принципа предполагает также включение осуждённых в познавательную деятельность, в культурно-массовую и физкультурно-спортивную работу, привлечение их к организации и проведению воспитательных мероприятий. Активная позиция осуждённого важна в любом виде позитивной деятельности, а совокупная оценка отношений осуждённых к вышеперечисленным видам деятельности является показателем их исправления, что учитывается в их поступательном движении по ступеням исправления[51].

В принципе сочетания требовательности к осуждённым с гуманным и справедливым отношением к ним наиболее полно отражена диалектичность процесса воспитания. Лишённый каких-либо из указанных качеств процесс исправления осуждённых превращается в антипедагогический. В целенаправленном, хорошо организованном воспитательном процессе гуманность и требовательность органически связаны друг с другом.

Требовательность – необходимый момент для поддержания дисциплины и порядка в работе с осуждёнными. Она должна быть справедливой и одинаковой для всех. Вместе с тем заметное воздействие на правонарушителей оказывают такие качества, как внимание, предупредительность, доброжелательность со стороны воспитателя. Требовательность педагога – есть выражение нравственной принципиальности в его отношениях с воспитанниками. Конкретная форма выражения этой принципиальности зависит от нужд воспитательной ситуации. Требовательность к воспитанникам и уважение к ним – это не две разные вещи, а лишь две стороны гуманного к ним отношения.

Реализация принципа опоры в процессе перевоспитания на положительные качества личностисложна для воспитателя даже чисто психологически, ибо серьёзные нравственные дефекты личности осуждённого, отрицательные черты характера, негативное отношение к основным социальным ценностям, к самим сотрудникам лежат, что называется, на поверхности. Качества и черты характера, которые отражают человеческую сущность личности, чаще всего осуждённые прячут от окружающих, чтобы не стать объектом насмешек и издевательств со стороны других, а иногда и не осознаются самими их носителями.

Основная идея принципа дифференцированного и индивидуального подхода означает учёт в воспитательной работе групповых и индивидуальных особенностей осуждённых на фоне общей программы воспитательных воздействий. Реализация этого принципа предполагает, прежде всего, отбор методов влияния на осуждённых в соответствии с их возрастом и возможностями.

Принцип комплексного подхода к исправлению осуждённых заложен в самой цели воспитания, направленной на всестороннее развитие личности. Сущность принципа комплексного подхода заключается в тесном сочетании нравственного, трудового, правого, эстетического, физического воспитания. Он предполагает комплексность основных компонентов воспитания: целей и задач, содержания воспитательных влияний и деятельности осуждённых, методов и форм воспитания и самовоспитания, стимулирования деятельности правонарушителей, контроля и самоконтроля в процессе воспитания, анализа и самоанализа достигнутых результатов, которые позволяют наметить новые цели и задачи с учётом достигнутых результатов и нерешённых проблем, при необходимости осуществить их корректировку.

Доклад: Принципы перевоспитания осужденных

Докладчик: Талынева Алена Николаевна

Пенитенциарная педагогика изучает взаимосвязи элементов системы исправления и влияние среды мест лишения свободы на изменение и исправление личности; особенности этапов исправления (первоначального, адаптационного, основного, заключительного, подготавливающего к освобождению); деятельность неформальных групп и коллективов осужденных, органов их самоуправления; методы борьбы с преступными группировками осужденных и прочее.

Современные тенденции пенитенциарной педагогики связаны с разработкой системы социально-педагогических воздействий на осужденных с целью гуманизации этого процесса; с подготовкой педагогических кадров для исправительных учреждений, привлечением общественных организаций, в том числе благотворительных и религиозных[].

Существуют следующие основные направления воспитательной работы в пенитенциарных учреждениях:

Правовое воспитание осужденных. Это процесс формирования правосознания, включающего знание принципов и норм права и убеждение в необходимости следовать им. Его задача заключается в том, чтобы максимально добиваться усвоения осужденными знаний основных законов государства, и на этой основе способствовать формированию у них высокого правосознания.

Нравственное воспитание осужденных предусматривает целенаправленную деятельность, направленную на определение у осужденных чуждых обществу моральных качеств и убеждений. В основе данного направления – формирование гражданина.

Трудовое воспитание осужденных.

Физическое и санитарно-гигиеническое воспитание осужденных. Оно позволяет не допустить деградации личности осужденного, сохранить его человеческое достоинство. Оно направлено на развитие физических способностей, укрепления здоровья, формирования морально-волевых качеств.

Режим. Представляет комплекс требований, правил, ограничений, запретов, охватывающий всю жизнь осужденных. Вводимые ограничения и особый порядок жизнедеятельности обусловлены необходимостью, с одной стороны, оказания карательного воздействия, а с другой – потребностями специально организуемого воспитательного процесса.

Общеобразовательное и профессиональное обучение осужденных к лишению свободы. В исправительных учреждениях функционируют два вида профессионального образования и профессиональной подготовки осужденных:

- обучение в профессионально-технических училищах системы профессионально-технического образования, филиалы которых создаются в местах лишения свободы;

- обучение на производстве исправительных учреждений.

Обучение в профессионально-технических училищах является основным видом профессионального обучения осужденных к лишению свободы, однако осужденные, отбывающие пожизненное лишение свободы, в силу специфики режима содержания получают профессиональную подготовку только непосредственно на производстве.

Выделяются следующие принципы перевоспитания осужденных:

Принцип целенаправленности в воспитательной деятельности

Принцип соответствия цели средствам, формам и методам исправительноц деятельности по отношению к конкретному осужденному. Достижение определенной цели всегда предусматривает определение наиболее оптимального педагогического инструментария, который бы позволил в соответствующих условиях конкретными воспитателями добиться перевоспитания каждого осужденного.

Принцип связи процесса перевоспитания осужденного с жизнью. Сущность принципа заключается в том, что процесс перевоспитания направлен на подготовку осужденного к жизнедеятельности в той социальной среде, в которую он попадает после его выхода на свободу. В этом одна из наиболее сложных социальных проблем, стоящих перед воспитателями, так как абстрактная цель перевоспитания может оторвать человека от реальной жизни. Так как человек может не найти своего места в обществе, после освобождения из заключения. Последствиями такого рецидива могут стать действия освобожденного, предусматривающие вновь применение мер осуждения. Воспитателям рекомендуется помочь человеку восстановить и наладить социально полезные связи сообществом, знакомя их с общественной жизнью вне мест заключения путем прессы, а также формировать у них положительные социальные установки. Этому способствует так же вовлечение осужденных в трудовую и общественную деятельность колонии.

Принцип активности осужденного в общественно-полезной деятельности. Данный принцип непосредственно связан с предыдущим. Сущность его заключается в том, что важнейшим источником развития человека является его собственная активность.Общественно-полезная деятельность осужденных – это прежде всего производительный труд. Воспитательная функция труда в процессе формирования личности общеизвестна. К общественно-полезной деятельности в условиях заключения относятся учебная, культурно-досуговая и физкультурно - спортивная деятельность.

Принцип воспитания в коллективе. Данный принцип вытекает из социальной обусловленности развития (исправления) личности осужденного.

Принцип сочетания требовательности к осужденному с гуманным и справедливым отношением к ним. В основе принципа лежит гуманное отношение к человеку.

Принцип опоры на положительное в личности, предусматривает усмотрение положительных качеств осужденного.

Принцип дифференцированного подхода в процессе перевоспитания. Принцип дифференцированного подхода требует строить перевоспитание осужденного с учетом своеобразия группы, к которой он относится. Это позволяет наиболее полно учесть особенности каждого. Группы могут быть сформированы:по характеру совершения преступления; по количеству судимостей; по степени криминальной зараженности; по степени общественной опасности; по возрасту; по образованию; по полу; по степени исправления и т.д.

Принцип индивидуального подхода. Именно через индивидуальный подход можно реально рассчитывать на действенность перевоспитания конкретного человека.

Принцип комплексного подхода. Речь идет об использовании комплекса мер воспитательного воздействия, способного обеспечить разносторонность развития.Комплексный подход является одним из важных принципов организации и практической деятельности по перевоспитанию субъекта.

Школа обладает большим интеллектуальным и культурным потенциалам. Именно учителя, как никто другой, в исправительных учреждениях профессионально владеют средствами, методами и приемами воспитательного воздействия. Влияние школы на осужденных сказывается непосредственно в процессе обучения. Ведь каждый школьный урок представляет учителю возможность воздействовать на эмоционально-нравственную сферу учащихся, учить их диалектическому мышлению, разъяснять нормы этики и морали. Вопросы трудового и нравственного воспитания учащихся являются ведущими в процессе обучения

Общеобразовательное обучение не только дает осужденным сумму определенных знаний, но и развивает интеллект, нравственность.

В пенитенциарной науке предложен вывод о том, что участие осужденных в образовательной деятельности способствует повышению их активности в процессе исправления, становлению их субъектной позиции как в познании самих себя, так и в позитивном преобразовании и себя, и окружающего мира. Отсюда вытекает актуальность нашего проекта - развитие социально активной жизненной позиции осужденного - обучающегося через включение в организацию дел различной направленности.

Цель проекта: содействие на процесс исправления и социальной реабилитации осужденных- учащихся привлечением к внеклассным мероприятиям.

Задачи:

• формирование положительного отношения к учебе, развитие познавательной активности;

• развитие социальной активности и ответственности через участие во внеклассных мероприятиях;

• раскрытие индивидуальных качеств личности посредством участия учащихся в творческой жизни коллектива школы;

• сотрудничество школы с воспитательным отделом исправительной колонии;

• формирование навыков культуры поведения и общения, развитие потребности в поддержании чистоты, порядка, красоты и уюта в школе.

ВложениеРазмер
proekt_po_vospitatelnoy_rabote.docx 72.49 КБ


Бесплатный марафон подготовки к ЕГЭ на зимних каникулах

Учи.Дома запускает бесплатный марафон в котором каждый день. В течении 5 дней утром ты будешь получать одно задание по выбранному предмету, а вечером его решение. Твоя задача, успеть выполнение задание до того как получишь ответ.

Бесплатно, онлайн, подготовка к ЕГЭ

Предварительный просмотр:

Республиканский форум вечерних школ

Кириллина Г.Н., замдиректора школы при ИК-3,

Маркова Е.В., учитель биологии и химии

Глава 1. Воспитательная работа в исправительных учреждениях………………………4

Список использованной литературы ……………………………………………………. 12

Главной задачей уголовно-исполнительной системы Российской Федерации является исправление осужденных, возвращение в социум полезных, созидательных людей, способных без постороннего контроля и чрезмерной опеки вести жизнь, достойную человека.[5]

Среди названных средств исправления особое место занимает образовательная деятельность, которая представлена всеми видами образования: формальным (получение осужденными общего образования, профессиональное обучение), неформальным и информальным (осуществляемых в процессе воспитательной работы, общественного воздействия, внеклассных мероприятий, работы библиотеки, самообразования и т. д.).

В пенитенциарной науке предложен вывод о том, что участие осужденных в образовательной деятельности способствует повышению их активности в процессе исправления, становлению их субъектной позиции как в познании самих себя, так и в позитивном преобразовании и себя, и окружающего мира.[4] Отсюда вытекает актуальность нашего проекта - развитие социально активной жизненной позиции осужденного - обучающегося через включение в организацию дел различной направленности.

Цель проекта : содействие на процесс исправления и социальной реабилитации осужденных- учащихся привлечением к внеклассным мероприятиям.

  • формирование положительного отношения к учебе, развитие познавательной активности;
  • развитие социальной активности и ответственности через участие во внеклассных мероприятиях;
  • раскрытие индивидуальных качеств личности посредством участия учащихся в творческой жизни коллектива школы;
  • сотрудничество школы с воспитательным отделом исправительной колонии;
  • формирование навыков культуры поведения и общения, развитие потребности в поддержании чистоты, порядка, красоты и уюта в школе.

Глава 1. Воспитательная работа в исправительных учреждениях

Особенности воспитательной работы в исправительных учреждениях обусловлены тем, что она проводится в местах лишения свободы и с лицами, совершившими преступление. Воспитательная работа в основном носит педагогический характер, законодатель не преследует цели урегулировать все формы и методы ее организации. Наоборот, администрации исправительных учреждений, особенно сотрудникам воспитательной службы: начальникам отрядов, воспитателям в колониях для несовершеннолетних предоставляется возможность творческого применения наиболее эффективных средств, методов и приемов педагогического и воспитательного воздействия, если они не противоречат закону и требованиям режима наказания.

Воспитательная работа с осужденными к лишению свободы должна быть направлена на достижение целей исправления осужденных и предупреждения совершения новых преступлений с их стороны.

Участие осужденных в проводимых воспитательных мероприятиях учитывается при определении степени их исправления, а также при применении к ним мер поощрения.

Персонал исправительных учреждений в процессе исполнения наказания в виде лишения свободы осуществляет нравственное, правовое, трудовое, трудовое, физическое и иное воспитание осужденных, способствующее их исправлению.

Нравственное воспитание осужденных в исправительной (пенитенциарной) педагогике рассматривает сквозь призму формирования всей личности осужденных, их жизненной позиции. Воспитание такой позиции является делом исключительно важным и сложным, ведь именно отсутствие устойчивых нравственных начал и привело осужденных к преступлению.

Правовое воспитание осужденных предполагает формирование у них правосознания, включающего знание принципов и норм права, а также убеждение в необходимости следовать им. Кроме того, оно предполагает организацию правомерного, ответственного, социально активного поведения. В этой работе внимание обращают, прежде всего, не на знание осужденными правовых норм (при всей важности таких знаний), а на формирование у них уважения к закону, понимания необходимости следовать предписаниям правовых норм, несмотря на распространенные ныне в обществе нигилистическое отношение к законности и веру во всемогущество денежного мешка.

Трудовое воспитание осужденных представляет собой процесс закрепления или формирования трудовых навыков и умений, психологической готовности к труду, нравственное к нему отношение, осознание потребности трудиться.

В исправительных учреждениях достаточно много внимания уделяется физическому воспитанию осужденных, для чего в каждом из них создается необходимая спортивная база (за исключением тюрем и колоний особого режима). Причем в ряде исправительных учреждений, особенно в воспитательных колониях, где позволяют площади, имеются достаточно хорошо оборудованные спортивные площадки и спортивные залы. Среди осужденных в основном культивируются игровые и силовые виды спортивных занятий.

Воспитательная работа с осужденными организуется дифференцированно с учетом вида исправительного учреждения, срока наказания, условий содержания. Формы проведения этой работы могут быть массовыми, групповыми и индивидуальными, они реализуются на основе педагогических и психологических знаний и методов воздействия.

В воспитательной работе с осужденными заметное место отводится участию в самодеятельных организациях, которые организуются в исправительных и воспитательных колониях. Эти организации создаются для решения внутриколлективных проблем самых осужденных, возникающих в процессе совместной жизнедеятельности в исправительном учреждении. Основными задачами самодеятельных организаций осужденных являются: оказание осужденным помощи в духовном, профессиональном и физическом развитии; развитие полезной инициативы осужденных; оказание позитивного влияния на исправление осужденных; участие в решении вопросов организации труда, быта и досуга осужденных; содействие администрации исправительных учреждений в поддержании дисциплины и порядка, формировании здоровых отношений между осужденными; оказание социальной помощи осужденным и их семьям.[1,2]

Школы при исправительных учреждениях имеют особый контингент учащихся – это юноши в возрасте от 18 до 30 лет, совершившие преступление и отбывающие наказание в закрытом учреждении. Преподавание в школе при исправительной колонии – это, прежде всего, воспитательное воздействие через урок и внеклассную работу на человека с уже сформировавшимися убеждениями, чаще всего далекими от моральных норм общества. Как правило, многие из них имеют травматический опыт получения образования, были выброшены из образовательной среды, что связано не только с социальной ситуацией их семейного развития, но и с условиями неадекватной образовательной среды. Низкая степень обученности и воспитанности осужденных, размытость социокультурных ориентиров являются причинами низкой социальной адаптации в дальнейшей жизни. Для них характерны социально-психологическая незрелость, утрата мотивации обучения, непринятие его формальных требований.

Наша воспитательная работа направлена, прежде всего, на то, чтобы помочь учащимся адаптироваться в новых условиях, вернуть их к спокойному, бесконфликтному восприятию действительности, научить приемам самопознания, самосовершенствования и сформировать потребность в построении новой жизненной траектории.

Педагогический коллектив нашей школы несколько лет ведет внеклассную работу по этому проекту.

Цель: содействие на процесс исправления и социальной реабилитации осужденных- учащихся привлечением к внеклассным мероприятиям.

  • формирование положительного отношения к учебе, развитие познавательной активности;
  • развитие социальной активности и ответственности через участие во внеклассных мероприятиях;
  • раскрытие индивидуальных качеств личности посредством участия учащихся в творческой жизни коллектива школы;
  • сотрудничество школы с воспитательным отделом исправительной колонии .

Принципы реализации проекта:

  • рассмотрение осужденного как субъекта самоисправления;
  • признание доброй внутренней природы человека и вследствие этого возможность поиска союзника в самом осужденном;
  • признание его субъектности и полной ответственности в деле собственного самоисправления;
  • создание благоприятного психологического климата в школе

Ключевыми делами проекта являются следующие традиционные мероприятия, проводимые в различных формах и вариантах:

Механизм реализации проекта

В школе работают учителя с высшим образованием:

- заместитель директора по учебной работе - 1учитель,

- 10 учителей- предметников, из них 2 учителя по совместительству,

Квалификационная категория педколлектива: высшая – 2 учителя, первая – 3 учителя, соответствует – 6 учителей.

Для решения всех задач проекта в школе назначаются каждому классу ответственные учителя, которые проводят индивидуальную работу в своем классе и тематические классные часы. Так же все учителя участвуют в организации воспитательного процесса общешкольных мероприятий. Для отчетности воспитательной работы последние 3 года делаются презентации проведенных мероприятий учителем, ответственным за оформление.

Ожидаемые результаты проекта, их социальная и воспитательная значимость

  • повышение мотивации к обучению, интереса учащихся к познанию учебного предмета
  • повышение авторитета школы
  • развитие личности, способной к самосовершенствованию
  • уважительное и доброжелательное отношение у осужденных - обучающихся к учителю
  • сплочение коллектива школы (учащиеся – учитель-сотрудник).

Проект состоит из нескольких мероприятий (мини- проектов), потребность в которых возникает по ходу работы.

цель: повышение положительной мотивации к обучению осужденных - обучающихся

  • познакомить с историей и работой вечерней школы,
  • рекламные выступления учителей-предметников о своих предметах,
  • показ слайдов о проводимых школьных мероприятиях.

2. В течение учебного года проводятся Недели по учебным предметам : математики и физики, русского языка и литературы, истории и обществознании, географии, биологии и химии.

цель: - повышение познавательного интереса к учебным предметам; развитие логического мышления, расширение кругозора; создание творческой атмосферы в школе.

  • проведение конкурсов, викторин,
  • выпуск информационных листов, рисунков,
  • решение занимательных задач, заданий на смекалку,
  • просмотр видеофильмов, тематических презентаций,
  • защита проектов,
  • посадка и пересадка цветов в школе.

3. Праздник Нового года

цель: сплочение коллектива школы (учитель – ученик, ученик - ученик)

  • распределение ответственных учителей за сценарий, продукты, награждение,
  • награждение учащихся по итогам I полугодия за хорошую учебу, добросовестное отношение к учебе,
  • организация чаепития,
  • проведение игр и конкурсов.

цель: пропаганда спорта, здорового образа жизни

цель: формирование чувства патриотизма, гордости за Отечество.

  • стендовое оформление о Великой Отечественной войне, о ее героях,
  • выпуск стенгазет по классам,
  • викторина о знании истории Великой Отечественной войны,
  • минута молчания,
  • показ фильма о войне.

6 . Торжественное вручение аттестата выпускникам школы

цель: создание праздничной атмосферы и положительных эмоций у выпускников

Взаимодействие школы с ФКУ ИК-3

  1. Поддержка начальства ФКУ ИК-3 при проведении внеклассных мероприятий.
  2. Участие учителей в воспитательном совете отряда.
  3. Постоянная работа по посещаемости учащихся ответственных учителей за класс с начальниками отрядов.
  4. Консультация психолога ИК-3 по проблемным вопросам.
  5. Совместный семинар учителей и сотрудников воспитательного отдела ФКУ ИК-3 проводится 1 раз в год. На семинаре принимают участие учителя, заместитель начальника ФКУ ИК-3, начальник воспитательного отдела, психолог, начальники отрядов.

Темы проведенных семинаров за последние три года:

Некоторые вышеперечисленные планы мероприятий, сценарии мероприятий и выступление (доклады) учителей на совместных семинарах учителей и сотрудников ИК-3 даны в приложении.

Главным показателем эффективности какой-либо деятельности является, как известно, ее результат. Результатом воспитания является личностный рост обучающегося. Это те позитивные изменения, произошедшие с обучающимся за тот или иной промежуток времени.

Внеклассной работе принадлежит значительное место в исправлении осужденных. Она оказывает положительное влияние на осужденных - обучающихся способствует развитию у них моральных качеств, расширяет поле их коллективной деятельности и общения. Участия в школьных мероприятиях осужденных- обучающихся укрепляют их положение в коллективе, способствуют самоутверждению. В ходе подготовки и проведения мероприятия осужденные вступают во взаимодействие с организатором этого процесса - учителем, а также с другими осужденными. В процессе этого взаимодействия устанавливаются смысловые, эмоциональные и психологические контакты, служащие источников формирование коллективных взаимоотношений и общения между ними. В результате осужденные - обучающиеся не просто приобретают полезную информацию, но и развивают в себе такие качества как уверенность в себе, коммуникабельность, обогащают опыт коллективной деятельности, вступают во все новые взаимодействия с окружающей действительностью.

Читайте также: