Общественная опасность как признак административного правонарушения

Обновлено: 04.07.2024

Поведение людей в обществе могут быть правомерным и неправомерным, т.е. противоправным. Противоправное поведение выражается в совершении гражданского-правовых деликтов, дисциплинарных проступков, преступлений и административных правонарушений.

До принятия нового Кодекса ответственность юридических лиц была установлена за широкий круг деяний в области таможенного, налогового, земельного, природоохранного, антимонопольного законодательства, законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, пожарной безопасности, применении контрольно-кассовых машин, валютном регулировании и валютном контроле, защите прав потребителей, в области строительства и т.д.

Раскрывая понятие административного правонарушения, законодатель определяет его как действие или бездействие физического или юридического лица, которое рассматривается как нарушение правил поведения в определенных сферах общественной жизни (правила дорожного движения, правила торговли, санитарные, противопожарные правила и т.п.). Эти правила поведения устанавливаются как федеральным законодательством, так и законами субъектов РФ (в зависимости от предметов ведения РФ и ее субъектов, предусмотренных в ст. ст. 71, 72 Конституции РФ). Понятно, что не всякое нарушение правил поведения следует считать административным правонарушением.

Анализ вышеуказанной нормы-дефиниции позволяет выявить общие признаки, присущие всем административным правонарушениям, отличающие последние о правомерного поведения, а также от иных правонарушений (преступлений, дисциплинарных проступков и пр.).

К числу таких признаков следует отнести следующие:

1. общественная опасность;

2. административная противоправность;

4. административная наказуемость.

Значит, следует иметь ввиду, что если действие или бездействие указанных лиц общественно опасно, противоправно, виновно и наказуемо, то его можно считать административным правонарушением. Обратим внимание на детализацию этих признаков

Первым признаком присущим административному правонарушению является его общественная опасность. Общественная опасность – объективный (материальный) признак правонарушения, раскрывающий его социальную сущность. Она проявляется в том, что общественно опасное деяние причиняет вред или создает угрозу причинения вреда личности, обществу или государству и характеризуется объективными признаками, такими как последствия, неоднократность, способ, место совершения административного правонарушения.

Конечно, этот признак прямо не включен в определение административного проступка, как в ст. 14 УК РФ[31], однако как административное правонарушение поведение физического или юридического лица может быть расценено только тогда, когда оно представляет угрозу охраняемым общественным отношениям.

А нормы действующего КоАП РФ защищают личность, охраняют права и свободы человека и гражданина, охраняют здоровье граждан, санитарно-эпидемиологическое благополучие населения, защищают общественную нравственность, охраняют окружающую среду, установленный порядок осуществления государственной власти, общественный порядок и общественную безопасность, собственность, защищают законные экономические интересы физических и юридических лиц, общества и государства от административных правонарушений (ст. 1.2 КоАП РФ).




Если бы административные правонарушения не влекли вредных последствий, не представляли бы опасности для общества, государству не требовалось бы устанавливать административную ответственность за их совершение. Конечно, общественная опасность отдельных проступков не столь очевидна, как опасность преступлений, но взятые в массе они дезорганизуют вышеуказанные общественные отношения, в сохранении которых заинтересовано общество и государство.

Следует считать, что административное правонарушение имеет много общих черт с преступлением, поскольку объекты посягательства у них могут совпадать. Например, за нарушения Правил дорожного движения или правил эксплуатации транспортного средства, повлекшие причинение легкого или средней тяжести вреда здоровью потерпевшего, статьей 12.24. КоАП РФ устанавливается административная ответственность. То же нарушение, повлекшее гибель человека или причинение тяжкого вреда здоровью, является преступлением и влечет уголовную ответственность по ст. 264УК РФ.

В чем же состоит отличие административного правонарушения от преступления. Если обратиться к анализу ст. 2.1 КоАП РФ, то нетрудно заметить, что в отличие от содержания ст. 14 УК РФ в ней нет указания на общественную опасность административного правонарушения. Это можно было бы считать главной отличительной чертой административного правонарушения. Вместе с тем в теории административного права высказывается иная точка зрения, согласно которой административное правонарушение отличается от преступления меньшей степенью общественной опасности.

В приведенном выше примере это – легкий или средний вред здоровью потерпевшего (ст. 12.24 КоАП РФ) и гибель потерпевшего, тяжкий вред его здоровью (ст. 264 УК РФ).

Более высокая степень общественной опасности преступления, определяется также объектом посягательства, характером деяния, способом его совершения, как уже было сказано наступившими последствиями (размером ущерба), мотивом, целью, формой вины, юридическими признаками лица, совершившего правонарушение и др.

Юридическим выражением признака общественной опасности административного правонарушения является его административная противоправность. Административным правонарушением может быть признано только такое поведение (действие или бездейстие), которое запрещено нормами административного права. Причем эти запреты и предписания устанавливаются нормативно-правовыми актами как Российской Федерации, так и ее субъектов.

Руководствуясь ст. 72 Конституции РФ, установившей административное и административно-процессуальное законодательство в качестве предмета совместного ведения РФ и субъектов РФ, законодатель внес в КоАП РФ норму, конкретизирующую этот предмет ведения для Российской Федерации.

В ст. 1.3 говорится, что к ведению РФ в области законодательства об административных правонарушениях относится установление:

1. общих положений и принципов законодательства об административных правонарушениях;

2. перечня видов административных наказаний и правил их применения;

3. административной ответственности по вопросам, имеющим федеральное значение, в том числе административной ответственности за нарушение правил и норм, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации; порядка производства по делам об административных правонарушениях, в том числе установление мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях;

4. порядка исполнения постановлений о назначении административных наказаний.

В соответствии с законодательством о судебной системе КоАП РФ определяет подсудность дел об административных правонарушениях. В соответствии с законодательством о защите прав несовершеннолетних он также определяет подведомственность дел об административных правонарушениях комиссиям по делам несовершеннолетних и защите их прав. И, наконец, КоАП РФ определяет подведомственность дел об административных правонарушениях, федеральным органам исполнительной власти, в соответствии с установленной структурой этих органов.

Однако вернемся к административной противоправности. Если общественная опасность является качеством, объективно присущим определенным действиям или бездействиям, то их противоправность устанавливается законодательством в виде норм, запрещающих совершение подобных деяний. Отсюда следует, что не всякое общественно опасное деяние будет противоправным, хотя бы в силу того, что законадатель не установил правового запрета на его совершение.

В наличии или отсутствии правового запрета на совершение тех или иных деяний легко убедиться, проанализировав КоАП РФ и ранее действовавший КоАП РСФСР. Например, частью 2 статьи 20.20 КоАП РФ запрещается потребление наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача либо потребление иных одурманивающих веществ на улицах, стадионах, в скверах, парках, в транспортном средстве общего пользования, в других общественных местах. Ничего подобного не было в КоАП РСФСР. Значит, в первом случае общественно вредное деяние будет противоправным, а во втором – нет.

Анализ административного законодательства субъектов РФ может быть произведен таким же способом. Наличие правового запрета на совершение тех или иных деяние подчеркивает их противоправность. Как показывает практика, нормативно-правовые акты субъектов РФ чаще всего дополняют федеральное административное законодательство, позволяя точнее регулировать и охранять необходимую сферу общественных отношений.

Неотъемлемым признаком административного правонарушения является административная наказуемость. Общественно опасное деяние, запрещенное федеральным законом или законом субъекта РФ, признается административным проступком лишь в том случае, когда за его совершение предусмотрена административная ответственность.

Следует иметь ввиду, что далеко не все общественные отношения, регулируемые административно-правовыми нормами, охраняются административными взысканиями (санкциями). Например, правила перевозки пассажиров и багажа автомобильным транспортом запрещают размещение ручной клади на местах, предназначенных для пассажиров, а также в проходах между сидениями [32] . Следовательно, эти действия являются противоправными, при определенных обстоятельствах они могут быть общественно опасными, но, несмотря на это, не оцениваются как административное правонарушение, так как за их совершение не предусмотрено применение административного взыскания.

Совсем другое отношение к безбилетному проезду пассажиров, провозу ими без билета детей, проезд которых подлежит частичной оплате или к нарушению правил провоза ручной клади, багажа и грузобагажа. За эти деяния ст. ст. 11.8 и 11.19 КоАП РФ установлены соответствующие санкции, что позволяет считать их административными правонарушениями.

Обязательным признаком административного правонарушения является виновность совершенного деяния. Вина выражает психическое отношение лица к содеянному и его последствиям. Для признания действия или бездействия правонарушением надо установить, что оно являлось проявлением воли и разума, т.е. продуктом психической деятельности здравомыслящего лица. Не может оцениваться как административное правонарушение общественно опасное, противоправное и административно наказуемое деяние, совершенно против воли человека, т.е. лицом, не способным руководить своими действиями, отдавать в них отчет. Так не может рассматриваться как административное правонарушение дорожно-транспортное происшествие, случившееся в результате того, что водитель автомобиля внезапно потерял сознание и не мог им управлять.

Итак, любое административное правонарушение характеризуется наличием таких признаков, как общественной опасности, административной противоправности и наказуемости, а также виновности. Отсутствие любого из них означает, что рассматриваемое действие или бездействие физических или юридических лиц не является административным проступком. Оно в таком случае может быть либо правомерным поведением, либо иным правонарушением.

Разграничение административных правонарушений и иных правонарушений является одной из первоочередных задач должностного лица ОВД, применяющего нормы законодательства. Сложность ее решения обусловлена наличием ряда общих признаков, присущих всем типам правонарушений. Все они являются опасными (вредными) для общества, государства и граждан. Любое из них нарушает требования (предписания, запреты) тех или иных правовых норм.

По основному, материальному признаку – степени общественной опасности все правонарушения подразделяются на преступления и проступки (административные, дисциплинарные и гражданско-правовые). Если отличительные признаки административных правонарушений и преступлений раскрыты выше, то на отличие административного проступка от дисциплинарного и гражданско-правового следует остановиться.

Дисциплинарные проступки от административных по степени общественной опасности практически не различаются. Различие между ними обнаруживаются при анализе характера общественных отношений, которым они причиняют вред.

Во – первых, дисциплинарные проступки посягают на внутренний трудовой распорядок и трудовую дисциплину, установленные в конкретных организациях. Указанные отношения объектами административных правонарушений, по общему правилу не являются. Более того, административные проступки – деяния, предусмотренные административно-правовыми нормами, в которых содержится описание их важнейших юридических признаков. Дисциплинарные проступки определены нормами трудового права [33] , и описания их конкретных признаков эти нормы не содержат.

Во – вторых, если суть административного правонарушения заключаются в нарушении общеобязательных правил, норм, регулирующих поведение физических или юридических лиц независимо от принадлежности к той или иной организации, то дисциплинарный проступок – это неисполнение лицом обязанностей, которые на него возложены как на работника определенной организации.

В – третьих, в отличие от административных правонарушений дисциплинарные проступки влекут применение, дисциплинарных взысканий, которые отличаются от административных характером содержащихся в них правоограничений, правовыми последствиями применения, порядком их нормативного регулирования и кругом субъектов, имеющих право их применять.

Гражданско-правовые деликты по ряду признаков отличаются от административных правонарушений. Круг общественных отношений на которые они посягают значительно уже (это имущественные и связанные с ними личные неимущественные отношения).

Во – первых, гражданского-правовой деликт – это нарушение субъективных прав[34] физического или юридического лица, а административный проступок, как правило, представляет собой нарушение объективного права.

Во – вторых, гражданско-правовой деликт – деяние, нарушающее предписания, содержащиеся в нормах гражданского права, в то время как административным проступком признается административно-правовое деяние.

В – третьих, гражданско-правовым нарушением в некоторых случаях признается невиновное деяние, в то время как вина является неотъемлемым свойством административного проступка.

В – четвертых, совершение гражданского-правового нарушения влечет ответственность, предусмотренную нормами гражданского права. Эта ответственность носит обычно имущественных характер. Административный проступок – деяние, за которое предусмотрена административная ответственность, состоящая как из имущественных ограничений (штраф, конфискация, возмездное изъятие), так и из неимущественных (предупреждение, административный арест, административное выдворение за пределы РФ иностранных граждан и лиц без гражданства, лишение специальных прав, представленных физическому лицу, дисквалификация).

Одновременно с этим, следует заметить, что административный проступок, причинивший имущественный ущерб гражданину или организации, одновременно является и гражданского-правовым деликтом. В ст. 4.7. КоАП РФ определено, что судья, рассматривая дело об административном правонарушении, вправе при отсутствии спора о возмещении имущественного ущерба одновременно с назначением административного наказания решить вопрос о возмещении имущественного ущерба.

Споры о возмещении имущественного ущерба, морального вреда по делу об административном правонарушении разрешаются судом в порядке гражданского судопроизводства.

Итогом рассматриваемому вопросу лекции может послужить следующий вывод. Руководствуясь основными теоретическими положениями науки административного права о понятиях и признаках административного проступка, мы установили, какое деяние (действие или бездействие) следует считать административным правонарушением. Именно общественно опасное, противоправное, наказуемое и виновное деяние физических или юридических лиц является основанием для административной ответственности последних, отправной точкой возбуждения дела об административном правонарушении. Но это уже другой вопрос.

Статья 24.5 КоАП РФ предусматривает обстоятельства, исключающие производство по делам об административных правонарушениях.

Диспозиция данной нормы сформулирована таким образом, что обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении, должны учитываться еще на стадии возбуждения дела, и при наличии хотя бы одного их них производство не может быть начато. Если обстоятельства, исключающие производство по делу, будут установлены по начатому производству, то оно подлежит прекращению. При этом в постановлении должны быть приведены соответствующие мотивы, послужившие основанием к прекращению производства по делу*(1).

Одними из обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, в соответствии со ст. 24.5 КоАП РФ являются отсутствие события и отсутствие состава административного правонарушения.

В практической деятельности вышеуказанные понятия смешиваются и не всегда применяется правильное основание для прекращения производства по делу об административном правонарушении*(2).

Отсутствие события административного правонарушения означает, что факт совершения правонарушения не подтвержден. Для подтверждения вывода об отсутствии события правонарушения необходимо установить, что те или иные действия (бездействие) физического или юридического лица не признаны противоправными и за них не установлена административная ответственность КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации*(3) либо что указанное правонарушение не совершалось.

Кодекс об административных правонарушениях Российской Федерации не содержит законодательного закрепления состава административного правонарушения, раскрывая лишь отдельные его признаки.

В то же время каждое административное правонарушение имеет ряд обязательных признаков, которые и образуют его состав. Иными словами, состав административного правонарушения - это совокупность признаков, позволяющих идентифицировать деяние как административно наказуемое. Описание признаков состава административного правонарушения содержится в диспозициях статей Особенной части Кодекса РФ об административных правонарушениях*(5).

Признаки состава правонарушения, которые имеют юридическое значение, влекут за собой определенные юридические последствия и позволяют типизировать составы административного правонарушения. В любом правонарушении выделяются четыре элемента его состава - субъект, субъективная сторона, объект, объективная сторона.

К объективным признакам состава административного правонарушения относятся объект посягательства и объективная сторона - признаки, отражающие внешнюю сторону правонарушения (такие как общественные отношения, охраняемые административным законодательством, характеристика противоправного деяния, наступивших общественно опасных последствий, их причинная связь, место, время, способ, орудия совершения).

К субъективным признакам относятся соответственно субъект и субъективная сторона административного правонарушения.

Субъектом административного правонарушения в силу ст. 2.1, 2.4, 2.6, 2.10 КоАП РФ могут быть как физические лица, должностные лица, так и юридические лица.

Субъективная сторона административного правонарушения отражает отношение правонарушителя к совершенному им деянию и его последствиям, определяемое как форма вины. Так, на основании ст. 2.2 КоАП РФ административное правонарушение признается совершенным умышленно, если лицо, его совершившее, сознавало противоправный характер своего действия или бездействия, предвидело его вредные последствия и желало наступления таких последствий или сознательно их допускало либо относилось к ним безразлично. К неосторожным относится правонарушение, когда лицо, его совершившее, предвидело возможность наступления вредных последствий своего действия (бездействия), но без достаточных к тому оснований рассчитывало на предотвращение таких последствий (самонадеянность) либо не предвидело возможности наступления таких последствий, хотя должно было и могло их предвидеть (небрежность).

Можно ли не применять минимальный предел наказания при рецидиве преступлений, если установлены обстоятельства, смягчающие наказание виновного лица, не указанные в ст. 61 УК РФ, поскольку перечень обстоятельств, предусмотренных ст. 61 УК РФ, не является исчерпывающим?

Для ряда правонарушений, предусмотренных КоАП РФ, определение такого признака, как формы вины, имеет важное значение для правильной квалификации противоправного деяния (во всех остальных случаях - может также учитываться при определении меры взыскания нарушителю). Кроме того, в зависимости от осознания лицом противоправности совершаемого действия либо бездействия и отношения к наступившим последствиям выделяются составы правонарушений, которые носят формальный или материальный характер.

Применительно к юридическим лицам в ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ указано, что юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения установленных законодательством правил и норм, но не были приняты меры по их исполнению. Из этой формулировки следует, что законодатель выделил два условия, позволяющих признать вину юридического лица:

1) наличие у него возможности выполнить предписания соответствующих правил и норм;

2) непринятие всех зависящих от него мер по их соблюдению.

Только совокупность этих условий может свидетельствовать о виновности юридического лица*(6).

Таким образом, проведенный анализ позволяет сформулировать следующее определение состава административного правонарушения: "Состав административного правонарушения представляет собой совокупность признаков (элементов), позволяющих характеризовать деяние, обстоятельства, при которых оно произошло, причиненный вред, лицо, его совершившее, и отношение этого лица к совершенному деянию, а также типизировать это деяние как правонарушение, предусмотренное Кодексом об административных правонарушениях Российской Федерации или законодательством субъектов Российской Федерации, устанавливающим административную ответственность, и дифференцировать применение наказания"*(7).

Следовательно, к административной ответственности может быть привлечен только тот, в чьих действиях установлены все признаки состава конкретного административного правонарушения, и отсутствие одного из элементов, входящих в структуру состава административного правонарушения, в обязательном порядке влечет за собой прекращение дела об административном правонарушении по основанию, закрепленному в п.2 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ. Это может быть, например, недостижение лицом возраста привлечения к административной ответственности, невменяемость физического лица, ликвидация юридического лица, невиновное причинение вреда, совершение действий (бездействие), направленных на общественные отношения, не охраняемые законом или иным нормативно-правовым актом.

В заключение необходимо отметить, что исходя из положений п.6 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ истечение срока давности привлечения к административной ответственности в качестве основания для прекращения производства по делу об административном правонарушении является безусловным обстоятельством, исключающим дальнейшее рассмотрение дела (в т.ч. обсуждение вопросов о наличии или отсутствии события и состава правонарушения, виновности лица) по существу*(8).

Заместитель председателя Челябинского областного суда

Начальник отдела кодификации и систематизации
законодательства, обобщения судебной практики
Челябинского областного суда

*(1) Научно-практическое пособие по применению КоАП РФ/ под ред. П.П. Серкова - М., Издательство НОРМА, 2006. С. 756-757.

*(2) См., например, справку по результатам изучения судебной практики по рассмотрению мировыми судьями и судьями районных (городских) судов Челябинской области в течение 2006 года и 1-го квартала 2007 года дел об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 19.5 ч. 1 и ст. 19.7 КоАП РФ.

*(3) Научно-практическое пособие по применению КоАП РФ/ под ред. П.П. Серкова - М., Издательство НОРМА, 2006. С. 758.

*(4) См.: постановление Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2006г. Дело N53-ад06-2.

*(5) Бочаров С.Н., Зубач А.В., Костенников М.В., Куракин А.В., Сальников М.Г., Тюрин В.А. Административная юрисдикция: Учебное пособие. М.: МосУ МВД России; Издательство "Щит-М", 2005. С. 12.

*(6) Научно-практическое пособие по применению КоАП РФ/ под ред. П.П. Серкова - М., Издательство НОРМА, 2006. С. 26.

*(7) Хатова Ж.М. Понятие состава административного правонарушения нуждается в законодательном закреплении//Административное право и процесс, 2007, N 1.

*(8) См.: постановление Верховного Суда Российской федерации от 26.06.2006г. Дело N 81-ад06-3.

Актуальная версия заинтересовавшего Вас документа доступна только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете подать заявку на получение полного доступа к системе бесплатно на 3 дня.

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Отсутствие события и состава административного правонарушения, как обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении (п.1 и п.2 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ)

Текст статьи опубликован в журнале судейского сообщества Челябинской области "Принцип гласности" N 2 (12) 2007 г.

В обывательской жизни понятия преступления, проступка, правонарушения часто путаются, правонарушения принимаются за преступления, а действия, на первый взгляд не дотягивающие до криминала, в действительности являются преступлением. Не каждое правонарушение или проступок является преступлениям. Уголовный закон в общей части, а именно в ст. 14 УК РФ определяет преступление, как общественно опасное деяние, совершенное виновно и запрещенное уголовным кодексом под угрозой наказания. Часть вторая той же статьи говорит, что не будет являться преступлениям деяние, либо бездействие, хотя формально и содержащее признаки преступления, но не представляющее общественной опасности в силу малозначительности.

Таким образом, преступлением является деяние, содержащее следующие признаки:

— общественная опасность (материальный признак), то есть способность деяния причинить вред охраняемым законом интересам, либо создать угрозу его причинения;

— уголовная противоправность (формальный признак), то есть наличие прямого запрета в УК РФ;

— наличие вины в форме умысла или неосторожности;

— наказуемость, то есть возможность назначения уголовного наказания.

Отличие преступления от правонарушения в том, что преступление всегда нарушает уголовный закон, имеет большую общественную опасность, наказание за него может быть назначено только судом.

Общественная опасность – одна из основных обязательных характеристик любого преступления. Различается по характеру общественной опасности, что является качественным признаком и определяется объектом преступления, то есть теми общественными отношениями на которые совершается посягательство, и по степени общественной опасности, что является количественным признаком, который определяется уже тяжестью наступивших последствий (причинённым вредом), формами вины и способами совершения преступления.

В соответствии с ч. 2 ст. 14 УК РФ деяние, хотя формально и содержащее признаки предусмотренного уголовным кодексом деяния, но в силу малозначительности не представляющее общественной опасности, не является преступлением, что законодательно закрепляет общественную опасность как неотъемлемую характеристику преступления.

Статья 15 УК РФ подразделяет преступления на категории, в зависимости характера и степени общественной опасности:

— небольшой тяжести (умышленные и неосторожные деяния, за которые максимальное наказание не превышает 3 лет лишения свободы);

— средней тяжести (умышленные деяния, за совершение которых максимальное наказание не превышает 5 лет лишения свободы и неосторожные, за совершение которых предусмотрена ответственность максимального наказание свыше 3 лет лишения свободы);

— тяжкие (умышленные деяния, за совершение которых максимальное наказание не превышает 10 лет лишения свободы);

— особо тяжкие (умышленные деяния, за совершение которых предусмотрено наказание свыше 10 лет лишения свободы или более строгое).

Совокупность образующих преступление признаков является его составом.

Признаки состава преступления – обобщенное юридически значимое свойство, которое присуще всем преступлениям определённого вида. Отдельные признаки группируются в укрупненные группы, называемые элементами состава преступления:

— объект, то есть охраняемое уголовным законом общественное отношение, подвергшееся посягательству в результате преступления;

— объективная сторона, тот есть внешнее проявление преступления в реальной действительности;

— субъект, то есть лицо, совершившее преступление (определяется гл. 4 УК РФ);

— субъективная сторона, то есть отношение субъекта преступления к совершенному деянию и его последствиям.

Объект преступления определяет социальную сущность и общественную опасность деяния. Классифицируется как общий (охраняемые законом общественные отношения), родовой (определяется соответствующим разделом УК РФ, как группа однородных общественных отношений), видовой (определяется соответствующей главой УК РФ, как более узкая группа однородных общественных отношений) и непосредственный (общественные отношения, на которое посягает конкретное преступление, определено конкретным составом Особенной части УК РФ). Например, ст. 127 УК РФ Незаконное лишение свободы, непосредственным объектом посягательства которого является право человека на свободное передвижение, выбор места жительства, гарантированные ст. 27 Конституции РФ. Видовым объектом является свобода честь и достоинство личности, и родовым личность человека.

Объективная сторона преступления определена непосредственно в диспозиции каждой статьи Особенной части УК РФ. Значение объективной стороны в том, что она входит в основание уголовной ответственности, необходима для правильной квалификации деяния, ее признаки могут быть рассмотрены как не влияющие на квалификацию, но учитываемые при определении вида и размера наказания. Обязательными признаками объективной стороны являются общественная опасность деяний, общественная опасность последствий, причинная связь. Также признаками объективной стороны (факультативными) являются время, место, способ, орудия и средства совершения преступления, обстановка совершения преступления.

В зависимости от объективной стороны, составы подразделяются на материальные, то есть указывающие на обязательность наступления общественно-опасных последствий (ст. 167 УК РФ – умышленное уничтожение или повреждение имущества), формальные, то есть указывающие только на преступное деяние (например с т. 213 УК РФ хулиганство) и усеченные, то есть указывающие на окончание преступления до стадии его полного завершения (например ст. 209 УК РФ бандитизм – для совершения преступления достаточно только создать вооруженную группу с целью нападения на граждан, нападать на граждан с целью завладения имуществом вовсе не обязательно).

Состав преступления является основанием уголовной ответственности и позволяет квалифицировать деяния определенного лица как соответствующее диспозиции определённой нормы Особенной части УК РФ.

Составы преступлений по степени общественной опасности могут быть основными, то есть не содержащие каких-либо отягчающих, либо смягчающих обстоятельств (например ч. 1 ст. 158 УК РФ кража – то есть тайное хищение чужого имущества), квалифицированными, то есть содержащими отягчающие обстоятельства (например ч. 2 ст. 158 УК РФ кража, совершенная группой лиц) и привилегированными, то есть содержащими смягчающие обстоятельства (например ст. 107 УК РФ убийство в состоянии аффекта, аффект в данном случае смягчает участь).

Также составы преступлений подразделяются по диспозиции на простые, то есть кратко описывающие признаки преступления (например ст. 105 УК РФ убийство – умышленное причинение смерти), сложные, то есть описывающие единое посягательство более чем на один объект (например ч. 4 ст. 111 УК РФ причинение тяжкого вреда здоровью, повлекшего по неосторожности смерть человека, то есть причинен умышленно вред здоровью и вторая форма вины в виде неосторожности по причинению смерти) и альтернативные, то есть предусматривающие совершение хотя бы одного из указанных в диспозиции действий (например ч. 1 ст. 132 УК РФ мужеложество, лесбиянство или иные действия сексуального характера с применением насилия, то есть ответственность наступает за применения любого из указанных действий).

Таким образом, признаки состава преступления всегда должны содержать объект и субъект, а также объективную и субъективную стороны, преступления подразделяются по объективной стороне на материальные, формальные и усеченные, по степени общественной опасности на основные составы, квалифицированные и привилегированные, по диспозиции на простые, сложные и альтернативные. Также, по тяжести преступления подразделяются на небольшой тяжести, средней, тяжкие и особо тяжкие. Преступление всегда должно быть виновным деянием, вина в форме умысла или неосторожности.

Преступление: виновное — общественно опасное – запрещенное УК –угроза наказания

объект – объективная сторона: материальные – формальные – усеченные

объект преступления – общий – родовой – видовой — непосредственный

субъект (гл. 4 ст.ст. 19-23 УК РФ) – субъективная сторона: вина – умысел (неосторожность)

вина (ст. 24 УК РФ): умысел — неосторожность

общественная опасность (ст. 14 УК РФ): характер общественной опасности (качественная хар-ка) (объект преступления) – степень общественной опасности (количественная хар-ка) (форма вины, размер вреда, способ совершения)

по степени общ. опасности: основные – квалифицированные – привилегированные

по диспозиции: простые – сложные – альтернативные

по тяжести (ст. 15 УК РФ): небольшой – средней – тяжкие – особо тяжкие

Проступки и преступления

Правонарушения бывают двух видов: проступки и преступления.

Преступление - это виновное, общественно-опасное, противоправное деяние, посягающее на общественные отношения, охраняемые уголовным законодательством, и причиняющее вред охраняемым законом интересам личности, общества и государства. В частности, это права и свободы личности, общественной порядок, основы конституционного строя государства и т. д. В зависимости от характера и степени общественной опасности преступления подразделяются на следующие виды: преступления небольшой тяжести, преступления средней тяжести, тяжкие преступления и особо тяжкие преступления.

Проступки - это все противоправные деяния, за исключением преступлений. Основным критерием разграничения преступлений и проступков является степень общественной опасности этих правонарушений и санкции, предусмотренные за эти противоправные деяния. В зависимости от того, в какой сфере социальной жизни они совершаются, характера наносимого вреда, особенностей соответствующих им правовых санкций проступки подразделяются на административные, дисциплинарные и гражданско-правовые.

Административным правонарушением (проступком) признается посягающее на права и свободы граждан, государственный или общественный порядок, собственность, на установленный порядок управления противоправное, виновное (умышленное или неосторожное) действие либо бездействие, за которое законодательством предусмотрена административная ответственность. Признаками административного проступка являются общественная опасность, противоправность деяния, вина правонарушителя.

Состав административного правонарушения включает следующие элементы: объект, объективную сторону, субъект, субъективную сторону. Объектом административного правонарушения являются общественные отношения, возникающие в процессе реализации конституционных прав и свобод граждан, право собственности, установленный порядок управления, общественный порядок и т. д.

Субъектом административного правонарушения являются физические и юридические лица. Административное законодательство предусматривает четыре группы физических лиц - граждане Российской Федерации, иностранные граждане, лица без гражданства и должностные лица.

Объективная сторона административного правонарушения проявляется в действии или бездействии, повлекшем за собой возникновение административного деликта. Субъективная сторона включает мотив, цели и вину правонарушителя. При совершении административного проступка вина может выражаться как в форме умысла, так и в форме неосторожности. Наличие вины правонарушителя в той или иной форме является важнейшим и необходимым признаком административного правонарушения.

Дисциплинарный проступок в сфере образования

это неисполнение обучающимися своих обязанностей, предусмотренных образовательным законодательством, уставом образовательного учреждения, правилами внутреннего распорядка или договором, взыскание, за которое налагается руководителем образовательного учреждения.

В перечень основных составов дисциплинарных проступков, совершаемых обучающимися, включаются такие их виновные, противоправные деяния, которые посягают на правопорядок в образовательной сфере, препятствуют осуществлению образовательного процесса, проведению лекционных, практических и иных занятий, либо связаны с невыполнением законных решений и распоряжений администрации образовательного учреждения.

В частности:

- систематические опоздания или неявка без уважительных причин на практические или иные обязательные занятия;

- появление на занятиях или в помещениях образовательного учреждения в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения;

- нарушение мер пожарной безопасности, курение в не отведенных для этих целей местах;

- оскорбительные и неуважительные действия и высказывания в отношении преподавателей или работников общежитий и обучающихся, и иных лиц;

- использование ненормативной (нецензурной) лексики на территории техникума и в общежитиях;

- нарушение дисциплины в процессе проведения лекционных, семинарских и иных учебных занятий;

- неисполнение законных требований педагогического работника, его заместителей, решений и распоряжений руководителя образовательного учреждения;

- подделка (фальсификация) учебных документов и результатов аттестации;

- распространение информации, наносящей моральный вред здоровью студентов и участникам образовательного процесса;

- пользование без разрешения учебным оборудованием и иным имуществом образовательного учреждения, нахождение в помещениях образовательного учреждения в вечернее и ночное время после окончании занятий;

- порча, разрушение или уничтожение оборудования или иного имущества образовательного учреждения;

За совершение перечисленных действий к обучающимся могут быть применены следующие меры дисциплинарного взыскания:

-замечание,

-выговор,

-отчисление из техникума.

Дисциплинарный проступок - это нарушение трудовой или служебной дисциплины, то есть неисполнение или ненадлежащее исполнение по вине работника возложенных на него трудовых или служебных обязанностей. Дисциплинарные правонарушения подрывают производственную, служебную, воинскую, учебную дисциплину. Дисциплинарные правонарушения в основном предусмотрены нормами трудового законодательства, дисциплинарными уставами, положениями о прохождении службы в государственных органах.

Характерными признаками дисциплинарного проступка являются: во-первых, то, что дисциплинарное правонарушение совершается работником, состоящим в трудовых правоотношениях с данной организацией и обладающим трудовой деликтоспособностью. Во-вторых, дисциплинарный проступок выражается в противоправном и виновном неисполнении или ненадлежащем исполнении своих трудовых или служебных обязанностей. Противоправность поведения проявляется в нарушении трудовых или служебных обязанностей, возлагаемых на работника трудовым контрактом.

Примером противоправного поведения могут быть прогулы, появление на работе в нетрезвом состоянии, невыполнение трудовых нормативов, опоздание на учебу, самовольное оставление воинской части и т. д. Виновным признается противоправное деяние, совершенное умышленно или неосторожно. В-третьих, в результате дисциплинарного правонарушения вред причиняется трудовому коллективу, организации при наличии причинной связи между противоправным действием (бездействием) и наступившим вредом (ущербом). В-четвертых, дисциплинарный проступок влечет применение дисциплинарных санкций, предусмотренных трудовым законодательством или дисциплинарными уставами.

Таким образом, дисциплинарный проступок можно определить как виновное противоправное нарушение трудовых или служебных обязанностей работниками, за совершение которых устанавливается дисциплинарная ответственность и может быть применена мера дисциплинарного взыскания, предусмотренная в трудовом законодательстве или дисциплинарными уставами.

Гражданское правонарушение - это виновное противоправное деяние деликтоспособного лица, наносящее вред урегулированным нормами гражданского права имущественным и связанным с ними личным неимущественным отношениям. Это такого рода правонарушения, как неисполнение или ненадлежащее исполнение договорных обязательств, заключение противоправных сделок, нарушение авторского права, причинение имущественного вреда и т. д. Субъектами гражданских правонарушений могут выступать как физические, так и юридические лица.

Характерной особенностью гражданских правонарушений является то, что ответственность, предусмотренная за эти проступки, носит правовосстановительный характер в форме имущественных или неимущественных санкций.

Субъективные причины правонарушений - это низкий уровень правосознания и правовой культуры каждой отдельной личности, негативные побуждения, цели, потребности, противоречащие интересам общества. Противоправное поведение всегда индивидуально и является актом воли и сознательной деятельности. Поэтому важно знать и изучать психико-эмоциональные мотивы (причины), побудившие к совершению противоправных деяний.

Объективные причины правонарушений - это определенные противоречия в общественной жизни, характеризующиеся экономическими, политическими, социальными и духовными факторами. Объективные условия правонарушений - это недостатки организационного и технического порядка, способствующие действию субъективных и объективных причин правонарушения.

Процесс преодоления правонарушений связан с комплексным решением ряда экономических, политических, социальных, межнациональных, межконфессиональных проблем и задач, стоящих перед обществом по улучшению материального благосостояния народа, устранению социального неравенства, правовому воспитанию, обеспечению законности и правопорядка.

Читайте также: