Общее руководство военными трибуналами в ссср осуществлял кто

Обновлено: 30.06.2024

Учебно-методический центр ВОИНР по подготовке судей СССР

ПОЛОЖЕНИЕ О ВОЕННЫХ ТРИБУНАЛАХ В МЕСТНОСТЯХ, ОБЪЯВЛЕННЫХ НА ВОЕННОМ ПОЛОЖЕНИИ, И В РАЙОНАХ ВОЕННЫХ ДЕЙСТВИЙ

В местностях, объявленных на военном положении, и в районах военных действий устанавливается следующий порядок организации и комплектования военных трибуналов, порядок рассмотрения дел и опротестования приговоров:

I. Организация и комплектование

1. На основании ст. 57 Закона о судоустройстве Союза ССР, союзных и автономных республик действуют военные трибуналы:

а) при военных округах, фронтах и морских флотах;

б) при армиях, корпусах, иных воинских соединениях и военизированных учреждениях.

2. Штаты военных трибуналов утверждаются совместными приказами Народного Комиссара Юстиции Союза ССР и соответственно Народного Комиссара Обороны Союза ССР и Народного Комиссара Военно-Морского Флота Союза ССР.

3. Приписка к военным трибуналам на военное время на должности заместителей председателей и членов военных трибуналов производится из числа лиц военно-юридического состава запаса, а на должности председателей трибуналов — из числа кадровых работников военных трибуналов.

4. Перемещения председателей, их заместителей и членов военных трибуналов производятся:

а) военных трибуналов округов, фронтов и армий (флотов и флотилий) — Народным Комиссариатом Юстиции Союза ССР;

б) военных трибуналов корпусов и иных воинских соединений и военизированных учреждений — председателями военных трибуналов фронтов и флотов.

5. Пополнения военных трибуналов, а также перемещения председателей, их заместителей и членов военных трибуналов (ст. 4) объявляются совместными приказами Народного Комиссара Юстиции Союза ССР и Народного Комиссара Обороны Союза ССР или Народного Комиссара Военно-Морского Флота Союза ССР.

6. Временное отстранение председателей, их заместителей и членов военных трибуналов от должности производится председателями военных трибуналов округов, фронтов и флотов с последующим утверждением Народным Комиссаром Юстиции Союза ССР.

II. Подсудность

9. Военные трибуналы округов, фронтов, флотов, армий и флотилий, кроме того, рассматривают дела, отнесенные к их подсудности Постановлением ЦИК Союза ССР от 10 июля 1934 г. (СЗ СССР, 1934, N 36, ст. 284).

10. Предусмотренные в ст. ст. 8 и 9 настоящего Положения дела подсудны:

а) военным трибуналам при дивизиях — до командира роты включительно и приравненных к нему по служебному положению лиц;

б) военным трибуналам при корпусах — до командира батальона включительно и ему соответствующих лиц;

в) военным трибуналам при армиях (флотилиях) — до помощника командира полка включительно и ему соответствующих лиц;

г) военным трибуналам при военных округах, фронтах и флотах — до командира неотдельной бригады включительно и ему соответствующих лиц.

III. Порядок рассмотрения дел

11. Военным трибуналам предоставляется право рассматривать дела по истечении 24 часов после вручения обвинительного заключения.

12. Военные трибуналы рассматривают дела в составе трех постоянных членов.

13. Председатели военных трибуналов периодически информируют военные советы округов, фронтов и армий, командование корпусов и дивизий о работе военных трибуналов по борьбе с преступностью в соответствующих воинских соединениях.

IV. Опротестование приговоров

14. Приговоры военных трибуналов кассационному обжалованию не подлежат и могут быть отменены или изменены лишь в порядке надзора (ст. 407 УПК РСФСР и соответствующие статьи УПК других союзных республик).

16. О каждом приговоре, присуждающем к высшей мере наказания (расстрел), военный трибунал немедленно сообщает по телеграфу Председателю Военной Коллегии Верховного Суда Союза ССР и Главному Военному Прокурору Красной Армии, и Главному Прокурору Военно-Морского Флота Союза ССР по принадлежности.

Остальные приговоры военных трибуналов вступают в законную силу с момента их провозглашения и немедленно приводятся в исполнение.

Добавить комментарий Отменить ответ

Изображение

Архивы

Последние записи

Отменить Письмо в ООН Президента РСФСР и наложить вето на реабилитацию сионизма

Отменить Письмо в ООН Президента РСФСР и наложить вето на реабилитацию сионизма

Постановление о незаконности выборов 18.03.2018

Постановление о незаконности выборов 18.03.2018

Акты фиксации правонарушений на незаконных выборах 18.03.2018 г. принимаются на е-майл:

Курильские острова

Курильские острова

А кем ты хочешь быть, когда вырастешь — должником или взыскателем? Больша́я Кури́льская гряда́, — вулканические острова в Тихом океане, основная группа Курильских островов, Протяженность [. ]

Письмо в ЦИК РФ по поводу нарушения законности

Письмо в ЦИК РФ по поводу нарушения законности

Публикуем письмо в ЦИК РФ по поводу нарушения законности при организации выборов на 18.09.2016 г.

При угрозах уволить с работы При угрозах уволить с работы за отказ от вакцинации Работник, может отказаться от прививки от коронавируса. Но при этом он может быть отстранен от работы на период эпидемиологического неблагополучия. Поймите разницу, не уволен, а отстранен! И не навсегда, а на период эпидемиологического неблагополучия. Работодатели часто пытаются заставить работника написать заявление […]

РЕСТИТУЦИЯ - проводится конкурсный отбор на должности общественных инспекторов обществ защиты прав потребителей. Инспектора будут получать очень высокое вознаграждение за труд по ставкам не ниже одного МРОТ СССР. Кроме того, будут иметь весьма крупные денежные суммы в подотчетности для текущих нужд организации защиты потребителей, для целевого расходования.

Философия — это когда берешь нечто настолько простое, что об этом, кажется, не стоит и говорить, и приходишь к чему-то настолько парадоксальному, что в это просто невозможно поверить. Бертран Рассел]

ВСЕНАРОДНОЕ ОБСУЖДЕНИЕ один из конституционно-правовых институтов непосредственной демократии, суть которого заключается в обсуждении всем населением проектов решений государственных органов (органов местного самоуправления), а также важных вопросов жизни государства или территории.

Люстрация

ВОИНР Луганской

Восстановить статус СССР в ООН, наложить вето на сионизм

О дезавуировании Письма в ООН Президента РСФСР от 24.12.91 и наложении вето на реабилитацию в ООН сионизма

О дезавуировании Письма в ООН Президента РСФСР

О дезавуировании Письма в ООН Президента РСФСР Ельцина Б.Н. от 24.12.91г.

О дезавуировании Письма в ООН Президента РСФСР
Ельцина Б.Н. от 24.12.91 и недействительности
голосования представителя СССР без полномочий
Воронцова Ю.М., наложении вето на Резолюцию ООН

Уважаемый Генеральный Секретарь Организации Объединенных Наций!

Доводим до Вашего сведения и для уведомления остальных стран мира, членов Организации о том, что все действия и сделки, заключенные, подписанные и осуществленные неуполномоченными лицами от имени СССР или РСФСР, РФ как союзной республики в составе СССР, в отношении других стран, государств, коммерческих и международных организаций, без одобрения совладельцами имущества СССР, к числу которых относятся граждане Советского Союза, имеющие надлежащие полномочия совладельцев имущества СССР, являются недействительными (ничтожными) и не порождающими никаких правовых последствий, кроме тех, что связанны с реституцией.

Правом и полномочием на одобрение сделок неуполномоченных лиц от имени СССР обладают только совладельцы имущества СССР или органы ими легально образованные. К таким органам в настоящее время относятся:

1. Общее собрание граждан СССР - совладельцев имущества СССР.

2. Всесоюзный комитет кредиторов СССР в составе представителей региональных городских и районных комитетов кредиторов СССР, ведущих учет списков кредиторов граждан СССР и задолженности перед ними солидарных должников (мятежников и бунтовщиков, самоуправно завладевших зданиями органов власти и управления СССР и средств массовой информации).

3. Секретариат ОИК ВОИНР СССР, как представитель совладельцев имущества СССР, предъявивших претензию гражданина Советского Союза к симуляторам сепаратных республик, незаконно образованных запрещенными в СССР организациями без правоспособности, инсценировками и имитациями образования якобы суверенных государств.

Неуполномоченным лицом, не имевшим права выступать от имени СССР при подписании и направлении в ООН письма 24 декабря 1991 года, являлся Президент одной из пятнадцати союзных республик, входящих в состав СССР, некто Б.Н. Ельцин. Подобно ему обманно, как якобы представители СССР, выступали впоследствии и все остальные частные лица, не имея на то полномочий и одобрения коллективного владельца имущества СССР и носителя его суверенитета.

Права и обязанности по сделке, заключенной неуполномоченным лицом в интересах собственника имущества с другими лицами, если такая сделка не получила одобрения представляемого лица, возникают только у лица без полномочий как у нарушителя чужого права.

Так как все описанные действия (сделки) от имени СССР, начиная с 25 декабря 1991 года, совершались в отношении других лиц на международном и внешнеэкономическом уровне неуполномоченными лицами, без каких-либо юридических и логических оснований, кроме обманных оснований, они нуждаются в проверке органами собственников имущества СССР с целью принятия по ним решений об одобрении или отклонении этих сделок.

Просим уважаемого Генерального Секретаря ООН, органы управления ООН учесть изложенные обстоятельства и позицию, довести их до остальных заинтересованных лиц опубликованием настоящего письма на сайте Организации Объединенных Наций.

В 1975 году с инициативой принять на XXX сессии Генеральной Ассамблеи ООН резолюцию, осуждающую сионизм как форму расизма и расовой дискриминации, выступили арабские страны.

В ходе дискуссии международный сионизм осудили представители социалистических стран. Так, представитель УССР подчеркнул, что сионизм является формой расизма, а представитель Кубы указал, что сионизм, оккупировавший арабские территории в 1967 году, продолжает препятствовать осуществлению основных прав коренного населения.

В результате длительной дискуссии XXX сессия Генеральной Ассамблеи ООН приняла резолюцию 3379. Резолюцию поддержали арабские страны, страны третьего мира и социалистического блока.

При голосовании за принятие этой Резолюции было допущено грубое нарушение - интересы СССР в ООН представляло неуполномоченное лицо, некто Воронцов Юлий Михайлович, назначенный также лицом без полномочий от имени СССР якобы Президентом СССР Горбачевым Михаилом Сергеевичем (Указ Президента СССР от 18.04.1990 N 51 О назначении тов. Воронцова Ю.М. Постоянным представителем СССР при ООН и Представителем СССР в Совете Безопасности ООН в ранге заместителя Министра иностранных дел СССР).

Согласно действующей Конституции СССР ст. 127.1 Президент СССР избирается гражданами СССР на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании сроком на пять лет. Горбачев М.С. никогда не избирался Президентом СССР, являлся неуполномоченным лицом и не имел права назначать Воронцова Ю.М. представителем СССР в ООН. Поэтому голосование Воронцова Ю.М. за Резолюция 4686 Генеральной Ассамблеи ООН является недействительным.

Сионизм заслуживает осуждения и запрета, как проявление расизма, о чем и уведомляем Вас как Генерального Секретаря Организации Объединенных Наций. Просим внести соответствующие изменения в документы ООН - признать Резолюцию 4686 Генеральной Ассамблеи ООН не принятой.

Приложения:
_______
________
________
Всего _____ листов

Подписи совладельцев имущества СССР и органов, представляющих интересы совладельцев:

По поручению Секретариата ОИК ВОИНР СССР - Смирнов Н.И. ______________ подпись
По поручению Всесоюзного комитета кредиторов СССР - Петров В.А. _________________ подпись
По поручению Ревизионной комиссии Всесоюзного комитета кредиторов СССР - Попов А.С. _____________ подпись

Военная юстиция в России: история и современность

Под редакцией В.В. Ершова, В.В. Хомчика

Военная юстиция в России: история и современность - i_001.jpg

Редакционная коллегия:

Безбабнов О.Г., директор Правового департамента (начальник юридической службы) Министерства обороны РФ, действительный государственный советник РФ 2-го класса, полковник юстиции в запасе;

Ершов В.В., ректор РГУП, заслуженный юрист РФ, заслуженный деятель науки РФ, академик РАЕН, д-р юрид. наук, профессор;

Загорский Г.И., профессор кафедры уголовно-процессуального права им. Н.В. Радутной РГУП, заслуженный юрист РСФСР, заслуженный деятель науки РФ, д-р юрид. наук, профессор, полковник юстиции в отставке;

Качалов В.И., профессор кафедры уголовно-процессуального права им. Н.В. Радутной РГУП, канд. юрид. наук, доцент, полковник юстиции в запасе;

Петухов Н.А., зав. отделом проблем организации судебной и правоохранительной деятельности РГУП, д-р юрид. наук, профессор, заслуженный юрист РФ, генерал-полковник юстиции в отставке;

Петров В.Г., зам. Генерального прокурора РФ – Главный военный прокурор, государственный советник юстиции 2-го класса;

Сорочкин А. С., зам. Председателя Следственного комитета РФ – руководитель Главного военного следственного управления, генерал-полковник юстиции, канд. юрид. наук, заслуженный юрист РФ;

Хомчик В.В., зам. Председателя Верховного Суда РФ – председатель Судебной коллегии по делам военнослужащих ВС РФ, канд. юрид. наук, заслуженный юрист РФ, генерал-лейтенант юстиции в запасе.

Авторский коллектив:

Безбабнов О.Г., директор Правового департамента (начальник юридической службы) Министерства обороны РФ, полковник юстиции в запасе – гл. 4;

Григорьев О.В., канд. юрид. наук, доцент, полковник юстиции – гл. 1.1 (совместно с Загорским Г.И.);

Ермолович Я.Н., преподаватель кафедры уголовного права Военного университета, д-р. юрид. наук, майор юстиции – гл. 5.5 (совместно с Шараповым С.Н.);

Загорский Г.И., профессор кафедры уголовно-процессуального права им. Н.В. Радутной РГУП, д-р юрид. наук, профессор, заслуженный юрист РСФСР, заслуженный деятель науки РФ, полковник юстиции в отставке – предисловие (совместно с Хомчиком В.В.), гл. 1.1 (совместно с Григорьевым О.В.); гл.1.3; 5.8 (совместно с Зюбановым Ю.А.);

Зембатов М.Р., начальник отдела учебных и образовательных учреждений Судебного департамента при ВС РФ, капитан юстиции в запасе – гл. 1.8 (совместно с Слотюком А. А.);

Зюбанов Ю.А., профессор кафедры уголовного права Военного университета Министерства Обороны РФ, канд. юрид. наук, доцент, член-корреспондент РАЕН – гл. 5.8 (совместно с Загорским Г.И.);

Калашников В.В., начальник военной кафедры РГУП, канд. юрид. наук, доцент, полковник юстиции – гл. 5.6;

Качалов В.И., профессор кафедры уголовно-процессуального права им. Н.В. Радутной РГУП, канд. юрид. наук, доцент, полковник юстиции в запасе – гл. 1.5; 5.3; 5.4, представители военно-юридического образования;

Макаренко В.М., зав. кафедрой теории и истории государства и права Военного университета, канд. философ, наук, доцент, полковник юстиции в запасе – гл. 2.2;

Маликов С.В., профессор кафедры криминалистики Военного университета, д-р юрид. наук, профессор, полковник юстиции в запасе – гл. 5.1; 5.2;

Мамыкин А. С., ведущий научный сотрудник отдела проблем организации судебной и правоохранительной деятельности РГУП, канд. юрид. наук, доцент, заслуженный юрист РФ, полковник юстиции в отставке – гл. 1.6;

Петухов Н.А., зав. отделом проблем организации судебной и правохранительной деятельности РГУП, д-р юрид. наук, профессор, заслуженный юрист РФ, генерал-полковник юстиции в отставке – гл. 1.4;

Петров В.Г., зам. Генерального прокурора РФ – Главный военный прокурор, государственный советник юстиции 2-го класса – гл. 2.1;

Сорочкин А.С., зам. Председателя Следственного комитета РФ – руководитель Главного военного следственного управления, генерал-полковник юстиции, канд. юрид. наук, заслуженный юрист РФ – гл. 3;

Слотюк А.А., зам. Генерального директора Судебного департамента при ВС РФ, действительный государственный советник юстиции РФ 1-го класса – гл. 1.8 (совместно с Зембатовым М.Р);

Толкаченко А.А., д-р юрид. наук, профессор, заслуженный юрист РФ, полковник юстиции в запасе – гл. 5.7;

Хомчик В.В., заместитель Председателя ВС РФ – председатель Судебной коллегии по делам военнослужащих ВС РФ, канд. юрид. наук, заслуженный юрист РФ, генерал-лейтенант юстиции в запасе – предисловие (совместно с Загорским Г.И.); гл. 1.2; 1.7;

Шарапов С.Н., профессор кафедры уголовного права Военного университета, канд. юрид. наук, доцент, полковник юстиции в запасе – гл. 5.5 (совместно с Ермоловичем Я.Н.).

Место и роль судебной власти в Российской Федерации достаточно четко определены в Конституции РФ 1993 г. и более детально регламентированы в изданных в ее развитие федеральных конституционных законах и федеральных законах, призванных обеспечить эффективную деятельность всех судов. В правовом государстве судебная власть призвана в качестве отдельной самостоятельной ветви государственной власти обеспечить гарантированную защиту граждан от любых посягательств на их права и законные интересы, гарантированные Конституцией РФ и действующими в стране законами.

Существенные изменения политического, социального, экономического, правового да и общественно-психологического поля, новые ориентировки в развитии общественных отношений требуют дальнейшего совершенствования судебной системы.

Эти положения всецело относятся и к военно-судебным органам. Общеизвестно, что Вооруженные Силы РФ и иные воинские формирования страны, комплектуемые в соответствии с действующими законами, в современных условиях выполняют весьма важные задачи по обеспечению проводимых в стране преобразований. В нашей стране в последние годы была проведена существенная реорганизация военно-судебной системы: созданы самостоятельные и независимые (прежде всего от органов военного управления) военные суды, призванные стать гарантом законности и правопорядка в Вооруженных Силах РФ и других воинских формированиях, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба. В ст. 5 Закона о военных судах закреплено конституционное положение о независимости судей военных судов, о неподотчетности военных судей кому бы то ни было. Военные суды выведены из состава Вооруженных Сил РФ и входят в единую систему судов общей юрисдикции. В связи с тем, что военные суды действуют в сфере Вооруженных Сил РФ, они обязаны обеспечить функционирование судебной власти в войсках как в мирное, так и в военное время. Военные судьи должны хорошо знать военное законодательство, уметь правильно применять его на практике. Потому закон предусматривает, что преимущественное право для занятия должности судьи военного суда предоставляется лицам, имеющим опыт военной службы.

Военные суды являются надежным гарантом обеспечения прав и законных интересов военнослужащих. Военные суды, помимо рассмотрения уголовных дел о преступлениях, совершенных военнослужащими, и иных дел, подсудных им в соответствии со ст. 31 УПК РФ, рассматривают также гражданские и административные дела, доля которых ежегодно существенно увеличивается. Военнослужащим предоставлено право обжаловать в военные суды действия и решения командиров воинских частей и учреждений, нарушающих их права и законные интересы. Кроме того, военные суды рассматривают материалы, представленные командованием о совершенных подчиненными им военнослужащими грубых дисциплинарных проступков, с ходатайством о применении к ним наказания в виде содержания под арестом на гарнизонной гауптвахте в дисциплинарном порядке.


ВОЕННОЕ ПРАВО

Юридические консультации. Судебная практика. Вопросы, ответы и комментарии.


АРМИЯ РОССИИ

СМИ "Обозник". История армии, тыла ВС РФ. Права и обязанности военнослужащих

Военные трибуналы

Эта дата и вошла в историю как день образования военных трибуналов. Целью их создания было максимально быстрое наказание всех, кто посягал на обороноспособность страны. Во главе системы военных трибуналов стояла Военная Коллегия Верховного Суда СССР. Согласно Конституции СССР 1936 г. в нашей стране были организованы и действовали военные трибуналы, которые являлись общесоюзными судами и входили в единую судебную систему страны. Приговоры и решения, выносимые военными трибуналами, провозглашались именем Союза Советских Социалистических Республик, вне зависимости от того, на территории какой союзной республики действовал военный трибунал.

Надзор за судебной деятельностью военных трибуналов осуществлял непосредственно Верховный Суд СССР. Задачи, компетенция и построение военных трибуналов были определены утвержденным на сессии Верховного Совета СССР 25 декабря 1958 г. “Положением о военных трибуналах”3 . В своей деятельности по осуществлению правосудия военные трибуналы руководствовались Конституцией СССР, законодательством Союза ССР и законодательством союзных республик, в частности процессуальным и другим законодательством той республики, на территории которой действовал трибунал. Военные трибуналы не являлись какими-то особыми судебными органами,

отличными от других судов страны. Их наличие в советской судебной системе было обусловлено общегосударственными потребностями, интересами безопасности страны с учетом важности и специфики такой отрасли государственного управления, как Вооруженные Силы, в системе которых действовали военные трибуналы. Место военных трибуналов в судебной системе определялось их задачами.

Военные трибуналы, осуществляя задачи социалистического правосудия, были призваны вести борьбу с посягательствами на безопасность СССР, воинскую дисциплину и установленный в Вооруженных Силах СССР порядок несения военной службы. Помимо общих задач судебных органов у трибуналов были специфические задачи по обеспечению боеспособности рядов Советской Армии и безопасности страны. Организация военных трибуналов осуществлялась не по признакам территориально-административного деления страны, включение их в число судов СССР объясняются также важнейшим принципом организации Вооруженных Сил Советского Союза, с которыми военные трибуналы тесно связаны: их единством вне зависимости от места расположения той или иной воинской части или соединения. Мобильность воинских соединений требовала создания подвижных органов военной юстиции.

При рассмотрении дел о воинских преступлениях судьи должны были обладать глубокими знаниями военной службы, условий жизни и быта армии. Поэтому судьями и народными заседателями по таким делам могли быть только военнослужащие. Все эти обстоятельства обуславливали необходимость существования в нашей стране военных трибуналов, которым отводилось определенное место в судебной системе. Военные трибуналы были организованы и действовали на тех же принципах, что и все другие судебные органы страны: выборности судей и народных заседателей, гласности судебного разбирательства, коллегиальности в рассмотрении дел и других.

Дела по 1 инстанции во всех трибуналах рассматривались в составе председательствующего (председателя, заместителя председателя или члена трибунала) и двух народных заседателей. Дела в кассационном и надзорном порядке рассматривались в составе 3 членов военного трибунала, один из которых председательствует. В “Положении о военных трибуналах” подчеркивалось, что при осуществлении правосудия председатели, заместители председателей и члены военных трибуналов, а также народные заседатели были независимы и подчинялись только закону. Это было очень важно в условиях армии, где руководство военнослужащими и войсками осуществлялось на принципе единоначалия.

При рассмотрении дела, в трибунале судьи руководствовались только законом, социалистическим правосознанием и обстоятельствами дела. Никто, в том числе военное командование и политорганы армии, не должны были влиять на решение трибунала по конкретному делу. Военным трибуналам были подсудны следующие категории дел: 1) Дела о всех преступлениях, совершенных военнослужащими, а также военнообязанными во время прохождения учебных сборов; 2) Дела о всех преступлениях, совершенных лицами офицерского состава, прапорщиками, мичманами, сержантами, старшинами, солдатами и матросами органов государственной безопасности; 3) Дела о преступлениях против установленного порядка несения службы, совершенных лицами начальствующего состава исправительно-трудовых учреждений, а также лицами сержантского и рядового состава конвойной охраны Министерства внутренних дел СССР, комплектуемого по призыву; 4) Все дела о шпионаже. Одновременно с разрешением уголовных дел военные трибуналы рассматривали гражданские иски воинских частей (учреждений), государственных и общественных предприятий, учреждений и организаций, а также отдельных граждан о возмещении материального ущерба, причиненного им преступлениями. Любое дело, подсудное военному трибуналу, вправе был принять к своему производству для рассмотрения по 1 инстанции вышестоящий трибунал или Военная коллегия Верховного Суда СССР.

Это практиковалось, в частности, по наиболее сложным делам или после неоднократной отмены в кассационном или надзорном порядке судебных решений по делу. Военные трибуналы образовывались на началах выборности в составе председателей, заместителей председателей, членов трибуналов и народных заседателей. Они имели воинские звания и знаки различия военнослужащих Советской Армии.

Поскольку военные трибуналы являлись общесоюзными судами, постольку председатели, их заместители и члены трибуналов избирались Президиумом Верховного Совета СССР сроком на 5 лет. Народные заседатели во все военные трибуналы избирались открытым голосованием на общих собраниях военнослужащих воинских частей (учреждений) сроком на 2 года. Система военно-судебных органов состояла из 3 звеньев, а система трибуналов включала в себя 2 звена военных трибуналов и возглавляла ее Военная коллегия Верховного Суда СССР. 1 звено военных трибуналов составляли трибуналы гарнизонов, флотилий, армий и воинских соединений. Они состояли из председателей, их заместителей (только в крупных трибуналах), членов трибуналов и народных заседателей.

Трибуналы 1 звена осуществляли только одну судебную функцию рассматривали дела по 1 инстанции о преступлениях лиц, имеющих воинские звания до подполковника, капитана 2 ранга включительно, а в местностях, где в силу исключительных обстоятельств не действовали общие судебные органы, также все гражданские дела. 2 звено военных трибуналов составляли трибуналы видов Вооруженных Сил, военных округов, групп войск, военных флотов и отдельных армий. Эти трибуналы состояли из председателей, заместителей председателей, членов и народных заседателей. Трибуналы 2 звена выполняли все 3 судебные функции, присущие советским судебным органам.

Прежде всего они являлись судом 1 инстанции. Эти трибуналы могли рассматривать и гражданские дела, в основном изъятые из нижестоящих трибуналов и принятые к производству по 1 инстанции. Также осуществляли надзор за нижестоящими трибуналами путем выполнения 2 других судебных функций в форме рассмотрения дел в кассационном и надзорном порядке. Военная коллегия Верховного Суда СССР возглавляла всю систему военных трибуналов. Она избиралась на 5 лет в общем составе Верховного Суда СССР и состояла из членов коллегии и народных заседателей Верховного Суда СССР. Возглавлял Военную коллегию её Председатель. Структура аппарата Коллегии

утверждалась в составе всего аппарата Верховного Суда СССР Президиумом Верховного Совета СССР. Военная коллегия Верховного Суда СССР осуществляла все судебные функции. Она являлась судом 1 инстанции по делам исключительной важности, делам о преступлениях военнослужащих, имеющих воинское звание генерала (адмирала), а также военнослужащих, занимающих должность командира соединения и выше, и им равных. Военная коллегия могла изъять любое уголовное или гражданское дело из любого военного трибунала и рассмотреть его по 1 инстанции.

В заключении хотелось бы отметить, что Военные трибуналы послужили фундаментом для развития военных судов в настоящее время. Именно они играли особую роль в боевой обстановке, в чрезвычайных условиях, в решении сложных внутриполитических задач; выполняли главную задачу: вели борьбу с посягательствами на безопасность СССР, так как обеспечение безопасности всегда являлось важнейшей проблемой человечества во всех сферах деятельности.

Запись создана: Понедельник, 15 Октябрь 2018 в 18:08 и находится в рубриках Современность.

Военная юстиция в России: история и современность

Под редакцией В.В. Ершова, В.В. Хомчика

Военная юстиция в России: история и современность - i_001.jpg

Редакционная коллегия:

Безбабнов О.Г., директор Правового департамента (начальник юридической службы) Министерства обороны РФ, действительный государственный советник РФ 2-го класса, полковник юстиции в запасе;

Ершов В.В., ректор РГУП, заслуженный юрист РФ, заслуженный деятель науки РФ, академик РАЕН, д-р юрид. наук, профессор;

Загорский Г.И., профессор кафедры уголовно-процессуального права им. Н.В. Радутной РГУП, заслуженный юрист РСФСР, заслуженный деятель науки РФ, д-р юрид. наук, профессор, полковник юстиции в отставке;

Качалов В.И., профессор кафедры уголовно-процессуального права им. Н.В. Радутной РГУП, канд. юрид. наук, доцент, полковник юстиции в запасе;

Петухов Н.А., зав. отделом проблем организации судебной и правоохранительной деятельности РГУП, д-р юрид. наук, профессор, заслуженный юрист РФ, генерал-полковник юстиции в отставке;

Петров В.Г., зам. Генерального прокурора РФ – Главный военный прокурор, государственный советник юстиции 2-го класса;

Сорочкин А. С., зам. Председателя Следственного комитета РФ – руководитель Главного военного следственного управления, генерал-полковник юстиции, канд. юрид. наук, заслуженный юрист РФ;

Хомчик В.В., зам. Председателя Верховного Суда РФ – председатель Судебной коллегии по делам военнослужащих ВС РФ, канд. юрид. наук, заслуженный юрист РФ, генерал-лейтенант юстиции в запасе.

Авторский коллектив:

Безбабнов О.Г., директор Правового департамента (начальник юридической службы) Министерства обороны РФ, полковник юстиции в запасе – гл. 4;

Григорьев О.В., канд. юрид. наук, доцент, полковник юстиции – гл. 1.1 (совместно с Загорским Г.И.);

Ермолович Я.Н., преподаватель кафедры уголовного права Военного университета, д-р. юрид. наук, майор юстиции – гл. 5.5 (совместно с Шараповым С.Н.);

Загорский Г.И., профессор кафедры уголовно-процессуального права им. Н.В. Радутной РГУП, д-р юрид. наук, профессор, заслуженный юрист РСФСР, заслуженный деятель науки РФ, полковник юстиции в отставке – предисловие (совместно с Хомчиком В.В.), гл. 1.1 (совместно с Григорьевым О.В.); гл.1.3; 5.8 (совместно с Зюбановым Ю.А.);

Зембатов М.Р., начальник отдела учебных и образовательных учреждений Судебного департамента при ВС РФ, капитан юстиции в запасе – гл. 1.8 (совместно с Слотюком А. А.);

Зюбанов Ю.А., профессор кафедры уголовного права Военного университета Министерства Обороны РФ, канд. юрид. наук, доцент, член-корреспондент РАЕН – гл. 5.8 (совместно с Загорским Г.И.);

Калашников В.В., начальник военной кафедры РГУП, канд. юрид. наук, доцент, полковник юстиции – гл. 5.6;

Качалов В.И., профессор кафедры уголовно-процессуального права им. Н.В. Радутной РГУП, канд. юрид. наук, доцент, полковник юстиции в запасе – гл. 1.5; 5.3; 5.4, представители военно-юридического образования;

Макаренко В.М., зав. кафедрой теории и истории государства и права Военного университета, канд. философ, наук, доцент, полковник юстиции в запасе – гл. 2.2;

Маликов С.В., профессор кафедры криминалистики Военного университета, д-р юрид. наук, профессор, полковник юстиции в запасе – гл. 5.1; 5.2;

Мамыкин А. С., ведущий научный сотрудник отдела проблем организации судебной и правоохранительной деятельности РГУП, канд. юрид. наук, доцент, заслуженный юрист РФ, полковник юстиции в отставке – гл. 1.6;

Петухов Н.А., зав. отделом проблем организации судебной и правохранительной деятельности РГУП, д-р юрид. наук, профессор, заслуженный юрист РФ, генерал-полковник юстиции в отставке – гл. 1.4;

Петров В.Г., зам. Генерального прокурора РФ – Главный военный прокурор, государственный советник юстиции 2-го класса – гл. 2.1;

Сорочкин А.С., зам. Председателя Следственного комитета РФ – руководитель Главного военного следственного управления, генерал-полковник юстиции, канд. юрид. наук, заслуженный юрист РФ – гл. 3;

Слотюк А.А., зам. Генерального директора Судебного департамента при ВС РФ, действительный государственный советник юстиции РФ 1-го класса – гл. 1.8 (совместно с Зембатовым М.Р);

Толкаченко А.А., д-р юрид. наук, профессор, заслуженный юрист РФ, полковник юстиции в запасе – гл. 5.7;

Хомчик В.В., заместитель Председателя ВС РФ – председатель Судебной коллегии по делам военнослужащих ВС РФ, канд. юрид. наук, заслуженный юрист РФ, генерал-лейтенант юстиции в запасе – предисловие (совместно с Загорским Г.И.); гл. 1.2; 1.7;

Шарапов С.Н., профессор кафедры уголовного права Военного университета, канд. юрид. наук, доцент, полковник юстиции в запасе – гл. 5.5 (совместно с Ермоловичем Я.Н.).

Место и роль судебной власти в Российской Федерации достаточно четко определены в Конституции РФ 1993 г. и более детально регламентированы в изданных в ее развитие федеральных конституционных законах и федеральных законах, призванных обеспечить эффективную деятельность всех судов. В правовом государстве судебная власть призвана в качестве отдельной самостоятельной ветви государственной власти обеспечить гарантированную защиту граждан от любых посягательств на их права и законные интересы, гарантированные Конституцией РФ и действующими в стране законами.

Существенные изменения политического, социального, экономического, правового да и общественно-психологического поля, новые ориентировки в развитии общественных отношений требуют дальнейшего совершенствования судебной системы.

Эти положения всецело относятся и к военно-судебным органам. Общеизвестно, что Вооруженные Силы РФ и иные воинские формирования страны, комплектуемые в соответствии с действующими законами, в современных условиях выполняют весьма важные задачи по обеспечению проводимых в стране преобразований. В нашей стране в последние годы была проведена существенная реорганизация военно-судебной системы: созданы самостоятельные и независимые (прежде всего от органов военного управления) военные суды, призванные стать гарантом законности и правопорядка в Вооруженных Силах РФ и других воинских формированиях, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба. В ст. 5 Закона о военных судах закреплено конституционное положение о независимости судей военных судов, о неподотчетности военных судей кому бы то ни было. Военные суды выведены из состава Вооруженных Сил РФ и входят в единую систему судов общей юрисдикции. В связи с тем, что военные суды действуют в сфере Вооруженных Сил РФ, они обязаны обеспечить функционирование судебной власти в войсках как в мирное, так и в военное время. Военные судьи должны хорошо знать военное законодательство, уметь правильно применять его на практике. Потому закон предусматривает, что преимущественное право для занятия должности судьи военного суда предоставляется лицам, имеющим опыт военной службы.

Военные суды являются надежным гарантом обеспечения прав и законных интересов военнослужащих. Военные суды, помимо рассмотрения уголовных дел о преступлениях, совершенных военнослужащими, и иных дел, подсудных им в соответствии со ст. 31 УПК РФ, рассматривают также гражданские и административные дела, доля которых ежегодно существенно увеличивается. Военнослужащим предоставлено право обжаловать в военные суды действия и решения командиров воинских частей и учреждений, нарушающих их права и законные интересы. Кроме того, военные суды рассматривают материалы, представленные командованием о совершенных подчиненными им военнослужащими грубых дисциплинарных проступков, с ходатайством о применении к ним наказания в виде содержания под арестом на гарнизонной гауптвахте в дисциплинарном порядке.

Читайте также: