Общая воля как проявление сущности права признаки права

Обновлено: 28.06.2024

С термином "право" сталкивается в своей повседневной жизнедеятельности любой человек и может употреблять его в самых разнообразных смысловых оттенках и значениях. В общесоциальном смысле говорят о моральном праве, праве народов, наций, праве родителей и т.п. Однако наиболее часто данный термин употребляется в двух значениях. Во-первых, как возможность совершать определенные, юридически значимые действия (например, право на налоговый вычет , право на консультацию по налоговому законодательству, право предпринимателя на информирование об изменениях в налоговом законодательстве и т.д.) - это право в юридической литературе называют субъективным, т.е. право, принадлежащее конкретному лицу. Во-вторых, как право, существующее в какой-либо стране (например, "Бюджетное право России", "Налоговое право Российской Федерации") - это так называемое объективное право. В своем последнем значении понятие права наиболее близко к предмету нашей темы.

В юридической литературе существуют различные определения понятия "право". Можно привести одно из них. Право - это сочетающая в себе классовые и общественные интересы система общеобязательных, формально определенных норм, установленных и обеспечиваемых государством, направленных на регулирование общественных отношений.

Подробно понятие права раскрывается через его признаки. В числе признаков права можно назвать:

  • нормативность;
  • общеобязательность;
  • волевой характер;
  • формальную определенность;
  • связь с государством;
  • системность;
  • а также то, что право является регулятором общественных отношений.

Нормативность. Этот признак можно рассматривать с узких (собственно юридических) и широких (общесоциальных) позиций. Нормативность права в узком смысле - это проявление сбалансированной воли общества вовне, в качестве системы необходимых, общеобязательных, официально действующих юридических норм, закрепленных в предусмотренных в том или ином государстве формах.

Основная черта нормативности заключается в направленности права на регулирование вида общественных отношений, внесение в них общеобязательности порядка, установленной меры. При этом правовому регулированию подлежат наиболее типичные, устойчивые общественные отношения, характеризующиеся повторяемостью и всеобщностью. Из этих качеств нормативности вытекает неперсонифицированность права и распространение его действия на неопределенное количество случаев.

Нормативность в широком смысле - это реализация потребности общества в упорядочивании и организации общественных отношений и формировании ответственного правомерного поведения, выступающая как необходимость и закон общественного развития.

Наиболее значимым признаком права , включенным в определение его понятия, выступает его тесная связь с государством, которая выражается по нескольким направлениям.

Во-первых, государство официально устанавливает право, обеспечивает его исполнение , в том числе и с помощью государственного принуждения (для этого существует специальный аппарат надзора и контроля, пресечения нарушений, судебного рассмотрения, наказания виновных и т.п.). Так, налоговое законодательство, устанавливающее систему налогов и сборов, принимается уполномоченными государственными органами, а налоговая инспекция, органы внутренних дел, прокуратура контролируют его соблюдение и исполнение , а в случае совершения правонарушения привлекают виновных к ответственности. Следовательно, право - это такой регулятор общественных отношений, который обеспечен государством. Однако государственное принуждение нельзя понимать упрощенно, оно реально применяется в случае совершения правонарушения или для обеспечения безопасности общества. В иных случаях действует как потенциальная угроза . Кроме того, государство обеспечивает исполнение предписаний посредством убеждения, воспитания и стимулирования.

Во-вторых, право, будучи нормативным выражением государственной воли, регулирует отношения в классовых, общесоциальных либо иных интересах (согласно этому право служит орудием проведения в жизнь политики государства, специфическим средством организации разносторонней управленческой и иной деятельности, осуществления его задач и функций). К примеру, установление налоговых обязанностей выражает не только государственный интерес (собрать налоги, сформировать бюджет), но и общественный интерес, заключающийся в финансировании социальных программ, создании благоприятных экономических условий, поддержании обороноспособности страны, стабильности отечественной валюты и т.п.

В-третьих, право выступает в качестве особого социального регулятора, критерия правомерного и неправомерного поведения.

В-четвертых, специфика регулятивной роли права связана с представительно-обязывающим содержанием большинства составляющих его норм.

Общеобязательность. В обществе действуют различные социальные регуляторы: профессиональные, этические, политические, религиозные, корпоративные, значение и сфера распространения которых различна. Данные разновидности систем социального регулирования обязательны только определенной части населения, а право представляет собой единственную систему норм, которая обязательна для всего населения, проживающего на территории определенного государства. Например, общеобязательность права вполне ясно выражена в Конституции Российской Федерации: "Органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы" (ч. 2 ст. 15).

Государственно-волевой характер. В цивилизованном государстве право гармонично выражает волю всего общества, в нем сочетаются интересы государства, классов, отдельных слоев населения, а государство в этом случае выполняет подчиненную роль, т.е. служит средством выражения согласованной воли, но эта согласованная воля одновременно исходит от специального аппарата государства и находит свое выражение в системе нормативно-правовых актов, санкционированных государством. Таким образом, воля, найдя свое выражение в нормативных источниках, начинает обладать чертами государственной воли и не зависит от воли отдельных индивидов, их объединений и является обязательной для всего общества.

Формальная определенность. Означает, что правовые предписания всегда содержат определенное указание относительно границ правомерности их адресатов, которые находят закрепление в том или ином источнике права (законе, нормативном договоре, указе Президента и т.д.). Формальная определенность предполагает ясность , недвусмысленность, четкость и детализированность правовой нормы. Нарушение признака формальной определенности, которую иногда допускает законодатель, приводит к негативным последствиям в правоприменительной деятельности. К примеру, Конституционный Суд Российской Федерации не раз указывал на то, что в налоговом законодательстве некоторые нормы обозначены столь неопределенно, что за совершение одних и тех же неправомерных действий нарушитель может быть наказан дважды.

Системность. Право не предстает в виде хаотичного набора норм. Нормы права строго взаимосвязаны между собой, находятся в различных зависимостях, подчинении и соподчинении, взаимодействуют друг с другом, когда наличие одной нормы обуславливает существование другой нормы, а реализация одной нормы невозможна без реализации другой нормы и т.п., и т.д. К примеру, применение норм, устанавливающих ответственность за налоговые правонарушения невозможно без группы норм, устанавливающих сам порядок их применения.

Право - регулятор общественных отношений. Основный смысл права заключается в его регулировании, упорядочивании общественных отношений. Оно служит средством организации государственной и общественной жизни, в чем собственно и выражается его инструментальная ценность. Без права не может нормально существовать и функционировать современное общество, которое испытывает потребность в организованности отношений.

При рассмотрении сущности права необходимо учесть два аспекта: во-первых, что любое право выступает регулятором общественных отношений (формальная сторона); и, во-вторых, чьи интересы данный регулятор обслуживает (содержательная сторона). Выделим следующие подходы к сущности права :

  1. классовый, в рамках которого право определяется как система гарантированных государством юридических норм, выражающих возведенную в закон государственную волю экономически господствующего класса (здесь право используется в узких целях как средство обеспечения главным образом интересов господствующего класса);
  2. общесоциальный, в рамках которого право рассматривается как выражение компромисса между классами, группами, различными слоями общества (здесь право используется в более широких целях как средство закрепления и реального обеспечения прав человека и гражданина, экономической свободы, демократии и т.п.).

Наряду с этими основными можно выделить и религиозный, и национальный, и расовый, и иные подходы к сущности права , в рамках которых соответственно религиозные, национальные и расовые интересы будут доминировать в законах и подзаконных актах, правовых обычаях и нормативных договорах.

Иначе говоря, сущность права многооаспектна. Она не сводится только к классовым и общесоциальным началам. Следовательно, в сущности права , исходя из исторических условий, на первый план может выводиться любое из вышеперечисленных начал.

Сущность права — это главная, внутренняя, относительно устойчивая качественная основа права, которая отражает его истинную природу и назначение в обществе.
Итак, сущность права — это обусловленная материальными и социально-культурными условиями жизнедеятельности общества, характером классов, социальных групп населения, отдельных индивидов, общая воля как результат согласования, сочетания частных или специфических интересов, выраженная в законе либо иным способом признаваемая государством и выступающая вследствие этого общим (общесоциальным) масштабом, мерой (регулятором) поведения и деятельности людей.

Признаки права.

Нормативность

Волевой характер

История правовой мысли уже давно связывает сущность права с волей. Однако для одних право — это воля господствующего класса, для других право является свободным выражением воли индивидов. В любом случае право является своеобразной формой обозначения и защиты интересов субъекта от конкурирующих интересов. Будучи основой волевого устремления субъекта, именно интерес как осознанная потребность становится решающей правообразующей силой, что подтверждается действительностью. Всякая нормативная абстракция, для того чтобы стать действенной и справедливой, должна изменяться по содержанию, отвечая требованиям своего времени, а толчком к таким изменениям становятся интересы реальных участников общественных отношений, потребности практики.

Всякое право по своей сущности является сбалансированной волей общества. Волей, определяющей наиболее целесообразный порядок регулирования и развития социально значимых отношений. В ней должны найти необходимое сочетание общественный, государственный и индивидуальный интересы. Причем в конкретных предписаниях, в зависимости от специфики регулируемых отношений, удельный вес этих интересов может весьма существенно изменяться. В одних (конституционных) может преобладать общественный или государственный, в других (купли-продажи) — индивидуальный интерес. При нарушении необходимого паритета этих интересов снижается эффективность правового регулирования, а при их противопоставлении право превращается в свою противоположность — в узаконенный произвол.

Таким образом, баланс интересов означает учет интересов общества, государства и отдельных личностей при доминирую- щсм значении общественного интереса, потому что благодаря его приоритету поддерживается целостное состояние общественной системы и стимулируется достижение общей цели — благополучие всех субъектов права. Свобода воли одного субъекта должна быть согласована и ограничена свободой воли других заинтересованных субъектов. По своей сути этот баланс отражает соотношение политических сил в обществе, а по содержанию он выражается в паритете прав и обязанностей будущих участников регулируемых отношений. Поэтому источник юридической силы правового предписания состоит не столько в принудительном его осуществлении и полномочиях правотворческого органа, сколько в степени согласования воль субъектов права, направленных на достижение определенных юридических последствий.

Формальная определенность

Для того чтобы приобрести всеобщее значение, общеобязательные юридические свойства, общественная воля должна быть выражена в форме официального юридического акта, установленного государственной властью и содержащего формализованные предписания, определяющие границы внешней свободы субъектов права. Ведь юридическое регулирование не терпит аморфности и неопределенности в правовых предписаниях. С помощью письменных документов стало возможным достижение предельной точности и ясности фиксации фактов, имеющих юридическое значение. Причем каждый государственный орган в границах своих полномочий вправе принимать лишь определенные формы юридических актов (законы, указы и т. д.).




Общеобязательность

Принятые правовые предписания адресуются не конкретному индивиду, а неопределенно большому количеству лиц, выделенных родовыми свойствами субъекта (истец, ответчик, студент, несовершеннолетний и т. п.). Они обязательны для исполнения ими под страхом наказания за нарушение.

Системность и иерархичность строения

Нормативные предписания действуют на поведение людей не изолированно, а взаимодействуя и дополняя друг друга. Право в целом представляет собой согласованную, непротиворечивую и взаимообусловленную систему расположенных по юридической силе правовых норм. При нарушении системных свойств возникают различного рода коллизии, пробелы и конфликтные ситуации.

Регулирующее воздействие права

Оно осуществляется путем воздействия на субъектов с помощью летально определенных и взаимно корреспондирующих субъективных прав и юридических обязанностей. Именно они моделируют, направляют и определяют механизм поведения субъектов. Предоставительно-обязывающее содержание правовых предписаний, при котором использование предоставленного права обеспечивается выполнением соответствующей обязанности, отличает их от иных социальных норм.

Установление и обеспечение права государством

Будучи единственным официальным представителем всего общества, государство выявляет, закрепляет и обеспечивает баланс наиболее важных индивидуальных, групповых и общественных интересов. За ним устанавливается монопольное право на правотворчество. Доминирующая роль государства вовсе не означает подчиненность права государству или несовместимость его содержания с естественными правами и свободами личности. Решающая роль государства проявляется не только в правотворчестве и в правоприменении, но и в различных формах обеспечения реализации права. Обычно в юридической литературе отмечается, что специфическим признаком права является его обеспеченность государственным принуждением. Действительно, этим свойством право отличается от иных социальных регуляторов.

Понятие и признаки права

Право возникает на определенном этапе человеческого развития. Люди первобытно-общинного строя не знали права и руководствовались в своей деятельности обычаями и традициями. Большую роль в их жизни играли мифы, ритуалы, обряды. В тог далекий период зарождались и религиозные нормы. Право появилось гораздо позднее, и его судьба в значительной мере связана с появлением такого важного института социальной жизни, как государство.

Возникновение государства и права обусловлено общественными потребностями, а именно:

§ необходимостьюустановления стабильности и единого порядка отношений новой общности людей — народа, населяющего ту или иную территорию;

§ необходимостьюподдержания единого порядка в условиях расслоения общества на социальные слои (касты, сословия, классы), имущественное и социальное положение которых стало существенно различным, что вызывало неустранимые противоречия и конфликты;

§ необходимостьюограничения и смягчения враждебного военного противостояния народов, нуждавшихся в развитии постоянного обмена и соседских взаимоотношений и защите своих интересов мирными средствами.

Праву присущи следующие специфические признаки.

1. Право состоит из норм, т. е. из правил поведения, которые являются обязательными. Суть данного признака заключается в соблюдении норм права независимо от отношения к ним со стороны физических, юридических лиц, государственных и муниципальных образований. Это свойство права обусловлено верховенством и независимостью (суверенитетом) государственной власти, от которой в основном и исходят нормы права. Однако степень обязательности норм права может быть разной, что зависит от круга их адресатов. Так, норма, устанавливающая налог на доходы физических лиц, общеобязательна, а положения, касающиеся местных налогов, имеют силу только в отношении субъектов, проживающих или осуществляющих свою деятельность на определенной территории. Нормы корпоративные действуют в отношении работников и акционеров данной корпорации и обязательны только для них.

2. Исполнение норм права обеспечивается и охраняется государством. Большинство правовых норм исполняется и соблюдается добровольно. Однако далеко не все из них претворяются в жизнь людьми в силу их внутреннего убеждения. Поэтому за каждой нормой потенциально стоит возможность государственного принуждения к исполнению, а также применения мер ответственности за ее нарушение. Иной раз правовые предписания реализуются лишь потому, что за ними стоит государство, которое может в любой момент применить санкции за нарушение правовых норм. Государство в прямом смысле охраняет право. Государственная охрана может быть разноплановой и выражаться не только в виде наложения мер юридической ответственности или санкций, но и в виде осуществления различных организационных, организационно-технических, превентивных, восстановительных, воспитательных и других мер государственных органов. Этим мерам отводится большая роль, ибо они позволяют стабилизировать правовой порядок в обществе, не приводя в действие дорогостоящий государственный репрессивный аппарат.

Обеспеченность норм права государственным принуждением — это главный признак, позволяющий отличить право от других социальных норм.

3. Нормы права обязательно выражены в официальной форме:закреплены в нормативных актах либо в других юридических документах (судебных решениях, договорах и др.). Значительная их часть облекается в законодательную форму. Иная часть права существует в других формах. Вот почему право никогда не может совпадать с законодательством. Оно шире законодательства по объему и соотносится с ним как целое и часть. Все же другие социальные нормы (обычаи, традиции, нормы морали и др.) возникают и существуют чаще в форме стабильных убеждений людей или в форме общественного мнения.

5. Нормы права образуют не просто совокупность, а именно систему. Причем систему разветвленную и детализированную, отличающуюся внутренним единством, согласованностью и логической взаимосвязью. В отличие от права нормы морали, обычаи закрепляют главным образом лишь общие принципы и эталоны поведения. Системность в право привносится именно законодателем, хотя эта его деятельность и имеет объективные предпосылки и основания. Существующие в сознании, в поведении нормативные установки этим свойством не обладают. Только в системе, во взаимосвязи правовые нормы могут проявить свои регулирующие свойства, поскольку общественные отношения, регулируемые правом, как правило, также взаимосвязаны. Причем чем теснее увязка и согласованность правовых предписаний, тем эффективнее право. Напротив, несогласованность юридических норм между собой, их противоречие приводят к тому, что многие юридические нормы не действуют.

Право — это система обязательных правил поведения (норм), формально определенных и закрепленных в официальных документах, поддерживаемых силой государственного принуждения.

Нормативный-правовой акт

Судебный прецедент

Правовой обычай

Принцип права

Правовая доктрина

Нормативный договор

Деловое обыкновение

Нормы права и системы права

ормы права — это содержащееся в нормативном правовом акте общеобязательное правило поведения, опирающееся на государственное принуждение. Для правого регламентирования зачастую требуется взаимодействие комплекса норм, которые составляют правовой институт. Нормы права имеют следующие признаки: общеобязательность, формальная определенность, связь с государством, представительно-обязывающий характер. Виды правовых норм: регулятивные, правоохранительные, уполномочивающие, запрещающие, обязывающие, императивные, диспозитивные. Структура правовой нормы: гипотеза, диспозиция, санкция.

правонарушение — это общественно опасное, противоправное, виновное деяние, совершенное человеком, достигшим установленного законом возраста, и влекущее юридическую ответственность, применение к нему мер общественного либо государственного принуждения.

юридическая ответственность — это применение мер государственного принуждения
к правонарушителю за совершенное им противоправное деяние, связанное с претерпением виновным лишений личного или имущественного характера. К видам юридической ответственности относятся: уголовно-правовая, административно-правовая, дисциплинарная, материальная, гражданско-правовая, финансовая, семейная, процессуальная.

правопорядок — это состояние фактической упорядоченности и организованности
общественной жизни, основанной на праве и законности. Законность выражает общий принцип отношения к праву. Следовательно, с позиции системного подхода законность можно определить как режим общественно-политической жизни, основанный на правовом характере ее организации и выражающийся в требовании точного, строгого неукоснительного соблюдения и исполнения действующих правовых актов всеми органами государства, должностными лицами и гражданами.

правосознание — это совокупность взаимосвязанных идей, теорий, представлений, чувств, настроений, показывающих отношение общества, группы

Отрасль права является самым крупным элементом в системе права. Ее образует совокупность норм права, регулирующих качественно однородную группу общественных отношений своеобразием предмета и метода правового регулирования. Если правовой институт регулирует вид общественных отношений, то отрасль — род общественных отношений.

Таким образом, для деления права на отрасли используются главным образом два критерия — предмет и метод правового регулирования. По этим критериям и отличают одну отрасль права от другой.

Правовой институт представляет собой обособленную группу юридических норм, регулирующих качественно однородные общественные отношения внутри одной отрасли права или на их стыке.

Несколько близких по характеру регулирования правовых институтов образуют подотрасль права. Например, в составе гражданского права выделяют авторское, жилищное, патентное право, в составе финансового права выделяется подотрасль налогового права.

В процессе реализации права возникают правоотношения - урегулированные правом волевые общественные отношения, участники которых наделены субъективными правами и юридическими обязанностями. В правоотношениях, представляющих собой индивидуализированную правовую связь, конкретизируются предписания юридических норм, превращаясь в права и обязанности персонально определенных лиц, органов организаций. Они возникают в целях достижения либо охраны того или иного реального блага, приобретения материальной либо духовной ценности.
Правоотношения охраняются и защищаются государством своими принудительными средствами.
Виды правоотношений могут быть выделены по разным основаниям.

6 юридическая ответственность — это применение мер государственного принуждения
к правонарушителю за совершенное им противоправное деяние, связанное с претерпением виновным лишений личного или имущественного характера. К видам юридической ответственности относятся: уголовно-правовая, административно-правовая, дисциплинарная, материальная, гражданско-правовая, финансовая, семейная, процессуальная

Правовое поведение – поведение субъектов в сфере права, порождающее юридически значимые последствия:

· - неправомерное поведение (правонарушение) – поведение, не соответствующее нормам права.

Правомерное поведение – следование субъектами права правовым предписаниям с целью наступления социально полезного или допустимого результата.

Сущность права, его признаки и функции

Сущность права — это главная, внутренняя, относительно устойчивая качественная основа права, которая отражает его истинную природу и назначение в обществе.
Итак, сущность права — это обусловленная материальными и социально-культурными условиями жизнедеятельности общества, характером классов, социальных групп населения, отдельных индивидов, общая воля как результат согласования, сочетания частных или специфических интересов, выраженная в законе либо иным способом признаваемая государством и выступающая вследствие этого общим (общесоциальным) масштабом, мерой (регулятором) поведения и деятельности людей.

Признаки права.

Нормативность

Волевой характер

История правовой мысли уже давно связывает сущность права с волей. Однако для одних право — это воля господствующего класса, для других право является свободным выражением воли индивидов. В любом случае право является своеобразной формой обозначения и защиты интересов субъекта от конкурирующих интересов. Будучи основой волевого устремления субъекта, именно интерес как осознанная потребность становится решающей правообразующей силой, что подтверждается действительностью. Всякая нормативная абстракция, для того чтобы стать действенной и справедливой, должна изменяться по содержанию, отвечая требованиям своего времени, а толчком к таким изменениям становятся интересы реальных участников общественных отношений, потребности практики.

Всякое право по своей сущности является сбалансированной волей общества. Волей, определяющей наиболее целесообразный порядок регулирования и развития социально значимых отношений. В ней должны найти необходимое сочетание общественный, государственный и индивидуальный интересы. Причем в конкретных предписаниях, в зависимости от специфики регулируемых отношений, удельный вес этих интересов может весьма существенно изменяться. В одних (конституционных) может преобладать общественный или государственный, в других (купли-продажи) — индивидуальный интерес. При нарушении необходимого паритета этих интересов снижается эффективность правового регулирования, а при их противопоставлении право превращается в свою противоположность — в узаконенный произвол.

Таким образом, баланс интересов означает учет интересов общества, государства и отдельных личностей при доминирую- щсм значении общественного интереса, потому что благодаря его приоритету поддерживается целостное состояние общественной системы и стимулируется достижение общей цели — благополучие всех субъектов права. Свобода воли одного субъекта должна быть согласована и ограничена свободой воли других заинтересованных субъектов. По своей сути этот баланс отражает соотношение политических сил в обществе, а по содержанию он выражается в паритете прав и обязанностей будущих участников регулируемых отношений. Поэтому источник юридической силы правового предписания состоит не столько в принудительном его осуществлении и полномочиях правотворческого органа, сколько в степени согласования воль субъектов права, направленных на достижение определенных юридических последствий.

Формальная определенность

Для того чтобы приобрести всеобщее значение, общеобязательные юридические свойства, общественная воля должна быть выражена в форме официального юридического акта, установленного государственной властью и содержащего формализованные предписания, определяющие границы внешней свободы субъектов права. Ведь юридическое регулирование не терпит аморфности и неопределенности в правовых предписаниях. С помощью письменных документов стало возможным достижение предельной точности и ясности фиксации фактов, имеющих юридическое значение. Причем каждый государственный орган в границах своих полномочий вправе принимать лишь определенные формы юридических актов (законы, указы и т. д.).

Общеобязательность

Принятые правовые предписания адресуются не конкретному индивиду, а неопределенно большому количеству лиц, выделенных родовыми свойствами субъекта (истец, ответчик, студент, несовершеннолетний и т. п.). Они обязательны для исполнения ими под страхом наказания за нарушение.

- право – это политическая справедливость (Аристотель).

- право – это божественное установление (Ф. Аквинский).

-право – это общая воля (Ж.Ж. Руссо).

-право – это продукт воли тех, которые имеют верховную власть над другими (Т.Гоббс).

-право – это возведенная в закон воля господствующего класса (Карл Маркс).

Почти все определения права можно разделить на две группы в зависимости от того, какие концепции положены в основу этих определений:

1. Концепция естественного права – в ней право понимается как совокупность прав и свобод, обусловленных природой человека, его проживанием в обществе (право на жизнь, свободу, личную неприкосновенность).

2. Концепция юридического позитивизма – в ней право – это общеобязательные правила поведения, установленные государством, то есть право – это законодательство.

В юридической науке и практике право (в объективном смысле) система установленных (санкционированных) государством общеобязательных правил поведения, то есть правовых норм.

1. Право – это возведенная в закон воля всего или части населения государства, возведение воли в закон осуществляется государством через систему государственных органов, прежде всего законодательных органов, которые принимают общеобязательные правила поведения, отражая в них волю господствующих политических сил.

2. Формальная определенность – право выражается в виде системы санкционированных государством правил поведения – норм права, содержащихся в официальных, т.е. исходящих из государственных органов документов, - источников права (законы, указы). Также выражается в том, что предписания конкретны, трактуются однозначно, имеют определенную форму.

3. Общеобязательность – нормы права обязательны для исполнения всем населением государства или той ее частью, на которую они распространяются, нормы права не могут быть изменены исполнителями, заменены на другие правила поведения, они подлежат безусловному исполнению.

4. Многократность применения – нормы права рассчитаны на регулирование однотипных жизненных ситуаций, возникающих, неограниченное количество раз, а не регулирование конкретного случая, т.о. нормы права не прерываются действием во времени и действуют в отношении неопределенного круга лиц (нормативность).

5. Обеспеченность исполнения правовых норм принудительным воздействием - государство, создающее правовые нормы, вправе потребовать исполнения от всех тех, на кого они распространяются.

6. Системность – упорядоченная совокупность правовых норм, состоит из естественного, объективного, субъективного права.

Право – это веление государства, выраженное в системе правовых норм, формально-определенных, охраняемых государством.

Позитивное право рассматривается в двух выражениях:

1. Объективное право – это система правовых норм установленных (санкционируемых) государством, существующих независимо от желания отдельных членов общества (законодательство).

2. Субъективное право – это юридические права, возникающие у конкретного лица, в конкретной жизненной ситуации на основе, подлежащих применению в этой ситуации норм объективного права (нормы содержащиеся в законах).

Два элемента субъективного права:

1. Субъективное право – это мера возможного, допускаемого законами поведения лица в определенной жизненной ситуации.

2. Субъективная юридическая обязанность – это мера должного, обязательного поведения лица, установленная нормами права в конкретной жизненной ситуации.

Объективное право

Норма в УК об ответственности за убийство ст.105 УК РФ

Ситуация

Совершение убийства гражданином N гражданина R

Субъективная обязанность гражданина N Понести наказание за убийство

Сущность права может быть классовой и общесоциальной:

1.Классовая сущность права проявляется в том, что экономически господствующий класс возводит свою волю в закон и регулирует общественные отношения в своих интересах.

Классовая сущность присутствует в праве рабовладельческих, феодальных и буржуазных государств (имущественные цензы для выборных лиц, различные правовые статусы представителей различных классов: лишение политических прав).

2.Общесоциальная сущность права выражается в том, что право служит интересам всех людей, обеспечивает упорядоченность, стабильность и развитие социальных связей. Право оформляет и охраняет компромисс между различными социальными группами, понимается как мера свободы: в пределах своих прав человек свободен в своих действиях, а его права признаются, соблюдаются, охраняются и защищаются государством (государством закрепляется единый конституционный статус личности, равноправие и равенство перед законом и судом).

Функции права – это основные направления юридического воздействия на общественные отношения, определяемые сущностью и назначением права в жизни общества. Таким образом, право носит социальную сущность.

Социальные функции права:

- информационная – общество узнает о государственных нормах.

- оценочная – право определяет критерии правомерности (неправомерности) чьих-либо решений и поступков, нормы права мы соотносим с моралью.

Исходя из назначения права как всеобщего регулятора в жизни людей можно выделить две юридических функции права:

1. Регулятивная – состоит в установлении нормами права позитивных правил поведения людей путем определения их прав и обязанностей. Данная функция подразделяется на следующие подвиды: статическая – выражается в воздействии права на общественные отношения путем их закрепления в тех или иных правовых институтов (формах). В частности, нормы конституционного права закрепляют на длительный период основы государственного и общественного устройства, они мало подвержены общественным изменениям;

- динамическая – выражается в воздействии права на общественные отношения путем юридического оформления их движения, изменения. В частности, эту функцию выполняет текущее законодательство, которое регулирует постоянно изменяющиеся общественные отношения (гражданское, семейное).

Охранительная – состоит в направлении правого воздействия на охрану общественных отношений от противоправных посягательств. Осуществляется путем установления запретов на совершение тех или иных вредных для общества и государства действий путем применения санкций за нарушение этих запретов. Эту функцию выполняют нормы уголовного законодательства и законодательства об административных правонарушениях.

Таким образом, право имеет особые признаки, сущность и функции, что отличает его от иных социальных норм.

16. Принципы права: понятие, виды, общая характеристика

Принципы права- это основополагающие идеи, лежащие в основе государственного регулирования общественных отношений, выражающие сущность права, определяющие его функции, содержание и социальное назначение.

Классификация принципов права:

1. Общеправовые принципы права закрепляются в конституции, действуют во всех отраслях права, определяют основные направления правовой политики государства, позволяют прогнозировать поведение любого участника правовых отношений. К ним относятся принципы демократизма, законности, гуманизма, справедливости, равенства граждан перед законом и судом, взаимной ответственности личности и государства и т.д.

2.Межотраслевые принципы права действуют в нескольких смежных отраслях права, закрепляются в основных источниках отраслей права (кодексах). К ним относится, например, принцип состязательности сторон в процессуальных отраслях права (уголовный процесс, гражданский процесс).

3.Отраслевые принципы правадействуют только в рамках одной отрасли права. Например, принцип презумпции виновности в гражданском процессе; принцип отсутствия преступления без указания на то в законе (уголовное право); принцип оплаты по количеству и качеству труда в трудовом праве.

4. Принципы правовых институтовиспользуются в рамках межотраслевых или внутриотраслевых институтов права: например, принцип равной защиты всех форм собственности (институт собственности), неотвратимости наказания (институт юридической ответственности).

В принципах права проявляется дух закона, поэтому правоприменитель может их рассматривать как источник права для разрешения конкретной жизненной ситуации, если отсутствует норма права, на которую можно сослаться. В романо-германской правовой системе, к которой принадлежит Россия, общие принципы права можно использовать при аналогии права для преодоления пробела в праве.

Таким образом, в праве содержится комплекс принципов, которые выражают социальное назначение и сущность государства и права в целом.

17. Источник и форма права: понятие, виды и соотношение

Источники права в широком смысле – это любые общественные отношения, вызывающие к жизни нормы права (определенные нормативно-правовые акты). В широком смысле источником права является юридический прецедент, который м.б. как судебный, так и административный – формируемый органами гос. управления (органами исполнительной власти); правовой обычай, нормативный договор, юридическая доктрина, правосознание в виде революционной необходимости и революционной целесообразности; общепризнанные принципы (гуманизм, справедливость); религиозные тексты (Библия, Коран, Сунна), Референдум – выражение воли народа.

Форма права показывает нам каким образом государство создает, фиксирует правовую норму и в каком виде эта норма, принявшая объективный характер, доводится до сознания членов общества.

Источники права в узком смысле – это исходящие от государства или признаваемые им официально-документальные формы выражения и закрепления норм права, придание им общеобязательного значения. Официальные документы исходят от государства и содержат нормы права.

Официальный характер источникам права придается двумя путями:

Правотворчество - нормативные документы принимаются непосредственно населением в результате референдума (всенародного голосования), либо компетентными государственными органами (Фед. Собрание, Правительство, Президент).

Санкционирование – государственные органы одобряют, разрешают применять в качестве общеобязательных норм различные социальные нормы, в частности, обычаи.

Виды Форм права:

1. Нормативно-правовой акт(НПА) - это официальный, исходящий от государства документ (конституция, указ, постановление), являющийся продуктом правотворческой деятельности государственных органов, органов местного самоуправления и должностных лиц, содержащий нормы права.

Виды нормативно-правовых актов определяются в зависимости от своей значимости и юридической силы на две группы: ЗАКОНЫ и ПОДЗАКОННЫЕ АКТЫ.

2. Правовой обычай-правило поведения, сложившееся в обществе на основе постоянного, единообразного повторения в течении длительного времени, передаваемый из поколения в поколение, акт широкоприменяемый в различных сферах жизни общества. Обычай становится правовым, т.е. подлежит общеобязательному применению после того, как он получает функциональное одобрение государства, т.е. санкционирование (разрешение).

Санкционирование м. осуществляться государством двумя путями:

Б) отсылка к обычаю в законе или ином нормативном акте (В ГК РФ - Обычаем делового оборота признается сложившееся и широко применяемое в какой-либо области предпринимательской деятельности правило поведения, не предусмотренное законодательством, независимо от того, зафиксировано ли оно в каком-либо документе.

3. Нормативный договор -соглашение между двумя или более субъектами публичного права (соглашение между государствами, а также между органами федеральной государственной власти и органами власти субъектов РФ) Данные договоры содержат обязательные для их участников правила поведения, которые распространяются на территорию соответствующего государства или на территорию субъекта РФ. Ч.4 ст. 15 КРФ - общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.

4. Судебный прецедент - это решение суда (судьи), которое имело место хотя бы только один раз при регулировании конкретной жизненной ситуации, но может служить примером (образцом) при разрешении аналогичной ситуации в будущем другими судами (судьями). Особенность данного источника в том, что решение суда (судьи) по конкретному делу (случаю, казусу), которое впоследствии принимается за общеобязательное правило поведения при разрешении всех аналогичных дел. Данный источник является основным источником права государств, входящих в англосаксонскую правовую семью (Англия, США, Канада, Австралия, Новая Зеландия).

5. Доктрина (юридическая наука)— это труды ученых-юристов. На определенных этапах развития отдельных гос-в научные толкования правовых проблем, рассматривались в кач-ве самостоятельных источников права (Ульпиан, Павел – правоведы Римской империи имели право давать разъяснения законов Римской империи, их разъяснения в последующем были обязательны для судов. Брантон, Гленвиль в Англии могли трактовать законы, которые в последующем были источниками права при рассмотрении конкретных дел. В настоящее время труды ученых юристов-правоведов являются официальным источником права в гос-ах., входящих в муссуманскую правовую семью. В данных трудах дается толкование религиозных книг – основных источников права. В качестве неофициального источника права труды юристов-правоведов используются в английских судах – дополнительная аргументация, ссылка при решении суда.

6. Правосознание- совокупность идей, чувств, эмоций, на основании которых принимаются правоприменительные акты. Является единственным источником права во время революций, когда старое право уже разрушено, а новое еще не создано.

7.Религиозные тексты -это религиозные книги (Коран, Сунна, Библия), содержащие собрания поучений и заповедей пророка Мухамеда (на западе Магомета) и Иисуса Христа (10 заповедей).

8.Общие принципы права- основополагающие начала правовой системы, определяющие сущность и назначение права в обществе. Применяются для преодоления пробелов в праве.

Таким образом, существует многообразие источников права. В романо-германской правовой системе в качестве источников права применяются нормативно-правовой акт (основной источник), правовой обычай, нормативный договор и общие принципы права.

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим.


Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни.


Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого.

Право (как юридический инструмент) есть система общеобязательных, формально определенных юридических норм, выражающих консолидированную волю общества (конкретные интересы различных классов, социальных групп, слоев), устанавливаемых и обеспечиваемых государством, и направленных на урегулирование общественных отношений.

Право - это обусловленная природой человека и общества система регулирования общественных отношений , которой присущи

    • нормативность,
    • формальная определенность в официальных источниках и
    • обеспеченность возможностью государственного принуждения.

Признаки права как социального института:

    1. волевой характер , ибо оно есть проявление воли и сознания людей, но не любой воли, а прежде всего государственно выраженной воли классов, социальных групп, элит, большинства членов общества;
    2. общеобязательность , в нем воплощается суверенитет государства, означающий, что выше официальной, публичной власти в обществе никого нет и быть не может и что все принимаемые нормы права распространяются на всех либо большой круг субъектов;
    3. нормативность права заключается в том, что оно прежде всего состоит из норм, т.е. общих правил поведения, регулирующих значительный круг общественных отношений;
    4. обеспеченность возможностью государственного принуждения состоит в том, что право во многом принимается, применяется и обеспечивается государственной властью. Государство для того и функционирует, чтобы гарантировать соблюдение исполнения юридических норм;
    5. формальная определенность права заключается в том, что нормы права имеют внешне выраженную письменную форму, должны быть четко объективированы, точно определены, воплощены вовне;
    6. системность права проявляется в том, что оно представляет собой не механическую совокупность юридических норм, а внутренне согласованный, упорядоченный организм, где каждый элемент имеет свое место и играет свою роль, где юридические предписания взаимосвязаны, расположены определенным иерархическим образом, группируются по отраслям и институтам.

    Социальное назначение права, его функции

    Социальное назначение права в самом общем виде выражается в том, что право - это регулятор общественных отношений , т.е. право призвано регулировать, упорядочивать отношения между людьми в самых различных сферах общественной жизни.

    Функции права - это определенные направления и стороны воздействия права на общественные отношения, в которых выражается сущность и социальное назначение права.

    В понимании функций права существуют два подхода:

      1. в социально-политическом аспекте;
      2. в социально-юридическом аспекте.

      Социально-политический аспект

      Поскольку право находится в тесном единстве с государством, а функции государства практически всегда осуществляются в правовых формах, то функции права во многом совпадают с функциями государства. В этой связи функции права можно подразделить, как и функции государства на:

        • внутренние и внешние,
        • постоянные и временные,
        • основные и неосновные,
        • на экономические, политические, идеологические, социальные, экологические.

        Социально-юридический аспект

        Вместе с тем эти классификации не выражают специфики права, как регулятора общественных отношений, поэтому в юридической науке принято выделять наряду с социально-политическими функциями права (вышеназванные) также социально-юридические или специально-юридические функции права, к которым относятся:

        1) основные собственно юридические функции права:

        2) неосновные собственно юридические функции права:

          • компенсационная (право как инструмент социальной справедливости);
          • восстановительная (возврат прежнего правового положение субъектов права);
          • ограничительная (ограничения, накладываемые правом, пресекают анархию, произвол, вседозволенность).

          Регулятивная функция выражается в позитивном регулировании общественных отношений и направлена на правомерное поведение субъектов права.

          Эта функция подразделяется на:

            1. регулятивно-статическую функцию (выражается в том, что право в своих нормах закрепляет определенные, установившиеся общественные отношения);
            2. регулятивно-динамическую функцию (выражается в том, что право способствует развитию закрепленных им общественных отношений или накладывает определенные рамки на изменяющиеся, развивающиеся обще-ственные отношения).

            Охранительная функция выражается в том, что право охраняет, обеспечивает регулируемые им общественные отношения, и она направлена на неправомерное поведение субъектов права. Право, выполняя эту функцию, является гарантом законности и правопорядка. Некоторые авторы подразделяют ее на:

            Следует заметить, что взгляды на выделение функций права неоднозначно. Некоторые авторы выделяют еще и оценочную функцию, которая выражается в том, что право является критерием оценки поведения людей, при помощи права оценивается как правомерное, так и неправомерное поведение.

            Например, Радько подразделил функции права на регулятивную, охранительную и воспитательную.

            Профессор Горжинев подразделил функции права на функции правового регулирования (охранительная, регулятивная) и воспитательную.

            Читайте также: