Общая теория права как наука окончательно сформировалась

Обновлено: 02.07.2024

Развитие юридической науки неизменно включало размышления на тему происхождения самого права. В итоге сходные мнения объединялись в теории на эту тему. Они не только стали проявлением научной мысли своего времени, но и отражают особенности государств и устройства общества того периода. Рассмотрим кратко основные теории, из плюсы и минусы.

Одни из самых первых авторов основных исторических теорий происхождения права: причины, сущности, пути теории

Право формировалась вместе с развитием общества. Уже в ранние периоды государственности появились первые концепции его происхождения. К ним можно отнести патриархальную, теологическую и регулятивные теории происхождения.

Патриархальная

Старейшая модель появления права – патриархальная теория. Ее основанием считается Аристотель, а среди последователей М.Н. Покровский и Н. К. Михайловский. Сущность в следующем: в ее рамках государство и прав тесно связаны. Государство происходит из первичной ячейки – патриархальной семьи и становится единственной формой организации общества.

Оно же возникает, развивается и существует вместе с ним. Монарх становится аналогом отца для семьи – граждан. Эта теория не оставляет свободы для человеческой воли и социальной активности, она далека от демократичности.

На видео-теории происхождения права кратко:

Теологическая

теологическая теория происхождения права

Одна из наиболее старых теорий появления права – теологическая. Самые известные ее представители Ж. Маритен, Форма Аквинский и И. Волоцкий. Концепция базируется на убеждении в том, что право – вечное явление, в основе которого лежит проявление высшего разума или воли Бога. Общества древней Греции, Рима и Египта были глубоко пропитаны религиозными убеждениями. По их верованиям боги могли вступать в контакты с людьми, лично выражать свою волю и карать за проступки. Мораль и право были неразрывно связаны.

Законодательство устанавливалось волей богов, а наказание за нарушение наступало от их имени. Эта теория тесно переплетает правовые и государственные аспекты. В итоге и власть, и право настолько плотно переплелись с религией, что Демосфен назвал его изобретением и даром богов.

Регулятивная

Регулятивная теория возникла на заре государственности. В ее рамках право тесно связано с государством, так как возникает из необходимости построения и сохранения порядка на всей территории страны. Под порядком понимается комплекс отношений, все более усложняющийся в ходе развития общества. По мере развития жизни общества все сферы общественной жизни все регулируются все более жестко, и формируется право.

Эта теория рассматривает его в его развитии и этот подход верен, анализ правовых источников показывает одновременное усложнение права и общественной жизни. Однако, она переоценивает достоинства права и мыслительные способности человека, так многие явления были урегулированы только в ХХ веке. Эта модель также не учитывает, что право не единственный регулятор общественной жизни.

Многообразие теорий в период буржуазных революций

Этот исторический период характеризовался волнениями в обществе, поиском новых идеалов. Это отразилось и в правовой мысли того времени и противопоставлении естественной и договорной теорий.

Естественная

Естественная теория формирования права получила свою законченную форму в XVII-XVIII вв. ее яркими сторонниками стали А.Н. Радищев, Дж. Локк и Т. Гоббс. В соответствии с ней оно возникло в результате естественных процессов и дано человеку от рождения. По мнению сторонников этой концепции, оно делится на естественное и позитивное. Естественная часть – это данные от природы права и свободы и никто не может дать или отнять их. Они существуют самостоятельно и не зависят от воли государства. Интересно в свете данной теории ознакомиться с экономической теорией прав собственности Капелюшникова. Так же стоит отдельно остановиться на развитии естественно правовой теории.

Позитивная

Позитивное или писаное право – это комплекс норм создаваемых государством. Они не должны противоречить нормам естественного права. Сторонники этой теории не принимали во внимание экономические факторы, влияющие на формирование права и, смешивая право с правосознанием, упускали его юридические качества.

Право и мораль выступают в этой концепции единым целым, а справедливость и равенство стали основой нормотворчества. Благодаря этому, естественная и договорная теории стали популярны в период буржуазных революций.

Договорная

Договорная теория права после долгого периода развития обрела завершенный вид XVII-XVIII вв. Очень часто она рассматривается в связи с естественной теорией, но договорная уделяет больше внимания проблемам государства. В рамках этой концепции формирование – результат общественного договора, а идеи божественной воли отметаются.

Важнейшей задачей права становится защита частной собственности и безопасности участников договора. Основной задачей и целью государства и права становится обеспечение всеобщего блага, безопасности и процветания.

В новейшей истории

Историческая

Историческая теория возникла в начале ХlХ века, ее поддержали Н.М. Карамзин, Г. Гуго, К. Савиньи. Она сформировалась как противопоставление естественной теории, призывавшей к революциям и коренным переменам. Право в ней воспринимается как исторически сложившиеся обычаи, возникающие из правосознания и духа народа. Эта теория отделяет возникновение права от государства. Оно возникает самостоятельно путем общения, образования и добровольно принимается обществом.

Эта концепция идеализирует роль общественного сознания в ущерб экономическим, политическим, климатическим и другим аспектам, хотя все они оказываются существенное влияние на правосознание. Также преувеличена роль обычаев в формировании права. При этом обычаи могут выходить за пределы национального народного духа, и далеко не всегда справедливы и не могут служить развитию.

На видео-теории происхождения государства и права:

Позитивистская теория

Позитивистская теория происхождения сформировалась ХlХ веке. Его сторонниками стали Д. Остин, Ш. Амос и Г. Ф. Шершеневич. По их мнению, источниками, как правил должного поведения, могут стать только нормативно-правовые акты государства. Закон принимается как догма независимо от морали, душевных переживаний человека.

Даже судьи подчинены закону, при этом они не могут отказать в разбирательстве, ссылаясь на пробелы или неясности в праве. Однако, эта теория не оставляет места морально – нравственному аспекту права и оставляет место для государственного произвола, а определение права через совокупность государственных нормативно-правовых актов – это логическая ошибка. Свою окончательную форму она приобрела в виде нормативизма.

Нормативистская концепция – плюсы и минусы

Нормативистская теория выросла из позитивистской теории в начале ХХ века и стала ее логичным завершением. Ее поддержали в своих трудах Кельзен, Новгородцев и Штаммер. В рамках этой модели нормативно – правовые акты получили четко систематизированную иерархию во главе с Конституцией. В зависимость от качества построения этой системы поставлена сила права в государстве.

Марксистская материалистическая или классовая теория происхождения государства и права

ХХ век ознаменовался распространением материализма и марксистской теории возникновения права.

Конец XlX и ХХ вв. можно назвать эпохой марксистской или классовой теории. К. Маркс, Ф. Энгельс и В.И. Ленин самые известные его сторонники. В рамках марксистской теории право определяет меру свободы членов общества и представляет собой возведенную в закон волю господствующего класса. Государство пытается выдать интересы господствующего класса за благо общества, используя право.

Оно понимается, как закон и тесно связано с государством. Закон подкрепляется аппаратом принуждения, как инструментом насилия. Четкость разделения противоправно и законопослушного – явное преимущество этой модели.

С точки зрения современной науки, экономический уклон этой концепции оправдан, но слишком силен, а идея поддержки права только угрозой наказания нельзя согласиться.

Как продолжение марксисткой материалистической теории в большой степени уделяет внимание возникновению государства под воздействием экономических и социальных обстоятельств. Из последних исходит и социальные правоотношения. Социальное право это совокупность правовых норм, регулирующих специфический метод распределения части ВВП в пользу малообеспеченной части населения. Совершенствование орудий труда, его разделение привело к появлению избыточного продукта и классового неравенства. Эта теория не уделяет внимания религиозным, национальным, психологическим и иным аспектам жизни человека.

Страшные события войн, развернувшихся в ХХ веке, тоже могут быть с позиции происхождения.

Известная правовая теория насилия

теория насилия

Теория насилия возникла на рубеже XlX и ХХ веков. Л.Гумплович и К.Каутский были ее сторонниками. Главная ее идея – возникновение права в результате насилия, завоевания и порабощения одного народа другим и его использование для управления сильного слабым. Для примера приводились государства Европы и Америки, возникшие таким путем и их правовые системы. Другие варианты развития правовых систем игнорируются или минимизируются как исключения.

Одной из главных задач права становиться защита частной собственности. Ее преимущество стало отражение исторических процессов, происходивших на раннем этапе развития государственности. Эта узконаправленная теория не учитывает религиозные, психологические и иные аспекты развития.

Расовая теория возникновения права и ее приверженцы и сторонники

Страшными последствиями ее применения стала политика колониализма и мировая война. Но даже этих уроков оказалось не достаточно, и в период холодной войны можно было встретить высказывания сторонников этой теории в прессе.

К сожалению, и сегодня эта, изжившая себя теория, имеет популярность, однако, в большинстве цивилизованных стран стоит вне закона.

Несмотря на события войн и конфликтов, человечество стремится к миру и гуманизму, что отражается в юридической науке.

Кратко о примирительной

Общая характеристика: примирительная теория популярна в Европе ХХ века. Г. Берман, Э. Аннерс и другие ее сторонники утверждают, что право возникло для упорядочения отношения между родами, а не внутри них. В обоснование своей позиции они утверждали, что на начальном этапе развития общества функции судьи выполнял старейшина, а безопасность и защита обеспечивалась силами всего рода.

В такой ситуации отдельный человек был только частью рода и не нуждался в отдельном праве. В тот период конфликты не были редкостью и без примирения могли привести к полному истреблению общины. Заключались перемирия советом старейшин.

Затем, в силу повторения ситуаций они вошли в правило, а обстоятельства усложнялись. Так дифференцировалось и формировалось примирительное право. Затем, оно перешло из устной формы в письменную – законодательство. Эта модель не отмечает роль права в предотвращении конфликтов, в организации и регулировании общественной жизни.

Социологическая теория и ее представители

В рамках этой модели приоритет отдается содержанию в ущерб форме, но она оставляет свободу для судебного произвола и оставляет свободу для трактовки закона.

Общая характеристика психологической современной теории

Возможно так же будет интересно узнать, каковы причины возникновения государства и права.

Что из себя представляет предмет науки конституционного права. Подробно описано в данной статье.

Интересно будет ознакомится с методом философии права.

Анализ основных теорий возникновения права показывает, что интерес к этим проблемам проявляли ученые правоведы, историки, философы и экономисты на всем протяжении существования государственности. Часто они служили конъюнктурным интересам или служили основой для принятия политических решений. Именно это является причиной многообразия теорий. Ни одна из них не учитывает всех факторов, оказавших влияние на этот процесс. Разработка всеобъемлющей, объективной теории – это одна из задач, которые стоят перед правоведами будущего.


вала проблемы государственной и правовой жизни общества в контекс­те присущего ей научного мироощущения.

Идея правовой государственности как наиболее справедливого устройства общества впервые сложилась у древних греков в виде мыс­ленного образа реального полиса, который должен представлять собой объединение людей, подчиняющихся единому и справедливому закону. Демокрит, известный своей энциклопедичностью, считал, что благопо­лучие граждан государства зависит от качества государственного управления, и утверждал, что приличие требует подчинения закону, власти и умственному превосходству. Тяжело быть под властью челове­ка более низкого. По самой природе управлять свойственно лучшему.

На философию права, как отмечает русский правовед Г. Ф. Шершеневич, оказало влияние одно важное обстоятельство — это историческое разобщение между философией права и юридическими науками. Юристы занимались систематизированием и толкованием норм права, а философия права разрабатывалась учеными, по преиму­ществу не причастными к правоведению. Юристы изучали право в его фактическом состоянии, не задаваясь мыслью о том, каким оно может или должно быть, а философы создавали идеальное право, не зная, что такое право в действительной жизни и как применяются его нормы 2 .

Такая разобщенность существует и в наше время. Общая филосо­фия, математика, информатика, кибернетика, естествознание и другие науки, без которых немыслима современная практическая юриспруден­ция, живут собственной жизнью, а юриспруденции осмыслить собствен­ные аспекты этих наук самостоятельно чрезвычайно сложно. Для общей пользы необходима интеграция взаимосвязанных с юриспруденцией знаний, их активное привлечение к теории и практике государственно-правового строительства жизни общества. Это положение в равной мере относится и к другим основополагающим общественным наукам: эко­номической теории, политологии, теории нравственности, логике, эсте­тике. Это предмет особого научного разговора, требующий объек-


1 Коркунов Н. М. Лекции по общей теории права. СПб., 1894. С. 19.

2 См.: Шершеневич Г. Ф. Общая теория права. М., 1911. С. 15—16.
10

Современная юриспруденция в той или иной мере связана со все­ми отраслями знания прежде всего потому, что научная деятельность и результаты ее практического воплощения в реальные общественные отношения в конечном счете приобретают форму правоотношений, охраняемых государством.

Диалектическое мышление русских юристов во многом превосхо­дит научные взгляды на философские основы государства и права, из­ложенные в трудах зарубежных авторов. Философия права Шеллинга и Гегеля, общетеоретические взгляды на государство и право Канта, Фих­те, Маркса и Энгельса, безусловно, характеризуются фундаменталь­ностью, однако и они претерпевают серьезные испытания временем.

В российской юридической мысли преобладает тезис о том, что философия права занимается выработкой общего мировоззрения на основании выводов отдельных наук. Но при современном развитии человеческого знания философия не в состоянии исследовать законо­мерности каждой специальной науки, в том числе многочисленных юри­дических наук, охватывающих практически все человеческое общежитие в его государственно-правовой сфере. Функции философии права возла­гаются поэтому на теорию права, которая концентрирует свое внимание на исследовании основных общих закономерностей данной сферы обще-


1 См.: Шершеневич Г. Ф. Указ. соч. С. 20.

Может ли философ выполнять функции юриста, а юрист — фи лософа в жизни сугубо практической? И да, и нет! Почему? Потому, что философ, обладая обширнейшими знаниями закономерностей окру жающего мира в целом, далек от знания конкретных закономерностей функционирования и развития права и государства. А юрист, занимаясь конкретными юридическими делами, может частично забыть некоторые основы философии, которые он изучал на первых курсах высшего учеб­ного заведения.

Проблема взаимосвязи и взаимообеспечения философии и наук, исследующих конкретные стороны окружающего нас мира, чрезвычайно актуальна в плане общего оздоровления реальной общественной жизни, ее прогресса, совершенствования самого человека.

Нет философов вообще, как и юристов на все случаи жизни. Есть философ-математик и математик-юрист, философ-биолог и биолог-юрист. Оправдано ли такое сочетание в обратном порядке? Конечно. И то, и другое обусловлено объективными потребностями общественного развития, но определяющими при этом являются материальные науки Юриспруденция же вырабатьгаает наиболее целесообразную правовук форму реализации научных знаний материальных наук.

Как философ не сможет познать закономерностей математики бе: знания самой математики, так и юрист не в состоянии эффективно ре шать правовые вопросы в той сфере общественной жизни, где он рабо тает: законность в экологических отношениях может обеспечить толыа тот юрист, который знает основы экологии; в автомобилестроении от него требуется .знание основ этой промышленности; юрист банка дол жен знать основы банковского дела и т. д.

И в философии, и в юриспруденции, как и в других науках, су­ществует специализация: относительное обособление знаний определен­ной части науки, которая имеет самостоятельную жизнь. Но вне систем­ных связей с мировоззренческой основой не может быть ни философа, ни юриста, ни математика, ни другого специалиста в любой сфере чело­веческой деятельности.

Современная отечественная наука философии права консолидиру­ется в целом с научными воззрениями наших предшественников. Д. А. Керимов считает, что философия права «призвана детально раз­рабатывать методологию исследования всех правовых явлений и про­цессов; . она обладает в несравненно большей мере, чем любая отрасль

Юриспруденция и в научном, и в практическом смысле базируется на философских знаниях. Но способна ли философия права охватить всю совокупность юридических знаний, всерьез заниматься практиче­ским исследованием основных закономерностей государства и права, выработкой методологии многочисленных отраслевых аспектов госу­дарственно-правовой науки. В современных условиях это возможно лишь на основе тесного научного сотрудничества с общей теорией пра­ва.

Углублять, интегрировать, развивать, конкретизировать фило­софские основы общей теории государства и права — объективная потребность общественной жизни. Но игнорировать теорию госу­дарства и права как общетеоретическую науку объективно невозможно, хотя бы из чисто практических соображений.

Политика и многообразное, и универсальное явление, в котором концентрируются все основные стороны общественной жизни: экономи­ческая, социальная, духовная, национальная, религиозная.

Государственная политика выражается в официальных актах правотворчества. В них государство определяет правовые основы не только своей деятельности, но и всех звеньев политической системы общества.

В теоретическом и практическом отношении между политикой и Правом не всегда обнаруживается единство и плодотворное взаимодей­ствие. Государственная политика лишь тогда может считаться демокра-


Керимов Д. А- Предмет философии права // Государство и право. 1994. № 7. С. 6.

2 Керимов Д. А. Там же. Ленин В. И. Поли. собр. со 1 .

Общая теория права как наука изначально и окончательно сфор­мировалась в России в трудах Гамбарова, Гессена, Кистяковского, Кор-кунова, Новгородцева, Петражицкого, Сергеевича, Соловьева, Чичерина, Шершеневича и других. Русские авторы в своих исследованиях опира­лись на произведения немецких юристов, философов, социологов, поли­тологов: Биерлинга, Виндельбанда, Гегеля, Глюка, Еллинека, Иеринга, Канта, Лассона, Майера, Мюллера, Стенберга, Шеллинга, Шталя, Штаммлера, Шютце, — создавая стройную систему общетеоретиче­ских знаний о государстве и праве применительно к условиям россий­ской общественной жизни. Многие теоретические выводы представите­лей русской дореволюционной юридической мысли актуальны и по сей день.


См.: Шершеневич Г. Ф. Указ. соч. С. 62.

руководящих принципов для оценки имеющегося правового материале и для развития права и правоведения.

Общая теория права Г. Ф. Шершеневичав своей концепту­альной завершенности является фундаментальным исследованием. Его научные положения составляют основу нынешней юриспруденции.

Развивая свою концепцию, Г. Ф. Шершеневич доказывает, что по мере исторического развития философия права превращается в общую теорию права, в отличие от тех теорий, которые создаются в рамках отраслевых юридических наук. Общая теория выясняет, что такое право вообще, независимо от его временной изменчивости, что такое государ­ство вне разнообразия его форм проявления, каковы источники права, какова методика разработки норм права.

Правоведение, по Шершеневичу, как и любая другая наука, не может существовать изолированно, вне связи с философией. Но фило­софия должна вырасти из самого правоведения, а не быть ему навязан­ным извне. Поэтому необходима такая юридическая наука, которая объединила, свела бы в единое целое все то, что уже сделано в общей части каждой специальной науки. Это есть задача общей теории и един­ственная задача философии права. Из сказанного обнаруживается, что общая теория права составляет продолжение общей части всех юриди-


1 См.: Коркунов Н. М. Указ. соч. С. 25—30. 16

яеских наук, что материал ее исключительно положительное право и что она и есть то, чем должна быть философия права.

Таково краткое изложение основных научных воззрений профес­сора Г. Ф. Шершеневича на общую теорию права 1 .

Говоря о представителях отечественной правовой мысли нельзя не упомянуть и Питерима Александровича Сорокина,социолога, юри­ста, который не по своей воле стал эмигрантом. С 1930 по 1964 годы П. А. Сорокин был профессором Гарвардского университета, где орга­низовал и длительное время возглавлял факультет социологии.

В связи с указанными соображениями главную задачу общей тео­рии права Питерим Сорокин формулирует следующим образом: 1) определить правовое явление; 2) описать его основные признаки; 3) классифицировать виды права; 4) закономерности происхождения и развития права; 5) исследовать основные законы правовой эволюции в связи с учением о правовом идеале; 6) изучить основные общественные функции права и его социальную роль.

Русская юридическая наука конца XIX — начала XX века соче­тала в себе самые разнообразные общетеоретические взгляды на госу­дарство и право: естественно-правовые, материалистические, социологи­ческие, нормативистские, психологические. При всем своем разнообразии научные работы (монографии, учебники, пособия, статьи) русских юристов отличаются фундаментальностью, убедительностью, стройно­стью и логичностью.

1 См.: Шершеневич Г. Ф. Указ. соч. С. Ј


Разночтения в общетеоретических взглядах на государство и пра­во в отечественной и зарубежной науке незначительны, и по существу, и по формальным признакам. Они едины в основном: и государство, и право — это социальные инструменты, призванные обеспечивать благо­получие, человека во всех

Муромцев, Новгородцев, Хвостов давали другие оригинальные названия своим произведениям, которые по своему существу можно назвать теорией государства и права.

В наше время споры о том, что первично, а что вторично: госу­дарство или право, не имеют под собой ни научной, ни практической почвы. Всем понятно, что право, как явление общественной жизни, как мерило свободы и справедливости в человеческих отношениях, сформи­ровалось гораздо раньше, чем государство. С возникновением госу­дарства право приобретает лишь новое качество: оно становится пра­вом, охраняемым государством, его принудительной силой. Право при этом не теряет своих объективных признаков как регулятора обще­ственных отношений, но приобретает новые свойства, порождаемые его неразрывной связью с государством.

В современном обществе основным источником права является нормативно-правовой акт — продукт официальной деятельности ком­петентных органов государства. Правовые предписания находятся под его защитой, а их реализация обеспечивается материально-организационными средствами государственной власти.

Право без государства беззащитно, а в современных условиях почти неосуществимо без его властного обеспечения.

В последнее время российскими юристами опубликованы значи­тельные произведения, посвященные общетеоретическим проблемам и государства, и права (в том числе и учебники) 1 .


1 См.: Лившиц Р. 3. Современная теория права. М., 1992; Лазарев Б. М., Давит-нидзе И. Л. Общая теория государства и права. М., 1992; Общая теория права. Курс лекций. Под общей ред. проф. В. К. Бабаева. Нижний Новгород, 1993; Алексеев С. С. Общая теория права. М., 1994; Общая теория права и госу­дарства. Под ред. академика РАЕН В. В. Лазарева. М., 1994; Комаров С. А. Общая теория государства и права. Изд-во Мордовского ун-та. 1994; Теория государства и права. Курс лекций в 2-х томах. Под ред. проф. М. Н. Марченко. 18

Некоторые авторы на первый план выдвигают вопросы теории права. Это нашло отражение и в названиях опубликованных ими работ.

Наша же цель — изложить основные вопросы теории госу­дарства и права в традиционной последовательности применительно к интересам студенческой аудитории, показать и убедить, что государ­ственно-правовая жизнь общества является цельным социальным явле­нием. Студент-юрист должен глубоко познать основные общие законо­мерности государства и права в их диалектической взаимосвязи, актив­но использовать полученные знания в своей профессиональной деятель­ности.

Общая теория права — это фундаментальная юридическая наука, которая изучает сущность, закономерности и тенденции происхождения, развития и функционирования, взаимодействия государства и права, а также формирует общий для всех юридических наук категориальный аппарат.

История возникновения юриспруденции как науки связана с отпочкованием от гражданского права иных отраслевых наук. С ростом дифференциации юридических наук, обогащения знания и углубления мысли в природу явлений возрастала потребность во встречном процессе обобщения и систематизации. Общественная практика требовала внимания непосредственно к общим закономерностям правовой действительности, изучением которой и занялась общетеоретическая правовая наука.

Общая теория права не сразу оформилась с таким названием и содержанием. В Западной Европе и России в XVIII — XIX вв. на основе энциклопедии права и философии права сложилась общая теория государства и права. Энциклопедия права (К.Неволин, Е.Трубецкой, Г.Чичерин) представляла собой конспект по отдельным правовым наукам, расширенный толковый юридический словарь. Философия права на базе теории естественного права изучала идеальные первоосновы права. Таким образом, теория государства и права охватывала как философское осмысление правовой действительности, так и наиболее общие представления о системе юридических наук. Постепенно она стала толковаться как общее учение о праве, которое охватывало все содержание правоведения в единстве и системе, в его основных и общих началах.

После Второй мировой войны в связи с разработкой права прав человека, обращенная не к опыту, а к идее возродилась философия права, что обусловило перерыв в развитии общей теории права в континентальной Европе. Между тем, в СССР перерыва в развитии теории государства и права не было, хотя распространение идеи философии права также имело место.

В 60-е годы XX в. началось возрождение общей теории права на базе развития новых отраслей — информатики, кибернетики, деонтической логики, социологии права и др., определяющих ее современное состояние.

Объект науки — то, на что направлена познавательная деятельность – определенная сфера реальности. Так, объект общей теории права двойственен — это взаимосвязанные, взаимообусловленные и взаимодополняющие социально-юридические феномены государства и права, изучаемые обобщенно и абстрактно, вне социально-исторического контекста и привязки к определенному государству. Хотя фактически нельзя не учитывать изменение содержания данных понятий в зависимости от эпохи и политико-правового устройства социума.

Объект науки может изучаться многими науками, поэтому понятие объекта науки шире предмета науки. Так, помимо общей теории права, государство и право изучают другие науки теоретико-исторического блока и политология.

Предмет науки — это часть, сторона, конкретный аспект объекта, исследуемый отдельной наукой; совокупность знаний об объекте, заданных специфическим ракурсом его рассмотрения. У всякой науки может быть только один предмет [47, с. 5] — то, что только она изучает, теоретически осваивает в каком-либо объекте. В теоретическом смысле предмет науки есть система понятий и категорий, посредством которых она описывает объект, реальность, т.е. выполняет свою задачу — сводит явление кпонятию.

Таким образом, можно различать предмет общей теории права в плане объективной реальности (как часть объекта общей теории права), так и в теоретическом плане (как часть теоретического знания о государстве и праве).

Другие правоведы пишут о множественности предмета общей теории права. Здесь предметом общей теории права в плане объективной реальности выступают сущностные свойства права и государства как правовых феноменов, а именно их: 1) сущность; 2) закономерности и тенденции возникновения, развития и функционирования; 3) система, содержание и формы. В теоретическом плане ее предметом считается система основных юридических понятий и категорий (категориальный аппарат).

Уместно говорить о статике и динамике общей теории права. С одной стороны, ядро теории права неизменно. Стабильность связана со всеобщим типичным, неизменяемым, что характеризует право и государство на протяжении тысячелетий. С другой стороны, развитие науки влечет уточнение старых и выявление новых аспектов познания государства и права, более глубокий уровень их (пере)осмысления. Поэтому предмет и объект общей теории права относительно стабильны, хотя современная общая теория права восприимчива к изменениям в общественной жизни.

Теоретическое знание.

Теория(от греч. исследование, в результате которого образуется система обособленных знаний в определенной области) понимается двояко:

2) в узком смысле как определенный уровень теоретического знания, а именно, как самая высшая форма организации знания, призванная дать целостное интеллектуальное представление об исследуемом предмете. Она принимает во внимание лишь необходимое. Так, говоря о разумности человека, не учитываются душевнобольные, как не соответствующие тезису о разумной природе человека.

Теория как абстрактное, обобщенное знание включает: понятия, категории, а также принципы, признаки, особенности, классификации, юридические конструкции, закономерности, функции и др.

Понятие — форма отражения мира в мышлении, с помощью чего познается сущность явлений и процессов, их связи, обобщаются наиболее важные признаки и стороны; обобщение (и мысленное выделение) предметов и явлений определенного класса по их отличительным признакам. Категория — наиболее общее, широкое, фундаментальное представление, обобщающее различные понятия, фиксирующее наиболее существенные их признаки [7, с. 6].

Юридические понятия и категории, какосновные, наиболее важные понятия, составляют понятийный аппарат, необходимый для единообразного понимания изучаемых процессов и явлений, для осуществления содержательного анализа предмета исследования на языке, свойственном для определенной теории. Понятийный аппарат сосатвляет основу любой теориии. Понятия и категории описывают свойства, устойчивые связи, закономерности изучаемого объекта. Понятияопределены в дефиниции (от лат. definitio — точное указание), в научном определении как способе выражения истины в исследуемом объекте либо путем перечисления их сущностных признаков.[1] Логический прием дефинирования позволяет формулировать значение нововведенного или уточнять значение уже известного в науке термина. Понятиявыражаются соответствующими терминами, но не тождественны им как языковым явлениям.

Юридический термин (от лат. terminus — граница, предел) — слово или словосочетание, которые, обеспечивая определенность и четкость языка права, конкретизируют используемые в нем понятия [14, с. 7]. Терминами в праве, к примеру, пользуются для словесного обозначения понятий, применяемых при изложении содержания нормативного или иного правового акта.

Можно различать уровни формирования теоретического знания: 1) идею как некую мысль, суждение, умозаключение; 2) концепцию как общий замысел; 3) конструкцию как совокупность нескольких идей; 4) доктрину как более структурированное знание; 5) теорию; 6) учение как объединение нескольких теорий; 7) школу как высший уровень развития теории, которой присуща длительное использование знания и преемственность в его развитии. Иногда все эти понятия рассматриваются как равнозначные. Первые собственно теории о праве возникли не ранее XVII в., а первые обобщения эмпирического свойства появились ранее [14, с. 45]. Например, римская юриспруденция отличалась развитым понятийным (категориальным) аппаратом и правовыми конструкциями, которые используются в правоведении до сих пор. Тем самым, ей характерно теоретическое знание концептуального и конструкционного уровней.

Общая теория права как наука сформировалась в России в трудах Ю. С. Гамбарова, В. М. Гессена, Б. А. Кистяковско-го, Н. М. Коркунова, П. И. Новгородцева, Л. И. Петражиц-кого, В. П. Сергеевича, В. С. Соловьева, Б. Н. Чичерина, Г. Ф. Шершеневича и др. Русские авторы в своих исследованиях опирались на произведения немецких юристов, философов, социологов, политологов (В. Виндельбанда, Г. В. Ф. Гегеля, Г. Еллинека, Р. Иеринга, И. Канта, А. Лас-сона, Г. Майера, К. Стенберга, Ф. Шеллинга, Ф. Ю. Шталя, Р. Штаммлера, А. Шютце), создавая стройную систему общетеоретических знаний о государстве и праве применительно к условиям российской общественной жизни. Многие теоретические выводы представителей русской дореволюционной юридической мысли актуальны и по сей день. Русская юридическая наука конца XIX – начала XX в. сочетала в себе самые разнообразные общетеоретические взгляды на государство и право: естественно-правовые, материалистические, социологические, нормативистские, психологические. При всем разнообразии научные работы (монографии, учебники, пособия, статьи) русских юристов отличаются фундаментальностью, убедительностью, стройностью и логичностью. Разночтения в общетеоретических взглядах на государство и право в отечественной и зарубежной науке незначительны и по существу, и по формальным признакам. Они едины в главном: и государство, и право – это социальные инструменты, призванные обеспечивать благополучие человека во всех сферах его жизнедеятельности.

Изучение теории государства и права на базе данного учебника направлено на усвоение комплекса общетеоретических знаний о государственно-правовых явлениях; получение представлений об основных категориях, отражающих особые свойства государства и права; определение значения общетеоретических знаний для последующей практической деятельности; развитие и закрепление нового юридического мышления, общей и правовой культуры, высокого профессионализма, чувства законности и справедливости; уяснение основных принципов права, умения правильно толковать и применять его.

2. Развитие науки теории государства и права

2.1 Вехи развития науки теории государства и права

Теория государства и права в российской высшей школе до последнего времени читается как единая учебная дисциплина. Главная причина этого — неразрывная связь и взаимозависимость государства и права в реальной действительности и отсутствие другой науки, которая бы их отражала, изучала и обобщала. Вместе с тем государство и право достаточно автономны, и в системе юридических наук они были представлены и как объекты двух относительно самостоятельных теорий.

Следует также отметить, что государство и право являются не только юридическими, но и социальными феноменами. Это объекты изучения и политической науки, и социологии, и экономической теории, и философии. В связи с этим ограничить изложение чисто юридическими вопросами очень трудно.

Д. Остин полагал, что в системе юридических наук должно существовать общее правоведение, ставящее своей за дачей исследование понятий, лежащих в основе позитивно го права различных государств.

В 70-х гг. XIX в. эту линию продолжил немецкий юрист А. Меркель. Обосновывая необходимость замены теории естественного права общей теорией права, он по-новому определил исходные начала новой науки. Нужна специальная наука, которая бы свела воедино и систематизировала общие части всех юридических наук. Такой наукой и должна стать общая теория права, имеющая своим объектом исключительно положительное право.

Н.М. Коркунов пришел к выводу о том, что философия права и энциклопедия права утрачивают самостоятельное значение и являются подготовительными стадиями к образованию одной обобщающей дисциплины — общей теории права.

Сходство трактовок основных вопросов теории государства и права, данных Г.Ф Шершеневичем и советскими авторами, были обусловлены общим для них пониманием права как закона. Правда, в советской юридической литературе утвердился тезис о том, что право и государство подчинены классовым интересам, и по мере того, как классовое деление общества утрачивает смысл, государство и право будут отмирать. Однако классовый подход не менял сути позитивистских трактовок права.

Сведение права к позитивистскому закону освобождало юристов в СССР от обязанности изучать связи и зависимости права, лежащие за пределами действующего законодательства. Сказанное, однако, не умаляет заслуг советских теоретиков права в разработке и углублении проблем системы права, законодательной техники, систематизации законодательства, правоотношений, правоприменения, законности и правопорядка, понятий правонарушения и юридической ответственности.

К концу советского периода в России сложилась целая плеяда видных юристов, теоретиков государства и права. Следует назвать такие имена, как С.С. Алексеев, В.К. Бабаев, П.П. Баранов, С.Н. Братусь, А.Б. Венгеров, Д.А. Керимов, В.Н. Карташов,В.Н. Кудрявцев, В.В. Лазарев, О.Э. Лейст, А.В. Малько, Г.В. Мальцева,М.Н. Марченко, О.В. Мартышин, Л.А. Морозова, B.C. Нерсесянц, А.С. Пиголкин, Т.Н. Радько, М.М. Рассолов, А.Х. Саидов, В.М. Сырых, Ю.А. Тихомиров, В.Е. Чиркин, В.А. Четвернин, Д.Ю. Шапсугов, Б.С. Эбзеев, Л.С. Явич.

Развитием их основных идей является концепция, исходящая из того, что эволюция общества и всех его институтов, включая государство и право, — это естественноисторический процесс, протекающий по объективным законам.

Название работы: История развития теории государства и права

Предметная область: Государство и право, юриспруденция и процессуальное право

Описание: В тоже время при помощи права обосновывалось подневольное положение рабов. В системе философских знаний со временем появляется философия права предметом которой становится исследование государственноправовой стороны жизни общества. Развивая идею философии права и концепцию естественного права Н.

Дата добавления: 2015-04-21

Размер файла: 36.12 KB

Работу скачали: 8 чел.

История развития теории государства и права.

У древних мыслителей познание окружающего мира осуществлялось в рамках единой универсальной науки - философии . Наряду с логикой, этикой, математикой, физикой и медициной она исследовала проблемы государственной и правовой жизни общества в контексте присущего ей научного мироощущения. Необходимо подчеркнуть, что период зарождения государственности и связанных с этим политических и правовых идей осуществлялся на почве религиозной мифологии. Общественные воззрения носили условно-правовой характер.

Постепенно процесс познания законов общественной жизни стал приобретать рационалистичный характер. Отчетливо это проявлялось уже в I тысячелетии до н. э. Мифические представления о мироустройстве, сыграв огромную роль в развитии человечества, стали заменяться приобретаемыми эмпирическим путем и теоретическими обобщениями научными познаниями.

Идея правовой государственности как наиболее справедливого устройства общества впервые сложилась у древних греков, которая представляла собой объединение людей, подчиняющихся единому и справедливому закону. Государство и законы рассматриваются как установленные, созданные человеком и предназначенные удовлетворять его интересы. В тоже время при помощи права, обосновывалось подневольное положение рабов.

Юридическая наука как комплексное и системное правовое явление относится к одному из видов старейших общественных наук . Уже в рамках древнегреческой философии были выявлены ее важнейшие теоретические проблемы и разработаны определенные подходы к их решению . Римскими юристами были сформулированы правовые понятия и юридические конструкции, дошедшие до наших дней и активно применяемые в национальных правовых системах России.

Признание в I в. нашей эры христианства государственной религией также сыграло заметную роль в формировании правовых воззрений. Это заложило основы для возникновения теократической теории, одним из теоретиков которой стал константинопольский епископ Иоанн Златоуст (345-407 гг.).

Демокрит , считал, что благополучие граждан государства зависит от качества государственного управления. Он утверждал, что приличие требует подчинения закону, власти и умственному превосходству. Потому что тяжело быть под властью человека более низкого. По природе управлять свойственно только лучшему.

В системе философских знаний со временем появляется философия права, предметом которой становится исследование государственно-правовой стороны жизни общества. Развивая идею философии права и концепцию естественного права, Н. М. Коркунов подчеркивал, что отдельной философии права не было, ни в древности, ни в средние века, когда этика почти всецело поглощалась богословием. По свидетельству исследователей, не ранее 17 в. образуется особая наука – философия права.

На философию права, как отмечает русский правовед Г. Ф. Шершеневич, оказало сильное влияние одно важное обстоятельство - это историческое разобщение между философией права и юридическими науками. Юристы занимались систематизированием и толкованием норм права. В свою очередь, философия права разрабатывалась учеными, по преимуществу не причастными к правоведению. Юристы изучали право в его фактическом состоянии, а философы конструировали концепцию создания идеального права .

Процесс развития и усложнения характера общественных отношений, в свою очередь, повлек за собой необходимость совершенствования правовых предписаний, направленных на упорядочивание этих отношений в различных ситуациях и по различному поводу между всеми субъектами права - населением, государством и обществом.

Философия права является методологической базой юриспруденции . Как составная часть философии философия права не отличается от целого ни по своим функциям, ни по своим методам. По отношению к юридическим наукам философия права решает те же общенаучные проблемы, что и философия в отношении всех отраслей человеческого знания.

И в философии, и в юриспруденции, как и в других науках, существует специализация: относительное обособление знаний определенной части науки, которая имеет самостоятельную жизнь. Но вне системных связей с мировоззренческой основой не может быть, ни философа, ни юриста, ни математика, ни другого специалиста в любой сфере человеческой деятельности.

Юриспруденция и в научном, и в практическом смысле базируется на философских знаниях.

Теория государства и права как наука изначально и окончательно сформировалась в России в трудах Гамбарова, Гессена, Коркунова, Шершеневича и др. Русские авторы в своих исследованиях опирались на произведения немецких юристов, философов, социологов, политологов: Гегеля, Майера, Шеллинга, Канта, и др. – создавая систему общетеоретических знаний о государстве и праве применительно к условиям российской общественной жизни. Многие теоретические выводы представителей русской дореволюционной юридической мысли актуальны и по сей день.

Теория государства и права ставит своей задачей изучение права как родового явления, т. е. наиболее общих родовых признаков, свойственных всем правовым явлениям: праву государственному, гражданскому, уголовному и всем другим отраслям права.

И государство, и право - это социальные инструменты, призванные обеспечивать благополучие человека во всех сферах его жизнедеятельности.

Право без государства беззащитно, а в современных условиях почти неосуществимо без его властного обеспечения.

Читайте также: