Обладают ли граждане рф равным административно правовым статусом

Обновлено: 04.07.2024

Гражданствоэто устойчивая правовая связь лица с Российской Федерацией, выражаю­щаяся в совокупности взаимных прав и обязан­ностей. Физические лица, находящиеся в такой правовой связи, являются гражданами РФ.

Гражданин РФ не может быть лишен граждан­ства Российской Федерации или права изменить его. Гражданин РФ не может быть выслан за пре­делы Российской Федерации или выдан иностран­ному государству. Проживание гражданина РФ за пределами Российской Федерации не прекращает его гражданства Российской Федерации. Таким гражданам предоставляется защита и покрови­тельство Российской Федерации.

Гражданин РФ может иметь двойное граждан­ство, т. е. быть одновременно гражданином дру­гого государства. Гражданин РФ, имеющий так­же иное гражданство, рассматривается Российской Федерацией только как гражданин РФ, за исключением случаев, предусмотренных между­народным договором Российской Федерации или федеральным законом. Приобретение граждани­ном РФ иного гражданства не влечет за собой прекращение гражданства Российской Федера­ции.

Гражданство Российской Федерации приобрета­ется:

б) в результате приема в гражданство Российской Федерации в общем или упрощенном порядке;

в) в результате восстановле­ния в гражданстве Российской Федерации;

г) по иным основаниям.

Гражданство Российской Федерации прекраща­ется: а) вследствие выхода из гражданства Россий­ской Федерации; б) по иным основаниям (напри­мер, выбор иного гражданства при изменении Го­сударственной границы РФ).

Среди основных прав граждан РФ, являющих­ся составной частью их административно-правово­го статуса и имеющих существенное значение с точки зрения взаимоотношений граждан с органа­ми государственной власти, местного самоуправле­ния, общественными объединениями, администра­цией предприятий, учреждений, с точки зрения организации системы управления государством в первую очередь следует назвать такие.

1. Право на свободу и личную неприкосновен­ность. Арест, заключение под стражу и содержа­ние под стражей допускаются только по судебно­му решению. До судебного решения лицо не мо­жет быть подвергнуто задержанию на срок более 48 часов (ст. 22 Конституции РФ).

2. Право частной собственности. Никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда (ст. 35 Конституции РФ).

3. Право на неприкосновенность жилища. Никто не вправе проникнуть в жилище против воли проживающих там граждан иначе как в случаях, установленных федеральным законом, или на основании решения суда (ст. 25 Консти­туции РФ).

4. Право на неприкосновенность частной жиз­ни, личную и семейную тайну, защиту своей чес­ти и доброго имени. Ограничение права на тайну переписки, телефонных переговоров и иных сооб­щений допускается только на основе судебного ре­шения (ст. 23 Конституции РФ).

5. Право на передвижение. Каждый, кто закон­но находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства. Каждый может свободно выезжать за пределы страны, при­чем граждане Российской Федерации могут бес­препятственно возвращаться в Россию (ст. 27 Конституции РФ).

6. Право участвовать в управлении государ­ством, в том числе избирать и быть избранным в органы государственной власти и органы местно­
го самоуправления, а также участвовать в рефе­рендуме. Граждане РФ имеют равный доступ к го­сударственной службе (ст. 32 Конституции РФ).

7. Право обращаться лично, а также направ­лять индивидуальные и коллективные обращении в государственные органы и органы местного са­моуправления (ст. 33 Конституции РФ).

8. Право на объединение, включая право созда­вать профессиональные союзы для защиты своих интересов (ст. 30 Конституции РФ).

9. Право проводить собрания, митинги, демон­страции, шествия и пикетирование (ст. 31 Кон­ституции РФ).

10. Право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями или без­действием органов государственной власти или их должностных лиц (ст. 53 Конституции РФ).

Эти и некоторые другие права граждан РФ имеют основополагающее значение при осуществ­лении государственного управления, во многом определяют характер административно-правовых отношений между гражданами и другими субъек­тами административного права. Указанные права нашли свое развитие и детализацию в ряде зако­нов и подзаконных актов, регулирующих админи­стративно-правовую сферу и определяющих адми­нистративно-правовой статус органов государ­ственной власти и местного самоуправления.

Граждане РФ, имея права, должны также вы­полнять возложенные на них Конституцией РФ и законами обязанности. Среди конституционных, имеющих существенное значение для организации процесса государственного управления, следует указать такие обязанности, как: защищать Отече­ство, платить законно установленные налоги и сборы, сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам и др.

В систему административного права входит большое число различных норм, содержащихся в законах и других правовых актах, которые уста­навливают обязанности граждан в конкретных сферах деятельности. Такие нормы определяют многие правила поведения граждан и направлены на: защиту установленного порядка управления; охрану общественного порядка; защиту прав дру­гих граждан; охрану окружающей природной сре­ды, памятников истории и культуры; предотвра­щение правонарушений на транспорте, в области дорожного, коммунального хозяйства и др. Соблюдение и исполнение всех этих норм является важ­нейшей обязанностью граждан как субъектов ад­министративного права.

Административно-правовой статус личности определяется прежде всего объемом и характером ее административной правосубъектности, кото­рую образуют административная правоспособность и административная дееспособность.

Административная правоспособность личнос­ти — это признаваемая за личностью возможность быть субъектом административного права, способ­ность иметь права и обязанности административ­но-правового характера. Основные права и свобо­ды человека принадлежат ему от рождения (ст. 17 Конституции РФ), но ряд прав, особенно в сфере управления, лицо может приобрести и позже, а прекращаются они иногда еще до его смерти.

Административная правоспособность в ряде случаев зависит от возраста, состояния здоровья, образования, других факторов и обстоятельств, так как в административно-правовой сфере приоб­ретение прав и осуществление соответствующих обязанностей нередко немыслимо без определенно­го уровня умственного, физического и психиче­ского развития личности, наличия у нее необхо­димых знаний, жизненного и профессионального опыта, способности лица отдавать отчет о послед­ствиях своих действий и др. Поэтому нет ничего особенного в том, что права человека могут быть ограничены до достижения им определенного воз­раста.

Конституция РФ допускает ограничение прав граждан в той мере, в какой это необходимо в це­лях защиты основ конституционного строя, нрав­ственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (ст. 55). Например, правом на медицинскую помощь, на жилище, на образо­вание и т. д. обладают все лица, закон не огова­ривает возрастных или иных критериев возникно­вения этих прав. А право быть избранным депу­татом Государственной Думы Федерального Собрания возникает только у граждан РФ по дос­тижении ими 21 года. Достаточно жесткие требо­вания, причем и возрастного плана, предъявляют­ся к лицам, претендующим на должности судей. Так, если судьей может быть назначен гражданин РФ, достигший 25 лет, имеющий высшее юриди­ческое образование и стаж работы по юридической профессии не менее пяти лет, то судьей вышесто­ящего суда имеет право стать лишь гражданин, достигший 30 лет, Верховного Суда РФ — 35 лет и имеющий юридический стаж не менее десяти лет, а Конституционного Суда РФ — 40 лет и имеющий соответствующий стаж не менее 15 лет. И наобо­рот, право занимать государственные должности государственной службы прекращается для боль­шинства государственных служащих в 60 лет, а в 65 лет с учетом предусмотренного законом воз­можного продления службы — окончательно.

Право на службу в органах внутренних дел кро­ме общих требований, предъявляемых к государ­ственным служащим, определяется полом, физи­ческими качествами, отвечающими особым требо­ваниям, и другими обстоятельствами, которые закреплены в нормах. Положения о службе в орга­нах внутренних дел Российской Федерации. Суще­ствуют еще немало людей, административная пра­воспособность которых отличается от правоспособ­ности основной массы граждан РФ.

Такими гражданами, в частности, являются субъекты административной опеки или жители территорий с особым административно-право­вым режимом.

Субъекты административной опеки — это лица, которые в силу своей слабой социальной защи­щенности нуждаются в специальной помощи го­сударства. Опека состоит в содействии при орга­низации их труда и условий жизни, предоставле­нии различных льгот и привилегий, выдаче различных компенсаций и дополнительных денеж­ных сумм, оказании необходимых медицинских и иных услуг и др. К субъектам административной опеки следует отнести: безработных; инвалидов; вынужденных переселенцев; детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; инвалидов и участников Великой Отечественной войны, дру­гих боевых действий; ветеранов труда и военной службы; представителей некоторых иных катего­рий граждан. Такие граждане обладают больши­ми правами, чем иные лица, их административ­но-правовой статус устанавливается не только об­щим статусом гражданина РФ, но и нормами, содержащимися в ряде законов и подзаконных актов, актов органов местного самоуправления.

Наоборот, для граждан — жителей территорий с особым административно-правовым режимом (в пограничных зонах, закрытых городах, заповед­ных зонах, на территориях, где введено чрезвы­чайное положение, и т. д.) могут быть ограниче­ны права и свободы граждан, на них возложены дополнительные обязанности. Чаще всего они свя­заны с особыми правилами въезда, выезда и пре­бывания на данной территории. А в условиях чрез­вычайного положения допускается запрещение про­ведения собраний, митингов, уличных шествий и демонстраций, ограничение движения транспорт­ных средств и введение комендантского часа, ограничение свободы печати и других средств мас­совой информации, запрещение забастовок и др.

Таким образом, будучи в принципе равной, в реальности административная правоспособность для различных людей неодинакова. Однако Кон­ституция РФ гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина, в том числе и в админис­тративно-правовой сфере, независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, мес­та жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, других обстоятельств.

Административная правоспособность служит основой административной дееспособности лично­сти, которая является условием реализации пра­воспособности, субъективных прав и обязанностей человека и гражданина в конкретных администра­тивно-правовых отношениях. Административная дееспособность — это способность лица своими лич­ными действиями осуществлять права, выполнять обязанности, предусмотренные административно-правовыми нормами, и нести ответственность со­гласно этим нормам.

В соответствии с Конституцией РФ гражданин может самостоятельно реализовывать в полном объеме свои права и обязанности с 18 лет (ст. 60), но отдельные права в административно-правовой сфере граждане могут осуществлять в более ран­нем возрасте. Например, значительно раньше, чем в 18 лет, лицо может реализовывать свое право на образование, с 16 лет наступает ответственность за совершение административных правонарушений. Естественно, что те права, которые появляются у граждан позже, чем в 18 лет, реализуются ими с момента их получения.

На основе административной правоспособности лица, обладающие соответствующей администра­тивной дееспособностью, осуществляют субъектив­ные права и обязанности, вступая при этом в кон­кретные административные правоотношения.

Глава 4. административно-правовой статус гражданина: Введение в курс административного права, Л.Л. Попов, 2009 читать онлайн, скачать pdf, djvu, fb2 скачать на телефон Сегодня невозможно писать и читать об административном праве как науке, отрасли законодательства и учебной дисциплине, не отдав дань памяти ушедшему из жизни автору настоящего учебника, выдающемуся ученому-административисту Юрию Марковичу Козлову.

Глава 4. административно-правовой статус гражданина

§ 1. Основы административно-правового статуса

гражданина Российской Федерации

Гражданин как субъект административного права это участник общественных отношений, выступающий в качестве носителя содержащихся в нормативных актах конкретных прав и обязанностей, которыми он наделен для реализации своих жизненных потребностей, участия в управлении делами общества и государства.

Права и обязанности гражданина образуют в своей совокупности его правовой статус. Административно-правовой статус гражданина сложное юридическое образование. Он включает в себя четыре разновеликих составных элемента.

Первая, самая важная часть прав и обязанностей представляет собой правовой статус личности, человека как субъекта административного права. В российском государстве правовое регулирование положения личности, человека должно занимать центральное, приоритетное место, поскольку выражает идею о том, что право и государство, его органы и должностные лица призваны служить обществу, каждой личности, каждому человеку. Именно эта мысль выражена в ст. 2 Конституции РФ: "Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина обязанность государства".

Подобный характер взаимоотношений личности и государства является общепризнанным для большинства государств мира, что нашло закрепление в важнейших актах международного права, принятых ООН, организациями Европейского союза, Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе.

Эти, как их называют, естественные, неотъемлемые права и свободы нашли отражение во Всеобщей декларации прав человека, принятой Генеральной Ассамблеей ООН в 1948 г., и в Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод, утвержденной Советом Европы в 1950 г. , и некоторых других актах.

------------------------------- СЗ РФ. 2001. N 2. Ст. 163. Конвенция ратифицирована Российской Федерацией 30 марта 1998 г. // СЗ РФ. 1998. N 14. Ст. 1514.

Российское государство, следуя по пути признания общедемократических начал развития общества и международных актов в этой области, приняло в 1991 г. Декларацию прав и свобод человека и гражданина , положения которой впоследствии нашли отражение в Конституции 1993 г.

Согласно Конституции РФ и основанному на ней законодательству личность, человек, независимо от его служебного, общественного или имущественного положения, национальности, вероисповедания и т.д., является в России субъектом всех отраслей права, для чего основы правового статуса личности закреплены в Конституции РФ. При этом они пропитаны нормами конституционного, международного, гражданского, финансового и других отраслей права, отражающих взаимоотношения личности и общества, гражданина и государства, индивида и коллектива. Важное место в данном статусе человека занимают и нормы административного права.

Среди основных прав и свобод, составляющих правовой статус личности и находящихся в той или иной мере в сфере административно-правового регулирования, можно назвать, например, право на жизнь (ч. 1 ст. 20), право на свободу и личную неприкосновенность (ч. 1 ст. 22), право на неприкосновенность жилища (ст. 25), право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени (ч. 1 ст. 23), право на свободное передвижение, выбор места пребывания и места жительства, свободного выезда за пределы Российской Федерации и беспрепятственного возвращения в Российскую Федерацию (ст. 27).

Провозглашая права личности, Конституция устанавливает для человека определенные обязанности и запреты, например, платить законно установленные налоги и сборы (ст. 57), сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам (ст. 58), запрещается заниматься экономической деятельностью, направленной на монополизацию и недобросовестную конкуренцию (ч. 2 ст. 34), запрещается принудительный труд (ч. 2 ст. 37).

Вместе с тем Конституция РФ (ч. 3 ст. 55) допускает в исключительных случаях возможность ограничения федеральным законом прав личности, причем эти нормы обычно носят административно-правовой характер. Например, право на неприкосновенность жилища может быть ограничено сотрудниками милиции на основе Закона РФ "О милиции" при наличии оснований, предусмотренных соответствующими административно-правовыми нормами, в частности, при розыске преступника, если в квартире или доме совершается преступление или нарушение общественного порядка, угрожающее жизни или здоровью людей, при пожаре и в других случаях.

Вторая составная часть административно-правового статуса представляет собой статус гражданина Российской Федерации, вытекающий из факта гражданства . Как субъект административного права каждый гражданин Российской Федерации имеет свой гражданский правовой статус.

------------------------------- См. Федеральный закон от 31 мая 2002 г. "О гражданстве Российской Федерации" // СЗ РФ. 2002. N 22. Ст. 2031.

Нормы административного права, определяющие административно-правовой статус гражданина, устанавливают его права и обязанности в государственной и общественной деятельности. Это нормы об участии в управлении делами государства (ч. 1 ст. 32 Конституции), право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование (ст. 31), обязанность нести воинскую службу (ч. 2 ст. 59) и др. Далее это нормы, определяющие административно-правовой статус гражданина в его хозяйственно-трудовой деятельности, например, право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности (ч. 1 ст. 34), право на свободный труд, выбор профессии и рода деятельности (ч. 1 ст. 37), право частной собственности, в том числе на землю (ст. ст. 35, 36), причем никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда (ч. 3 ст. 35). Наконец, нормы, определяющие административно-правовой статус гражданина в личной или семейной сфере, не затрагивающей интересы общества, в частности, право на литературное, художественное, научное, техническое творчество, право на изменение фамилии. Таким образом гражданин Российской Федерации приобретает дополнительные к статусу личности права и обязанности, вытекающие из факта гражданства.

Когда физическое лицо обрело статус личности, затем гражданина, к ним добавляется третий элемент административно-правового статуса социальный. Он необходим, чтобы гражданин мог заняться конкретной трудовой профессиональной деятельностью, учиться, служить в Вооруженных Силах и т.д.

Личности, гражданину для этого нужны новые, дополнительные права и обязанности. В сфере общественно-трудовой деятельности насчитываются тысячи профессий и специальностей и каждая из них имеет свой правовой статус, установленный в основном нормами трудового и административного права. И здесь в качестве социального элемента административно-правового статуса гражданина можно выделить правовые статусы рабочего, служащего, учащегося, военнослужащего, пенсионера, вынужденного переселенца и т.д.

Четвертый элемент административно-правового статуса гражданина называют особым статусом, включающим в себя права и обязанности, которые граждане приобретают по своему желанию, личному интересу для удовлетворения своих индивидуальных потребностей. Это, например, любители-охотники, любители-водители, в том числе судоводители, спортсмены-непрофессионалы, туристы, коллекционеры и т.д. Все они получают официальный документ для занятия избранным делом, причем для каждого особого субъекта установлен определенный круг новых прав и обязанностей.

Вместе с тем следует иметь в виду, что административно-правовой статус гражданина представляет собой единство всех названных его элементов.

Административно-правовой статус гражданина определяется содержанием его административной правосубъектности, включающей в себя административную правоспособность и дееспособность.

Гражданин, чтобы стать участником административно-правовых отношений, должен обладать административной правоспособностью, т.е. реальной возможностью иметь субъективные права и выполнять юридические обязанности, установленные административно-правовой нормой. Административная правоспособность возникает у граждан с момента рождения и прекращается со смертью. Она не может быть отчуждена или передана другому лицу, но может быть частично или временно ограничена в случаях, предусмотренных законодательством. Например, Кодексом об административных правонарушениях предусмотрена возможность временного лишения гражданина права управления транспортным средством за нарушения Правил дорожного движения.

Административная дееспособность представляет собой способность гражданина своими действиями приобретать субъективные права и выполнять возложенные на него юридические обязанности в сфере реализации государственного управления. Административная дееспособность частично наступает с 14 лет получение паспорта, затем в 16 лет возможность привлечения к административной ответственности и полная по достижении гражданином 18 лет.


Корпоративное, гражданское право, экспертиза и составление договоров,оформление недвижимости, оформление перепланировок, арбитражное и гражданское судопроизводство, защита интеллектуальной собственности

Административно-правовой статус гражданина — чем он отличается от общеправового статуса гражданина? У всех ли граждан статус одинаков и чем отличается статус неграждан?

Что такое административно-правовой статус гражданина

Административно-правой статус гражданина – это совокупность гражданских прав и обязанностей человека, закрепленных в Конституции РФ и иных нормативных актах. Он определяет правовое положение гражданина в системе государственного управления.

Помимо административно-правового у гражданина есть конституционно-правовой, социальный и другие статусы. Подробнее о конституционно-правовом статусе вы узнаете, прочитав нашу статью. Мы же уделим внимание правоотношениям гражданина с госорганами и муниципалитетами.

Различают общий, индивидуальный и специальный административно-правовой статус (АПС) граждан. Особенности приведем в таблице.

Равный для всех. Отличается стабильностью. Регулируется Конституцией и не зависит от текущих обстоятельств

Действует применительно к определенной категории субъектов, которая обладает дополнительными правами или обязанностями. Например, льготные категории граждан (пенсионеры, несовершеннолетние, инвалиды), предприниматели, государственные служащие или военные, лица с двойным гражданством, иностранные граждане и пр.

Определяет статус конкретного человека, наделенного индивидуальными правами, связанными с его личностью (например, пол, возраст, семейное положение, профессия). Индивидуальный статус может меняться в зависимости от обстоятельств жизни конкретного индивида

Важно! Перечисленные выше категории могут совмещаться, дополняя друг друга. Но не могут вступать в противоречие.

Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс.
Пробный бесплатный доступ к системе на 2 дня.

Нормативное регулирование приведем далее в таблице.

Элементы административно-правового статуса

Основы административно-правового статуса гражданина РФ — это:

    Административная правоспособность — способность иметь права и выполнять свои обязанности в рамках административного права. Такую способность лицо приобретает с момента рождения и теряет только со смертью. Она определяется возрастом, профессией, семейным положением, состоянием здоровья. Ограничение административной правоспособности допускается по решению суда.

Например, право человека на свободу, выбор места жительства, передвижение могут быть ограничены судом в качестве меры правового воздействия.

К элементам АПС также относят гражданство, принципы, ответственность и гарантии.

Важно! Права и обязанности, являющиеся элементами административно-правового статуса граждан, носят неотчуждаемый характер.

Основные права и обязанности человека и гражданина

Основы административно-правового статуса гражданина Российской Федерации закреплены в Конституции РФ. Среди них право:

Важно! Любое ограничение прав и свобод граждан возможно только на основании судебного решения.

Граждане РФ, имея гарантированные государством права, должны нести и возложенные на них обязанности, исполнение которых имеет существенное значение для эффективного государственного управления.

Конституция РФ предусматривает следующие обязанности граждан:

Гражданство РФ

Порядок получения, основания прекращения гражданства РФ, правовое регулирование двойного гражданства предусмотрены законом № 62-ФЗ.

Гражданство РФ приобретается по рождению, а также в результате приема или восстановления в гражданстве РФ. Ребенок становится гражданином РФ, если:

  • мама и папа — граждане РФ (независимо от того, где родился ребенок);
  • папа или мама — гражданин РФ, а второй родитель — иностранный гражданин (при условии что ребенок родился в РФ);
  • оба родителя — иностранцы, проживающие в РФ, но другие страны не предоставляют ребенку свое гражданство (при условии что ребенок родился на территории РФ).

Обратите внимание! Любой иностранный гражданин или лицо без гражданства, достигшее полной дееспособности, вправе обратиться с заявлением о приеме в гражданство РФ.

Важно! Гражданин РФ не может быть лишен гражданства РФ или права изменить его.

Административно-правовой статус иностранных граждан и лиц без гражданства

Иностранный гражданин не является гражданином РФ и имеет гражданство другой страны. Лицо без гражданства не имеет документального подтверждения своей принадлежности к какому-либо государству.

В соответствии со ст. 62 Конституции РФ такие лица пользуются правами и несут обязанности наравне с гражданами РФ. Исключения из этого правила установлены федеральными законами либо международными договорами. К таким исключениям, в частности, относят:

  • запрет на госслужбу и допуск к гостайне;
  • невозможность участия в выборах и референдуме;
  • освобождение от воинской обязанности (исключение — служба по контракту);
  • запрет на членство в политических общественных объединениях;
  • ограничение права на въезд на территорию РФ (требуется специальное разрешение);

Обратите внимание! Для такой категории лиц предусмотрены некоторые виды специальной административной ответственности, например за нарушение режима пребывания. Также для них есть отдельная мера административного воздействия — принудительное выдворение за пределы РФ.

Принципы административно-правового статуса граждан в РФ

Основной принцип административно-правового статуса гражданина закреплен в ст. 2 Конституции РФ. В ней сказано, что человек, его права и свободы — высшая ценность, которой государство достигает за счет следующих инструментов:


Гарантии административно-правового статуса граждан

Человеку и гражданину на территории РФ гарантируется государственная и судебная защита его прав и свобод (ст. 45–46 Конституции РФ).

Гарантии можно разделить:

  1. На экономические. Состояние экономики страны, дающее возможность экономического (материального) обеспечения правового положения лиц в РФ достигается:
    • обеспечением высоких темпов развития экономики страны;
    • поддержкой предпринимательства;
    • защитой всех форм собственности;
    • созданием условий для добросовестной конкуренции.
  2. Политические. Состояние государственной власти, уровень демократии и политической стабильности в стране. Характеристики:
    • обеспечение эффективного госуправления;
    • наличие многопартийности;
    • создание общественных объединений граждан;
    • обеспечение достойных условий жизни граждан.
  3. Идеологические гарантии — состояние культурного уровня и духовно-нравственной сферы общества. Уровень правового развития граждан достигается:
    • снижением уровня преступности;
    • повышением правовой культуры и дисциплины общества.
  4. Юридические гарантии административно-правового статуса граждан. Совокупность закрепленных в законодательстве механизмов обеспечения правого положения человека характеризует:
    • законодательное закрепление прав, свобод и обязанностей граждан в сфере госуправления;
    • нормативное регулирование ответственности госорганов, муниципалитетов и чиновников за нарушение прав и свобод граждан;
    • создание контрольно-ревизионных органов, осуществляющих надзор за деятельностью госорганов и муниципалитетов;
    • обеспечение доступности подачи обращений.

Административно-правовой статус граждан РФ — важный показатель развития экономики страны, ее политической силы и уровня культурного развития. Соблюдение прав и законных интересов всех субъектов госуправления, высокий уровень правового сознания граждан характеризуют стабильное развитие государства.


В статье анализируются совокупность нормативных актов, которые направлены на регулирование административно-правового статуса гражданина. Административно-правовой статус гражданина представляет собой совокупность прав, свобод и обязанностей, которые гарантированы Конституцией Российской Федерации и действующим административным законодательством. Все дееспособные граждане могут осуществлять своими действиями субъективные права и обязанности, вступив при этом в административно-правовые отношения с органом исполнительной власти, государственного управления и местного самоуправления. Административно-правовые нормы реализуются при вступлении гражданина в административно-правовые отношения. Таким образом, можно сформулировать цель настоящей статьи, которая заключается в исследовании правовой основы административного статуса гражданина Российской Федерации.

Ключевые слова: Конституция РФ, нормативно-правовые акты, правовой статус, гражданин, местное самоуправление, государственное управление, акт.

В обществе и государстве юридический статус человека и гражданина в своем объеме проявляется как достаточно непростой и многоаспектный конституционно-правовым механизм. Указанный статус гражданина тесно смыкается с социальной структурой общества, а также пребывает в зависимости от уровня демократии и состояния законности в государстве.

Декларацию прав и свобод человека и гражданина, принятую 22 ноября 1991 года [2] необходимо назвать среди нормативно-правовых актом, регулирующих права человека, как имеющую весьма весомое значение. Данный документ является фундаментальной основой, содержащей общепризнанные международные принципы и стандарты в сфере прав человека. Декларация явилась основанием и Конституции Российской Федерации 1993 года, в части основ правового статуса человека и гражданина в РФ.

В ходе проведенного анализа законодательства, мы можем выделить те нормативные правовые акты, в которых содержаться нормы, регулирующие административный правовой статус граждан России. Перечислим те, в которых эти нормы содержаться в достаточно большом объеме: на первом месте стоит Конституция РФ, далее идут акты, изданные органами представительной власти; следующие можно назвать акты, издаваемые Правительством Российской Федерации; далее следуют акты Министерств и ведомств Российской Федерации; после чего необходимо упомянуть акты исполнительных органов субъектов Российской Федерации и затем акты, издаваемые органами местного самоуправления.

Содержание данных актов различное: они упорядочивают общепринятые правила; направлены на получение отдельными категориями граждан, установленных льгот; устанавливают порядок работы разных инспекций, учреждений и другое.

Основу правового статуса личности, в больше мере касающиеся регулирования именно его статуса в административной сфере, хотелось бы назвать следующие: право на жизнь (ч. 1 ст. 20); право на свободу и личную неприкосновенность (ч. 1 ст. 22); право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени (ч. 1 ст. 23); право на неприкосновенность жилища (ст. 25); право на свободное передвижение, выбор места пребывания и места жительства, свободного выезда за пределы Российской Федерации и беспрепятственного возвращения в Российскую Федерацию (ст. 27) и другие

Необходимо отметить и то, что в положениях Основного закона содержатся обязанности человека и определенные запреты, среди которых можно назвать запрет на занятие экономической деятельностью, которая направлена на монополизацию и недобросовестную конкуренцию (ч. 2 ст. 34), запрет на принудительный труд (ч. 2 ст. 37).

1) «для спасения жизни граждан и (или) их имущества, обеспечения безопасности граждан или общественной безопасности при массовых беспорядках и чрезвычайных ситуациях;

2) для задержания лиц, подозреваемых в совершении преступления;

3) для пресечения преступления;

Перечислим нормативно-правовые акты, которые содержат в себе самые весомые аспекты правового статуса личности:

Далее назовем федеральные законы и кодексы, которые также содержат нормы, регулирующие правовой статус личности:

– Гражданский Кодекс Российской Федерации (части 1–4);

– также другие федеральные законы и подзаконные нормативно-правовые акты, нормативные акты субъектов Российской Федерации, и муниципальных образований.

Бесспорно, признанные всем мировым сообществом принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, касающиеся прав человека, включены в правовую систему России. И данные нормы Конституцией Российской Федерации признаны приоритетными над внутригосударственными нормами. Кроме названной выше Декларации, можно здесь указать также Всеобщую декларацию прав человека, принятую Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 года [3]. Более 100 государств взяли за основу данную декларацию при подготовке своих конституций.

В настоящее время государства обязаны основываться на содержащихся в данной декларации нормах, несмотря на то, подписана она ими или нет, а также подписаны или нет прочие основные международные акты по правам человека, так как большая доля данных норм обязательна (ius codena) для всех государств.

ООН в 1966 году были приняты два Международных пакта:

Принятые пакты являются продолжением развития норм Всеобщей декларации прав человека, и в своей совокупности образуют своеобразную Международную Хартию прав человека.

Российская Федерация — участник вышеуказанных деклараций, и подписала другие международно-правовые акты, содержащие нормы, относящиеся к правам человека.

Российская Федерация является членом Совета Европы, что тем самым и способствовало присоединению России к международно-правовым актам по правам человека, которые действуют в Европе. Среди них можно упомянуть:

– и другие документы.

Российская Федерация также участник Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ), в связи с чем Россия также подписала многочисленные немаловажные документы, часть из которых касается прав человека.

Роль местного самоуправления, а также органов государственного управления немаловажны в формировании и реализации прав и обязанностей, составляющих административно-правовой статус человека.

Реализуя свои функции, они издают правовые акты, которые влияют на содержание статуса граждан, которые влекут приобретение им прав и обязанностей в той или иной сфере (образование, право собственности и др.); участвуют в организации исполнения нормативно-правовых актов, которые имеют отношение к административно-правовому положению граждан; оказывают помощь гражданам в реализации их конкретных субъективных прав; выполняют охрану прав и свобод граждан.

В своем большинстве акты, издаваемые органами местного самоуправления, представляются собой нормативно-правовой акт, содержащий конкретные права и обязанности, которые уже были определенны в достаточно общем виде конституциями и некоторыми законодательными актами.

Можно говорить о том, что нормами административного права урегулированы в определенной части порядок разрешения органами местного самоуправления и государственной власти большое количество дел индивидуального значения. Также можно отметить, что данными нормами установлены определенные гарантии их прав и обязанностей.

Тем самым, можно сделать вывод о содержании административно-правового статуса гражданина. Он включает в себя права и обязанности, которые содержаться в Конституции Российской Федерации, и которые может осуществлять при реализации административно-правовых правоотношений с надлежащими субъектами. Данные права и обязанности принадлежат всем гражданам и не объединены с теми или другими частностями. Среди них можно говорить о различных личных, политических, экономических, социально-культурные правах и свобод граждан, указав в том числе и на права по защите этих прав и законных интересов гражданина.

Основные термины (генерируются автоматически): Российская Федерация, последняя редакция, местное самоуправление, акт, ETS, гражданин, норма, страсбург, Генеральная Ассамблея ООН, государственное управление.

Читайте также: