Обеспечение человеку целостного осознания себя как личности

Обновлено: 28.06.2024

Что такое самосознание и как его развитие поможет вам жить более полноценной жизнью? В этой статье мы рассмотрим 30 основных действий, которые может сделать человек, чтобы понять себя.

Я считаю, что самосознание начинается с подлинной жизни.

Вы не можете притворяться тем, кем вы не являетесь, жить по чужим правилам или делать выбор без ущерба для своей самооценки и эмоционального здоровья.

Так как же начать жить полноценно?

Трудно быть искренним, если не знаешь, кто ты, чего хочешь от жизни и как хочешь жить. Подлинность требует самосознания в самых разных сферах вашей жизни.

Что такое самосознание?

Но я считаю самосознание скорее глаголом действия, чем описательным существительным. Я рассматриваю это как процесс, который продолжается всю вашу жизнь.

Самосознание требует, чтобы вы были детективом, исследуя себя, чтобы узнать, кто вы и что для вас важно, а затем принимать меры в соответствии с тем, чему вы научились, чтобы создать свою жизнь соответствующим образом.

Самосознание – это не то что происходит волшебным образом. Вы должны принять решение искать его и исследовать многогранные просторы уникального человека – себя.

Имея смелость взглянуть на свои сильные и слабые стороны, вы открываете новые возможности для личного роста, отношений, общего счастья и успеха в жизни – это и есть развитие самосознания.

30 основных действий для развития самосознания и подлинной жизни:

Разберитесь в своем типе личности.

Развитие самосознания дает вам необходимость определить свой тип личности, интроверт вы или экстраверт, что даст вам общее представление о динамике вашей личности.

Это поможет вам определить ваши природные склонности, предпочтения и мотивации, а также даст инструменты для улучшения отношений и выбора успешной карьеры.

Определите свои ценности.

Очень важно для развития самосознания определить ценности. Именно они определяют, кто вы и как хотите жить. Этим вы создаете личные руководящие принципы для всех своих решений и действий.

Не зная своих ценностей, вы живете в быстром режиме, позволяя жизненным обстоятельствам и другим людям определять вас.

Существует 8 основных направлений жизненных ценностей:

  1. Духовное развитие.
  2. Семья, близкие.
  3. Здоровье, спорт.
  4. Саморазвитие.
  5. Финансовое положение.
  6. Карьера.
  7. Отдых, эмоции.
  8. Окружение.

Определите для себя главные ценности в каждом из этих направлений и выставьте приоритеты.

Придерживайтесь своей целостности.

Ваши ценности помогают вам определить вашу целостность - то, что вы считаете правильным и неправильным, хорошим и плохим. Когда вы живете не в соответствии со своей целостностью, развитие вашего сознания подвергается удару, вы живете недостоверно, с постоянным чувством вины, замешательства, страха и раскаяния.

Признайте свои потребности.

У всех нас есть некоторые общие потребности - в здоровье, безопасности и принадлежности. Но помимо этих основ, у вас есть личные потребности, связанные с вашей личностью и ценностями, которые необходимо удовлетворить, чтобы чувствовать себя цельным и защищенным. Одним из пунктов развития самосознания – это признание своих физических, умственных, эмоциональных и духовных потребностей, а также принятие мер для их удовлетворения.

Определите и установите свои границы.

Часто мы не осознаем, что у нас есть границы, пока кто-то не пересекает их. Мы чувствуем гнев, разочарование или контроль над собой, но не понимаем почему.

Проявите инициативу в определении и установлении своих границ - что люди могут сказать вам, как вы хотите, чтобы к вам относились и с кем вы хотите проводить время. Сильные границы укрепляют чувство собственного достоинства и эмоциональное здоровье и необходимы для развития самосознания.

Познайте свои привычки.

Привычки - это поведение и мысли, которые мы выполняем почти бессознательно. Некоторые из наших привычек положительны, но некоторые бесполезны или даже могут нанести вред и привести к саморазрушению. Для развития самосознания начните акцентировать внимание на своих хороших привычках и избавляться от тех вредных привычек.

Поймите свои эмоции.

Наши чувства постоянно меняются, как волны в океане. Иногда у наших эмоций есть очевидная причина, но иногда мы не знаем, почему мы чувствуем себя грустными, злыми, тревожными или возбужденными. Для развития самосознания найдите время, чтобы осознать свои эмоции и найти их возможную причину. Следите за триггерами и шаблонами, которые могут помочь вам управлять своими эмоциями или контролировать их в будущем.

Узнайте свой тип интеллекта.

Интеллект определяется не только лингвистическими и логико-математическими способностями. В последние годы теория множественного интеллекта предполагает, что в интеллект вовлечены различные способности, и что каждый человек обладает уникальным сочетанием всех интеллектов. Вы можете узнать свой тип интеллекта, пройдя этот тест.

Используйте свои навыки и таланты.

Когда вы определяете свои природные способности и таланты и улучшаете их, вы расширяете свои возможности и создаете возможности для профессионального успеха и личного счастья.

мужчина целится

Признание ваших навыков также повышает вашу уверенность в себе и чувство удовлетворения, что оказывается очень важным для развития самосознания.

Определите свои сильные и слабые стороны.

Для развития самосознания нужна честная оценка своих сильных и слабых сторон. Такая оценка этих сторон позволяет вам принять активное решение об улучшении себя и принятии себя таким человеком, какой вы есть на самом деле. У всех нас есть слабости, и принимать их - это признак эмоциональной зрелости и чувства собственного достоинства.

Найдите триггеры стресса.

Для развития самосознания обращайте внимание на стресс или подавленность, а также ищите источник стресса. Вместо того, чтобы упрекать себя или позволять себе заболеть или беспокоиться, управляйте своим стрессом, разбираясь с триггерами, которые его вызывают.

Поймите, что вас мотивирует.

Мотивация также важна для развития самосознания. Обратите внимание на то, что вас волнует и вдохновляет. Чем вы увлечены? Что дает вам чувство удовлетворения, достижения или энергии? Когда вы узнаете эти вещи, найдите способы сделать их частью своей повседневной жизни.

Определите ограничивающие убеждения и устраните их.

У всех нас есть негативные убеждения, вызванные прошлыми ситуациями, за которые мы бессознательно цепляемся. Эти убеждения сдерживают нас и создают ложную пелену страха и сомнений, не позволяя нам жить в соответствии с нашим потенциалом.

Большинство этих убеждений для нас больше не верны. Разрушение старых убеждений, освобождение от них и возможность жить полноценной жизнью – важное условие для развития самосознания.

Разберитесь в своих коммуникативных навыках.

Наша способность поддерживать здоровые, полноценные и счастливые отношения в личной и профессиональной жизни зависит от наших коммуникативных навыков. Если вы не умеете правильно общаться, вы отталкиваете людей и уменьшаете возможности для реального общения, что плохо сказывается на развитии вашего самосознания.

Проанализируйте свои навыки решения проблем.

О 20-минутном методе решения проблем вы можете узнать здесь. Поймите, как определять проблему, находить альтернативы и реализовывать решения, чтобы трудности не препятствовали вашему счастью.

Определите, что для вас значимо.

Для развития самосознания важно определить, что действительно является важным для вас. Все мы жаждем смысла жизни, но часто не понимаем, что для нас важно. Для некоторых имеет значение их религиозные убеждения. Другие же уделяют больше внимание определенному увлечению или цели. Что для вас важно и как сделать это частью своей жизни?

Определите свой стиль воспитания.

Если вы родитель, определили ли вы, каким родителем хотите быть? Вы воспитываете детей на основе советов родителей или книг для родителей, или у вас есть собственные представления о том, как лучше всего воспитывать детей?

мама учит дочь за компьютером

Определите, каким родителем вы хотите быть, и какие действия необходимо предпринять для этого.

Знайте свой эмоциональный интеллект.

Эмоциональный интеллект - это способность понимать, интерпретировать эмоции других и реагировать на них. Сильный эмоциональный интеллект дает толчок в развитии самосознания и необходим для здоровых и счастливых отношений.

Изучите свой брак или любовные отношения.

Какой брак или партнерство вы хотите с тем, кого любите? Вы живете в соответствии со своим определением крепкого и счастливого брака?

Определите, что работает в ваших отношениях, а что нет. Для развития самосознания необходимо честно посмотреть на себя и свой вклад в возникновение трудностей или недопонимание. Какие действия вы можете предпринять, чтобы улучшить отношения и привести их в соответствие со своим видением?

Определите уровень уязвимости.

Признайте свое пассивно-агрессивное поведение.

Изучите, что вызывает гнев.

Обращайте внимание на свое чувство гнева, то, как вы выражаете свой гнев, а также обстоятельства или людей, которые могли его спровоцировать. Разработайте план для управления гневом, общайтесь спокойно и зрело, и избегайте ситуаций, провоцирующих гнев. Это отлично работает для развития самосознания.

Признайте и исцелите боль из прошлого.

Для развития самосознания отпустите свое прошлое. Необработанная боль из вашего прошлого заразит ваше счастье и успех. Определите, где старые раны все еще вызывают у вас горе, и обратитесь к профессиональному психотерапевту, который поможет вам преодолеть эти раны.

Изучите свои предположения и убеждения.

Часто у нас есть убеждения и предположения, которые мы когда-то приняли, но никогда не оспаривали. Они могли исходить от родителей, сверстников, социальных ожиданий или недостатка знаний. Изучение своих предположений и убеждений нужно для развития самосознания.

Посмотрите на все свои убеждения и определите, применимы ли они к вам. Исследуйте противоположные мнения, чтобы вы могли справедливо рассмотреть свои предположения со всех сторон. Это расширит ваш кругозор и сделает вас более уравновешенным, понимающим и интересным человеком.

Признайте, что причинили боль.

Обратите внимание на слова, которые произносите (выбираете).

Для развития самосознания обращайте внимание на свою речь. Наши слова имеют силу и к добру, и к злу. Вы говорите слова доброты, принятия и любви? Или ваши слова отражают осуждение, негодование или неуверенность? Подумайте, прежде чем говорить, и тщательно подбирайте слова, чтобы они отражали правду и доброту.

Настройтесь на свое тело.

девушка занимается спортом

Обратите внимание на сигналы своего тела. Здоровое и красивое тело необходимо для развития самосознания.

Обратите внимание на свои страхи и рассмотрите их.

Проработка своих страхов – важное условие для развития самосознания. Ваши страхи могут предупредить вас об опасности, но некоторые опасения не основаны на реальности или правде. Изучите свои страхи, чтобы определить, как они сдерживают вас и являются ли они законными. Начните бросать вызов необоснованным страхам, действуя вопреки им.

Следите за менталитетом жертвы.

Менталитет жертвы является развитой чертой личности, в котором человек чувствует себя бессильными и жертвой других людей. Как только вы примите эту черту, вы начнете осознавать свою жертвенность как правду о себе.

Иногда мы используем менталитет жертвы, чтобы манипулировать людьми, как форма пассивной агрессии. Для развития самосознания важно избавится от неприятной черты, чтобы не подорвать свою самооценку.

Будьте внимательны к выражению любви.

Чтоб быть полностью искренним и уязвимым, является способность открыто выражать свою любовь людям словами и действиями. Эта способность необходима для близких и личных отношений. Вы открыто и постоянно выражаете свои чувства любви тем, кого любите? Если нет, то сегодня – не рано начать.

Развитие самосознания в этих 30 основных действий даст вам возможность быть полностью самим собой и жить честной, реальной жизнью. Когда вы сможете быть полностью самим собой, создать свое правильное мышление и жить на своих условиях, вы испытаете больше счастья в своих отношениях и своей работе.

Примеры развития самосознания

Вам нужно что-то более конкретное, чтобы осознать себя? Эти несколько примеров развития самосознания могут вам понравиться.

Пример № 1: личность

Всю жизнь вы чувствовали себя некомфортно в больших социальных группах. Несмотря на то, что вы любите своих друзей, вы часто хотите пойти домой во время вечеринки, чтобы провести время в одиночестве.

Вы чувствуете на себе вину из-за того, что не так общительны и коммуникабельны, как ваши друзья. А они не понимают, почему вы иногда уходите и для чего вам нужно побыть одному.

Изучив свои черты характера, вы обнаруживаете, что вы интроверт, а большинство ваших друзей - экстраверты. Вы признаете, что ваш тип личности нормален и естественен, и теперь чувствуете себя достаточно уверенно, чтобы объяснить это своим друзьям.

Вы лучше можете управлять своей общественной жизнью и ожиданиями друзей, и чувствуете себя более комфортно, являясь самим собой, потому что вы нашли время, чтобы понять свою личность.

Пример № 2: ограничение убеждений

В спорте вы всегда боялись попробовать что-то новое. Вы помните, когда были ребенком, и, наконец, набрались смелости попробовать себя в футбольной команде и проиграли. Вы чувствовали себя униженным и побежденным.

Это воспоминание наряду с несколькими другими подобными событиями в вашей жизни заставило вас поверить в то, что вы не спортивны. После этого вы просто перестали делать новые попытки.

Вы признаете, что нарисовали свои способности широким мазком неудачи, основываясь на нескольких отдельных случаях.

Пример № 3: предположения и убеждения

Вы выросли с родителями, у которых были религиозные убеждения, и они передали эти убеждения вам. Ваши родители любящие и добрые, и вы всегда считали само собой разумеющимся, что то, чему они вас учили, было лучшим и единственным способом веры.

Фактически, когда вы разговаривали о религии с другими людьми, которые думали иначе, вы твердо защищали свои убеждения с уверенностью, что были правы, а они ошибались.

Но однажды вы прочитали что-то, что заставило вас усомниться, и этот вопрос зародил тень сомнения. Каким бы некомфортным ни было ощущение от того, что вы ошибаетесь, вы сделали шаг и начали исследовать свои собственные убеждения независимо от того, чему вас учили родители.

Теперь вы определили для себя, как лучше всего практиковать свою духовность – или ее отсутствие. Вы чувствуете себя более аутентичным и независимым в своих убеждениях, потому что нашли время, чтобы исследовать их. И вы больше принимаете тех, кто разделяет разные убеждения.

Пример № 4: Менталитет жертвы

Нет никаких сомнений в том, что в вашей жизни случались сложные ситуации. Эти переживания надломили вас, и поставили под сомнение вашу способность добиться успеха в карьере и отношениях. Отсутствие успеха в этих областях еще больше подорвало вашу уверенность и чувство собственного достоинства.

Фактически, вы обнаружили, что оправдываете неудачи и плохие отношения, обвиняя людей из своего прошлого и рассматривая проблемы, с которыми вы столкнулись, как причину, чтобы не пытаться заново.

Вы оказались в ловушке цикла реальной и воображаемой жертвы. Но вы, наконец, чувствуете себя настолько усталым от этого цикла, что обращаетесь за помощью к психотерапевту и узнаете, что можете исцелить свое прошлое и создать лучшую жизнь для себя.

Вы обнаруживаете, что, оставаясь жертвой, вы попадаете в ловушку неудач и несчастий, а признание своего менталитета жертвы освобождает вас от этого. Теперь вы готовы к выполнять работу, какой бы дискомфортной она ни была, чтобы двигаться вперед по жизни и наслаждаться результатами развития своего самосознания.

Самосознание, или вычленение себя из внешнего мира, не дается человеческому индивиду изначально. Возникает оно в ходе развития сознания, приобретения им автономности и самоценности.

Можно выделить следующие ступени этого эволюционного процесса:

Обучаясь совершать осознанные действия – брать, бросать, отдавать, перемещаться в пространстве, произносить слова, – малыш приобретает способность влиять на поведение окружающих.

Углубление интереса к себе, формирование собственной системы воззрений обнаруживаются в обострении противопоставления себя окружающим, переосмыслении внушенных ранее мнений и ценностей. Постигая свой характер и оценивая свои возможности, юноша стремится к выработке собственных установок и задач.

Самосознание

Самосознание — осознание и оценка человеком самого себя как субъекта практической и познавательной деятельности, как личности (то есть своего нравственного облика и интересов, ценностей, идеалов и мотивов поведения).

Самосознание свойственно не только индивиду, но и обществу, классу, социальной группе, нации, когда они поднимаются до понимания своего положения в системе общественных отношений, своих общих интересов и идеалов. В самосознании человек выделяет себя из всего окружающего мира, определяет свое место в круговороте природных и общественных событий. Самосознание тесно связано с рефлексией, где оно выходит на уровень теоретического мышления.

Поскольку мерой и исходным пунктом отношения человека к себе выступают прежде всего другие люди, самосознание по самому существу носит общественный характер. В социальной психологии выделяют три сферы, в которых осуществляется становление, формирование личности: деятельность, общение, самосознание.


Ощущение человеком своей единственности поддерживается непрерывностью его переживаний во времени: помнит о прошлом, переживает настоящее, обладает надеждами на будущее. Непрерывность таких переживаний и дает человеку возможность интегрировать себя в единое целое.

Поскольку самоотражаются все процессы сознания, постольку человек может не только осознавать, оценивать и регулировать собственную психическую деятельность, но и сознавать себя сознающим, самооценивающим.

В структуре самосознания можно выделить:

Таким образом, самосознание включает в себя:

  • самопознание (интеллектуальный аспект познания себя);
  • самоотношение (эмоциональное отношение к самому себе).

Гуманистические психологи рассматривают самость как целенаправленность всей личности на осуществление максимума потенциальных возможностей индивида.

Мерилом для человека в его отношении к себе являются прежде всего другие люди. Каждый новый социальный контакт меняет представление человека о себе, делает его более многогранным. Сознательное поведение является не столько проявлением того, каков человек на самом деле, сколько результатом представлений человека о себе, сложившихся на основе общения с ним окружающих.

Для самосознания наиболее значимо стать самим собой (сформировать себя как личность), остаться самим собой (невзирая на мешающие воздействия) и уметь поддерживать себя в трудных состояниях.

В структуре самосознания можно выделить 4 уровня:

В целом можно выделить три пласта сознания человека:

1) отношение к себе

2) отношение к другим людям

3) ожидание отношения других людей к себе (атрибутивная проекция).

Отношение к другим людям, осознание этого отношения бывает качественно различным:

Нарушения самосознания

При всех психических заболеваниях самосознание поражается раньше, чем предметное сознание. Существуют специфические расстройства самосознания:

Особенности самосознания личности

В работах С. Рубинштейна выделены следующие признаки самосознания:

Далеко не все переживаемое индивидом, отражаясь в его сознании, откладывается в его психической автобиографии. Квинтэссенцию самосознания составляют лишь те мысли и чувства, которым он отдал все силы своей души и которые крепко вплелись в канву его жизнедеятельности.

Важнейшей особенностью самосознания личности является отведение в нем определенного места общественному статусу. Каждый человек воспринимает себя как существо социальное, наделенное определенными функциями. Поэтому нельзя рассматривать Я-концепцию индивида в отрыве от осваиваемой им общественной ниши.

Самосознание – это не зеркальное отражение бытия личности. Оно не всегда является адекватным, то есть соответствующим объективной реальности. Мотивы собственных поступков, объясняемые себе и другим, – даже когда человек старается быть искренним, – могут расходиться с истинными побуждениями.

Таким образом, самосознание – продукт не столько переживаний, сколько познания себя: самонаблюдения и самоанализа. От глубины этих процессов зависит адекватность самооценки личности, а значит, надежность ее самозащиты и эффективность саморегуляции.

Понятие самосознания

В психологии самосознание личности рассматривается как совокупность представлений личности о себе, которая выражается посредством Я-концепции, а также как оценка самой личностью данных представлений, то есть самооценка.

Готовые работы на аналогичную тему

  • Курсовая работа Самосознание и его функции 480 руб.
  • Реферат Самосознание и его функции 260 руб.
  • Контрольная работа Самосознание и его функции 200 руб.

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость

Таким образом, по утверждению исследователя, самосознание начинает формироваться уже с самого раннего возраста. Однако некоторые авторы (Л. И. Божович, Л. С. Выготский, И. С. Кон, М. Кун) не согласны с данной точкой зрения и утверждают, что становление самосознания начинается лишь в подростковом возрасте. Принято считать, что одним из первых многостороннее исследование самосознания предпринял Л. С. Выготский, по мнению которого, самосознание подростка является не только феноменом его личности и сознания, но и особым моментом развития личности – от самопознания к самоотношению и саморегуляции.

Задай вопрос специалистам и получи ответ уже через 15 минут!

Самосознание последовательно проходит стадии своего развития по мере того, как ребенок становится личностью, сознательно выделяющей себя из мира других людей. Таким образом, в общей структуре личности самосознание – это сложное интегративное свойство ее психической деятельности.

Самосознание, оформившись, оказывает влияние на все дальнейшее развитие личности, являясь одним из наиболее необходимых внутренних условий непрерывности данного процесса, устанавливает устойчивое равновесие между внешними воздействиями, внутренними ощущениями личности и формами ее поведения.

Наиболее важную роль в структуре самосознания играют самопознание, самосовершенствование и поиск смысла жизни.

Самосознание и самооценка личности

Самосознание и самооценка личности в зрелом возрасте происходит на более высоком уровне. Жизненный опыт приучает индивида сравнивать себя не с другими, а с самим собой на предшествующих стадиях своего развития.

Важнейшим приобретением, свидетельствующим о психологической грамотности человека, является привычка полагаться не на чужие оценки себя, а на свою собственную. Объективно оценивая свои качества и поступки, способности и возможности, место в общественной жизни, человек может осуществлять самосовершенствование.

    Похожие записи
  • Психология воображения
  • Злость
  • Выход из депрессии

Формирование самосознания

Самосознание — это осознание человеком самого себя, своей психики, потребностей, мотивов, чувств, мыслей, действий и инстинктов. Оно не появляется сразу, а формируется в процессе приобретения жизненного опыта. Тем не менее, это заложено внутри нас и каждый проходит примерно одни и те же этапы.

Наиболее важная функция правильно сформированного самосознания в том, что оно определяет качество жизни, ведь человек будет лучше справляться со многими своими проблемами и будет меньше подвержен разным психологическим расстройствам.

Стадии развития самосознания

О количестве стадий идет множество споров, выделяют четыре основных.

Вторая стадия. Отделение результата своих действий от действий других (2-3 года). В это время ребенок начинает правильно употреблять личные местоимения. Он начинает различать ощущения, вызванные внешними предметами.

Третья стадия. Формирование способности оценивать себя, появление самооценки (около 7 лет). Крайне важная стадия, во время которой закладываются психические элементы, которые повлияют в дальнейшем на всю жизнь человека.

Четвертая стадия. Поиск себя, своего стиля, этап активного самопознания (подростковый и юношеский возраст). В это время идет осознание своих психических качеств, а самооценка приобретает ключевое знание. Если третья стадия было пройдена безболезненно, есть большая вероятность, что на данном этапе человек будет избавлен от большого количества комплексов.

Существуют такие основные направления становления и формирования самосознания:

  • Формирование самоуважения.
  • Формирование целостного представления о самом себе.
  • Осознание необратимости времени.
  • Открытие своего внутреннего мира.
  • Осознание любви.

Все эти направления настолько сложны, что дать несколько правильных советов родителям не представляется возможным. Однако можно помочь ребенку сформировать правильную самооценку, привить способность не бояться ошибок и научиться правильно оценивать других людей.

Самосознание и самооценка

Самосознание так или иначе формирует самооценку. Отсюда делаем крайне важный вывод — правильно сформированное самосознание влияет на качество жизни и оценку самого себя. В процессе развития ребенок или подросток пытается осознать свои психические качества. В этом ему помогают:

Самооценка ребенка заложена в этих трех аспектах. Необходимо беседовать с ним, вовремя выявлять неверные представления о себе и формировать правильное мнение о себе. Помните, что несформировавшейся личности легко внушить все, что угодно. А избавиться от этого потом будет крайне сложно. Поэтому помогайте ребенку в формировании самооценки, ведь сам он не в состоянии это сделать правильно и впитывает как губка все, что о нем скажут.

С правильно сформированным самосознанием человек становится самодостаточным, уверенным в себе, а также независимым от окружающих, свободным в своем поведении с одновременным осознанием ограниченности такой свободы. Задаваться подобными вопросами следует не только родителям, но и педагогам. Советуем пройти курс по педагогике, где представлены как традиционные, так и современные педагогические методы, которые с успехом применяются по всему миру.

Также всем заинтересованным тематикой полезным будет курс по самопознанию, который поможет лучше понять себя и оценить свои способности. Чтобы узнать о курсе больше и начать заниматься, перейдите по этой ссылке

Если вам интересна тема саморазвития, тогда, возможно, вы уже сталкивались с понятием “целостная личность”.

Многие проблемы вашей жизни могут происходить из-за того, что вы утратили свою целостность. В статье мы расскажем, кто такая самодостаточная целостная личность, какие признаки на это указывают и как стать таким человеком.

Самодостаточная целостная личность

Понятие целостности личности

Целостность – это когда человек находится в контакте со всеми своими частями личности. Он слышит себя. Понимает свои чувства, даёт им место, не вытесняет и не отвергает какие-то свои качества.

В чем проявляется целостность?

Для такой личности характерно:

  • не испытывать противоречий;
  • иметь внутреннее спокойствие и уверенность;
  • видеть картину целиком, реалистично смотреть на вещи, делать свои выводы и смело заявлять о них вопреки внешнему давлению;
  • отстаивать свои границы;

Почему мы утрачиваем целостность?

Высмеивание, критика и ругань родителей, отвержение достижений в детстве заставляют ребёнка прятать свои чувства, качества личности, скрывать. В детстве не было возможности и опоры отстоять себя перед орущими родителями, надсмехающимися одноклассниками. Но сейчас вы можете все изменить, вы – взрослый человек, можете вернуть себя себе.

Ребёнок следует сценариям, по которым живут родители. Он подвержен стереотипам, установленным социумом. Если в семье не принято и не разрешалось выражать своё мнение, то он этому и не научился. “Жить как все” он возьмёт в свою взрослую жизнь. И тогда он не понимает “Кто Я? Какой Я?”

Чтобы вернуть себе целостность, важно увидеть ограничения, причину блокировки чувствительности. Научиться понимать свои чувства, отличать своё от чужого. Принимать в себе все свои качества.

У всех нас есть чувства и эмоции. И мы не можем отрицать злость, раздражение, зависть, грусть, печаль. Как мы справляемся и проявляем это в социум – это наша ответственность.

В злости много энергии, в грусти много глубины, жадность оберегает нас от пустых, необдуманных покупок.

Все, что есть в нас – нам нужно для чего-то. И когда мы наладим контакт с каждой своей частью, с каждым своим чувством, будем понимать, для чего они нам нужны в данный момент, перестанем вытеснять и делать вид, что этого в нас нет – тогда и соберём себя в одно целое. Тогда и будем понимать себя.

Самодостаточная целостная личность

Признаки самодостаточной личности

  1. Такой человек всегда сам несет ответственность за свои поступки, слова и свой выбор. Не перекладывает ответственность за свой провал на других людей.
  2. Независимость от мнения окружающих. В отличие от чувства собственного достоинства на самодостаточного человека вообще не влияет то, что о нем думают или говорят.
  3. Авторитетом для целостного человека является он сам. Здесь не надо путать с манией величия или самоуверенностью. То есть, человек не бездумно совершает какие-то поступки, потому что так сказал авторитетный дяденька, а принимает взвешенные решения.
  4. Самодостаточный человек не носит масок и не пытается выставлять себя тем, кем не является. Он не унижается перед успешными и не корчит из себя пупа мира перед менее успешными. Не кидает понты и не пытается как-то увеличить искусственно свою значимость.
  5. Полная самостоятельность. Такому человеку не надо просить о помощи, чтобы что-то сделать. Он все делает сам.
  6. Уверенность в себе.
  7. Внутренний стержень. Четкое следование своим внутренним жизненным принципам, а также смелое движение по намеченному пути.

Как стать самодостаточной?


Анна Богинская ‒ писатель, бизнес-аналитик. Автор бестселлеров: Жить Жизнь, Грех прощения.

В видео вы узнаете:

  • Что такое самодостаточность. В чем отличия от нарциссизма.
  • Главные критерии самодостаточности.
  • Чего не делает самодостаточная личность.
  • Самодостаточная целостная личность: как ей стать?

Тест на самодостаточность

clock.jpg

P.S. Сохрани свой результат в комментариях и в любой момент сможешь к нему вернутся!

Заключение

Самодостаточная целостная личность должна при выработке ответственности за собственную жизнь перестать ждать благоприятных изменений. Нужно самому начать планировать свои действия. Ставьте перед собой определённые цели. Реализуйте их. Вместо требования от близких исполнения своих желаний осуществляйте их сами. Всегда держите ответ за нежелательные последствия произведённых вами действий.

Что такое целостная личность? Этот вопрос можно услышать от людей, которые хотят стать лучше, самореализоваться, жить счастливо.

Целостная личность. Описание

И такой особой может назвать себя тот, кто твёрдо уверен в себе, знает, чего хочет, и принимает вокруг себя всё таким, какое оно есть, и не пытается сопротивляться судьбе. Человек уважает выбор каждого, и свой в том числе. О такой личности можно сказать, что она смотрит на вещи реальным взглядом и делает соответствующие выводы, даже если они противоречат внешнему давлению. Это человек, у которого внутренний мир гармоничен с внешним. Уверенность в себе и душевный покой сопровождают его в жизни.

качества целостной личности

Материальный и духовный потоки находятся в балансе между собой. Когда личность целостна, её ведёт свой внутренний компас-истина. Человек является частью Вселенной, ощущает единство с миром. Происходит наполнение его жизненной энергией. К миру он проявляется интерес, реализовываются таланты и активируются ресурсы внутренние. Личность наполняется жизненной энергией благодаря энергетическим каналам.

Образование

Целостное образование личности происходит благодаря тому, что приходит ясное осознание всего происходящего. Каждый урок вносит в жизнь человека что-то необходимое для развития. Еще эта особа позволяет пережить себе любые эмоции и принимает все, и даже тёмные стороны своего характера, с уверенностью в том, что это всё её чему-то научит. Такие люди умеют наслаждаться каждым моментом в жизни, ощущают внутреннюю свободу, так как смотрят на мир с позиции Бога. И можно сказать с твёрдой уверенностью, что у этих личностей отсутствует волнение и переживание.

становление целостной личности

Для них открываются возможности для постоянного развития, познания всего нового, и сама жизнь становится большим приключением. Человек излучает во внешний мир такую энергию, как радость, тепло и свет. Ему хочется всем этим делиться с окружающим обществом.

Когда начинается формирование?

Формирование целостной личности происходит только тогда, когда человек задумывается о том, что его что-то в жизни не устраивает. Также это происходит, если внутренний голос ему подсказывает, что он идёт не по тому пути. Возможно, человек даже и не подозревает, что дело в целостности и что следует обратить внимание на свой внутренний мир.

целостное развитие личности

Зачастую такая персона принимает во внимание не все составляющие своей сущности, в основном лишь внешность, характер или физическую форму. При этом она забывает о том, что человек - это совокупность психических, энергетических и физических процессов.

Защитные механизмы

Прежде всего целостная личность рассматривается с позиции такой науки, как психология. Здесь сама особа является главным объектом для изучения в этой области. Личность рассматривается с социальной стороны, её поведение в обществе, наличие индивидуальных свойств и качеств характера. Она формируется при определённых убеждениях и принципах, осознанных самим человеком. Целостная психология личности подразумевает под собой некую защитную реакцию. Таких механизмов несколько в природе, и срабатывают они тогда, когда человеку что-либо угрожает. К защитной реакции можно отнести некоторые свойства личности, такие как:

  • замещение, когда поступившая агрессия от кого-то на личность от неё переходит автоматически на другого человека;
  • вытеснение - особа запрещает себе воспринимать те мысли и чувства, от которых были страдания, забывая или не зная о том, что всё это остаётся в подсознании, что не есть хорошо для неё самой;
  • проекция – когда один навязывает другому или нескольким людям свои нерациональные мысли, таким образом перекладывая на других свои недостатки или изъяны.

Человек лично избирает и придерживается их. Благодаря целостности он обретает психологическую устойчивость на высоком уровне тогда, когда стоит выбор между достижением целей и предлагаемых ценностей. Не каждому дано обладать таким статусом, как целостная личность. Всё зависит от особенностей воспитания, от отношений в семье, где человек вырос, от взаимодействия с окружением и от его влияния. Целостной личностью не рождаются. Формирование ее зависит от взаимодействия и влияния внешнего окружения.

Силовая модель развития

целостная личность целостный человек

Модель силовую можно отнести в большей степени к мужчине. Ему непросто принять внешние законы и требования с контролем. Хотя главное для него - согласиться с ними. После того как это произойдёт, мужчина следит за всем этим сам. Он пришёл к этому.

Модель внутренней гармонии

Целостная личность, находящаяся в модели внутренней гармонии, поддерживается и внутренней гибкостью. То есть когда человек благополучно принимает среду такой, какая она есть, а она - его.

Присутствие гармонии внутри можно обозначить как отсутствие конфликта между внутренними частями личности, а также только позитивное мировосприятие. Человек осознаёт и принимает, что понимание окружающих и себя должно быть в первую очередь. Более того, он сам стремится к тому, чтобы замечать только сильные и позитивные стороны. Самообвинением такие люди не занимаются. Внутренняя гибкость помогает на какое-то время приспособиться к жестким требованиям внешней среды, позволяя использовать любую возможность для возврата к изначальному состоянию. Такая модель в основном характерна для представительниц прекрасного пола.

Нецелостная личность. Описание

Если человек не имеет целей, постоянно противоречит и всем, и себе, не умеет принимать решения или же перекладывает их на других, чтобы не нести за них ответственность, то такую личность вряд ли можно назвать целостной. Для этих людей не существует ориентира в жизни, их спутниками являются неуверенность в себе и заниженная самооценка. Последствия всего этого – постоянная смена личных убеждений и разочарование во всём.

целостная личность

Почему так происходит? Возможно, здесь свою роль сыграли воспитание или окружающий социум, которые внесли рамки ограничения. А может, и ситуации, причинившие боль и повлиявшие на непринятие человеком самого себя. Тогда чувствам ставится запрет, чтобы избежать страдания в будущем. Связь с душой теряется, и ответственность берёт на себя ум. Наверняка многие находились в ситуации, когда предательство, разочарование, стресс или сильное горе приводили к потере целостности.

Но не все, находясь в критических условиях, сохраняют свои качества целостной личности и остаются неизменными в отношении своих жизненных позиций. Всё зависит от темперамента и типа человека. Особе, которая не желает признавать свои таланты, хочет быть успешной, но для этого не делает никаких шагов, видит только недостатки в себе и в других, испытывает в большей степени ненависть к себе, чем любовь, не подходит определение "целостная личность". Целостный человек понимает своё предназначение. Он следует внутреннему руководству в той или иной ситуации.

Советы по обретению целостности

Личность, которая не находится в целостности, не может видеть своё истинное состояние, ей тяжело это сделать. Для этого нужно заглянуть в душу, спросить себя о том, что нужно, чтобы целостное развитие личности пришло в его жизнь.

целостное образование личности

Восстановить связь с внутренним миром, открыться свету и всем позитивным энергиям. Нужно к этому стремиться и искренне этого хотеть. Когда человек налаживает контакт со своей душой, в жизнь его приходят нужные обстоятельства, светлые люди и возможности. Главное - всё это замечать и быть за всё благодарным. Обычно в жизнь приходит учитель, наставник, который подводит его к уровню осознанности.

Когда всё приходящее в жизнь принимается как то, что запланировалось душой, как некий опыт или игра, тогда и восстанавливается единство с миром. Прийти к полному возрождению целостности поможет чистка тонких тел, работа со всеми внутренними блоками. Высший источник энергии приведёт к гармонии все аспекты между собой с помощью мощных вибраций в единое целое. Также к этому состоянию можно прийти иначе.

формирование целостной личности

Заключение

Читайте также: