Обеспечение безопасности личности общества и государства как функция государства

Обновлено: 28.06.2024

Безопасность - состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз.

К основным объектам безопасности относятся: личность - ее права и свободы; общество - его материальные и духовные ценности; государство - его конституционный строй, суверенитет и территориальная целостность.

Обеспечение безопасности

Безопасность достигается проведением единой государственной политики в области обеспечения безопасности, системой мер экономического, политического, организационного и иного характера, адекватных угрозам жизненно важным интересам личности, общества и государства.

Для создания и поддержания необходимого уровня защищенности объектов безопасности в Российской Федерации разрабатывается система правовых норм, регулирующих отношения в сфере безопасности, определяются основные направления деятельности органов государственной власти и управления в данной области, формируются или преобразуются органы обеспечения безопасности и механизм контроля и надзора за их деятельностью.

Для непосредственного выполнения функций по обеспечению безопасности личности, общества и государства в системе исполнительной власти в соответствии с законом образуются государственные органы обеспечения безопасности.



Принципы обеспечения безопасности

Основными принципами обеспечения безопасности являются:

соблюдение баланса жизненно важных интересов личности, общества и государства;

взаимная ответственность личности, общества и государства по обеспечению безопасности;

интеграция с международными системами безопасности.

Основные элементы системы безопасности

Систему безопасности образуют органы законодательной, исполнительной и судебной властей, государственные, общественные и иные организации и объединения, граждане, принимающие участие в обеспечении безопасности в соответствии с законом, а также законодательство, регламентирующее отношения в сфере безопасности.

Создание органов обеспечения безопасности, не установленных законом Российской Федерации, не допускается.


Основные функции системы безопасности

Основными функциями системы безопасности являются:

выявление и прогнозирование внутренних и внешних угроз жизненно важным интересам объектов безопасности, осуществление комплекса оперативных и долговременных мер по их предупреждению и нейтрализации;

создание и поддержание в готовности сил и средств обеспечения безопасности;

управление силами и средствами обеспечения безопасности в повседневных условиях и при чрезвычайных ситуациях;

осуществление системы мер по восстановлению нормального функционирования объектов безопасности в регионах, пострадавших в результате возникновения чрезвычайной ситуации;

участие в мероприятиях по обеспечению безопасности за пределами Российской Федерации в соответствии с международными договорами и соглашениями, заключенными или признанными Российской Федерацией.

Билет 22.

1. Правовой статус судьи в Российской Федерации: требования к кандидатам на должность судьи, порядок назначения на должность и освобождения от должности. Принципы работы судьи. Гарантии независимости.

Статус судьи— это совокупность требований, предъявляемых к претенденту на должность судьи, правил отбора кандидатов в судьи, права, обязанности и ограничения, накладываемые на гражданина, наделяемого судейскими полномочиями, его гарантии и ответственность

Конституционно-правовые основы статуса судьи Российской Федерации устанавливаются Конституцией РФ и федеральными конституционными законами

Сущностью статуса судьи является гарантирование независимости, несменяемости, неприкосновенности личности, осуществляющей правосудие, наделяемой судейскими полномочиями, в целях обеспечения конституционного права каждого на судебную защиту его прав и свобод, на справедливое судебное разбирательство.

Судейский корпус российской судебной системывключает судей федеральных судов и судей судов субъектов РФ.

Отбор кандидатов на должность судьи осуществляется на конкурсной

основе. Об открытии вакансии на должность судьи председатель суда сообщает в соответствующую квалификационную коллегию судей1.

суда объявляет об открытии вакансии в средствах массовой информации с указанием времени и места приема заявлений от претендентов на должность судьи, а также времени и места рассмотрения поступивших заявлений.

Требования, предъявляемые к кандидату на должность судьи

1 См.: Перечень заболеваний, препятствующих назначению на должность судьи (Постановление Совета судей РФ от 26.12.2002 г. №78).

Общие требования

Судьей может быть гражданин Российской Федерации:

1) имеющий высшее юридическое образование

2) не имеющий или не имевший судимости либо уголовное преследование в отношении которого прекращено по реабилитирующим основаниям

3) не имеющий гражданства иностранного государства либо вида на жительство

или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание

гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства

4) не признанный судом недееспособным или ограниченно дееспособным

5) не состоящий на учете в наркологическом или психоневрологическом диспансере в связи с лечением от алкоголизма, наркомании, токсикомании, хронических и затяжных психических расстройств

6) не имеющий иных заболеваний, препятствующих назначению на должность

судья Конституционного- Суда РФ гражданин, достигший возраста 40 лет

и имеющий стаж работы в области юриспруденции не менее 15 лет

судья Верховного- Суда РФ гражданин, достигший возраста 35 лет

и имеющий стаж работы в области юриспруденции не менее 10 лет

судьи верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области,

суда автономного округа, окружного (флотского) военного суда, арбитражного суда

округа, арбитражного апелляционного суда, специализированного арбитражного суда-

гражданин, достигший возраста 30 лет и имеющий стаж работы в области

юриспруденции не менее 7 лет судьи арбитражного суда субъекта РФ,

конституционного (уставного) суда субъекта РФ, районного суда, гарнизонного

военного суда, мирового судьи- гражданин, достигший возраста 25 лет

и имеющий стаж работы в области юриспруденции не менее 5 лет

Квалификационная коллегия судей организует проверку достоверности представленных претендентом документов и сведений. При этом она вправе обратиться с требованием о проверке достоверности представленных ей документов и сведений в соответствующие компетентные органы, которые обязаны сообщить о результатах проверки в установленный коллегией срок, но не позднее чем через

2 месяца со дня поступления указанного требования.

По результатам рассмотрения заявлений всех граждан, претендующих

на должность судьи, итогов проверки достоверности указанных документов и сведений, и с учетом результатов квалификационного экзамена квалификационная

коллегия судей принимает решение о рекомендации одного или нескольких претендентов на должность судьи. Если в процессе проверки документов и сведений

установлена их недостоверность, то гражданин, представивший такие документы

и сведения, не может быть рекомендован на должность судьи

Полномочия судьи приостанавливаются решением квалификационной коллегии судей при наличии одного из следующих оснований: признание судьи

безвестно отсутствующим решением суда, вступившим в законную силу; возбуждение уголовного дела в отношении судьи либо привлечение его в качестве

обвиняемого по другому уголовному делу; участие судьи в качестве кандидата

в выборах Президента РФ, депутата Государственной Думы Федерального Собрания РФ, в законодательный (представительный) орган государственной власти

субъекта РФ, представительный орган муниципального образования, а также главы муниципального образования или выборного должностного лица местного самоуправления.

Полномочия судьи прекращаются досрочно по основаниям, предусмотренным

Социально-правовые гарантии независимости судьи— это установленный

законом особый порядок обеспечения жизнедеятельности гражданина, облаченного судейскими полномочиями и членов его семьи в период осуществления им судейских полномочий, а также при уходе в отставку: особая защита

государством жизни и здоровья судей и членов их семей, предоставление судье за счет государства материального и социального обеспечения, соответствующего его высокому статусу, право судьи на отставку и соответствующее

материальное и социальное обеспечение в этот период и др. Объем социально-правовой защиты судей установлен целым рядом российских законов, иных нормативных правовых актов и включает: обеспечение жильем и компенсация расходов, связанных с наймом жилой площади; льготы

при переходе на судейскую должность в другой суд; обеспечение служебным

обмундированием; медицинское и санаторно-курортное обслуживание; специальные виды государственного страхования судей и пособий; ежемесячное

возмещение в случае потери трудоспособности или гибели судьи; обеспечение

жильем; обеспечение судьи и членов его семьи при уходе в отставку и в период

отставки, которое состоит из выходного пособия, ежемесячного пожизненного

содержания, медицинского и санаторно-курортного обслуживания. Судья имеет

также право работать в период отставки.1


Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой.


Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого.


Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰).

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций.

Одной из ключевых задач национальной социальной политики, важным фактором успешного развития страны является обеспечение социальной безопасности. Социальная безопасность, в свою очередь, — неотъемлемая часть национальной безопасности.

Термин "безопасность" дословно означает отсутствие опасности. Однако в реальной жизни абсолютное отсутствие угроз — недостижимый идеал. На практике можно стремиться к предотвращению, ослаблению, нейтрализации воздействий, наносящих ущерб существованию, благополучию, нормальному функционированию систем, людей, социальных объектов, а также поддержанию их жизнедеятельности па уровне не ниже предельно допустимых (критических) значений.

Национальная безопасность, которая включает в себя в качестве элемента социальную безопасность, — это состояние защищенности личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз, которое позволяет обеспечить конституционные права, свободы, достойные качество и уровень жизни граждан, суверенитет, территориальную целостность и устойчивое развитие Российской Федерации, оборону и безопасность государства.

Социальная безопасность представляет собой состояние защищенности жизненно важных интересов личности, семьи, социальных групп и общества от внутренних и внешних угроз, которое обеспечивается с помощью совокупности мер политического, правового, экономического, идеологического и организационного характера. Иными словами можно сказать, что "социальная безопасность" — это совокупность мер по защите интересов страны и народа в социальной сфере, развитию социальной структуры и отношений в обществе, системы жизнеобеспечения и социализации людей.

Перечислим следующие основные закономерности, характеризующие функцию безопасности:

- социальный прогресс не устраняет и не отменяет опасности существования личности, общества, государства;

- рост могущества людей над природой сопровождается и увеличением масштаба угроз человечеству;

- по мере дифференциации общества и усложнения его организации расширяется и спектр социальных опасностей;

- социальные угрозы не являются неизменными и модифицируются вместе с развитием общества;

- системы безопасности являются неотъемлемым атрибутом сложных социальных систем и организаций;

- недооценка или игнорирование проблем безопасности на всех уровнях социальной организации не только оборачивается теми или иными потерями, но, в конечном счете, неизбежно ведет к падению жизнеспособности (конкурентоспособности) и даже гибели соответствующих ее элементов (субъектов).

В современном обществе безопасность приобретает значение важнейшей ценности и становится фактором индивидуального и общественного сознания. Реализация и неуязвимость интересов индивидов, социальных общностей, народов, обеспечение необходимых условий для полноценного существования и успешного их развития возможны только в условиях обеспечения базисной потребности — потребности в безопасности.

Реальная социальная политика исходит из понимания того, что:

- человек живет и действует в условиях постоянно изменяющихся потенциальных социальных опасностей;

- реализуясь в пространстве и во времени, социальные опасности угрожают и человеку, и обществу, и государству, поэтому профилактика опасностей и защита от них -актуальнейшая социальная проблема, в решении которой должно быть заинтересовано и государство, и общество, и каждый человек;

- безопасность — это приемлемый риск, так как абсолютной безопасности не бывает, поскольку всегда существует некоторый остаточный риск. Исходя из этого, под безопасностью понимают такой уровень опасности, с которым на данном этапе можно смириться.

В качестве субъекта и одновременно объекта социальной безопасности может выступать отдельный человек, социальная группа, организация, предприятие, социальный институт, общество, государство или сообщество государств. Причем все они способны выступать сразу в нескольких ипостасях: человек — в качестве отдельной личности и в качестве члена той или иной социальной группы, общества в целом; государство — в качестве отдельного, самостоятельного национального государства и в качестве одного из элементов наднациональных образований, сообщества государств и т.д.

Взаимосвязь между человеком, обществом и государством обусловлена их природой. Поэтому каждый из них исполняет две роли — субъекта и объекта безопасности. В зависимости от социальной роли в конкретной системе отношений каждый из перечисленных элементов общества может выступать в одних случаях субъектом социальной безопасности, в других случаях — ее объектом. Например, сотрудник правоохранительных органов выступает субъектом безопасности, так как обязан обеспечить безопасность на своем участке работы. Однако как член своей семьи он выступает объектом безопасности, которую должно обеспечить государство, защищая интересы института семьи.

Тем не менее, приоритетными объектами социальной безопасности являются все основные элементы социальной системы обеспечения качества и уровня жизни в Российской Федерации, регулируемые национальной социальной политикой.

В настоящее время выделяют, как минимум, четыре основных критерия оценки социальной безопасности. Систему социальной безопасности того или иного государства оценивают по ее способности:

а) не допускать эскалации социальной напряженности, своевременно и эффективно разрешать социальные конфликты, предотвращать возникновение ситуации социального взрыва;

б) предотвращать деформацию и деградацию социальных институтов и социальной структуры (как ее нивелирования проявление уравнительных тенденций, так и развития процессов неадекватного социального расслоения, поляризации, маргинализации и люмпенизации);

в) обеспечивать устойчивость и совершенствование социальной структуры при нормальной вертикальной и горизонтальной социальной мобильности;

г) поддерживать адекватность системы ценностных ориентации и культуры общества, в том числе политической и экономической, всех социальных институтов в целях обеспечения всестороннего развития общества.

Социальная политика должна быть направлена не столько на преодоление последствий тех или иных социальных болезней, сколько па предотвращение причин их появления, на устранение причин существующих негативных социальных явлений, причин возникновения социальных рисков, затрагивающих большинство населения, обеспечение декларированных социальных гарантий.

В основе возникновения и развития опасных и чрезвычайных ситуаций социального характера лежат социально-политические, экономические, межэтнические и межконфессиональные противоречия, серьезно нарушающие нормальное функционирование общественных отношений в различных сферах жизнедеятельности. Игнорирование этих противоречий, нежелание своевременно решать проблемы современного общественного развития ведет к деструктивным явлениям и катастрофам — войнам, конфликтам, социальным катаклизмам и пр.

Существенное влияние на безопасность государства оказывают внешние воздействия – угрозы, на которые государству приходится реагировать для поддержания определенного уровня стабильности. Ежегодно с обоснованием угроз, с которыми придется столкнуться человечеству, выступает Генеральный секретарь ООН. Так в 2020 году Антонио Гутерриш выделил четыре угрозы:

  • Глобальная геостратегическая напряженность.
  • Экзистенциальный климатический кризис.
  • Глубокое и растущее глобальное недоверие.
  • Темная сторона цифрового мира.

А в 2021 году в его докладе уже были обозначены 10 угроз:

Проблемы, связанные с воздействием перечисленных угроз на ситуацию в стране, приходится решать государству, которое занимает важнейшее место в системе обеспечения безопасности человека (human security). Функции государства в этой системе разноплановы и многоструктурны.

Во-первых, государству принадлежит приоритетная роль в создании условий жизнедеятельности человека.

Во-вторых, в контексте внутренней безопасности исключительно на государство ложится обязанность поддержания режима, гарантирующего права и свободы личности, демократических процедур за биологическое воспроизводство человеческой популяции, которая включает весь круг компетенций, направленных на материальное благосостояние человека, здравоохранение, социальные гарантии и т.д.

В-третьих, все возрастающее значение приобретает функция государства по организации безопасности человека от внутренних угроз, таких, как преступность, техногенные и природные катастрофы, пожары, наводнения, штормы и бытовые несчастные случаи.

Осознание первостепенной важности человеческой безопасности в качестве доминирующего компонента государственных приоритетов в значительной степени обусловливает актуальность инклюзивного содержания суверенитета. В традиционном понимании суверенитет связывается, прежде всего, со способностью государства обеспечивать целостность территории, независимость, конституционный строй. В современной антропоцентричной концепции национальной безопасности феномен суверенитета наполняется содержанием, связанным с возможностями реализации жизнедеятельности граждан, делегирующих легитимность политическому режиму. В связи с этим цель государственной политики human security заключается не только в объективной оценке существующих опасностей и угроз, оценке их уровня, но и определении релевантности официально установленного набора деструкции[1] представлениям общества и индивида.

Становление отечественной системы обеспечения безопасности человека связано с трудностями, прямо вытекающими из национальной истории России, в которой центральное место принадлежало государству. Только в современной России происходит медленный, но необратимый поворот общественного сознания и государственного целеполагания в сторону возвышения человека как главной ценности. Такая метаморфоза экзистенциальных устоев происходит нелинейно и сопровождается рудиментами этатизма.

Закон заложил основы государственного механизма обеспечения безопасности, включающего три уровня: федеральный, региональный и местный, и ранжированный функционально: политические, организационные, социально-экономические, информационные, правовые и иные меры.

Закон определяет в качестве активных участников реализации государственной политики в сфере безопасности общественные объединения и граждан страны (ст. 4). В отличие от безопасности вообще, традиционно составлявшей одну из важнейших функций государства, безопасность человека сравнительно недавно выделилась в самостоятельное направление государственной деятельности. До настоящего момента процесс институционализации государственной системы обеспечения безопасности человека далек от завершения.

Центральное место в обеспечении безопасности человека отведено Министерству Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, которое, помимо прямых обязанностей по мониторингу, предотвращению угроз и устранению последствий катастроф, выполняет надзорные функции по лицензированию, соблюдению правил безопасности и координации деятельности других государственных структур, занятых в обеспечении безопасной жизнедеятельности населения.

Статья 4. Государственная политика в области обеспечения безопасности

Государственная политика в области обеспечения безопасности является частью внутренней и внешней политики Российской Федерации и представляет собой совокупность скоординированных и объединенных единым замыслом политических, организационных, социально-экономических, военных, правовых, информационных, специальных и иных мер.

Основные направления государственной политики в области обеспечения безопасности определяет Президент Российской Федерации.

Государственная политика в области обеспечения безопасности реализуется федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления на основе стратегии национальной безопасности Российской Федерации, иных концептуальных и доктринальных документов, разрабатываемых Советом Безопасности и утверждаемых Президентом Российской Федерации.

Координацию деятельности по обеспечению безопасности осуществляют Президент Российской Федерации и формируемый и возглавляемый им Совет Безопасности, а также в пределах своей компетенции Правительство Российской Федерации, федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления.

Международное сотрудничество Российской Федерации в области обеспечения безопасности осуществляется на основе общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации.

Основными целями международного сотрудничества в области обеспечения безопасности являются:

1) охрана суверенитета Российской Федерации, ее независимости и государственной целостности, предотвращение внутренних и внешних угроз, пресечение действий, направленных на отчуждение части территории Российской Федерации, а также призывов к таким действиям;

2) защита прав и законных интересов российских граждан за рубежом;

3) укрепление отношений со стратегическими партнерами Российской Федерации;

4) участие в деятельности международных организаций, занимающихся проблемами обеспечения безопасности;

5) развитие двусторонних и многосторонних отношений в целях выполнения задач обеспечения безопасности;

6) содействие урегулированию конфликтов, включая участие в миротворческой деятельности.

Решения межгосударственных органов, принятые на основании положений международных договоров Российской Федерации в их истолковании, противоречащем Конституции Российской Федерации, не подлежат исполнению в Российской Федерации.

Полномочия Президента Российской Федерации в области обеспечения безопасности

Президент Российской Федерации:

1) определяет основные направления государственной политики в области обеспечения безопасности;

2) утверждает стратегию национальной безопасности Российской Федерации, иные концептуальные и доктринальные документы в области обеспечения безопасности;

3) формирует и возглавляет Совет Безопасности;

4) устанавливает компетенцию федеральных органов исполнительной власти в области обеспечения безопасности, руководство деятельностью которых он осуществляет;

5) в порядке, установленном Федеральным конституционным законом от 30 мая 2001 года № 3-ФКЗ "О чрезвычайном положении", вводит на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях чрезвычайное положение, осуществляет полномочия в области обеспечения режима чрезвычайного положения;

6) принимает в соответствии с законодательством Российской Федерации:

а) решение о применении специальных экономических мер в целях обеспечения безопасности;

б) меры по защите граждан от преступных и иных противоправных действий, по противодействию терроризму и экстремизму;

7) решает в соответствии с законодательством Российской Федерации вопросы, связанные с обеспечением защиты:

а) информации и государственной тайны;

б) населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;

8) осуществляет иные полномочия в области обеспечения безопасности, возложенные на него Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами и федеральными законами.

Полномочия палат Федерального Собрания Российской Федерации в области обеспечения безопасности

Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации:

1) рассматривает принятые Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации федеральные законы в области обеспечения безопасности;

2) утверждает указ Президента Российской Федерации о введении чрезвычайного положения;

3) проводит консультации по предложенным Президентом Российской Федерации кандидатурам на должность руководителей федеральных органов исполнительной власти (включая федеральных министров), ведающих вопросами обороны, безопасности государства, внутренних дел, юстиции, иностранных дел, предотвращения чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствий стихийных бедствий, общественной безопасности. (Пункт введен - Федеральный закон от 09.11.2020 № 365-ФЗ)

Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации принимает федеральные законы в области обеспечения безопасности.

Полномочия Правительства Российской Федерации в области обеспечения безопасности

Правительство Российской Федерации:

1) участвует в определении основных направлений государственной политики в области обеспечения безопасности;

2) формирует федеральные целевые программы в области обеспечения безопасности и обеспечивает их реализацию;

3) устанавливает компетенцию федеральных органов исполнительной власти в области обеспечения безопасности, руководство деятельностью которых оно осуществляет;

4) организует обеспечение федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления средствами и ресурсами, необходимыми для выполнения задач в области обеспечения безопасности;

5) осуществляет иные полномочия в области обеспечения безопасности, возложенные на него Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами и нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации.

Совет Безопасности

Совет Безопасности является конституционным совещательным органом, осуществляющим содействие главе государства в реализации его полномочий по вопросам обеспечения национальных интересов и безопасности личности, общества и государства, а также поддержания гражданского мира и согласия в стране, охраны суверенитета Российской Федерации, ее независимости и государственной целостности, предотвращения внутренних и внешних угроз. (В редакции Федерального закона от 09.11.2020 № 365-ФЗ)

Совет Безопасности формируется и возглавляется Президентом Российской Федерации.

Основными задачами Совета Безопасности являются:

1) обеспечение условий для осуществления Президентом Российской Федерации полномочий в области обеспечения безопасности;

2) формирование государственной политики в области обеспечения безопасности и контроль за ее реализацией;

3) прогнозирование, выявление, анализ и оценка угроз безопасности, оценка военной опасности и военной угрозы, выработка мер по их нейтрализации;

4) подготовка предложений Президенту Российской Федерации:

а) о мерах по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и преодолению их последствий;

б) о применении специальных экономических мер в целях обеспечения безопасности;

в) о введении, продлении и об отмене чрезвычайного положения;

5) координация деятельности федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по реализации принятых Президентом Российской Федерации решений в области обеспечения безопасности;

6) оценка эффективности деятельности федеральных органов исполнительной власти в области обеспечения безопасности.

Основными функциями Совета Безопасности являются:

1) рассмотрение вопросов, касающихся обеспечения национальных интересов и безопасности личности, общества и государства, поддержания гражданского мира и согласия в стране, охраны суверенитета Российской Федерации, ее независимости и государственной целостности, предотвращения внутренних и внешних угроз, пресечения действий, направленных на отчуждение части территории Российской Федерации, призывов к таким действиям, а также касающихся организации обороны, военного строительства, оборонного производства, военно-технического сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами, международного сотрудничества в области обеспечения безопасности; (В редакции Федерального закона от 09.11.2020 № 365-ФЗ)

2) анализ информации о реализации основных направлений государственной политики в области обеспечения безопасности, о социально-политической и об экономической ситуации в стране, о соблюдении прав и свобод человека и гражданина;

3) разработка и уточнение стратегии национальной безопасности Российской Федерации, иных концептуальных и доктринальных документов, а также критериев и показателей обеспечения национальной безопасности;

4) осуществление стратегического планирования в области обеспечения безопасности;

5) рассмотрение проектов законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации по вопросам, отнесенным к ведению Совета Безопасности;

6) подготовка проектов нормативных правовых актов Президента Российской Федерации по вопросам обеспечения безопасности и осуществления контроля деятельности федеральных органов исполнительной власти в области обеспечения безопасности;

7) организация работы по подготовке федеральных программ в области обеспечения безопасности и осуществление контроля за их реализацией;

8) организация научных исследований по вопросам, отнесенным к ведению Совета Безопасности.

Состав Совета Безопасности

В состав Совета Безопасности входят Председатель Совета Безопасности Российской Федерации, которым по должности является Президент Российской Федерации; Заместитель Председателя Совета Безопасности Российской Федерации (далее - Заместитель Председателя Совета Безопасности); Секретарь Совета Безопасности Российской Федерации (далее - Секретарь Совета Безопасности); постоянные члены Совета Безопасности и члены Совета Безопасности.

Постоянные члены Совета Безопасности входят в состав Совета Безопасности по должности в порядке, определяемом Президентом Российской Федерации. Заместитель Председателя Совета Безопасности и Секретарь Совета Безопасности входят в число постоянных членов Совета Безопасности.

Заместитель Председателя Совета Безопасности назначается на должность и освобождается от должности Президентом Российской Федерации. Полномочия Заместителя Председателя Совета Безопасности определяются Президентом Российской Федерации. Заместитель Председателя Совета Безопасности обязан сообщать в порядке, предусмотренном указами Президента Российской Федерации, о возникновении личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая приводит или может привести к конфликту интересов, а также принимать меры по предотвращению или урегулированию такого конфликта.

Члены Совета Безопасности назначаются Президентом Российской Федерации в порядке, им определяемом.

Члены Совета Безопасности принимают участие в заседаниях Совета Безопасности с правом совещательного голоса.

Заместителем Председателя Совета Безопасности, Секретарем Совета Безопасности, постоянными членами Совета Безопасности и членами Совета Безопасности могут быть граждане Российской Федерации, не имеющие гражданства (подданства) иностранного государства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства.

Заместителю Председателя Совета Безопасности, Секретарю Совета Безопасности, постоянным членам Совета Безопасности и членам Совета Безопасности в порядке, установленном федеральным законом, запрещается открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации.

Секретарь Совета Безопасности

Секретарь Совета Безопасности является должностным лицом, обеспечивающим реализацию возложенных на Совет Безопасности задач и функций.

Секретарь Совета Безопасности назначается на должность и освобождается от должности Президентом Российской Федерации, которому подчиняется непосредственно.

Полномочия Секретаря Совета Безопасности определяются Президентом Российской Федерации.

Деятельность Совета Безопасности осуществляется в форме заседаний и совещаний.

Решения Совета Безопасности принимаются на его заседаниях и совещаниях постоянными членами Совета Безопасности в порядке, определяемом Президентом Российской Федерации. Постоянные члены Совета Безопасности обладают равными правами при принятии решений.

Решения Совета Безопасности вступают в силу после их утверждения Президентом Российской Федерации.

Вступившие в силу решения Совета Безопасности обязательны для исполнения государственными органами и должностными лицами.

В целях реализации решений Совета Безопасности Президентом Российской Федерации могут издаваться указы и распоряжения.

Литература


Оглавление

  • От безопасности личности к безопасной личности: вместо предисловия
  • Глава 1. Безопасность как основа жизнедеятельности личности, общества и государства

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Безопасность личности. Комплексный анализ предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Глава 1. Безопасность как основа жизнедеятельности личности, общества и государства

§ 1. Теория национальной безопасности

У российских ученых к концу XX столетия возник пристальный интерес к проблемам национальной безопасности. Это было продиктовано не только и не столько таким грандиозным событием, как развал Советского Союза, сколько теми последствиями, к которым данное событие привело (целенаправленное банкротство государственных предприятий, дефолты, приватизация, обнищание большей части населения и т. д.). По причинам многоаспектности этих последствий исследователи занимаются их рассмотрением с совершенно разных позиций, но в одном контексте — безопасности и жизнеобеспечения личности, общества и государства.

Вторая условно выделяемая группа ученых демонстрирует системный подход и интерпретирует национальную безопасность как следствие деятельности госорганов, применяющих социально-политические, экономические и прочие организационные меры для нейтрализации угроз жизненно важным интересам граждан нашей страны [2] .

Третья группа исследователей отождествляет национальную безопасность с государственной безопасностью, отталкиваясь от территориальной и природной уникальности государства и его исторической целостности [3] . Кроме того, в их интерпретации данный термин близок по своему контенту к национальной безопасности, поскольку характеризует ее с исторических позиций многонациональной целостности.

Одним из наиболее изученных направлений национальной безопасности в России является тот, в котором за основу берется конституция и учитываются особенности формирования политического режима и демократического сообщества (система органов политической власти, государственные и негосударственные институты и т. д.). Один из характерных нюансов этого подхода состоит в том, что в нем в национальной безопасности вычленяют ее политико-правовой аспект.

Анализ процессов эволюции человеческой истории позволяет выявить ряд закономерностей, характеризующих функцию безопасности:

• социальный прогресс не устраняет и не отменяет опасности существованию личности, общества, государства;

• рост могущества людей над природой сопровождается и увеличением масштаба угроз человечеству;

• по мере дифференциации общества и усложнения его организации расширяется и спектр социальных опасностей;

• социальные угрозы не являются неизменными и модифицируются вместе с развитием общества;

• системы безопасности являются неотъемлемым атрибутом сложных социальных систем и организаций;

• недооценка или игнорирование проблем безопасности на всех уровнях социальной организации не только оборачивается теми или иными потерями, но, в конечном счете, неизбежно ведет к падению жизнеспособности (конкурентоспособности) и даже гибели соответствующих ее элементов (субъектов).

Итак, безопасность — сложное социальное явление, многоплановое и многогранное в своих структурных составляющих и проявлениях, отражающее противоречивые интересы в отношениях различных социальных субъектов. Нередко одни из них стремятся обеспечить свою безопасность за счет других либо не считаются с интересами безопасности иных людей, групп, народов, мыслят устаревшими категориями и эгоистическими ценностями, игнорирующими ту основополагающую закономерность, что безопасность в эпоху нарастающей глобализации неделима. Отсюда обусловленность проблематики безопасности субъективными позициями, неоднозначными оценками, фрагментарными суждениями. В методологическом плане важно иметь целостное представление о безопасности как социальном явлении.

В рамках современных исследований по вопросам безопасности можно выделить несколько основных подходов к истолкованию смысла этого понятия.

Более реалистичным является широкое значение безопасности, вытекающее из фактического взаимодействия индивидов и социальных объектов с многочисленными обстоятельствами и факторами, оказывающими на них негативное и деструктивное воздействие. Предотвращение, ослабление, нейтрализация этих воздействий, наносящих ущерб существованию, благополучию, нормальному функционированию людей, социальных объектов, а также поддержание их жизнедеятельности на уровне не ниже предельно допустимых (критических) значений и дает представление о безопасности в более широком плане.

Возможность жить, не подвергая себя различным рискам и опасностям, высоко ценится в человеческом обществе. Это означает, что безопасность приобретает форму внутренней ценности и реализует себя в индивидуальном и общественном сознании. Характерно, что эта ценность имеет универсальный характер и признается в качестве фундаментальной всеми людьми, вне зависимости от их расы, национальности, пола, возраста, социального положения, хотя, естественно, существует определенный разброс мнений, отражающих степень предпочтений различных категорий людей. Часто он обусловливается влиянием той или иной ситуации. В мирных условиях, в достатке, в размеренной и спокойной жизни ценность безопасности отходит на второй план и не актуализируется. Социальные потрясения, бедствия, войны, террористические акты обостряют ее значение, выводят в число наиболее востребованных.

В России, вся история которой представляет собой череду бесконечных войн и других тяжелых испытаний для народа, ценность национальной безопасности всегда относилась к числу первостепенных. Сохраняет свое значение она и в настоящее время. В то же время на корпоративном уровне среди большинства российских предприятий безопасность не утвердилась еще в качестве важнейшей коллективной (групповой) ценности. Она недостаточно культивируется среди сотрудников фирм, которые в массе своей полагают, что обеспечение безопасности — это забота исключительно владельцев и руководителей фирмы.

Потребность в безопасности имеет объективный характер, поскольку все люди уязвимы, независимо от их физических данных, обладания богатством, властью, другими ресурсами. Она реализуется не только на индивидуальном, но и на коллективном (социальном) уровнях. При этом следует подчеркнуть, что, в отличие от многих других потребностей, нужду в безопасности невозможно удовлетворить полностью. Она присутствует всегда и требует постоянного к себе внимания, поскольку человечество подстерегают самые разные опасности.

Субъективное осознание потребности находит выражение в форме интереса, стимулирующего и направляющего деятельность людей. Интересы могут быть весьма многоплановыми, многоуровневыми и отражать различные потребности людей. В числе данных потребностей потребность в безопасности можно отнести к базисным, первоочередным потребностям людей и социальных общностей.

Помимо непосредственных интересов безопасности (личности, общества, государства), сопряженных с наличием различных угроз выживанию и существованию данных субъектов, существуют жизненно важные интересы индивидов, социальных общностей, народов, наций, ущемляемые противостоящими им субъектами и нуждающиеся в защите. Их реализация и неуязвимость, обеспечение необходимых условий для полноценного существования и успешного развития индивидов и социальных субъектов возможны только в условиях обеспечения базисной потребности — потребности в безопасности.

В качестве субъекта и одновременно объекта безопасности может выступать отдельный человек, общество, государство или сообщество государств. Причем некоторые из них способны выступать сразу в нескольких ипостасях: человек — в качестве отдельной личности и в качестве члена той или иной социальной группы и общества в целом; государство — в качестве отдельного, самостоятельного национального государства и в качестве одного из элементов наднациональных образований, сообщества государств.

Взаимосвязь между человеком, обществом и государством жестко обусловлена их природой. Поэтому каждый из них вынужден исполнять одновременно две роли — субъекта и объекта безопасности, но кем они оказываются в действительности в тот или иной промежуток времени — зависит от многих обстоятельств.

В зависимости от того, кто выступает субъектом или объектом безопасности — отдельный человек, социальная группа, общество в целом, государство или сообщество государств, выделяют следующие основные уровни безопасности:

• личная, или индивидуальная, безопасность;

• социетальная (общественная) безопасность, или безопасность общества;

• национальная безопасность, или безопасность государства;

• международная, или коллективная, безопасность;

• всемирная, или глобальная, безопасность.

В качестве промежуточного уровня между индивидом и обществом (либо между индивидом и государством) выделяют уровень групповой безопасности или безопасности общности.

Между национальным и международным уровнями либо между международным и глобальным уровнями может выделяться региональный уровень. Кроме того, о региональной безопасности говорят и в отношении состояния безопасности в одной из частей государства или в пределах этнокультурной области, объединяющей территории сразу нескольких государств.

Кроме того, на каждом уровне безопасности (будь то национальный, общественный или даже индивидуально-личностный уровень) угрозы могут исходить не только извне, но и со стороны самого субъекта или объекта безопасности. Представления об угрозах как о причинах, обстоятельствах, которые оказывают разрушительное воздействие на объект безопасности, определяют цели безопасности негативным образом. Целью безопасности является искоренение, нейтрализация, устранение источников угроз безопасности (и возможных последствий их действия) на том или ином уровне.

Вместе с тем цели безопасности могут быть определены и позитивным образом, как стремление субъекта к расширению доступных ему пределов безопасности, к наполнению его бо́льшим содержанием.

Подобный подход приводит не только к позитивным, но и к определенным негативным результатам, к утрате целостного представления о безопасности. В связи с этим рассмотрение узкоспециализированных сфер обеспечения безопасности в рамках более крупных аспектов, несмотря на достаточно большое внимание ко многим деталям, частностям, позволяет сформировать достаточно целостное представление о безопасности и обогатить его содержание.

В ряду крупных аспектов безопасности можно выделить:

Безусловно, данный список нельзя считать завершенным. Но в то же время необходимо признать, что значительная часть указанных в них аспектов или дублируется, или достаточно близка по смысловому содержанию.

К основным объектам безопасности относятся: личность — ее права и свободы; общество — его материальные и духовные ценности; государство и его конституционный строй, суверенитет и территориальная целостность. Субъектами обеспечения безопасности являются государство, осуществляющее функции в этой области через органы законодательной, исполнительной и судебной властей, граждане, общественные и иные организации и объединения. Для непосредственного выполнения функций по обеспечению безопасности личности, общества и государства в системе исполнительной власти образуются государственные органы обеспечения безопасности; государство обеспечивает правовую и социальную защиту гражданам, общественным и иным организациям и объединениям, оказывающим содействие в обеспечении безопасности в соответствии с законом. Безопасность достигается проведением единой государственной политики в области обеспечения безопасности, системой мер экономического, политического, организационного и иного характера, адекватных угрозам жизненно важным интересам личности, общества и государства. Закон определяет принципы обеспечения безопасности и законодательные основы обеспечения безопасности. Систему безопасности образуют органы законодательной, исполнительной и судебной властей, государственные, общественные и иные организации и объединения, граждане, принимающие участие в обеспечении безопасности в соответствии с законом, а также законодательство, регламентирующее отношения в сфере безопасности. Создание органов обеспечения безопасности, не установленных законом Российской Федерации, не допускается. Общее руководство государственными органами обеспечения безопасности осуществляет Президент Российской Федерации. Правительство Российской Федерации обеспечивает руководство государственными органами обеспечения безопасности Российской Федерации. Министерства и государственные комитеты Российской Федерации обеспечивают реализацию федеральных программ защиты жизненно важных интересов объектов безопасности. Для непосредственного решения задач безопасности создаются силы и средства обеспечения безопасности. Конституционным органом, осуществляющим подготовку решений Президента Российской Федерации в области обеспечения безопасности, является Совет безопасности Российской Федерации, который образует постоянные или временные межведомственные комиссии.

Безусловно, в гуманитарных науках безопасность представляет собой сложное социально-политическое явление, и его изучением занимаются специалисты, работающие в различных отраслях знаний. Отсюда многообразие его определений.

Так, психологи понимают безопасность как ощущение, восприятие и переживание необходимости защиты жизненно важных потребностей и интересов людей;

юристы — как систему установленных законами правовых гарантий защищенности личности и общества, обеспечения их нормальной жизнедеятельности, прав и свобод;

философы — как состояние, тенденции развития и условия жизнедеятельности социума, его структур, институтов и установлений, при которых обеспечивается сохранение их качественной определенности, оптимальное соотношение свободы и необходимости;

1. представители натуралистического подхода полагают, что безопасность системы есть защищенность от внутренних и внешних воздействий на нее с целью изменения, а вектор опасности мыслится как направленный снаружи на систему, безопасность которой хотят обеспечить;

3. определился третий (системный) подход, охватывающий первые два. Его сторонники считают, что изучение проблем безопасности должно проводиться комплексно, применительно к отдельному объекту — системе (совокупности элементов, находящихся в отношениях и связях между собой и образующих определенную целостность, единство). В рамках этого подхода выделяют две стороны данного явления: внешнюю (определяющую воздействие объекта на среду) и внутреннюю (характеризующую свойство сопротивляемости объекта по отношению к действиям среды). При этом внутренняя безопасность есть критерий целостности системы и показатель ее гомеостаза, т. е. безопасность характеризует способность системы поддерживать свое нормальное функционирование в условиях воздействия среды и внутренних возмущений. Внешняя безопасность в данном контексте есть способность системы взаимодействовать со средой без нарушения гомеостаза последней, т. е. воздействие системы на среду не приводит к необратимым изменениям или нарушениям важнейших параметров, характеризующих состояние среды, принятое за допустимое (Могилевский В. Д., Баранов А. П., Григорьев В. Р.).

§ 2. Безопасность личности, ее структура

Читайте также: