Объединения граждан как институт гражданского общества

Обновлено: 13.05.2024

В широком смысле: все социальные структуры и отношения, которые непосредственно не регулируются государством
В узком смысле: общество на определенном этапе своего исторического развития, когда оно выступает социально-экономической основой демократического правового государства.

Гражданское общество выступает в качестве необходимой демократической прослойки между человеком и государством, не позволяющей последнему узурпировать власть, превращаться из слуги народа в его хозяина и господина.

Современное гражданское общество представляет собой общество, состоящее из общественно-политических институтов, независимых от государства, отражающих самые разнообразные социальные интересы в производственной, политической, духовной сферах, личной и семейной жизни.

Цель (назначение) гражданского общества состоит в достижении оптимального и гармонического сочетания частных и общественных интересов.

О трудностях становления гражданского общества свидетельствует история разработки его концепции в западной общественно-политической мысли.

Гражданское общество сложилось на определённом этапе исторического развития прежде всего западной цивилизации. Процесс формирования гражданского общества являлся не только экономической, социальной, политической, но также социокультурной и духовной трансформацией.

↑ Структура гражданского общества

  • политические партии и лоббистские организации (комитеты, комиссии, советы), создаваемые при органах власти
  • общественно-политические организации и движения (экологические, антивоенные, правозащитные)
  • союзы предпринимателей, ассоциации потребителей, благотворительные фонды, кооперативы, арендные коллективы, акционерные общества
  • научные и культурные организации, спортивные общества
  • муниципальные коммуны и другие органы самоуправления по месту жительства и работы (ассоциации избирателей, политические клубы)
  • независимые СМИ
  • церковь
  • семья

3) Особое пространство свободного проявления людей, которое защищено от вмешательства государства и других сил.
Эта сеть групп и объединений граждан ежедневно функционирует в целях создания условий для самореализации индивидов и групп, выражения и удовлетворения их повседневных потребностей, одновременно сдерживая стремление государства к концентрации политического господства.

↑ Функции гражданского общества:

  • Независимо от государства располагает средствами и санкциями, с помощью которых можно заставить человека соблюдать общепринятые нормы, обеспечивающие социализацию и воспитание граждан.
  • Защищает граждан и из объединения, интересы и потребности от незаконного вмешательства в их жизнь государства и его органов, защищает права и свободы личности, определяет границы политики.
  • Способствует формированию органов государства, демократическому и гуманистическому развитию всей политической системы общества.
  • Сдерживает политическую власть от абсолютного господства;
  • Поддерживает стабильность общественных отношений;
  • Утверждает принципы правового государства.

↑ Признаки, условия существования гражданского общества

  • Частная собственность, многоукладная экономика, свободный рынок и конкуренция.
  • Большой удельный вес в обществе среднего класса.
  • Индивидуальная свобода и самостоятельность личности
  • Народный суверенитет, верховенство и полновластие народа
  • Юридическое равенство граждан, обеспечение прав и их защита, децентрализация власти, политический плюрализм.
  • Справедливость законов и неукоснительность их исполнения
  • Осведомленность граждан о деятельности государства и общества
  • Свобода формирования общественного мнения
  • Обеспечение прав человека на информацию, высокий образовательный уровень населения, свобода слова и совести.

↑ Правовое государство, его принципы и функции.

Правовое государство — государство, ограниченное в своих действиях правом, подчинённое воле суверенного народа, выражаемой в конституции, и призванное обеспечить основополагающие права и свободы личности

Правовое государство — демократическое государство, в котором соблюдается принцип верховенства права, права и свободы человека и гражданина являются высшей ценностью.

  • обеспечивает права и свободы граждан, необходимые для функционирования гражданского общества.
  • предусматривает взаимную ответственность гражданина и государства в рамках действующего законодательства и неуклонное исполнение и соблюдение всеми гражданами, должностными лицами, органами государства и организации законов государства.
  • основано на верховенстве закона, политическом, идеологическом, экономическом плюрализме, которые закрепляются и гарантируются нормативными правовыми актами.

Пути формирования правового государства

  • Превращение закона в решающее средство управления всеми сторонами жизни общества, для чего необходимо изменение соотношения закона с подзаконными актами в пользу первого
  • Достижение такого состояния общества, при котором соблюдение закона было бы выгоднее его нарушения, что предполагает высокий уровень правовой культуры населения
  • Превращение правоохранительных органов в рабочий механизм, активно содействующий становлению правопорядка
  • Децентрализация управления, разграничение функций центральных структур власти и органов местного самоуправления, расширение компетенций последних

↑ Взаимодействие гражданского общества и правового государства.

Как гражданское общество взаимодействует с государством?

Механизм взаимодействия гражданского общества и правового государства включает три основных элемента: осуществление принципа разделения властей, создание системы взаимодействия через партии, выборы, представительные органы власти и создание различного рода консультационных комитетов и комиссий при государственных структурах, в которых участвуют представители различных социальных групп. Также государство создает законодательство, охраняющее права и свободы людей, осуществляет правосудие. Гражданское общество, в свою очередь, оказывает влияние на государственную власть посредством СМИ, созданием политических партий, осуществляющих борьбу за власть и представляющих интересы общества, граждане участвуют в выборах органов государственной власти, формируют местное самоуправление и т. д.

Система гражданского общества
Основы гражданского общества
Институты гражданского общества
Признаки гражданского общества
Функции гражданского общества


Свобода — то, о чем мечтает каждый школьник. Но прежде, чем ее получить, нужно многое освоить. В этой статье расскажем, что называют гражданским обществом и как оно связано со свободой.

О чем эта статья:

11 класс, ЕГЭ/ОГЭ

Статья находится на проверке у методистов Skysmart.
Если вы заметили ошибку, сообщите об этом в онлайн-чат (в правом нижнем углу экрана).

Понятие гражданского общества

Определение гражданского общества можно сформулировать двумя способами:

  • это сфера самопроявления свободных граждан и добровольно сформировавшихся ассоциаций и организаций, которые ограждены соответствующими законами от прямого вмешательства и произвольной регламентации со стороны государственной власти;
  • это совокупность неполитических отношений, то есть общественных отношений вне рамок властно-государственных структур.

Еще этот термин используют для определения степени эволюции цивилизованного общества. В этом смысле гражданское общество — то, которое гарантирует бесспорное выполнение прав и свобод гражданина, а взамен требует исполнения обязанностей.

Примеры проявлений гражданского общества:

  • средства массовой информации (пресса, радиовещание, телевидение);
  • экологические организации (общества охраны природы);
  • профсоюзы;
  • правозащитные организации;
  • спортивные организации;
  • творческие и культурные союзы и др.

Понятие правового государства

Правовое государство — это государство, в котором главенствуют нормы права и закон. Главная задача правового государства заключается в защите прав и свобод человека и гражданина.

Институты гражданского общества не подчиняются государству напрямую, но активно взаимодействуют с ним. Гражданское общество — ключевой посредник между отдельным человеком и властью.

Гражданское общество влияет на государство через демократические институты. Это происходит за счет принятия законов о защите прав человека, об открытости и ответственности должностных лиц и т. п.

Например, свободные СМИ следят за решениями, которые принимают представители власти. Политические партии дают гражданам возможность сменить власть на свободных выборах. А общественные движения помогают донести свои пожелания и добиться от государства решения проблем.

Вместе с тем гражданское общество обеспечивает интересы индивидов и групп. В гражданском обществе преобладают горизонтальные связи — связи солидарности и конкуренции, а не подчинения. Именно поэтому в правовом государстве власть и гражданское общество дополняют друг друга, а не противостоят.

Соотношение гражданского общества и государства

Линии сравнения

Гражданское общество

Государство

Реализуемые интересы

Повседневные интересы индивидов.

Общественные интересы социальных групп, классов, этносов.

Средства реализации

Убеждение, правовые и моральные нормы, традиции, обычаи, искусство и т. д.

Конституция, власть, принуждение, право и т. д.

Связи и отношения между людьми

Преобладание горизонтальных связей, основанных на отношениях солидарности и конкуренции.

Преобладание вертикальных связей, основанных на отношениях господства и подчинения.

Основа

Свободный индивид с неотъемлемыми правами и неполитические организации, с помощью которых он их реализует.

Политические институты, органы власти, лидеры, элита и т. д.

Признаки гражданского общества

Основные признаки гражданского общества:

  • правовое государство с демократическим политическим режимом;
  • личная свобода человека — свобода слова, собраний, объединений, передвижений, религию и вероисповедание, выбор профессии, политические мировоззрения;
  • государство не имеет права вмешиваться в частную жизнь гражданина;
  • законы и конституция обладают юридической силой;
  • высокий уровень профессионализма в юридической и политической практике;
  • контроль за властью, соблюдение существования правового государства и выявление нарушений;
  • гражданин имеет право привлечь к ответственности государство в судебном порядке.

Гражданское общество реализует ежедневные интересы людей. Оно создает условия для самореализации отдельного человека и групп, для удовлетворения их потребностей. Одновременно гражданское общество сдерживает стремление государства к концентрации политического господства.

Поможем закрепить новый материал на уроках обществознания в онлайн-школе Skysmart.

Функции гражданского общества

Какие функции выполняет гражданское общество:

  • укрепляет правопорядок;
  • просвещает население о правах и обязанностях;
  • повышает качество и доверие к демократическому процессу;
  • предоставляет гражданам свободу и защищает их от злоупотреблений властью;
  • решает социальные и частные проблемы, которые выходят за рамки правительства;
  • способствует увеличению интереса граждан к политике, повышению мотивации и способности участвовать в политических мероприятиях;
  • контролирует политическую власть — например, наблюдает за выборами для обеспечения демократии.

Структура гражданского общества

Гражданское общество состоит из элементов, которые взаимодействуют между собой и объединяются в горизонтальную систему связей.

Вот что включает в себя гражданское общество:

  • различные общественные объединения — экологические, молодежные, культурные и др.;
  • защита и правозащита граждан;
  • церковь и различные религиозные объединения;
  • профессиональные объединения;
  • негосударственные СМИ;
  • различные формы общественной активности и выражения протеста;
  • местное самоуправление;
  • государство (но это не главный элемент гражданского общества)
  • политические партии и движения (не все).

Предпосылки и развитие гражданского общества

Главная предпосылка гражданского общества — признание прав и свобод человека. Есть еще другие предпосылки:

Экономические

Частная собственность, многоукладная экономика, свободный рынок и конкуренция.

Социальные

Большой удельный вес в обществе среднего класса.

Политико-правовые

Юридическое равенство граждан, обеспечение прав и их защита, децентрализация власти, политический плюрализм.

Культурные

Свобода слова, свобода информации, высокий уровень образования у населения.

Гражданское общество невозможно создать приказом сверху, оно не может появиться спонтанно в один момент времени. Создание гражданского общества — это постепенный процесс, которому способствуют экономические, политические, культурные предпосылки

В современной общественной жизни огромное значение имеют различные формы объединений граждан - их осознанной целенаправленной институционализации, то есть превращения в некие организационные образования.

Общественная наука выделила два основных общественных публичных некоммерческих явления, находящихся в постоянном взаимодействии, взаимопроникновении, а иногда и противостоянии. Речь идет о сосуществовании государства и гражданского общества (рис. 7.1).


Общественная публичная деятельность

Рис. 7.1. Государство и гражданское общество

Понятие государства мы еще будем подробно рассматривать в одном из следующих разделов. Что касается гражданского общества, то существует достаточно много определений данного явления. Например, гражданское общество - это срез общественной жизни, который задается деятельностью и отношениями людей как суверенных, инициативных и самоорганизованных граждан (это сфера самостоятельных общественно-значимых действий граждан).

Таким образом, под гражданским обществом можно считать совокупность личностей и их взаимодействие, а также их социально значимую деятельность, в том числе через различные организационные формы.

Гражданское общество обладает рядом признаков, среди них:

- расчлененность социального целого на части, отношения, виды деятельности, обладающие автономной от целого логикой;

- индивид, стремящийся стать личностью, как особая единица социума и один из его субъектов; суверенный индивид в роли первичной или базовой ячейки социума в целом и его различных образованиях;

- условия, созданные в социуме для проявления, становления и институционализации инициативы индивида – гражданской инициативы.

Оформление данной инициативы граждан происходит через создание различных институтов гражданского общества.

Институты гражданского общества - это реализованные через раз­личные организационные формы (организации) направления деятель­ности граждан, направленных на решение социально значимых задач.

Элементами гражданского общества принято считать следующие его институты:

1. Отдельные граждане и их неофициальные группы;

2. Органы местного самоуправления;

3. Различные виды некоммерческих организаций:

- общественные и иные неправительственные организации,

- профессиональные союзы и ассоциации,

- различные институты общественной кооперации,

- политические организации [5, с. 16-17],

- культурные организации, в том числе национально-культурные автономии.

Таким образом, можно сформировать три основные группы институтов гражданского общества (рис. 7.2).


Рис. 7.2. Группы институтов гражданского общества

Роль отдельных групп граждан в общественной деятельности безусловно высока, но данная тема не является ключевой в данной работе. Организационные аспекты формирования и деятельности органов местного самоуправления интересуют нас на страницах настоящей книги только как носителей публичной власти на местном (муниципальном) уровне.

Что касается различных видов некоммерческих организаций, то они широко представлены в современной общественной жизни в России в самых различных отраслях и направлениях деятельности граждан. Содержание и классификацию некоммерческих организаций мы рассмотрим ниже.

Из сущности и проявлений гражданского общества вытекают его основные общественные функции, которыми являются:

- создание среды, где формируется общественная инициатива граждан;

- интеграция социума на основе сближения интересов и активизации деятельности;

- создание и закрепление норм и ценностей в обществе;




- сведение социальных и иных конфликтов к цивилизованному диалогу;

- воздействие на государственные институты власти и формы взаимодействия с ними;

- участие в организации и проведении общественных экспертиз;

- контроль за деятельностью исполнительной власти и выборных органов управления;

- создание нового знания;

- защита прав и интересов граждан;

- интеграция в международное гуманитарное пространство;

- образовательная, просветительская и консолидирующая роль и др.

Рис. 7.3. Три сектора общественной деятельности


Мы уже не можем себе представить современное существование без большого числа как государственных, так и частных СМИ, без обществ защиты прав потребителей, без профессиональных ассоциаций и благотворительных обществ.

Взаимодействие гражданского общества и государства – нередко зона острого напряжения. Конфликт обычно связан с резонансным событием в чувствительной для людей сфере (социальные обязательства государства, экология, культура, градостроительство, политические права), когда баланс интересов между обществом и властью нарушается. Такие конфликты неизбежны и сами по себе являются важным каналом обратной связи. Но для того, чтобы конфликт послужил отправной точкой для перемен к лучшему и не переходил в неконтролируемую стадию, обществу и власти нужна работающая система диалоговых площадок для обсуждения вопросов по существу.

Сегодня очевидно растет запрос на отстаивание своих интересов, за несколько лет появились и окрепли новые гражданские сообщества с активной жизненной позицией. Большинству общественных организаций требуется в той или иной форме взаимодействовать с органами государственной власти.


Часто у активных граждан нет опыта прямого и конструктивного диалога с властями. В этих условиях общественные палаты и советы получают шанс для более интенсивного развития – как дискуссионные площадки, на которых обсуждаются и согласовываются позиции сторон по спорным вопросам. В идеале, такие институты-посредники должны становиться постоянно действующим интерактивным каналом передачи в высшие органы власти информации о том, что действительно волнует граждан на местах. Таким путем они могут обеспечить постоянное и деятельное участие граждан в обсуждении решений, способствовать созданию механизмов соуправления.

Важной формой взаимодействия граждан и государства являются обращения граждан. В 2018 году (на 21.11.2018) в Общественную палату Российской Федерации поступило 29 411 обращений граждан. Основная их часть касается социальной сферы и жилищно-коммунального хозяйства, работы судебной и правоохранительной системы. В числе главных проблем: утилизация мусора, доступность и качество работы учреждений медико-социальной экспертизы, защита прав избирателей. Обращения поступают как через сайт Палаты, так и через горячие линии, работающие по наиболее острым вопросам.


Источник: Общественная палата Российской Федерации


Источник: Общественная палата Российской Федерации

Номинации и победители:


-->

В регионах ведущей площадкой общественно-государственного диалога становятся общественные палаты.

Общественные палаты существуют в первую очередь для того, чтобы обеспечивать взаимодействие отдельных граждан и их объединений с органами власти. Сегодня эти институты также участвуют в экспертизе законопроектов, осуществляют общественный контроль, участвуют в формировании региональных общественных советов. В некоторых субъектах Федерации общественные палаты наделены правом законодательной инициативы.




Источник: Общественная палата Российской Федерации43 Описание опроса см по ссылке 42.


Источник: Общественная палата Российской Федерации44 Описание опроса см по ссылке 42.

Авторитет общественной палаты строится благодаря конкретным реализованным проектам, освещению деятельности палаты в СМИ, четкой позиции по резонансным вопросам местной повестки, а главное, благодаря тем, кто входит в состав палаты, кто из лидеров общественного мнения там. Во многих палатах заседают люди, пришедшие, скорее, за статусом и не имеющие отношения к третьему сектору (в основном предприниматели, директора крупных предприятий, бывшие госслужащие). При этом активные общественники оказываются просто вне поля зрения региональной общественной палаты, реализуют свои проекты без всякого участия палаты. Почти в каждом регионе есть хотя бы несколько человек, чья деятельность хорошо заметна.

Кроме того, активность палаты напрямую зависит от финансирования. Даже для организации заседаний, тем более мероприятий общественного контроля – не говоря о более масштабных проектах – нужна определенная материальная база. Если говорить об общественной экспертизе – нужно привлекать квалифицированных экспертов. Речь идет о небольших средствах, необходимых для рабочего процесса. Но до настоящего времени правовая норма о бюджетном финансировании общественных палат субъектов Российской Федерации отсутствует. Ее закрепление будет способствовать независимости и продуктивности работы общественных палат.


Нельзя не заметить, что часто отсутствует взаимодействие региональных и муниципальных общественных палат. Показательно, что на сайтах региональных палат нередко нет сведений о палатах в муниципальных образованиях.

Говорить о том, что в нашей стране сложилась действенная система общественного контроля, пока нельзя. Тем не менее в некоторых областях есть значимые примеры общественного контроля, которые позволяют изменить ситуацию к лучшему.

По призыву Общественной палаты Российской Федерации и общественных палат регионов в наблюдении за выборами приняли участие 1866 федеральных, региональных и муниципальных общественных организаций из всех регионов России и около 150 тыс. наблюдателей.

Наблюдатели от системы общественных палат были представлены почти на каждом избирательном участке. Это обеспечило прозрачность состоявшихся выборов, случаев фальсификаций и нарушений было наперечет.

Несущей конструкцией новой системы общественного наблюдения на выборах стали общественные палаты, проект во многом изменил их вес в регионах. По сути, за несколько месяцев был создан новый значимый общественный институт, инициированный гражданским обществом и подкрепленный новой законодательной базой. Стало очевидно, что общественные палаты в регионах обладают серьезным потенциалом.


В 2018 г. настоящим прорывом в развитии общественного контроля и системы общественных палат в регионах стало создание масштабной системы наблюдения на выборах.


Интересные практики в области общественного контроля появляются в некоторых регионах при участии региональных общественных палат.

Интересная инициатива реализуется в Челябинской области, где функционирует своеобразный центр общественного контроля — межкомиссионная рабочая группа, которая занимается только вопросами общественного контроля. К проведению общественных проверок привлекаются добровольцы, которые проходят соответствующее обучение и получают статус общественного инспектора.

Одним из направлений общественного контроля выступает общественная экспертиза проектов нормативных правовых актов. Оценка законодательных инициатив — одна из важнейших задач институтов гражданского общества, которая позволяет улучшить качество принимаемых законов не только с юридической точки зрения, но исходя из их соответствия ожиданиям и потребностям общества. Для этой работы нужны определенные ресурсы, в первую очередь экспертные. Поэтому общественная экспертиза проводится в первую очередь на площадке Общественной палаты Российской Федерации, а также ряда региональных палат. В 2018 году Общественная палата Российской Федерации провела 30 общественных экспертиз, из них 26 в формате нулевого чтения. Были поддержаны два законопроекта, поддержаны с учетом замечаний 15 законопроектов и не поддержаны два законопроекта (на 20.11.18). С июня 2017 по май 2018 года по итогам мероприятий Общественной палаты Российской Федерации в органы власти направлено четыре резолюции и 66 рекомендаций.


Общественные советы призваны не только обсуждать инициативы министерств, но и побуждать их заниматься существенными проблемами.

Важным институтом общественного контроля выступают общественные советы при федеральных органах исполнительной власти. Состав советов формируется Общественной палатой Российской Федерации на конкурсной основе, право выдвижения кандидатур в члены общественных советов получили профильные некоммерческие организации.

За первый год работы Общественной палаты VI состава проведено 20 конкурсов в составы общественных советов по новому стандарту. В среднем конкурс составил пять человек на место, самый высокий – 21 человек на место – в Общественный совет при Федеральной антимонопольной службе. В результате пять общественных советов сформированы полностью, пять находятся на заключительной стадии формирования, десять проходят стадию анализа и проверки анкет кандидатов57 По состоянию на 1 ноября 2018 года. .


Во многих субъектах Российской Федерации создана система общественных советов при региональных органах исполнительной власти.

В ближайшее время необходимо выработать более четкие критерии отбора нормативных правовых актов и проектов для общественного контроля, а также критерии разделения экспертной работы и оценки общественной значимости. В повестку работы советов автоматически, по регламенту, включается большое количество вопросов, не представляющих интереса для организаций гражданского общества, либо тех, по которым у представителей гражданского общества не может быть профессиональной позиции. При этом часто не остается времени для углубленного рассмотрения вопросов, принципиально важных для гражданского общества, в том числе вызывающих острые социальные конфликты — так, за все время на совете Минприроды ни разу не был рассмотрен вопрос об утилизации твердых бытовых отходов. В то же время необходима и определенная формализация деятельности советов: результаты обсуждений должны принимать понятную форму конкретных предложений и инициатив, адресованных руководству ведомства, с возможностю дальнейшего мониторинга их реализации. В ходе обсуждений в Общественной палате Российской Федерации высказывалось в том числе предложение, что многие недостатки в деятельности общественных советов могли бы быть устранены признанием общественных советов при органах государственной власти рабочими органами Общественной палаты, обязанными регулярно, с установленной периодичностью собираться и отчитываться о проделанной работе.


Источник: Общественная палата Российской Федерации59 Описание опроса см по ссылке 42.

Необходимо обеспечить взаимодействие между общественными палатами и общественными советами при органах власти на региональном уровне. На федеральном уровне оно существует благодаря тому, что Общественная палата Российской Федерации участвует в формировании общественных советов. Однако на уровне субъектов Федерации вместо конструктивной и слаженной работы активистов подчас можно наблюдать противостояние общественных палат и общественных советов – последние часто встают на защиту органов власти, при которых сформированы. Кроме того, непонятен статус иных общественных структур при региональных органах власти: советов по взаимодействию с субъектами предпринимательской деятельности, экспертных советов и др. Пора более четко определить место этих органов в системе общественного контроля. Важное направление общественного контроля – контроль за содержанием лиц в местах лишения свободы.


Источник: Общественная палата Российской Федерации


В частности, одним из наиболее острых является вопрос ресоциализации осужденных. Единая законодательная база в этой сфере отсутствует. На площадке Общественной палаты Российской Федерации обсуждаются предложения о создании координационного совета, деятельность которого была бы направлена на реабилитацию и адаптацию осужденных. В таком случае региональные ОНК могут расширить свои полномочия и включиться в работу по ресоциализации лиц, освобожденных из заключения, как это и предусмотрено в Федеральном законе № 76-ФЗ62.




Одним из важнейших условий повышения эффективности мероприятий общественного контроля является установление понятных правил их проведения — разработка методики реализации каждой из предусмотренных законом форм общественного контроля, утверждение типовых форм итоговых документов, составляемых по результатам проведенных мероприятий, при этом без излишней формализации этой работы.

Одним из важнейших условий повышения эффективности мероприятий общественного контроля является установление понятных правил их проведения — разработка методики реализации каждой из предусмотренных законом форм общественного контроля, утверждение типовых форм итоговых документов, составляемых по результатам проведенных мероприятий, при этом без излишней формализации этой работы.

Острой проблемой остается отсутствие возможностей для привлечения к работе высококлассных специалистов, от которых во многом зависит результативность контроля. Дело в незакрепленном статусе общественных инспекторов и экспертов, не в разовом их привлечении для оценки ситуации в той или иной социально значимой сфере, а в постоянном сотрудничестве, сопряженном с выполнением большого объема работ. В области охраны окружающей среды под давлением общественности статус субъектов контроля был закреплен юридически, установлен порядок осуществления общественного экологического контроля и взаимодействия общественных инспекторов с общественными советами органов государственного лесного и экологического надзора. Такого рода правовые основы необходимо создать также для тех, кто участвует в охране общественного порядка, в добровольной пожарной охране.

Особенно острым остается вопрос наделения общественных контролеров полномочиями, в соответствии с которыми они смогут проводить инспекции мест массового пребывания людей, будь то частные, муниципальные или государственные объекты.

Остается открытым вопрос о расширении сферы общественного контроля. В частности, гражданские активисты неоднократно выступали за законодательное закрепление возможности осуществления общественного контроля не только за деятельностью органов власти и иных органов и организаций, наделенных отдельными публичными полномочиями, но и за хозяйствующими субъектами: предприятиями коммунальный сферы, крупнейшими банками, железнодорожными и авиаперевозчиками и др. Однако представители МВД, Генеральной прокуратуры и Следственного комитета, принимавшие участие в обсуждении этого вопроса в Общественной палате Российской Федерации, выступают категорически против, утверждая, что в этом случае произойдет пересечение полномочий органов, в компетенцию которых входит осуществление государственного и муниципального контроля, с субъектами общественного контроля.


В 2019 г. Общественная палата планирует запустить горячую линию общественного контроля по качеству связи и интернета в регионах.


Современный этап развития российского государства диктует необходимость участия гражданского общества в обеспечении защиты прав и свобод граждан. В данной статье автор рассматривает институт общественных организаций в качестве важнейшей составляющей реализации социальных прав граждан.

Ключевые слова: общественные организации, права граждан, социальное обеспечение, социальная защита, некоммерческие организации, гражданское общество, правовое государство, социальное государство.

В настоящее время дальнейшее развитие российского государства и общества требует формирования и активного участия институтов гражданского общества в целях недопущения стагнации в различных сферах жизнедеятельности социума. Особенность и значимость таких институтов обуславливается тем, что в правовом государстве они выступают ключевым элементом, мостом, позволяющим транслировать интересы и нужды общества от его членов до субъектов, уполномоченных на принятие социально значимых решений.

Правовая основа взаимодействия общества и государства посредством институтов гражданского общества установлена, в первую очередь, Конституцией Российской Федерации. Так, согласно статье 30 каждый имеет право на объединение, включая право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов. Кроме того, гарантируется свобода деятельности общественных объединений. Одновременно закреплено, что никто не может быть принужден к вступлению в какое-либо объединение или пребыванию в нем [1]. Тем самым, государство признает, что система общественных объединений является неотъемлемой частью гражданского общества и правового государства. Данное конституционное право граждан неразрывно связано с положением части 4 статьи 13 Конституции Российской Федерации, согласно которому общественные объединения равны перед законом [1], что обеспечивает недопущение дискриминации в отношение тех или иных общественных групп.

Таким образом, в Российской Федерации признается и обеспечивается возможность для граждан совместно на добровольных началах объединяться для достижения общих целей, не нарушающих законность и правопорядок.

Одновременно деятельность общественных организаций гарантируется тем, что федеральным законодательством не допускается вмешательство органов государственной власти и их должностных лиц в деятельность общественных объединений. Однако общественные организации в данном контексте существуют в системе сдержек и противовесов, так как наряду с названной гарантией установлен запрет на вмешательство общественных организаций в деятельность органов государственной власти и их должностных лиц [3].

Особенное место общественных организаций в реализации и защите прав и свобод граждан подтверждается тем, что государством обеспечивается соблюдение прав и законных интересов общественных объединений, оказывается поддержка их деятельности, законодательно регулируется предоставление им налоговых и иных льгот и преимуществ, кроме того, предусмотрена государственная поддержка в виде целевого финансирования общественно полезных программ, реализуемых общественными организациями [3].

Правовой статус общественных организаций характеризуется широким кругом прав, позволяющих в полной мере обеспечивать реализацию социальных прав граждан. К таким правам относятся право свободно распространять информацию о своей деятельности, право участвовать в выработке решений органов государственной власти и органов местного самоуправления; право проводить собрания, митинги, демонстрации, шествия и пикетирование; право учреждать средства массовой информации и осуществлять издательскую деятельность; право представлять и защищать свои права, законные интересы своих членов и участников, а также других граждан в органах государственной власти, органах местного самоуправления и общественных объединениях; право выступать с инициативами по различным вопросам общественной жизни, вносить предложения в органы государственной власти [3].

На примере Астраханской области следует отметить, что на территории Астраханской области действуют различные общественные организации, осуществляющие свою деятельность, в том числе, в таких сферах, как защита прав и интересов инвалидов по здоровью, ветеранов боевых действий, а также семей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. К сожалению, сведений о деятельности данных организаций, находящихся в открытом доступе, не достаточно, чтобы делать выводы об их эффективности в качестве институтов защиты и реализации социальных прав граждан. Однако, учитывая, что становление гражданского общества в Российской Федерации находится на ранней стадии, факт существования подобных организаций в отдельно взятом субъекте Российской Федерации свидетельствует о наличии необходимости общества в институтах гражданского общества, способных выражать и отстаивать нужды отдельно взятых членов социума и его групп.

Таким образом, исследование основ правового статуса общественных организаций в Российской Федерации позволяет сделать вывод о выделении особого места общественных организаций в системе институтов гражданского общества в целях реализации социальных прав граждан.

Во-первых, это обуславливается тем, что общественные организации являются общественными структурами и отделены от государства, тем самым, достигается цель выявления реальных потребностей населения, проблемных вопросов, требующих разрешения. Этому же способствует тот факт, что такие организации создаются на добровольной основе, членство в них является волеизъявлением самих граждан. Во-вторых, будучи некоммерческими организациями, общественные организации не осуществляют деятельность для извлечения прибыли, что также гарантирует преследование исключительно социально значимых целей.

Следовательно, общественные организации являются важнейшими структурными единицами современного российского общества, позволяющими привлечь внимание государства к социальным проблемам. Вместе с тем требуется время для признания российским социумом общественных организаций в качестве надежного моста между обществом и государством.

Основные термины (генерируются автоматически): гражданское общество, Российская Федерация, объединение, гражданин, правовое государство, Астраханская область, государственная власть, Гражданский кодекс, общественная организация, общественное объединение.

Читайте также: