С какой нагрузкой по отношению к номинальной паспортной грузоподъемности

Обновлено: 02.07.2024

Грузоподъемные краны должны быть подвергнуты полному техническому освидетельствованию до их пуска в работу, а также в процессе эксплуатации.

Техническое освидетельствование имеет целью установить, что:

  • кран и его установка соответствуют Правилам безопасности опасных производственных объектов, на которых используются подъемные сооружения в соответствии с Приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору №533 от 12.11.2013 г.;
  • кран находится в состоянии, обеспечивающем его безопасную работу.

Грузоподъемные краны в течение срока службы должны подвергаться периодическому техническому освидетельствованию:

  • частичному (не реже одного раза в год);
  • полному (не реже одного раза в 3 года, за исключением редко используемых кранов).

Внеочередное полное техническое освидетельствование мостового крана должно проводиться после:

  • монтажа, вызванного установкой мостового крана на новом месте;
  • реконструкции мостового крана;
  • ремонта расчетных элементов металлоконструкций мостового крана с заменой элементов или с применением сварки;
  • капитального ремонта или замены грузовой лебедки;
  • замены грузозахватного органа.

При полном техническом освидетельствовании

  • осмотру;
  • статическим испытаниям;
  • динамическим испытаниям.

При частичном техническом освидетельствовании

статические и динамические испытания кранов не проводятся.

Результаты технического освидетельствования грузоподъемного крана записываются в его паспорт специалистом, ответственным за осуществление производственного контроля при эксплуатации подъемный сооружения, проводившим освидетельствование, с указанием срока следующего освидетельствования.

Статические испытания

Статические испытания мостовых кранов проводят с целью проверки конструктивной пригодности крана и его сборочных единиц.

Статические испытания проводят для каждого грузоподъемного механизма и, если это предусмотрено в паспорте крана, при совместной работе грузоподъемных механизмов в положениях и вариантах исполнения, выбранных таким образом, чтобы усилия в канатах, изгибающие моменты и (или) осевые усилия в основных элементах крана были наибольшими.

Статические испытания проводятся с нагрузкой (по отношению к номинальной паспортной грузоподъемности) – 125%. При этом масса контрольных грузов не должна отличаться от необходимой массы более чем на 3%.

Статические испытания мостового крана проводятся следующим образом. Кран устанавливается над опорами кранового пути, а его тележка (тележки) – в положение, отвечающее наибольшему прогибу моста, делается первая высотная засечка положения одного из поясов главной балки (с помощью металлической струны, оптическим прибором или лазерным дальномером). Затем контрольный груз поднимают краном на высоту 50–100 мм, делают вторую высотную засечку положения того же пояса главной балки, и кран выдерживается в таком положении в течение 10 минут. В случае обнаружения произвольного опускания поднятого груза испытания прекращают и результаты их признаются неудовлетворительными.

По истечении не менее 10 минут груз опускается, после чего делается третья высотная засечка положения того же пояса главной балки. Если значение третьего измерения совпало с первым, остаточная деформация моста крана отсутствует и испытания прошли успешно.

При наличии остаточной деформации (отсутствия равенства первого и третьего проведенных измерений), явившейся следствием испытания крана грузом, кран не должен допускаться к работе до выяснения специализированной организацией причин деформации и определения возможности его дальнейшей работы.





Статические испытания мостовых кранов

Испытания кранов

При проведении полного технического освидетельствовании кран должен подвергаться:

  • осмотру;
  • статическим испытаниям;
  • динамическим испытаниям.

Консультация и оформление заказа на испытания грузоподъемного оборудования .

Рассмотрим проведение испытаний на примере кранов мостового типа.

Статические испытания крана проводятся нагрузкой на 25% превышающей грузоподъемность, указанную в паспорте крана (паспортную грузоподъемность) и имеют целью проверить конструкции крана к готовности выдерживать заявленные нагрузки.

Порядок проведения статических испытаний мостового крана:

  1. Кран устанавливается над опорами (колоннами) кранового пути, а его тележка (тележки) — в положение, отвечающее наибольшему прогибу моста (по центру пролета)*.
  2. Проводятся базовые осмотр и измерения конструкции крана.
  3. Контрольный груз поднимается краном на высоту 100 — 200 мм и выдерживается в таком положении в течение 10 минут.
  4. По истечении 10 минут груз опускается, и снова проводятся осмотр и измерения конструкции крана на отсутствие остаточной деформации.

*Статические испытания козлового крана и мостового перегружателя проводятся так же, как испытания мостового крана; при этом у крана с консолями каждая консоль испытывается отдельно.

Кран считается выдержавшим статические испытания, если по истечению 10 минут не будет обнаружено трещин, остаточных деформаций и других повреждений металлоконструкций и механизмов крана.

При обнаружении трещин, остаточных деформаций и других повреждений, явившихся следствием статических испытаний крана грузом, кран не допускаться к работе. Определение возможности дальнейшей работы крана выясняется специализированной организацией после уточнения причин деформации.

Динамические испытания крана проводятся грузом на 10% превышающей грузоподъемность, указанную в паспорте (паспортную грузоподъемность) и имеют целью проверить действия (работоспособность) механизмов и тормозов.

При динамических испытаниях кранов производятся многократные (не менее трех раз) подъем и опускание груза, а также проверка действия (не менее трех раз) всех других механизмов при совмещении рабочих движений, предусмотренных руководством по эксплуатации крана.

У крана, оборудованного двумя и более механизмами подъема, должен быть испытан каждый механизм в отдельности. А затем при совмещении рабочих движений механизмов, предусмотренных руководством по эксплуатации крана.

Кран считается выдержавшим динамические испытания, если после их завершения не будет обнаружено трещин, остаточных деформаций и других повреждений металлоконструкций и механизмов крана.

При обнаружении трещин, остаточных деформаций и других повреждений, явившихся следствием динамических испытаний крана с грузом, кран не допускаться к работе. Определение возможности дальнейшей работы крана выясняется специализированной организацией после уточнения причин деформации.

Грузоподъемные краны не выдержавшие испытания считаются не прошедшими техническое освидетельствование, и к работе не допускаются.

  1. Если кран используется только для подъема и опускания груза (например подъем затворов на гидроэлектростанции), динамические испытания могут быть проведены без передвижения самого крана или его тележки.
  2. Испытания крана, имеющего несколько сменных грузозахватных органов, должны быть проведены с тем грузозахватным органом, который установлен на момент испытаний.
  3. Статические испытания кранов мостового типа, предназначенных для обслуживания гидро- и теплоэлектростанций, могут проводиться при помощи специальных приспособлений, позволяющих создать испытательную нагрузку без применения груза. Динамические испытания в этом случае не проводятся. Для испытания кранов при помощи специальных приспособлений владельцем крана или специализированной организацией должна быть разработана дополнительная инструкция.

Результаты испытаний, как и технического освидетельствования крана, записываются в его паспорт лицом, проводившим освидетельствование, с указанием срока следующего освидетельствования.

Разрешение на дальнейшую работу крана выдается лицом, проводившим освидетельствование.

Динамические испытания

Динамические испытания мостовых кранов проводятся грузом, масса которого на 10% превышает его паспортную грузоподъемность, и имеют целью проверку действия его механизмов и тормозов.

При динамических испытаниях мостового крана производятся многократные (не менее трех раз) подъем и опускание груза, а также проверка действия всех других механизмов при совмещении рабочих движений, предусмотренных руководством (инструкцией) по эксплуатации крана.


Динамические испытания мостовых кранов

Виды и особенности контрольных грузов для кранов

В правилах эксплуатации подъемного оборудования одним из основных требований является проведение периодических испытаний. Наличие документа, свидетельствующего об их прохождении, является обязательным условием для получения разрешения на использование крана, лифта, подъемника. В проведении проверок применяются специальные контрольные грузы.

Типы испытательных грузов для подъемного оборудования

Контрольный груз должен соответствовать техническим характеристикам оборудования. В зависимости от вида испытаний выбирается конструкция, масса которой превышает предусмотренный максимальный вес на 10 или 25 процентов.

Специализированные компании предлагают готовые контрольные грузы, изготавливают их на заказ для конкретного оборудования. На испытательные грузы для кранов цена зависит от нескольких факторов:

  • материала;
  • веса;
  • конструкции.

Стандартные грузы изготавливаются из следующих материалов: железобетона или стали. Эти материалы обладают большим весом, что позволяет придать нужную массу при минимальном объеме. В испытаниях мощного оборудования чаще всего используются наборные конструкции, включающие несколько элементов.

В последнее время все большей популярностью пользуются емкости из поливинилхлорида. Придать им требуемый вес позволяет заполнение водой. Перевозка порожней емкости не вызывает сложностей, не требует больших затрат.


Выбор контрольного груза

Соответствие контрольного груза техническим характеристикам подъемного оборудования является основным требованием. Тип конструкции может быть совершенно любым. При ее выборе необходимо учитывать:

  • вид испытаний;
  • специфику условий;
  • собственные возможности.

Все контрольные грузы оснащаются приспособлениями для крепления на крюках, сложностей во время испытаний не возникает. Главные проблемы обычно создает транспортировка. Если нет возможности заказать мощный специальный транспорт для перевозки стальных, железобетонных конструкций, стоит отдать предпочтение пластиковым водоналивным емкостям. Даже варианты, предназначенные для веса в 160 тонн и более, перевозятся стандартной фурой.

Небольшим компаниям, в арсенале которых имеется одна-две единицы подъемных устройств, нецелесообразно приобретать дорогостоящие испытательные грузы, аренда конструкции является оптимальным решением.


Грузоподъемные краны должны быть подвергнуты полному техническому освидетельство­ванию до их пуска в работу, а также в процессе эксплуатации.

Техническое освидетельствование

Грузоподъемные краны должны быть подвергнуты полному техническому освидетельствованию до их пуска в работу, а также в процессе эксплуатации.

Техническое освидетельствование имеет целью установить, что:

  • кран и его установка соответствуют Правилам безопасности опасных производственных объектов, на которых используются подъемные сооружения в соответствии с Приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору №533 от 12.11.2013 г.;
  • кран находится в состоянии, обеспечивающем его безопасную работу.

Грузоподъемные краны в течение срока службы должны подвергаться периодическому техническому освидетельствованию:

  • частичному (не реже одного раза в год);
  • полному (не реже одного раза в 3 года, за исключением редко используемых кранов).

Внеочередное полное техническое освидетельствование мостового крана должно проводиться после:

  • монтажа, вызванного установкой мостового крана на новом месте;
  • реконструкции мостового крана;
  • ремонта расчетных элементов металлоконструкций мостового крана с заменой элементов или с применением сварки;
  • капитального ремонта или замены грузовой лебедки;
  • замены грузозахватного органа.

При полном техническом освидетельствовании кран подвергается:

  • осмотру;
  • статическим испытаниям;
  • динамическим испытаниям.

При частичном техническом освидетельствовании статические и динамические испытания кранов не проводятся.

Результаты технического освидетельствования грузоподъемного крана записываются в его паспорт специалистом, ответственным за осуществление производственного контроля при эксплуатации подъемный сооружения, проводившим освидетельствование, с указанием срока следующего освидетельствования.

Статические испытания

Статические испытания мостовых кранов проводят с целью проверки конструктивной пригодности крана и его сборочных единиц.

Статические испытания проводят для каждого грузоподъемного механизма и, если это предусмотрено в паспорте крана, при совместной работе грузоподъемных механизмов в положениях и вариантах исполнения, выбранных таким образом, чтобы усилия в канатах, изгибающие моменты и (или) осевые усилия в основных элементах крана были наибольшими.

Статические испытания проводятся с нагрузкой (по отношению к номинальной паспортной грузоподъемности) – 125%. При этом масса контрольных грузов не должна отличаться от необходимой массы более чем на 3%.

Статические испытания мостового крана проводятся следующим образом. Кран устанавливается над опорами кранового пути, а его тележка (тележки) – в положение, отвечающее наибольшему прогибу моста, делается первая высотная засечка положения одного из поясов главной балки (с помощью металлической струны, оптическим прибором или лазерным дальномером). Затем контрольный груз поднимают краном на высоту 50–100 мм, делают вторую высотную засечку положения того же пояса главной балки, и кран выдерживается в таком положении в течение 10 минут. В случае обнаружения произвольного опускания поднятого груза испытания прекращают и результаты их признаются неудовлетворительными.

По истечении не менее 10 минут груз опускается, после чего делается третья высотная засечка положения того же пояса главной балки. Если значение третьего измерения совпало с первым, остаточная деформация моста крана отсутствует и испытания прошли успешно.

При наличии остаточной деформации (отсутствия равенства первого и третьего проведенных измерений), явившейся следствием испытания крана грузом, кран не должен допускаться к работе до выяснения специализированной организацией причин деформации и определения возможности его дальнейшей работы.





Статические испытания мостовых кранов

Динамические испытания

Динамические испытания мостовых кранов проводятся грузом, масса которого на 10% превышает его паспортную грузоподъемность, и имеют целью проверку действия его механизмов и тормозов.

При динамических испытаниях мостового крана производятся многократные (не менее трех раз) подъем и опускание груза, а также проверка действия всех других механизмов при совмещении рабочих движений, предусмотренных руководством (инструкцией) по эксплуатации крана.

Освидетельствование крана, статические и динамические испытания мостовых кранов

Техническое освидетельствование проводят с целью подтверждения, что подъемный кран отвечает требованиям настоящих правил безопасности, находится в работоспособном состоянии и выдержал испытания.
Грузоподъемные краны в течение срока службы должны подвергаться периодическому техническому освидетельствованию частичному или полному. Частичное техническое освидетельствование проводиться с периодичностью не реже одного раза в год. Полное техническое освидетельствование проводят с периодичностью не реже одного раза в три года. К исключениям относятся редко используемые подъемные краны (краны для обслуживания машинных залов, электрических и насосных станций, компрессорных установок, а также других подъемных сооружений, используемых только при ремонте оборудования), для которых полное техническое освидетельствование проводят один раз в пять лет.
Внеочередное полное техническое освидетельствование мостового крана должно проводиться после:
- монтажа мостового крана на новом месте - реконструкции мостового крана - ремонт элементов металлоконструкций крана с заменой элементов или с применением сварки - капитального ремонта или замены грузовой лебедки - замены грузозахватного органа
При полном техническом освидетельствовании кран подвергается осмотру, статическим и динамическим испытаниям.
Результаты технического освидетельствования грузоподъемного крана записываются в его паспорт специалистом, ответственным за осуществление производственного контроля при эксплуатации подъемных сооружений, проводившим освидетельствование, с указанием срока следующего освидетельствования.
Статические испытания мостовых кранов проводят с целью проверки конструктивной пригодности крана и его сборочных единиц. Статические испытания проводят для каждого грузоподъемного механизма и, если это предусмотрено в паспорте крана, при совместной работе грузоподъемных механизмов в положениях и вариантах исполнения, выбранных таким образом, чтобы усилия в канатах, изгибающие моменты и (или) осевые усилия в основных элементах крана были наибольшими. Испытания проводятся с нагрузкой (по отношению к номинальной паспортной грузоподъемности) - 125%, при этом масса контрольных грузов не должна отличаться от необходимой массы более чем на 3%.

Статические испытания мостового крана проводятся следующим образом. Кран устанавливается над опорами кранового пути, а его тележка (тележки) - в положение, отвечающее наибольшему прогибу моста, делается первая высотная засечка положения одного из поясов главной балки (с помощью металлической струны, оптическим прибором или лазерным дальномером). Затем контрольный груз поднимают краном на высоту 50-100 мм, делают вторую высотную засечку положения того же пояса главной балки, и кран выдерживается в таком положении в течение 10 минут. В случае обнаружения произвольного опускания поднятого груза испытания прекращаются и результаты их признаются неудовлетворительными.

По истечении не менее 10 минут груз опускается, после чего делается третья высотная засечка положения того же пояса главной балки. Если значение третьего измерения совпало с первым, остаточная деформация моста крана отсутствует и испытания прошли успешно. При наличии остаточной деформации (отсутствия равенства первого и третьего проведенных измерений), явившейся следствием испытания крана грузом, кран не должен допускаться к работе до выяснения специализированной организацией причин деформации и определения возможности его дальнейшей работы.
Динамические испытания подъемного сооружения проводятся грузом, масса которого на 10% превышает его паспортную грузоподъемность, и имеют целью проверку действия его механизмов и тормозов.
При динамических испытаниях мостового крана производятся многократные (не менее трех раз) подъем и опускание груза, а также проверка действия всех других механизмов при совмещении рабочих движений, предусмотренных руководством по эксплуатации. Контрольные грузы для проведения испытаний должны предоставляться владельцем подъемного сооружения, на каждом таком грузе должна быть указана его точная масса.
На основании правил проведение технического освидетельствования подъемного сооружения разрешается осуществлять специализированным организациям, занимающимся деятельностью по ремонту и реконструкции кранов.
Исходя из вышесказанного, нельзя игнорировать проведение полного и частичного технического освидетельствования. Это поможет увеличить срок службы вашего кранового оборудования и его эффективность в работе.

Грузоподъемность автомобиля

Грузоподъемность автомобиля – это разница между его полной массой (с содержимым и людьми) и весом без нагрузки. Она рассчитывается путем вычитания второго показателя из первого, оба числа указаны в ПТС изготовителем транспорта. Легковая машина может перевезти максимум 2,5 т, грузовик – свыше 8 т, автопоезд – до 28 т.

Иногда грузоподъемность, указанная в ПТС, не соответствует реальной, бывает больше или меньше этого значения. Тогда стоит внести изменение в документ, обратившись в ГИБДД и выявив настоящий показатель с помощью экспертизы. Иначе за перегруз водитель получит штраф в 500 р.

Что такое грузоподъемность автомобиля

Грузоподъемность автомобиля – это масса содержимого, на транспортировку которого он рассчитан, то есть одна из основных для эксплуатации характеристик. К ней относится вес водителя и других находящихся в машине людей, для каждой единицы он принимается за 75 кг. Тоннаж имеет значение для любого автомобиля, даже легкового, ведь и этот тип транспорта часто перевозит не только пассажиров, но и их багаж, иное имущество.

Грузоподъемность автомобиля

Номинальная грузоподъемность не прописывается в паспорте авто, но рассчитывается по техническим данным из документа. Для легкового это 0,5-2,5 т, для грузовика – до 28 т. И не всегда она соответствует фактическому значению показателя. Ведь здесь значение имеет и качество дороги.

Важные термины

Сюда входят топливо, тосол, прочие жидкие компоненты, запасные детали, необходимые для поддержания функциональности инструменты. В некоторых европейских странах снаряженная масса включает в себя и вес водителя, ведь без него авто не может быть приведено в движение.

Номинальная и максимальная грузоподъемность автомобиля

Максимальная грузоподъемность автомобиля – это самая большая масса содержимого, которую он может транспортировать без вреда для собственного технического состояния, управляемости, маневренности. Показатель, свойственный разным категориям машин, имеет неодинаковые значения:

Номинальная наибольшая грузоподъемность рассчитывается по данным из ПТС, то есть фактически она определяется производителем транспорта. Но реальное значение этого показателя зависит еще и от качества дороги. На хорошем полотне машина иногда может увезти намного больше, чем указано в документах. Плохая дорога не позволит транспорту переместить даже тот вес, что установил изготовитель в разделах 14 и 15 ПТС.

Как определить грузоподъемность автомобиля поэтапно по ПТС

Определить грузоподъемность легкового автомобиля или грузовика можно двумя способами. Первый основан на установлении класса транспорта, он менее точен. Второй позволяет узнать фактический максимальный показатель по другим техническим параметрам:

Грузоподъемность автомобиля

А легковая иномарка может обозначаться также D, F, E, это зависит от мощности и размера машины. Чем они больше, тем выше грузоподъемность. И у грузовика она будет значительнее, чем у легкового авто. А у спецтехники выше, чем у автобуса. Но все же узнать точное значение грузоподъемности по этим параметрам из ПТС нельзя.

  • Рассчитать показатель можно, используя информацию из разделов 14 и 15 документа. В первом указывают разрешенную максимальную массу, во втором – ее же, но без нагрузки. Чтобы узнать, какой вес содержимого способна перевезти машина, нужно из первого числа вычесть второе. Например, у фургона категории C максимальная масса равна 10424 кг, а масса без нагрузки – 6475 кг. Значит, он способен перевезти самое большее 3949 кг. Это и есть его грузоподъемность.

Смотрите в этом видео о том, как правильно читать ПТС:

Тоннаж автомобилей: что значит крупнотоннажный и малотоннажный

Тоннаж автомобилей напрямую зависит от их категории и габаритов, по этому признаку транспорт бывает:

Читайте также: