О каких трудностях в исполнении воинской обязанности и альтернативной

Обновлено: 17.05.2024

Граждане проходят военную службу по призыву , а также в добровольном порядке (по контракту) .

  1. воинский учёт;
  2. обязательную подготовку к военной службе;
  3. призыв на военную службу;
  4. прохождение военной службы по призыву;
  5. пребывание в запасе;
  6. призыв на военные сборы и прохождение военных сборов в период пребывания в запасе;
  7. призыв на военную службу в период мобилизации, военного положения и в военное время.

↑ Этапы осуществления воинской обязанности

1. Воинский учёт — является государственной системой учёта и анализа имеющихся в стране призывных и мобилизационных людских ресурсов.
Осуществляется по месту жительства граждан военными комиссариатами.
Первоначальная постановка граждан мужского пола, годных по состоянию здоровья к военной службе, на воинский учёт осуществляется соответствующими комиссиями по достижении семнадцатилетнего возраста.

  • не имеющих военно-учётной специальности граждан женского пола;
  • отбывающих уголовное наказание в виде лишения свободы;
  • достигших предельного возраста пребывания в запасе;
  • убывших на постоянное место жительства за границу.

2. Обязательная и добровольная подготовка граждан к военной службе — это комплекс обязательных мероприятий, проводимых с гражданами допризывных и призывных возрастов в целях их обучения основам военной службы. Включает в себя: начальную военную подготовку; подготовку по военно-учётным специальностям солдат, матросов, сержантов и старшин в общественных объединениях и образовательных учреждениях начального и среднего профессионального образования; обучение по дополнительным образовательным программам в учреждениях среднего общего образования: суворовских военных, нахимовских военно-морских, военно-музыкальных училищах; обучение по программе офицеров запаса на военных кафедрах высших учебных заведений; физическую подготовку; медицинское освидетельствование; военно-патриотическое воспитание

3. Призыв на военную службу — это комплекс мероприятий, направленных на обеспечение комплектования личным составом Вооружённых сил РФ и воинских формирований на обязательной основе. Включает в себя: призыв граждан на срочную военную службу; призыв на военную службу офицеров запаса; призыв на военные сборы; призыв по мобилизации и в военное время.
Призыв на военную службу организует глава органа местного самоуправления совместно с военным комиссаром, и осуществляет призывная комиссия, которая создаётся в каждом районе, городе без районного деления, ином муниципальном образовании решением главы органа местного самоуправления.

Гражданин обязан явиться по первому вызову военного комиссариата района или города, на территории которого он постоянно или временно проживает. Неявка без уважительной причины влечёт за собой административную ответственность.

  • Призыву на военную службу подлежат граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет: состоящие или обязанные состоять на воинском учёте и не пребывающие в запасе; окончившие государственные, муниципальные или имеющие государственную аккредитацию по соответствующим направлениям подготовки (специальностям) негосударственные образовательные учреждения высшего профессионального образования и зачисленные в запас с присвоением воинского звания офицера.
  • От призыва на военную службу освобождаются граждане: признанные не годными или ограниченно годными к военной службе по состоянию здоровья; проходящие или прошедшие военную службу в РФ; проходящие или прошедшие альтернативную гражданскую службу; прошедшие военную службу в другом государстве; имеющие учёную степень кандидата или доктора наук; являющиеся сыновьями (родными братьями) военнослужащих, погибших (умерших) в связи с исполнением ими обязанностей военной службы; отбывающие наказание в виде обязательных, исправительных работ, ограничения свободы, ареста или лишения свободы; имеющие неснятую или непогашенную судимость за совершение преступления; в отношении которых ведётся дознание либо предварительное следствие или уголовное дело в отношении которых передано в суд.
  • Отсрочка от призыва на военную службу предоставляется гражданам: признанным временно не годными к военной службе по состоянию здоровья (на срок до одного года); являющимся опекуном или попечителем несовершеннолетнего родного брата (родной сестры) при отсутствии других лиц, обязанных по закону содержать указанных граждан; занятым постоянным уходом за близкими родственниками (инвалидами первой и второй группы, а также пожилыми людьми) отсрочка будет предоставляться после медико-социальной экспертизы; имеющим ребёнка, воспитываемого без матери; имеющим двух и более детей; обучающимся по очной форме обучения в образовательных учреждениях начального, среднего или высшего профессионального образования — на время обучения; получающим послевузовское профессиональное образование по очной форме обучения в образовательных учреждениях высшего профессионального образования и научных учреждениях, — на время обучения и защиты квалификационной работы.

5. Пребывание в запасе

Пребывание в запасе (резерве) — заключается в прохождении военных сборов, выполнении правил призыва на военную службу и в соблюдении обязанностей по воинскому учёту.

Лицами, зачисленными в запас, считаются: уволенные с военной службы с зачислением в запас Вооружённых сил РФ; не прошедшие военную службу в связи с освобождением от призыва на неё; не прошедшие военной службы в связи с предоставлением отсрочек от призыва по достижении возраста 27 лет; женщины, имеющие военно-учётную специальность; лица, прошедшие подготовку по программе офицеров запаса на военных кафедрах высших учебных заведений; прошедших альтернативную гражданскую службу.

6. Призыв на военные сборы в период пребывания в запасе.

Цель призыва — подготовка к военной службе граждан, пребывающих в запасе. Военнообязанные, предназначенные для укомплектования Вооруженных сил РФ, других войск и воинских формирований, призываются на учебные, поверочные и специальные военные сборы. Продолжительность военного сбора не может превышать два месяца. Общая продолжительность военных сборов, к которым привлекается гражданин во время пребывания в запасе, не может превышать 12 месяцев.
На учебные сборы продолжительностью один месяц призываются военнообязанные один раз в пять лет

Призыв в период мобилизации, военного положения и в военное время — воинская обязанность в этот период определяется федеральными конституционными законами, федеральными законами, иными нормативными правовыми актами РФ.
От воинской обязанности освобождаются граждане мужского пола моложе 16 лет и старше 60 лет; женского пола моложе 18 лет и старше 50 лет; не годные к военной службе по состоянию здоровья.
Граждане имеют право на замену военной службы альтернативной гражданской службой в соответствии с Конституцией РФ и федеральным законом.

↑ Альтернативная гражданская служба

Альтернативная гражданская служба — это особый вид трудовой деятельности в интересах общества и государства, осуществляемой гражданами взамен военной службы по призыву.

Призывники, убеждениям или вероисповеданию которых противоречит несение военной службы, имеют, в силу ч. 3 ст. 59 Конституции РФ, право на замену военной службы альтернативной гражданской службой.

Перечень оснований замены — убеждения и вероисповедание — Конституция РФ оставила открытым, указав на возможность существования иных оснований, предусмотренных законом.

  1. призывники, убеждениям которых противоречит несение военной службы;
  2. призывники, вероисповеданию которых противоречит несение военной службы;
  3. призывники, принадлежащие к коренному малочисленному народу, ведущие традиционный образ жизни, осуществляющие традиционное хозяйствование и занимающиеся традиционными промыслами.
  • имеют основания для освобождения от призыва на военную службу;
  • не подлежат призыву на военную службу;
  • имеют основания для предоставления отсрочки от призыва на военную службу.

↑ Порядок прохождения альтернативной гражданской службы

  1. Подведомственных федеральным органам исполнительной власти, Вооруженным силам РФ, других войск в качестве гражданского персонала
  2. Подведомственных органам исполнительной власти субъектов РФ
  3. Подведомственных органам местного самоуправления
  1. В составе формирований
  2. В составе отдельных групп
  3. Индивидуально

Работодатель (командир воинской части, руководитель военной организации и др.), к которому гражданин прибыл из военного комиссариата для прохождения альтернативной гражданской службы, обязан заключить с ним трудовой договор на период её прохождения в этой организации.
Сторонами трудового договора являются работодатель и работник, которому военная служба по призыву заменена альтернативной гражданской службой.

  • несение военной службы противоречит убеждениям гражданина;
  • несение военной службы противоречит вероисповеданию гражданина;
  • гражданин относится к коренному малочисленному народу РФ, ведёт традиционный образ жизни, осуществляет традиционное хозяйствование и занимается традиционными промыслами.
  • он нарушил срок и (или) порядок подачи заявления о замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой;
  • характеризующие его документы и другие данные не соответствуют доводам гражданина о том, что несение военной службы противоречит его убеждениям или вероисповеданию;
  • в заявлении гражданина о замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой и прилагаемых к нему документах указаны заведомо ложные сведения;
  • он дважды вызывался на заседания призывной комиссии и не являлся на них без уважительной причины;
  • ранее ему была предоставлена возможность пройти альтернативную гражданскую службу и он от нее уклонился.

Права граждан, проходящих альтернативную гражданскую службу, предоставляемые им социальные гарантии и компенсации

1. Граждане, проходящие альтернативную гражданскую службу, обладают правами и свободами человека и гражданина с некоторыми ограничениями, установленными федеральными конституционными законами, настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.
2. Время прохождения гражданином альтернативной гражданской службы засчитывается в общий и непрерывный трудовой стаж и в стаж работы по специальности.
3. За гражданином, проходящим альтернативную гражданскую службу, сохраняется жилая площадь, занимаемая им до направления на альтернативную гражданскую службу. 4. За гражданином, работавшим до направления на альтернативную гражданскую службу в государственной или муниципальной организации, в течение трех месяцев после его увольнения с альтернативной гражданской службы сохраняется право поступления на работу в ту же организацию и на ту же должность, а при ее отсутствии – на другую равноценную работу (должность) в той же или, с согласия работника, другой организации. 5. За гражданином, направленным на альтернативную гражданскую службу в период его обучения в образовательной организации, при увольнении с альтернативной гражданской службы сохраняется право быть зачисленным для продолжения учебы в ту образовательную организацию и на тот курс, где он обучался до направления на альтернативную
гражданскую службу.
6. Граждане, проходящие альтернативную гражданскую службу, имеют право на получение образования во внерабочее время в образовательных организациях по заочной или очно-заочной форме обучения.
7. Гражданам, проходящим альтернативную гражданскую службу, гарантируется право на охрану здоровья и медицинскую помощь.
8. Граждане, проходящие альтернативную гражданскую службу, имеют право на бесплатный проезд железнодорожным, воздушным, водным и автомобильным (за исключением такси) транспортом к месту прохождения альтернативной гражданской службы, в связи с переводом на новое место альтернативной гражданской службы, к месту жительства при использовании ежегодного оплачиваемого отпуска и обратно (один раз в год), к месту жительства при увольнении с альтернативной гражданской службы.

Условия и оплата труда, социальное страхование и пенсионное обеспечение граждан, проходящих альтернативную гражданскую службу
1. Продолжительность рабочего времени граждан, проходящих альтернативную гражданскую службу, а также правила охраны труда, техники безопасности и производственной санитарии устанавливаются в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
2. Оплата труда гражданина, проходящего альтернативную гражданскую службу, производится организацией в соответствии с действующей в организации системой оплаты труда.

Обязанности граждан, проходящих альтернативную гражданскую службу, и ограничения их прав и свобод
1. Граждане, проходящие альтернативную гражданскую службу, обязаны:
– соблюдать Конституцию Российской Федерации, федеральные конституционные законы и другие федеральные законы, выполнять требования, установленные настоящим Федеральным законом, положением о порядке прохождения альтернативной гражданской службы, локальными нормативными актами организаций;
– соблюдать дисциплину труда, добросовестно исполнять трудовые обязанности, возложенные на них срочным трудовым договором;
– состоять на воинском учете по месту пребывания. Воинский учет граждан, проходящих альтернативную гражданскую службу, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации о воинской обязанности и военной службе.
2. Граждане, проходящие альтернативную гражданскую службу, не вправе:
– отказываться от заключения срочного трудового договора, а также от исполнения трудовых обязанностей, возложенных на них срочным трудовым договором;
– занимать руководящие должности;
– участвовать в забастовках и иных формах приостановления деятельности организаций;
– совмещать альтернативную гражданскую службу с работой в иных организациях;
– заниматься предпринимательской деятельностью лично или через доверенных лиц, а также оказывать содействие физическим и юридическим лицам в их предпринимательской деятельности, получать за это вознаграждение и пользоваться социальными гаран- тиями;
– покидать населенный пункт, в котором расположена организация, где они проходят альтернативную гражданскую службу, без согласования с представителем работодателя;
– прекращать (расторгать) срочный трудовой договор по своей инициативе;
– оставлять рабочее место и покидать организацию, где они проходят альтернативную гражданскую службу, в период рабочего времени, установленного правилами внутреннего трудового распорядка и графиками сменности.

наказывается штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев, либо принудительными работами на срок до двух лет, либо арестом на срок до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет.

2. Уклонение от прохождения альтернативной гражданской службы лиц, освобожденных от военной службы, -

наказывается штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев, либо обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо арестом на срок до шести месяцев.

Комментарии к ст. 328 УК РФ

1. Непосредственный объект преступления - общественные отношения, обеспечивающие комплектование Вооруженных Сил РФ и порядок прохождения альтернативной гражданской службы.

2. Объективная сторона преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 328, выражается в уклонении от призыва на военную службу при отсутствии законных оснований для освобождения от этой службы.

Военная служба - это особый вид государственной службы в Вооруженных Силах РФ, в других войсках, органах внешней разведки и в федеральных органах государственной безопасности.

Согласно ст. 22 Федерального закона от 28.03.98 N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" призыву на военную службу подлежат граждане России мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, состоящие или обязанные состоять на воинском учете и не пребывающие в запасе, не имеющие права на освобождение или отсрочку от призыва на военную службу.

СЗ РФ. 1998. N 13. Ст. 1475.

От призыва на военную службу освобождается гражданин: признанный негодным или ограниченно годным к военной службе по состоянию здоровья; проходящий или прошедший военную службу либо альтернативную гражданскую службу; имеющий неснятую или непогашенную судимость за совершение тяжкого преступления; в других случаях, указанных в ст. 23 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе".

Отсрочка от призыва на военную службу предусматривается в случаях, перечисленных в ст. 24 упомянутого Закона.

Уклонением от призыва на военную службу является неявка по повестке военного комиссара о призыве на военную службу в указанный срок без уважительной причины или получение путем обмана незаконного освобождения либо отсрочки от призыва на военную службу. Уважительными причинами неявки считаются: заболевание или увечье гражданина, связанные с утратой трудоспособности; тяжелое состояние здоровья или смерть близкого родственника (отца, матери, жены, сына, дочери, родного брата или сестры) или лица, на воспитании которого находился гражданин; препятствие стихийного характера или иное не зависящее от воли гражданина обстоятельство, лишившее его возможности явиться в указанные в вызове военного комиссариата или повестке военного комиссара место и срок; иное обстоятельство, признанное судом уважительным.

Состав преступления формальный, преступление окончено с момента истечения срока явки в установленное место либо незаконного получения освобождения или отсрочки от призыва на военную службу.

3. Субъективная сторона характеризуется прямым умыслом. Если уклонение от призыва вызвано убеждениями или вероисповеданием гражданина, которым противоречит несение военной службы, то в силу ч. 3 ст. 59 Конституции РФ он имеет право на замену ее альтернативной гражданской службой и уголовной ответственности не подлежит.

4. Субъект преступления - гражданин РФ мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, не имеющий права на освобождение или отсрочку от призыва на военную службу.

5. В части 2 ст. 328 предусмотрена ответственность за уклонение от прохождения альтернативной гражданской службы лиц, освобожденных от военной службы. Согласно ст. 1 Федерального закона от 25.07.2002 N 113-ФЗ "Об альтернативной гражданской службе" альтернативная гражданская служба - это особый вид трудовой деятельности в интересах общества и государства, осуществляемый гражданами взамен военной службы по призыву. Уклонение от прохождения такой службы может выразиться, например, в неявке к месту прохождения службы в указанный в предписании военного комиссариата срок, отказе от заключения срочного трудового договора или от исполнения трудовых обязанностей, прекращении срочного трудового договора по своей инициативе, в самовольном оставлении населенного пункта, в котором расположена организация, где лицо проходит службу. Указанные деяния будут преступными только в том случае, если установлен умысел лица на уклонение от прохождения альтернативной гражданской службы.

Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, связанные с реализацией гражданами Российской Федерации (далее - граждане) конституционного права на замену военной службы по призыву альтернативной гражданской службой.

ГЛАВА 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Альтернативная гражданская служба

1. Альтернативная гражданская служба - особый вид трудовой деятельности в интересах общества и государства, осуществляемой гражданами взамен военной службы по призыву.

2. Правовой основой альтернативной гражданской службы являются Конституция Российской Федерации, федеральные конституционные законы, настоящий Федеральный закон, другие федеральные законы и принятые в соответствии с ними иные нормативные правовые акты Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации, а также законодательство субъектов Российской Федерации, применяемое в части, не противоречащей настоящему Федеральному закону. (В редакции Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ)

3. Статус граждан, проходящих альтернативную гражданскую службу, устанавливается настоящим Федеральным законом в соответствии с Конституцией Российской Федерации.

Трудовая деятельность граждан, проходящих альтернативную гражданскую службу, регулируется Трудовым кодексом Российской Федерации с учетом особенностей, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

Статья 2. Право гражданина на замену военной службы по призыву альтернативной гражданской службой

Гражданин имеет право на замену военной службы по призыву альтернативной гражданской службой в случаях, если:

несение военной службы противоречит его убеждениям или вероисповеданию;

он относится к коренному малочисленному народу Российской Федерации, ведет традиционный образ жизни, осуществляет традиционную хозяйственную деятельность и занимается традиционными промыслами коренных малочисленных народов Российской Федерации. (В редакции Федерального закона от 27.06.2018 № 164-ФЗ)

Статья 3. Граждане, направляемые на альтернативную гражданскую службу

1. На альтернативную гражданскую службу направляются граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, которые не пребывают в запасе, имеют право на замену военной службы по призыву альтернативной гражданской службой, лично подали заявление в военный комиссариат о желании заменить военную службу по призыву альтернативной гражданской службой и в отношении которых в соответствии с настоящим Федеральным законом призывной комиссией, создание которой регулируется Федеральным законом от 28 марта 1998 года № 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" (далее - Федеральный закон "О воинской обязанности и военной службе"), принято соответствующее решение. (В редакции федеральных законов от 22.08.2004 № 122-ФЗ; от 31.12.2005 № 211-ФЗ)

2. На альтернативную гражданскую службу не направляются граждане, которые в соответствии с Федеральным законом "О воинской обязанности и военной службе":

имеют основания для освобождения от призыва на военную службу;

не подлежат призыву на военную службу;

имеют основания для предоставления отсрочки от призыва на военную службу.

Статья 4. Место прохождения гражданами альтернативной гражданской службы

1. Граждане проходят альтернативную гражданскую службу индивидуально, а также в составе групп или формирований:

в организациях, подведомственных федеральным органам исполнительной власти;

в организациях, подведомственных органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации;

в организациях Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов в качестве гражданского персонала.

Прохождение альтернативной гражданской службы в организациях, подведомственных органам местного самоуправления, определяется федеральным законом.

2. Граждане проходят альтернативную гражданскую службу, как правило, за пределами территорий субъектов Российской Федерации, в которых они постоянно проживают.

При невозможности направления граждан для прохождения альтернативной гражданской службы за пределы территорий субъектов Российской Федерации, в которых они постоянно проживают, граждане в соответствии с решением специально уполномоченного федерального органа исполнительной власти могут быть направлены для прохождения альтернативной гражданской службы в организации, находящиеся на территориях субъектов Российской Федерации, в которых они постоянно проживают.

3. Граждане, относящиеся к коренным малочисленным народам Российской Федерации, направляются для прохождения альтернативной гражданской службы в организации, осуществляющие традиционную хозяйственную деятельность и занимающиеся традиционными промыслами коренных малочисленных народов Российской Федерации. (В редакции Федерального закона от 27.06.2018 № 164-ФЗ)

4. Перечни видов работ, профессий, должностей, на которых могут быть заняты граждане, проходящие альтернативную гражданскую службу, а также организаций, где предусмотрено прохождение альтернативной гражданской службы, определяются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

5. При определении вида работы, профессии, должности, на которых может быть занят гражданин, направляемый на альтернативную гражданскую службу, и места прохождения альтернативной гражданской службы учитываются образование, специальность, квалификация, опыт предыдущей работы, состояние здоровья, семейное положение гражданина, а также потребность организаций в трудовых ресурсах.

6. Трудовая деятельность граждан, проходящих альтернативную гражданскую службу, не должна препятствовать трудоустройству других лиц, а также служить основанием для перевода на другое место работы лиц, выполняющих работу по трудовому договору, или для их увольнения.

Статья 5. Срок альтернативной гражданской службы

1. Срок альтернативной гражданской службы в 1,75 раза превышает установленный Федеральным законом "О воинской обязанности и военной службе" срок военной службы по призыву и составляет:

для граждан, направленных для ее прохождения до 1 января 2007 года, за исключением граждан, указанных в абзаце четвертом настоящего пункта, - 42 месяца;

для граждан, направленных для ее прохождения с 1 января по 31 декабря 2007 года включительно, за исключением граждан, указанных в абзаце четвертом настоящего пункта, - 31,5 месяца;

для граждан, окончивших государственные, муниципальные или имеющие государственную аккредитацию по соответствующим направлениям подготовки (специальностям) негосударственные образовательные учреждения высшего профессионального образования и направленных для ее прохождения до 1 января 2008 года, - 21 месяц;

для граждан, направленных для ее прохождения после 1 января 2008 года, - 21 месяц.

(Пункт в редакции Федерального закона от 06.07.2006 № 104-ФЗ)

2. Срок альтернативной гражданской службы для граждан, проходящих данную службу в организациях Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, в 1,5 раза превышает установленный Федеральным законом "О воинской обязанности и военной службе" срок военной службы по призыву и составляет:

для граждан, направленных для ее прохождения до 1 января 2007 года, за исключением граждан, указанных в абзаце четвертом настоящего пункта, - 36 месяцев;

для граждан, направленных для ее прохождения с 1 января по 31 декабря 2007 года включительно, за исключением граждан, указанных в абзаце четвертом настоящего пункта, - 27 месяцев;

для граждан, окончивших государственные, муниципальные или имеющие государственную аккредитацию по соответствующим направлениям подготовки (специальностям) негосударственные образовательные учреждения высшего профессионального образования и направленных для ее прохождения до 1 января 2008 года, - 18 месяцев;

для граждан, направленных для ее прохождения после 1 января 2008 года, - 18 месяцев.

(Пункт в редакции Федерального закона от 06.07.2006 № 104-ФЗ)

3. Началом альтернативной гражданской службы гражданина считается день его убытия к месту прохождения альтернативной гражданской службы, указанный в предписании военного комиссариата.

4. Окончанием альтернативной гражданской службы гражданина считается день прекращения работодателем срочного трудового договора с гражданином при прекращении альтернативной гражданской службы. При этом срочный трудовой договор с гражданином, проходящим альтернативную гражданскую службу, должен быть прекращен работодателем в день истечения срока его альтернативной гражданской службы. (В редакции Федерального закона от 30.11.2011 № 343-ФЗ)

5. В срок альтернативной гражданской службы не засчитывается:

срок отбывания уголовного или административного наказания в виде ареста;

время нахождения в дополнительных отпусках, предоставляемых работодателем работникам, совмещающим работу с получением образования;

время нахождения в отпуске по уходу за ребенком и время проезда к месту использования указанного отпуска и обратно;

время прогула (отсутствия на рабочем месте без уважительных причин в течение всего рабочего дня (смены) независимо от его (ее) продолжительности, а также отсутствия на рабочем месте без уважительных причин более четырех часов подряд в течение рабочего дня (смены);

период отстранения от работы (недопущения к работе) в связи с появлением на работе в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения.

(Пункт в редакции Федерального закона от 28.12.2016 № 495-ФЗ)

Статья 6. Организация альтернативной гражданской службы

1. Альтернативная гражданская служба организуется в соответствии с настоящим Федеральным законом, положением о порядке прохождения альтернативной гражданской службы, а также иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

2. Организация альтернативной гражданской службы осуществляется специально уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, определяемыми Президентом Российской Федерации и Правительством Российской Федерации в соответствии со своими полномочиями.

Президент Российской Федерации и Правительство Российской Федерации в соответствии со своими полномочиями и настоящим Федеральным законом возлагают на специально уполномоченные федеральные органы исполнительной власти осуществление нормативного регулирования, а также организационных, контрольных и иных функций в области организации альтернативной гражданской службы.

3. Правительство Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, указами Президента Российской Федерации утверждает положение о порядке прохождения альтернативной гражданской службы, издает иные нормативные правовые акты в области организации альтернативной гражданской службы и обеспечивает их исполнение.

4. В организации альтернативной гражданской службы участвуют федеральные органы исполнительной власти, определяемые Президентом Российской Федерации и Правительством Российской Федерации в соответствии со своими полномочиями, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, которым подведомственны организации, где предусмотрено прохождение альтернативной гражданской службы, а также эти организации.

Функции указанных федеральных органов исполнительной власти в области организации альтернативной гражданской службы определяются Президентом Российской Федерации и Правительством Российской Федерации в соответствии со своими полномочиями и настоящим Федеральным законом.

Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации:

представляют в специально уполномоченные федеральные органы исполнительной власти предложения по перечням видов работ, профессий, должностей, на которых могут быть заняты граждане, проходящие альтернативную гражданскую службу, а также организаций, где предлагается предусмотреть прохождение альтернативной гражданской службы;

ведут учет подведомственных им организаций, где предусмотрено прохождение альтернативной гражданской службы;

направляют в специально уполномоченные федеральные органы исполнительной власти необходимую информацию о гражданах, прибывших для прохождения альтернативной гражданской службы в подведомственные им организации;

ведут учет граждан, проходящих альтернативную гражданскую службу в подведомственных им организациях, организуют их размещение и бытовое обслуживание;

(Абзац утратил силу - Федеральный закон от 22.08.2004 № 122-ФЗ)

обеспечивают в пределах своей компетенции соблюдение положений настоящего Федерального закона, осуществляют меры по реализации прав граждан, проходящих альтернативную гражданскую службу, и их социальную защиту.

Организации, где предусмотрено прохождение альтернативной гражданской службы:

представляют в соответствующий федеральный орган исполнительный власти или в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации предложения по перечням видов работ, профессий, должностей, на которых могут быть заняты граждане, проходящие альтернативную гражданскую службу;

заключают срочные трудовые договоры с гражданами, направленными для прохождения альтернативной гражданской службы, и прекращают с ними срочные трудовые договоры;

организуют при необходимости профессиональное обучение граждан, направленных для прохождения альтернативной гражданской службы;

контролируют исполнение гражданами, проходящими альтернативную гражданскую службу, трудовых обязанностей; в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения указанными гражданами по их вине возложенных на них трудовых обязанностей привлекают их к дисциплинарной ответственности в порядке, установленном федеральными законами; в случаях и в порядке, которые установлены положением о порядке прохождения альтернативной гражданской службы, в целях привлечения в соответствии с законодательством Российской Федерации указанных граждан к ответственности за уклонение от прохождения альтернативной гражданской службы направляют соответствующие материалы руководителю следственного органа Следственного комитета Российской Федерации по месту прохождения указанными гражданами альтернативной гражданской службы; (В редакции Федерального закона от 28.12.2016 № 495-ФЗ)

обеспечивают в пределах своей компетенции соблюдение положений настоящего Федерального закона, осуществляют меры по реализации прав граждан, проходящих альтернативную гражданскую службу, и их социальную защиту.

Статья 7. Ответственность должностных лиц за нарушение настоящего Федерального закона

Члены призывных комиссий, должностные лица федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций, способствующие своими действиями незаконному направлению граждан на альтернативную гражданскую службу либо уклонению граждан от исполнения обязанностей альтернативной гражданской службы, а также препятствующие исполнению гражданами обязанностей альтернативной гражданской службы или не исполняющие обязанности, связанные с организацией альтернативной гражданской службы, установленные законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, привлекаются к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации.

Статья 8. Финансирование мероприятий, связанных с организацией альтернативной гражданской службы

Финансирование мероприятий, связанных с организацией альтернативной гражданской службы и предоставлением прав и социальных гарантий гражданам, проходящим альтернативную гражданскую службу, осуществляется за счет средств федерального бюджета, а также средств организаций, в которых они проходят альтернативную гражданскую службу, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. (В редакции Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ)

Статья 9. Организация и прохождение альтернативной гражданской службы в период мобилизации, в период военного положения и в военное время

Организация и прохождение альтернативной гражданской службы в период мобилизации, в период военного положения и в военное время определяются федеральными конституционными законами, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ НАПРАВЛЕНИЯ ГРАЖДАН НА АЛЬТЕРНАТИВНУЮ ГРАЖДАНСКУЮ СЛУЖБУ

Статья 10. Направление граждан на альтернативную гражданскую службу

1. Направление гражданина на альтернативную гражданскую службу включает:

подачу им заявления о замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой (далее также - заявление);

рассмотрение заявления гражданина на заседании призывной комиссии и вынесение указанной комиссией заключения о замене гражданину военной службы по призыву альтернативной гражданской службой либо решения об отказе в такой замене;

явку гражданина на медицинское освидетельствование и на заседание призывной комиссии для принятия решения о направлении его на альтернативную гражданскую службу;

явку гражданина в военный комиссариат и получение предписания с указанием места прохождения альтернативной гражданской службы.

2. Направление граждан на альтернативную гражданскую службу организует глава органа местного самоуправления совместно с военным комиссариатом и осуществляет призывная комиссия в соответствии с Федеральным законом "О воинской обязанности и военной службе" и настоящим Федеральным законом. (В редакции Федерального закона от 09.03.2010 № 27-ФЗ)

3. На мероприятия, связанные с направлением на альтернативную гражданскую службу, граждане вызываются повестками военного комиссариата.

4. Порядок направления граждан на альтернативную гражданскую службу определяется настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, положением о порядке прохождения альтернативной гражданской службы и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

5. Граждане, относящиеся к коренным малочисленным народам Российской Федерации, направляются для прохождения альтернативной гражданской службы в порядке, определяемом положением о порядке прохождения альтернативной гражданской службы. (В редакции Федерального закона от 27.06.2018 № 164-ФЗ)

Статья 11. Подача гражданами заявлений о замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой

1. Граждане вправе подать заявления о замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой в военный комиссариат, где они состоят на воинском учете, в следующие сроки:

до 1 апреля - граждане, которые должны быть призваны на военную службу в октябре - декабре текущего года;

до 1 октября - граждане, которые должны быть призваны на военную службу в апреле - июне следующего года.

Граждане, пользующиеся отсрочками от призыва на военную службу, сроки действия которых должны истечь после окончания очередного призыва на военную службу, при преждевременном прекращении основания для отсрочки вправе подать з

На военную службу не призываются граждане, которые в соответствии с настоящим Федеральным законом освобождены от исполнения воинской обязанности, призыва на военную службу, граждане, которым предоставлена отсрочка от призыва на военную службу, а также граждане, не подлежащие призыву на военную службу.

Граждане имеют право на замену военной службы альтернативной гражданской службой в соответствии с Конституцией Российской Федерации и Федеральным законом.

Военная служба-особый вид федеральной государственной службы, исполняемой гражданами, в Вооруженных силах Российской Федерации, а также во внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации, в войсках гражданской обороны, инженерно-технических и дорожно-строительных воинских формированиях при федеральных органах исполнительной власти, Службе внешней разведки Российской Федерации, органах Федеральной службы безопасности, федеральном органе специальной связи и информации, федеральных органах государственной охраны, федеральном органе обеспечения мобилизационной подготовки органов государственной власти Российской Федерации, федеральной противопожарной службе.

Правовой основой воинской обязанности военной службы является Конституция Российской Федерации, настоящий федеральный закон, другие федеральные законы в области обороны, воинские обязанности, военной службы и статуса военнослужащих.

Уникальный вуз на протяжении 90 лет готовит военных специалистов по защите информации для всех видов и родов войск Вооружённых Сил Российской Федерации, центральных органов военного управления и других федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации. Сейчас в училище функционирует многоуровневая система подготовки от курсанта до офицера. В ней объединены и комплексно работают научный и учебный кластеры, включающие в себя подготовку высшего, среднего и дополнительного профессионального образования. В 2019 году при реорганизации училища был создан дополнительный факультет под магистратуру с профилирующей новой кафедрой оперативно-­тактической подготовки. В настоящее время училище расширяется, на этапе завершения масштабное строительство новой территории вуза. С помощью современной учебно-материальной базы осуществляется оснащение высокотехнологичными перспективными системами, комплексами защиты информации для обучения специалистов всех уровней Службы защиты государственной тайны.

Условия приема размещены на сайте:

Информация для призывника

Мир меняется, появляются новые угрозы и вызовы, и российская армия меняется вслед за ними. Новый облик Вооруженных Сил России, в которых ты будешь служить, разительно отличается от того, что был прежде.

Ты получишь новую военную форму, при создании и в разработке которой был учтен опыт передовых армий мира. Легкая, прочная и удобная, сделанная с применением самых современных технологий и материалов, она обеспечит тебе комфорт в повседневных и боевых условиях.

Долг, честь, служба Отечеству — вот главные составляющие мотивации военной службы.

Наиболее талантливые выпускники вузов и студенты, склонные к научной работе, могут быть направлены для прохождения военной службы в научные роты, где они смогут продолжать заниматься научными исследованиями по выбранным направлениям.

Если ты до службы в Вооруженных Силах уже успел пройти подготовку в одном из военно-патриотических клубов или системе ДОСААФ России, то в армии у тебя будет немало преимуществ. Ты быстрее втянешься в армейскую жизнь и сможешь занять наиболее ответственную и вместе с тем интересную должность. Например, будешь служить оператором сложной боевой техники, командиром боевой машины и т.д.

Если же до призыва ты не был знаком с военной жизнью, то у тебя появится шанс получить полезную специальность в рядах Вооруженных Сил. Приобретенный профессиональный опыт наверняка пригодится и в гражданской жизни, облегчит поиск работы или выбор высшего учебного заведения.

Служба в армии и на флоте — почетная обязанность гражданина России, которая дает немалые преимущества в дальнейшем.

Отслужив по призыву, ты получишь право на льготное поступление в государственные вузы: возможна замена вступительных экзаменов собеседованием или освобождение от экзаменов по общеобразовательным предметам. Кроме того, сам факт службы в российской армии или Военно-Морском Флоте даст тебе весомые преимущества при поступлении в военные учебные заведения.

На основании рекомендации командира воинской части после увольнения с военной службы по призыву ты также получаешь право обучения на подготовительных отделениях вузов за счет федерального бюджета.

Ну, а если ты мечтаешь сделать карьеру в государственной структуре или ведомственном учреждении, служба в Вооруженных Силах — зачастую обязательное условие приема на работу, поскольку многие предприятия и структуры вообще не берут в свой штат граждан, не прошедших военную службу.

Конечно, армия — есть армия, и где бы ни проходила служба, легкой она не будет. Но ведь настоящие мужчины идут в ряды Вооруженных Сил не за легкой жизнью. А за тем, чтобы отдать долг Родине — научиться с оружием в руках защищать себя, свою семью, свою страну.

Служба по контракту - это возможность осознанно и профессионально выполнить свою конституционную обязанность и долг по защите Отечества. И в этом ее главное отличие от военной службы по призыву: военнослужащий по контракту – это добровольный защитник Родины!

От призывников, по сути, требуется только одно – добросовестно овладеть необходимыми знаниями и практическими навыками по конкретной военной специальности, чтобы потом, после увольнения в запас, занять определенное место в рядах мобилизационного резерва страны. Поэтому, в подавляющем большинстве, они проходят военную службу на должностях рядового состава.

Поступая на военную службу по контракту, вы выбираете стабильность, широкие возможности для самореализации, достойный уровень жизни и высокий социальный статус.

Россия была первым государством в мире, которое ввело институт альтернативной службы. Освобождение от воинской обязанности по религиозным убеждениям стало практиковаться в нашей стране еще в XVIII веке.

Конституция Российской Федерации, статья 59, часть3, извлечение.

Основополагающие принципы

  • На альтернативную гражданскую службу могут быть направлены только те граждане, которые признаны годными к военной службе или годными к военной службе с незначительными ограничениями;
  • Граждане проходят альтернативную гражданскую службу, как правило, за пределами территории субъектов Российской Федерации, в которых они постоянно проживают. Однако это правило не жесткое. Место прохождения службы определяет Федеральная служба по труду и занятости, руководствуясь ежегодно утверждаемыми перечнями профессий и ситуацией на рынке труда;
  • Граждане могут проходить АГС исключительно на государственных предприятиях;
  • Граждане, избравшие АГС, не вправе по собственной инициативе расторгнуть трудовой договор, участвовать в забастовках, подрабатывать по совместительству в других организациях;
  • Представители коренных малочисленных народов направляются для прохождения АГС в организации традиционных отраслей хозяйствования и традиционных промыслов;
  • Срок альтернативной гражданской службы превышает срок службы по призыву.

Схема направления граждан на альтернативную службу

  • Граждане подают заявление о замене военной службы по призыву на АГС в военный комиссариат, решение по заявлению принимается призывной комиссией;
  • К месту прохождения АГС гражданина направляет военный комиссар в соответствии с планом направления, утвержденном Федеральной службой по труду и занятости;
  • Граждане, избравшие АГС, могут быть заняты только на тех должностях и только в тех организациях, которые содержатся в официальном перечне, ежегодно утверждаемом Минздравсоцразвития;
  • Трудовая деятельность граждан, проходящих альтернативную гражданскую службу, регулируется Трудовым кодексом РФ.

Сроки прохождения

Срок АГС для граждан, направленных для её прохождения с 1 января 2008 года, составляет:

  • 21 месяц – для граждан, проходящих АГС в организациях, подведомственных федеральным органам исполнительной власти, а также органам исполнительной власти субъектов РФ;
  • 18 месяцев – для граждан, проходящих АГС в организациях Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов в качестве гражданского персонала.

История

После революции 1917 года Советская Россия наряду с Великобританией и Данией стала одной из первых стран, признавших право своих граждан на отказ от военной службы по соображениям совести в ХХ веке.

Однако два года спустя круг лиц, которые могли воспользоваться правом на отказ от военной службы, был значительно сужен. В 1939 году, когда в Европе началась Вторая мировая война, альтернативная служба в СССР и вовсе была отменена.

Вопрос о восстановлении этого социального института вновь возник только после развала Советского Союза. В 1993 году в принятой всенародным голосованием Конституции РФ было закреплено право российских граждан на замену военной службы альтернативной гражданской в соответствии с миротворческими, философскими, морально-этическими, политическими или религиозными убеждениями.

Государственная гражданская служба в Вооруженных Силах Российской Федерации – это важнейший инструмент проводимых в стране преобразований. Её развитие рассматривается как приоритетное направление в области современного государственного строительства.

Отбор кадров, который осуществляется Управлением (государственной гражданской службы) Главного управления кадров Министерства обороны Российской Федерации (УГГС) по конкурсу на замещение вакантных должностей, помогает сформировать кадровый резерв Минобороны России.

Специалисты УГГС собирают информацию о кандидатах, проверяют их персональные данные, а также сведения о доходах и имуществе. Для этого в настоящий момент налажено тесное взаимодействие УГГС с МВД, Федеральной налоговой службой и Федеральной миграционной службой, а также с Архивом Минобороны и Объединенным архивом учреждений системы образования.

Государственные гражданские служащие Минобороны РФ должны обладать профессиональными знаниями и навыками, необходимыми для исполнения своих должностных обязанностей. Для оценки результатов их деятельности регулярно проводятся квалификационные экзамены и аттестация. Следует отметить, что сегодня требования к гражданским служащим существенно возросли.

Система дополнительного профессионального образования дает возможность многим сотрудникам Министерства обороны двигаться вверх по карьерной лестнице. Учебные планы повышения квалификации регулярно корректируются и обновляются. Таким образом формируется кадровый состав для системы государственного управления.

Длительное и эффективное исполнение гражданским служащим своих обязанностей всегда поощряется. К примеру, учитывается при назначении сотрудника на вышестоящую должность или присвоении ему классного чина.

Особое внимание в Министерстве обороны уделяется борьбе с коррупцией. Принят комплекс мер, направленных на снижение коррупционной составляющей на гражданской службе. Специально созданная комиссия занимается вопросами служебного поведения гражданского служащего и урегулированием конфликта интересов. Она тесно взаимодействует с военной прокуратурой, правоохранительными и налоговыми органами, а также с органами военного управления Минобороны России.

В целом привлечение на государственную гражданскую службу высококвалифицированных специалистов, их последующее обучение и регулярная аттестация помогают решить одну из важнейших задач – формирование кадрового состава Министерства обороны России.

Таким образом, в Вооруженных Силах РФ создается современная государственная гражданская служба – оптимальная по численности, профессиональная по составу, эффективная по результатам деятельности.

Гражданский персонал

Работники в воинских частях и организациях Вооруженных Сил Российской Федерации выполняют, как правило, вспомогательные функции по обеспечению повседневной деятельности Вооруженных Сил РФ, поддержанию их боеготовности и боеспособности. Они заняты работами по медицинскому и бытовому обслуживанию войск, их материально-техническому обеспечению, принимают участие в ремонтно-строительных, культурно-досуговых работах и других видах обеспечения.

В соответствии с положениями статьи 20 Трудового кодекса Российской Федерации полномочия работодателя осуществляет командир или начальник соответствующей воинской части или организации Вооруженных Сил Российской Федерации, которому предоставлено право заключения, изменения, расторжения трудовых договоров с работниками.

Лица, осуществляющие от имени Минобороны России полномочия работодателя, определены приказом Министра обороны Российской Федерации от 29 декабря 2012 года № 3910.

Обращаем Ваше внимание, что по вопросу трудоустройства рекомендуется обращаться непосредственно к командиру или начальнику выбранной Вами воинской части или организации Вооруженных Сил Российской Федерации.

Контактную информацию об интересующих воинских частях и организациях Вооруженных Сил Российской Федерации Вы можете найти на разделах официального сайта Минобороны России соответствующих направлениям деятельности воинских частей и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации.

Трудовые отношения между Минобороны России, в лице уполномоченного лица и работниками, возникают на основании трудового договора.

При заключении трудового договора граждане, поступающие на работу, лично предъявляют в кадровый орган следующие документы:

  • паспорт;
  • трудовую книжку (за исключением случаев, когда трудовой договор заключается впервые);
  • страховое свидетельство государственного пенсионного страхования;
  • документы воинского учета – для военнообязанных и лиц, подлежащих призыву на военную службу;
  • документ об образовании и (или) о квалификации или наличии специальных знаний – при поступлении на работу, требующую специальных знаний или специальной подготовки;
  • справку о наличии (отсутствии) судимости и (или) факта уголовного преследования либо о прекращении уголовного преследования по реабилитирующим основаниям, выданную в порядке и по форме, которые устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, – при поступлении на работу, связанную с деятельностью, к осуществлению которой в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации, иным федеральным законом не допускаются лица, имеющие или имевшие судимость, подвергающиеся или подвергавшиеся уголовному преследованию;
  • страховой полис обязательного медицинского страхования;
  • сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера на себя и членов семьи (супруга (супругу) и несовершеннолетних детей), для замещения должностей, включенных в Перечень (Приказ Министра обороны Российской Федерации04 апреля 2016 № 175).

С целью предоставления дополнительных льгот и гарантий могут быть предъявлены:

  • свидетельство о рождении ребенка;
  • свидетельство о заключении брака;
  • документы о присвоении ученой степени, ученого звания;
  • документы об инвалидности, нахождении в зоне воздействия радиации и другие документы.

Оплата труда работников воинских частей и организаций Вооруженных Сил Росиийской Федерации осуществляется в соответствии с Приказом Министра обороны Российской Федерации от 23.04.2014 № 255 и состоит из должностного оклада, выплат компенсационного и стимулирующего характера.

Читайте также: