Кто является ответственным руководителем на уровне развития аварии а

Обновлено: 18.05.2024

1. Ознакомиться с обстановкой и немедленно приступить к выполнению мероприятий, предусмотренных оперативной частью ПЛА и руководить работой персонала по локализации и ликвидации аварии.

2. Организовать командный пункт и сообщить о его местонахождении всем исполнителям.

4. Контролировать правильность действия персонала и выполнение мероприятий, предусмотренных оперативной частью ПЛА.

5. Дать указания по удалению людей, не участвующих в работе по локализации и ликвидации аварии, из всех опасных и потенциально опасных мест.

6. Дать указания по выставлению постов службы охраны по периметру опасной зоны.

7. Уточнять и прогнозировать ход развития аварии.

2.2 Обязанности энергодиспетчера организации.

Энергодиспетчер обязан:

- главного диспетчера предприятия,

- ответственное лицо за безопасную эксплуатацию систем газопотребления предприятия

- оперативно-ремонтную службу ЦТГВС УЭС

- начальника смены ОВРиК

2. Организовать своевременную доставку материалов, оборудования, инструментов к месту аварии.

3. Организовать работу транспорта, привлекаемого для ликвидации аварии.

4. При аварии в масштабе нескольких цехов, производств, до прибытия ответственного лица за безопасную эксплуатацию систем газопотребления предприятия или лица его замещающего, выполняет обязанности руководителя работ по локализации аварии в соответствии с ПЛА.

5. После прибытия ответственного руководителя информировать его о состоянии работ по спасению людей, локализации и ликвидации аварийной ситуации.

2.3 Обязанности главного диспетчера организации.

Главный диспетчер обязан:

- начальника центральной диспетчерской службы;

- начальника управления промышленной безопасности;

- информировать руководство организации о характере аварии и ходе спасательных работ

2.4 Обязанности начальника КТЦУВЭР ТЭЦ

Начальник КТЦУВЭР ТЭЦ (в его отсутствие заместитель начальника КТЦУВЭР) обязан:

1. Выполнять обязанности Ответственного руководителя по локализации и ликвидации аварии в масштабе цеха КТЦУВЭР.

2. Организовать бригады для выполнения работ по локализации и ликвидации аварии и руководить их работой.

3. Уточнить состояние технологического процесса с целью предупреждения возможных дальнейших осложнений и создания необходимых условий для успешной локализации и ликвидации аварии.

2.5 Обязанности начальника ЦЦР ТЭЦ

Начальник ЦЦР ТЭЦ обязан:

1. Обеспечить организацию бригад для выполнения работ по локализации аварии.

2.6 Обязанности начальника смены КТЦУВЭР

Начальник смены КТЦУВЭР обязан:

1. При возникновении аварии оповестить согласно Схемы оповещения (приложение Б):

- начальника смены ТЭЦ;

- начальника КТЦУВЭР ТЭЦ;

- зам.начальника КТЦУВЭР ТЭЦ;

2. До прибытия Ответственного руководителя организовать и начать работу по спасению людей и локализации аварии в соответствии с ПЛА.

2.7 Обязанности начальника смены ТЭЦ.

Начальник смены ТЭЦ обязан:

1. При возникновении аварии оповестить согласно Схемы оповещения (приложение Б):

- главного инженера ТЭЦ;

- начальника смены КТЦУВЭР;

2.Обеспечить нормальную работу ТЭЦ, а при необходимости безаварийную остановку оборудования.

2.8 Обязанности начальника смены цеха по рем. и обсл.авт.и ср-в измер.ТЭЦ.

Начальник смены цеха по рем. и обсл.авт.и ср-в измер.ТЭЦ обязан:




1. По заявке начальника смены КТЦУВЭР обеспечить сборку или разборку схему электроприводов запорно-регулирующей арматуры.

2. В случае отказа срабатывания блокировок и защит, провести ревизию и устранить неисправности.

2.9 Обязанности начальника смены электроцеха

Начальник смены электроцеха обязан:

1. Обеспечить включение или отключение электроэнергии.

2. Обеспечить работу электромеханического и энергетического оборудования, сигнализации, средств связи.

2.10 Обязанности персонала цеха

Персонал КТЦУВЭР ТЭЦ обязан:

1. Немедленно сообщить о происшедшей аварии начальника смены.

2. Принять меры по выводу и выходу персонала из помещения.

3. При необходимости, в целях предупреждения осложнений аварии, отключить оборудование цеха в зоне возможного развития аварийной ситуации (по распоряжению Ответственного руководителя либо лица его замещающего).

1. Руководить газоспасательными работами в соответствии с заданиями Ответственного руководителя и оперативной частью ПЛА.

2. Держать постоянную связь с Ответственным руководителем

3. До прибытия на место Ответственного руководителя проводить работы в соответствии с ПЛА самостоятельно.

4. Эвакуировать людей из опасной зоны.

1. Руководить работами по тушению пожара.

2. Организовать своевременный вызов резервной и свободной смен пожарной части на место аварийной ситуации.

3. Держать постоянную связь с Ответственным руководителем работ и систематически информировать его о ходе работ по тушению пожара.

Фельдшер обязан:


1. Немедленно выехать на место аварии и оказать медицинскую помощь


Принять меры против возгорания.

5. Утечка газа через фланцевые соединения, сальники арматуры и т.д.:

· Не допускать людей в район выхода газа;

· Пользуясь омедненным инструментом подтянуть фланцы, сальники и т.д.;

· При невозможности устранения утечки на ходу - поврежденный участок газопровода отключить;

6. Загорание газа, вытекающего через неплотности газопровода:

· Отключить поврежденный участок газопровода;

· Сбить пламя пенным огнетушителем, струей воды, мокрыми тряпками, противопожарным полотном, бросками песка, если пламя угрожает соседнему оборудованию;

· Открывать продувочную свечу - Запрещается.

СРК должен быть немедленно остановлен действием защит или персоналом в случае:

  • Недопустимого понижения или повышения уровня воды в барабане, выхода из строя всех водоуказательных приборов, быстрого снижения уровня воды в барабане, несмотря на усиленное питание котла водой.
  • Прекращения действия всех питательных устройств (насосов)
  • Недопустимого повышения давления в пароводяном тракте.
  • Прекращения действия более 50% предохранительных клапанов или других заменяющих их устройств.
  • Разрыва труб пароводяного тракта или обнаружения трещин, выпучин, пропусков в сварных швах в основных элементах котла (экранах, кипятильном пуске, барабанах, коллекторе, пароперепускных и водоопускных трубах), в паропроводах, питательных трубопроводах, пароводяной арматуре.

Примечание: под недопустимым повышением или понижением параметра понимается указанное в инструкциях предельное значение, соответствующие уставкам защиты.

· Погасания факела в топке при работе на газе.

· Недопустимого понижения давления газа перед форсунками.

· Отключение всех дымососов и вентиляторов.

· Взрыва или хлопков в топке, взрыва или загорания горючих отложений в газоходах и золоуловителе, разогрева докрасна несущих балок каркаса при обвале обмуровки, а также других повреждениях, угрожающих персоналу или оборудованию

· Пожара, угрожающего персоналу или оборудованию, а также цепям дистанционного управления отключающей арматурой, входящей в защиту котла.

· Исчезновения напряжения на устройствах дистанционного и автоматического управления и показаний на всех контрольно-измерительных приборах.

При поступлении воды или опасности попадания ее в топочную камеру.

· Течи плава помимо леток, если ее невозможно прекратить охлаждением струей воздуха и создается опасная ситуация для персонала и оборудования.

Цех - организационно и /или технологически обособленное структурное подразделение, прямо или косвенно участвующее в переработке предмета труда в готовую продукцию и состоящее из совокупности производственных участков.

4. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

4.1. Целью плана локализации и ликвидации аварийных ситуаций и аварий является планирование действий (взаимодействий) персонала предприятия, спецподразделений, населения, центральных и местных органов исполнительной власти и органов местного самоуправления по локализации и ликвидации аварий и смягчение их последствий.

4.2. Перечень производств (цехов, отделений, производственных участков) и отдельных объектов, для которых разрабатывается ПЛАС, определяется и утверждается собственником (руководителем) предприятия по согласованию с территориальными управлениями Госнадзорохрантруда, Госпожнадзора и с территориальными органами Министерства Украины о вопросам чрезвычайных ситуаций и по делам защиты населения от последствий Чернобыльской катастрофы (далее - МЧС).

4.3. Аварии в зависимости от их масштаба могут быть трех уровней: А, Б и В.

4.3.1. На уровне "А" авария характеризуется развитием аварии в пределах одного производства (цеха, отделения, производственного участка), являющегося структурным подразделением предприятия.

4.3.2. На уровне "Б" авария характеризуется переходом за пределы структурного подразделения и развитием ее в пределах предприятия.

4.3.3. На уровне "В" авария характеризуется развитием и переходом за пределы территории предприятия, возможностью воздействия поражающих факторов аварии на население близлежащих населенных районов и другие предприятия (объекты), а также на окружающую среду.

4.4. ПЛАС должен охватывать все уровни развития аварии, установленные в процессе анализа опасностей.

Разрешается не включать в оперативную часть ПЛАС действия персонала во время аварийных ситуаций, которые регламентируются проектно-техно-логической документацией (технологический регламент, инструкция по эксплуатации и т.п.) В этом случае в ПЛАС должны быть ссылки на документы, в которых эти действия регламентированы.

ПЛАС разрабатывается с учетом всех состояний предприятия (объекта): пуск, работа, остановка и ремонт.

4.5. ПЛАС должен быть согласован с территориальными управлениями Госнадзорохрантруда и Гос-пожнадзора, с территориальными органами МЧС, территориальными учреждениями государственной санэпидслужбы и, при необходимости, с органами местного самоуправления.

Отказ в согласовании должен быть мотивированным и представлен в письменном виде.

4.5.1. ПЛАС утверждается собственником (руководителем) предприятия.

4.5.2. Оперативная часть ПЛАС для аварий уровня "В" утверждается органами местного самоуправления.

4.6. Обязанности по разработке и внедрению ПЛАС и ответственность за его качество возлагаются на собственника (руководителя) предприятия (объекта).

Разработка ПЛАС может выполняться собственником самостоятельно или с привлечением специализированных организаций, при условии, что они имеют разрешение на выполнение такой работы, полученное в установленном порядке.

4.7. Территориальные управления Госнадзорох-рантруда и территориальные органы МЧС контролируют разработку и внедрение ПЛАС на предприятии (объекте).

4.8. ПЛАС основывается:

на прогнозировании сценариев возникновения аварий;

на постадийном анализе сценариев развития аварий и масштабов их последствий;

на оценке достаточности существующих мер, препятствующих возникновению и развитию аварии, а также технических средств локализации аварии;

на анализе действий производственного персонала и специальных подразделений по локализации аварийных ситуаций (аварий) на соответствующих стадиях их развития.

4.9. При разработке ПЛАС необходимо учитывать реальные возможности и ресурсы предприятия, накопленный персоналом предприятия и спецподразделений опыт действий при аварийных ситуациях и авариях, чтобы обеспечить представление о необходимых дополнительных навыках и ресурсах.

4.10. Должностные лица, на которых данным Положением и другими действующими нормативно-правовыми актами возлагаются обязанности по разработке и внедрению ПЛАС, несут ответственность согласно действующему законодательству Украины.

411. ПЛАС должен включать:

титульный лист (приложение 1);

аналитическую часть, в которой содержится анализ опасностей, возможных аварий и их последствий;

оперативную часть, которая регламентирует порядок взаимодействия и действий персонала, спецподразделений и населения (при необходимости) в условиях аварии. Содержание оперативной части меняется в зависимости от уровня аварии, на который она распространяется;

приложения, состоящие из документов, указанных в п. 4.12 3.

4.12. Для обеспечения эффективной борьбы с аварией на всех уровнях ее развития приказом создается штаб, функциями которого являются:

сбор и регистрация информации о ходе развития аварии и принятых мерах по борьбе с ней;

текущая оценка информации и принятие решений по оперативным действиям в зоне аварии и вне ее;

координация действий персонала предприятия и всех привлеченных подразделений и служб, участвующих в ликвидации аварии.

Общее руководство работой штаба осуществляет ответственный руководитель работ по локализации и ликвидации аварий (далее - ОР).

4.12.1. В ПЛАС должно быть указано место расположения штаба, в т.ч. резервное.

4.12.2. В ПЛАС должны быть указаны должностные лица, выполняющие функции ОР.

4.12.3. К ПЛАС должны быть приложены копии приказа по предприятию (объекту) о назначении должностного лица (лиц), выполняющих функции ОР при авариях на уровнях "А" и "Б", и решения органов местного самоуправления о «назначении должностного лица (лиц), выполняющего функции ОР при авариях на уровне "В".

4.13. ПЛАС должен быть пронумерован, сброшюрован, утвержден и согласован соответствующими организациями, а также скреплен печатями предприятий и организаций, согласовавших его.

ПЛАС в полном объеме должен находиться у руководителя и диспетчера предприятия (объекта), в территориальном управлении Госнадзорохрантру-да и в территориальном органе МЧС

Извлечения из ПЛАС в объеме, необходимом для качественного выполнения соответствующих действий, должны находиться у руководителей (начальников) производств (цехов, отделений, производственных участков), на пункте связи районной (объектовой) пожарной части, начальника (инструктора) военизированной газоспасательной службы, а также на рабочих местах.

4.14. Сроки приведения ПЛАС в соответствие с настоящим Положением проектируемых, реконструируемых, начатых строительством и действующих производств определяются собственником (руководителем) предприятия по согласованию с территориальным управлением Госнадзорохрантруда и территориальным органом МЧС.

4.15. ПЛАС необходимо пересматривать через каждые 5 лет.

4.16. Внеочередной пересмотр ПЛАС осуществляется по распоряжению (предписанию) органов Госнадзорохрантруда, а также при изменениях в технологии, аппаратурном оформлении, метрологическом обеспечении технологических процессов, изменениях в организации производства, при наличии данных об авариях на аналогичных предприятиях (объектах).

В этих случаях, в зависимости от конкретных обстоятельств, ПЛАС пересматривается полностью либо в него вносятся изменения и дополнения. В последнем случае согласованию и утверждению подлежат только эти изменения и дополнения.

Сроки внеочередного пересмотра согласовываются с территориальным управлением Госнадзорохрантруда.

4.16.1. ПЛАС должен пересматриваться и корректироваться с учетом изменений жилищного строительства и развития в данном районе, совершенствования действий при авариях и опыта, накопленного в течение тренировок и проверок.

4.16.2. После аварии следует пересматривать и при необходимости вносить изменения в ПЛАС на основе полученного опыта.

4.17. С целью последующей оценки и корректировки ПЛАС, накопления и изучения опыта, необходимо проводить анализ действий и решений, принятых во время аварии.

5. АНАЛИЗ ОПАСНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ (ОБЪЕКТА)

5.1. Анализ опасности предприятия (объекта) проводится на основании подробного рассмотрения его состояния в соответствии с требованиями данного Положения, межотраслевой и отраслевой нормативной документации, рекомендаций справочной и научно-технической литературы, а также с учетом аварий и аварийных ситуаций, имевших место на нем и на аналогичных предприятиях (объектах).

5.2. В процессе анализа опасности предприятия (объекта) должны быть выявлены всевозможные аварийные ситуации и аварии, в том числе и маловероятные, с катастрофическими последствиями, которые могут возникать на предприятии, рассмотрены сценарии их развития и оценены последствия.

5.3. Выявление возможностей и условий возникновения аварий должно проводиться- на основе анализа особенностей работы как отдельного оборудования (аппаратов, машин и т.д.), так и их группы (технологических блоков), а также с учетом опасных свойств используемых в производстве веществ и материалов.

5.3.1. Выявление возможных аварий необходимо проводить в следующей последовательности:

5.3.1.1. Установить наличие на предприятии опасных веществ, опасных режимов работы оборудования и объектов.

К опасным веществам относятся:

Опасные режимы характеризуются такими технологическими параметрами, как давление, вакуум, температура, напряжение, состав технологической среды и др.

5.3.1.2. Выявить потенциальные виды опасности для каждой единицы оборудования (аппарата, машины) и протекающего в нем процесса.

К рассматриваемым видам опасности относятся:

взрыв (внутри оборудования, в зданиях или окружающем пространстве);

разрыв или разрушение оборудования;

выброс вредных веществ;

сочетание перечисленных видов опасности.

5.4. Для выявленных потенциально опасных объектов необходимо прогнозировать сценарии возникновения и развития возможных аварий, приводящих к реализации потенциальных опасностей. Сценарий должен начинаться с события (стадии), создающего прямую угрозу выхода технологического процесса из-под контроля и возникновения аварии.

При этом необходимо учитывать параметры состояния веществ (температура, давление, агрегатное состояние и т.п.) и состояние оборудования, соответствующие как нормальному технологическому режиму, так и режимам, возможным при наступлении и развитии аварии.

5.5. На каждой стадии развития аварии следует:

оценить количество опасных веществ, принимающих участие в прогнозируемой аварии;

установить поражающие факторы, присущие реализуемому во время аварии виду опасности;

оценить последствия воздействия поражающих факторов аварии на соседние объекты и людей с учетом свойств этих объектов и их взаимного расположения: определяются масштабы зон разрушения, поражения людей и заражения местности;

определить безопасные зоны и места возможных укрытий, пути эвакуации, не попадающие под воздействие поражающих факторов аварии.

По результатам анализа возникновения и развития аварий и оценки их последствий необходимо установить возможность перехода аварии на уровни "Б" и "В".

5.6. Для каждой стадии сценария развития аварии устанавливается код. Типовая схема построения сценариев возникновения и развития аварии, постадийного анализа условий возникновения и развития аварии приведена в приложениях 2 и 3.

5.7. Оценка последствий аварии и отдельных ее стадий выполняется с помощью методик, приведенных в нормативно-технической документации и справочной литературе.

5.8. Анализ опасности предоставляется в виде отчета или пояснительной записки, который должен содержать:

использованную исходную информацию или ссылки на документы, в которых она содержится;

описание использованных методов анализа и методик оценки или соответствующие ссылки на них;

результаты расчетов и оценок.

Результаты анализа предоставляются:

для оборудования (аппаратов, машин и т.п.) - в виде карточки опасности, требования к которой приведены в приложении 4;

для технологического блока (стадии технологического процесса) - в виде краткой характеристики опасности блока, требования к которой приведены в п.6.3.3.4;

для предприятия - в виде плана предприятия, требования к которому приведены в п. 6.4.2;

для региона - в виде ситуационного плана, требования к которому приведены в п. 7.3.1.2.

5.9. Результаты выполненного анализа должны пройти независимую экспертизу

6. ТРЕБОВАНИЯ К СОСТАВЛЕНИЮ ОПЕРАТИВНОЙ ЧАСТИ ПЛАС ДЛЯ АВАРИЙ НА УРОВНЯХ "А" И "Б"

6.1. Оперативная часть ПЛАС разрабатывается для руководства действиями персонала предприятия, добровольных и специализированных подразделений с целью предотвращения аварийных ситуаций и аварий на соответствующих стадиях их развития или локализации их с целью сведения к минимуму последствий аварии для людей, материальных ценностей и окружающей среды, предупреждения ее распространения на другие производства (цеха, отделения, производственные участки) предприятия и за его пределы, спасения и вывода людей из зоны поражения и потенциально опасных зон.

6.2. При разработке оперативной части необходимо обеспечить согласованность действий персонала предприятия и спецподразделений;

установить перечень должностных лиц, ответственных за выполнение конкретных действий;

установить порядок осуществления связи со спецподразделениями, органами государственного надзора и органами местного самоуправления;

изложить действия персонала предприятия и спецподразделений по локализации и ликвидации аварий на соответствующих стадиях их развития. В тех случаях, когда у спецподразделений имеются свои планы действий, может быть вместо описания дана ссылка на эти планы;

Основными причинами возникновения промышленных аварий являются:

- грубые нарушения требований безопасности;

- износ основного технологического оборудования;

- ухудшение материально-технического обеспечения, износ и разрушение систем противоаварийной защиты;

- уменьшение объемов технической подготовки оперативного ремонтного персонала, снижение производственной квалификации работников;

- просчеты при проектировании и недостаточный уровень современных знаний и т. д.

В зависимости от масштаба выделяют три уровня производственных аварий: А, Б и В.

Для уточнения обстановки и проведения аварийно-спасательных работ на место аварии по указанию командира отряда выдвигается группа разведки (3 человека с СИЗ, газоанализаторами и аварийно-спасательного оборудования) на газоспасательном автомобиле.

По прибытию на место аварии старший группы разведки:

-уточняет обстановку (объем и вид, определяет количество необходимого оборудования и личного состава, схему проезда и т.д.), докладывает оперативному дежурному

- организует взаимодействие с находящимися на месте аварии экстренными службами и структурами.

-руководит действиями группы разведки и нештатным АСФ объекта.

Директор и заместители директора организации экстренно выезжают на аварийный объект и принимают на себя руководство газоспасательными работами, контролируют ход выполнения аварийно-газоспасательных работ.

Старший оперативной группы вместе с личным составом прибывает к месту аварии, определяет задачи личному составу подразделения. проверяет готовность (экипировку) личного состава, убывающего в загазованную зону, после получения задания у руководителя ликвидации аварии приступает к выполнению аварийно-газоспасательных работ.
2. Действия руководящего состава при организации

Ответственным руководителем на разных уровнях развития аварии является:

Руководство работами по локализации и ликвидации аварийной ситуации, спасению людей и снижению воздействия опасных факторов осуществляет ответственный руководитель работ по локализации и ликвидации аварийной ситуации.

Для принятия эффективных мер по локализации и ликвидации аварийной ситуации ответственный руководитель создает командный пункт (оперативный штаб), функциями которого являются:

- координация действий персонала организации (объекта) и всех привлеченных подразделений и служб, участвующих в локализации и ликвидации аварийной ситуации;

- сбор информации о ходе развития аварийной ситуации и принятых мерах по её локализации и ликвидации;

- текущая оценка информации и принятие решений по оперативным действиям в зоне аварийной ситуации и за её пределами.

Ответственный руководитель должен:

- оценить обстановку, выявить количество и местонахождения людей, застигнутых аварией, принять меры по оповещению работников организации и населения (при необходимости) об аварийной ситуации;

- принять меры по оцеплению района аварии и опасной зоны;

- принять неотложные меры по спасению людей, локализации и ликвидации аварийной ситуации;

- обеспечить вывод из опасной зоны людей, которые не принимают непосредственного участия в локализации и ликвидации аварийной ситуации;

- ограничить допуск людей и транспортных средств в опасную зону;

- привлекать к аварийной остановке производств только тех лиц из числа производственного персонала, которые прошли подготовку, оснащены в соответствии с табелем оснащения членов нештатного аварийно-спасательного формирования, и аттестованы в установленном порядке;

- информировать руководство организации об аварии, территориальные органы Госгортехнадзора России, Государственной инспекции труда, а при необходимости – территориальные органы МЧС России, органы местного самоуправления о ходе и характере аварии, о пострадавших в ходе спасательных работ;

- уточнять и прогнозировать ход развития аварийной ситуации, при необходимости вносить корректировку в ПМЛА или ПЛЛА.

- в случае изменения места расположения командного пункта оповестить об этом всех привлекаемых к работам по локализации и ликвидации аварийной ситуации;

Работы в загазованной среде выполняет профессиональное аварийно-спасательное формирование и аттестованные члены нештатного аварийно-спасательного формирования производственного объекта.

Руководитель газоспасательных работ при определении способа спасения людей и ликвидации аварии должен знать:

- место аварии и время её возникновения;

- характер аварии и её масштабы;

- основные поражающие факторы выделившихся химических веществ и меры по борьбе с ними;

- мероприятия плана локализации аварийных ситуаций и порядок их выполнения, состояние на аварийном участке средств борьбы с аварией;

- возможные осложнения (исходя из специфики производства) в случае развития аварии.

При выдаче заданий командирам отделений руководитель газоспасательных работ сообщает им:

- место аварии, её характер и масштабы;

- ориентировочное число людей, застигнутых аварией и предполагаемые места их нахождения;

- места отбора проб воздуха;

- маршрут движения отделения и место включения в средства защиты;

- место расположения газоспасательной базы;

- меры безопасного ведения газоспасательных работ; возможные осложнения (исходя из специфики производства) в случае развития аварии;

- допустимое время пребывания в среде, загазованной токсичными веществами (по срокам защитного действия дыхательных аппаратов и костюмов);

- способ и порядок передачи донесений и информации;

- сигнал об угрозе возможного взрыва, обрушения и т.д.

Члены НГСФ предприятия подчиняются ответственному руководителю работ по ликвидации аварии, а по прибытии аварийно-спасательного формирования на предприятие - руководителю газоспасательных работ.

Начальник пожарных подразделений, прибывших на аварийный объект, должен в соответствии с действующими в пожарной части руководящими документами и инструкциями, с учетом конкретной обстановки на месте аварийной ситуации и оперативной части ПМЛА (ПЛЛА):

- организовать своевременный вывоз резервной и свободной смен пожарной части на место аварийной ситуации;

- руководить работами по тушению пожара;

- держать постоянную связь с ответственным руководителем;

- обеспечивать взаимодействие и координацию действий с аварийно-спасательными формированиями.

Медицинские работники, прибывшие на аварийный объект, организуют прием и оказание первой медицинской помощи пострадавшим, эвакуацию пострадавших в медицинские учреждения.

При выходе из загазованной зоны и прохождения дегазации (при необходимости) старший смены газоспасателей докладывает о выполнении поставленных задач своему непосредственному начальнику – руководителю газоспасательными работами, а при его отсутствии ответственному руководителю.

применяемое для проведения газоспасательных работ.

Для ведения АСР на высоте, в колодцах и др. аналогичном оборудовании.

Для спуска-подъема спасателей, пострадавших, оснащения

4. Меры по повышению оперативной готовности

- периодическое обучение, и аттестация газоспасателей в межотраслевой комиссии ТЭК;

- систематические теоретические занятия в учебном классе;

- практические тренировки, в ППД центра;

- периодические учебные тревоги на опасных производственных объектах;

- периодические учебные тревоги непосредственно внутри Астраханского центра по реагированию дежурной смены на возможную аварийную ситуацию в ночное время.

Не допускается вмешательство в действия ответственного руководителя работ по ликвидации аварии.

1.2. При неправильных действиях ответственного руководителя вышестоящий непосредственный начальник имеет право отстранить его и принять на себя руководство ликвидацией аварии или назначить для этого другое лицо.

1.3. До прибытия ответственного руководителя спасением людей и ликвидацией аварии руководит соответственно дежурный персонал объекта организации или оператор котельной.

1.4. Непосредственное руководство ведением спасательных работ осуществляет лицо, назначенное руководителем организации или лицо из числа специалистов, на которое возложены эти обязанности.

1.5. До прибытия на место пожарных подразделений работы по тушению пожара выполняет персонал объекта под руководством ответственного.

1.6. Лица, вызываемые для спасения людей и ликвидации аварии, сообщают о своем прибытии ответственному руководителю и по его указанию приступают к исполнению своих обязанностей.

1.7. При направлении рабочих на выполнение аварийных работ в газоопасных местах каждую бригаду должны возглавлять специалист или работник газоспасательной службы.

Организация и ведение газоопасных работ должны осуществляться в соответствии с требованиями промышленной безопасности в газовом хозяйстве.

II. Обязанности должностных лиц, участвующих в ликвидации аварий,

Порядок их действий.

2.1. Обязанности ответственного руководителя работ по ликвидации аварии:

2.1.1. Прибыв на место аварии и ознакомившись с обстановкой, немедленно приступить к выполнению мероприятий, предусмотренных оперативной частью плана ликвидации аварий, и руководить работами по спасению людей и ликвидации аварии.

2.1.2. Организовать командный пункт, сообщить о месте его расположения дежурному персоналу организации всем исполнителям и постоянно находиться на нем.

В период ликвидации аварии на командном пункте могут находиться только лица, непосредственно участвующие в ликвидации аварии.

2.1.3. Проверить, вызваны ли газоспасательная служба, другие службы, участвующие в ликвидации аварии, должностные лица и службы согласно списку оповещения должностных лиц и учреждений, которые должны быть немедленно извещены об аварии.

2.1.4. Выявить число людей, застигнутых аварией, и их местонахождение.

2.1.5. Контролировать выполнение мероприятий, предусмотренных оперативной частью плана мероприятий, и своих распоряжений и заданий.

2.1.6. Дать соответствующие распоряжения руководителям взаимосвязанных по коммуникациям соседних производств, цехов и отделений.

2.1.7. При авариях, длительность ликвидации которых составляет более одного часа, совместно с руководителями цехов и газоспасательной службы разработать оперативный план по спасению людей. В соответствии с планом дать задание на выполнение предусмотренных мероприятий газоспасательной службе, другим службам и должностным лицам, участвующим в ликвидации аварии.

2.1.8. Дать указания об удалении или эвакуации людей из всех опасных и угрожаемых мест и о выставлении охранных постов на подступах к аварийной зоне.

2.1.9. При необходимости обратиться за помощью в территориальные органы РСЧС и другие службы.

2.1.10. Назначить ответственное лицо для ведения оперативного журнала по ликвидации аварии.

2.1.11. После ликвидации аварии дать разрешение на проведение восстановительных работ и подготовку производства к пуску.

2.2. Обязанности дежурного персонала объекта:

2.2.2. При аварии в масштабе организации до прибытия руководителя организации или его заместителя выполнять обязанности ответственного руководителя, организовать работы по спасению людей и ликвидации аварии в соответствии с планом ликвидации аварий.

Командным пунктом по ликвидации аварии в данном случае является рабочее место дежурного.

2.2.3. При необходимости принять дополнительные меры для спасения людей и ликвидации аварии в начальный период, а также и для прекращения распространения аварии и организации нового командного пункта.

2.2.4. По прибытии руководителя организации проинформировать его о состоянии работ по спасению людей и ликвидации аварии, о месте нахождения нового командного пункта и поступить в распоряжение ответственного руководителя работ по ликвидации аварии.

2.3. Обязанности заместителя руководителя организации:

2.3.2. Организовать оказание своевременной помощи пострадавшим.

2.3.3. В соответствии с запросом ответственного руководителя принять необходимые меры по привлечению специалистов и опытных рабочих в бригады для дежурства и выполнения необходимых работ, связанных с ликвидацией (локализацией) аварии, а также по своевременной доставке технических и материальных средств.

2.3.4. Обеспечить доставку необходимых средств спасения людей, технических и материальных средств к месту аварии.

2.3.5. Руководить работой транспорта, привлеченного для ликвидации аварии.

2.3.6. При аварийных работах продолжительностью более 6 часов организовать питание и отдых газоспасателей.

2.3.7. Информировать соответствующие службы и органы надзора о характере аварии и ходе спасательных и восстановительных работ.

2.4. Обязанности ответственного за газовое хозяйство:

2.4.1. Руководить спасательными работами в соответствии с заданиями ответственного руководителя и оперативным планом.

2.4.2. Организовать при необходимости доставку к месту аварии дополнительных газоспасателей, свободных от работы, и создать временный газоспасательный пост.

2.4.3. Обеспечить всех лиц, выделенных ответственным руководителем в помощь, газозащитной аппаратурой, инструментом и материалами (из аварийного запаса), необходимыми для выполнения спасательных и газоопасных работ.

2.4.4. Поддерживать постоянную связь с ответственным руководителем и по согласованию с ним определить газоопасную зону, после чего установить предупредительные знаки и выставить дежурные посты из персонала газоспасательной службы и рабочих организации.

2.4.5. Систематически информировать ответственного руководителя о ходе спасательных работ.

2.4.6. До прибытия на место аварии ответственного руководителя самостоятельно проводить работы в соответствии с Планом мероприятий.

2.5. Обязанности оператора котельной.

2.5.1. Выполнять обязанности ответственного руководителя, руководствуясь Планом мероприятий.

2.5.2. В других случаях выполнять распоряжения ответственного за газовое хозяйство и ответственного руководителя работ по ликвидации и локализации аварии.

Характеристика опасного производственного объекта и вещества. Рассмотрение аварийности и травматизма, их возможных причин. Силы и средства, использующиеся для локализации и ликвидации последствий аварий. Организация управления связи и оповещения.

Рубрика Безопасность жизнедеятельности и охрана труда
Вид дипломная работа
Язык русский
Дата добавления 08.06.2015
Размер файла 742,8 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

План мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий

Московская область, 2015 г.

Оглавление

Термины и определения

1. Общие разделы

1.1 Характеристика опасного производственного объекта

1.2 Характеристика опасного вещества

1.3 Организация эксплуатации опасного производственного объекта

1.4 Характеристика аварийности и травматизма

1.5 Возможные сценарии возникновения аварий на объекте

1.5.1 Определение возможных причин возникновения аварии и факторов, способствующих возникновению и развитию аварий

1.5.2 Определение сценариев аварий с учетом опасных веществ

1.5.3 Анализ известных аварий

1.5.4 Анализ основных факторов и возможных причин, способствующих возникновению и развитию аварийных ситуаций

1.5.5 Частоты реализации аварийных ситуаций в технологических блоках

2. Специальные разделы

2.1 Силы и средства, использующиеся для локализации и ликвидации последствий аварий на опасном производственном объекте

2.1.1 Достаточное количество сил и средств, используемых для локализации и ликвидации последствий аварий на объекте

2.1.2 Организация взаимодействий сил и средств

2.1.3 Состав и дислокация средств для локализации и ликвидации аварий

2.1.4 Порядок обеспечения постоянной готовности сил и средств к локализации и ликвидации последствий аварий на опасном производственном объекте

2.2 Организация управления связи и оповещения

2.3 Первоочередные действия при получении сигнала об аварии на опасном производственном объекте

2.4 Порядок действий в случае аварий на опасном производственном объекте

2.5 Мероприятия, направленные на обеспечение безопасности населения

2.6 Организация материально-технического, инженерного и финансового обеспечения

Методические материалы и справочная литература

Вводная часть

План мероприятий разработан в целях обеспечения готовности персонала, эксплуатирующего опасный производственный объект, к действиям по локализации и ликвидации последствий аварий.

Объект относится к 3 классу опасности.

При этом могут иметь место различные уровни развития аварии:

Уровень "А" - характеризуется возникновением и развитием аварийной ситуации в пределах одного технологического блока, установки без влияния на смежные. Локализация аварийной ситуации на уровне "А" производится производственным персоналом установки с вызовом специальных подразделений при одновременном (срочном) оповещении должностных лиц, предусмотренных списком и схемой оповещения.

Уровень "Б" - характеризуется развитием аварийной ситуации с выходом за пределы блока и развитием её в пределах установки, цеха.

Термины и определения

Аварийная ситуация - состояние потенциально опасного объекта, которое характеризуется нарушением пределов и/или условий безопасной эксплуатации, но не перешло в аварию, при котором все неблагоприятные влияния источников опасности на персонал, население и окружающую среду удерживаются в приемлемых пределах при помощи соответствующих технических средств, предусмотренных проектом.

Авария - внезапное происшествие, такое как мощный выброс опасных веществ, пожар или взрыв, вследствие нарушения эксплуатации предприятия (объекта), приводящее к немедленной и/или последующей угрозе для жизни и здоровья людей, окружающей среды, материальных ценностей на территории предприятия и/или за его пределами.

Технологический блок - аппарат (оборудование) или группа (с минимальным количеством) аппаратов (оборудование), которые в заданное время можно отключить (изолировать) от технологической системы без опасных изменений режима, которые могут привести к развитию аварии в сопредельной аппаратуре.

Участок производственный - структурное подразделение предприятия или цеха, которое объединяет группу рабочих мест, организованных по предметному, технологическому или предметно-технологическому принципу специализации.

Критические значения параметров - предельные значения одного или нескольких взаимосвязанных параметров (относительно состава материальной среды, давления, температуры, скорости движения, времени пребывания в зоне с заданным режимом, соотношения компонентов, которые смешиваются, разъединения смеси и т.д.), при которых возможно возникновение взрыва в технологической системе или разгерметизация технологической аппаратуры и выбросы горючего или токсичного вещества в атмосферу.

Ликвидация последствий аварии - режим функционирования, во время которого предприятие (объект) после аварии переводится в режим нормальной эксплуатации или превращается в экологически безопасную природно-технологическую систему.

Опасные режимы работы оборудования - режимы, которые характеризуются такими отклонениями технологических параметров от регламентных значений, при которых может возникнуть аварийная ситуация и/или произойти разрушение оборудования, домов, сооружений.

Опасный производственный объект - объект, на котором хранятся, получаются, транспортируются и уничтожаются опасные вещества.

Подразделение структурное - звено организации (предприятия), которое включает коллектив исполнителей или/и рабочих, имеет отделенные, четко определенные функции в процессе руководства или производственном процессе, отличающиеся от функций другого звена, и в силу этого входит как организационно отделенная от других подразделений часть организации (предприятия) в его структуру или в структуру подразделений организации (предприятия). Например: производство, цех, отделение, производственный участок. Составной частью производства могут быть цеха, отделения, производственные участки. Составной частью цеха могут быть отделения и производственные участки. Составной частью отделения являются производственные участки.

Процесс технологический - совокупность физико-химических превращений веществ и изменений значений параметров материальной среды, которые проводятся с определенной целью в аппарате (системе взаимосвязанных аппаратов, агрегате, машине и т.д.).

Специализированные подразделения - горно-газоспасательные и пожарные части, медицинская служба, подразделения формирований органов Министерства по вопросам чрезвычайных ситуаций и по делам защиты населения от последствий Чернобыльской катастрофы.

Поражающие факторы аварии - факторы, которые возникают во время аварии, способны в случае достижения определенных значений нанести ущерб здоровью людей, окружающей среде, материальным ценностям (избыточное давление на фронте ударной (взрывной) волны, тепловая нагрузка от пламени, концентрация опасных веществ в атмосфере, воде, почве и тому подобное).

Установка - совокупность оборудования (аппаратов), которая выполняет определенную функцию в технологическом процессе.

1. Общие разделы

1.1 Характеристика опасного производственного объекта

Сеть газопотребления Название организации находится по адресу ***

Сеть газопотребления Название организации, которая включает в себя:

1). Внутренний газопровод;

2). Газовое оборудование двух котлов - 2 шт.;

Опасный производственный объект можно условно разделить на 3 технологических блока:

Читайте также: