Нужны ли права на яхту

Обновлено: 15.05.2024

В былые времена, насколько я помню, для управления маломерным судном с парусом до 10 кв. м каких то документов не требовалось. И вот я на прогрессе при попутном ветре /и не только/ поднимал парус и не спеша, любуясь просторами в тишине, получал удовольствие. Потом на самодельном куласе так же, ну в общем не было ограничений. А сейчас я слышал, что уже нельзя так, на любой парус корочка нужны, прав для управления мотолодкой не достаточно. Правда что ли?

P.S. Если не вышел очередной какой-нибудь приказ без здравомыслия. Но юридически он дела не меняет.

Рулевой 1-го класса

. В судовом билете отмечается, что судно имеет парус и его допустимая площадь. И это отражается в ФОРМУЛЕ судна. И парусная категория судоводителя в правах потребуется. .

Возникает резонный вопрос: Кому потребуется? Только чур на законных основаниях.

Возникает резонный вопрос: Кому потребуется? Только чур на законных основаниях.

Правила аттестации на право управления маломерными судами, поднадзорными Государственной инспекции по маломерным судам Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий

1.5. Документом, удостоверяющим право его владельца управлять в указанном районе плавания маломерным судном указанного типа, использующимся в некоммерческих целях, является удостоверение на право управления маломерным судном (далее - удостоверение)

1.1. Правила аттестации на право управления маломерными судами, поднадзорными Государственной инспекции по маломерным судам Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее - Правила аттестации) определяют порядок определения уровня знаний, умений и навыков при аттестации для предоставления права управления маломерными судами, используемыми в некоммерческих целях и подлежащими регистрации в реестре маломерных судов (далее - маломерные суда).

Из правил аттестации следует, что ГИМС должен проводить аттестацию на парусные категории, которую он не проводит. Как быть дальше?

Что маломерное, что маломерное парусное. отталкиваются только от мощности мотора. Если мотор мощный, то права нужны, соответственно для управления под мотором.

Из правил аттестации следует, что ГИМС должен проводить аттестацию на парусные категории, которую он не проводит. Как быть дальше?

Однако, судя по официальному сайту, проводит.

Рулевой 1-го класса

Ничего они не проводят, говорят, билетов нет, так что прав вам не дадим, а на воде штрафовать будем. Говорил неделю назад с начальником отдела.

Ничего они не проводят, говорят, билетов нет, так что прав вам не дадим, а на воде штрафовать будем. Говорил неделю назад с начальником отдела.

Заявление подавали или просто "типа поговорили"?

Ничего они не проводят, говорят, билетов нет, так что прав вам не дадим, а на воде штрафовать будем. Говорил неделю назад с начальником отдела.

Штрафовать за что? Юридическое основание какое?

Рулевой 1-го класса

Просто поговорили (у меня парусная категория ГИМС есть, хоть и самая маленькая). Штрафовать - за управление без прав, вестимо, как в КоАПе написано.

Просто поговорили (у меня парусная категория ГИМС есть, хоть и самая маленькая). Штрафовать - за управление без прав, вестимо, как в КоАПе написано.

Если просто поговорили, то это никого ни к чему не обязывает. А бумага -- это, панимаш, документ. От неё вечностью веет

Подайте ради интереса заявление. Возможно, будете удивлены результатом.

Штрафовать за что? Юридическое основание какое?

Ну ведь сами отлично знаете! Ч. 2 ст. 11.8 КоАП РФ

Рулевой 1-го класса

Если просто поговорили, то это никого ни к чему не обязывает. А бумага -- это, панимаш, документ. От неё вечностью веет
Подайте ради интереса заявление. Возможно, будете удивлены результатом.

Да не, я вообще не по этому вопросу общался, я ж написал - у меня уже есть корки ГИМС с парусами. А с государством давно стараюсь общаться письменно, и даже через суд бывало.


Ну ведь сами отлично знаете! Ч. 2 ст. 11.8 КоАП РФ

Порядок предоставления права управления маломерными судами регулируется Правилами аттестации граждан на управление маломерными судами, поднадзорными Государственной инспекции по маломерным судам РФ, утверждёнными Приказом Минприроды РФ от 12. 09. 1995 № 359

Вот выдержка из приказа:

3. Оформление и выдача удостоверений
3.1. Лицам, успешно сдавшим экзамены, выдаются удостоверения. В удостоверении, протоколе заседания экзаменационной комиссии и личной карточке судоводителя делаются соответствующие отметки о типах маломерных судов, которыми разрешается управлять судоводителю, и о разрешенном районе плавания.
3.2. Типы судов, на право управления которыми выдаются удостоверения:
3.2.1. "КАТЕР" - моторное судно со стационарным двигателем;
3.2.2. "МОТОРНАЯ ЛОДКА" - моторное судно с подвесным мотором (моторами);
3.2.3. "ПАРУСНОЕ СУДНО" - судно с парусным вооружением;
3.2.4. "ПАРУСНО-МОТОРНОЕ СУДНО" - судно с парусным вооружением и стационарным двигателем или подвесным мотором;
3.2.5. "ГИДРОЦИКЛ" - бескорпусное водное транспортное средство с механическим двигателем.
3.3. Удостоверение на право управления парусным и парусно-моторным судном выдается лицам, имеющим квалификационное звание водителя яхты и предъявившим следующие документы соответственно:
3.3.1. для управления судном, имеющим площадь парусов 60 кв. м и более, - диплом яхтенного капитана;
3.3.2. для управления судном, имеющим площадь парусов до 60 кв. м, - удостоверение яхтенного рулевого 1 класса;
3.3.3. для управления судном, имеющим площадь парусов до 22 кв. м, - удостоверение яхтенного рулевого 2 класса;
3.3.4. для управления судном, имеющим площадь парусов до 12 кв. м, - удостоверение яхтенного рулевого 3 класса.
Для управления парусным судном, имеющим парус площадью до 5 кв. м, иметь удостоверение яхтсмена не требуется.
В удостоверение на право управления парусным и парусно - моторным судном вносятся соответствующие размеры площади парусного вооружения.

В приказе не уточняется, где присваивается квалификационное звание водителя яхты, и в какой организации следует получать диплом яхтенного капитана, или удостоверение яхтенного рулевого. Зато чётко указано, что входит в программу подготовки для получения права управления маломерным судном:

"Экзамены на право управления маломерным судном сдаются в объеме Программы подготовки судоводителей маломерных судов по дисциплинам: "Устройство и теория маломерного судна", "Судовые энергетические установки и их эксплуатация", "Судовождение", "Обеспечение безопасности и правопорядка на водоемах" с последующим проведением проверки навыков практического управления маломерным судном на водоеме."

Яхтинг — сравнительно молодое, новое развлечение, завоевывающее популярность в нашей стране и в мире. Суть этого развлечения — самостоятельное управление парусной (реже моторной) яхтой. Это вид отдыха, который позволяет объединить сразу несколько видов развлечений: туризм с природным или урбанистическим уклоном, походы по исторический местам, применение морской навигации, а также спорт и физкультуру в виде соревнований на регатах, работе на снастях, командное взаимодействие, плавание и многое другое.
Яхтинг позволяет окунуться в романтику паруса, примерить к себе роль моряка, находящегося в дальним плаваниях по неизвестным морям - океанам позапрошлого века.

яхтинг

Главное препятствие на пути к этому развлечению, как считают многие обыватели, стоит самое страшное — "сертификат капитана яхты", или, судя по поисковым запросам - "права на яхту".

То и другое описание судоводительских документов катастрофически безграмотно. В этих выражениях собственно и заложены основные заблуждения несведущего сообщества, которые активно эксплуатируются вполне квалифицированным бизнес сообществом.
Попробуем в них разобраться и раскрыть для потребителя образовательных услуг, будущего судоводителя, суть обучения и самое главное, принципы признания квалификации судоводителя. Рассмотрим и документы, которые наиболее полно и легитимно описывают эту квалификацию.

Для конкретного сравнения в статье будет дан сравнительный анализ присвоения квалификации судоводителя парусного судна в отечественных и зарубежных организациях. Посмотрим как дело обстоит в ГИМС (государственная), ВФПС (общественная Всероссийская федерация парусного спорта) и в IYT, RYA, ISSA и в прочих зарубежных частных компаниях.

Начнем однако, с пары шокирующих заблуждений, которые мешают нашему, далеко не морскому потенциальному потребителю, разобраться с существом дела.

Заблуждение первое:

Эта ошибочная иллюзия приносит зарубежному бизнесу, действующему у нас в стране в области подготовки судоводителей, немалые прибыли. Многие из нас считают, в том, что существует некий реестр яхтенных школ, документы которых должны признаваться "во всех странах". Это не шутка. Причем это заблуждение не только эксплуатируется но и активно пропагандируется заинтересованным бизнесом. Посыл выглядит так: "Приходите к нам, поскольку мы не национальные, местечковые, а мы международные, всемирные, наши документы признаются везде и всеми!"

Для тех, кто попался на эту удочку хочу сообщить, что всемирного правительства пока не существует и все документы имеют национальное происхождение. Надо сказать, что самая авторитетная "международная" организация - ООН, рекомендует странам (приказывать странам даже ООН не может) обучать судоводителей прибрежного плавания, коими мы и являемся, обучать в своей стране на родном языке. То есть организация или частное лицо (и такое возможно) которая квалифицирует судоводителя, должна быть в той же стране, что и паспорт обладателя! В нашем случае это может быть либо ГИМС либо ВФПС либо любое другое частное лицо или учебная организация РФ. Разумеется, если студент гражданин РФ.
Итак: нет никаких супер универсальных "рыцарских прав на яхту" которым будет отдавать честь капитан "любого" порта, "любой" страны. В зарубежных плаваниях у начальника порта или его представителей перед глазами будет какая то бумажка и реальный квалифицированный или не квалифицированный судоводитель. Да, еще возможно где то в уголках его сознания будет мелькать резолюция ООН по этой теме. И всё.

Заблуждение второе:

На полном серьезе многие из нас, любителей паруса, думают, что море поделено на акватории для отдыха и акватории для профессиональной работы моряков. Да, кстати, и само море (да и ветер) тоже оповещены, где ходят профи, а где бороздят и покоряют простые яхтсмены - любители.
Не знаю как это заблуждение комментировать, но честно говоря в своей практике я довольно часто встречаюсь с выпускниками яхт школ, которые искренне привержены этому заблуждению. Помолимся о них. Лучший способ жить с этим убеждением без риска - никогда не выходит в море, по крайней мере в качестве судоводителя.

Давайте попробуем отбросим хотя бы эту пару заблуждений. Тогда реальная картина мира квалификации судоводителей в России выглядит так:

  1. Документы судоводителя, которые полностью соответствуют требованиям и ООН, и РФ выдаются в ГИМС. Называются "Удостоверение судоводителя". Статус такой же как и "Водительское удостоверение". Признаются в РФ и в тех странах, которые допускают возможность мореплавания в своих водах иностранных капитанов с национальными удостоверениями. На мой взгляд это как раз большинство стран, за исключением США, Канады, КНР, КНДР (в этих странах требуется внутренняя аттестация судоводителей). Но есть и более выдающиеся примеры. Например, в Хорватии, судоводители из РФ должны обладать исключительно удостоверениями МЧС ГИМС. Есть у них такой закон. Как они его соблюдают - их дело.
    Здравый смысл в системе, поддерживающий качество обучения ГИМС заложен следующим образом: ГИМС не обучает, но лишь квалифицирует судоводителей. При этом публично заявляет, что никаких аккредитованных школ при них нет. Вполне устойчивая система.
  2. Квалификационное свидетельство судоводителя парусного судна, который полностью соответствует требованиям ООН и и признаётся в большинстве стран, за исключением гос. органов РФ, США, Канады, КНР, КНДР выдается в ВФПС на квалификационных комиссиях. Это, кстати, важно. Почему они не признаются в РФ? Просто потому, что полномочия по предоставлении квалификации судоводителей на всей территории РФ передано в ведение МЧС ГИМС и Министерству Транспорта. Почему эти квалификации признаются за рубежом? Да просто потому, что во множестве стран такой работой занимаются именно общественные организации, а ВФПС весьма и весьма авторитетная общественная организация с более чем столетним стажем работы.
    Здравое зерно в системе ВФПС примерно такое же как и в ГИМС: школа обучает, а ВФПС квалифицирует (или не квалифицирует). Программа подготовки судоводителей в ВФПС наиболее полная из всех представленных в статье конкурентов. Главная отличительная особенность программы - упор на командную подготовку судоводителей вплоть до высшего, спортивного уровня квалификации.
  3. Сертификаты с различными наименованиями (Day Skipper, Coastal Skipper и прочая вплоть до Ocean Master - Peremaster). Все они не соответствующие рекомендациям ООН и выдаются без всяких комиссий и контролирующих органов. У нас на территории работают РФ яхт школы - представительства иностранных частных компаний США, Великобритании, Польши и других стран, которые и выдают все эти бумаги. Официально они признаются лишь в тех странах, где вообще не требуется какая либо квалификация от судоводителя яхт ограниченного размера. Например, Голландия - до 15 метров подтверждение квалификации не нужно. По факту же, на практике они признаются практически везде, куда бы не ступала нога чартера. Почему так?
    Дело в том, что множество чартерных компаний, преследуя свой бизнес интерес, в нарушении законов собственной страны и лицензии на работу чартерной компании предоставляют для практики яхты в аренду под любые бумажки. Поэтому вы практически ничем не рискуете, приобретая такие бумаги. Однако, все же есть и те страны, чартерные компании, которые все таки соблюдают рекомендации ООН и не признают квалификацию у граждан РФ, выданную в не в РФ.

Давайте подведем итог.

Лучший вариант подтверждения квалификации судоводителя для гражданина РФ с которой можно ходить и по зарубежным морям и внутри РФ - "Удостоверение судоводителя ГИМС". Тут следует оговорить особо, что квалификация судоводителя парусного судна в акваторию МП (Морские пути) в ГИМСе возможна лишь при наличии "наплаванности" в качестве капитана за рубежом. Такое "временное" положение дел у нас в стране продолжается вот уже несколько лет. Мотор - пожалуйста, парус - только через практику за рубежом.

практика в море

Если предполагаемая практика будет исключительно за рубежом или нужно набраться опыта для последующей квалификации в ГИМС - то для этого вэлком на квалификационную комиссию в ВФПС и получайте "Квалификационное свидетельство судоводителя". Ходите за рубежом и приходите в ГИМС для государственной аттестации.

Теперь о зарубежных школах, окопавшихся у нас в стране. Их деятельность не противоречит законам РФ, в частности потому, что выдают они не полноценные удостоверения, а сертификаты. То есть по сути, по нашим законам, некие свидетельства о прослушивании того или иного курса. То есть ответственности за вашу квалификацию они не несут. Можно ли по этим бумагам брать лодки в чартер? В большинстве стран да, без проблем. Хотя за многолетнюю практику в нашем клубе периодически мы сталкивались и с отказами признавать IYT (прецеденты были в Испании и в Хорватии).

Но основное, что на на наш взгляд должно настораживать будущего потребителя, так это серьезный, системный изъян в подготовки судоводителей в иностранных школах. По сути, это торговые организации, которые сами обучают, сами квалифицируют и сами принимают от вас деньги. Никакого контроля извне. Система неизбежно порочная, несмотря на героизм большинства капитанов - инструкторов.
По сути, обучение в этих школах - это новый, но уже довольно хорошо сформировавшийся вид развлечения на парусных яхтах. Многие с удовольствием туда идут вновь и вновь, собственно на то их бизнес и рассчитан. Для бизнеса важно удержать клиента на годы. Поэтому в нем создано многоуровневое обучение с одной целью - удержать потребителя в учебных плаваниях как можно дольше. А идеальный инструктор - некий аниматор, который все равно, при практически любых ваших достижениях "выпишет" вам бумагу в конце курса, но все таки так никогда и не доведет вас до самостоятельного плавания.

Оцените маркетинг этих школ: "Капитан за две недели!", "За десять дней!"
Дорогой потребитель! А вы готовы выйти в море с капитаном, которого подготовили за пару недель?

И самое важное отличие наших программ: мы готовим не одиночек, мы готовим команды. Судовождение - это командное занятие и обучать нужно именно команды. В нашем случае капитан и матрос, два человека. Матросом может быть ваши близкие и друзья, то есть те люди, с которыми вы планируете выходить в походы в будущем.

Для команд у нас есть специальная система поощрения, скидки, прочие преференции и, что важнее, опыт подготовки команд, где почти всегда в роли матроса обычно прекрасная половина семьи, которую, как вы понимаете посылать на швартовы и якоря не стоит.

Что касается документов, которые можно у нас получить путь следующий: первоначально студенты направляются на квалификационную комиссию ВФПС, получают опыт мореплавания за рубежом в качестве капитана и после этого направляются в ГИМС для получения государственного удостоверения судоводителя, гражданина РФ и Белоруссии.

И в заключении, посмотрите на карту, которая демонстрирует маршруты плаваний одного сезона судоводителя с квалификационным свидетельством ВФПС.


Море издавна манило людей к себе и не только потому, что плывя человек чувствует себя легче и свободней, а и потому, что широкие горизонты скрывали загадки, таили опасность и обещали множество сюрпризов. Сначала это было познание окружающего мира, потом, когда все уголки земного шара стали известны, люди стали просто наслаждаться прогулками и круизами. Одним из любимейших развлечений стали соревнования.

Для справки

Лицензирование управления яхтой в общемировом масштабе нет, в отличие от водительских прав. Это аргументируется тем, что акватории везде разные и проходить обучение надо именно там, где в дальнейшем планируется плавание. При этом различаются типы судов и цели перемещения на них, поэтому для каждой ситуации подбирается индивидуальное решение. Например, вам хочется плавать, но вы готовы довольствоваться внутренними водами и небольшим катером – это подразумевает получение одной категории прав. А если в планах кругосветное путешествие на яхте, то получать надо удостоверение совершенно другой классификации.

ГИМС это краткая аббревиатура от Государственной инспекции по маломерным судам, которая состоит в числе МЧС России. Ее сотрудники занимаются регистрацией малых судов и проведением их аттестации. Для того, чтобы получить разрешение на управление гидроциклом, катером, парусником или моторной лодкой, то вам надо в ГИМС. Вы проходите обучение, предъявляете справку и паспорт и вас допускают к прохождению практики. После сдачи экзаменом выдаются права, где указывается район разрешенного плавания и тип судна, которым можно управлять.

Чтобы подготовиться к экзаменам, можно обратиться в любой обучающий центр или непосредственно в ГИМС. Но тут есть один нюанс – ГИМС выдает документы на русском языке, поэтому арендовать лодку в другой стране не получится.

Как получить удостоверение дешевле?

Каждая школа устанавливает свою стоимость. Различия могут быть выдаваемых сертификатах и качестве обучения. Естественно, что чем более опытный у вас педагог, тем больше нюансов вы узнаете. Оптимальным является сертификат ICC, который действует на официальных правах во внутренних водах Европы.

Для того, чтобы получение заветной корочки обошлось как можно дешевле, можно последовать опыту многих яхтсменов: освоить теорию самостоятельно, а практику в базовом варианте в ближайшем водоеме. Имея такие знания можно отправляться закреплять их на практический курс в Средиземное море.

Самыми популярными школами являются британские – RYA и IYT. Права международного класса и возможность проходить практику в любых водах, а впоследствии и плавать в кругосветные путешествия, привлекают желающих со всего мира. Для облегчения прохождения обучения многие российские школы сотрудничают с британскими и проводят обучение на русском языке по адаптированной программе. Это является выгодным преимуществом для русскоязычных курсантов, потому как материал усваивается лучше. Но не все школы поддерживают многоязычие в обучающих программах.

Но это не значит, что соприкосновения с английским удастся избежать полностью. Вся терминология и морская лексика построена на английском. Так уже сложилось исторически. Курсы, представленные в RYA, отличаются своим многообразием, но не стоит этого пугаться. Ваша задача пройти тот, который ориентирован на управление круизной яхтой. Практика длиться неделю и если у вас нулевой уровень знаний, то усвоить материал в полной мере будет сложно. Поэтому следует подготовиться заранее и изучить литературу уровня DAY Skipper.

Сертификаты от школы IYT и принцип их получения практически не отличаются, но разница состоит в том, что курсант может выбирать язык обучения. Процесс обучения значительно упрощается и терминологию учить будет легче, если с вами будут заниматься на родном языке.

Необходимые документы на яхту для захода в европейские порты

Для того, чтобы беспрепятственно зайти в любой порт Европы на яхте или катере нужно иметь следующие бумаги:

Морская романтика привлекает многих. Ведь бороздить просторы морей на яхте, собственноручно управляя парусным судном - это сегодня уже не мечта, а доступная реальность. Но, даже если у вас уже есть собственное судно, вам еще необходимо получить права на управление яхтой.

фото 1

Кому необходимы права на яхту

За соблюдением правил плавания и управления маломерными судами во внутренних водах России следит ГИМС (Государственная инспекция по маломерным судам). Она же занимается обучением и выдачей прав на управление парусными яхтами. При отсутствии ее разрешения вы не имеете права самостоятельно управлять яхтой, даже если являетесь счастливым владельцем судна.

Конечно, можно нанять опытного капитана с документами, но тогда вам придется присутствовать на яхте только в качестве пассажира. Чтобы получить право встать за штурвал, придется пройти обучение и получить права.

Права выдаются гражданам РФ старше 18 лет, которые годны по состоянию здоровья. Этот документ внешне похож на автомобильные права, только вместо категории для вождения в нем указан вид маломерного судна и регион плавания яхты. Если он выдан на ваше имя, это значит, что вы прошли курс обучения, получили необходимые теоретические знания по правилам безопасного судовождения и можете самостоятельно управлять яхтой.

фото 2

Как получить права на яхту

Получить удостоверение на право управления яхтой можно только в специализированных учебных центрах - сертифицированных яхтенных школах. Во время учебы слушатели проходят теоретический курс и предусмотрена практика вождения маломерных судов. В теоретическом курсе изучаются следующие вопросы:

  • типы яхт и их устройство,
  • краткая лоция водных путей,
  • основы навигации и сигнализации, правила плавания,
  • морские узлы, такелажные работы,
  • юридические права шкипера маломерного судна,
  • техника безопасности при плавании,
  • основы управления, повороты, движение против ветра и другие маневры при движении яхты.

Практическое обучение, в зависимости от времени года, может проходить на тренажерах или на специальных учебных яхтах. После прохождения курса, слушатели сдают экзамен в ГИМС. На экзамене надо ответить на 10 теоретических вопросов (для сдачи достаточно дать правильный ответ на 8 из них), затем сдается практика, и вы получаете заветное удостоверение.

На курсах, проводимых под эгидой ГИМС срок обучения в категории «Парусное судно с площадью парусов до 22 м² составляет минимум 1 месяц.

Документы

При поступлении на курсы по управлению яхтой, вы должны сдать:

  • Копию паспорта (оригинал предъявляется лично при поступлении);
  • 2 цветные фотографии 3х4 см.
  • Справку специальной медкомиссии;
  • Справку об оплате пошлины за прохождение аттестации в ГИМС.

Цена за обучение полного курса 6000 рублей, оплата практических занятий 3000 рублей в час (теория и практика оплачиваются отдельно). Ни в коем случае не надо откликаться на предложения о покупке прав на яхту без обучения! Вождение маломерных судов без необходимой подготовки опасно, а отсутствие удостоверения наказуемо.

Категории яхтенных прав

В удостоверении на право управления парусной яхтой указывается, площадь парусов судна, и район плавания. Район плавания расшифровывается следующим образом:

  • МП - для территориальных вод России. Срок обучения для этой категории составляет 3 месяца.
  • ВВП – для внутренних водных путей России, где есть регулярное судоходство и знаки судоходного пути.
  • ВП – для внутренних вод России, не оснащенных знаками судового хода.

Права международного образца

Удостоверения, которые вы получаете после окончания курсов ГИМС, не дает вам право взять в аренду яхту за границей и самостоятельно ей управлять. Для этого нужны международные права, которые можно получить после обучения в зарубежных лицензированных яхт клубах.

фото 3

Наиболее известные центры, которые проводят обучение - канадский IYT и британский ISSA. Полученные в этих центрах права признаются во всех странах мира и позволяют вам управлять яхтой во всех без исключения международных морях.

Вывод

Итак, чтобы исполнилась ваша мечта стать морским капитаном, нужно приложить немного усилий: окончить учебные курсы и получить права на управление яхтой. Обучение занимает всего месяц, стоит недорого и дает вам необходимый опыт вождения маломерных судов. Единственное, что необходимо определить перед началом обучения: насколько велика будет ваша яхта, и в каких водах она будет ходить – это упростит задачу выбора удостоверения необходимого вам образца.

Почти каждый начинающий яхтсмен после нескольких прогулок под парусом начинает задумываться о самостоятельном выходе в море. Первый же запрос в Google выдаст ему целый список школ, предлагающих обучение по программам RYA, IYT, ISSA, ICC, ГИМС и тому подобных. Но, согласитесь, данные аббревиатуры не вполне понятны новичкам. Так какой же из программ стоит отдать предпочтение и права какой школы стоить получить?

Флот парусных яхт SportFlot

Сразу отметим, что отличий между RYA, IYT, ГИМС и т.п. школ не так уж много. Базовые знания и практические навыки все системы дают практически одинаковые, т.к. в их основе лежит конвенция STCW (Standards of Training аnd Сertification of Watchkeepers), регламентирующая подготовку капитанов коммерческих судов.

Давайте рассмотрим какие системы обучения доступны сегодня в России.

RYA – Royal Yachting Association, или Английская королевская ассоциация. Общественная организация с многолетней историей. Документы, выдаваемые школами этой системы легитимны, узнаваемы и любимы многими чартерными компаниями мира. И все благодаря отлаженной программе подготовки инструкторов и строгой сертификации учебных центров. В России всего 1-3 школы системы RYA. Минусом данной школы для российских яхтсменов может стать то, что обучение ведется на английском языке (и теория и практика), и, следовательно, недостаточный уровень владения языком может послужить причиной провала на экзамене. Честно говоря, шанс не сдать с первого раза довольно высок, что, впрочем, компенсируется не самой высокой стоимостью экзамена. Права RYA бессрочны и легкоузнаваемы везде в мире. Данный сертификат Вам подходит если Вы планируете брать яхту в аренду за рубежом, но стоит учитывать, что права не легетимны на территории РФ.

ISSA – International Sailing School Association. Европейская общественная организация с невнятной репутацией. Часто школы, которые по каким-то причинам не могут пройти сертификацию в RYA или IYT, регистрируются в этой системе и работают под ее брендом. Доверия к студентам данной организации у чартерных компаний пока не много. Из плюсов стоит отметить, что обладатели первой ступени ISSA прав имеют право плавания в ночное время. Из минусов - не самая положительная репутация, отсутствие официального признания данных прав для аренды яхты, к примеру, в Хорватии. Права ISSA, также как и права IYT/RYA, не действительны на территории РФ.

ГИМС – Государственная Инспекция по маломерным судам. В России для управления маломерным судном необходимо получить права, выдаваемые Государственной инспекцией по маломерным судам. Удостоверение судоводителя государственного образца действительно в течение 5 лет. Свидетельство ГИМС старого образца необходимо перевести на английский язык, новый образец уже двуязычен. Права управление маломерном судном во многом похожи на водительское удостоверение. В нем несколько категорий: гидроцикл, мотор, парус, ВВП, МП. В основном ГИМС обучает и принимает экзамены на категорию "гидроцикл и управление моторным судном", с получением "парусной" категории много сложностей, особенно в регионах. Получить права на моторный катер можно при прохождении обучения в авторизованной школе (часто это автомобильные школы) и успешной сдаче теории и практики инструктору в ГИМС. При этом программы обучения парусу у школ ГИМСа обычно нет, как нет и практических занятий. Если вы планируете ходить по внутренним водным путям Российской Федерации на яхте, особенно на судах подназдорных ГИМС, то права Гимс для Вас обязательны. За рубежом чартерные компании не часто сталкиваются с сертификатами ГИМС и, хотя официально отказать в аренде не могут (т.к. права государственного образца), но будут задавать вопросы.

ВФПС (Всероссийская Федерация Парусного Спорта) – запустила свою систему обучения с десяток лет назад. Все программы ориентированы на обучение управлению парусной яхтой: курс матроса, рулевого парусной яхты, шкипера прибрежного плавания. Права ВФПС необходимы, если вы планируете ходить на парусной спортивной яхте и принимать участие в соревнованиях. Экзамен ориентирован в первую очередь на умение управлять яхтой под парусом без мотора и безопасность. Обучение проходит в парусных школах (в т.ч. и Спортфлоте), имеющих свой флот яхт, экзамены принимаются представителем Федерации. На сегодня единственная российская государственная организация обучающая управлению именно парусным судном. Права ВФПС двуязычны, но слабо известны чартерным компаниям за рубежом, Из минусов, права ВФПС не признаются ГИМС для открытия парусной категории.

Наконец, существуют также права Минтранса, которые выдаются профессиональным судоводителям. Задумываться о них стоит, если вы решили серьезно связать свою профессию с морем или будете заниматься коммерческой деятельностью.

И о новомодных корочках ICC, которые внесли смуту в ряды обучающихся. С точки зрения Европейского законодательства, любой гражданин, который собирается ходить на прогулочной яхте в европейских водах, должен иметь документ, подтверждающий его компетенцию. Для этого комитет по внутреннему транспорту Европейской экономической комиссии в 1998 году принял Резолюцию №40 об образцах Международного удостоверения на право управления прогулочным судном. Такое удостоверение носит название ICC – International Certificate of Competence . Сертификат ICC не является правами, это лишь дополнение к вашей основной лицензии шкипера, подтверждающий вашу компетенцию для плавания в внутренних и прибрежных водах стран Евросоюза.

Использование и получение удостоверения ICC достаточно запутано. Документ разрабатывался как единый для всех стран Евросоюза. Чаще всего его требуют для плавания во внутренних водах Европы (реки, озера), но официально данный документ легитимен во всех странах подписавших 40 Резолюцию (в Австрии, Англии, Беларусии, Бельгии, Болгарии, Чехии, Финляндии, Германии, Венгрии, Ирландии, Италии, Латвии, Литве, Люксембурге, Нидерландах, Норвегии, Польше, Румынии, Словакии, Украине, Франции, Южной Африке, Швейцарии). Все выше перечисленные страны (за исключением Польши, Франции и Италии) могут выдать права ICC для своих граждан на основании национальных прав или при сдаче экзамена ICC подтверждающего квалификацию. Россия (а также Греция, Испания и США) не подписывала данную резолюцию, а следовательно, не может выдавать сертификаты ICC и не используют на своей территории данные документы (есть местные исключения, к примеру, Греция с 2019 года просит ICC сертификат для чартера из Афин). Хотя Россия не подписывала 40 резолюцию, российские яхтсмены могут автоматически получить сертификат ICC в дополнении к правами IYT в авторизованной школе IYT (не все школы в РФ лицензированы для выдачи ICC сертификатов). Стоит это удовольствие 100-150 евро, и это оправданная трата, если вы планируете путешествие по внутренним водам Франции.

Итак, чтобы понять права какой аббревиатуры Вам нужны, уточните регион вашего плавания. Для аренды яхты за рубежом, необходимы права IYT или RYA, другие лицензии менее охотно принимают чартерные компании. Для хождения по ВВП и МП в РФ стоит определиться на чем вы будут ходить. Если на катере, моторном судне нужны права ГИМС, если хотите освоить парусные яхты или начать участвовать в соревнованиях, Вам нужны права ВФПС или ГИМС с открытой парусной категорией.

Остались вопросы? Оставляйте заявку мы свяжеся с вами, чтобы проконсультировать, какие права нужны ВАм

Читайте также: