Нужны ли права на электросамокат 2020

Обновлено: 18.05.2024

Еще несколько лет назад электрические самокаты были диковинкой, которую редко встретишь на улицах города. Но их популярность начала расти стремительно. Для многих этот вид транспорта оказался очень привлекательным. Экологически чистый, комфортный, он позволяет быстро перемещаться на достаточно большие расстояния как по городским асфальтированным дорогам, так и по грунтовым, лесным тропинкам, траве и песку. При этом он избавил от необходимости часами простаивать в пробках.

Подстраиваясь под требования пользователей, производители стали предлагать более мощные модели. По своим характеристикам многие современные электросамокаты ничем не уступают скутерам. Передвигаясь по тротуарам, они стали представлять угрозу безопасности пешеходов, а выезжая на дорогу, создавать аварийные ситуации там. Вопрос о необходимости внести корректировки в существующие ПДД поднимался не раз. Из нашей статьи вы узнаете, вступили ли поправки в правила в 2021 г. и нужны ли права на электросамокат.

На какие электросамокаты нужны права

Таким образом, ответ на вопрос, нужны ли права на электросамокат, зависит от технических характеристик конкретного устройства.

Модели с мощностью до 250 Вт по действующему законодательству не могут быть отнесены к мопедам. По существующим правилам дорожного движения их владельцы приравниваются к пешеходам и в водительских правах не нуждаются.

Внесение изменений в ПДД в 2021 году

Согласно действующим законам райдеры, передвигающиеся на электросамокатах, могут относится как к пешеходам, так и к мопедам в зависимости от мощности двигателя.

Очевидно, что такая нестыковка приводит к возникновению конфликтных ситуаций на дорогах между прохожими и райдерами, между райдерами и автомобилистами. Это отражено и в статистике МВД, согласно которой за 2020 г. было зафиксировано 331 ДТП с участием средств индивидуальной мобильности, в том числе 6 со смертельным исходом.

Необходимость поправок в ПДД, касающихся СИМ (средств индивидуальной мобильности), давно очевидна. Поэтому Министерство транспорта еще в 2020 г. начало разработку масштабного проекта по изменению существующих правил. Но он пока еще не прошел всех необходимых этапов согласования и не вступил в силу.

Одно из самых важных положений этого проекта связано с уточнением понятия СИМ. Теперь к средствам индивидуальной мобильности предлагается относить все устройства для передвижения, работа которых осуществляется с помощью электродвигателя, либо которые едут за счет использования мускульной энергии человека. То есть под это понятие попадают не только электротранспорт, но и механические самокаты, ролики, скейтборды. Из определения СИМ выводятся лишь велосипеды и инвалидные кресла, которые вынесены в отдельные категории.

СИМ по новым правилам выделяются в независимую категорию. В некоторых случаях они следуют тем же правилам, что и пешеходы, в некоторых – тем же правилам, что велосипедисты. Но в целом это самостоятельная категория устройств.

Основной упор в проекте сделан на правила, регулирующие передвижение лиц, управляющих СИМ. Они зависят от возраста райдера:

  • Если ребенку, управляющему электросамокатом не исполнилось 7 лет, он приравнивается к пешеходу и подчиняется соответствующим правилам. То есть ему разрешается ехать только по тротуарам и пешеходным зонам.
  • Дети от 7 до 14 лет, управляющие электросамокатом, по своим правам приравниваются к велосипедистам такого же возраста. Им разрешается передвигаться по тротуарам и велодорожкам.
  • Если электросамокатом управляет райдер старше 14 лет, то он подчиняется тем же правилам, что и взрослые велосипедисты, хоть и с небольшими отличиями.

Согласно проекту, взрослые райдеры должны передвигаться по велосипедным дорожкам. При их отсутствии им разрешается ехать по тротуару. Но скорость при этом не должна превышать 20 км/ч. При отсутствии велодорожек и тротуара можно ехать на электросамокате по обочине.

В самом крайнем случае, если нет ни велодорожек, ни тротуаров, ни обочин, электросамокатам разрешено выезжать на проезжую часть и двигаться по крайней правой полосе, при соблюдении ряда условий:

  • райдеру должно быть как минимум 14 лет;
  • электросамокат должен быть оборудован тормозами, светоотражателями со всех сторон, фарой спереди и звуковым сигналом;
  • дорога не является автомагистралью, на ней действует ограничение скорости до 60 км/ч, по ней не запрещено передвигаться велосипедистам;
  • двигаться можно строго по 1 ряду, нельзя обгонять впереди едущих.

В проекте также предусмотрено регулирование скорости электросамоката. Что касается езды по проезжей части и велодорожкам, то здесь ограничений нет. На тротуарах и других дорогах, где они пересекаются с пешеходами, скорость электросамоката не должна превышать 20 км/ч.

Важен и еще один пункт проекта: на тротуарах приоритет имеют пешеходы. Владелец СИМ даже обязан спешиться, если возникает опасность для идущих рядом людей. Если поправки будут приняты, для владельцев самокатов это фактически будет означать, что в случае ДТП с участием пешехода, вина ляжет на владельца устройства.

Поскольку райдеры по новым правилам приравниваются к водителям транспортных средств, предполагается ужесточение наказания по отношению к ним за вождение в пьяном виде. Какие именно санкции будут применены и какова будет сумма штрафа пока не прописано.

Разработанный проект поправок в ПДД пока не принят. Он был отправлен рабочей группой экспертов на доработку. Больше всего споров возникло по поводу разрешенной скорости передвижения электросамокатов по тротуарам и пешеходным зонам. По мнению экспертов, 20 км/ч – это слишком большое значение. Такая скорость опасна для прохожих.

Можно ли ездить на электросамокате без прав

По действующим правилам водительское удостоверение на маломощные электросамокаты не нужны. На нем можно передвигаться по тротуару или велосипедным дорожкам.

Если мощность самоката выше 250 Вт, он приравнивается к мопеду. При этом не важно, с какой скоростью Вы едете на самокате. Имеют значение лишь технические характеристики.

Райдер в этом случае подчиняется тем же правилам, что и водитель скутера. Ему необходимы водительские права. На электросамокате разрешается двигаться по правому краю дороги. Обязательным является ношение защитного шлема.

Инспектор ГИБДД вправе в любой момент остановить райдера и проверить документы. При отсутствии водительского удостоверения, владельца мощного электросамоката ждет наказание:

  • ему будет выписан штраф, его сумма колеблется от 5 до 15 тыс. рублей;
  • райдеру будет запрещено ездить на электросамокате некоторое время;
  • электросамокат будет доставлен на штрафстоянку.

Также предусмотрено наказание за езду без шлема. Штраф составит 1 тыс. рублей.

Как получить права на электросамокат


За последние несколько лет электросамокаты превратились из необычной новинки в востребованный и комфортный вид транспорта. Современные модели могут ездить на большие расстояния, справляться с бездорожьем и отличаются компактностью. Еще одним преимуществом является отсутствие необходимости получения водительских прав, но более мощные модели обладают характеристиками, которые приравнивают данный вид транспорта к скутеру. Так нужны ли права на электросамокат в 2021 году?


Правила передвижения самокатов в 2021 году


Весной 2021 года в силу вступают новые поправки в ПДД, которые касаются данного вида транспорта:

В ГИБДД считают, что такие нововведения помогут снизить количество ДТП, которые происходят по вине райдеров. Что касается того, можно ездить на электросамокате без прав или нельзя, здесь все зависит от типа самоката и его индивидуальных характеристик.


Нужны ли права на мощные электросамокаты?


Можно ли ездить на электросамокате без прав?

В том случае, если используется маломощный электросамокат, права не него не требуются. Он приравнивается к велосипеду и может использоваться так же, как и данное транспортное средство. Поэтому предварительно нужно ознакомиться с техническими характеристиками самоката.

Представители ГИБДД уже определились с административной ответственностью за вождение без прав. Таких водителей ожидает:

  • оплата штрафа в размере от 5 до 15 тыс. рублей;
  • запрет на управление транспортным средством на определенный период;
  • доставка электросамоката на штрафстоянку.

Сотрудник ГИБДД может остановить на проверку любой электросамокат независимо от того, с какой скоростью и где он ехал в конкретный момент, если данная модель приравнивается к мопеду. Если авария произошла в пешеходной зоне с участием обычного электросамоката, происшествие разбирается как конфликт между пешеходами, а не как ДТП.

Как можно получить права?

  • Возраст старше 16 лет.
  • Наличие справки о состоянии здоровья (нужно пройти медицинскую комиссию).
  • Прохождение обучения и сдача соответствующего экзамена в лицензированной автошколе.


Что будет дальше?

С каждым годом споры об электротранспорте набирают все большие обороты. Пешеходы считают, что права на электросамокат не решат проблему, как это бывает и с автомобилями. Особенно остро общественность реагирует после ДТП, которые при такой скорости движения электротранспорта могут даже привести к летальному исходу. В таких случаях постоянно вызывают сотрудников ГИБДД, что и привело к актуализации данного вопроса и принятию ряда поправок в ПДД. Ранее представители правопорядка могли только развести руками и вызвать уже сотрудников полиции, чтобы урегулировать вопрос.

Тем временем электросамокаты пользуются все большим спросом. Многие депутаты поддержали инициативу создания специальных дорожек и стоянок, которые только дополнят новые правила и сделают движение электротранспорта более безопасным для общественности.

В итоге

Права на электросамокат в России в 2021 году нужны будут в том случае, если транспорт имеет мощность выше 250 Вт и может развить скорость больше 50 км/час. Кроме того, такие водители должны следовать ПДД. Остальных владельцев электротранспорта данные нововведения все равно коснуться, поэтому нужно заранее с ними ознакомиться. Ведь незнание закона не освобождает от ответственности.

Человек едет на электросамокате

Электрические самокаты с каждым годом становятся популярнее, их количество на улицах городов увеличивается. Работая от аккумуляторной батареи, устройство способно развивать скорость до 50 км/ч. На нем можно быстро добраться до любой точки. Зарядка аккумулятора осуществляется от обычной розетки. Но перед тем как решить для себя, стоит ли его покупать, лучше выяснить условия эксплуатации данных средств с точки зрения ГИБДД.

Электросамокат по ПДД 2021 года


Согласно ПДД, электрический самокат является средством индивидуальной мобильности, не относится к транспортным средствам. Управляющее им лицо рассматривается в качестве пешехода. Он может передвигаться по тротуарам, пешеходным и велосипедным дорожкам, а при их отсутствии – по обочине или краю проезжей части навстречу движению транспорта.

В темное время управляющий электросамокатом должен обозначить свое положение с помощью светоотражающих предметов. Передвигаясь по пешеходной дорожке, тротуару, лицу, которое управляет устройством, рекомендуют придерживаться крайнего правого положения. Это не создает помех для перемещения пешеходов.

Ставить ли на учет ГИБДД электрический самокат


Постановка электросамоката на учет в ГИБДД не требуется, поскольку он не относится к транспорту. Согласно положениям ПДД, регистрация обязательна для наземных самоходных устройств с мощностью двигателя более 4 кВт или с максимальной скоростью свыше 50 км/ч.

Несмотря на то, что некоторые модели могут развивать скорость более 50 км/ч, на данный момент нет законодательной базы для их отнесения к транспортным средствам и постановке на учет.

Каковы требования к электросамокатам ПДД


В июне 2021 года Министерство транспорта выступило с инициативой внесения поправок в ПДД, связанных с приравниванием электрических средств передвижения к транспортным. Если правила будут откорректированы, то это повлечет за собой обязательную регистрацию с выдачей госномеров, получение водительских прав, ответственность за нарушение ПДД.

Для управления электросамоката сейчас не требуется специальных навыков, экипировки. Хотя сотрудники ГИБДД рекомендуют пользоваться шлемами для собственной безопасности.

Пешеход имеет приоритет перед тем, кто едет на самокате. Водитель этого средства обязан пропустить идущего по тротуару человека.

Электросамокат на фоне города

В некоторых городах России, также как и в Беларуси, местные власти приняли ряд положений, касающихся эксплуатации электрических устройств:

  • ограничение скорости;
  • запрет на езду в определенных районах населенных пунктов;
  • ограничение по массе самоката.

Резкое увеличение количества и разновидностей электросамокатов требуют принятия решений, направленных на обеспечение безопасного передвижения пешеходов по улицам. При пользовании устройством запрещено:

  • перевозить пассажиров;
  • буксировать другой самокат;
  • говорить по телефону;
  • пользоваться наушниками.

Перед пешеходным переходом следует сойти с устройства и провезти его через дорогу. Административная ответственность за нарушение ПДД человеком, управляющим электросамокатом, аналогична той, что предусмотрена для пешеходов.

Нужны ли права на электросамокат в 2021 году в России


При наличии в пользовании устройства следует разобраться, нужны ли права на электросамокат в 2021 году. Так, лицо, использующее это средство для передвижения, должен выполнять требования, предъявляемые к пешеходам. Поэтому водительского удостоверения для управления электросамокатом не требуется.

В Москве

Для обеспечения безопасности пешеходов в Москве в некоторых районах городские власти ввели ограничение скоростного режима. Например, в историческом центре города можно ездить со скоростью 15 км/ч. Рекомендуют также каждое устройство оснастить системой ГЛОНАСС, открыв при этом удаленный доступ к управлению. При скорости более установленных значений, она автоматически должна ограничиваться.

В Перми

По информации СМИ в некоторых городах России сотрудники ГИБДД приравнивают электросамокат к мопеду, выписывают штраф за езду без водительского удостоверения. Например, в Перми был оштрафован пользователь, к которому предъявили претензии: езда без шлема по пешеходной дорожке. При этом инспектор сослался на пункт ПДД, в котором к мопедам приравниваются квадроциклы, а конкретного упоминания самоката нет.

Действия сотрудников неправомерны, поскольку в ПДД пока нет пункта о приравнивании электросамоката к мопеду. Но при эксплуатации тяжелых электрических устройств ГИБДД рекомендует возить с собой паспорт технического средства и оформить права на управление мопеда.

На данный момент регистрации электросамоката в ГИБДД, сдачи экзаменов и получения прав на управление им не требуется. Но с увеличением количества мощных устройств на улицах городов назрела необходимость пересмотра существующих правил дорожного движения. Это создаст комфортную и безопасную обстановку для передвижения пешеходов и лиц, управляющих электросамокатами.

Специально получать права для управления электросамокатом мощностью более 250 не нужно, если у вас водительское удостоверение класса Б. Вы допущены к управлению скутером, мопедом, электросамокатом, квадроциклом по умолчанию.

dopustimaya-moschnost-elektrosamokata-dlya-ezdy-bez-prav

Правила передвижения электросамокатов в 2021 году

До недавнего времени все электросамокаты по умолчанию приравнивались к категории М с мощностью двигателя до 250 Вт. Но в продаже появились транспортные средства, на которых показатели изменились. Это заставило участников и регулировщиков дорожного движения задуматься о поправках.

Весной 2021 года дополнения вступили в силу:

  • электросамокаты приравнены к СИМ (средствам индивидуальной мобильности);
  • передвижение допускается по велосипедным дорожкам;
  • езда по тротуару разрешена на скорости 20 км/ч;
  • если нет тротуаров или велосипедных дорожек, то можно ехать по основной дороге, максимально прижавшись к обочине, но при наличии ВУ;
  • категорически запрещено ездить в нетрезвом состоянии;
  • обязательным считается использование средств индивидуальной защиты;
  • особые возрастные ограничения: дети до 7 лет могут ездить в пределах пешеходной зоны, дети от 7 до 14 лет – на тротуарах.

Езда на электросамокате по тротуару разрешена на скорости 20 км/ч

Езда на электросамокате по тротуару разрешена на скорости 20 км/ч

Для понимания основных правил передвижения существует несколько уточнений:

  • райдеру должно быть не менее 14 лет;
  • у самоката должен быть тормоз, светоотражатель, фара и звуковой сигнал;
  • если самокатчик движется по дороге, то он должен соблюдать правила перемещения строго внутри одного ряда и не обгонять едущих впереди;
  • на тротуарах безусловный приоритет принадлежит пешеходам.

Нововведения должны снизить рост дорожно-транспортных происшествий с участием электросамокатов.

На какие электросамокаты нужны права

Если у вас самокат, который по показателям мощности приравнивается к мопеду, то вы – полноправный участник ДД. Это значит, что в правах должна быть отмечена категория М. Вы можете ездить по проезжей части, строго соблюдая описанные выше условия.

Разрешенная мощность

Чтобы облегчить работу регулировщикам движения и объяснить правила владельцам транспортных средств, были выделены 3 большие подгруппы:

  • велосипеды: мощность до 250 Вт;
  • мопеды: мощность от 250 кВт до 4 кВт;
  • мотоциклы: мощность от 4 до 15 кВт.

В связи с этой классификацией часто возникают споры по вопросу отнесения маломощных электросамокатов к определенной категории. Сомнения участников дорожного движения вполне понятны.

Современный электрический самокат

Современный электрический самокат

Сегодня зафиксированы случаи, когда электросамокаты мощностью до 250 Вт были ошибочно отнесены ко второй подгруппе. После судебных разбирательств ошибки были учтены. Таким образом, под категорию ТС, для которых необходимо предъявлять ВУ, попадают только самокаты с двигателем мощностью более 250 Вт.

Как можно получить права

Специально получать права для управления электросамокатом мощностью более 250 не нужно, если у вас водительское удостоверение класса Б. Вы допущены к управлению скутером, мопедом, электросамокатом, квадроциклом по умолчанию.

Можно ли ездить на электросамокате без прав

Если вы приобрели маломощный электросамокат, то права для управления не нужны. Когда гаджет развивает скорость от 50 км/ч, то нужно ВУ на случай если остановит инспектор ГИБДД.

Штраф

Санкции для владельцев электросамокатов:

  • Езда без наличия прав – 500 руб.
  • Если ВУ нет – до 15000 руб.
  • По тротуарам – 2000 руб.
  • Без средств ИЗ – 1000 руб.
  • В состоянии алкогольного опьянения – 30000 руб.

Штраф за езду без прав на электросамокате

Штраф за езду без прав на электросамокате

Для тех, кто управляет электросамокатами малой мощности, предусмотрены штрафы до 1000 руб. за нарушения общественного порядка.

Что будет за езду на электросамокате без прав

Нарушителям правил ДД грозит не только штраф, но и серьезные последствия. ТС могут изъять, передать на штрафстоянку. И лишить самокатчика прав на несколько лет.

Читайте также: