Нужны ли права на автожир в россии

Обновлено: 08.05.2024

Автожир – это небольшой летательный аппарат, который имеет общие черты с вертолётом и лёгким самолетом. С вертолётом он схож наличием ротора, а с самолетом тем, что отсутствует привод у несущего винта. У автожира несущий винт начинает вращаться благодаря силам воздушного потока. Среди всех видов воздушно-транспортных средств автожир является самым безопасным.

Особенности автожиров

Автожиры схожи по своей конструкции с вертолётами – у них тоже имеется несущий винт, создающий подъёмную силу, но отличается он тем, что может свободно вращаться под действием аэродинамики. Также возможна модификация несущего винта упрощенной схемы, не затрагивая при этом основные технические характеристики общего шага. Таким образом, в отличие от вертолета, винт и корпус которого направлены в сторону движения, у автожира они направлены назад против потока. Помимо винта у него имеется пропеллер, который во время полёта придаёт машине скорость.


Изначально автожиры с ротором без специального механизма, обеспечивающего управление горизонтальными и вертикальными полётами, управлялись благодаря аэродинамическим рулям. Из-за этого приземление становилось опасным. В современные конструкции внесли ряд изменений, позволяющих осуществлять посадку на землю немного безопаснее.

Свойства автожиров

Большое количество автожиров не имеет возможности взлетать с места, для этого им необходим небольшой разбег для взлёта. Обычно длина разбега составляет от 10 до 50 метров. Что касается посадки, то автожиры могут совершать её без пробега, либо с небольшим пробегом порядка пары метров. Ещё одним из удивительных свойств устройства является способность противостоять сильному встречному ветру.

Интересно также, что автожир гораздо безопаснее самолётов и вертолётов. Если самолет потеряет скорость, то это обернется для него катастрофой. Автожир при возникновении такой проблемы начинает медленно снижаться, используя принцип авторотации. По этой причине для него не критически опасен отказ двигателя.

Автожиры превосходят вертолеты по экономичности. Из-за того что на них нет сложной трансмиссии, они расходуют меньше топлива. Ещё одной отличительной чертой является широкий обзор и, в отличие от вертолетов, небольшая вибрация. Благодаря этому полёт становится комфортным.

Классификация автожиров

Автожиры бывают двух типов:

  1. Автожиры с тянущим винтом. У этого типа автожиров повышена безопасность при аварии и улучшено охлаждение двигателя.
  2. Автожиры с толкающим винтом. Особенностью данного типа является улучшенный обзор из кабины пилота.

У обоих этих типов есть как достоинства, так и недостатки.

Специальные свойства

Есть небольшое количество автожиров, которые могут осуществлять прыжковый взлёт. Во время такого взлёта лопасти ротора находятся в состоянии малого общего шага, затем сам винт начинает крутиться очень быстро, после чего лопасти переходят в состояние полёта. Чтобы сконструировать такие автожиры, необходимо проделать много работы по усложнению его конструкции.


Достоинства и недостатки автожира

Разработчики автожира смогли решить множество вопросов, касающихся безопасного и экономичного полета:

  • если во время полёта двигатель выйдет из строя, то потеря скорости не приведет к немедленному падению;
  • при полном прекращении поступательного движения благодаря авторотации несущего винта можно будет совершить мягкую посадку;
  • небольшая длина разбега во время взлета и приземления;
  • невысокая чувствительность к воздушным потокам и к зонам турбулентности;
  • дешёвое производство, относительно простая конструкция, экономичность при использовании; простота в управлении.

Помимо всех достоинств у аппарата имеются и недостатки:


Тем не менее из-за незначительности недостатков можно с уверенностью отметить, что автожиры являются безопасными летательными аппаратами.

Покупка автожиров в России

Люди, желающие приобрести автожир, могут действовать вариативно:

  • заказать готовый автожир у изготовителя;
  • приобрести необходимые элементы для того, чтобы собрать самому;
  • купить бывший в употреблении аппарат.

Если прибегнуть к самостоятельной постройке, то нужны будут материалы и готовые чертежи. Всё это можно найти и заказать в интернете. При покупке б/у автожира следует убедиться в его исправности и функциональности, проверить на наличие скрытых повреждений. Лучшим решением после приобретения такого автожира будет замена старого ротора на новый.

Нужно ли регистрировать автожир


Также лицам, обладающим автожирами, вес которых превышает 115 кг, нужно зарегистрировать на него права собственности.

Пункты, которые должен соблюсти пилот автожира

Каждый владелец автожира, желающий пилотировать этот летательный аппарат, должен обеспечить выполнение ряда требований:

  • получить документ, который подтверждает, что аппарат пригоден к выполнению полетов;
  • пилот должен пройти медосмотр;
  • обучиться в специальных учебных центрах для получения свидетельства пилота автожира;
  • необходимо застраховаться.

Выполнив все эти требования, можно законно использовать свой аппарат.

Правила полетов на автожире

Полеты в Российской Федерации осуществляются по правилам, которые прописаны в ФП ИВП (Правилах использования воздушного пространства):

В интернете на различных сайтах можно посмотреть запрещённые районы, разметку зон и авиамаршруты.

Соревнования на автожирах

В России есть ежегодный турнир по полётам на автожирах, который носит название Кубок Устинова. Соревнования по нему проводятся уже в третий раз. Участниками являются любители автожиров из разных городов.


После окончания соревнований показавшие наиболее высокие результаты участники награждаются призовыми кубками за 1, 2 и 3 места.

Автожиры: мифы и заблуждения

Люди редко в своей жизни встречаются с автожирами. Из-за этого они плохо понимают, что это такое и в чём заключается их особенность. Отсюда и рождаются различные мифы и слухи. Чтобы развеять все заблуждения, затрагивающие автожиры, необходимо разобрать самые часто встречающиеся из них.

Миф первый: полёт на автожирах можно освоить самостоятельно. Без посторонней помощи такую воздушную технику в силах освоить только опытный летчик-испытатель, знающий принципы работы этого аппарата и методы освоения новой неизвестной техники. Если неопытный лётчик или пилот летательного аппарата другого типа решит научиться управлять автожиром самостоятельно, то это в лучшем случае приведет к тому, что транспорт выйдет из строя или сломается. После неудачного освоения человек, чтобы не опозориться перед другими людьми, станет говорить, что автожиры – это что-то очень плохое и управление на нём никуда не годится.

Многие считают, что построить автожир можно самостоятельно. Отсюда и рождается второй миф: для конструирования автожира нужно взять основание мотодельтаплана и поставить туда несущий винт. Если следовать этому мифу и изменить конструкцию таким образом, то нагрузка сильно сместится на основную часть. Из-за этого ротор будет создавать сильные вибрационные нагрузки, что приведёт к уменьшению прочности материала и быстрому износу деталей. Следовательно, такой автожир долго не проработает.

Ещё один часто встречающийся миф гласит: прыжковый взлет – это сложно выполнимое действие. Видимо, это говорят те, кто плохо разбирается в механизме такого взлёта, либо те, кто хочет выдумать свой способ прыжкового взлета. Безусловно, этот взлёт требует определенных навыков и сноровки, но на многих моделях автожиров этот манёвр выполняется легко.

Мифы и заблуждения появляются благодаря дилетантам, которые решили, что смогут разобраться во всем с нуля, и плохим аналитикам.

Безопасность полётов на автожирах

Как уже было упомянуто выше, автожиры являются одним из самых безопасных воздушно-транспортных средств. Многие пилоты, летавшие на автожирах, рассказывают, что этот аппарат способен летать при таком сильном ветре, при котором невозможно летать ни на лёгком самолете, ни на дельтаплане.


Простота в использовании экономит силы пилота во время управления транспортом, поэтому лётчик реже устаёт, что в свою очередь уменьшает шанс совершить ошибку.

Автожиру не страшен отказ или поломка двигателя. Если такое произойдет, то он плавно опустится на землю благодаря авторотации. Именно по этой причине крушение автожира и повреждение пилота в нём сводится к минимуму.

История появления автожиров

Хуан де ла Сиерва стал первым человеком, который начал исследовать авторотацию и думать над её практическим использованием. После неудавшегося эксперимента по строительству трехмоторного биплана Хуан перешёл к изучению не знакомой для него области воздухоплавания.

После многочисленных проверок в аэротрубе ему удалось понять, как работает принцип авторотации. В 1919 году был создан первый автожир C-4. Это устройство напоминало самолёт, где на месте крыльев находился несущий винт. Этот аппарат осуществил свой первый полёт в 1923 году. После некоторых изменений С-4 стал выпускаться в США, Англии и во Франции.


В это же время в Советском союзе авиаконструкторы начали разрабатывать автожиры собственного производства. Первый такой аппарат был сконструирован молодыми инженерами и носил название КАСКР-1. Он поднялся в воздух в 1929 году. На Ходынском аэродроме в 1931 году было проведено испытание КАСКР-2, который отличался от первого рядом параметров и повышенной надёжностью.

Но советские инженеры не остановились на достигнутом и начали всячески улучшать и дорабатывать аппарат, что привело к созданию Р-7. При его создании инженеры опирались на модель крылатого автожира, что позволило им сильно уменьшить нагрузку, оказываемую на ротор, и увеличить скорость полёта.

Начавшаяся Вторая Мировая война стала сильной помехой для развития этой области и сдвинула конструирование автожиров на задний план.

Применение автожиров на войне

Первым автожиром, который стал использоваться в военные годы, стал Р-7. Благодаря умению поднимать в воздух большую нагрузку его оборудовали тремя пулеметами, фотоаппаратурой и средствами связи.


Англичане тоже предприняли попытку использовать автожиры для войны. Они хотели совместить их с боевыми джипами для того, чтобы сбрасывать технику с борта бомбардировщика. Несмотря на успешное применение этой тактики, они перестали её использовать.

Литература

Литература, приведённая ниже, поможет больше узнать об автожирах, их строении и способах полёта.

Автожиры в последнее время всё больше привлекают внимание людей, интересующихся авиацией. Этот вид воздушного транспорта удобно использовать для патрулирования местности, наблюдения за очагами возгорания в лесах, а также для съёмки видеороликов и фотографий. Благодаря простому управлению автожиром можно научиться пользоваться в короткие сроки и с минимальными затратами. Кроме того, благодаря небольшим размерам автожир можно хранить в гараже, сложив при этом лопасти ротора.

По сравнению с традиционным вертолетом автожир имеет ряд преимуществ, среди которых расход топлива и стоимость обслуживания.

Автожир — это разновидность винтокрылого сверхлегкого летательного аппарата (СЛА), у которого несущий винт приводится в действие не двигателем, как у вертолета, а набегающим потоком воздуха. Винт, по сути, выполняет функции крыла. Заставляя вращаться аэродинамические силы, он создает подъемную силу. Такой принцип авторотации не позволяет зависать аппарату на месте (за исключением особых условий большого встречного ветра) или подниматься строго вертикально, как вертолет.

Почему летательный аппарат так называется?

Современный лёгкий автожир с открытой кабиной.

Кто создал автожир?

Автожир был изобретен в 1920 году испанским инженером Хуаном де ля Сиерва. Поначалу конструктору пришлось преодолеть много трудностей и неудач, и только спустя восемь лет он смог достичь успеха в создании аппарата, который в последующие годы начали производить в различных странах. В первоначальных моделях автожира несущий винт перед взлетом приводился во вращение вручную путем раскрутки или от тянущего винта, а число оборотов увеличивалось уже при рулении и разбеге.

После изобретения вертолетов интерес к автожирам упал настолько, что разработки новых моделей были прекращены. Популярность летательных аппаратов снова начала расти в конце 1950-х — начале 1960-х годов. В это время русско-американский инженер Игорь Бенсен начал активно пропагандировать гирокоптеры собственной конструкции в США. Его легкие одноместные автожиры продавались в виде наборов для самостоятельной сборки и были доступны по цене широкому кругу желающих.

В России в настоящее время разработками автожиров занимаются несколько групп и предприятий, которые производят одно-, двух- и трехместные модели. Летательные аппараты можно использовать для развлекательных и деловых полетов (вместо автомобиля), фото- и видеосъемки, а также для авиационных работ.

Какие преимущества и недостатки имеет автожир?

Автожир имеет преимущество перед вертолетом. В момент отказа двигателя ротор автожира находится в режиме самовращения, в то время как у вертолета в случае отказа всех двигателей частота вращения несущего винта начинает резко падать, и летчику нужно какое-то время, чтобы перевести несущий винт в режим самовращения. Такая ситуация особенно опасна при полете рядом с землей, во время взлета и посадки.

Для взлета аппарата не требуется специально готовить площадку. Автожир также имеет минимальные требования к взлетно-посадочной полосе: необходимый разбег для взлета — от 50 м, посадка возможна на неподготовленную проселочную дорогу, грунт, воду и снег.


Скорость автожира сравнима со скоростью легкого вертолета и несколько уступает легкому самолету. В зависимости от модели скорость может составлять 120–180 км/ч.

По расходу топлива автожиры более экономичны, чем вертолеты. Расход топлива составляет 15 л на 100 км при скорости 120 км/ч. Еще одним преимуществом является широкий обзор и гораздо меньшая, чем в вертолетах, вибрация, что делает летательные аппараты удобными для аэрофотосъемок и наблюдения. На автожире можно летать в сильный ветер (до 20 м/с).

Среди основных недостатков автожира — невозможность резкого увеличения подъемной силы винта в момент аварийной посадки, что требует более точного расчета траектории посадки. Автожир также нежелательно использовать в условиях обледенения, поскольку при обледенении ротора он быстро выходит из режима авторотации, что приводит к падению аппарата.

Надо ли регистрировать автожир?

Автожиры массой до 115 кг не требуют государственной регистрации и регистрации права собственности на воздушное судно. Владелец гирокоптера весом больше 115 кг также должен зарегистрировать право собственности в Едином государственном реестре прав на воздушные суда (Федеральный закон от 14.03.2009 г. № 31-ФЗ).

Для гиропланов со взлетным весом до 495 кг нужно получать свидетельство о государственной регистрации в одном из подразделений Федерального агентства воздушного транспорта (приказ № 287 от 18.11.2011 г.). Более тяжелые аппараты вносятся в Государственный реестр гражданских воздушных судов и в течение 10 дней получают регистрационное свидетельство согласно Административному регламенту (приказ Минтранса России от 05.12.2013 г. № 457).

Пардон, конечно, очень много вопросов, но если кому интересно и не жалко ответить….

AG.JPG

inf_avt

Местный

Но, может, кто ответит на один вопрос, который меня интересует?

При схеме с тянущим винтом, по идее, у ротора должна быть большая подъемная сила, а автожир должен быть более устойчивым в полете?

backfire

Старожил

inf_avt,
говорят что автожир удачно сочетает в себе недостатки самолета и вертолета

честно говоря мне кажется что совершенно все равно толкающий винт или тянущий - это выбирается из компоновочных соображений, а на устойчивость-управляемость влиять не будет. Как и на подъемную силу ротора.

Экзот

Элефантерия

Насчёт "тянущий vs толкающий" — разница, вообще то, большая. Тонкости расскажут спецы, но в первом приближении так:
У тянущего похуже с обдувкой фюзеляжа — это доп.сопротивление.
У толкающего похуже с затенённостью фюзеляжем, зато обдув рулей хороший, если они в струе, что положительно сказывается на малых скоростях
Вкомпоновать толкающий несколько сложнее.
Покидание (не дай бог) с толкающим, мягко говоря, рискованнее.
Тянущий работает на стабилизацию практически всегда; толкащий — практически всегда на дестабилизацию.
У тянущего получше с обдувом радиаторов и\или мотора.

Ещё что то упустил.

Экзот

Элефантерия

"Очень" слишком вольно сказано.
Более безопасны. Собственно, этому они и обязаны своим появлением: Сиерва, потерпев крушение на своём самолёте при отказе движка, вспомнил о качествах авторотирующего винта и на следующем его аппарате уже стояло Э_ТО.

inf_avt

Местный

Мерси, а вот с этим затенением и так видно, особенно когда стоит кабина. Винт именно в тени, у него на входе может быть явно и меньше половины потока.

А насчет подъемной силы, я где-то мельком читал, что у крыла самолета при тянущем винте она прибаляется. Но даже точно не знаю, так ли это.

inf_avt

Местный

А если в "буксирно-тросовом варианте", например, на воде?

И если какие-нибудь поблашки насчет "низенко-низенько", например, при высоте до 50 м?

inf_avt

Местный

Но, при покупке фирменного ротора, процедура, по идее, сильно облегчается?

Он стоит 2000-3000 USD.

backfire

Старожил

Экзот,
затенение и проч. - это я компоновочным и обозвал
собственно потери и там и там - то обдувать фюзелаж спереди, то тянуть вокруг него воздух сзади

насчет стабилизации-дестабилизации - не огласен - все одно вектор тяги проходит через центр масс, как ни крути - потому и говорю что устойчивость-управляемость наверняка пофигу.
inf_avt,
подъемная сила на крыле с тянущим винтом выше за счет обдува крыла. Тут ротор высоко и обдува как такового не будет. Вообще это все копейки. важнее всего именно компоновочные соображения (обтекания, центр тяжести, взлет-посадка, технологичность и т.п.)
Затенение - это когда что-то перед винтом, и он с трудом засасывает воздух. Тут - тянущий винт и потери идут на обдув фюзеляжа-пилота. Поток тормозится ими. Что в лоб что по лбу - и там и там потери будут.

Экзот

Элефантерия

Да не за что.
Просто на будущее — не относитесь впредь в технических спорах (независимо от отрасли) столь высокомерно к людям, которые в описанном мною разбираются "до косточки" и не могут быть совсем не компетентными в смежных дисциплинах.

Так. За счёт обдува винтом ускоряется поток над крылом, а чем выше эта скорость, тем выше подъёмная сила. Это немного упрощённо, но в принципе верно. Вообще то, именно для этого ставят на задней части "среднескоростных" машин этакие "планочки" (не знаю официального термина), срывающие поток, разрушающие непрерывность струи и, тем самым, не позволяющие "отжиматься" машине от земли.
Но на больших высотах и скоростях крейсерского полёта такая обдувка вредна.

Это в немалой степени исправляется грамотным профилированием "тела" перед винтом — фюзеляжа, гондолы, етц.

что такое автожир

Автожир - что это такое?

Говоря, что такое автожир, следует указать, что это одно из распространенных названий воздушного судна, однако его еще могут называть гироплан (официальное название, используемое федеральным управлением гражданской авиации) или гирокоптер (используется Bensen Aircraft). Свое название автожир получил от греческого αύτός — сам и γύρος — круг, что можно перевести как самостоятельный винтокрылый.

автожир

Принцип работы автожира

Для взлета автожира предназначен винт, для которого выставляется угол от 0 до 6 градусов. При наборе необходимых оборотов винтом летательный аппарат отрывается от земли и набирает высоту. При взлете для гирокоптера необходим разгон, потому что, практически невозможно достичь необходимой скорости оборотов винтов в стационарном режиме. Современное устройство автожира предусматривает систему предварительной раскрутки винтов, которая сокращает дистанцию для взлета до 10-15 метров. Существуют такие системы:

  • ручная;
  • электрическая;
  • механическая;
  • гидравлическая.

Ручная система заключается в том, что пилот вручную раскручивает винт, после чего занимает место пилота и взлетает. При электрической, винты приводятся в движение электрическим мотором. Механическая, предусматривает передачу оборотов через муфту, а это значительно усложняет конструкцию. Гидравлическая представлена использованием двух шестеренчатых гидравлических насосов. Каждая из перечисленных систем имеет свои преимуществ и недостатки, но, тем не менее, все заслуживают внимания и используются на сегодняшний день производителями.

Суть полета заключается в том, что несущий винт в состоянии авторотации вращается под влиянием аэродинамических сих. Он обеспечивает вертикальное движение автожира. Для горизонтального движения предусмотрен тянущий (толкающий) двигатель. Работая одновременно, оба двигателя обеспечивают движение автожира по диагонали на взлет или снижение.

Чем автожир отличается от вертолета?

Что же такое автожир и отличается ли он от вертолета? Автожир и вертолет имеют много принципиальных различий. Например, режим авторотации для вертолета считается аварийным и предусмотрен исключительно для аварийной посадки. А для автожира такой режим единственный и используется для полетов. Конструктивной разницей является угол установки винтов. В вертолете винты установлены под углом в 0 градусов, что обеспечивает строго вертикальный взлет. Для автожира, свойственно размещение лопастей с наклоном до 6 градусов, поэтому осуществляется взлет по диагонали с предварительный разгоном.

полет на автожире

Автожир - плюсы и минусы

Автожир в сравнении с вертолетом и самолетом имеет множество преимуществ. Основные преимущества автожира:

  • невозможность входа в штопор;
  • безопасная и мягкая посадка с нерабочим двигателем;
  • короткая посадочная площадка;
  • меньшая восприимчивость термических потоков;
  • менее ощутима турбулентность.

Большим недостатком является то, что очень низкий КПД, в сравнении с другими аналогами воздушных судов аналогичного полетного веса. В холодные поры года или в условиях мерзлоты, существует реальная угроза обледенения лопастей, с выходом из состояния авторотации, что провоцирует падение. Для конкретных моделей могут существовать индивидуальные угрозы, например, разгрузка ротора, возможность кувырка, попадание в мертвую зону авторотации и другие.

Автожир - нужны ли права?

Данные летательные устройства просты в использовании и управлении, все равно возникает необходимость наличия минимальных знаний и опыта. Поэтому необходимо пройти обучение (закончить курсы) и получить права на автожир. По окончании подготовки пилоту вручается свидетельство пилота автожира (сверхлегкого воздушного судна). Такой документ действителен на территории всех государств членов Международной организации гражданской авиации ИКАО.

автожир летательный аппарат

Как управлять автожиром?

Право управления автожиром дает свидетельство пилота автожира. Для его получения необходимо пройти обучение в размере от 128 академических часов. Ведь управление автожиром требует базовых знаний конструкции летательного аппарата, воздушного законодательства, экстренных ситуаций, авиационной метеорологии. Также необходимо наличие практических навыков в оказании первой неотложной помощи, устранении мелких неисправностей, обслуживании систем автожира, самолетовождении.

Автожир - где можно летать?

Законодательство конкретно предусматривает, где можно летать без согласования, а где нужно получать разрешение на полет. В Интернете, в открытом доступе выложены электронные карты территорий с указанием зон. Стоит отметить, что около 99% территории РФ не требует никаких разрешений и согласований и беспрепятственно можно совершать полет на автожире в этих областях.

Лучшие автожиры мира

За последний век с момента изобретения произошло огромное развитие автожиров. Очевидно, что самыми лучшими и популярными принято считать автожиры тех стран, которые максимально технически и промышленно развиты. Такие страны как США, Германия, Италия, Россия и другие на сегодня занимают лидирующие позиции в разработке и производстве автожиров для всего мира.

В последнее время особенно популярны автожиры с вертикальным взлетом. Ведь преимуществом такого сверхлегкого воздушного судна является то, что автожир с вертикальным взлетом не нуждается в длинной взлетной полосе. Он имеет возможность отрываться от земли практически без пробега, что позволяет стартовать почти с любой поверхности.

Что такое невозвратный билет на самолет - это проездные документы, которые пассажир не сможет вернуть в кассы авиакомпании в случае отказа от полета. Неудобство компенсируется тем, что продаются они по низкой стоимости.

Настройка гитары – важный момент, который нельзя пропустить, получив в руки новый инструмент. Существует несколько способов, как можно правильно произвести налаживание работы, чтобы все ноты звучали идеально.

Бритва Оккама – методологический принцип поиска решений, дошедший из средневековья. Метод лезвия применяется в научное сфере, литературе и философии, помогает отсечь все ненужное выбрать простое и эффективное обоснование из имеющихся.

Приложение VEON – что это такое, какие преимущества дает эта новая интернет-платформа для пользователей? Удобный мессенджер, бесплатный просмотр фильмов и прослушивание музыки, бонусы при регистрации – это лишь малая часть большого плана разработчиков.

Читайте также: