Нужно ли педагогическое образование для репетиторства законность

Обновлено: 30.06.2024

Помимо чисто технической стороны нам было важно также разобраться в том, как относятся к идее самозанятости сами частные преподаватели. Для этого мы провели небольшой опрос, в котором приняли участие 155 репетиторов, пользующихся нашим сервисом. Преподаватели были выбраны случайным образом, часть из них оказалась самозанятыми.

Участники опроса заняты репетиторством очень по-разному. Так, мы выяснили, что около четверти (26%) педагогов ведут лишь одного-двух учеников за год, ещё 28% работает с тремя-пятью, 14% — с пятью-десятью, 15% — с десятью-пятнадцатью, и лишь 17% — преподаватели с более чем пятнадцатью учениками в год (т.е., те, для кого репетиторство — очевидно, не подработка, а полноценная профессиональная деятельность).

1. Хотят ли репетиторы работать легально?

Реальная статистика всегда гораздо интереснее теории и инструкций. Поэтому готовя этот материал, мы решили провести опрос среди преподавателей Ассоциации репетиторов, чтобы узнать, как они относятся к новой форме налогообложения.

Больше всего нас интересовала сама идея легализации своей деятельности — есть ли у репетиторов понимание, зачем это стоит делать?

Отдельные преподаватели (4%) ошибочно полагают, что мотивацией для оформления самозанятости может стать начисление пенсионного стажа. Увы, это не сработает, поскольку по умолчанию самозанятые не платят пенсионных отчислений (в отличие от ИП). Однако при желании они могут самостоятельно оформить списание отчислений в пенсионный фонд, если в этом есть необходимость.

Большинство опрошенных (76%) считают, что самозанятость оформляют те, кто хочет избежать неприятностей с налоговой.

Большинство опрошенных (76%) считают, что самозанятость оформляют те, кто хочет избежать неприятностей с налоговой.

Около трети преподавателей (30%) также предполагают, что легализация деятельности важна с идеологической точки зрения.

26% решили, что самозанятость может пригодиться для упрощения взаимодействий с официальными инстанциями (например при получении визы или кредита).

Вполне возможно, это так. На практике, однако же, лишь 8% опрошенных репетиторов когда-либо сталкивались с просьбой ученика предоставить чек или официальный договор о предоставлении услуг.

Однако далеко не всех эта тревога сподвигает зарегистрировать свою деятельность: среди респондентов оказалось лишь 11% самозанятых и 13% ИП. Ещё 21% выразили желание оформить самозанятость в ближайшем будущем.

Отчасти это связано с убеждениями преподавателей относительно налогообложения в РФ. Больше половины из них (60%) считают, что репетиторская деятельность в России не должна облагаться налогом.

И судя по пояснительным ответам, для многих принципиален не столько размер налога, сколько сам факт его существования: педагоги, проголосовавшие против, считают репетиторство самостоятельно организованной подработкой, во многом компенсирующей скромные размеры заработной платы (или пенсии).

Кроме того, многие указывают на незначительный размер дохода от репетиторства и на то, что все риски, связанные с ним (нестабильность, отсутствие соцпакета) несёт сам репетитор.

Среди условий, необходимых для потенциальной легализации своей деятельности, наиболее часто встречающиеся — небольшой налог и удобство налогообложения, а также начисление трудового стажа и стабильный доход удовлетворительного размера (многие обращают внимание на то, что репетиторы, в отличие от учителей, не могут позволить себе взять отпуск). Для многих респондентов обязательные условия — простота оформления и отчётности.


2. Опыт самозанятости

Мы попросили тех самых 18 преподавателей из нашей выборки, оформивших самозанятость, рассказать о своём опыте регистрации в новом качестве и применения его на практике.

Половина респондентов среди причин, побудивших их к оформлению самозанятости, указали низкую налоговую ставку и отсутствие отчётности. Один из них отметил, что официальное оформление было требованием компаний, с которыми сотрудничают преподаватели.

Техническая сторона оформления, судя по ответам преподавателей, выглядит довольно просто: самый долгий процесс регистрации занял два часа, большинство же преподавателей называли цифры от пяти минут до получаса.

Опыт работы с сервисами большинство оценили положительно, и лишь трое — удовлетворительно. Недовольных среди опрошенных не оказалось вовсе (возможно, нам стоит повторить опрос спустя какое-то время).

Естественно, не обошлось без минусов: один из респондентов отметил, что большинство кредитных организаций отказываются принимать доходы самозанятых.

Однако общая тенденция говорит скорее о благосклонности пользователей — подавляющее большинство высказали желание остаться в статусе самозанятого в следующем году, и лишь один преподаватель ещё планирует обдумать этот вопрос.

Практике применения самозанятости совсем немного лет (эксперимент по внедрению нового налогового статуса стартовал лишь в 2017 году), и только с июля 2020 года самозанятость смогли оформить граждане почти всех регионов РФ (76 из 85). Многие юристы, рассуждая о предмете, отмечают, что отсутствие судебной практики, связанной с самозанятостью, потенциально может вызвать сложности (справедливости ради, пока что ни о каких громких жалобах слышно не было).

Читайте также: