Кто из ученых является автором первых в россии школьных учебных пособий по риторике

Обновлено: 28.06.2024


Глава I. Предмет и задачи науки логики
Глава II. Логические приёмы
Глава III. Понятие
Глава IV. Определение и деление понятия
Глава V. Суждение
Глава VI. Преобразование суждений
Глава VII. Основные законы логического мышления
Глава VIII. Дедуктивные умозаключения
Глава IX. Индуктивные умозаключения
Глава X. Аналогия
Глава XI. Гипотеза
Глава XII. Доказательство1954 (перепечатка 2018 года)

Умение уверенно, красиво и убедительно говорить часто позволяет человеку достичь успеха в жизни. Овладеть этими навыками можно с помощью науки о речи - риторики.

Пособие представляет самостоятельный курс риторики, способствующий формированию убедительной и эффективной речи учащихся старшей школы. Цель курса - показать роль и значение языка - речи - слова в современном обществе, развить способности школьников к риторическому творчеству.
В книге приводятся сведения о законах риторики, правилах и рекомендациях к ведению речи; дается обширный материал, касающийся классических и современных советов по построению речи; предлагается комплекс упражнений для развития риторических навыков и умений, задания по технике речи.

В практике пособие может быть использовано не только в школах (классах) с углубленным изучением гуманитарных дисциплин, но и в массовых школах, поскольку материалы книги демонстрируют связь риторики с другими школьными предметами, освоению которых способствует хорошая речь.

Пособие представляет самостоятельный курс риторики, способствующий формированию убедительной и эффективной речи учащихся старшей школы. Цель курса - показать роль и значение языка…

ISBN: 5-484-00370-9
Год издания:2006
Издательство: КомКнига
Язык:Русский

Рекомендуется лингвистам, литературоведам, логикам, философам, историкам, юристам.

Еще в середине 50-х годов текущего столетия возрождение интереса к риторике казалось невозможным и вряд ли оправданным. Однако отдельные и со временем все более многочисленные…

ISBN: 5-85429-086-3
Год издания:2003
Издательство: Ювента
Язык:Русский

Раздаточный изобразительный материал, состоящий из папки и брошюры. В настоящей брошюре содержатся методические рекомендации к пособию по детской риторике, предназначенному для развития речи первоклассников. В пособии использованы

Раздаточный изобразительный материал, состоящий из папки и брошюры. В настоящей брошюре содержатся методические рекомендации к пособию по детской риторике, предназначенному для…

ISBN: 5-85429-095-2, 5-85939-167-6
Год издания:2005
Издательство: Баласс, С-инфо
Язык:Русский

`Школьная риторика` для 6 класса продолжает серию учебных пособий по новому общеобразовательному предмету, фундамент которого заложен соответствующими учебниками для начальных и для 5 классов. Современная риторика учит эффективному, успешному

`Школьная риторика` для 6 класса продолжает серию учебных пособий по новому общеобразовательному предмету, фундамент которого заложен соответствующими учебниками для начальных и…

Учебное пособие по риторике продолжает курс введения в риторику, начатый в 1 классе. Семиклассники расширяют и углубляют свои знания о видах общения и речевых жанрах. При этом большое внимание уделяется публичному общению - таким жанрам, как устные развернутые ответы, спор, отзыв и рецензия, объяснительная записка, газетная информация и др. В учебном пособии для 7 класса много рисунков, вводящих в речевую ситуацию, риторических задач и игр, заданий с использованием музыки, видео- и кинофрагментов.

Учебное пособие по риторике продолжает курс введения в риторику, начатый в 1 классе. Семиклассники расширяют и углубляют свои знания о видах общения и речевых жанрах. При этом…

Учебник 4 класса продолжает курс введения в риторику, начатый в 1-3 классах средней школы. Четвероклассники не только узнают много нового об особенностях говорения, слушания, чтения, но и познакомятся с такими речевыми жанрами, как словарная статья, хроника, информационная заметка, подпись под фотографией. В конце учебника учитель найдет раздел "Обобщение", который позволит вспомнить и осмыслить изученное с коммуникативных позиций в системных связях.
Рекомендован Министерством образования и науки Российской Федерации.

Учебник 4 класса продолжает курс введения в риторику, начатый в 1-3 классах средней школы. Четвероклассники не только узнают много нового об особенностях говорения, слушания,…

Учебное пособие по риторике продолжает курс введения в риторику, начатый в 1 классе. Семиклассники расширяют и углубляют свои знания о видах общения и речевых жанрах. При этом большое внимание уделяется публичному общению - таким жанрам, как устные развернутые ответы, спор, отзыв и рецензия, объяснительная записка, газетная информация и др. В учебном пособии для 7 класса много рисунков, вводящих в речевую ситуацию, риторических задач и игр, заданий с использованием музыки, видео- и кинофрагментов.

Учебное пособие по риторике продолжает курс введения в риторику, начатый в 1 классе. Семиклассники расширяют и углубляют свои знания о видах общения и речевых жанрах. При этом…

Риторика для 8 класса продолжает серию пособий по новому учебному предмету, основы которого заложены в младших классах (1 -4). Эта Риторика также состоит из двух частей: общение, речевые жанры. Книга построена таким образом, чтобы, повторяя изученное, школьники усваивали новый материал, учились успешно общаться. В книге учитель найдет много таких речевых жанров, на которые прежде не обращалось внимания. Это поликодовые тексты, официальные письма, аргументативные тексты, биографическое повествование и др. К учебнику созданы поурочные методические рекомендации. Авторы надеются, что книга будет доступной и вызовет интерес к познанию себя и других людей с помощью общения.

Риторика для 8 класса продолжает серию пособий по новому учебному предмету, основы которого заложены в младших классах (1 -4). Эта Риторика также состоит из двух частей: общение,…

Учебное пособие по риторике является составной частью УМК Образовательной системы "Школа 2100" и продолжает непрерывный курс риторики (1-11 классы).
Данное пособие полностью соответствует задачам Федерального государственного образовательного стандарта и обеспечивает формирование коммуникативных универсальных действий учащихся. Пособие может использоваться в образовательном процессе за счет часов части учебного плана, формируемой участниками образовательного процесса.
"Школьная риторика" для 6 класса продолжает серию учебных пособий по новому общеобразовательному предмету, фундамент которого заложен соответствующими учебниками для начальных и для 5 классов.
Современная риторика учит эффективному, успешному общению. Авторы стремились на доступном уровне раскрыть суть общения, его значение в жизни, показать, что общение бывает разным и зависит от многих обстоятельств.
В книге используются самые различные средства: рисунки, музыкальные, кино- и видеофрагменты, риторические игры, - чтобы сделать более эффективным анализ общения, ввести детей в различные речевые ситуации и тем самым не только повысить их речевую активность, но и приучить ориентироваться в ситуации: кому они адресуют свою речь, чего хотят добиться, что и как они скажут.

Учебное пособие по риторике является составной частью УМК Образовательной системы "Школа 2100" и продолжает непрерывный курс риторики (1-11 классы).
Данное пособие полностью…

Возникновение и история риторики

Родиной риторики считается Древняя Греция, хотя известно, что о мастерстве публичного выступления знали в Египте, Ассирии и Вавилоне. Но первые работы по теории риторики появились именно в Элладе. Предпосылкой к этому послужило становление к V в. до Р.Х. рабовладельческой демократии – социального строя, для которого была характерна относительная гласность. Каждый гражданин города-полиса мог принимать участие в решении социально-политических проблем, обращаясь с выступлением непосредственно к Народному собранию. Демократическим путем решались и судебные споры: любой мог выступить в роли обвинителя или помочь подсудимому защититься. В такой ситуации в выгодном положении находился тот, кто мог пламенной речью привлечь народ на свою сторону. Умение быть красноречивым оратором становится необходимым практически каждому человеку.

В V веке до Р.Х. появились софисты (в переводе – мудрецы) – философы-просветители и платные учителя риторики. Обладая даром слова, развитой культурой мышления, практическим опытом подготовки и произнесения речей, софисты обучали своих подопечных умению мыслить и говорить. При обучении они использовали такие приемы, как наблюдение за выступлениями наиболее опытных ораторов, анализ удач и поражений, организовывали словесные баталии, состязания в остроумии. Заслуга софистов в том, что они проводили практические занятия по подготовке молодежи к жизни и деятельности в качестве профессиональных риторов, а также в том, что они разработали основы теории красноречия, определили содержание обучения риторике. Добиться убедительности, как считали софисты, можно искусно составленной речью, для чего следует использовать различные приемы: выбирать оптимальную длину речи и фразы, заботиться о благозвучии, пользоваться специальной лексикой, украшать речь, используя, например, метафору, антитезу, аллегорию и т.п.

В Древней Греции существовали школы софистов, где молодые люди могли обучаться красноречию, ораторскому искусству и юридическим наукам.

Рассказывают, что к одному учителю-софисту Протагору однажды явился юноша по имени Эватл и обратился к учителю с просьбой сделать из него хорошего оратора, так как он жаждет выступить в каком-нибудь судебном процессе в качестве защитника или обвинителя.

По заключенному между ними договору Эватл должен был заплатить за обучение 10 тысяч драхм только в том случае, если выиграет свой первый судебный процесс. В случае проигрыша первого судебного дела он вообще не был обязан платить.

Однако, закончив обучение, Эватл не стал участвовать в судебных тяжбах. Как следствие, он считал себя свободным от уплаты за учебу. Это длилось довольно долго, терпение Протагора иссякло, и он сам подал на своего ученика в суд. Таким образом, должен был состояться первый судебный процесс Эватла.

Мысли Сократа записал его ученик Платон (427-347 гг. до Р.Х.). По мнению Платона, подлинное красноречие основано на знании истины, которую надо постичь и составить о ней мнение. А внушить это мнение другим людям можно только тогда, когда узнаешь душу человека. Платон основал Академию, в которой риторике отводилось особое место. Она считалась царицей всех наук, а овладение ею – высшей степенью образованности.

Красноречие Древнего Рима развивалось под влиянием греческого наследия и достигло особенного расцвета во время могущества Римской республики. Во II в. до Р.Х. в Риме существовали грамматические школы для мальчиков, проходивших курс гуманитарной подготовки, чтобы в будущем посвятить себя деятельности политического или судебного оратора. Обучение строилось в несколько этапов: в школе литератора обучали чтению; в школе грамматиста – письму; а на высшей ступени – в школе ритора – прививали навыки красноречия, осваивали теорию, упражнялись в составлении речей на заданную тему из истории, мифологии, литературы, общественной жизни.

По мнению Квинтилиана, хорошего оратора отличает как умение чётко и ясно говорить, так и красота и изящество речи. Значительно подробнее, чем предыдущие теоретики, Квинтилиан разрабатывает вопрос о логике выступления и путях украшения речи, даёт советы по улучшению техники речи, развивает мысли о значении жестов, мимики, телодвижений в ораторской практике.

В Средневековье в странах Западной Европы происходило переосмысление античного ораторского искусства. Церковная гомилетика вытеснила все виды ораторской речи. Эпоха Ренессанса возродила риторическую науку и ораторское искусство в Германии, Англии, Италии, Испании и других европейских странах.

РИТОРИКА В РОССИИ

Кратко об истории риторики в России.

Влияние Цицерона, Квинтилиана и других известных римских ораторов на развитие теории красноречия и методики обучения риторике весьма значительно. Риторическую культуру Рима переняла Византия, а следом за ней и Древняя Русь. С принятием христианства на Руси началось освоение книжности, а с ней и сущности риторики как науки.

По проекту Ломоносова в 1755 г . создан Московский университет, на философском факультете которого читали курс красноречия.

Большое значение для развития риторики в России имела судебная реформа 1864 года. В результате реформы судебный процесс стал открытым, гласным, состязательным, учреждена адвокатура, и, как следствие, появилось заметное число талантливых судебных ораторов. Среди них прокурор и судья А.Ф. Кони, адвокаты Ф.Н. Плевако, П.А. Александров, С.А. Андреевский, Н.П. Карабчевский, А.И. Урусов и многие другие. Их речи отличались глубиной содержания, изысканностью формы и отточенностью слога. Многие из них не только занимались практикой судебного красноречия, но и внесли вклад в развитие теории риторики.

Во 2-й половине XIX века многие общественные и политические деятели критикуют официальное красноречие и риторику. После октябрьского переворота 1917 г . риторика объявлена старорежимной и бесполезной наукой - она практически не преподаётся в учебных заведениях. Интерес к риторике в нашей стране возрождается лишь в 90-е годы XX века, что связано с изменением социально-политических и экономических условий жизни общества, новым отношением к человеку как индивидуальности, неповторимой личности и развитием наук, которые занимаются исследованием речи с разных позиций.

0

*** Вместе с тем, однако, большим недостатком софистической школы следует считать самую её основную задачу, сформулированную одним из известнейших софистов, Протагором, следующим образом: *** -

Это - следствие, основной недостаток, опять же по Протагору, отрицание объективной реальности:
"Человек мера всех вещей: существующих в том, что они существуют, несуществующих в том, что они не существуют."
Таким образом, под "грязную риторику" подводилась оправдывающая ее философская база - субъективный идеализм, которая не запрещала заниматься обманом слушателей, не видела в нем греха. И не будет преувеличением сказать, что софистика привела Афины в 5 в до н.э сначала к нравственному, а затем и к политическому кризису, поскольку принятие решений народным собранием Афин происходило чаще благодаря достигнутому красноречивыми ораторами эмоциональному эффекту, чем здравому смыслу.
Соответственно, в то время как Сократа еще Иустин Философ называл "суть христианином", а в дальнейшем всвязи с ним возник термин "христианин до Христа", софисты - публика из диаметрально противоположного лагеря. Климент Александрийский в "Строматах" подчеркивал это постоянно. У Гете Фауст говорил Мефистофелю: "Ты, как всегда, софист и лжец".

0

"После октябрьского переворота 1917 г. риторика объявлена старорежимной и бесполезной наукой - она практически не преподаётся в учебных заведениях" (с) - Будем по мере сил и способностей ликвидировать последствия октябрьского переворота.


Вы здесь: Главная ФОРМИРОВАНИЕ РУССКОЙ РИТОРИКИ В XVII – НАЧАЛЕ XVШ ВВ.

Формирование русской риторики в XVII – начале XVШ вв.

Рекомендуемая литература

В XVII– нач.XVШвв. происходит активный процесс формирования русской риторики. Этому способствовали следующие факторы:

1) установление новой государственности и стиля правления (начало царствования династии Романовых), что привело к реорганизации во всех областях общественной жизни, в том числе и в образовании;

2) развитие книгопечатания;

3) возрождение указом правительства устной проповеди, которая стала привычным явлением культуры и быта в петровское время;

4) нововведения Петра I в начале XVШ в.;

5) изменение эстетических идеалов, влияние классицизма, господствовавшего в литературе и искусстве.

Исследователи называют несколько культурных центров, с которыми связано формирование риторики рассматриваемого периода:

1) московский - это центральная и северо-восточная Россия (риторика 1620 г., сочинения Николая Спафария, деятельность Симеона Полоцкого, Порфирия Крайского - учителя М.В.Ломоносова);

2) юго-западный - украинские и белорусские земли (деятельность преподавателей Киево-Могилянской академии; первые печатные руководства по риторике);

Развивались следующие виды ораторского искусства:

2) дипломатическое красноречие (деятельность Афанасия Ордын-Нащокина, Шафирова и др.);

3) академическое красноречие (его форма - лекция, читавшаяся с кафедры в средневековых школах и академиях);

4) придворное красноречие (речи правителей, Симеона Полоцкого и др. во время церемониальных действий, крупных событий политической и придворной жизни);

5) политическое красноречие (речи, написанные патриархом Иоакимом, выступления архимандрита Игнатия Римского-Корсакова, Стефана Яворского, Феофана Прокоповича);

Для русского ораторского искусства XVII - начала XVШ в. был характерен стиль барокко, у истоков которого стоял Епифаний Славинецкий. Речи поражают обилием метафор, использованием многокорневых слов, многочисленных обращений, усложненного синтаксиса, пристрастием к искусственным сравнениям, множеству эпитетов-комплиментов, к тропам, связанным с образами света, золота.

В XVII - начале XVШ в. существовало 2 школы красноречия. Одна из них связана с деятельностью Киево-Могилянской академии, другая - Московской Славяно-греко-латинской академии.

Киево-Могилянская академия была основана в 1632 г. Курс обучения состоял из 8 классов (школ). Особое внимание уделялось изучению латинского языка, диалектике, поэтике, риторике. В стенах этого учебного заведения было составлено и прочитано 127 учебников риторики. Самые содержательные, оригинальные курсы относятся к концу XVII и началу XVШ вв. Строгого разграничения в преподавании поэтики и риторики не было, поэтому в конце академических учебников по поэтике помещались риторические отрывки (приложения), служившие пособием для самой поэтики и готовившие учеников к риторике.

Киево-Могилянская академия считалась лучшим учебным заведением своего времени. Туда был направлен М.В.Ломоносов после окончания Славяно-греко-латинской академии в 1739 г.

Задания

5. О каких средствах украшения речи говорит Ф.Прокопович в следующем высказывании:

Для какого стиля по классификации Ф.Прокоповича они характерны?

6. Назовите идейные и языковые особенности текста обращения Петра I к воинам.

«. Сколько, о православные люди, от премудрости помощи, пользы и богатства! Вы же забыли греческий язык и не заботитесь об изучении его, хотя просвещение в вере православной вы от него имеете. Оставили вы и мудрость и как бы изгнали ее. Чужестранные народы и противники веры православной, на западе обитающие, греческий язык как светильник, держат из-за мудрости его и училища строят.

Не оправдывайтесь неимением училищ, ибо, если захотите, войдет превечная мудрость в сердце благочестивого самодержца, даст ему желание возводить училища и учителей собрать в нашем царствующем богоспасаемом городе Москве.

[1] Цитаты взяты из кн.: Вомперский В.П. Риторики в России XVII-XVШ вв. - М.: Наука, 1988. - С. 83-84.


Михаил Васильевич Ломоносов родился в 1711 г. в крестьянской семье. Еще в юности он освоил основы грамоты, а в 20 лет отправился в Москву получать образование. Вскоре успехи юноши в науке были замечены, и его пригласили в Санкт-Петербург, в Академию наук.

риторика ломоносова

В то время западно-европейская культура достигла своего расцвета: развивались риторика и ораторское искусство, совершались открытия в самых разных областях. Россия успешно перенимала иностранный опыт.

Ломоносов стал выдающимся ученым. Он занимался разными научными отраслями – от физики до филологии. И в каждой из них он добивался успехов. Неоценим вклад Ломоносова в русский язык. Далее в статье расскажем об одном из главных трудов ученого, о риторике.

Филологическая деятельность Ломоносова

Михаил Васильевич провел масштабную работу по изучению книг по ораторскому искусству. Он исследовал стилистику русской прозы, разрабатывал собственные подходы к ее развитию. Вклад Ломоносова в русский язык заключается в создании масштабного труда, предназначенного для широкого круга читателей, - "Краткого руководства по риторике". Написана эта книга в 1744 г.

Надо сказать, что работа "Краткое руководство к риторике", Ломоносова, не была принята научным сообществом. Дело в том, что в то время в России лишь немногие ученые занимались проблемами красноречия.

Однако сложности не остановили Ломоносова. "Риторика" была им доработана и увидела свет 1747 г. Она вызвала широкий резонанс в кругу крупных представителей культуры той эпохи.

Общая характеристика "Риторики" М. В. Ломоносова

В своей книге автор раскрывает ключевые понятия русского языка. В частности, риторику Ломоносов называет наукой, изучающей красоту письменной и устной речи.

Несомненным достоинством труда ученого является простота и доступность изложения. Несмотря на то, что в своем учении о красноречии автор приводит правила, по которым следует составлять тексты к публичным выступлениям и художественную прозу, понимать их было очень легко.

вклад ломоносова в русский язык

Структура книги

Труд М. В. Ломоносова написан более чем на 300 страницах. Пересказать его достаточно сложно. Отметим основные части книги:

  1. Правила риторики.
  2. Требования к лектору и оратору.
  3. Примеры, в т. ч. из поэзии.

В своей книге по ораторскому искусству ученый пишет о том, что все публичные выступления должны строиться на логике, излагаться грамотно, литературным языком. Каждому выступающему необходимо тщательно составлять речь, подкреплять свои слова примерами.

Ученый считал, что любой человек в состоянии заниматься развитием красноречия. Каждый может научиться искусству оратора.

Открытия Ломоносова в риторике и русской грамматике

До Михаила Васильевича проблемами красноречия в России практически никто не занимался. Во всяком случае, никто не пытался создать ни учебник риторики, ни какое-либо другое практическое руководство.

До издания этой работы об ораторском искусстве, грамматике, риторике говорилось только в рукописях на церковно-славянском языке и латыни.

Ученый первым обратил внимание на проблемы составления письменных и устных текстов, затрагивающих преимущественно общественные, религиозно-философские, государственные темы.

В своем учебнике по риторике автор выделял несколько крупных блоков. Первым можно отметить ораторию, т. е. рекомендации и наставления к созданию публичных речей. Следующий блок – собственно, риторика. Ломоносов приводит общие правила красноречия, касающиеся создания текстов и художественной прозы. Еще один блок - о поэзии. Здесь автор излагает свое видение процесса сочинения стихов и других рифмованных произведений.

риторика учебник

Элементы "Риторики"

Этот блок включает в себя три части:

  1. "Об изобретении".
  2. "Об украшении".
  3. "О расположении".

Способ построения структуры книги Ломоносов объясняет следующим образом. Автор говорит о том, что риторика – это наука, занимающаяся изучением красноречия в целом. В этой науке он видит правила 3-х родов: "Первые показывают, как изобретать оное, что о предложенной материи говорить должно; другие учат, как изобретение украшать; третьи наставляют, как оное располагать надлежит, и посему разделяется риторика на три части - на изобретение, украшение и расположение".

Ключевые теоретические аспекты риторики Ломоносов подкрепляет цитатами из трудов известных древнегреческих и древнеримских писателей, авторов Средневековья, нового времени. Кроме этого, ученый приводит множество собственных примеров, поэтических в том числе.

Правила публичного выступления

В труде Ломоносова содержатся мысли автора о способностях лектора, его поведении перед аудиторией. Выделим ключевые рекомендации о публичных выступлениях.

По мнению Ломоносова, речь оратора/лектора должна быть грамотно написана, логично изложена. В ней следует использовать литературные обороты. Необходимо не только тщательно отбирать текст, но и правильно располагать его элементы. Что касается примеров, подтверждающих мысли выступающего, то они не должны быть случайными. Их тоже следует выбирать и готовить заранее.

Ломоносов приводит следующие рекомендации выступающему:

  1. В подробном описании элементов предмета, его свойств, разных обстоятельств, событий и пр. необходимо использовать "слова избранные" и избегать "весьма подлых", поскольку они нивелируют важность и силу даже самого лучшего выступления. Проще говоря, следует говорить грамотно, не использовать слова, несущие негативные эмоции.
  2. О хороших мыслях и идеях следует говорить сначала, в середине – о тех, что лучше, а в самом конце выступления нужно излагать самые хорошие, чтобы аудитория сразу почувствовала силу и важность речи, которые к концу будут возрастать.

Эмоциональная составляющая выступления

Отдельно Ломоносов рассматривает в своей книге вопрос о том, как пробудить в слушателях те или иные чувства: ненависть и любовь, страх и радость, гнев и благодушие. Автор справедливо считал, что воздействие эмоциями может оказаться сильнее строгого логического построения слов.

риторика и ораторское искусство

Ломоносов говорил о том, что несмотря на то, что доводы могут указывать на справедливость тех или иных умозаключений, выступающему необходимо пробудить у слушателей интерес к теме. Зачастую лучшие доказательства не имеют достаточно силы для склонения аудитории в сторону оратора. В таких случаях лучшим помощником выступающего может стать эмоционально окрашенный призыв слушателей.

"Страсть к теме"

Чтобы заинтересовать слушателей, выступающему необходимо разбираться в нравах и характерах людей, понимать, от какой идеи или представления возбуждается страсть к теме. Как пишет Ломоносов: "Изведать чрез нравоучение глубину сердец человеческих".

Страстью ученый называл сильную чувственную "охоту или неохоту". Возбуждение и утоление страстей связано с:

  • состоянием выступающего;
  • состоянием аудитории;
  • силой и действием красноречия.

По мнению Ломоносова, заинтересовать слушающих может добросердечный, совестливый человек, а не лукавый и легкомысленный, пользующийся любовью людей. Важно, чтобы оратор сам искренне интересовался темой.

Кроме этого, выступающий должен учесть пол, возраст, образование, воспитание слушателей и многие другие моменты.

Управление голосом

Перед произнесением слова выступающий должен привести его в соответствие с темой. Это значит, что звук голоса должен согласовываться с содержанием речи. Для этого выступающему надлежит научиться управлять тембром, тоном (повышать либо понижать его). Другими словами, радостные вести нужно нести с радостью, печальные – с печалью. Если же речь выступающего выражает прошение, то голос нужно делать "умильным". Высокие слова следует произносить гордо, с пафосом, сердитые – гневным тоном.

книги по ораторскому искусству

Автор предостерегает выступающего от слишком быстрой или протяжной речи. В первом случае слушателям будет непонятно, о чем речь, а во втором – станет скучно.

"Украшение" речи

По мнению автора, оно заключается в чистоте стиля, плавном течении слова, силе и великолепии фраз. Чистота стиля зависит от уровня знания языка. Для его повышения необходимо читать больше хороших книг, общаться с людьми грамотными, образованными.

Говоря о "плавности слова", Ломоносов рекомендует обращать внимание на количество слов в предложении, чередование ударений. Автор советует воздействовать на слушателей каждой буквой или их сочетанием. В речи оратора должны присутствовать аллегории, гиперболы, поговорки, пословицы, метафоры, крылатые выражения или цитаты из известных произведений. Вместе с тем Ломоносов призывает не забывать о мере в использовании художественных форм.

Структурирование текста

Отдельную часть книги Михаил Васильевич посвятил размещению идей и частей материала. Автор рекомендует так располагать элементы текста, чтобы в целом речь произвела на слушателей должное впечатление.

Нет никакой пользы, по мнению ученого, в огромном множестве идей, если располагаются они несистемно. Тут же автор приводит ассоциацию с военным искусством. "Искусство храброго вождя, - пишет Ломоносов, - состоит не только в выборе мужественных и добрых воинов, но и не меньше зависит от приличного установления полков". Сказанное автор разъясняет многочисленными примерами.

Успех Ломоносова-оратора

Современники ученого с восхищением отзывались о его способностях. Ломоносов с успехом пользовался своими рекомендациями в собственных выступлениях. Талант ритора признавали не только друзья ученого, но и его недруги. Так, к примеру, Шумахер однажды написал: "Очень я желал бы, чтобы не Ломоносов произнес речь в будущее торжественное заседание, но не знаю такого между нашими академиками. Оратор должен быть смел и некоторым образом нахален. Разве у нас есть кто-либо другой в Академии, который бы превзошел его в этом качестве?". Во фразе явно видна враждебность, но и просматривается невольное восхищение ораторскими способностями Ломоносова.

Речи ученого пользовались большой популярностью – на лекциях и выступлениях всегда было огромное количество слушателей. Как вспоминал Н. И. Новиков (известнейший русский просветитель), слог Ломоносова отличался твердостью, чистотой, громкостью. Вместе с тем, отмечает автор, нрав ученого был веселым: он всегда говорил остроумно, коротко, частенько шутил.

учение о красноречии

Примером успеха Ломоносова-оратора является его выступление со "Словом о пользе химии". Ученый обладал удивительной способностью интересно, образно говорить о научных достижениях, доступным языком объяснять ранее неизвестные вещи и процессы. Со "Словом о пользе химии" Ломоносов выступал в публичном собрании Академии наук в 1751 году. Начиналась речь с того, что автор с восхищением говорит о людях, приносящих пользу обществу "трудами приятными и беспорочными". Речь идет, главным образом, о научных деятелях, для которых процесс познания – полезное и приятное упражнение. "Учение" Ломоносов считал способом открытия красоты вещей, различий действий, свойств. Человек, обогащающийся знаниями, считал ученый, никого не обидит тем, что приобретает "неистощимое и принадлежащее всем сокровище".

Михаил Васильевич всегда акцентировал внимание на пользе познания. Он говорил о том, что знания должен приобретать каждый, поскольку образованный человек отличается от невежественного только в лучшую сторону. Ломоносов всех призывал учиться. В подтверждение своих слов ученый сразу же приводит примеры. К примеру, он сравнивает двух людей, один из которых в состоянии только назвать все предметы и явления, находящиеся в его поле зрения. Другой же, более образованный, способен не только их назвать, но и объяснить их особенности и свойства. Более того, грамотный человек "и чувствам нашим отнюдь не подверженные понятия ясно и живо словом изображает". Один, например, и по пальцам считать не умеет, а другой определяет величину без специальных приспособлений, расстояния большие высчитывает не только на земле, но и на небе. На основании примеров ученый тут же делает вывод: " Не ясно ли видите, что один почти выше смертных жребия поставлен, другой едва только от бессловесных животных разнится". Ломоносов считает, что образованный человек не пребывает в унынии, так как знание радует его. Необразованный же индивид живет в "мрачной ночи невежества".

Заключение

Ломоносова справедливо называют "отцом русского красноречия". Михаил Васильевич действительно был человеком уникальным, высокообразованным. Он всегда стремился получить новые знания, использовал для этого любую возможность.

труды м в ломоносова

Большое влияние на ученого оказали годы пребывания его в Германии. В 1736 г. он отправился туда на обучение. Спустя 4 год отправился путешествовать по Германии. В 1745 году Ломоносов вернулся в Россию и начал преподавательскую деятельность. Параллельно ученый работал над своей "Риторикой" и другими книгами.

Успехи Ломоносова в науках были настолько велики, что в 1764 году его лично посетила Екатерина II.

Все книги ученого, вся его научная деятельность были направлены на улучшение жизни в России. Ведь сам он был из семьи крестьян и не понаслышке знал об уровне грамотности простого народа. Ломоносов стремился привить любовь к образованию, познанию всем слушателям его лекций. Его вклад в развитие отечественных наук, бесспорно, бесценен. Многие правила и рекомендации, которые разработал Ломоносов, можно и даже нужно применять сегодня. Особенно они актуальны для тех людей, деятельность которых связана с общением, среди которых лидеры и члены политических партий, руководители предприятий, работники сферы обслуживания и других экономических отраслей.

Читайте также: