Нужно ли нумеровать должностные инструкции

Обновлено: 16.06.2024

При оформлении должностной инструкции следует учесть, что текст ее не должен быть слишком большим. Если документ расположен на нескольких страницах, каждая из них должна быть обязательно пронумерована.

Где должна находиться должностная инструкция?

Первый экземпляр должностной инструкции на каждого работника хранится в отделе кадров, второй — у руководителя подразделения, третий — у работника. Должностные инструкции разрабатывают в соответствии с положением о подразделении.

Где должны быть прописаны должностные обязанности работника?

Должностные обязанности работника прописаны в должностной инструкции, и она является приложением к трудовому договору. Тогда целесообразно вносить изменения одновременно в трудовой договор и в должностную инструкцию путем подготовки дополнительного соглашения.

Где должны быть прописаны должностные обязанности?

Должностные обязанности работника прописаны в должностной инструкции, и она является приложением к трудовому договору. Тогда целесообразно вносить изменения одновременно в трудовой договор и в должностную инструкцию путем подготовки дополнительного соглашения.

Где должны находиться должностные инструкции?

Первый экземпляр должностной инструкции на каждого работника хранится в отделе кадров, второй — у руководителя подразделения, третий — у работника. Должностные инструкции разрабатывают в соответствии с положением о подразделении.

Для чего составляется должностная инструкция?

Должностная инструкция содержит информацию для проведения обоснованного отбора работников при найме, оценке уровня соответствия кандидатов на вакантные должности. Должностные инструкции используются при ранжировании работ/должностей и последующей разработке внутрифирменных систем оплаты труда.

Для кого нужна должностная инструкция?

В трудовом законодательстве нет статьи, которая обязывает писать должностные инструкции для сотрудников. Они нужны только госорганам, частным охранникам, врачам и фармацевтам. В них указывают список задач сотрудников, которые уже есть в трудовом договоре, но инструкции помогут распределить задачи и пригодятся в суде.

Где хранится оригинал должностной инструкции?

Где должны храниться должностные инструкции сотрудников

Должностные инструкции (далее также — ДИ) сотрудников обычно хранятся по месту нахождения организации-работодателя. Конкретное место хранения работодатель может определить самостоятельно, т. к. специальных рекомендаций на этот счет компетентные госорганы не дают.

Где найти должностные инструкции?

Первый экземпляр должностной инструкции каждому работнику хранится в отделе кадров, второй — у руководителя подразделения, третий — у работника.

Как вносятся дополнения в должностные инструкции?

Дополнения к должностной инструкции (образец) вносятся в любое время. Работодателю достаточно издать приказ и ознакомить с ним сотрудников под расписку. Вручать уведомление работника об изменении должностной инструкции (образец) при таком варианте не потребуется.

Как нумеровать книгу учета движения трудовых книжек?

В том случае, если в книге учета нет нумерации страниц, работодатель должен сделать это сам. Как нумеровать книгу учета движения трудовых книжек? Это нужно сделать шариковой ручкой, цифры указываются внизу страницы в правом углу. На обложке в конце книги необходимо зафиксировать общее количество страниц и заверить.

Связанные вопросы

Ефремов Б. Адвокат

Как нумеровать приказы в новом году?

Нужно ли каждый год нумеровать документы заново

И первый документ в новом году всегда будет иметь номер 1. Все распоряжения должны создаваться в хронологическом порядке, не допустимо пропускать порядковые номера приказов или издавать их задним числом.

Данилов О. Адвокат

Как обновить должностные инструкции?

Чтобы ее дополнить, работодателю достаточно в любое время издать приказ об изменении должностной инструкции. Ознакомить с ним сотрудника под роспись (ст. 8 ТК РФ,). Согласие сотрудника в этом случае не требуется.

Назаров Г. Адвокат

Как правильно нумеровать инструкции по охране труда?

Я бы советовал вам нумеровать инструкции по такому принципу: в начале ставить код подразделения, например 01 сад, 02 школа, 03 инструкции по технике безопасности. А далее уже идут номера инструкции, например: инструкция по охране труда для воспитателя № 01.05.

Мельник Л. Адвокат

Как присваивается номер должностной инструкции?

в нашей организации должностные инструкции не регистрировались и не нумеровались. оказалось, что нумерация обязательна. Должностные инструкции регистрируются на регистрационно-контрольных карточках или в журнале регистрации внутренних документов после их утверждения.

Нестеров И. Адвокат

Какие документы должны быть в медицинской организации?

Устав, положения (о медицинской организации, ее структурном подразделении, коллегиальных и совещательных органах и т.д.), штатное расписание, правила внутреннего распорядка, инструкции должностные и по отдельным видам деятельности.

Филиппова В. Юрист

Какие документы должны быть в организации по пожарной безопасности?

В перечень таких документов может входить:

  • общая инструкция о правилах и мерах пожарной безопасности
  • должностные инструкции на отдельных сотрудников организации
  • инструкции по безопасности в отдельных помещениях и зонах
  • положения о правила проведения пожароопасных работ
  • инструкции о порядке действий персонала при возникновении пожара

Лапин Б. Юрист

Какие документы должны быть в учреждении по защите персональных данных?

К ним относятся положения, должностные инструкции, акты, приказы, уведомления, письма. Технологические инструктивные документы по защите персональных данных в организации отражают систему защиты конфиденциальных сведений о работниках. К ним относят: перечни, инструкции по обработке и защите ПДн.

Иванова И. Юрист

Каким документом утверждаются должностные инструкции?

Должностные инструкции разрабатываются в индивидуальном порядке в соответствии со штатным расписанием предприятия и утверждаются приказом руководства – без этого документа они не вступают в законную силу.

Лапин М. Юрист

Каков срок хранения должностных инструкций?

Должностные инструкции работников организации должны храниться в организации 50 лет (утвержденные после 2003 года), 75 лет (утвержденные до 2003 года) (п.

Сысоев В. Юрист

Как утвердить должностную инструкцию?

Колобов И. Пользователь

Как часто должна пересматриваться должностная инструкция?

Должностные инструкции должны пересматриваться не реже одного раза в три года. В случаях реорганизации подразделения, изменения функций и должностных обязанностей работников, методов и средств их выполнения должностные инструкции должны перерабатываться и переутверждаться в установленном порядке.

Шаров О. Пользователь

Как часто можно вносить изменения в должностную инструкцию?

Белов A. Пользователь

Как часто нужно менять должностные инструкции?

Должностные инструкции должны пересматриваться не реже одного раза в три года. В случаях реорганизации подразделения, изменения функций и должностных обязанностей работников, методов и средств их выполнения должностные инструкции должны перерабатываться и переутверждаться в установленном порядке.

Лапин Г. Пользователь

Как часто необходимо пересматривать должностные инструкции?

Должностные инструкции должны пересматриваться не реже одного раза в три года. При необходимости (в случаях изменения структуры предприятия, методов управления, изменения зоны обслуживания, условий эксплуатации энергооборудования и пр.)

Потапов Н. Пользователь

Как часто можно менять должностные инструкции?

Николаев Б. Гость

Какие документы Смк разрабатываются на основании положения о структурном подразделении?

На основании Положения о структурном подразделении разрабатываются положения входящих в него структурных единиц, а также должностные инструкции сотрудников подразделения.

Руднева И. Гость

Какие документы по уровням управления регулируют работу с документами?

Документы, регламентирующие работу компании, — основные документы организации. К ним относится устав, положение о предприятии, положение о структурных подразделениях, штатное расписание, должностные инструкции и договоры.

Щукин М. Гость

Кто утверждает должностную инструкцию?

Разрабатывают должностные инструкции кадровики, юристы, секретари, руководители и сам работник. О том, как это выглядит на практике, проще всего рассказать на примере.

Петрова Д. Гость

Кто утверждает должностные инструкции в школе?

Должностная инструкция оформляется и разрабатывается под руководством опытного сотрудника кадровой службы. Руководитель предприятия приказом назначает тех, кто разрабатывает должностные инструкции в организации. После чего своим приказом утверждает документ, и он вступает в законную силу.

Давыдова И. Гость

Кто утверждает должностные обязанности должностных лиц?

Должностная инструкция — документ, регламентирующий производственные полномочия и обязанности работника. Должностные инструкции разрабатывает руководитель подразделения своим непосредственным подчиненным. Должностные инструкции должности, находящиеся непосредственно в его подчинении, утверждает руководитель организации.

Доронин Б. Гость

Кто утверждает инструкции по охране труда РБ?

Инструкции по охране труда утверждает руководитель организации или его заместитель, в должностные обязанности которого входят вопросы организации охраны труда (п. 25 Инструкции № 176).

Брагин Б. Гость

Кто должен подписывать должностные инструкции в организации?

Издавать приказ об утверждении должностных инструкций необязательно. Достаточно грифа утверждения на самой инструкции – с указанием даты подписания директором или иным уполномоченным должностным лицом.

Харитонов Н. Гость

Кто должен разрабатывать должностные инструкции в РБ?

Законодательство прямо не определяет круг лиц, которые должны разрабатывать инструкции. Обычно этим занимается руководитель структурного подразделения, в штат которого включена соответствующая должность, поскольку именно он наиболее осведомлен о должностных обязанностях своих подчиненных.

Григорьев Д. Гость

Кто должен разрабатывать должностные инструкции?

Должностные инструкции разрабатывает руководитель подразделения своим непосредственным подчиненным. Должностные инструкции должности, находящиеся непосредственно в его подчинении, утверждает руководитель организации. Другим должностям инструкции утверждают соответствующие заместители по функции.

Щербаков Г. Гость

Кто должен согласовывать должностные инструкции?

Если нет ни того, ни другого, то в этом случае должностные инструкции визируются руководителем кадровой службы, руководителем структурного подразделения и, если должностную инструкцию утверждает руководитель организации, - заместитель руководителя, курирующий структурное подразделение.

Иванов В. Гость

Кто должен составлять должностные инструкции?

Бойко A. Гость

Кто должен утверждать должностные инструкции?

Должностные инструкции разрабатывает руководитель подразделения своим непосредственным подчиненным. Должностные инструкции должности, находящиеся непосредственно в его подчинении, утверждает руководитель организации. Другим должностям инструкции утверждают соответствующие заместители по функции.

Сорокин М. Гость

Кто проверяет должностные инструкции?

Юрист проверяет должностные инструкции на соответствие законодательству и требованиям охраны труда, а также уточняет, согласуются ли их положения с локальными нормативными актами и трудовыми договорами сотрудников. в силу с момента ее утверждения и действует до замены новой должностной инструкцией.

Баранов Г. Гость

Можно ли выносить дисциплинарное взыскание?

Кроме того, любое дисциплинарное взыскание, в том числе выговор, работодатель вправе выносить только в случае, если сотрудник не исполнит или исполнит некорректно свои должностные обязанности. Однако данные обязанности должны быть где-то зафиксированы: в контракте, должностной инструкции, правилах трудового распорядка.

Савельев Н. Гость

Кто может согласовывать должностные инструкции?

Должностная инструкция согласовывается с соответствующими юридическими отделами (юрисконсультами) организации.

Антонова Л. Гость

Какие разрешения нужны для магазина?

Заключение от Пожарной инспекции Разрешение Санэпиднадзора Трудовые договоры с сотрудниками и должностные инструкции Алкогольную лицензию, если планируете продавать спиртные напитки (только для ООО)

Романова Е. Гость

Кто оформляет должностные инструкции?

Должностные инструкции оформляют и разрабатывают под руководством опытного сотрудника кадровой службы. Самостоятельно специалисту кадровой службы трудно учитывать все специфические особенности трудовой деятельности того или иного сотрудника.

Никитин A. Гость

Кто разрабатывает должностные инструкции в школе?

Должностные инструкции обычно разрабатываются администрацией, каждый заместитель директора разрабатывает инструкции для сотрудников тех должностей, деятельностью которых он непосредственно руководит в школе. Должностные инструкции утверждаются директором образовательного учреждения, согласовываются профкомом.

Андреева И. Гость

Кто разрабатывает должностные инструкции на предприятии Украина?

Проект должностной инструкции работника разрабатывает непосредственный руководитель при методической и консультационной поддержки кадровой службы. Далее этот документ подают на согласование в кадровой и юридической служб предприятия.

Гусева Е. Гость

Кто разрабатывает и утверждает должностные инструкции?

Должностные инструкции разрабатывает руководитель подразделения своим непосредственным подчиненным. Должностные инструкции должности, находящиеся непосредственно в его подчинении, утверждает руководитель организации.

Степанова Б. Гость

Кто подготавливает должностные инструкции?

Должностная инструкция — документ, регламентирующий производственные полномочия и обязанности работника. Должностные инструкции разрабатывает руководитель подразделения своим непосредственным подчиненным. Должностные инструкции должности, находящиеся непосредственно в его подчинении, утверждает руководитель организации. Другим должностям инструкции утверждают соответствующие заместители по функции. Первый экземпляр должностной инструкции каждому работнику хранится в отделе кадров, второй — у руководителя подразделения, третий — у

Александрова М. Гость

Кто составляет и подписывает должностные инструкции?

Должностную инструкцию, как правило, подписывает ее составитель (например, специалист по кадрам, руководитель структурного подразделения).

Максимов Л. Гость

Куда девать старые должностные инструкции?

Удобнее всего хранить актуальные должностные инструкции в кадровой службе: на ней лежит обязанность занакомить вновь принимаемых сотрудников с инструкциями. Вместе с тем ДИ могут передаваться на хранение и в иные организации, например: в архивы; фирмы, предоставляющие услуги по хранению документов, и т.

Цветков Г. Гость

Кто должен визировать должностные инструкции?

Должностную инструкцию вы согласовываете с юридической службой вашей организации для проверки ее на соответствие законодательству и требованиям охраны труда, основным положениям трудового договора сотрудников. Юрист визирует инструкцию.

Овчинников И. Гость

Кто отвечает за должностную инструкцию?

Должностные инструкции разрабатывает руководитель подразделения своим непосредственным подчиненным. Должностные инструкции должности, находящиеся непосредственно в его подчинении, утверждает руководитель организации. Другим должностям инструкции утверждают соответствующие заместители по функции.

Носов И. Гость

Нужно ли Переутверждать должностные инструкции?

Исаев Г. Гость

Нужны ли должностные инструкции на предприятии?

В трудовом законодательстве нет статьи, которая обязывает писать должностные инструкции для сотрудников. Они нужны только госорганам, частным охранникам, врачам и фармацевтам. Все остальные могут работать без инструкций. В них указывают список задач сотрудников, которые уже есть в трудовом договоре, но инструкции помогут распределить задачи и пригодятся в суде.

Дмитриева A. Гость

Нужно ли подписывать должностные инструкции?

Нет, не нужно, если речь не идёт о гос. органах. Закон не регулирует порядок составления должностной инструкции, поэтому работодатель решает это самостоятельно. На практике должностную инструкцию оформляют как приложение к трудовому договору или как самостоятельный документ.

Тетерин В. Гость

Нужно ли прошивать должностные инструкции?

Законодательно таких требований нет, но рекомендуется прошивать должностные инструкции. Чтобы избежать разногласий, прошейте и пронумеруйте должностную инструкцию. На обороте последнего листа сделайте запись о количестве листов инструкции и заверьте ее у руководителя организации.

Коновалов В. Гость

Нужно ли прошивать журнал инструктажа на рабочем месте?

Требование содержится в некоторых межотраслевых/отраслевых правилах. Например, в Межотраслевых правилах по охране труда на автомобильном транспорте есть требование сшивать, нумеровать и скреплять печатью журнал регистрации инструктажа на рабочем месте. Если же такого требования нет, прошивать журналы не нужно.

Никитина A. Гость

Нужно ли прошивать книгу жалоб и предложений?

Полякова Н. Гость

Нужно ли разрабатывать должностные инструкции?

Закон не обязывает оформлять должностные инструкции для сотрудников организации (исключения составляют государственные органы). При этом есть веские аргументы в пользу того, чтобы оформлять их и в коммерческих организациях.

Виноградова Н. Гость

Нужно ли подписывать приложения к иску?

это называется "заверять", а не "подписывать". нумеровать приложения не нужно. перечислить в исковом - нужно. предвосхищая следующие вопросы, скажу: при сдаче документов в суд нужно иметь копию искового, вам проставят на нем отметку о принятии.

Медведев В. Гость

Нужно ли регистрировать должностные инструкции?

Крюков Г. Гость

Нужно ли согласовывать должностные инструкции с профсоюзом?

В ТК РФ нет требования согласовывать с профсоюзным комитетом при утверждении должностной инструкции. В то же время такое требование может быть предусмотрено коллективным договором, и (или) локальным нормативным актом работодателя.

Должностная инструкция – это локальный документ распорядительного характера, фиксирующий обязанности трудящихся. Перечень этот зависит от множества факторов: особенности производственного процесса, требования к должности, степень ответственности сотрудников.

Функции

ДИ характеризуется этими функциями:

  • Определение требований к квалификации, к конкретной должности. В числе этих требований может быть образование, необходимость в специальной подготовке, опыт работы на той же должности.
  • Установление обязанностей. В числе обязанностей может быть перечень исполняемых работ, объем работы, степень ответственности сотрудника.

Цели формирования инструкции:

  • Документ является основанием для отказа в приеме на должность. В частности, работодатель может отказать соискателю, если тот не отвечает квалификационным требованиям.
  • Распределение профессиональных функций между штатом сотрудников.
  • Оценка качества деятельности работника на протяжении испытательного срока.
  • Оценка качества исполнения сотрудником своей работы.
  • Установление несоответствия сотрудника занимаемой им должности.

На основании положений должностной инструкции работодатель может накладывать на сотрудника дисциплинарное взыскание. Основание для его наложения – невыполнение или ненадлежащее выполнение своих рабочих функций.

Формы должностной инструкции

Существует 2 формы должностных инструкций:

  • Типовая. Касается определенной должности. Такая инструкция является универсальной. То есть, она относится ко всем сотрудникам, работающим на одной и той же должности. С документом нужно ознакомить работников под роспись. Должностные обязанности в инструкции и трудовом договоре должны совпадать.
  • Отдельная. Оформляется отдельным документом. В нем прописываются должностные инструкции, особенности взаимодействия, подчиненность. Бумага является приложением к трудовому соглашению. В этом соглашении также указываются обязанности сотрудника. Но они должны быть прописаны со ссылкой на должностную инструкцию.

Типовая форма более удобна. Позволяет уменьшить документооборот.

Разделы инструкции

Инструкция подразделяется на различные разделы. Рассмотрим их особенности.

Общие положения

В этом разделе прописывается основная информация:

  • Должность сотрудника.
  • Наименование подразделения.
  • Подчиненность сотрудника.
  • Порядок назначения на должность и отстранения от нее.
  • Особенности замещения основного сотрудника временным.
  • Требования к подготовке и знаниям: образование, опыт.

Необходимо также указать перечень нормативных актов, на основании которых работает сотрудник (ТК, внутренние акты, приказы и прочее).

Задачи

В этом разделе фиксируются задачи сотрудника, работающего на определенной должности. Указывается участок работы.

Обязанности

Указываются обязанности работника на определенной должности. Они могут быть специфическими и типовыми, универсальными. Рассмотрим универсальные обязанности:

  • Соблюдение сроков подготовки документации.
  • Следование правилам взаимодействия в коллективе.
  • Соблюдение внутреннего распорядка.

Для некоторых должностей принципиальным является обязанность по соблюдению конфиденциальности информации.

Права

Здесь перечисляются права сотрудника, необходимые для исполнения должностных обязанностей. К примеру, это могут быть следующие права:

  • Принятие решений в установленных рамках полномочий.
  • Получение конфиденциальных сведений, если они нужны для исполнения должностных функций.
  • Согласование и утверждение документации.

В этом разделе имеет смысл зафиксировать порядок реализации этих прав.

Ответственность

Здесь фиксируются формы ответственности сотрудника за неисполнение должностных требований и положений. На работника могут накладываться различные виды ответственности: материальная, административная и прочее.

Взаимодействие

Здесь фиксируется порядок взаимодействия сотрудника с подразделениями/ руководством.

Утверждение

Инструкции обычно создаются кадровым отделом. На документе ставится подпись руководителя отдела. Рекомендуется согласовать его с руководителями подразделений, где работает сотрудник, для которого формируется инструкция. Документ утверждается руководителем компании.

После того, как инструкция утверждена, нужно ознакомить с ней сотрудника под роспись. Работник ставит свою роспись в одном из следующих мест:

  • Отдельный лист под роспись.
  • Специальный журнал.
  • Графа в самой инструкции.

Ознакомление может подтверждаться и иными способами, если они не противоречат закону.

Должностные инструкции: Что? Как? Зачем?

Все мы очень любим определенность, особенно если речь идет о работе. Занимая вакантную должность в компании, мы прежде всего расчитываем получить четкие и понятные разъяснения относительно будущих обязанностей, прав и возможностей. И это вполне резонно: ни один человек не сможет работать по-настоящему эффективно, не зная, что именно от него требуется и что он за это получит.

Чем четче и подробнее компания опишет свои ожидания от сотрудника, тем лучше будем всем.

Что такое должностная инструкция

Должностная инструкция — это документ, который определяет обязанности работника компании на занимаемой должности, его полномочия, ответственность, права, требования к его квалификации и формы его поощрения. Стоит отметить, что инструкция пишется не на конкретного человека, а на должность, то есть она не именная.

Должностные инструкции разрабатывают и согласовывают с юристами (юридическим отделом) руководители отделов или их заместители. Также должностная инструкция может быть разработана кадровой службой. В таком случае их необходимо согласовывать с соответствующими подразделениями или должностными лицами, курирующими соответствующее направление организации.

Инструкция обязательно составляется в трех экземплярах: один экземпляр хранится в отделе кадров, второй — у руководителя отдела, третий — у работника. Совокупность должностных инструкций должна охватывать все функции отдела и равномерно распределять нагрузку между работниками с учетом их квалификации. Контроль обеспечения организации должностными инструкциями лежит на начальнике отдела кадров.

Как написать должностную инструкцию

Нет ни единого правового акта, устанавливающего порядок составления должностной инструкции, ни стандарта, регламентирующего содержание и процедуру разработки должностной инструкции. Однако есть несколько рекомендаций по написанию и пунктов, общих для всех инструкций.

Во-первых, при составлении должностных инструкций необходимо принимать во внимание уставные документы учреждения, в которых описаны его задачи и функции, имеющиеся квалификационные характеристики и требования к должности, нормативы трудозатрат на выполнение работы.

Во-вторых, при распределении между работниками обязанностей не должно быть их дублирования, должна сохраняться последовательность выполнения работ, при этом более сложные операции должны закрепляться за работниками с более высокой квалификацией.

В-третьих, каждый работник должен быть наделен всеми полномочиями и правами, необходимыми и достаточными для успешного выполнения возложенных на него обязанностей.

В-четвертых, у работника должен быть только один непосредственный начальник. Наличие двух и более руководителей приводит к снижению работоспособности и подчиненного, и руководителей.

Обычно должностная инструкция содержит пять разделов:

1. Общие положения:

— точное и полное наименование должности работника;

— уровень оплаты труда, условий премирования, методы поощрения;

— подчиненность работника и наличие у работника подчиненных;

— порядок замещения работника в случае его отсутствия (отпуск, командировка, болезнь и т д.);

— перечень документов, которыми руководствуется работник в своей деятельности (законодательные акты РФ, устав учреждения, инструкции, рекомендации и т п.).

2. Основные задачи:

— задачи, выполнение которых возлагается на работника;

— конкретные обязанности работника, выполнение которых обеспечивает решение поставленных перед ним задач.

3. Права:

— перечень прав, предоставляемых работнику для выполнения возложенных на него обязанностей.

4. Ответственность:

— ответственность работника за невыполнение обязанностей;

— ответственность данного работника за действия его подчиненных, если таковые есть.

5. Требования к работнику:

— требования к уровню образования, квалификации, стажу работы и иным характеристикам, позволяющим успешно выполнять обязанности по должности.

Зачем нужна должностная инструкция

Без грамотно составленных должностных инструкций невозможны эффективное управление персоналом, разрешение конфликтов, связанных с расхождением в определении обязанностей работника, и деятельность организации в целом.

Ведь должностная инструкция — это:

  • основа для оценки результатов деятельности работника, информация для проведения обоснованного отбора работников при найме и оценке уровня соответствия кандидатов на вакантные должности;
  • важная информация для самого работника: в ней сообщается, по каким критериям будут оценивать результаты его труда и каких действий от него ожидают, она дает ориентиры для повышения уровня образования и квалификации работника;
  • эффективные организационные методы, помогающие наладить работу отдела;
  • документ, без которого, например, нельзя списывать в расходы амортизацию автомобиля, так как для этого использование машины должно быть прописано в должностной инструкции владельца машины или работника, которому она временно выдана в пользование.

Должностные инструкции должны быть не просто данью бюрократии, а продуманным и серьезно составленным документом, тогда они смогут выполнять свои основные функции: наладить работу в организации и помогать в решении правовых и экономических споров.

Не пропустите новые публикации

Подпишитесь на рассылку, и мы поможем вам разобраться в требованиях законодательства, подскажем, что делать в спорных ситуациях, и научим больше зарабатывать.


Что представляет собой типовая должностная инструкция? Всегда ли она нужна? Когда можно вводить новую должностную инструкцию?

Начнем с того, что в ТК РФ нет норм, прямо упоминающих должностную инструкцию.

Вместе с тем ДИ является локальным нормативным актом работодателя, регулирующим трудовые отношения, непосредственно связанные с трудовой деятельностью работника, с которым работодатель обязан ознакомить работника при приеме на работу до подписания трудового договора (ст. 68 ТК РФ).

Должностными инструкциями работодатель, в частности, закрепляет расстановку кадров, распределяет трудовые обязанности между работниками, в том числе работающими по одноименным должностям, но на разных участках работ, что позволяет не только контролировать трудовую дисциплину, но и избежать претензий контролирующих органов о дискриминации при установлении разной оплаты труда по одноименной должности (абз. 6 ч. 2 ст. 22 ТК РФ).

Например, должностные инструкции бухгалтера по разным участкам работ (бухгалтера по начислению зарплаты, бухгалтера по учету материалов, бухгалтера по расчету НДС и т.п.) позволяют обосновать установление разных окладов работникам, которые трудятся по одноименной должности бухгалтера, но выполняют разные трудовые обязанности. К работодателю в этом случае не должны предъявляться претензии о нарушении обязанности обеспечивать работникам равную плату за труд равной ценности (абз. 6 ч. 2 ст.22 ТК РФ).

Важно! Главное назначение должностной инструкции – определить работнику круг его обязанностей, прав, ответственности.

Что представляет собой типовая должностная инструкция

Должностная инструкция может являться приложением к трудовому договору или утверждаться как самостоятельный документ. В любом случае требовать от работника исполнения должностной инструкции можно лишь тогда, когда с этим документом работник ознакомлен письменно. Один экземпляр должностной инструкции должен быть вручен работнику, иначе он не сможет этот документ исполнять.

Если работник выполняет трудовые обязанности без должностной инструкции или без их конкретизации в трудовом договоре, работодателю будет сложно принудительно заставлять работника выполнять какую-то работу, привлекать его к дисциплинарной ответственности, лишать премии и т.п.

Типовая должностная инструкция состоит из нескольких разделов.

Раздел 1. Общие положения

В этом разделе приводятся требования к образованию и стажу работника.

Работодатель вправе установить в должностной инструкции квалификационные требования для кандидатов.

Так, одним из документов, устанавливающих требования к квалификации работника, является Квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и других служащих, утвержденный Постановлением Минтруда России от 21.08.1998 г. №37. Вместе с тем Квалификационный справочник не является нормативно-правовым документом, а поэтому приведенные в нем требования носят рекомендательный характер (п.2 Постановления Минтруда России от 21.08.1998 г. №37).

Раздел 2. Должностные обязанности

В этом разделе указывается функционал работника.

Должностные обязанности устанавливаются в зависимости от разряда работника, категории служащего, чина и т.п. При этом квалификация тем выше, чем выше разряд. Поэтому у рабочих или служащих одной профессии, но разных квалификаций будут различаться должностные обязанности и, соответственно, размер оклада.

Раздел 3. Права

В этом разделе описываются права, которые необходимы работнику для выполнения должностных обязанностей.

Например, работник имеет право запрашивать через непосредственного своего руководителя информацию и документы, необходимые для выполнения своих должностных обязанностей.

Раздел 4. Ответственность

В этом разделе указываются ответственность работника за несоблюдение должностной инструкции, а также иных локальных нормативных актов работодателя.

Пределы ответственности определяются должностью работника. Например, кассир несет полную материальную ответственность за вверенные ему ценности.

Новая должностная инструкция

Должностные инструкции с установленным перечнем обязанностей распространяются на вновь принятых работников, которые ознакамливаются с ними не позднее дня подписания трудового договора. Подписывая трудовой договор, стороны устанавливают конкретный объем и содержание трудовых обязанностей работника.

Согласие работника также требуется и в случае изменения его трудовой функции. По общему правилу изменение трудовой функции является изменением условий трудового договора, которое допускается только по соглашению сторон трудового договора (ст. 72 ТК РФ).

Работодатель вправе разработать новую должностную инструкцию для работника, не изменяя при этом условия трудового договора.

Судебная практика, определяя пределы внесения изменений в должностную инструкцию, исходит из того, что работодатель вправе изменить в одностороннем порядке содержание должностной инструкции, если такое изменение не касается трудовой функции работника.

Важно! При разработке должностных инструкций нужно учитывать нормы трудового законодательства и специфику деятельности компании, а не ограничиваться типовыми инструкциями, скачанными из Интернета или из справочных правовых систем.


Здесь собраны ответы на вопросы читателей о формировании личных дел работников, хранении и ознакомлении с должностными инструкциями: — в каком порядке коммерческой организации подшивать документы в личные дела? — где лучше хранить должностные инструкции и собирать подписи об ознакомлении с ними? — возможно ли принимать личные дела уволенных работников в архив в электронном виде?

Подскажите, в каком порядке подшиваются документы в личное дело сотрудника, если этот сотрудник не госслужащий? Например, сотрудник ООО.

П равила формирования личных дел для коммерческих организаций нормативно не установлены (т.к. они не обязаны их вести), поэтому почти все организации обычно придерживаются традиционно сложившихся правил, основы которых были закреплены еще Единой государственной системой делопроизводства (М., 1974), а в качестве современного примера берут основанное на этой же традиции делового оборота Положение о персональных данных государственного гражданского служащего Российской Федерации и ведении его личного дела, которое утверждено Указом Президента РФ от 30.05.2005 № 609.

В настоящее время государственные органы, органы местного самоуправления и организации предпочитают вести личные дела на все категории работников.

Личное дело представляет собой совокупность документов, содержащих сведения о работнике и его трудовой деятельности в конкретной организации. Личное дело как первичный комплекс документов формируется по принципу досье, т.е. содержит и оригиналы, и копии документов, документы с разными нормативными сроками хранения, документы, относящиеся к различным системам и подсистемам документации.

В составе личного дела документы формируются в логическо-хронологической последовательности. В отдельную папку вкладываются для каждого работника:

  • внутренняя опись документов личного дела 1 ;
  • лист ознакомления с документами личного дела (как факультативный документ);
  • дополнение к Личному листку по учету кадров (Анкете), которое является документом свободной формы: на листе бумаги может быть оформлено только название данной разновидности документа, в последующем на нем в хронологическом порядке будут фиксироваться те сведения (приказ или иной документ, дата и номер), которые дополнят или изменят анкетные данные, включая сведения об изменении фамилии, места жительства, изменениях в составе семьи, об образовании, повышении квалификации, аттестации, о временных переводах и т.п.;
  • заявление о приеме на работу/назначении на должность/заключении трудового договора (сейчас этот документ стал не обязательным к оформлению, но большинство кадровых служб просит его составлять, как и во всех других ситуациях, когда требуется письменное согласие работника);
  • Личный листок по учету кадров или Анкета установленного в организации формата с фотографией 2 ;
  • автобиография (оформляется в основном для руководителей организации; для рядовых работников – при необходимости);
  • характеристика, представление или рекомендации (факультативные документы, не являются обязательными), в особых случаях – направление на работу (для молодых специалистов, участников специальных федеральных и региональных программ обеспечения кадрами и т.п.);
  • уведомление работника о целях обработки его персональных данных;
  • согласие работника на обработку персональных данных;
  • копии документов об образовании, специальности и квалификации (возможна практика раздельного хранения копий персональных документов и вне личного дела по методике обезличивания персональных данных);
  • трудовой договор (экземпляр работодателя, на котором помимо подписи работника как стороны договора должна быть оформлена отметка о том, что он получил свой экземпляр этого документа (также под подпись));
  • соглашение о конфиденциальности/неразглашении информации, которая может стать известной сотруднику в процессе выполнения его трудовой функции (экземпляр работодателя);
  • копия приказа о приеме на работу с отметкой об ознакомлении, проставленной работником;
  • экземпляр или копия должностной инструкции с отметкой об ознакомлении и получении экземпляра/копии работником (экземпляр работодателя, при необходимости, особенно если оформляется индивидуальная должностная инструкция).

Все экземпляры документов, принадлежащие работодателю как стороне трудового договора, в настоящее время рекомендуется хранить в составе личного дела, т.к. все обязательные доказательства трудовых отношений удобнее формировать, хранить, обрабатывать и защищать информацию в одном месте.

Листы документов, собранные в комплекс в логической последовательности и необходимые для заключения трудового договора, нумеруются в валовом порядке (карандашом в правом верхнем углу), и номера листов вносятся во внутреннюю опись документов личного дела, которая начинает оформляться сразу же после заключения трудового договора.

А далее в прямой хронологической последовательности в личное дело формируются по мере их составления все документы/копии, отражающие все изменения трудового договора и развитие трудовых отношений с работником, например:

  • предложения и уведомления работодателя об изменении условий трудового договора (экземпляр работодателя с отметкой работника об ознакомлении или с актом (либо соответствующей отметкой на уведомлении) об отказе работника от ознакомления);
  • заявление работника о постоянном переводе на другую работу (т.е. письменное согласие работника);
  • дополнительные соглашения к трудовому договору (экземпляр работодателя с такой же отметкой работника о том, что он получил экземпляр документа);
  • копия приказа о постоянном переводе работника (с отметкой об ознакомлении работника);
  • акты приема-передачи дел работником по прежней и текущей должности (экземпляры работодателя с подписью работника и отметкой о том, что экземпляр акта он получил на руки);
  • другие подлинные документы или копии с подписью работника и/или его отметкой об ознакомлении, фиксирующие все аспекты трудовой деятельности работника (копии дипломов и свидетельств, выписки из протоколов аттестации.

Читайте также: