Нужно ли менять должностные инструкции при смене руководителя

Обновлено: 02.07.2024

При необходимости внести какие-либо исправления в должностную инструкцию работника предприятия от лица директора должен быть издан соответствующий приказ.

Коротко о том, что такое должностная инструкция

Должностная инструкция – это один из основных документов организации, посредством которого регламентируются функции, ответственность, права и условия работы каждого сотрудника компании. Сейчас наличие документа не является строго обязательным, тем не менее, во многих фирмах, он по-прежнему имеет распространение.

  • Бланк и образец
  • Бесплатная загрузка
  • Онлайн просмотр
  • Проверено экспертом

По каким причинам чаще всего меняется должностная инструкция

Данный документ обычно формируется непосредственно после регистрации предприятия по каждой позиции штатного расписания на неопределенный срок. В дальнейшем, как показывает практика, чаще всего должностная инструкция претерпевает изменения по следующим причинам: переменах в структуре организации (уменьшении или увеличении подразделений и отделов), сокращении персонала, перераспределении трудовых функций с целью оптимизации работы сотрудников. Также корректировка должностных инструкций может потребоваться при внесении правок в законодательство.

Для чего нужен приказ

Просто так взять и поменять какие-то строчки в должностной инструкции работника предприятия нельзя. Это довольно серьезная процедура, которая включает в себя несколько этапов и самым первым является издание приказа о внесении изменений.

Приказ – это распорядительный акт, на основании которого другие сотрудники компании реализуют начальственные указания.

Отсутствие приказа в случае проверок деятельности организации государственными надзорными органами может привести к административному наказанию директора и самого юридического лица.

Порядок внесения изменений

Как часто можно вносить изменения

Изменения в должностную инструкцию можно вносить сколько угодно раз.

Тем не менее, если правки затрагивают большой объем документа, целесообразнее, вместо редактирования старой инструкции, создать и утвердить новую.

Формат приказа

На сегодняшний день приказ о внесении изменений в должностную инструкцию, ровно как и любой другой подобный документ, можно делать в свободной форме. Однако это не касается государственных учреждений, где есть унифицированные бланки приказов и тех предприятий, руководство которых разработало и утвердило свой собственный формуляр документа – при наличии такового использовать следует именно его. При этом вид приказа должен быть обозначен в учетной политике фирмы.

Как оформить приказ, особенности документа

К оформлению приказа, так же как и к его содержанию, никаких особых требований закон не предъявляет. Это обозначает одно: составлять его можно на простом листке бумаги, при этом допустимо делать текст как отпечатанным, так и рукописным. Правда, приказ, сделанный в электронной форме, после окончательной подготовки следует обязательно распечатать, чтобы все, кого он касается, могли поставить в нем свои подписи.

Чьи автографы должны наличествовать в документе

Поскольку все приказы издаются от имени директора, он первым должен поставить под данным распоряжением свою подпись.

Кроме него в бланке должны отметиться все лица, к которым он имеет отношение, а также те сотрудники предприятия, на которых возложена ответственность за исполнение приказа. Следует сказать, что работники организации в некоторых случаях могут оставить свои автографы об ознакомлении не непосредственно в самом приказе, а в отдельном акте или ведомости (это особенно актуально в крупных компаниях, где большое количество персонала).

Печать в документе не является строго обязательным условием его подлинности, но если указание на ее применение есть в нормативно-правовых актах фирмы, то приказ все же следует завизировать при помощи штемпельного изделия.

Как учитывать и хранить

Приказ, как один из основных документов, регулирующих деятельность организации, подлежит определенному учету. Для этого сведения о нем нужно внести в специальный учетный журнал, где достаточно сделать отметку о дате его выпуска и номере. После этого готовый и подписанный всеми заинтересованными лицами бланк следует подшить туда же, где уже лежат другие аналогичные бумаги. Здесь он должен находиться в наличии на протяжении периода, установленного в законодательстве или же в течение срока, прописанного в учетной политике предприятия.

Образец приказа о внесении изменений в должностную инструкцию

Если вам надо сделать приказ о внесении изменений в должностную инструкцию, с которым вы прежде не сталкивались, изучите его образец и подробный разбор – с его помощью вы без проблем создадите правильное распоряжение.

Всю процедуру смены руководителя компании можно условно разделить на следующие шаги:

Шаг 1. Принятие решения о смене руководителя.

Шаг 2. Соблюдение формальностей трудового законодательства: расторжение трудового договора с текущим руководителем, заключение трудового договора с новым руководителем, оформление приказа и т.д.

Шаг 3. Передача новому руководителю документов и материальных ценностей компании.

Шаг 5. Уведомление банка о смене руководителя.

Шаг 6. Уведомление контрагентов о смене руководителя.

Шаг 7. Отзыв доверенностей, выданных предыдущим руководителем.

Разделение на шаги условное, т.к., например, шаги 5–7 могут выполняться параллельно и независимо друг от друга.

Как видно из приведенных выше шагов по смене руководителя компании, процедура включает в себя следующие аспекты:

(1) юридические аспекты, связанные с правильным оформлением прекращения полномочий текущего руководителя и назначения нового руководителя компании (выделены светло-зеленым в списке шагов выше);

(2) трудовые аспекты, связанные с соблюдением трудового законодательства при смене руководителя компании (выделены светло-серым в списке шагов выше); а также

(3) фактические аспекты, т.е. аспекты, связанные с действиями по фактической передаче дел новому руководителю (выделены голубым в списке шагов выше).

В данной статье мы заострим внимание на фактической передаче дел новому руководителю. Однако не нужно забывать о том, что ошибки, допущенные при соблюдении юридических формальностей, а также формальностей, связанных с соблюдением трудового законодательства, могут привести к восстановлению уволенного директора в должности.

Важно убедиться в том, что решение о прекращении полномочий текущего директора и назначении на должность нового директора принято органом, уполномоченным на принятие подобных решений в соответствии с уставом компании. Принятие решения о смене руководителя компании может быть отнесено уставом к компетенции общего собрания участников (акционеров) или совета директоров (наблюдательного совета). Таким образом, необходимо обратиться к уставу для уточнения уполномоченного органа.

В зависимости от положений устава для принятия решения о смене руководителя необходимо созвать общее собрание участников или совет директоров (наблюдательный совет) и провести заседание. При этом важно соблюсти правила созыва собрания и проведения такого заседания.

В решении уполномоченного органа (общего собрания участников/акционеров, совета директоров) необходимо как минимум отразить два вопроса:

прекращение полномочий текущего руководителя компании;

назначение нового руководителя.

Помимо вышеуказанных вопросов, в решении рекомендуется указать основание для расторжения трудового договора с текущим руководителем, а также лицо, уполномоченное на подписание трудового договора с новым руководителем.

Обратите внимание, что согласно пункту 3 статьи 67.1 ГК РФ принятие решения и состав присутствующих участников общества с ограниченной ответственностью должны подтверждаться путем нотариального удостоверения, если иной способ принятия решений не предусмотрен уставом или решением собрания, принятым единогласно.

Несоблюдение порядка созыва и принятия решения уполномоченного уставом органа (общее собрание участников, совет директоров (наблюдательный совет)) может являться основанием для оспаривания решения, принятого на таком собрании, и, как следствие, восстановления уволенного руководителя в должности[1].

Признание решения о назначении нового руководителя недействительным может привести к еще одному неблагоприятному последствию, а именно к признанию недействительными сделок, заключенных неуполномоченным лицом[2].

При смене руководителя компании важно соблюсти и требования трудового законодательства, чтобы не допустить восстановления на работе уволенного директора. Нарушение процедуры увольнения, т.е. трудовых аспектов, также может привести к восстановлению бывшего директора на работе[3].

Таким образом, полная передача дел новому руководителю невозможна без соблюдения формальностей каждого из вышеперечисленных аспектов.

Передача документов и материальных ценностей новому руководителю

Список документов, которые общество должно хранить и предоставить своим участникам (акционерам) по запросу, содержится в федеральных законах[4].

Пункт 3 статьи 29 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" предписывает обеспечить передачу документов бухгалтерского учета при смене руководителя организации. При этом порядок передачи документов определяется организацией самостоятельно.

Таким образом, российское законодательство не конкретизирует способ передачи документов новому руководителю, а также не фиксирует, какие конкретно документы и в какие сроки нужно передать. Подобные пробелы влекут за собой риск возникновения споров с уволенным директором.

Если уволенный директор не передал документы новому директору, общество или его участники могут обратиться в суд с требованием обязать уволенного директора осуществить передачу. Суды, как правило, удовлетворяют такие требования[5].

Чтобы облегчить процесс доказывания в суде того, что документы действительно были переданы директору, а также минимизировать риски, связанные с возникновением споров с директором, вопрос оформления передачи документов новому директору нужно решить еще до его назначения.

Во-первых, рекомендуется пересмотреть положения локальных нормативных актов компании. В локальном нормативном акте (например, в Положении о директоре) необходимо определить и зафиксировать перечень документов, материальных ценностей и иных вещей (печать, ключи от офиса, сейфа и т.д.), которые директор должен хранить. Важно ознакомить директора при приеме на работу с данным локальным нормативным актом под подпись в силу статьи 68 ТК РФ.

Другим вариантом является фиксация данных условий непосредственно в трудовом договоре с директором. При этом необходимо убедиться, что директор расписался в получении одного экземпляра трудового договора.

Далее в локальном нормативном акте или в трудовом договоре с директором рекомендуется прописать процедуру, а также сроки передачи документов и прочих ценностей новому директору. Кроме того, необходимо зафиксировать обязанность директора передать документы и ценности новому директору по акту приема-передачи.

Фактическая передача документов и материальных ценностей должна происходить по акту приема-передачи, где стороны (увольняющийся директор и новый директор) зафиксируют перечень передаваемых документов и ценностей, а также дату передачи. Данный акт позволит разграничить ответственность старого и нового директора, а также будет являться необходимым подспорьем в доказательной базе компании, если какие-то документы или ценности не были переданы.

Таким образом, для обеспечения передачи документов и материальных ценностей новому руководителю рекомендуется еще до назначения директора:

1) определить и зафиксировать в локальном нормативном акте или трудовом договоре перечень документов, материальных ценностей и иных вещей (печать, ключи от офиса, сейфа и т.д.), которые директор должен хранить;

2) передать директору документы, материальные ценности и прочие вещи по акту приема-передачи, чтобы зафиксировать фактическую передачу;

3) прописать в локальном нормативном акте или трудовом договоре порядок и сроки передачи документов, материальных ценностей и прочих вещей новому директору.

Если все же документы или ценности, или их часть не были переданы новому директору, истребовать их можно через суд. Кроме того, если действия или бездействие бывшего директора, не исполнившего свою обязанность по передаче документов и ценностей, повлекли убытки для компании, можно взыскать с него данные убытки[6].

Рекомендуется также на случай конфликтного увольнения директора хранить комплект учредительных документов компании (нотариально заверенные копии) у участников (акционеров) компании.

Уведомление банка о смене руководителя

Помимо фактической передачи документов и ценностей новому руководителю, необходимо позаботиться о своевременном уведомлении банка, в котором у компании открыт счет, о смене руководителя. Иначе компания рискует денежными средствами, т.к. у прежнего руководителя останется доступ к счетам компании.

Список документов, которые при этом необходимо подать в банк, рекомендуется уточнить заранее.

Как правило, это следующие документы:

(1) решение уполномоченного органа о смене директора;

(2) приказ о вступлении нового директора в должность;

(3) лист записи, подтверждающий внесение изменений в ЕГРЮЛ;

(4) карточка с образцами подписей для управления счетами.

После регистрации изменений, связанных со сменой директора, в ЕГРЮЛ рекомендуется уведомить обслуживающий банк о произошедших изменениях.

Уведомление контрагентов о смене руководителя

Помимо обслуживающего банка, о смене рекомендуется уведомить и контрагентов.

Важно это сделать не только в случаях, когда в самом договоре с контрагентом прописана обязанность компании уведомлять о смене руководителя, но и в иных случаях для исключения злоупотреблений со стороны бывшего директора.

Контрагентам обычно направляется уведомление о смене директора за подписью нового директора с приложением документов, подтверждающих вступление в должность (приказ о назначении, выписка из ЕГРЮЛ).

Следует иметь в виду, что уведомить о смене руководителя компании рекомендуется не только контрагентов, но и организации (объединения), членом которых является компания (например, ассоциации). Устав организации может предусматривать обязанность членов уведомлять уполномоченный орган организации о смене директора.

Отзыв доверенностей, выданных предыдущим руководителем

Доверенности не прекращают автоматически своего действия после смены руководителя компании. Поэтому после вступления в должность нового директора рекомендуется проверить по журналу учета доверенностей, какие доверенности следует отменить.

Исходя из положений статьи 188 и 189 ГК РФ и практического опыта, рекомендуем предпринять следующие шаги для прекращения действия действующих доверенностей компании:

(i) издать от имени директора приказ об отмене (прекращении действия) доверенностей с указанием реквизитов соответствующих доверенностей, а также имени поверенного либо об отмене всех доверенностей, выданных компанией (если конкретные сведения о доверенности отсутствуют), при этом ознакомить с этим приказом (под подпись) всех известных поверенных (включая работников компании);

(iv) сделать публикацию об отмене (прекращении действия) доверенностей в официальном издании, в котором публикуются сведения о банкротстве (в настоящее время в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 21.07.2008 № 1049-р это газета "Коммерсантъ"). В таком случае подпись на заявлении об отмене доверенности должна быть нотариально засвидетельствована. Третьи лица считаются извещенными об отмене доверенности по истечении месяца со дня указанной публикации, если они не были извещены об отмене доверенности ранее (абзац второй пункта 1 статьи 189 ГК РФ).

Необходимо отметить, что на основании статей 188 и 189 ГК РФ сведения о совершенной в нотариальной форме отмене доверенности могут быть внесены нотариусом в реестр нотариальных действий, ведение которого осуществляется в электронной форме, в порядке, установленном законодательством о нотариате. Такие сведения предоставляются Федеральной нотариальной палатой неограниченному кругу лиц с использованием сети "Интернет". При этом если третьи лица не были извещены об отмене доверенности ранее, они считаются извещенными о совершенной в нотариальной форме отмене доверенности на следующий день после внесения сведений об этом в реестр нотариальных действий.

Выводы и практические рекомендации

Таким образом, для обеспечения полной передачи дел новому директору необходимо подготовиться заранее.

Суммируем ниже то, на что необходимо обратить внимание уже сейчас, а также при непосредственной передаче полномочий новому директору:

Действия до смены директора

Проанализировать локальные нормативные акты / трудовой договор с директором, внести необходимые изменения

перечислить документы и ценности, которые должен хранить директор;

описать процедуру и сроки передачи документов и ценностей новому директору

Передать директору документы и ценности по акту

зафиксировать в акте фактическую передачу документов и ценностей директору;

указать дату передачи

Действия при передаче и после передачи полномочий новому директору

Передать новому директору документы и ценности по акту

зафиксировать в акте фактическую передачу документов и ценностей директору;

указать дату передачи

Уведомить банк о смене директора

заранее уточнить в банке список документов, необходимых для уведомления;

уведомить банк, оформить новую карточку подписей

Уведомить контрагентов и организации, членом которых является компания, о смене директора

соблюсти сроки и процедуру уведомления, указанные в договоре (если такие сроки и процедура указаны)

Отозвать доверенности, выданные предыдущим директором

проверить журнал выданных доверенностей;

издать приказ об отмене доверенностей;

уведомить поверенных об отмене доверенностей;

уведомить лиц, которые могут полагаться на отмененные доверенности, об отмене доверенностей;

сделать публикацию об отмене доверенностей

[1] См., например, апелляционное определение Верховного суда Республики Коми от 15.02.2016 по делу № 33-1009/2016, апелляционное определение Санкт-Петербургского городского суда от 09.02.2016 № 33-97/2016 по делу № 2-2555/2015, постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 01.04.2015 № Ф01-474/2015 по делу № А82-653/2014.

[2] См., например, постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 26.04.2011 по делу № А63-7298/2010.

[3] См., например, апелляционное определение Московского областного суда от 24.08.2016 по делу № 33-23178/2016.

[6] Согласно подпункту 4 пункта 2 постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 № 62 "О некоторых вопросах возмещения убытков лицами, входящими в состав органов юридического лица" недобросовестность действий (бездействия) директора считается доказанной, в частности, когда директор после прекращения своих полномочий удерживает и уклоняется от передачи юридическому лицу документов, касающихся обстоятельств, повлекших неблагоприятные последствия для юридического лица.


Руководство может смениться неожиданно. Директор может не оправдать надежд собственников, допустить нарушения, или его могут переманить конкуренты. К этому нужно подготовиться, в том числе, в части оформления требуемых документов. В этой статье наглядно рассмотрим следующие моменты:

  • как уволить прежнего директора;
  • как оформить нового директора;
  • какую информацию и каким способом подать в налоговую.

Расстаемся с предшественником

Разорвать трудовые отношения с директором можно на общих основаниях. Они приведены в статье 77 Трудового кодекса РФ.

Во-первых , руководитель может написать заявление по собственному желанию.

Во-вторых , прекратить трудовые отношения с ним можно по соглашению сторон.

Также есть дополнительные основания увольнения директора. Они перечислены в статье 278 Трудового кодекса РФ. Возможные причины увольнения следующие:

1) организация признана банкротом;

2) собственник организации или общее собрание участников решили уволить директора. Указывать, по какой именно причине принято такое решение не обязательно;

3) директор нарушил один из пунктов трудового договора, по которым он, например, должен:

  • не допускать снижения показателей экономической эффективности деятельности компании. Здесь для увольнения директора нужно будет доказать, что эффективность деятельности снизилась по его вине;
  • выполнять решения общего собрания организации;
  • не допускать долгов по зарплате работникам;
  • не допускать нарушений требований по охране труда, за которые организация может быть ликвидирована на основании решения суда или прекращена деятельность ее подразделения. Здесь также должна быть доказана вина руководителя.

Включение в трудовой договор с директором дополнительных условий его увольнения может обернуться проблемами. С одной стороны, у вас появится возможность уволить директора по статье. С другой стороны, чаще всего такие увольнения оборачиваются потом судами. Поэтому на практике рекомендуется все же договориться. Редкий руководитель будет рад испортить себе трудовую книжку увольнением по статье.

Если вы все же выбираете вариант увольнения по статье, то будьте готовы доказать, что оно было правомерно, и подтвердить это документально.

Увольнять по дополнительным основаниям нельзя, если:

  • руководитель организации является ее же единственным участником, членом организации или собственником ее имущества;
  • организацией управляет другая организация (управляющая организация) или ИП (управляющий).

Оформляем увольнение

Расторгать трудовой договор с руководителем нужно в таком порядке.

1. Руководитель пишет заявление об увольнении.

Оно оформляется на имя уполномоченного органа, в компетенцию которого входит решение вопроса о расторжении трудового договора с руководителем. В заявлении обязательно должна быть указана просьба расторгнуть трудовой договор.

Заявление нужно подать не за две недели до увольнения, как для обычных работников, а за месяц.

2. Работодатель должен принять и зарегистрировать заявление об увольнении директора.

Месячный срок предупреждения об увольнении отсчитывается со дня, следующего за тем днем, когда получено заявление.

3. Принимается решение об увольнении руководителя и о прекращении его полномочий.

Если учредителей несколько, то оформляется протокол собрания. Если учредитель один — то оформляется решение.

3. Директор передает дела и документы уполномоченному лицу или лицам, например, своему заместителю или комиссии.

Порядок передачи дел при увольнении директора законом не определен. Его можно прописать в локальном акте организации (например, в должностной инструкции директора или в положении о порядке приема-передачи дел при увольнении руководителя).

4. Издается приказ о расторжении трудового договора по инициативе работника (по собственному желанию) в последний день месячного срока предупреждения об увольнении.

С приказом увольняемый знакомится под подпись как работник, и он же подписывает его как руководитель организации. До этого руководитель организации может выпустить приказ о снятии с себя полномочий.

5. В день увольнения директора его нужно рассчитать и выдать ему трудовую книжку.

Если в этот день директора нет на работе, нужно ждать, когда он обратится за деньгами. Тогда расчет нужно произвести с момента обращения бывшего директора и не позже следующего дня после его обращения.

Трудовую книжку с внесенной в нее записью об увольнении нужно выдать директору лично. Он должен расписаться в личной карточке, в книге учета движения трудовых книжек и вкладышей в них о том, что получил свою трудовую книжку.

Также уже бывшему директору нужно оформить справку о сумме заработка за два календарных года, предшествующих году прекращения работы, а также сведения персонифицированного учета.

Если руководитель хочет получить документы, связанные с работой, и написал заявление об этом, их также нужно выдать. Это могут быть, например, копии приказов о приеме на работу и увольнении, справка о среднем заработке за последние три месяца работы, справка о периоде работы у данного работодателя.

Встречаем преемника

Кроме того, если руководитель принимается по совместительству, надо удостовериться, нет ли у него каких-либо запретов или ограничений на такую работу.

Алгоритм оформления нового руководителя

1. Перед заключением трудового договора собственник организации или ее управляющий орган должен принять решение о назначении (избрании) генерального директора (директора).

Оформляется протокол, если принято общим собранием или советом директоров, либо решение единственного участника (акционера).

2. Заключается трудовой договор с директором на основании принятого решения.

Оформляется в свободной форме приказ о назначении генерального директора. Для этого собрание управляющего органа или собственник должны единолично принять решение об издании такого приказа и о том, кому его подписать.

С руководителем, который одновременно является собственником организации, трудовой договор заключать не нужно.

3. Новый генеральный директор издает приказ о вступлении в должность.

Фактически этот документ является приказом о приеме на работу. Форму такого приказа рекомендуется утвердить в учетной политике.

Этот приказ используется для того, чтобы проинформировать, что новый директор приступил к исполнению своих обязанностей. Также этот приказ могут попросить контрагенты или банк для оформления карточки с образцами подписей и оттиска печати.

4. Сделать в трудовой книжке генерального директора запись о приеме на работу.

Для этого в трудовой книжке нужно указать:

  • название подразделения организации, если в трудовом договоре с директором есть условие о работе в конкретном структурном подразделении;
  • название должности;
  • номер и дату документа о назначении директора на эту должность.

5. Оформить личную карточку на генерального директора.

Уведомляем налоговую о переменах в руководстве

После того как новый руководитель приступил к своим обязанностям, нужно уведомить налоговую о проведенных изменениях в руководстве.

При смене руководителя организации требуется изменить сведения о нем в ЕГРЮЛ. К таким сведениям, в частности, относится ФИО и должность лица, которое может без доверенности действовать от имени организации.

В ИФНС нужно написать заявление о смене руководителя по форме № Р14001. Это заявление подается тогда, когда полномочия прежнего директора уже прекращены. Поэтому подписать его должен новый руководитель организации или иное уполномоченное лицо, которое может быть заявителем.

В ЕГРЮЛ нельзя внести только сведения о прекращении полномочий единственного руководителя организации без указания его преемника. Если директор увольняется, он не может подать в налоговую инспекцию заявление по форме № Р14001 с указанием прекращения собственных полномочий. В регистрации таких изменений будет отказано.

Нужно подать также информацию, на кого эти полномочия возложены вместо прежнего руководителя. Это связано с тем, что без единоличного исполнительного органа компания не может вести свою деятельность.

В таком случае можно, например, оформить временное замещение (исполнение обязанностей) генерального директора другим штатным работником и сообщить об этом в налоговую.

Подпись заявителя нужно заверить у нотариуса. Исключение – направление заявления в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью.

Подать данное заявление необходимо в течение трех рабочих дней с момента изменения таких сведений. Никаких других документов представлять в налоговую не нужно.

Если сведения об изменении руководителя не представлены или представлены несвоевременно, налоговая инспекция может выписать штраф до 5 000 руб.

При смене руководства также нужно заменить электронную подпись. В период со дня увольнения прежнего руководителя до замены электронной подписи нельзя подписывать документы (в т. ч. налоговую отчетность) электронной подписью прежнего руководителя. Такая отчетность будет недействительной.

Новый директор может сам заняться своим оформлением в налоговой. Как вариант, можно выдать доверенность представителю, который подает нужные документы.

Уведомить ИФНС о смене директора также можно через онлайн-портал. Для этого не нужно посещение нотариуса или налоговой. Достаточно загрузить нужные документы, заполнить заявление и подписать его электронной цифровой подписью (ЭЦП).

В отделе сократили руководителя. Вместо него взяли нового человека, назначив его руководителем этого отдела, но изменив название его должности - руководитель направления. В наших должностных инструкциях прописан прежний руководитель. Каким образом должны внести изменения в наши ДИ, как нас должны уведомить, и какие последствия, если не дадим согласия на такие изменения. ДИ является приложением к трудовому договору, это прописано в самом договоре.

Viktoriya Kochetkova

Viktoriya Kochetkova , эксперт 25 января 2019, 20:51

Я так понимаю, что произошло переименование должности руководителя отдела?

Или все-таки произошло - прежнюю должность исключили в ШР, а включили новую должность, а прежнего руководителя уволили по п.2 ст.81 ТК РФ? Что в принципе, прежний руководитель может оспорить, т.к. создание аналогичной должности, могут в суде признать именно переименованием должности, т.е. изменением определенных условий ТД.

У вас случай, как вы пишите, что ДИ это приложение к ТД, а значит, изменение ДИ, должно соблюдаться процедурой ст.74 ТК РФ.

А что такое процедура ст.74 ТК РФ?

Вы имеете право требовать, чтобы работодатель соблюдал процедуру изменения определенных условий трудового договора, установленную ст.74 ТК РФ:

  1. Должны быть причины, связанные с изменением организационных или технологических условий труда (изменения в технике и технологии производства, структурная реорганизация производства) и другие, которые работодатель укажет в уведомлении;
  2. Уведомление работодатель выдает работнику под подпись, при чем, не позднее, чем за два месяца до введения новых условий;
  3. Если работник не согласен с изменениями определенных условий трудового договора, то работодатель обязан ему предложить другую работу - как вакантную должность или работу, соответствующую квалификации работника, так и вакантную нижестоящую должность или нижеоплачиваемую работу;
  4. И только при отсутствии указанной работы или отказе работника от предложенной работы, трудовой договор прекращается в соответствии с пунктом 7 части первой статьи 77 ТК РФ;
  5. Изменение определенных условий трудового договора исключает изменение трудовой функции, т.е. перевода на другую работу (должность).

Хотя, нужно помнить, что в случае отказа от изменений определенных условий трудового договора (исключение составляет изменение трудовой функции, т.е. перевод на другую работу (должность)), вы будете уволены по пункту 7 статьи 77 Трудового кодекса Российской Федерации.

В случае прекращения ТД по указанному пункту ст.77 ТК РФ работнику выплатят выходное пособие в размере двухнедельного среднего заработка ст.178 ТК РФ.

И оформляется это в случае согласия работника, следующими документами: Изменением ДИ, допсоглашением к ТД.

Однако, применение ст.74 ТК РФ предусматривает изменение определенных условий ТД, ДИ является неотъемлемой частью ТД, а значит, является определенным условием ТД, но, с учетом тех изменений, что произошли - изменение должности руководителя, которому работники подчиняются, это не является существенным изменением для работников, существенные условия ДИ не изменились, а поэтому, считаю, что достаточно внести изменения в ДИ, и ознакомить с ними работников под роспись, проведения процедуры ст.74 ТК РФ не считаю, необходимым, как и подписание доспоглашения к ТД.

Но, вот в таких спорных ситуациях, могут быть и другие экспертные мнения, и если возникает трудовой спор, то решается он уже в суде.

Viktoriya Kochetkova

Viktoriya Kochetkova , эксперт 25 января 2019, 20:57

Что такое изменение в ДИ, как должен выглядеть этот документ:

1. Законом не установлено, это на усмотрение работодателя;

2. Это может быть именно документ, который называется - Изменение в ДИ;

3. А удобнее все-таки утвердить в ДИ в новой редакции.

Хотя, для меня в новой редакции утверждать лучше ДИ, там где меняются определенные условия ТД, где изменяются должностные обязанности, т.е. существенные условия ТД.

А в вашем случае, чтобы создавать меньше проблем, я бы утвердила именно документ- Изменение ДИ.

Решайте сами, посмотрите консультации других экспертов, в Правовых системах, рекомендации Минтруда РФ, Роструда и ГИТ.

Viktoriya Kochetkova

Viktoriya Kochetkova , эксперт 25 января 2019, 21:04

Хотя, если смотреть на картину в целом.

Был руководитель отдела, теперь руководитель направления. И если должности одну именно исключили из ШР, а включили другую должность, а значит, руководителя отдела уволили по п.2 ст.81 ТК РФ.

То, я делаю вывод, что и отдел не будет больше существовать, т.к. работники отдела вряд ли подчиняются руководителю направления, которые к их отделу не имеет никакого отношения. А значит, отдел будет либо исключен из ШР, а включено направление такое-то, либо отдел будет переименован.

А это уже существенное изменение для работников, а значит, это либо процедура сокращение штата п.2 ст.81 ТК РФ, либо процедура переименование, т.е. изменение определенных условий ТД ст.74 ТК РФ.

А соответственно, сначала нужно привести в соответствие ШР, и должности всех работников, а только потом вносить изменения в ДИ.

И вот в этом случае, изменение ДИ будет уже только с соблюдением процедуры ст.74 ТК РФ, т.к. будет затрагивать не только наименование должности руководителя, которому подчиняются работники.

Viktoriya Kochetkova

Viktoriya Kochetkova , эксперт 25 января 2019, 21:09

Я не считаю, что вы мне предоставили полную и исчерпывающую информацию, не вижу смысла дальше сидеть и гадать, и делать выводы:

1. Есть отдел, в отделе руководитель отдела и работники отдела;

2. Должность руководителя отдела исключили из ШР;

3. Тогда, что с отделом? Что с работниками отдела?

4. В ШР включили должность руководителя направления. Эту должность включили в ШР, как отдельную должность? Или эту должность включили в ШР в отдел, из которого исключили должность руководителя отдела?

Уволили руководителя по сокращению (фиктивно), взяли на работу нового, но изменили ему название должности.

Viktoriya Kochetkova

Viktoriya Kochetkova , эксперт 25 января 2019, 21:12

Я не считаю, что вы мне предоставили полную и исчерпывающую информацию, не вижу смысла дальше сидеть и гадать, и делать выводы:

1. Есть отдел, в отделе руководитель отдела и работники отдела;

2. Должность руководителя отдела исключили из ШР;

3. Тогда, что с отделом? Что с работниками отдела?

4. В ШР включили должность руководителя направления. Эту должность включили в ШР, как отдельную должность? Или эту должность включили в ШР в отдел, из которого исключили должность руководителя отдела?

С отделом никаких изменений. Просто убрали человека подменив это сокращением. Прежний руководитель подал в суд. В данный момент прислали "нового руководителя", он будет с понедельника руководить отделом, его должность назвали по другому, чтоб прежний руководитель не смог восстановиться по суду. Получается, что весь отдел подчиняется прежнему руководителю, согласно ДИ, которого сократили. Бред полный. Все фиктивно. Но ведь могут изменить ДИ наши. Интересно, одним днём или по ст.74 , предупредив за 2 мес.

Viktoriya Kochetkova

Viktoriya Kochetkova , эксперт 25 января 2019, 21:26

Я не считаю, что вы мне предоставили полную и исчерпывающую информацию, не вижу смысла дальше сидеть и гадать, и делать выводы:

1. Есть отдел, в отделе руководитель отдела и работники отдела;

2. Должность руководителя отдела исключили из ШР;

3. Тогда, что с отделом? Что с работниками отдела?

4. В ШР включили должность руководителя направления. Эту должность включили в ШР, как отдельную должность? Или эту должность включили в ШР в отдел, из которого исключили должность руководителя отдела?

Мне объясните, есть отдел, в нем работники отдела, а руководитель будет не руководитель отдела, а руководитель направления.

И я так понимаю, что руководитель направления это аналогичная должность должности руководителю отдела, т.е. ДИ те же самые.

У прежнего руководителя все шансы на восстановления, такой судебной практики достаточно.

А все остальное по ДИ я вам объяснила. Вы наворотили кашу, не думаю, что эту кашу должен разгребать какой-то эксперт, пусть это делает тот, кому за это выплачивают заработную плату.

Я? Какую кашу я наворотила? Я сотрудник этого отдела - менеджер. И мы все в шоке от беспредела такого. Вот так просто сократили человека, прислали нового на его место, изменив ему лишь название должности. Меня и беспокоит, что нас могут заставить подписать новые ДИ одним днём. Сокращать наш отдел никто и не собирался. Все изложенные выше события были сделаны высшим руководством, чтобы просто убрать человека.

Viktoriya Kochetkova

Viktoriya Kochetkova , эксперт 25 января 2019, 23:10

Я вам все объяснила. В вашей проблеме одни вопросы, на которые должно отвечать ваше руководство, а не эксперт, т.к. там именно каша, каша и в том, что сделало ваше руководство, и как вы предоставили проблему.

Не может отделом руководить руководить направления, значит, и весь одел должен быть переименован, либо исключен из ШР и как-то по другому уже в ШР внесен. А без этих действий, не может быть изменений ДИ. Картину нужно видеть в целом, а не по частям. Как и описывать нужно в целом, а не выдергивать часть и задавать вопрос по этой части, это будет некорректная консультация.

И, как я указала, что, если бывший руководитель отдел подал в суд, то у него все шансы этот суд выиграть, примеры похожей судебной практики тоже предоставила.

Так я и просила лишь вашего мнения данной ситуции. Само собой решать проблему будет уже только суд. Ситуацию я изложила как есть, а то, что она бредовая, так я об этом и написала. Как говорят юристы, сейчас участились случаи таким образом убирать с работы людей - одного сокращают, вводят другого под другим названием, но с тем же функционалом.

Viktoriya Kochetkova

Viktoriya Kochetkova , эксперт 25 января 2019, 23:20

И да, таких случаев много.

Я в прошлом году составляла Исковое заявление, где именно таким же образом избавлялись от руководителя отдела. Правда, там ее не имели права уволить по п.2 ст.81 ТК РФ, но всех ее подчиненных вывели из ее подчинение, создав аналогичный одтел, куда был принят руководитель отдела, но ДИ и отдела нового, и руководителя этого нового отдела были те же самыми.

Viktoriya Kochetkova

Viktoriya Kochetkova , эксперт 25 января 2019, 22:26

Если должность в штатном расписании заменена аналогичной, сократить работника нельзя

Сокращения штата в такой ситуации фактически не происходит, так как трудовые обязанности по должности, которую ранее занимал сотрудник, совпадают с обязанностями по должности, введенной взамен. Следовательно, основания для увольнения в связи с сокращением численности или штата отсутствуют.

Документ: Апелляционное определение Новосибирского областного суда от 05.05.2015 по делу N 33-3752/2015

Нельзя сократить сотрудника, если его должность лишь переименована

Работодатель при сокращении штата исключил должность из штатного расписания и включил в него другую должность с аналогичными обязанностями. По мнению апелляции, расторгнуть трудовой договор в связи с сокращением численности или штата работников в этом случае нельзя.

Фактически имело место не сокращение штата, а переименование должности. Организационных и технологических изменений условий труда не было. Тот факт, что к новой должности предъявлялись новые требования, не является определяющим при решении вопроса, произошло ли сокращение прежней должности. В судебной практике подобная позиция уже встречалась.

Документ: Апелляционное определение Верховного суда Чувашской Республики от 18.04.2016 по делу N 33-1840/2016

Руководителя отдела Предотвращения потерь (так правильное название) сократили 18 декабря, а 21 января взяли нового сотрудника, представив его нашему отделу, как новый руководитель, изменив ему название должности - руководитель направления Предотвращения потерь.

Viktoriya Kochetkova

Viktoriya Kochetkova , эксперт 25 января 2019, 23:18

Ну, вот вы себя слышите и ваше руководство тоже само себя слышит.

Есть Отдел предотвращения потерь:

В Отдел предотвращения потерь работники:

1. Руководитель отдела предотвращения потерь;

2. Менеджер отдела предотвращения потерь;

3. Специалист отдела предотвращения потерь и т.д.

Это я для примера.

Есть Отдел предотвращения потерь.

В Отдел предотвращения потерь работники:

1. Руководитель направления предотвращения потерь;

2. Менеджер отдела предотвращения потерь;

3. Специалист отдела предотвращения потерь и т.д.

Каким местом относится руководитель направления к отделу предотвращения потерь. Либо его должность должна называться - Руководитель направления отела предотвращения потерь, так более логично.

Каким образом руководит отделом предотвращения потерь руководитель направления?

Одни вопросы. Для меня каша. И я понимаю, что создали аналогичную должность с теми же ДИ, чтобы избавиться от неугодного руководителя.

Благодарю Вас, Вы очень толково все обьяснили, собственного за этим я и написала сюда. Спасибо большое.

Viktoriya Kochetkova

Viktoriya Kochetkova , эксперт 25 января 2019, 23:23

Разбираться должен именно бывший руководитель со своим незаконным увольнением, все остальное это сопутствующие моменты, и то, что в ваших ДИ будет руководитель с названием другой должности в принципе это не существенно, т.к. это не изменяет ваши определенные условия ТД, это я вам выше в первых двух комментариях объяснила.

А в последующих комментариях я уже вашу ситуацию в целом рассмотрела, "откуда ноги растут", для меня это каша, или как вы сказали бред. А все из-за того, чтобы просто избавиться от неугодного работника.

Но, не вы его подчиненные должны решать эту проблему, а этот уволенный работник.

Ситуация на сегодняшний день еще более бредовая. Новый руководитель - Руководитель направления отдела предотвращения потерь - в нашей штатке отсутствует вообще, нет у нас руководителя по штатке, он сокращен. Но. Новый руководитель внесен в штатку другого РЦ ( у нас 6 РЦ - Распределительные центры с аналогичным отделом в каждом), а фактически руководит нами. Получается, по штатке он к нам отношения не имеет, но по факту он работает и принят работать именно к нам. И представлен нам именно как новый руководитель нашего отдела. Это подлог. Чтобы прежний руководитель не смог восстановится. Вот такими вещами занимается компания Дикси.

Может он, новый руководитель, нам менять ДИ? Он хочет нам новый функционал внести.

Viktoriya Kochetkova

Viktoriya Kochetkova , эксперт 11 февраля 2019, 10:40

Читайте также: