Нужно ли доплачивать заместителю за исполнение обязанностей руководителя

Обновлено: 29.04.2024

Главные темы месяца

Что есть исполнение обязанностей? Оно возможно только лишь на время отсутствия конкретного работника по конкретной должности (на время болезни/отпуска)? Возможно ли исполнение обязанностей по вакантной должности (например, и.о. до приема на работу нового сотрудника)?
Если можно, ссылочку - где об этом можно почитать, на что сослаться.
СПАСИБО

И все же вопрос остается открытым: подразумевает ли определение "исполняющий обязанности" - прием на работу сотрудника на свободную до сих пор вакансию на должность "исполняющий обязанности начальника отдела". Насколько я понимаю, нет, т.к. обязанности можно исполнять кого-то, на время отсутсвия кого-то. Ведь нет же в штатке наименования должности "и.о. начальника отдела"
Ну поговорите со мной!
СПАСИБО

Цитата
фармкадр пишет:
Если можно, ссылочку - где об этом можно почитать, на что сослаться.
Цитата
фармкадр пишет:
Возможно ли исполнение обязанностей по вакантной должности

Встречала древний документ (сейчас нет под рукой), причем еще действующий, где говорится, что по вакнтной должности и.о. делать нельзя, кроме случаев, когда на вакнтную должность делает назначение вышестоящая организация (т.е. до назначения). Если найду, дам ссылку.

Цитата
bbig пишет:
Встречала древний документ (сейчас нет под рукой), причем еще действующий, где говорится, что по вакнтной должности и.о. делать нельзя

Пункт 2 разъяснения Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 29.12.1965 № 30/39 "О порядке оплаты временного заместительства".
Назначение работника исполняющим обязанности по вакантной должности не допускается. Это возможно только по должности, назначение на которую производится вышестоящим органом управления. В этом случае руководитель предприятия, учреждения, организации обязан не позднее месячного срока со дня принятия трудящегося на работу представить в вышестоящий орган управления документы для его назначения на должность. Этот орган в месячный срок со дня получения документов должен рассмотреть вопрос и сообщить руководителю о результатах.
В случае неутверждения в должности работника, принятого руководителем не из числа работников данного предприятия, учреждения, организации, ему должна быть предложена другая работа с учетом квалификации, опыта работы. При отсутствии соответствующей работы или отказа от предложения он освобождается от работы по основаниям, предусмотренным законодательством, например, по соглашению сторон.
Если не утвержден работник, выдвинутый на руководящую должность из числа резерва данного предприятия, учреждения, организации, ему должна быть предоставлена работа по квалификации и оплате не ниже той, которую он выполнял до назначения на новую должность.
При назначении работника, в том числе штатного заместителя (помощника) или главного инженера, исполняющим обязанности по вакантной должности оплата труда производится по этой должности.

Цитата
Надежда Бекетова пишет:
Секретариата ВЦСПС от 29.12.1965 № 30/39 "О порядке оплаты временного заместительства".
Цитата
фармкадр пишет:
Возможно ли исполнение обязанностей по вакантной должности (например, и.о. до приема на работу нового сотрудника)?
Цитата
Вадим А пишет:
Может быть вам оформить совмещение и просто доплачивать сотруднику за исполнение обязанностей.


Статья 60.2. Совмещение профессий (должностей). Расширение зон обслуживания, увеличение объема работы. Исполнение обязанностей временно отсутствующего работника без освобождения от работы, определенной трудовым договором
С письменного согласия работника ему может быть поручено выполнение в течение установленной продолжительности рабочего дня (смены) наряду с работой, определенной трудовым договором, дополнительной работы по другой или такой же профессии (должности) за дополнительную оплату (статья 151 настоящего Кодекса).
Поручаемая работнику дополнительная работа по другой профессии (должности) может осуществляться путем совмещения профессий (должностей). Поручаемая работнику дополнительная работа по такой же профессии (должности) может осуществляться путем расширения зон обслуживания, увеличения объема работ. Для исполнения обязанностей временно отсутствующего работника без освобождения от работы, определенной трудовым договором, работнику может быть поручена дополнительная работа как по другой, так и по такой же профессии (должности).
Срок, в течение которого работник будет выполнять дополнительную работу, ее содержание и объем устанавливаются работодателем с письменного согласия работника.
Работник имеет право досрочно отказаться от выполнения дополнительной работы, а работодатель - досрочно отменить поручение о ее выполнении, предупредив об этом другую сторону в письменной форме не позднее чем за три рабочих дня.

Помогите, рассудите! Первый руководитель уходит в отпуск. Издается приказ от об отпуске и возлагаются обязанности на зама. У зама имеется доверенность, где перечислены все полномочия (полный спектр). Начальник моего отдела настаивает на том, чтобы в реквизите подпись в документах ( я имею в виду приказы по кадрам) фигурировали "и.о.". Мне думается, если у зама есть все полномочия (доверенность), есть приказ об отпуске первого рук-ля с исполнением обязанностей на этот период. почему бы в реквизите "подпись" не указать действительную должность зама, без всяких там.и.о. А если в этот период кого-то принимаем на работу. в трудовом договоре мы не пишем и.о., там пишем реальную должность. Против этого мой начальник не возражает почему-то. Хочу услышать ваши мнения!

Из всего выше сказанного делаю для себя такой вывод (возможно я не права):
назначение исполняющим обязанности и исполнение обязанностей временно отсутствующего работника отличаются тем, что во втором случае работник выполняет дополнительную работу без освобождения от основной работы.

Вопрос: имеет ли право ваш зам подписывать приказы по личному составу, когда ваш руководитель работает, т.е. он ни в командировке, ни в отпуске, ни на больничном и т.д.?

и обязательно ссылаетесь: действующий на основании доверенности. Если же он имеет право подписывать приказы по личному составу только в период исполнения обязанностей, то приказы он должен подписывать как и.о. руководителя.

Вопрос: имеет ли право ваш зам подписывать приказы по личному составу, когда ваш руководитель работает, т.е. он ни в командировке, ни в отпуске, ни на больничном и т.д.?[/QUOTE]

Нет. Полномочиями, указанными в доверенности, зам наделяется только при наличии приказа о возложении обязанностей, который делается на период отсутствия первого рук-ля..


Конечно, преамбула договора говорит и о доверенности и о приказе, . Но почему зам может подписывать трудовой договор своей должностью, а приказ о приеме как и.о.? НЕПОНЯЯЯЯТНО.

Мне кажется этот случай нужно неформально рассматривать следующем образом. На время отпуска зам выполняет обязанности директора,это его основная деятельность, а по своей должности "не работает". Поэтому все документы зам во время отпуска директора должен подписывать как ИО.

Цитата
Nusik пишет:
Но почему зам может подписывать трудовой договор своей должностью,

Доверенность, на которую делается ссылка в ТД, в принципе указывает на то, что зам наделен правами руководителя, т.е. в данный период исполняет его обязанности.

Цитата
SOP пишет:
Начальник моего отдела настаивает на том, чтобы в реквизите подпись в документах ( я имею в виду приказы по кадрам) фигурировали "и.о.". Мне думается, если у зама есть все полномочия (доверенность), есть приказ об отпуске первого рук-ля с исполнением обязанностей на этот период. почему бы в реквизите "подпись" не указать действительную должность зама, без всяких там.и.о. А если в этот период кого-то принимаем на работу. в трудовом договоре мы не пишем и.о., там пишем реальную должность. Против этого мой начальник не возражает почему-то. Хочу услышать ваши мнения!
Цитата
Nusik пишет:
Мне кажется этот случай нужно неформально рассматривать следующем образом. На время отпуска зам выполняет обязанности директора,это его основная деятельность, а по своей должности "не работает". Поэтому все документы зам во время отпуска директора должен подписывать как ИО.

Никаких И.о. Это атавизм. Он уже отмер.

Временное исполнение обязанностей генерального директора требуется в случаях, когда он по каким-то причинам отсутствует, (болеет, находится в командировке, отпуске и т. п.). Как правило, временное исполнение обязанностей генерального директора возлагается на его заместителя. Если у директора нет заместителя, в должностные обязанности которого входило бы временное исполнение функций руководителя, то эти обязанности генеральный директор возлагает на другого сотрудника. В этом случае он должен издать приказ о временном возложении обязанностей генерального дирек-тора на этого сотрудника.
Возникает справедливый вопрос: нужно ли заключать с сотрудником, который не является штат-ным заместителем генерального директора, дополнительное соглашение к трудовому договору о временном исполнении его обязанностей?
Все будет зависеть от того, как именно оформлено временное исполнение обязанностей. Если при этом сотрудник не освобождается от своей основной работы, то исполнение обязанностей можно поручить ему с его письменного согласия (ст. 60.2 ТК РФ). При этом рекомендуется заключить с сотрудником дополнительное соглашение к трудовому договору, в котором прописать все обязанности по замещаемой должности, установить срок замещения, определить размер доплаты. Но есть и другой вариант оформления таких отношений - через временный перевод на другую работу для замещения временно отсутствующего сотрудника (ст. 72.2 ТК РФ). В этом случае также нужно оформить с сотрудником дополнительное соглашение к трудовому договору, поскольку такой перевод проходит по соглашению сторон. В качестве срока в переводе в соглашении необходимо указать: "До выхода Генерального директора на работу". При этом запись в трудовую книжку ни в том, ни в другом случае делать не нужно.
Исполняющий обязанности генерального директора должен подписывать документы от своего имени, поскольку ему официально делегированы эти полномочия. Часто встречаются ситуации, ко-гда в унифицированную форму приказа вписана должность и фамилия генерального директора, а исполняющий обязанности перед наименованием должности от руки пишет "И.О." и ставит свою подпись. При этом подпись и расшифровка подписи не совпадают. В реквизит приказа "Подпись" должны входить наименование должности лица, подписавшего документ, его личная подпись и расшифровка подписи. Необходимо твердо знать, что такой должности, как "Исполняющий обязанности", не существует. Поэтому исполняющий обязанности должен указывать в документах ту должность, которую он занимает по штатному расписанию.При подготовке документов на подпись исполняющему обязанности генерального директора не забывайте изменять в бланках наименование должности и расшифровку подписи. Несовпадение должности, подписи и расшифровки подписи сделает документ юридически недействительным.
Если ни устав, ни трудовой договор с руководителем не предусматривают возможности пе-редачи полномочий в отсутствие генерального директора, то необходимо оформить доверенность с указанием переданных должностному лицу полномочий.
Доверенность - письменное уполномочие, выдаваемое одним лицом другому лицу для представительства перед третьими лицами (ст. 185 ГК РФ). Доверенность - это понятие гражданского, а не трудового права и призвана регулировать именно внешние отношения компании.
Доверенность от имени компании выдается за подписью его руководителя или иного лица, упол-номоченного на это учредительными документами, с приложением печати компании. Она выдается на срок не более трех лет, а если срок не указан, действует в течение одного года с момента выдачи. Необходимо помнить, что лицо, выдавшее доверенность, может в любое время ее отменить. А лицо, которому выдана доверенность, вправе отказаться от нее в любое время (часть 1 ст. 188 ГК РФ).
Передача полномочий генерального директора приказом не должна противоречить уставу компании, в котором может быть закреплено условие передачи полномочий генерального директора только по доверенности.

"Кадровик. Трудовое право для кадровика", 2007, N 1

Вопрос: От чьего имени исполняющий обязанности генерального директора должен подписать документы: от своего имени или от имени генерального директора?

Ответ: Исполняющий обязанности генерального директора действует от своего имени. Поэтому во всей документации он должен указывать свой статус и заверять документы своей подписью. Ведь оттого, кто подписал документ, зависит многое: например, кто будет нести ответственность, были ли у данного гражданина необходимые полномочия и др.

Л.Французова
Юрист
Подписано в печать
25.12.2006

и в тоже время существует такой документ, как

ТИПОВАЯ ИНСТРУКЦИЯ ПО ДЕЛОПРОИЗВОДСТВУ В ФЕДЕРАЛЬНЫХ ОРГАНАХ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ
Утверждена Приказом Минкультуры России
от 8 ноября 2005 г. N 536
в которой указано, что
Если должностное лицо, подпись которого заготовлена на проекте документа , отсутствует, то документ подписывает лицо, исполняющее его обязанности, или его заместитель. При этом обязательно указывается фактическая должность лица, подписавшего документ, и его фамилия (исправления можно внести от руки или машинописным способом, например: "и.о.", "зам"). Не допускается подписывать документы с предлогом "за" или проставлением косой черты перед наименованием должности.

А, поскольку, у нас не проект документа с уже вбитой подписью директора, а готовящийся документ, куда мы можем поставить должность такую, как нам нужно, использование приставки И.О. не нужно.

Одним из видов дополнительной работы является совмещение должностей служащих (профессий рабочих). Так, установление совмещения позволяет организации выполнить необходимый объем работ без приема нового работника. Вместе с тем трудовое законодательство предусматривает и другие виды дополнительной работы у того же нанимателя. Что же собой представляет совмещение должностей служащих (профессий рабочих), каковы особенности его установления, как производится оплата совмещения, какие еще виды дополнительной работы могут устанавливаться? Эти и другие вопросы рассмотрены в настоящей статье.

1. Виды дополнительной работы: особенности и отличия

Отметим, что наниматель не вправе требовать от работника выполнения работы, не обусловленной трудовым договором, за исключением случаев, предусмотренных законодательными актами (ст. 20 ТК). Законодательством предусмотрена возможность привлечения работника к выполнению дополнительной работы у того же нанимателя наряду со своей основной работой, определенной трудовым договором (ст. 67 ТК).

Привлечение работника к дополнительной работе наряду со своей основной работой имеет важное значение как для нанимателя, так и для работника. Оно дает возможность нанимателю выполнить необходимый объем работ с меньшей численностью персонала, без приема нового работника, позволяет оперативно решать вопросы исполнения обязанностей временно отсутствующего работника без приема работника на определенное время. Этим решаются задачи максимальной загрузки работников в течение рабочего дня, уменьшается простой оборудования и механизмов. Выполнение дополнительной работы и доплата за нее влечет повышение материального благосостояния работника. Кроме того, выполняя работу по другой профессии рабочего, должности служащего, работник расширяет свои производственные навыки, осваивает новые профессии рабочего, должности служащего, тем самым повышает свою квалификацию и может быть в необходимых случаях использован на другой работе.

Дополнительная работа может выполняться в виде:

— совмещения профессий рабочих (должностей служащих);

— расширения зон обслуживания (увеличения объема работы);

— исполнения обязанностей временно отсутствующего работника.

Под совмещением должностей служащих (профессий рабочих) понимается выполнение работником наряду с работой, определенной трудовым договором (должностной (рабочей) инструкцией), дополнительной работы по другой вакантной должности служащего (профессии рабочего) в течение установленной работнику продолжительности рабочего дня (рабочей смены) (п. 1 ч. 2 ст. 67 ТК).

Дополнительная работа в виде совмещения характеризуется следующими признаками:

— устанавливается у того же нанимателя, у которого работник работает по трудовому договору;

— может быть установлена при наличии вакансии по должности служащего (профессии рабочего) в штатном расписании;

— выполняется наряду с работой, определенной трудовым договором;

— работник не освобождается от своей основной работы;

— работа выполняется в течение продолжительности рабочего дня (рабочей смены), установленной работнику трудовым договором по основной работе;

— совмещение устанавливается на основании приказа нанимателя;

— другой трудовой договор не заключается.

Расширение зон обслуживания (увеличение объема работы) — выполнение работником наряду с работой, определенной трудовым договором (должностной (рабочей) инструкцией), дополнительной работы по такой же вакантной должности служащего (профессии рабочего) в течение установленной работнику продолжительности рабочего дня (рабочей смены) (п. 2 ч. 2 ст. 67 ТК).

Исполнение обязанностей временно отсутствующего работника — выполнение работником наряду с работой, определенной трудовым договором (должностной (рабочей) инструкцией), дополнительной работы как по другой, так и по такой же должности служащего (профессии рабочего) в течение установленной работнику продолжительности рабочего дня (рабочей смены) (п. 3 ч. 2 ст. 67 ТК).

Исполнение обязанностей временно отсутствующего работника осуществляется для замены работника, отсутствующего в связи с временной нетрудоспособностью, отпуском, командировкой, повышением квалификации, исполнением государственных или общественных обязанностей и по другим причинам, когда в соответствии с действующим законодательством за ним сохраняется рабочее место (должность).

Отличия названных видов дополнительной работы заключаются в следующем:

совмещение осуществляется путем исполнения работником наряду с работой, определенной трудовым договором (должностной (рабочей) инструкцией), дополнительной работы по другой вакантной должности служащего (профессии рабочего);

расширение зон обслуживания (увеличение объема работы) устанавливается в случае исполнения работником наряду со своей основной работой дополнительной работы по такой же вакантной должности служащего (профессии рабочего);

исполнение обязанностей временно отсутствующего работника осуществляется наряду со своей основной работой как по другой, так и по такой же должности служащего (профессии рабочего).

Таким образом, при поручении дополнительной работы по одноименной должности служащего (профессии рабочего) наряду с основной работой при наличии вакансии имеет место не совмещение должности служащего (профессии рабочего), а расширение зон обслуживания (увеличение объема работы) или, если нет вакансии, исполнение обязанностей временно отсутствующего работника без освобождения от своей основной работы.

Совмещение должностей служащих (профессий рабочих), расширение зон обслуживания (увеличение объема работы), исполнение обязанностей временно отсутствующего работника осуществляются:

— только с согласия работника. Это означает, что дополнительная работа может иметь место лишь по соглашению между нанимателем и работником. При отсутствии согласия работника на выполнение дополнительной работы наниматель не вправе обязать его выполнять такую работу и не вправе применить к работнику дисциплинарное взыскание за отказ от ее выполнения;

— без освобождения работника от его основной работы. Работник в полном объеме выполняет свои трудовые обязанности, установленные трудовым договором, и дополнительную работу;

— в пределах установленной законодательством продолжительности рабочего дня (рабочей смены) для работы, обусловленной трудовым договором;

— без заключения другого трудового договора;

— путем издания приказа о выполнении дополнительной работы;

— с установлением соответствующей доплаты. За дополнительную работу устанавливается доплата, размер которой устанавливается по соглашению сторон.

Отметим, что сведения о совмещении должностей служащих (профессий рабочих), расширении зон обслуживания (увеличении объема работы), исполнении обязанностей временно отсутствующего работника в трудовую книжку не вносятся.

2. Порядок установления дополнительной работы

Совмещение профессий рабочих (должностей служащих), расширение зон обслуживания (увеличение объема работы) может устанавливаться работнику как при приеме на работу, так и в период работы.

Если указанные виды дополнительной работы устанавливаются при приеме на работу, то условие о совмещении должностей служащих (профессий рабочих), расширении зон обслуживания (увеличении объема работы) включается в приказ о приеме на работу, если в период работы — издается отдельный приказ.

Виды дополнительной работы могут быть установлены по инициативе любой из сторон трудового договора, т.е. как по инициативе нанимателя, так и по инициативе работника.

Пошаговая процедура установления дополнительной работы выглядит следующим образом.

1. Предложение нанимателя о выполнении дополнительной работы (с указанием ее вида) или заявление работника с просьбой об установлении дополнительной работы (с указанием ее вида). Например, наниматель может обратиться к работнику с письменным предложением об установлении ему совмещения. При этом работник также может подать письменное заявление на совмещение.

2. Получение письменного согласия работника на выполнение дополнительной работы или согласия нанимателя на предоставление такой работы (например, согласие на совмещение должностей). Согласие работника может быть выражено простановкой им отметки о согласии на поступившем предложении нанимателя. Согласие нанимателя выражается соответствующей резолюцией на заявлении работника.

3. Проверка наличия у работника необходимого образования и квалификации для исполнения обязанностей по другой должности служащего (профессии рабочего). Работник обязан представить соответствующий документ, предоставляющий право на выполнение дополнительной работы.

4. Издание приказа о выполнении работником дополнительной работы. В приказе указывается наименование совмещаемой должности служащего (профессии рабочего), объем дополнительной работы, расширенная зона обслуживания, порядок выполнения дополнительной работы, размер доплаты, срок, в течение которого работник будет выполнять дополнительную работу. Дополнительная работа может устанавливаться на неопределенный срок (постоянно) и на определенный срок (временно).

3. Установление доплаты за выполнение дополнительной работы

Работникам, выполняющим у одного и того же нанимателя наряду со своей основной работой, определенной трудовым договором (должностной (рабочей) инструкцией), дополнительную работу по другой или такой же должности служащего (профессии рабочего) без освобождения от своей основной работы, производится доплата (ч. 1 ст. 67 ТК).

Размер доплаты за совмещение должностей служащих (профессий рабочих), расширение зон обслуживания (увеличение объема работы) или исполнение обязанностей временно отсутствующего работника (т.е. доплаты за увеличенный объем работы) устанавливается нанимателем по соглашению с работником.

При установлении доплаты следует принять во внимание сложность, характер, содержание, объем выполняемых работ и общую загруженность работника. Доплата за совмещение, например, может быть установлена как в твердой денежной сумме, так и в процентах к месячному тарифному окладу (тарифной ставке) по совмещаемой должности служащего (профессии рабочего).

Доплата за совмещение профессий рабочих (должностей служащих), расширение зоны обслуживания (увеличение объема работы), исполнение обязанностей временно отсутствующего работника включается в средний заработок во всех случаях его исчисления (для оплаты отпусков, за дни временной нетрудоспособности, для начисления пенсий и в других случаях) (абз. 3 подп. 1.1 п. 1 перечня выплат, учитываемых при исчислении среднего заработка).

Размер доплаты конкретному работнику устанавливается приказом (распоряжением) нанимателя с письменного согласия работника (ч. 4 ст. 67 ТК).

4. Отмена дополнительной работы

Если дополнительная работа была установлена на определенный срок, она отменяется автоматически по истечении срока, на который она была установлена (без издания дополнительного приказа (распоряжения) о ее отмене). Например, по истечении срока совмещения работником другой вакантной должности служащего отмена совмещения должности происходит без издания соответствующего приказа.

Вместе с тем работник имеет право досрочно отказаться от совмещения должностей или выполнения иной дополнительной работы, а наниматель — досрочно отменить поручение о выполнении дополнительной работы, письменно предупредив об этом другую сторону (ч. 5 ст. 67 ТК). Срок такого предупреждения ТК не установлен. В данном случае издается соответствующий приказ (распоряжение) (например, приказ о снятии совмещения).

Также отметим, что отмена дополнительной работы (как и ее установление) не является изменением существенных условий труда. Поэтому работник имеет право отказаться от выполнения дополнительной работы, а наниматель — отменить поручение о ее выполнении в любое время (ч. 2 ст. 32 ТК).

Читайте этот материал в ilex >>*
* по ссылке Вы попадете в платный контент сервиса ilex

Я ЯВЛЯЮСЬ НАЧАЛЬНИКОМ ОТДЕЛА В ГОСУДАРСТВЕННОМ КАЗЕННОМ УЧРЕЖДЕНИИ, НА МЕНЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНО ВОЗЛОЖЕНО ИСПОЛНЕНИЕ ОБЯЗАННОСТЕЙ ДИРЕКТОРА, С ВЫПЛАТОЙ РАЗНИЦЫ ОКЛАДОВ , ВЫПЛАЧИВАЮТСЯ ЕЖЕМЕСЯЧНЫЕ ПРЕМИИ КА ДИРЕКТОРУ ПО ИТОГАМ РАБОТЫ. ИМЕЮ ЛИ Я ПРАВО ПОЛУЧАТЬ ЕЖЕМЕСЯЧНЫЕ ПРЕМИИ КАК РАБОТНИК УЧРЕЖДЕНИЯ(НАЧАЛЬНИК ОТДЕЛА), ПРИКАЗЫ ИЗДАЮ НА СЕБЯ ?

Полагаем, что, поскольку директор является не только руководителем учреждения, но и его работником, он вправе в определенных случаях издавать соответствующие приказы даже в отношении самого себя. На это указывается и в письме Федеральной службы по труду и занятости от 11.03.2009 N 1143-ТЗ.
Соответственно, если полномочия директора надлежащим образом переданы другому работнику этого учреждения, то этот работник вправе также издавать приказы в отношении самого себя, причем именно по должности, закрепленной в его трудовом договоре.
Таким образом, работник, исполняющий обязанности директора, вправе издавать приказы в отношении себя.
Отметим, что премии являются частью заработной платы (ст. 129 ТК РФ). Заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда (часть первая ст. 135 ТК РФ). Системы оплаты труда (в том числе и системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования) работников в соответствии с частью второй ст. 135, частью первой ст. 144 ТК РФ устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами работодателя.
Работодатель обязан соблюдать трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, локальные нормативные акты, условия коллективного договора, соглашений и трудовых договоров (ст. 22 ТК РФ).
Следовательно, если положением об оплате труда, действующим в учреждении, и (или) трудовым договором предусмотрена выплата премии начальнику отдела, то, на наш взгляд, само по себе издание приказа о назначении данной выплаты лицом, которое является одновременно их получателем, не противоречит законодательству. При этом премия, которая полагается сотруднику по должности начальника отдела должна начисляться в соответствии с условиями положения об оплате труда, действующего в учреждении.

В данной ситуации необходимо ориентироваться, прежде всего, на действующие в вашем учреждении правила материального стимулирования работников учреждения, с формальной точки зрения действуют следующие правила, предусмотренные Трудовым Кодексом РФ:

Статья 144. Системы оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений

Системы оплаты труда (в том числе тарифные системы оплаты труда) работников государственных и муниципальных учреждений устанавливаются:
в федеральных государственных учреждениях — коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;
в государственных учреждениях субъектов Российской Федерации — коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации;
в муниципальных учреждениях — коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Поскольку казённое учреждение получает необходимое финансирование из бюджета, именно строго следование установленным правилам оплаты труда работников учреждения является гарантией отсутствия проблем для руководителя либо лица, исполняющего его обязанности. Наверняка для Вашего учреждения разработаны и утверждены соответствующие правила материального стимулирования работников учреждения, важно, чтобы получение соответствующих премий было обусловлено конкретными показателями работы учреждения и личным вкладом работника в достигнутый результат. Если Вы как И.О. директора, занимаетесь только работой руководителя и не выполняете функции начальника отдела, а в положении о премировании не предусмотрена автоматическая выплата премий по итогам месяца/года всем работникам учреждения, то правильнее будет начислять премию только по конкретным результатам Вашей работы в соответствующем периоде и только за работу директора. Если же Вы справляетесь с работой и директора, и начальника отдела и везде есть реальный результат, то можно ставить вопрос о начислении премии по обеим должностям, если только соответствующее положение о премировании не содержит прямых запретов на возможность одновременных выплат двух и более премий за один период работы.

Екатерина Соловьева

Обязательно ли назначать исполняющего обязанности?

Как именно будут передаваться полномочия от главбуха к ИО, зависит от способа оформления исполняющего обязанности.

На кого можно возложить обязанности главного бухгалтера?

Согласно ст. 7 Закона N 402-ФЗ, ведение бухучета и хранение соответствующих документов организует руководитель компании. Он же должен решить, кто именно возьмет на себя эти обязанности – в принципе или пока главбух выбыл из рабочего процесса.

Итак, кто может стать исполняющим обязанности главного бухгалтера:

  • заместитель главного бухгалтера, если таковой есть в штате компании. Трудовой договор или должностная инструкция данного сотрудника должны содержать соответствующее условие: полномочия главбуха переходят к заму на время отсутствия первого. Приказ в этом случае оформлять не нужно;
  • опять-таки сам руководитель. Такой вариант делегирования полномочий требует оформления приказа о временном возложении на него обязанностей главного бухгалтера;
  • другой сотрудник компании;
  • частный сторонний специалист. Данный специалист, как и гипотетический кандидат из предыдущего пункта, должны соответствовать требованиям п. 4 ст. 7 Закона N 402-ФЗ.

Если руководитель обратится за комплексным бухгалтерским обслуживанием в аутсорсинговую компанию , ему не придется ломать голову, какими способами обеспечить непрерывное ведение бухучета и одновременно не потерять в качестве работы при смене сотрудников, соблюсти законодательные нормы и негласные требования налоговой.

Специалисты 1С-WiseAdvice выстраивают сотрудничество с максимальной выгодой для клиента. Наша экспертная поддержка не сводится только к бухгалтерии и налогам, мы готовы вам помочь в кадровых и юридических вопросах.

Как оформить временно исполняющего обязанности

Есть несколько вариантов оформления ИО главбуха.

Внутреннее совмещение

Такая форма делегирования полномочий подходит для ситуации, когда главный бухгалтер отсутствует непродолжительное время. Порядок совмещения двух фронтов работ регламентируют статьи 60.2 и 151 ТК.

От сотрудника, который будет выполнять работу главбуха, требуется письменное согласие в виде допсоглашения к трудовому договору. Работник вправе отказаться от данного предложения работодателя (ст. 60.1 ТК). В документе уточняется период исполнения обязанностей главбуха или же конкретизируется, что срок совмещения не ограничен. Далее издается приказ о совмещении. В обоих документах, говоря о дополнительных полномочиях ИО, лучше сослаться на должностную инструкцию – чтобы четко обозначить объем, а также степень сложности и ответственности функций, которые придется выполнять.

Внутреннее совместительство

Не стоит путать данную форму сочетания двух должностей с предыдущей. Совместительство, которое больше подходит для продолжительного отсутствия главбуха в организации, возможно при следующих условиях:

  • если речь идет об ООО, а не ИП;
  • допускается исключительно в рамках второго трудового договора, а не как допсоглашение к предыдущему, основному ТД;
  • дополнительный функционал сотрудника должен относиться к другой должности, а не той, что указана в первом трудовом договоре.

Так как Трудовое законодательство не предусматривает наличие у специалиста двух основных рабочих мест, в дополнительном ТД необходимо уточнить, что выполнение функционала главбуха является совместительством (ч. 4 ст. 282 ТК).

Внутреннее совместительство невозможно, если у сотрудника сокращен рабочий день.

Временный перевод

Эту форму делегирования полномочий регламентирует ст. 72.2 ТК. Сотрудник заключает с работодателем соглашение в письменном виде, согласно которому переводится на другую должность в рамках той же компании. Срок нового назначения – до года. А если перевод является замещением временно отсутствующего специалиста – пока тот снова не выйдет на работу.

Данный вариант выполнения обязанностей главбуха полностью освобождает ИО от основной работы. Временный перевод оформляется дополнительным соглашением к трудовому договору и соответствующим приказом.

Срочный трудовой договор

На время пока компания осталась без главбуха работодатель вправе привлечь стороннего специалиста (ст. 59 ТК). У такого варианта сотрудничества есть один минус: если главбух вдруг уволится, так и не появившись на работе, а новый работник не оправдает ожидания руководства, расторгнуть срочный договор может быть проблематично.

Следовательно, при приеме на работу главбуха-срочника не стоит игнорировать требования к его квалификации, перечисленные в п. 4 ст. 7 Закона N 402-ФЗ.

Учитывая, что одни варианты сочетания обязанностей предполагают работу в режиме острой нехватки времени, а другие – всецело встают на защиту интересов сотрудника, пусть и не всегда квалифицированного, а не работодателя, лучше доверить бухгалтерию экспертам на аутсорсинг.

Доплата за исполнение обязанностей главбуха

Решая, доплачивать или нет сотруднику за исполнение обязанностей главбуха, нужно учитывать:

  • Содержит ли трудовой договор или должностная инструкция сотрудника обязанность исполнять обязанности конкретного отсутствующего работника или нет. В письме Минздравсоцразвития России от 12.03.2012 N 22-2-897 говорится, что в первом случае сочетание двух должностей не предполагает осуществление доплат, так как данная работа выполняется в рамках заключенного трудового договора, с содержанием которого сотрудник ознакомился при приеме на работу.
  • О какой именно форме сотрудничества идет речь. Например, ст. 151 ТК предполагает, что размер доплаты при внутреннем совмещении работодатель устанавливает с учетом содержания и объема дополнительной работы. Речь может идти о фиксированной сумме, разнице между окладами или проценте от оклада по основной работе.

В случае же с временным переводом вопрос доплаты решается по соглашению сторон, так как в соответствии с ч. 1 ст. 72.2 ТК такой вид делегирования полномочий возможен только с согласия работника.

Однако, стоит отметить, что даже если в трудовом договоре есть условие о совмещении функций на время отсутствия главбуха, и несмотря на письмо Минздравсоцразвития России, на деле работник иногда оказывается не таким лояльным, как это предполагает содержание документа. Согласно ст. 21 ТК, сотрудник имеет право на то, чтобы зарплату ему выплачивали своевременно, а ее объем соответствовал сложности, количеству и качеству выполненной работы. И в этом смысле подобный пункт в ТД может расцениваться судом как противоречие трудовому законодательству.

Ответственность ИО главного бухгалтера

Возможность привлечь ИО главного бухгалтера к административной или материальной ответственности также во многом зависит от содержания трудового договора.

Исключение – ситуации, когда работник совмещает должность главбуха с функционалом специальностей, включенных в Перечень, утвержденный Постановлением Минтруда России от 31.12.2002 № 85.

Порядок привлечения к дисциплинарной ответственности регулируется ст. 192 ТК и практически не зависит от характера выполняемой работы.

Тем не менее любое наказание сотрудника ничтожно по сравнению с убытками, которые обычно несет работодатель из-за ошибок главбуха – временного или постоянного.

Читайте также: