Как гитаристу заявить о себе

Обновлено: 16.05.2024

Многие гитаристы-новички в первые месяцы обучения игре на гитаре сталкиваются с большой проблемой: еще непривыкшие к правильной постановке пальцы болят, ноты звучат не так, как хотелось бы, правая и левая рука совершенно раскоординированы, вместо музыки звучит полная какофония…

Все это никак не повышает боевой дух начинающего музыканта – и мы сегодня поможем им не потерять тот огонёк, ту творческую искру, которая заставляет гитариста ежедневно брать любимый инструмент и становиться лучше.

Совет №1: Поработайте над правильной постановкой рук

Одна из главных ошибок начинающего гитариста – излишняя спешка. Пытаясь произвести впечатление на всех окружающих, пытаясь за месяц выучить все свои любимые песни, молодые гитаристы не успевают проработать правильную постановку правой и левой руки. При этом именно постановка определяет, насколько быстро вы сможете играть, насколько игра будет чистой и экономичной с физиологической точки зрения, то есть не будет сопровождаться перенапряжением.

Правильная постановка рук гитариста

При этом изначально правильно поставленные руки помогут вам значительно ускорить прогресс. Как добиться правильной постановки: обратитесь к авторитетному преподавателю либо смотрите видео игры известных музыкантов, которые обладают правильной и экономичной постановкой рук. Сравнивайте свою постановку рук с другими гитаристами (это удобно делать с помощью зеркала), немного корректируйте ее с учетом своих анатомических особенностей для того, чтобы игра на гитаре была максимально расслабленной и плавной.

Совет №2. Никакого перенапряжения

В продолжение первого совета – поставьте ваши руки и играйте так, чтобы не чувствовать перенапряжения. Естественно на первых порах это будет весьма сложной задачей: новый инструмент, физиологически непривычные позы и движения, но подождите месяц-другой – и вы с гитарой практически начнете становиться одним целым. Но только при условии, что вы все будете делать постепенно и правильно.

Перенапряжение – одна из главных ошибок новичков, которая с достаточно высокой вероятностью может привести к травме или к тому, что человек забросит инструмент полностью. Почему новички перенапрягаются:

  • Неправильно настроенный инструмент. Когда начинающий музыкант настраивает инструмент на слух, он ошибается с вероятностью 100%. И очень часто получается, что инструмент новичка настроен выше стандартного строя – это создает излишнее натяжение струн и необходимость в большем усилии прижатия струны.
  • Мягкие подушечки пальцев. Мозоли на подушечках пальцев и огрубение кожи на них – единственная боль, которая должна сопровождать процесс обучения начинающего гитариста. Да и скажем честно – болью это назвать сложно, скорее приятное пощипывание, причиной которого становится процесс смены мягкого кожного покрова на более грубый. У новичков до огрубения подушечек пальцев многие звуки на гитаре из-за анатомических особенностей пальца звучат приглушенно, иногда с призвуками – и неопытный музыкант делает ошибочный вывод, что он просто недостаточно сильно зажимает струну. Не попадайтесь на удочку: просто подождите пару недель, пока ваши подушечки не станут сильнее и не перенапрягайте суставы пальцев.
  • Баррэ – камень преткновения многих новичков. Из-за неразвитых суставов и сухожилий в пальцах новичку приходится прилагать большие усилия, чтобы чисто зажать баррэ на 6 струн – здесь мы можем посоветовать только размеренность и рассудительность. Начните с простых баррэ на двух тонких струнах, потом добавьте 3-ю, 4-ю – и так далее, пока не сможете чисто и расслабленно зажимать аккорды на все 6 струн.
  • Неправильная поза при игре. До этого мы говорили только о пальцах, но многие травмы гитаристов связаны с перенапряжением в области предплечий, плечевого пояса и даже спины. Старайтесь выбрать максимально комфортную для себя позу, используйте удобные гитарные ремни , держитесь расслабленно и прямо, далее учитесь меньше смотреть на гриф.

Вы не должны забывать, что все хорошие гитаристы играют естественно и расслабленно, на их лице нет гримасы боли и перенапряжения – убедитесь в этом сами, посмотрев живые выступления своих любимых музыкантов.

Совет №3. Слушайте и слышьте

Во время игры на гитаре и тем более во время сочинения собственной музыки вам понадобятся не только хорошо развитые руки. Вашим основным инструментом и помощником будет ваш слух – займитесь его развитием непосредственно в самом начале музыкального пути.

Тренируйтесь определять в любимой музыке высоту звучания, позже начинайте распознавать интервалы и аккорды. Углубляйтесь в тональное полотно: попробуйте услышать в любимых композициях то, чего не слышали раньше.

Попытайтесь найти похожи песни, слушая радио или телепрограммы по ТВ, а когда будете чувствовать себя с гитарой более-менее уверенно – пробуйте подбирать на слух разную музыку.

Для тренировки слуха также подойдут специальные программы, например, EarMaster, которая научит вас отличать звуки по высоте, безошибочно определять звучащие интервалы, аккорды и даже тональности.

Программа Ear Master

Совет №4. Поспешишь – людей насмешишь

Для новичков во всех сферах характерно желание добиться всего и сразу. Но, как и в тренажерном зале, во время обучения игре на гитаре стать скоростным и чисто играющим гитаристом за 1 и даже за 2 месяца невозможно. Пару признаков, которые красноречиво говорят о том, что вы спешите:

Спешка не позволит вам стать крутым гитаристом быстрее всех – это доказано и не раз. Не спешите, делайте все постепенно и без фанатизма – так вы придете к успеху намного быстрее тех, кто занимается бессистемно и старается достичь всего за неделю.

Совет №5. Получайте удовольствие от игры

Самый красноречивый показатель того, что вы занимаетесь правильным делом – это чувство постоянного морального удовлетворения, кайфа во время занятия этим дело. Игра на гитаре не исключение: наслаждайтесь игрой на любимом инструменте, постоянно изучайте новые любимые песни и достигайте новых вершин в игре – это поможет вам всегда быть на кураже, всегда иметь искру и желание быть лучше других.

Станете чуть более опытным – попробуйте найти свою фишку. В звуке, в звукоизвлечении, в поведении – в чем угодно, это значительно увеличит количество эмоций при игре и позволит не забросить собственное хобби.

Совет №6. Удивите барабанщика своим чувством ритма

Безусловно, костяком ритмики в группе должны быть басист и барабанщик – но это не значит, что гитаристу стоит наплевательски относиться к чувству ритма.

Видели когда-нибудь, как совсем маленький ребенок пытается танцевать под простейшую песенку в 4/4 и не попадает в ритм, хотя вам кажется, что это проще простого? Примерно так же начинающий гитарист выглядит перед опытны музыкантом, когда играет под метроном или с ритм секцией.

Хорошая новость в том, что чувство ритма развивается и развивается проще, чем слух – вам нужен всего лишь метроном и желание становиться с каждым днем все более крутым музыкантом. Играйте все упражнения, любимые песни и даже собственные сочиненные риффы под метроном – не обманывайте себя мыслью о том, что и так играете достаточно ровно. Хотите оценить своё чувство ритма? Просто откройте любую программу для записи музыки, подключите гитару к компьютеру, а потом сыграйте какую-нибудь хорошо знакомую фразу под метроном и под метроном же ее послушайте. Мы гарантируем, что в 9 из 10 случаев вы услышите уйму проблем с ритмом.

Метроном для гитары

Совет №7. Научитесь фиксировать свою музыку и читать чужую

Нужно ли гитаристу знать нотную грамоту? На этот вопрос ответьте для себя сами, прочитав информацию ниже.

Мы абсолютно уверены, что гитарист должен знать ноты, должен ориентироваться в их расположении на грифе, должен знать основы построения тональностей и начальную музыкальную теорию – это поможет мыслить музыкально, быстрее разучивать песни и сочинять свою музыку.

Гитарная табулатура – упрощенный вид муд музыкальной нотации, на которой указываются не ноты на нотном стане, а номера отдельных ладов и струны гитары. То есть при наличии минимальных знаний о длительностях нот в записи табулатуру сможет читать даже начинающий гитарист. Для большего удобства изучения табулатур мы рекомендуем всем новичкам установить программу GuitarPro, которая позволяет быстро и удобно прослушивать, создавать, менять и учить табулатуры на компьютере.

Guitar Pro - лучшая программа для редактирования гитарных табулатур

Обучение процессу записи гитарной музыки в виде нот и уж тем более процессу чтения нот в реальном времени – процесс очень кропотливый, сложный и длительный. По сути на сегодняшний день в гитарной музыке нотная запись распространена только в классических школах и оркестрах.

Совет №8. Отстройте свою гитару

Автомобилисты не ездят на машинах, у которых есть только 2 шины из 4, а пилоты не летают на самолетах с кривыми крыльями. С гитарой все аналогично: вы можете быть сколько угодно опытным музыкантом, но если в руках у вас неотстроенный набор из деревянных элементов, электроники и фурнитуры, то и выдавать осмысленные звуки вы на нем не сможете.

  • Помойте перед игрой руки. Мы никогда не едим грязными руками или из грязной посудыы – отнеситесь к своему инструменту с таким же уважением. Ничто так не грязнит обмотку струн, накладку грифа и корпус инструмента, как грязь и жир, которые остались на пальцах, например, после приема пищи. И дело тут не только в бережливом отношении к внешнему виду инструмента: привычка мыть руки перед игрой поможет сэкономить немало денег на покупке новых комплектов струни средств для чистки грифа и фурнитуры.
  • Периодически ухаживайте за деревом вашего инструмента. Видели когда-нибудь кожаную обувь, которая из-за сухости, пыли и грязи стала трескаться, скукожилась и потеряла форму? Примерно то же самое, только в меньших масштабах, происходит с древесиной вашей гитары. Отчищайте деку, гриф и накладку от грязи, используйте специальные кондиционеры и масла, которые защищают древесину от высыхания, применяйте воск при возникновении на лаке потертостей и царапин. Сегодня эти средства стоят не очень дорого – а хватает их как минимум на год.
  • Приучайтесь регулярно менять струны. Нет ничего хуже, чем гитарист, который рассказывает о своей необыкновенной технике и таланте – а потом достает их чехла инструмент с черными и глухими от грязи струнами. Частота смены комплекта зависит от того, сколько часов вы играете в день, в среднем замену лучше проводить 1 раз в 2-3 месяца, если вы выбрали комплект без защитного покрытия. Струны с защитой живут в несколько раз дольше.
  • Защитите свой инструмент от неблагоприятного воздействия окружающей среды. Во-первых, не ставьте гитару на сквозняк, который может привести к раннему рассыханию деки и появлению трещин на дереве.

Во-вторых, не ставьте инструмент возле элементов отопления: тепло радует только человека и котов в зимнюю пору. Дерево же возле батарей или нагревательных приборов очень быстро сохнет, может начать трескаться, со временем оно будет хуже резонировать и звучать.

В-третьих, защитите гитару от прямых солнечных лучей, которые также сделают гитарное дерево более сухим.

Совет №10. Занимайтесь регулярно

Как и в случае с физическими тренировками, игра на гитаре должна быть регулярной. Решили сходить в армию? По возвращению снизьте нагрузки: с нуля начинать не придется, но первое время вы будете ощущать, что растеряли навыки.

Большинство известных гитаристов-виртуозов занимается по 5-6 часов в день – но это уже их работа. Для хорошей игры и развития техники, чувства ритма, музыкального мышления достаточно 2-3 часов игры на протяжении 4-5 дней в неделю + разминки перед игрой. При этом занятия стоит делать не монотонными, а разбавлять, например: разминка->упражнения для разогрева->упражнения на технику->упражнения на слух->сочинение свой музыки (все по полчаса и под метроном, для разминки достаточно 5-10 минут).

Совет №11. Не отрывайтесь от индустрии

Если вы хотите достичь действительно больших высот и быть в ногу со временем, то следите за новостями из гитарной и музыкальной индустрии. Слушайте много новой музыки и новых жанров, следите за новыми веяниями в области звукообработки и производства гитарных аксессуаров. Отличным вариантом будет периодическое посещение гитарных форумов и поездки на гитарные выставки, где вы сможете не только воочию увидеть и пощупать новые гитары и оборудование, но и познакомиться с хорошими опытными музыкантами.

Совет №12. Не бойтесь нового. Экспериментируйте

В продолжение прошлого совета: не бойтесь новых тенденций. Музыкальная индустрия развивается бешенными темпами: постоянно разрабатывается новое оборудование, новые аксессуары и более современные технологии, появляются новые жанры и изобретаются новые техники игры. Используйте новинки!

Во-первых, пробуйте экспериментировать со звуком: на сегодняшний день для получения неплохой цепи звукообработки уже не нужно тратить тысячи долларов на дорогие аналоговые примочки. Такие компании, как Line6, Boss, Vox и другие предлагают сегодня для гитаристов десятки разновидностей гитарных процессоров разной стоимости и с разным количеством эффектов. Если же ваш бюджет совсем мал, то вы всегда можете использовать свой компьютер в сочетании с внешней звуковой картой и различными VST-плагинами – многие из них совершенно бесплатны, при этом они обеспечивают вполне приемлемое звучание для домашних занятий, репетиций и даже для демо-записи.

Во-вторых, изучите рынок аксессуаров: многие из них упростят игру на гитаре, сделают процесс музицирования более интересным и ярким.

В-третьих, наблюдайте за своими любимыми музыкантами и теми музыкантами, которые сейчас популярны: многие из них используют интересные и необычные техники игры на гитаре, имеют свой необычный взгляд на музыку, которому можно поучиться.

В конце концов, изучите музыкальную теорию и следите за ее развитием. Времена, когда каждый музыкант был уверен, что нот всего 7 уже прошли – далеко не все уже уверены и в том, что их 12. Сегодня растет популярность микротональной музыки, во многих стилях проводятся все более смелые эксперименты с аранжировками и аккомпанементом. Все это может помочь вам в развитии музыкального вкуса и слуха – используйте эти знания и следите за развитием музыки.

Совет №13. Найдите себе музыкальных напарников

Играть в одиночку или даже под минусы/Guitar Pro становится рано или поздно довольно скучно и неинтересно. Огромный музыкальный толчок для каждого начинающего музыканта – это первый опыт игры в группе или хотя бы со вторым таким же гитаристом. Заинтересуйте игрой на гитаре или другом инструменте своих друзей, поищите друзей среди музыкантов своего города и смело начинайте обмениваться опытом!

Не знаете с чего начать игру в дуете или группе? Попробуйте простую импровизацию: пусть один гитарист играет несколько простых аккордов, а второй – играет ноты в этой же тональности. Импровизация, даже такая простая, очень развивает музыкальное мышление.

Еще один вариант, который прекрасно подойдет музыкальным группам без вокалиста: разложите вокальные партии из любимых песен на гитару! Пусть один из гитаристов играет основную гитарную партию, а второй – вокальную. Поверьте, после первой хорошо сыгранной таким образом песни вас захлестнет новая волна необычайного интереса к гитаре. И отличным бонусом к положительным эмоциям от игры в группе идет еще и то, что такой процесс очень хорошо развивает у всех участников чувство ритма.

Совет №14. Ищите источники вдохновения

Не думайте, что у хороших музыкантов постоянно горит искра сильного желания творить и создавать. Вдохновение – это особое возвышенное состояние человеческого разума, которое не возникает просто так. Ищите вдохновение вокруг: у каждого из нас в жизни есть десятки, если не сотни таких источников.

Во-первых, не ограничивайтесь только музыкой – посещайте театральные представления, выставки, изучайте сочетание музыки и танца, в конце концов просто наблюдайте за природой.

Во-вторых, не пропускайте эмоциональные всплески в своей жизни – многие известнейшие мировые хиты были написаны музыкантами именно в момент определенных эмоциональных потрясений. Перенесите свое настроение на музыку!

Совет №15. Отдыхайте от гитары

Помимо излишней спешки во время обучения многие музыканты забывают и о самом важном этапе развития навыков – отдыхе. Он должен быть регулярным и своевременными – здесь аналогично физическим нагрузкам работает принцип суперкомпенсации. В чем его суть?

Вы занимаетесь несколько месяцев над увеличением определенного навыка: это может быть и простое развитие скорости пальцев, и улучшение координации рук, и даже изучение музыкальной теории. Все это ощутимо нагружает ваш организм и мозг – и по истечении нескольких месяцев вы должны дать ему отдых.

Оптимальный вариант отдыха – полное отвлечение от игры на гитаре как минимум на неделю. За это время ваше тело и мозг адаптируются под ту нагрузку, с которой они столкнулись – и после отдыха ваши навыки вырастут. Здесь и работает принцип суперкомпенсации, когда за время отдыха происходит большее развитие физических или умственных способностей по сравнению с уровнем, который был характерен для периода активных занятий.

Гитара – старинный инструмент, барочный, ровесник скрипки и виолончели, для него писали концерты Вивальди и Паганини, рассказывает Артем Дервоед, и великий скрипач был еще и прекрасным гитаристом. Но в современном своем виде гитара сложилась только в конце XIX в., поэтому популярность ее пока отстает от популярности смычковых струнных. Кроме того, гитарой называется множество весьма разных по звучанию и функциям инструментов, и Артем Дервоед подчеркивает, что он играет на классической шестиструнной гитаре.

– В рок-музыке есть гитаристы-иконы – Джимми Пейдж, Эрик Клэптон. Кого из рок-гитаристов вы поставите выше других?

– Никого. Для меня рок-музыка всегда была не про гитару, а про общее состояние, энергетику. Когда в 2005 г. наша последняя группа распалась, я долго скучал по рок-сцене, потому что там ты получаешь такие эмоции, которых нет в классической музыке.

Фестивали и Noize MC

Мы знакомим людей с миром гитары: с оркестром, соло, дуэтами гитар, гитарой в камерном ансамбле. Чтобы человек мог прийти и понять, что такое гитара на самом деле. Что классическая гитара – это не барды, не цыгане, не парни из подъезда. Цыгане прекрасны, невероятно одаренные. Просто совсем другой стиль. Чтобы не было вопросов: на чем ты играешь? На классической гитаре. А что это? Цоя играешь? Могу и Цоя, но это не оно. Классическая гитара – это про классическую музыку, это инструмент, которому более 300 лет.

– Он вырос из моих концертов в зале Чайковского. Сначала один солист-гитарист в концерте, остальное время играл кто-то другой или оркестр. Потом начались концерты полностью для гитары с оркестром – и полный зал, всем все понравилось. Так возникла идея создания гитарного фестиваля в зале Чайковского. И в этом году нам 15 лет. За это время он стал одним из крупнейших гитарных фестивалей в мире.

– Фестиваль проводит Московская филармония. Поскольку я в этом фестивале с момента основания, то, конечно, чувствую ответственность за все. Хотя напрямую я отвечаю только за программу.

Это уникальный фестиваль – нет другого такого гитарного фестиваля в одном из крупнейших залов страны с участием одного из лучших оркестров страны. Все же Россия не Зимбабве, и у нас оркестры мирового уровня. И, конечно, я собираю лучших солистов со всего мира. У нас каждый год мировые премьеры, мы расширяем репертуар, заказываем новую музыку. И у нас всегда полные залы. 1505 мест в зале Чайковского, и почти всегда аншлаговое открытие и закрытие.

– Он основан пять лет назад как фестиваль памяти Александра Пономарчука, моего друга, талантливого гитариста, который безвременно нас покинул. Я решил таким образом продвигать идею камерной гитарной музыки, потому что частая проблема гитаристов в том, что они видят карьеру только сольную, а это получается в лучшем случае у одного процента. А камерная музыка – это не солист и аккомпаниатор. Камерная музыка – это все участники ансамбля исполняют роли и солиста, и аккомпаниатора. Это про равноправие, про умение слышать, сотрудничать. Я решил с помощью фестиваля показать гитаристам, что так можно – есть репертуар, есть сцена. Это просветительский проект, с помощью которого мы расширяем гитарный репертуар. Мы заказываем новые сочинения современным композиторам, устраиваем премьеры.

Хороших исполнителей много. Но из них единицы могут потянуть карьеру солиста. В музыкальной сфере жесткий естественный отбор, он начинается с детства. Чтобы быть солистом, мало просто хорошо играть.

Артем Дервоед

стал первым россиянином, победившим на конкурсе ее королевского величества принцессы Кристины в Испании

дебютировал в программе Большого фестиваля РНО, исполнив мировую премьеру концерта Паганини/Госса с Российским национальным оркестром под управлением Михаила Плетнева

Детство и начало

– Как вы решили стать гитаристом? На гитаре почти все могут играть восемь аккордов, но сделать это профессией.

– Это точно. Даже если человек не умеет играть на гитаре, научить его восьми аккордам можно легко. Для меня до сих пор по большому счету загадка, как у меня получилось стать гитаристом. Мне было года три, и я помню, что явно хотел играть, имитировал игру. У родителей было музыкальное образование, хотя никто из них не пошел по музыкальной линии. У меня семья советской научной интеллигенции. Мама – историк, папа – биохимик. Папа в детстве учился играть на баяне, а мама – на фортепиано. Но дома у нас не было инструментов, никто не играл. Классическая музыка дома не звучала. Где я мог услышать гитару? Пластинки. Родители очень любили Высоцкого. Ну и, наверное, телевизор.

– Нет, более того, меня даже не отвратило то, что на прослушивании в музыкальной школе мне сказали, что у меня нет ни слуха, ни голоса, ни чувства ритма и вообще мне не надо заниматься музыкой в принципе. Я всегда был асоциальным типом. Сейчас я к этому проще отношусь, а раньше сильно не любил чужих людей. А на прослушивании какой-то чужой дядя, которого я не знаю, что-то мне говорит – спой песенку, простучи ритм. я впал в ступор и вообще не смог сделать ничего. И меня не приняли. Но я сказал, что все равно хочу играть на гитаре, давайте найдем место, куда меня возьмут. Я пошел в первый класс в 6 лет в Ростове-на-Дону. Мы жили на окраине города, за нашим домом уже только кукурузное поле и кладбище. Но в образовательной школе оказался кружок гитары, куда брали всех подряд. Учили семиструнной гитаре, но мне было все равно. Я тогда не понимал разницу, просто хотел учиться играть.

Получаться стало сразу, через полгода после начала обучения я уже играл на каком-то концерте. Потом мы переехали в Электрогорск в Подмосковье, там не было класса гитары. И я год не занимался. Только через год папа нашел школу в Орехове-Зуеве. Мама сказала, что будет возить. И так я начал играть на классической, шестиструнной гитаре. Потом мы переехали в Москву, и в Москве я сменил две школы. Но так ни одну и не окончил.

– Для нас все было бесплатно, все оплачивали спонсоры школы. Это был такой типичный проект новой России начала 1990-х гг. – богатый дядя дает деньги. Кто – не помню. На эти деньги учились многие талантливые дети.

–В 13–14 лет, когда гормоны играют и сложно не отвлекаться, как вы справились? Или этой проблемы не было?

– Я бы не назвал это проблемой. Что такое исполнительство классической музыки? Человек пытается ухватить мысли, чувства и переживания небесталанного композитора. Обычно эти мысли и чувства достаточно глубоки. И если в тебе нет этой глубины, ты не прожил какие-то моменты жизни, ты и не знаешь, о чем там говорится, и не знаешь, как об этом рассказать людям. Конечно, годы моего обучения в колледже были достаточно безумны. Помимо гормонов и других отвлекающих факторов я впервые оторвался от семьи. До этого я все время проводил дома. В детстве меня не выпускали одного гулять на улицу, потому что мы жили в неблагополучном районе Ростова, потом Подмосковья и позже в Москве – в Солнцеве. В начале 1990-х гг. это были самые настоящие джунгли, где я всегда очень сильно выделялся. Мне было страшно даже пройти по улице. Тогда было так: если ты прошел по улице и тебя не обули и не избили, значит, очень хороший день, реально повезло. В самом детстве я один не гулял, друзей практически не было, я всегда играл один в комнате. И в школе я не особо с кем-то общался. Школьные годы для меня тоже черная полоса жизни, там действительно всегда было ужасно. В школе меня все ненавидели, хотя до сих пор не могу понять, за что. Видимо, пацанчики на районе четко определяли: мы как все, а он будет жертвой.

А в колледже я ощутил, что попал ровно в противоположную среду. Меня вдруг все начали любить. Вообще все: однокурсники, однокурсницы, преподаватели. Только начальство недолюбливало, а со всеми остальными все было прекрасно. Наверное, это сильно способствовало тому, что я еще больше закрепился в музыке. Я понял, что это мое общество, моя тусовка – меня здесь любят, принимают. Я не такой, как все, но здесь это абсолютно нормально и приветствуется. А отвлекающие факторы. я ни о чем не жалею вообще. Чего я только в жизни не повидал, абсолютно безумные были истории.

Гитара и Bentley

– Для вас быть гитаристом – какая амбиция? Показать себя, показать, что вы служите большому делу? Или обе сразу?

– Есть несколько мотиваций. Самая долгоживущая – ты делаешь, потому что не можешь не делать. То есть призвание. Это самая чистая, искренняя и правильная мотивация, которая двигает людей до самого конца, несмотря ни на какие финансовые сложности. Потому что классическая музыка по большому счету не про деньги. Она не сравнима, например, с нефтегазовой отраслью.

Особый женский язык

– Тоже совсем другие цифры. Сильно меньше. Поэтому нужна сильная мотивация, чтобы продолжать заниматься, когда денег нет. Музыканты очень долго учатся. Школа, училище, вуз, потом еще аспирантура, стажировки. И все это время музыкант не самостоятелен. Финансовая самостоятельность приходит позже, чем к сверстникам, которые занимаются чем-то другим. Мы все с детства играем на сцене, но это бесплатные концерты. Моя финансовая состоятельность и независимость пришли достаточно поздно. До этого меня поддерживали родители и брат.

Многие мои однокурсники или коллеги ушли работать гитаристами неклассического профиля. Они играют на электрогитаре у известных певцов – Лепса, Михайлова и т. д. И я думаю, в целом это правильный выбор.

– Да недавно. Я сначала стал играть в Рахманиновском зале Московской консерватории, потом начал учиться и параллельно зарабатывал деньги в переходах на свои подростковые нужды. И тогда же я дебютировал в зале Чайковского. Мне было 17, по-моему.

– Вот вы молодой, 1990-е годы, кругом клубы, деньги. Не было соблазна во все это окунуться? Заработать побольше?

– Мне это никогда не было интересно. Мне было интересно общение. Всегда. И меня соблазняло общение с интересными людьми, а ночные клубы мне скучны, там невозможно общаться, отвратительная музыка, накурено.

А заработать я всегда пытался, играя на гитаре. Я играл в переходах, в метро. Просто садился и играл свою программу. Помню какой-то Новый год, 31 декабря, у меня ни копейки денег, а хотелось всем купить подарки. Я пошел, сел в переходе на Охотном Ряду, поиграл несколько часов, заработал. Мне тогда родители давали карманные деньги, их, естественно, не хватало. А были вещи, на которые родительские деньги, мне казалось, тратить неправильно, – и я играл. И хватало на то, что было тогда интересно. Не на рестораны. Мы собирались и выпивали в каких-то дешевых забегаловках. Там было очень душевно, была отличная наша компания. Когда было тепло, то просто на улице собирались. Никогда у меня не было желания купить Bentley, и до сих пор нет.

– Относительно. Но если сравнить со скрипками – нет.

– Ну да. Действительно, нормальный инструмент у меня появился примерно в 1995–1996 гг., уже в колледже. Родители купили. Пошли с Николаем Комолятовым, он помог выбрать гитару, и недорогую, и неплохую. На начальных этапах помогали родители. Позже помогал брат, он бизнесмен.

– У меня есть менеджер, я состою в агентстве, которое занимается не только моими концертами, но и в целом моей карьерой. Помимо концертов у меня много разных проектов, в том числе те два фестиваля. Я много работаю с современными композиторами. У меня каждый год возникает глобальный интереснейший проект. Плюс я занимаюсь педагогикой.

Гитара и концертные залы

– Непросто. Но мне всегда везло.

– Со скрипкой даже не очень известный музыкант имеет определенный шанс попасть в Большой зал консерватории. А к гитаре и баяну есть предвзятое отношение?

– Давайте не смешивать гитару и баян, они ничего общего между собой не имеют. В России есть отношение к гитаре как к народному инструменту. Но это баян – народный инструмент. Это только сейчас на нем играют серьезный репертуар. Гитара и баян – абсолютно разные истории. На гитаре играли во времена барокко. Бах, конечно, играл не на гитаре, он играл на лютне. Но это родственница гитары. Еще раньше существовала виуэла, прямой предок гитары. Во времена Ренессанса виуэла была очень популярным инструментом, на ней играли при дворе. Гитара – древний инструмент, из той же семьи, что и скрипка, альт, виолончель и другие струнные. Я ни в коем случае не ущемляю баян, это прекрасный инструмент, просто надо понимать, что яблоки не растут на дубе, а желуди не растут как морковь.

– Вопрос не в том, что гитара недостаточно хороша, а в том, что гитаристу не так просто попасть в консерваторию и филармонию.

– Непросто, да. В филармонию я попал благодаря двум людям. Первый – мой профессор Николай Комолятов. Он меня отвел в филармонию и познакомил с Натальей Захаровой. Она тогда занималась планированием сезонов, абонементов. Он ей сказал: вот молодой, перспективный, может быть, как-то можно ему помочь. Она поставила меня в программу следующего сезона с [Аранхуэсским] концертом [испанского композитора Хоакина] Родриго в зале Чайковского и с концертом [Антонио] Вивальди в Большой зал консерватории. Естественно, от этого дебюта зависело все мое будущее. К счастью, всем все понравилось, и меня начали ежегодно приглашать на концерты с оркестром в зал Чайковского. Я показывал разные программы, и публике очень нравилось. Понимаете, проблема гитары в больших залах и на серьезных концертах в том, что очень мало тех, кто хочет рисковать. Люди не знают репертуара, не понимают, пойдет – не пойдет. А здесь человек рискнул и увидел, что публика воспринимает гитару прекрасно. Да, может быть, незнакомый репертуар, но музыка хорошая, красивая, и всегда выступления проходили на ура.

И точно так же происходило в других больших залах. Например, гитара нечасто звучит в зале Кельнской филармонии. Огромный зал, консервативная немецкая публика. Зал битком – 2500 человек, по-моему. После моего выступления весь зал аплодировал стоя. Это был незабываемый концерт.

– Гитарные страны – это фикция. Большое заблуждение думать, что, например, лучше всего на гитаре играют в Испании. Испания считается гитарной страной, потому что там есть жанр цыганского народного творчества – фламенко. Но гитара фламенко отличается от классической шестиструнной. Сейчас фламенко очень популярно, есть и японцы, играющие фламенко, и русские и т. д. Можно говорить, что Испания – страна гитары фламенко. Несмотря на то что классическую гитару тоже называют испанской, формирование той конструкции, которую мы сейчас знаем, происходило во всех европейских странах. У всех были свои нюансы, но все закончилось в конце XIX в., когда Антонио де Торрес сделал ту конструкцию, которую мы называем классической. Он собрал воедино все идеи и сделал инструмент, который действительно прекрасно звучал. Лучше на тот момент не звучало ничего. Да и, может быть, на данный момент тоже. Сейчас просто тенденция – делать гитару громче. Но вот гитары де Торреса – это классика. Говорить, что Испания гитарная страна – это примерно как говорить, что Италия – скрипичная страна. Везде играют на скрипках, и везде могут играть хорошо. Точно так же на гитаре. В каждой стране есть несколько гитаристов, которые играют очень круто.

– Скрипка – международный инструмент. Гитару везде знают, но, допустим, немцы не очень привычны к гитаре.

– Абсолютно нормально воспринимают. Германия сейчас лучшая страна, чтобы получить музыкальное гитарное образование, на мой взгляд. Я тоже там учился. Германия – богатая страна, там либо бесплатное, либо очень дешевое обучение. И поскольку там хорошо платят, туда приезжают хорошие преподаватели.

– Я на конкурсах зарабатывал деньги. Вот вы говорите, взять гитару, пойти в клуб и заработать. А я брал гитару и ехал зарабатывать на конкурс. Мой первый конкурс был в 11 лет. Конечно, там еще не было денег. Потом был первый мелкий выигрыш, когда я почувствовал себя добытчиком и кормильцем, – выиграл видеомагнитофон. Мы жили достаточно скромно, у нас не было видеомагнитофона, и вдруг я еду на конкурс в Воронеж и получаю как премию видеомагнитофон. Тогда я чувствовал – мужик!

А дальше все разделилось на несколько этапов. Сначала ты пытаешься посмотреть других и чему-то научиться. Исполнительство на конкурсе сильно отличается от концертного, и к этому нужно привыкнуть. Понять, как это работает. Потом ты начинаешь показывать себя, зарабатывать имя, выигрывать призы. Это как казино. То есть ты заработал, думаешь, ага, я могу на эти деньги съездить еще на несколько конкурсов. Если у тебя где-то пять конкурсов в год, три выигрываешь – два проигрываешь, то будешь все равно в плюсе. Реально похоже на казино.

– По-разному. На начальных конкурсах просто подарки. Потом 1000 евро или долларов – поездку отбить. А потом начинаешь ездить на конкурсы, где 10 000 евро. К тому моменту у меня уже был боевой конкурсный репертуар. Я достаточно свободно себя чувствовал на конкурсах, уверенно. Меня знали. Я понимал обстановку. На конкурсы ведь одни и те же ездят. Ты познакомился, всех знаешь, понимаешь, кто что и как играет. Знаешь жюри, понимаешь, что этому ты нравишься, а этому нет. И тут уже начинается реальная игра. Я готовился к конкурсу – изучал список жюри, понимал, что с этим жюри у меня шансов никаких. Ну не нравлюсь я этим людям, и все, с этим ничего не сделаешь. В конкурсах все субъективно. Всегда найдется кто-нибудь, кто скажет: это было ужасно. Если я понимал, что это классное жюри, то ехал на конкурс. И жил очень неплохо, зарабатывал тут десятку, там десятку.

– Начальное музыкальное образование должно быть обязательным для всех. Я обязательно отдам детей в музыкальную школу. А дальше – как сами решат. Музыкальная карьера очень сложная. Это не про деньги и не про славу, а про постоянный ежедневный труд. Часто музыкальный мир не очень доброжелательный. Тем более я понимаю, как сложно быть ребенком человека, который в этой области чего-то достиг. Соревнование с родителями, мне кажется, нездоровая история. А найти себя в той же области, но не соревноваться – это нужно постараться. Мне кажется, задача родителей – предоставить палитру возможностей, дать попробовать. Почему часто дети идут по стопам родителей? Потому что не знают ничего больше. Я хочу быть как папа, потому что он большой и сильный. Я верю в папу, папа крутой. А если показать, что другой папа тоже крутой? Но музыкальное образование я бы ввел обязательно.

Читайте также: