Нужно ли будет отчитываться за субсидию для малого бизнеса в 2021

Обновлено: 02.07.2024

Знание законодательных основ — это половина успеха работы индивидуального предпринимателя. Каждый год законодательство претерпевает изменения, подстраиваясь под экономические и политические условия. В следующем году в силу вступят несколько важных поправок, например, в Налоговом кодексе Российской Федерации.

Единый налоговый платеж

Очень удобная и, на наш взгляд, нужная поправка, которая заметно упрощает жизнь многим ИП, и не только. Это пока эксперимент, который продлится все второе полугодие 2022 года.

Единый налоговый платеж сможет действовать как для ИП, так и для других юридических лиц и будет представлять собой возможность оплатить все обязательные платежи одним документом. Причем плательщику нет необходимости указывать вид платежа, срок его уплаты, принадлежность к бюджету и проч. ИФНС должна сама разобраться, за что ей перечислили деньги, и провести их перераспределение. Конечно, вместе с этим у плательщика появится возможность оплачивать взносы и по старинке, т. е. каждый платеж проводить по отдельности. Таким образом, в 2022 году появятся две системы расчетов с бюджетом: стандартная и экспериментальная.

Этот законопроект долго рассматривали и корректировали, прежде чем запустить в реализацию. Закон вступит в силу с 1 января 2022 года, но не раньше месяца с даты его официальной публикации. Новый способ уплаты налогов заработает в экспериментальном режиме все второе полугодие 2022 года, т. е. с 1 июля по 31 декабря.


Для перехода на единый налоговый платеж предприниматель обязан еще в 1-м квартале 2022 года сверить с ФНС расчеты по налогам и сборам, а затем с 1 по 30 апреля подать в ИФНС по месту учета заявление о переходе на единый налоговый платеж.

Такая экспериментальная система поможет исключить ошибки при заполнении расчетных документов, в том числе снизить нагрузку на информационные системы, сделав сам процесс намного проще и удобнее для ИП и юридических лиц.

Новая упрощенная система налогообложения

Еще один эксперимент, который начнется с 1 июля 2022 года, и пока только в четырех регионах России: в Москве, Московской и Калужской областях, в том числе — Татарстане. Если эксперимент пройдет успешно, то уже с 1 января 2024 года новая система налогообложения заработает на территории всей России.

Ее суть такова: освобождение от взносов на пенсионное, социальное и медицинское страхование на себя и сотрудников. К тому же налоговая нагрузка незначительно возрастает.

Новые правила открытия счетов

С 1 апреля, вероятно, изменится порядок расчетно-кассового обслуживания ИП. Все дело в том, что со второго квартала 2022 года вступят в силу новые правила об открытии, ведении и закрытии банковских счетов, в том числе депозитов.

Главные изменения в том, что теперь правила открытия счета смогут устанавливать сами кредитные организации. Возможно, кардинальных изменений в отношениях банка и клиента ждать не стоит, но, вероятно, банки пойдут на разработку более удобных схем взаимодействия с клиентами.

Так, например, кредитные организации смогут сами выбирать, какие документы и какая информация им нужна от клиента для открытия счета, принимая во внимание особенности своего документооборота. Необходимо подготовиться к тому, что некоторые требования банка смогут отличаться от привычных нам.

Конечно, некоторые вещи останутся и без изменений. Например, клиент по-прежнему обязан будет присутствовать при открытии первого счета лично (за редкими случаями исключений).

Если ИП уже действует и расчетный счет у него есть, то никаких изменений не будет. Хотя если вы только планируете стать индивидуальным предпринимателем, то вам придется проходить процедуру регистрации счета в банке уже по-новому. Эти изменения подразумевают уход от многих формальностей:

  • право подписи может быть у любого представителя юридического лица. Такой подход отлично согласуется с некоторыми положениями Гражданского кодекса РФ о свободе выбора представителя;
  • клиентам банка с 1 апреля 2022 года не нет необходимости предоставлять документы, подтверждающие изменения сведений, которые были поданы при открытии счета. Теперь клиент банка обязан их предоставить только по требованию самой кредитной организации. Возможно, банки отойдут и от многих других излишеств, которые заметно отягощают процесс работы с клиентами.

Новый порядок заполнения платежных поручений

Для многих это изменение покажется несущественным, однако те ИП, которые параллельно выполняют роль главного бухгалтера, будут рады подготовиться к нему заранее.

Изменения для ИП, если он работает в сфере общепита

Если индивидуальный предприниматель занят в сфере общественного питания, то для него грядет целая череда изменений, основное из которых освобождение от уплаты НДС. Это позволит снизить налоговую нагрузку на малый и средний бизнес в этой сфере.

Также ИП, занятые в сфере общепита, будут платить пониженные страховые взносы, но для них возрастет планка по антимонопольному контролю и составит всего 400 000 рублей (сегодня это 800 000 рублей).


20 октября бизнесу пообещали субсидию за объявленные нерабочие дни. Спустя полторы недели эти обещания превратились в официальный документ — постановление Правительства. Прочитали его за вас и рассказываем детали, которые важно знать, чтобы получить помощь.

Какую помощь получит бизнес

Размер субсидии зависит от того, сколько человек работает в организации или у предпринимателя.

Для компании
МРОТ × количество работников в июне 2021.

Для ИП
МРОТ × (1 + количество работников в июне 2021).
Если у предпринимателя нет работников, он получит МРОТ.


Для расчётов используется МРОТ, который действует с 1 января 2021 года. Это 12 792 рублей.

Количество работников налоговая берёт из Расчёта по страховым взносам за первое полугодие 2021 года.

Кому положена субсидия

Чтобы получить помощь, нужно соответствовать четырём условиям.

👉🏻 Быть в реестре малого и среднего бизнеса на 10 июля 2021.

👉🏻 Оплатить налоги и страховые взносы. Разрешается, чтобы задолженность на 1 июля 2021 не превышала 3 тыс. рублей. Если в эту дату долг был больше, но до обращения за субсидией предприниматель его погасил, налоговая это учтёт, и бизнес сможет получить деньги.

👉🏻 Не быть в процессе банкротства или ликвидации. Это требование для компании. А ИП не должен прекращать свой статус. Кроме того, нужно, чтобы бизнес не находился в списке ФНС на исключение из ЕГРИП и ЕГРЮЛ. Как проверить?

👉🏻 Работать в отраслях, которым требуется поддержка. Список более длинный, чем был в 2020 году.

  • Кинотеатры — 59.14.
  • Творческий бизнес, деятельность в области искусства и развлечений — 90.
  • Музеи — 91.02.
  • Зоопарки — 91.04.1.
  • Санатории и курорты — 86.90.4.
  • Спортивный бизнес, деятельность, связанная с отдыхом — 93.
  • Туристические агентства и другие услуги в сфере туризма — 79.
  • Гостиницы — 55.
  • Рестораны, кафе, столовые и другой общепит — 56.
  • Организаторы выставок и конференций — 82.3.
  • Автовокзалы и автостанции — 52.21.21.
  • Перевозчики, автомобильный грузовой транспорт, другой сухопутный и водный транспорт — 49.3, 49.4, 50.3.
  • Дополнительное образование — 85.41.
  • Уход за детьми в дневное время — 88.91.
  • Ремонт компьютеров и других вещей — 95.
  • Стоматологические клиники — 86.23.
  • Химчистка и стирка — 96.01.
  • Салоны красоты и парикмахерские — 96.02.
  • Физкультурно-оздоровительная деятельность — 96.04.

Необходимый ОКВЭД должен быть основным. Нужно, чтобы получатель субсидии зарегистрировал его до 10 июля 2021.

Кроме малого и среднего бизнеса субсидию могут оформить социально ориентированные некоммерческие организации из реестра наиболее пострадавших от пандемии. Они также должны исправно платить налоги и не находиться в стадии закрытия.


С 1 ноября возобновилась программа льготных кредитов под 3%. Все детали — в статье.

Как получить господдержку

Получить выплату можно один раз. Для этого нужно дистанционно подать заявление в налоговую по месту нахождения организации или по месту жительства предпринимателя:

Подать заявление нужно с 1 ноября по 15 декабря 2021. Выплаты начнутся с 15 ноября.

В течение пяти дней ФНС проверяет, соответствует ли бизнес условиям, и принимает решение, полагается ли заявителю субсидия. Если да, то налоговая рассчитывает сумму и деньги поступают на счёт компании или ИП. Данные о счёте, куда нужно перевести субсидию, необходимо указать в заявлении.

Проверить, соответствует ли бизнес условиям субсидии, можно в специальном сервисе налоговой.

На что можно тратить деньги

За счёт субсидии можно:

  • компенсировать расходы, связанные с нерабочими днями, в частности, выплатить зарплаты сотрудникам за этот период;
  • потратиться на то, чтобы приспособиться к ограничительным мерам. Например, организовать использование QR-кодов для посетителей.

Как платить налоги с субсидии

Получателей субсидии освободили от:

  • налога на прибыль с этой выплаты. То есть полученную сумму не нужно включать в доходы, когда будете рассчитывать налогооблагаемую базу;
  • НДФЛ и страховых взносов с выплат работникам, которые не превышают МРОТ. Мера действует однократно — не нужно перечислять эти платежи в бюджет за месяц, в котором предпринимателю выплатили субсидию, или за следующий после него.

Кроме субсидии за нерабочие дни можно оформить грант за карантин. Он полагается бизнесу, который работает в регионе, где ввели антиковидные ограничения. Эту выплату можно оформить дополнительно к госпомощи за нерабочие дни. Как получить грант за карантин, рассказали в блоге.

Если вы претендуете на обе субсидии, максимальный суммарный размер госпомощи составит:

Меры господдержки подразделяются на:

  • Финансовые — на развитие малого бизнеса можно получить суммы от 60 тыс. руб. до 25 млн. руб.
  • Имущественные — можно получить безвозмездную аренду гос. помещений в качестве помощи малому бизнесу.
  • Информационные — создание сайтов с целевой информацией для субъектов бизнеса.
  • Консультационные — содействие малому бизнесу в виде профессиональных консультаций.
  • Образовательные — открытие курсов повышения квалификации, переподготовки и подготовки специалистов.

Критерии для получения господдержки для представителей МСП

Господдержка бизнеса предназначена для ограниченного числа организаций, т. е. субъектов МСП со следующими характеристиками:

  • Микропредприятия — штат не более 15 человек, доход не более 120 млн. руб. в год.
  • Малое предприятие — штат до 100 человек, доход до 800 млн. руб. в год.
  • Среднее предприятие — штат до 250 человек, доход до 2 млрд. руб. в год.

Есть еще критерий участия в уставном капитале предприятия:

  • Не менее 51% от УК должно принадлежать физлицам, либо субъектам малого предпринимательства.
  • Не более 49% может находиться у организаций, не являющихся субъектами МСП.
  • Не более 25% от УК может находиться у региональных властей или у государства, либо некоммерческих организаций.

Деятельность предприятия не должна превышать 2 лет, обязательна регистрация в ФНС. Для получения государственной поддержки необходимо не иметь задолженностей по кредитам, налогам и социальным отчислениям.

Меры господдержки, связанные с COVID-19

Летом 2021 года правительство Москвы приняло решение поощрить предприятия, которые выполняют постановление правительства об обязательной вакцинации. Первые 100 организаций и ИП, которые провакцинируют 60% и более трудового коллектива, получат гранты от бюджета. Предприятия общепита получат гранты за полное соблюдение требований QR кода. За оперативную вакцинацию можно будет вернуть 100% НДФЛ, которые были уплачены в предыдущие 12 месяцев (но не более 5 млн. руб). За выполнение требований по QR-кодам предприятиям общепита полностью компенсируют затраты на коммунальные платежи в 3 квартале 2021 года. Выплаты намечены на 4 квартал 2021 года.

Меры по ликвидации последствий 2020 года

Малым и средним предприятиям из пострадавших сфер экономики государство обещает выплату компенсаций. Пострадавшие отрасли экономики определены постановлением правительства № 434 от 03.04.2020 года. Размеры выплат будут производить исходя из численности трудового коллектива, из суммы МРОТ, в размере 12 130 руб. в месяц на каждого сотрудника. Чтобы получить помощь, необходимо сохранить не менее 90% рабочих мест на 1 апреля.

Господдержка на открытие бизнеса

Задача этой программы — борьба с безработицей. Финансовая помощь определяется размером пособия по безработице за 12 месяцев — 60 тыс. рублей без учета налогов. Для получения этой помощи необходимо сделать следующее:

  1. Встать на учет в центре занятости. (убедиться, что вы не относитесь к категории граждан, которые не могут рассчитывать на эту субсидию).
  2. Затем необходимо подать заявление о желании стать предпринимателем.
  3. Разработать бизнес-план своего будущего бизнеса.
  4. После одобрения бизнес-плана ЦЗН, можно подавать заявление на получение субсидии.
  5. Собрать документы на открытие бизнеса и получить первую сумму, компенсирующую расходы, в размере 20 тыс. рублей.
  6. Нанимая на работу еще одного безработного, вы получите еще одну компенсацию в размере 60 тыс. рублей.

Субсидии (гранты) на развитие бизнеса

Государственные гранты выделяют для развития инновационных, социально значимых, прибыльных проектов. Что значит — социально значимый проект. На конкурс подается бизнес —план, в котором вы создаете дополнительные рабочие места, принимаете на работу людей с ограниченными возможностями, повышаете уровень жизни обычных граждан, принимаете на работу школьников и студентов в каникулярное время. Для развития выделяется сумма в размере 300 тыс. рублей, компенсирующие 80% расходов на реализацию инновационного проекта. Принять участие в конкурсе на грант могут предприятия, работающие не более года, по количеству сотрудников и годовому обороту относятся к малым предприятиям, имеют чистую кредитную историю, платят налоги и финансируют не менее 30% расходов по проекту. В данной программ есть категории граждан, которые будут иметь преимущества. Это:

  1. Молодые специалисты до 30 лет.
  2. Военнослужащие, уволенные в запас.
  3. Одинокие родители до 35 лет.
  4. Граждане с ограниченными возможностями.
  5. Предприниматели, желающие переехать в сельскую местность.
  6. Граждане, имеющие на попечении нетрудоспособных иждивенцев.

Для получения гранта необходимо выбрать государственный фонд поддержки МСП, подать пакет требуемых документов, пройти обучение на курсах предпринимателей, составить бизнес-план, выиграть конкурс.

Как получить грант от правительства малому бизнесу

Субсидии на развитие фермерского хозяйства

Помощь малому бизнесу оказывают не только государственные комитеты по предпринимательству, но и местные отделения Департамента сельского хозяйства. Говоря о субсидиях на развитие фермерского хозяйства, можно говорить о том, кто имеет право на получение субсидий. Это, прежде всего, фермеры, работающие в агропромышленной сфере. Они могут получить до 90% компенсации затрат на открытие своего хозяйства, а именно:

  1. До 3 млн. руб. для организации семейной формы и разведения КРС.
  2. До 1,5 млн. руб. во всех остальных случаях.

Условия получения гранта:

  1. Предприниматель должен быть главой КФХ.
  2. Это должен быть первый бизнес главы КФХ.
  3. Заявитель не получал ранее грантов и субсидий на развитие другого бизнеса.
  4. КФХ существует не более года.
  5. Глава и создатель КФХ имеет соответствующее профильное образование и опыт работы в сельском хозяйстве не менее 3 лет.
  6. КФХ имеет признаки микро предприятия. (штат до 15 чел. и оборот не более 120 млн. руб. в год)
  7. Собственные инвестиции в размере не менее 10%.
  8. Создать рабочие места на каждые 500 тыс. руб. государственных субсидий.
  9. Созданные рабочие места сохраняются не менее 5 лет.
  10. КФХ работает не менее 5 лет после получения господдержки.
  11. Соискатель проживает или обязуется переехать в регион, где осуществляется деятельность фермерского хозяйства.
  12. Хозяйство предоставляет договора на поставку собственной продукции на сумму не менее 30 тыс. рублей.

Шаг 1
Необходимо собрать документы по списку и подать в департамент сельского хозяйства региона. В списке документов значится:

  • Заявление по установленной форме
  • Документ об образовании соискателя
  • Копию трудовой книжки, подтверждающей стаж в области сельского хозяйства.
  • Документы об образовании КФХ
  • Справку, подтверждающую, что последние 3 года соискатель вел собственное подсобное хозяйство
  • Документ о прохождении сельскохозяйственных курсов.

Шаг 2
Создание бизнес-плана по развитию или модернизации фермерского хозяйства. При этом, нельзя забывать о создании дополнительных рабочих мест на каждые 500 тыс. гранта — 1 рабочее место, договора на поставку собственной продукции на сумму не менее 30 тыс. рублей, банковскую выписку, подтверждающую наличие собственных средств на финансирование не менее 10% проекта, документы об отсутствии задолженностей по кредитам, налогам.

Шаг 3
Четко определить назначение финансирования. При этом необходимо учитывать, что есть статьи, которые не финансируются за счет гранта. Нельзя забывать о том, что после получения субсидий, имущество, приобретенное за счет этих средств, не подлежит продаже, обмену или залогу в последующие 5 лет.

Шаг 4
Выигрываем грант, получаем средства, работаем, получаем прибыль как минимум в течение 5 лет.

Какие отрасли хозяйства получают государственную поддержку чаще всего

Если ваш малый бизнес развивается в сфере ЖКХ, утилизации отходов, научно-технической деятельности, пищевой промышленности, транспортных услуг, сельскохозяйственного и экологического туризма, деревопереработки, маркетинга и рекламы — он гарантированно получит помощь от государства. Есть гранты от фонда Бортника на развитие цифровых технологий, медицины и технологии здоровьесбережения, биотехнологии, ресурсосберегающей энергетике. Размер такого гранта 500 тыс. рублей, которые можно потратить на инновационные разработки.

Западный опыт финансирования малого бизнеса

Программы финансирования малого бизнеса существуют в Европе и в США уже более пятидесяти лет. За это время сотни тысяч предпринимателей пришли в бизнес и успешно развиваются, получив на старте помощь от государства, либо от фондов поддержки малого бизнеса. Среди форм поддержки, не только прямые денежные инвестиции, но и льготы в сфере налогообложения, аренды помещений, информационная поддержка, помощь сфере дополнительного образования и бизнес образования.

Сегодня западные форма приходят и в страны СНГ. Фонды, работающие с про-ООН, осуществляют организацию бизнес-образования, выделяют гранты на поддержку молодых предпринимателей и фермеров. Как правило, информация об этих программах есть в ТПП и ее филиалах.

Вывод

Государство старается оказывать помощь малому бизнесу, понимая, что малый бизнес — это одна из основ экономической системы государственного развития. 2021 год не является исключением. Да, карантин и пандемия очень больно ударили по малому бизнесу. Государство пытается поддержать наиболее незащищенные слои общества, в первую очередь — это дети и старики, во вторую — это представители малого бизнеса, которые с трудом, но смогли удержаться на плаву, и которым просто нужна помощь, чтобы поддержать свой бизнес, сохранить рабочие места и продолжить свое развитие.


Узнайте как работаем и отдыхаем из нашего производственного календаря на 2022 год .

Как предпринимателю получить субсидию

Такой рост количества индивидуальных предпринимателей вполне закономерен: собственный бизнес позволяет самостоятельно, без указок сверху, распоряжаться личными ресурсами и временем, при этом ни перед кем не отчитываясь.

Именно поэтому людей, которые хотели бы начать свой бизнес меньше не становиться. Однако многих останавливает отсутствие начального капитала и стратегии самостоятельного развития. В этой статье мы расскажем о том, какая поддержка оказывается государством начинающим бизнесменам и как получить субсидию на открытие своего дела.

Кто имеет право на субсидию от центра занятости

Помощь от государства начинающим индивидуальным предпринимателям идет через территориальные центры занятости. Государство имеет прямой интерес в росте числе ИП по нескольким причинам:

  • Снижается количество безработных;
  • Казна получает новые налоги и отчисления;
  • Малый бизнес – опора для страны. Чем он крепче и многочисленнее, тем сильнее государство.

Однако, несмотря на активную пропаганду развития ИП, количество обращающихся граждан за поддержкой к государству не так уж и велико: всего 2%. Связано это с низким информированием населения о такой программе и страхе людей в случае непредвиденных ситуаций оказаться один на один со своими проблемами.

Но начнем по порядку. Кто имеет право на субсидии от государства?

  • Граждане РФ по достижении ими 18 лет;
  • граждане, находящиеся на учете в центре занятости в качестве безработных более одного месяца.

Исключения:

Кроме всех вышеперечисленных, сотрудники Центра занятости населения вынесут отказ на субсидию тем, кто встал на учет в качестве безработного, но в течение 10 дней с момента регистрации два раза отказался от предложенных вариантов работы.

Безработные, неоднократно нарушавшие правила службы занятости, тоже не получат субсидию.

Размер субсидии для ИП

Законом четко установлено, что сумма субсидии должна быть равна размеру денежных выплат по безработице за двенадцать месяцев.

Суть помощи начинающим ИП от центра занятости

Как уже было сказано выше, первая и основная часть поддержки начинающих предпринимателей заключается в выплате им соответствующей субсидии. Сумма материальной помощи в каждом конкретном случае индивидуальна и зависит она от размера пособия по безработице, назначенного на основании заработной платы и стажа по последнему месту работы. Как правило, по статистике, средний размер субсидии составляет около 60 тысяч рублей.

Второй вариант помощи: компенсация затрат на регистрацию ИП. В частности, государство возвращает госпошлину за постановку на учет, возмещает деньги потраченные на консультации юристов и услуги нотариуса, компенсирует затраты на закупку бланков, изготовление печатей и пр.

Третий путь для поддержки начинающих бизнесменов заключается в предоставлении им бесплатных консультаций со стороны юристов, организации бизнес-тренингов, а также возможности аренды помещения по цене, существенно ниже рыночной.

И наконец, четвертый пункт – помощь в разработке бизнес-плана, без которого получить субсидию в принципе невозможно.

Документы и порядок получения субсидии ИП

Для того, чтобы материальная помощь на открытие собственного дела была выплачена, разработан определенный алгоритм действий, которому надо строго следовать:

    Нужно встать на учет в территориальный отдел Центра занятости. Для этого необходимо иметь при себе паспорт, СНИЛС, ИНН, трудовую книжку, аттестат или диплом, справку с последнего места работы о з/п за последние три месяца подряд, а также заявление на получение пособия по безработице.

Внимание! Если претендент на субсидию в течение пяти лет нигде официально не работал, специалисты Центра занятости на законных основаниях могут отказать в получении материальной помощи на открытие ИП. Логика проста: если человек в предыдущий пятилетний период имел откуда-то деньги на проживание, значит и в будущем он сможет себя ими обеспечить.

  • Размер прибыли. Это самый важный момент в каждом бизнес-плане, поскольку любая коммерческая деятельность подразумевает какой-то доход;
  • Наличие денежных средств, которые можно будет вложить в дело в качестве первоначального капитала. Те деньги, которые выделяются как субсидия явно будут недостаточными для открытия бизнеса с нуля, поэтому начинающий предприниматель должен иметь и какие-то собственные финансовые запасы. Кроме того, они будут являться дополнительным подтверждением серьезности намерений будущего ИП. Соотношение личных средств к размеру материальной помощи должно быть не меньше 1:2;
  • Инновационность. Чем необычнее и оригинальнее идея, тем выше шансы на то, что проект будет одобрен;
  • Количество персонала в будущей компании. Основная цель Центра занятости – трудоустроить как можно больше людей. Именно поэтому бизнес-планам с высокой численностью работников специалисты Центра занятости отдают наибольшее предпочтение;
  • Обоснованность расходов. В бизнес-плане в обязательном порядке нужно прописать, на какие цели пойдет полученная субсидия. И чем подробнее будет расписан этот пункт, тем лучшее. Хорошо, если в качестве таких целей будет заявлена покупка оборудования, сырья или материалов. Самый худший вариант: трата субсидии на аренду площадей и рекламные услуги.

Как видно из того, что написано выше, получить субсидию от государства на открытие своего дела не так уж и проблематично. Для этого нужно составить хороший бизнес-план и пройти весь путь от идеи до ее реализации в установленном законом порядке. Если все сделано как надо, то государственная субсидия может стать отличной поддержкой в начале самостоятельного предпринимательского пути.

Читайте также: