Нужна ли школа на ходу для потребителя в процессе предоставления услуги и почему

Обновлено: 04.07.2024

Однако не все руководители детских клубов четко знают требования этого закона.

Целью настоящей статьи является анализ правовых норм Закона о ЗПП, касающихся работы детского клуба, и адаптация материала для руководителей детских клубов, не являющихся профессиональными юристами.

Итак, давайте, все-таки разберемся, какие права и обязанности имеют потребители (наши клиенты) и исполнители (детские клубы).

Для начала определим используемые в Законе о ЗПП понятия, напрямую касающиеся работы детского клуба:

  1. потребитель - гражданин, имеющий намерение заказать или приобрести либо заказывающий, или использующий услуги исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности (т.е. наши клиенты)
  2. исполнитель - организация независимо от ее организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, оказывающие услуги потребителям по возмездному договору (т.е. по договору оказания развивающих услуг);
  3. недостаток услуги – несоответствие услуги или обязательным требованиям, предусмотренным законом, или условиям договора, или целям, для которых услуга такого рода обычно используется, или целям, о которых исполнитель был поставлен в известность потребителем при заключении договора.
  4. безопасность услуги - безопасность услуги для жизни, здоровья, имущества потребителя и окружающей среды при обычных условиях, а также безопасность процесса услуги;

Права клиента детского клуба (потребителя) по Закону о ЗПП:

    Потребитель имеет право на получение услуги, качество которой соответствует договору, а также если исполнитель при заключении договора был поставлен потребителем в известность о конкретных целях оказания услуги, исполнитель обязан оказать потребителю услугу, в соответствии с этими целями (ст. 4 Закона о ЗПП).

Таким образом, если вы указали в договоре или рекламе, что ребенок обязательно начнет читать в течение 1 месяца, а ребенок так и не научился этому в силу разных обстоятельств, то налицо оказание услуги, не соответствующей условиям договора. В связи с чем, вывод – аккуратно и правильно формулируйте предвосхищаемый результат оказанной услуги!

В данном случае речь идет о том, что помимо того, что сами услуги (развивающие занятия в клубе) не должны причинить вред здоровью ребенка, в том числе психическому, но условия, в которых происходит процесс оказания услуги (т.е. помещение клуба) должны соответствовать законодательству (санитарным, противопожарным нормам и т.п.)

Потребитель вправе потребовать предоставления необходимой и достоверной информации об исполнителе, режиме его работы и реализуемых им услугах. Данная информация в наглядной и доступной форме доводится до сведения потребителей при заключении договоров об оказании услуг способами, принятыми в отдельных сферах обслуживания потребителей, на русском языке, а дополнительно, по усмотрению исполнителя на государственных языках субъектов Российской Федерации и родных языках народов Российской Федерации.

Какая же информация и в каком виде должна быть доведена до сведения потребителей?! Детский клуб обязан довести до сведения потребителя фирменное наименование (наименование) своей организации, место ее нахождения (адрес) и режим ее работы. Данная информация должна быть размещена на вывеске детского клуба (ст. 9 Закона о ЗПП).

Нижеследующая информация, которую обязан детский клуб довести до сведения потребителя может быть предоставлена в виде ксерокопий документов, заверенных детским клубом, и размещена в Уголке потребителя:

  • Свидетельства о государственной регистрации (ОРГН или ОГРНИП, дату регистрации и наименование регистрирующего органа;
  • Лицензии и/или Свидетельства о государственной аккредитации, если вид деятельности подлежит лицензированию и и/или исполнитель имеет государственную аккредитацию;
  • Информация об услугах и их стоимости (прайс-лист, цены в рублях)
  • Информация о правилах оказания услуг (может включать порядок оплаты, пересчета пропущенных занятий и т.д. Очень удобно разместить всю эту информацию на стенде в виде договора оферты с условием, что осуществляя оплату, клиент тем самым подтверждает, что принимает условия договора в полном объеме);
  • Правила эффективного и безопасного оказания услуг (в том числе, правила приема детей на занятия и присутствия/отсутствия родителей, правила посещения детей с признаками ОРЗ, ОРВИ, правила безопасного поведения детей на занятиях и т.д. Данная информация так же может содержаться в договоре оферты);
  • Режим работы клуба и расписание занятий.

Например, если специально для проведения занятий с логопедом были приобретены детским клубом индивидуальные инструменты и клиент вдруг передумал и отказался от занятий, то при возврате денежных средств клиенту детский клуб вправе удержать стоимость этих индивидуальных инструментов. Конечно, в таких случаях, важно письменно предупредить клиента о том, что специально для занятий ребенка детским клубом приобретается индивидуальный материал и о последствиях досрочного расторжения договора.

Ответственность детского клуба за нарушения Закона о ЗПП:

  • Ответственность исполнителя (детского клуба) за ненадлежащую информацию об услуге: клиент вправе потребовать возврата уплаченной суммы, если ему при заключении договора не предоставлена вышеуказанная информация об услуге (ст. 12 Закона О ЗПП);
  • Ответственность исполнителя за оказание услуг с нарушением договора: потребитель вправе потребовать возмещения убытков (т.е. уплаченной суммы) и отказаться от исполнения договора об оказании услуги (т.е. внести оплату за фактически оказанные услуги), либо потребовать уменьшения цены, если им обнаружены существенные недостатки оказанной услуги или иные существенные отступления от условий договора (например, детским клубом было заявлено, что иностранный язык преподается носителем языка, а фактически занятия ведет русскоязычный педагог) (ст. 29 Закона о ЗПП);
  • Исполнитель несет ответственность за вред, причиненный жизни, здоровью или имуществу потребителя в связи с использованием материалов, оборудования, инструментов и иных средств, необходимых оказания услуг, независимо от того, позволял уровень научных и технических знаний выявить их особые свойства или нет (например, использование высокотоксичных игрушек или материала на занятиях, которое повлекло отравление детей) (п. 4 ст. 14 Закона о ЗПП);
  • Компенсация морального вреда за нарушения прав потребителей.
  • За нарушение прав потребителей, установленных законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, детский клуб несет административную, уголовную или гражданско-правовую ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации (ст. 43 Закона о ЗПП);

Также руководителю детского клуба необходимо знать, что условия договора, ущемляющие права потребителя по сравнению с правилами, установленными законами Российской Федерации в области защиты прав потребителей, признаются недействительными.

Образовательные услуги

Вопрос: плата за каждый курс обучения вносится авансовыми платежами:

- за осенний семестр - до 01 июля в размере не менее 1/2 от суммы, указанной в договоре;

- за весенний семестр - до 25 января в размере не менее 1/2 от суммы, указанной в договоре.

А это получается что за первый семестр я должна заплатить за 4 месяца вперед, а за второй семестр - за 2 месяца вперед. Законно ли это требование?

Ответ: Порядок предоставлению платных образовательных услуг регламентируется : Главой 39 ГК РФ, " Правилами оказания платных образовательных услуг"утв.ПП РФ от 05.05.2001 № 505 , Законом РФ "Об образовании" 10.07.19922г № 3266-1. Согласно п. 17-18 Правил - Потребимтель обязан оплатить услуги в порядке и сроки установленные договором. Стоимость услуг указывается в договоре и согласовывается сторонами.

Вопрос: При поступлении мне было отказано в ознакомлении с учебным планом. Какая информация должна быть предоставлена при заключении договора на оказание платных образовательных услуг?

Ответ: Уже на стадии выбора образовательного учреждения каждый потенциальный студент является потребителем, а значит, имеет права, предоставленные ему Законом РФ "О защите прав потребителей".

Одной из самых первых и необходимых является информация об исполнителе. Согласно Закону РФ "О защите прав потребителей", исполнителем является организация независимо от ее организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, выполняющий работы или оказывающий услуги по возмездному договору.

Согласно статье 9 Закона РФ "О защите прав потребителей" исполнитель должен иметь вывеску с указанием фирменного наименования (наименования) и юридического адреса. Наименование высшего учебного заведения устанавливается при создании и изменяется в обязательном порядке при изменении его статуса. В случае если в наименовании высшего учебного заведения употребляется специальное название (консерватория, высшее училище и др.), наряду с ним указывается вид высшего учебного заведения (п. 6 ст. 9 Федерального закона РФ "О высшем и послевузовском профессиональном образовании").

Важным документом является устав образовательного учреждения. Абитуриенты должны быть с ним ознакомлены и в материалах личного дела должна иметься об этом отметка (п. 2 ст. 16 Закона РФ "Об образовании"). В уставе вуза отражаются характеристики организации образовательного процесса, права и обязанности студентов, преподавателей, перечень платных образовательных услуг и порядок их предоставления. В уставе же указываются все структурные подразделения, филиалы и отделения вуза (п.1 ст. 13 Закона РФ "Об образовании").

Любой вуз, оказывающий образовательные услуги за плату, обязан до заключения договора предоставить потребителю достоверную информацию не только об исполнителе, но и об образовательных услугах (ст. 10 Закона РФ "О защите прав потребителей").

Согласно п. 8 Правил оказания платных образовательных услуг, эта информация в обязательном порядке должна содержать:

уровень и направленность основных и дополнительных образовательных программ, формы и сроки их освоения;

перечень образовательных услуг, стоимость которых включена в основную плату по договору, и перечень дополнительных образовательных услуг, оказываемых с согласия потребителя, порядок их предоставления ;

стоимость образовательных услуг, оказываемых за основную плату по договору, а также стоимость образовательных услуг, оказываемых за дополнительную плату, и порядок их оплаты;

порядок приема и требования к поступающим.

По требованию потребителя исполнитель обязан предоставить для ознакомления:

основные и дополнительные образовательные программы, стоимость образовательных услуг по которым включается в основную плату по договору;

дополнительные образовательные программы, специальные курсы, циклы дисциплин и другие дополнительные образовательные услуги, оказываемые за плату только с согласия потребителя;

перечень категорий потребителей, имеющих право на получение льгот, а также перечень льгот, предоставляемых при оказании платных образовательных услуг (п. 10 Правил оказания платных образовательных услуг).

Но и это еще не все. По просьбе потребителя исполнитель обязан сообщать другие относящиеся к договору и соответствующей образовательной услуге сведения.

Согласно Закону РФ "О защите прав потребителей" информация должна быть достоверной ( ст.8).

Кроме того, образовательное учреждение должно в наглядной и доступной форме доводить до сведения потребителей информацию о самих Правилах оказания платных образовательных услуг ( ст.10 Закона РФ "О защите прав потребителей"), которые утверждены постановлением Правительства Российской Федерации №505 от 5 июля 2001 года.

Вопрос: Если я заплатила за обучение сына за год, а он обучался всего два месяца. Должны ли мне вернуть оставшуюся сумму?

Ответ: Согласно ст. 32 Закона О ЗПП, потребитель вправе досрочно расторгнуть договор в любой момент и учебное заведение обязано сделать перерасчет и вернуть потребителю сумму за минусом фактически понесенных затрат, при этом обосновав эти затраты. Другое дело, если студент или учащийся отчислен по неуспеваемости или нарушению дисциплины, то учебное заведение не обязано возвращать деньги.

Вопрос: Есть ли какие то льготы по оплате за обучение, которыми можно воспользоваться?

Ответ: Льготы могут быть предусмотрены учебными заведениями, и эту информацию администрация обязана довести до потребителей. И хотелось бы напомнить еще, что по закону, если Вы обучаетесь за плату при предоставлении соответствующих документов в налоговые органы, Вам будет предоставлено право на налоговые вычеты.

Вопрос: Вправе ли институт в договоре на оказание платных образовательных услуг предусмотреть оплату за пересдачу экзаменов, контрольных работ, зачетов?

Ответ: Условия о такой форме оплаты нередко содержатся в договорах возмездного оказания образовательных услуг.

Однако повторные пересдачи контрольных, курсовых работ, экзаменов и т.д. являются неотъемлемой частью основной образовательной услуги, соответственно, взимание дополнительной платы является неправомерным.

Применительно к деятельности государственных и муниципальных образовательных учреждений Минобразования России в своем письме от 1 октября 2002 г . указало, что все учебные мероприятия, предусмотренные государственными стандартами высшего и среднего профессионального образования, включая ликвидацию академической задолженности, пересдачу контрольных работ, зачетов, государственных экзаменов, лабораторных, практических работ, прохождение производственной (профессиональной) и научно-технической практики, относятся к основной деятельности образовательного учреждения и взимание платы за них не допускается.

При решении вопроса о том, какие услуги негосударственного образовательного учреждения относятся к основным, следует исходить из тех же принципов, что при рассмотрении вопроса о содержании основной услуги в отношении государственных и муниципальных образовательных учреждений.

Вопрос: Наш ВУЗ не обеспечивает студентов производственной практикой. Говорят – ищите сами. Однако в дипломе такой предмет есть. Обязан ли ВУЗ обеспечивать студентов производственной практикой или нет?

Ответ: В соответствии с Федеральным законом Российской Федерации "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" учебная и производственная практика, предусмотренная государственными образовательными стандартами высшего и послевузовского профессионального образования, должна осуществляться на основе договоров между высшими учебными заведениями и предприятиями, учреждениями и организациями, в соответствии с которыми указанные предприятия, учреждения и организации независимо от их организационно-правовых форм обязаны предоставлять места для прохождения практики студентов высших учебных заведений, имеющих государственную аккредитацию, и финансируется за счет средств соответствующего бюджета.

Если же ваш вуз не имеет государственной аккредитации, то ваши отношения должны быть урегулированы договором на предоставление платных образовательных услуг.

Вопрос: Заключили с институтом договор на оказание платных образовательных услуг, в котором указано, что закончившим будет выдан диплом государственного образца. При переводе в другой вуз была выдана академическая справка установленного образца. Должны ли мне были выдать справку государственного образца?

Ответ: Выдача документов об образовании установленного образца означает, что учебное заведение не имеет государственной аккредитации.

Ознакомление абитуриента со свидетельством о государственной аккредитации по выбранному им направлению подготовки (специальности) или факт отсутствия указанного свидетельства должны быть зафиксированы в приемных документах и заверены личной подписью абитуриента (п. 2 ст. 16 Закона РФ "Об образовании"). Государственная аккредитация учебного заведения означает, что уровень подготовки выпускников соответствует по содержанию и качеству требованиям государственных образовательных стандартов (п. 17 ст. 33 Закона РФ "Об образовании").

Высшее учебное заведение, имеющее государственную аккредитацию, выдает выпускникам документы государственного образца о соответствующем образовании с официальной символикой Российской Федерации.

Академическая справка государственного образца также может выдаваться вузом только по специальностям и направлениям подготовки, по которым высшее учебное заведение имеет государственную аккредитацию.

Скорее всего Ваш вуз не имеет государственной аккредитации. В таком случае можно считать, что вуз нарушил Ваше право, как потребителя, на своевременное получение необходимой и достоверной информации

Елена Мехоношина

Предприниматели оказывают услуги, а люди ими пользуются. Чтобы не было хаоса и неразрешимых споров государство установило правила для каждой сферы услуг.

В этой статье мы разобрали правила работы с клиентами в бытовой сфере и пересказали их для малого бизнеса.

Кто обязан соблюдать правила бытового обслуживания

Бытовое обслуживание — это платные услуги и работы для людей, их семей и домов. Предприниматели и юрлица должны работать в этой сфере по Закону о правах потребителей и Правилам бытового обслуживания населения.

✅ Бытовые услуги оказывают:

— парикмахерские, тату-мастера, косметологи, СПА-салоны;

— ивент-агентства, если праздник для семьи, детей;

— ателье, ремонт обуви;

— мастерские ремонта бытовой техники;

— строители при ремонте квартир, строительству домов по индивидуальным заказам;

— мастера по мелкому ремонту в доме;

— фотографы, видеооператоры — когда сессии индивидуальные, семейные, свадебные;

— похоронные агентства, изготовители памятников на могилы;

❌ Формально не являются бытовыми услугами, хотя очень на них похожи:

— хостелы и отели.

Нашли себя в первом списке — правила бытового обслуживания для вас. Во втором — для вашей деятельности тоже есть обязательные правила. В следующих статьях мы расскажем и о них.

Штрафы за несоблюдение правил бытового обслуживания

За нарушение правил Роспотребнадзор штрафует по ст. 14.4 КоАП РФ. Штрафы: для ИП от 10 000 до 30 000 ₽, для ООО от 20 000 до 50 000 ₽.

Обычно у предпринимателей находят, на первый взгляд, мелкие ошибки в услугах. Но с юридической точки зрения это нарушения правил.

Мастер не сделала биологическую пробу краски для волос на коже клиентки. Женщина получила химический ожог, а предприниматель штраф 10 000 ₽ и исполнительный лист на выплату в счёт возмещения вреда на 26 000 ₽ — дело № А29-13733/2016.

На мебельный салон в Роспотребнадзор пожаловалась клиентка. Реальный повод неясен, но формально женщине не понравилось, что в салоне нет уголка потребителя. Штраф — 10 000 ₽ — дело № А56-6531/2017.

Есть ещё другие штрафы и негативные последствия, если между исполнителем и клиентом что-то пошло не так. Подробно о просрочках оказания услуг, плохом качестве и отсутствии терминала эквайринга мы писали в отдельной статье.

Роспотребнадзор находит нарушения правил по жалобам потребителей. В ответ сотрудники ведомства проводят у предпринимателей внеплановые проверки и контрольные закупки. Что полезно знать об этом — тоже посмотрите в наших статьях.

Общие правила бытового обслуживания

Как обещали, простым языком.

Информация для клиентов об исполнителе

На входе в помещение исполнителя весит вывеска. На вывеске: наименование, юридический адрес и режим работы. Для ИП ещё ОГРНИП, ИНН, дата регистрации и наименование регистрирующей налоговой.

Если у исполнителя нет помещения и работа разъездная, например, ремонт квартир, эту информацию пишут в договорах и квитанциях.

Когда в помещении ремонт, санитарный день или отключили свет, исполнитель размещает объявление о датах и времени, в течение которого он не работает.

Информация для клиентов об услугах

До заказа услуги исполнитель сообщает заказчику:

— какие услуги оказывает с ценой для каждой;

— какие материалы используются и цену на каждый;

— если важно — имя и квалификацию исполнителя, например, инструктора по занятиям йогой;

— гарантийный срок на результат работ.

Строгого требования, в каком виде исполнитель рассказывает клиентам об услугах, нет.

Перечень услуг, цены и остальную информацию можно сообщать потребителям так, как это принято в вашей сфере. В парикмахерских вешают таблички со списком косметических процедур. Строители сообщают о гарантии на работу в договоре подряда. В фитнес-клубах имена тренеров стоят в расписании занятий. Главное — ваш клиент должен знать эту информацию. Иначе это нарушение.

Новым ИП — год Эльбы в подарок

Год онлайн-бухгалтерии на тарифе Премиум для ИП младше 3 месяцев

Уголок потребителя

Уголок потребителя — это набор документов и информации для клиентов. Касательно бытовых услуг там должны быть:

— распечатанные Закон о правах потребителей и Правила бытового обслуживания;

— копия лицензии — если есть;

— книга отзывов и предложений;

— адрес и телефон местного Роспотребнадзора;

— образец договора и квитанции на услуги;

— информация о льготах определённым клиентам, к примеру, студентам.

Ювелиры обязаны повесить в уголке уведомление о включении в реестр Федеральной пробирной палаты.

Ещё где-то в помещении выкладывают каталог с образцами изделий, если у услуги есть материальный результат. Чтобы клиент видел, что получит. Как исполнять это требование, зависит от фантазии предпринимателя.

Как оформить договор с клиентом

Договор на услуги оформляют в виде привычного документа на листе с подписями сторон или в виде квитанции. Угадали, это зависит, от того, как принято в вашей сфере. А когда клиент получает услугу прямо здесь и сейчас, например, маникюр, достаточно чека или билета.

Один экземпляр договора отдают заказчику.

В договор и квитанцию обязательно записывают:

— кто исполнитель: наименование, юрадрес, для ИП — имя, ОГРНИП, ИНН, дату регистрации;

— в чём состоит услуга, что входит в работу и описание результата;

— срок оказания услуги и отдельных этапов;

— точное описание материала или вещи потребителя, с которой работают;

— цену вещи потребителя;

— что на данный момент с оплатой: долг, оплачена полностью, внесён аванс — с точной суммой;

— дата приёма заказа;

— срок гарантии на результат;

— имя работника, принявшего заказ.

Если нужна смета на работы

Когда работа сложная, многоэтапная или дорогая, к договору составляют смету. Ещё смету придётся сделать, если этого просит заказчик.

Смета бывает твёрдая и приблизительная. Если знаете, что стоимость вашей работы невозможно просчитать заранее, пишите в смете, что она приблизительная.

Твёрдую смету меняют только в случае форс-мажора, например, существенного удорожания импортного материала. Но в реальности сделать это практически невозможно.

С приблизительной сметой стоимость работы можно повысить, если походу понадобились допработы или новые материалы. Но с заказчика обязательно получают согласие. Если клиент не согласен платить больше, договор расторгают. Исполнитель в этом случае получает деньги за то, что успел сделать.

Подробнее про смету — в ст. 33 Закона о правах потребителей.

Как клиент оплачивает услуги

Исполнитель сообщает заказчику в договоре или квитанции, как платить за услугу: авансом, после услуги, за каждый этап, в рассрочку. То же самое с оплатой материала, если его предоставляет исполнитель.

Оказывать неодобренные клиентом услуги и просить за них деньги нельзя.

Сроки оказания и качество услуг

Общий срок услуги записывают в договор. Если нужно — разбивают услугу на этапы, тогда для каждого тоже пишут срок. За просрочку исполнитель платит штраф и возмещает убытки.

Уровень качества — как договорились с клиентом или как принято для такой услуги. В сшитом платье не торчат нитки, волосы окрашены ровно, кухонный стол не шатается.

После услуги в договоре делают отметку о фактической дате её оказания.

Место оказания услуги

Услугу можно оказывать не только в помещении исполнителя. Для выездной услуги, например, уборки квартиры или фотосессии в парке, в договоре пишут точное время приезда работника. Клиент в таком случае обязан быть дома или вовремя прийти на встречу. Если что-то пошло не так из-за заказчика, за услугу платят полностью.

Работа со своим материалом

Когда у исполнителя свой материал, на него должен быть сертификат качества, декларация соответствия. Это касается тканей, шампуней, красок для волос, стройматериалов. За испорченную услугу из-за плохого материала клиент вправе не платить.

Работа с материалом клиента

Исполнитель профессионально разбирается в качестве материала, с которым работает. Поэтому когда клиент приносит свой материал, исполнитель смотрит, годен ли он.

Если материал не подходит, исполнитель сразу и лучше в письменном виде сообщает заказчику что-то из этого:

— материал непригоден для работы;

— из данного материала не получится сделать то, что просит клиент (сшить, построить);

— с этим материалом работать можно, но понадобится больше времени, чем изначально договаривались.

Тут же исполнитель даёт клиенту срок для замены материала или выбора другой услуги.

Заказчик не согласен или не заменил материал — услугу можно не оказывать. Но тогда надо сразу вернуть деньги.

Если клиент настаивает именно на этом материале, средстве или неподходящей ему услуге, с исполнителя снимается ответственность за качество. Важно лишь сохранить письменное предупреждение клиента на случай спора.

Остатки материала после услуги возвращают заказчику или выкупают.

Испорчен материал клиента

В работе предпринимателей бывает всякое. Если исполнитель потерял или испортил материал клиента, он в течение трёх дней покупает новый на свои деньги и снова делает работу.

Когда подобный материал не купить, клиенту платят двукратную стоимость испорченной вещи. Поэтому следите, какую стоимость клиент указывает в квитанции.

Клиент передумал

Заказчик вправе в любое время отказаться от услуги, заплатив за то, что исполнитель успел сделать.

А вот исполнитель может отказаться от клиента только оплатив все его расходы, например, переплату другому мастеру по плитке в ванной.

Как сдавать результат клиенту

Заказчик принимает результат в сроки, указанные в договоре, или как это принято в силу характера услуги.

О видимых недостатках клиент должен сообщить сразу. Исполнитель записывает их в акт или квитанцию. Тут же оговаривают, как и в какой срок доделывают услугу.

По скрытым недостаткам клиент предъявляет претензии в течение гарантийного срока. Если его нет — в течение двух лет и пяти для недвижимости.

Клиент пропал

Когда клиент не пришёл за заказом, исполнитель письменно приглашает его на приёмку в конкретный срок.

Если и теперь клиент не идёт, исполнитель ждёт два месяца и продаёт результат работ. Из вырученных денег берёт себе вознаграждение. Остаток вносит в депозит нотариуса — вдруг человек опомнится. Правило о депозите вряд ли кто-то воспринимает всерьёз, но мы не можем умолчать о нём

Правила для отдельных сфер

В правилах бытового обслуживания есть немного конкретики по отдельным услугам. Вот главное.

Пошив обуви и одежды

Изделие шьют по образцу или эскизу клиента. Образец можно менять по желанию клиента. Что именно изменили в каблуке, фасоне или фурнитуре, записывают в договор. Чтобы потом не было претензий.

Если шьют из меха, шкурки помечают в присутствии клиента.

Химчистка

Когда вещь берут в химчистку, в квитанцию записывают:

— что есть из фурнитуры;

— косяки, которые точно не получится убрать химией;

— какие допуслуги заказал клиент, например, антистатическую обработку.

Что можно делать с вещью, работники смотрят на маркировочной ленте. Если лента срезана, договариваются с клиентом.

Работник химчистки может срезать фурнитуру, чтобы не испортить. А съёмные детали пришить, чтобы не потерялись.

Ремонт бытовой техники

Когда клиенту выдают заказ, изделие включают и показывают, что вот, все работает.

Изготовление и ремонт мебели

Когда заказчик принимает работу, он обязан проверить соответствие вещи эскизу, чертежу. Иначе с исполнителя снимается ответственность за неточность.

Парикмахерская

Все инструменты дезинфицируют.

Мастера перед работой с каждым клиентом моют руки с мылом.

Для каждого клиента — чистое или одноразовое полотенце.

Перед покраской волос мастер делает биологическую пробу кожи клиента на чувствительность.

Изготовление и ремонт ювелирных изделий

В квитанцию записывают перечень работ и точное описание драгоценных камней. Клиент подписывает квитанцию.

Для драгоценных металлов, которые принёс заказчик, определяют пробу.

На изготовленном украшении из драгоценного металла исполнитель ставит оттиск именника.

После ремонта на украшении должно сохраниться пробирное клеймо.

Новым ИП — год Эльбы в подарок

Год онлайн-бухгалтерии на тарифе Премиум для ИП младше 3 месяцев

P. S. Мы понимаем, что правила часто невыполнимы

Правила бытового обслуживания рассчитаны на разные услуги и разных людей. В них не предусмотрены нюансы каждой деятельности. Сложно представить фотографа, который письменно предупреждает клиентку, что такая идея для фотосессии безвкусна и за результат он не отвечает. Или мастера по ремонту квартир, который носит с собой книгу отзывов и предложений.

Но по нашему мнению, правила нужно соблюдать настолько, насколько это возможно при оказании конкретной услуги. Правила — это образец деятельности, ориентир. Иначе есть риск рано или поздно нарваться на склочного клиента или принципиального инспектора Роспотребнадзора.

Статья актуальна на 29.01.2021

Читайте также: