Нужна ли постоянная регистрация для получения гражданства рф

Обновлено: 04.07.2024

Фото: ИТАР-ТАСС/ Александр Рюмин

Содержание

Что такое прописка

На протяжении многих лет поводом для получения прописки могло служить принятие на работу либо, например, брак с человеком, уже имеющим прописку в этом городе. Поэтому, кстати, в СССР были весьма распространены фиктивные браки, которые заключались ради прописки. Однако власти могли и не прописать гражданина без объяснения причин — в этом случае он должен был в течение недели выбыть из этого населенного пункта и прописаться в другом.

Отличие постоянной регистрации от временной

Постоянная регистрация — это регистрация по месту жительства. Местом жительства могут быть собственный дом или квартира, оформленные в собственность, купленные или полученные в наследство. Также это жилье, которое оформлено по договору социального найма. Штамп о постоянной регистрации ставится в паспорт. Она действует бессрочно, пока человек сам не пожелает сняться с регистрационного учета в связи с переездом или другими причинами. Также его могут выписать по решению суда, например, если человека признали безвестно отсутствующим.

Зачем нужна постоянная регистрация

Несмотря на то что каждый россиянин имеет право на свободу передвижения и выбор места жительства, в стране существует регистрационный учет. Именно для этого в первую очередь существует регистрация — постоянная и временная.

Самому же гражданину регистрация не дает права на жилплощадь, но, как правило, она необходима для получения социального обеспечения. По закону отсутствие регистрации не может влиять на трудоустройство гражданина России, получение им медицинской помощи и других социальных услуг.

Но на деле ее отсутствие осложняет, например, получение различных документов (заграничного паспорта, пенсионного удостоверения, водительских прав и т. д.), оформление кредитов, определение детей в детские сады или школы, прикрепление к поликлиникам, устройство на работу или получение мер социальной поддержки.

Без штампа в паспорте, скорее всего, не получится проголосовать на выборах или заключать договоры. Мало кто решится заключать договор с лицом без определенного места жительства или пребывания, поскольку повышаются риски исполнения обязательств перед второй стороной, например банком. Без регистрации сложнее зарегистрировать ИП или юридическое лицо.

Где можно оформить регистрацию

Зарегистрироваться на постоянной основе можно только в помещениях, которые имеют статус жилых (квартирах, частных домах, семейных общежитиях). Нельзя оформить постоянную прописку в апартаментах, поскольку они относятся к нежилым помещениям. В апартаментах можно оформить только временную регистрацию. Это одна из причин постоянных дискуссий вокруг статуса апартаментов.

Ни временная, ни постоянная регистрация невозможна в домах, которые определены под снос. После выхода городского постановления о сносе дома регистрационный учет в этих зданиях прекращается.

А вот временная регистрация возможна не только в квартирах и домах, но и гостиницах, санаториях (пансионатах или домах отдыха), кемпингах и турбазах, медицинских учреждениях, учреждениях уголовно-исполнительной системы и даже в нежилых помещениях (например, по месту работы).

Постоянная регистрация на даче

С 1 января 2019 года стало возможным зарегистрироваться на даче. Соответствующий закон был принят Госдумой летом 2017 года. Но для регистрации на даче необходимо соблюдение некоторых условий. Дом должен быть капитальным и находиться в хорошем состоянии, построен согласно СНиПам и СанПиНАм, с учетом требований пожарной и других типов безопасности. В нем должны быть проведены все коммуникации: электричество, горячая и холодная вода, водоотведение, отопление, вентиляция, газ (в газифицированных районах). В поселениях без централизованных инженерных сетей допускается отсутствие водопровода и канализации в строениях до двух этажей. В доме должна быть предусмотрена возможность поддерживать температуру не ниже 18 ℃ круглый год.

На дачу нужно оформить технический паспорт БТИ, после чего она переоформляется в индивидуальный жилой дом, ему должен быть присвоен почтовый адрес (иначе регистрация по месту жительства будет невозможна). Перевести дачу (после соблюдения всех перечисленных условий) в индивидуальный жилой дом получится, если он не расположен на землях, где запрещено жилищное строительство. Это могут быть земли особо охраняемых территорий, водного и лесного фонда и т. д.

Перевод дачи в жилой дом, помимо прописки, дает и ряд других преимуществ будущему владельцу. Во-первых, собственник сможет получить имущественный налоговый вычет, что возможно только при приобретении жилой недвижимости. Во-вторых, он сможет оформить местный тариф на электричество, который намного ниже (примерно на 30%), чем в городе. В-третьих, жилой статус дома может обеспечить ему более высокую цену при продаже.

Можно ли жить без постоянной прописки

По закону, если место жительства меняется, в течение семи дней нужно прописаться по новому адресу. Но ситуации, когда у человека нет постоянной прописки, возможны. Например, если он продал свое жилье и другое еще не купил, а зарегистрироваться ему пока негде. В этом случае желательно оформить регистрацию по месту фактического пребывания, то есть временную регистрацию.

Уголовной ответственности за то, что в паспорте отсутствует постоянная регистрация или нет временной, не существует. Но пребывать в любом населенном пункте на территории России без регистрации человек может в течение 90 дней. Если срок вышел, положен штраф.

Согласно ст. 19.15.1. КоАП РФ, за проживание в жилом помещении без регистрации в Москве или Санкт-Петербурге штраф составляет от 3 тыс. до 5 тыс. руб., в других населенных пунктах — от 2 тыс. до 3 тыс. руб.

Постоянная регистрация: риски для собственника

Законодательством предусмотрена ответственность за такие действия. За фиктивную прописку собственник может быть привлечен к административной ответственности по ст.19.15.2 КоАП РФ или к уголовной согласно ст. 322.2 УК РФ.

Как прописаться в квартире

Подать документы для регистрации по месту жительства можно несколькими способами:

· в управляющей компании вашего дома, если она предоставляет услуги паспортного стола.

Список документов:

· заявление, подписанное вами или собственником помещения;

· документ о праве собственности на жилье: по желанию, но лучше его предоставить;

· документ, который подтверждает основание для вселения, если нет права собственности: договор найма, решение суда;

· согласие совершеннолетних пользователей помещения, наймодателя, других собственников;

· акт о назначении опекуна или попечителя, если они есть.

Документ, который подтверждает снятие с регистрации по прежнему месту жительства, не нужен. Регистрацию по предыдущему адресу снимают автоматически при оформлении новой.

Как сняться с постоянной регистрации

Данная процедура необходима, когда человек переезжает на новое место жительства, покупает квартиру или уезжает из России. Сняться с регистрационного учета можно, обратившись с заявлением лично или подав документы в ближайший МФЦ. Причем сняться с учета можно не только по месту прописки, но и в любом регионе России. Государство оказывает данную услугу бесплатно, назначая штрафы только в тех случаях, когда была просрочена регистрация на старом месте жительства (по временной регистрации).

При снятии с регистрации заполняется еще один документ — листок убытия. Для регистрации по новому месту жительства этот листок предъявлять не нужно. Достаточно паспорта, заявления и документа, подтверждающего ваши права на вселение в новое помещение.

В случае если у человека есть несовершеннолетние дети, то они снимаются автоматически с регистрации по старому адресу при регистрации по новому месту жительства. Если новое место жительство неизвестно, то можно снять несовершеннолетнего с учета в общем порядке.

Аватар автора Энелане Александра

Получить гражданство России можно в общем, можно в упрощенном или даже в особом порядке по решению Президента РФ

Мы много писали о получении российского гражданства, но каждую статью мы посвящали какому-то отдельному аспекту получения гражданства России. В этой статье мы попытаемся обобщить информацию и описать все существующие способы получения российского гражданства.

Общий порядок и упрощенный порядок, в чем разница

Варианты получения гражданства России

Варианты получения гражданства делятся на две большие группы - в общем порядке и по упрощенной схеме. Главное отличие этих групп - в сроках получения гражданства и в способе его получения. Если в общем порядке вопрос принятия в гражданство рассматривает президент РФ и занимает это около года, то в упрощенном порядке рассмотрением вопроса занимается Министерство внутренних дел. И занимает упрощенное получение гражданства от трех до шести месяцев.

Упрощенное получение гражданства - что это значит

Безусловно, многие иностранцы хотели бы получить российского гражданство по упрощенной схеме. Ведь кроме сокращения сроков рассмотрения вопроса о принятии в гражданство, при упрощенном порядке предусматривается также выдача гражданства без соблюдения обычных требований. Например, без получения вида на жительство. Мы писали об этом в статье "Гражданство после РВП". Но чаще всего упрощенный порядок получения гражданства предполагает, что не нужно жить в России по виду на жительство в течение пяти лет перед подачей документов на гражданство. Но для того, чтобы получить гражданство по упрощенной схеме, нужно соответствовать одному из требований, о которых мы расскажем ниже.

Получение российского гражданства по рождению

  • Российское гражданство по рождению может получить ребенок, рожденный в России, если хотя бы один из его родителей - россиянин.
  • Рожденный за границей ребенок имеет право на гражданство России по рождению, если хотя бы один из его родителей - россиянин.

Примечание редакции: В некоторых случаях, рожденный за границей ребенок может получить иное гражданство, например, гражданство США. Даже если оба его родители - россияне.

Получение гражданства без ВНЖ, сразу после РВП

  • Участники программы по "Добровольному переселению соотечественников".
  • Иностранцы, выходцы из стран бывшего СССР, служащие в российской армии по контракту не менее трех лет.
  • Иностранец, у которого есть супруг или супруга - российский гражданин, с которым в браке рождены дети.
  • Граждане ЛНР и ДНР.

Получение гражданства по упрощенной схеме после получения ВНЖ

При получении гражданства в упрощенном порядке после ВНЖ не потребуется ждать пять лет. Для того, чтобы претендовать на получение гражданства в упрощенном порядке после ВНЖ, могут претендовать иностранцы:

  • которые жили еще в СССР, на территории союзных республик, входивших в состав СССР, которые после распада Союза не получили гражданства в этих республиках;
  • которые родились на территории Российской Союзной Федеративной Союзной Республики и имели гражданство СССР;
  • которые не меньше трех лет женаты на россиянке или замужем за россиянином, проживающим на территории РФ;
  • у которых есть дееспособный ребенок старше 18 лет, являющихся гражданином России;
  • у которых есть ребенок - гражданин РФ, а другой родитель умер или признан пропавшим без вести;
  • у которых есть взрослый недееспособный по решению суда ребенок - гражданин РФ;
  • получившие после 2002 года профобразование по основным в учреждении, которое имеет государственную аккредитацию. И после окончания учебного заведение уже как минимум год работает на территории РФ по профессии;
  • если иностранец является индивидуальным предпринимателем, работает в России не менее трех лет и заплатил за это время не менее 1 млн налогов и сборов;
  • если иностранец не менее года работает в России по профессии, включенной в перечень профессий, утвержденный Министерством труда;
  • если иностранец инвестирует в российскую экономику, создал юридическое лицо с уставным капиталом не менее 100 миллионов рублей, при этом ему принадлежит не меньше 10 процентов от этого уставного капитала. Иностранец при этом должен работать не менее трех лет и сумма выплаченных налогов и сборов за весь этот период должна быть не меньше 6 миллионов рублей.
  • иностранец, у которого есть хотя бы один родитель - российский гражданин, постоянно проживающий в РФ;
  • иностранцы, граждане Республики Беларусь, Республики Казахстан, Республики Молдова или Украины;
  • иностранцы, которые признаны носителями русского языка;
  • иностранцы, которые являются ветеранами Великой Отечественной войны, были гражданами СССР и проживают на территории РФ.

Примечание редакции: Подробнее о получении вида на жительства РФ читайте в нашей Базе знаний в статье "Вид на жительство в РФ;.

Получение гражданства РФ в особом порядке по решению Президента РФ

7 марта 2020 года Владимир Путин утвердил Перечень поручений по изменениям, которые должны быть внесены в миграционное законодательство в целом, и в порядок получения гражданства в частности. Среди поручений - требование разработать три вида получения гражданства - общий, упрощенный и особый. Под особым порядком принятия в гражданство подразумевается принятие решения о приеме в российское гражданство лично президентом в исключительных случаях.

Чтобы упростить себе в дальнейшем работу с иностранными сотрудниками, можно принимать их на работу по определенной профессии.


Постановка на миграционный учет иностранных граждан претерпела определенные корректировки в 2021 году. В чем заключается новый регламент? Какой нормативный акт его устанавливает? Рассмотрим алгоритм учета иностранцев в нашем обзоре.

Какие граждане подлежат миграционному учету в РФ

Правовое регулирование учета граждан зарубежных стран основывается на нескольких нормативных актах. В них же установлены правила осуществления миграционного учета иностранных граждан.



ВАЖНО! Временно пребывающий — прибыл по визе и получил миграционную карту. Временно проживающий — иностранец, получивший разрешение на временное проживание в РФ. Постоянно проживающий — иностранец, получивший вид на жительство в РФ.

О пенсионных взносах временно пребывающих в России мы писали здесь. А о ДМС временно пребывающих в России читайте в статье.

Как видим, различают два вида миграционного учета иностранных граждан в РФ в 2021 году:


Причины для постановки на миграционный учет:

  • въезд жителя иного государства в РФ;
  • оформление рождения в России иностранца, если гражданство не предоставлено автоматически;
  • утрата гражданства РФ человеком, находящимся в Российской Федерации.

Далее рассмотрим оба вида постановки на миграционный учет иностранных граждан в 2021 году подробнее.

Оформление по месту проживания

Постоянно или временно проживающие в России лица иных государств, которые обладают правом на пользование жилым помещением, обязаны оформиться по месту жительства. Сделать это можно:

На схеме ниже представлено, какие документы нужны для миграционного учета по месту жительства:


За подачу заявления необходимо уплатить пошлину (до его подачи либо после, если заявление подано в электронном виде).


Сроки постановки на миграционный учет по месту жительства — 7 рабочих дней.


Как оформиться по месту пребывания

Временно пребывающие иностранцы или временно проживающие иностранцы, которые находятся в месте пребывания, отличном от места жительства, должны оформиться по месту пребывания.


Для регистрации необходимо подать уведомление в территориальный орган МВД в течение 7 дней с момента приезда (или истечения допустимого срока пребывания без регистрации).

Уведомление заполняют на определенном бланке по форме, которую можно скачать в начале статьи.

Обязанность по подаче уведомления лежит на принимающей стороне. В исключительных случаях подать его может сам иностранный гражданин.

Принимающая сторона — это гражданин РФ, постоянно проживающий в РФ иностранец, юридическое лицо, государственный орган либо международная организация, предоставившие иностранцу для фактического проживания жилое или иное помещение.

Как оформить иностранца на работу? Ответ — здесь.

Когда сам иностранец может подать уведомление:


Посмотрите, какие бумаги следует предоставить для регистрации по месту пребывания помимо уведомления:


Регистрационные сведения вносят в базу миграционного учета в течение трех дней.

Итоги

Граждане иных стран, приехавшие в Россию, подлежат миграционному учету. Есть два вида учета: по месту пребывания или по месту жительства. Закон дает на регистрацию 7 дней. Заявление подает или сам иностранец (при оформлении по месту жительства), или тот, кто принимает иностранца на своей территории (при оформлении по месту пребывания).

Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс.
Пробный бесплатный доступ к системе на 2 дня.

Нужна ли постоянная прописка для получения гражданства?

Получение ипотечного кредита предполагает необходимость наличия постоянной или временной прописки. В противном случае процедура не может быть проведена. Что говорит законодательство РФ относительно поставленного вопроса?

Требуется ли прописка для оформления гражданства РФ, материнского капитала, ипотеки, обслуживания Сбербанком?

Нужна ли постоянная прописка для получения гражданства?

Без прописки получение ипотечного кредита становится невозможным. В обязательном порядке требуется, как минимум, временный документ.

Крупные банки РФ проводят рассмотрение кандидатов с регистрацией в регионах, где работают филиалы. Дополнительный вариант – предоставление в банк копии договора, который был официально заключен, на съем жилья. При представлении договора аренды жилья требуется взнос в размере 50%.

Без регистрации невозможно получить материнский капитал, так как в этом случае требуется временная или постоянная прописка.

Получение гражданства на общих основаниях включает в себя 3 этапа.

  1. Разрешение на временное проживание в России. Для этого можно использовать временную регистрацию, выданную на несколько лет.
  2. Получение ВНЖ (вида на жительство) через 6 – 12 месяцев после первого этапа. ВНЖ действует в течение пяти лет с возможностью пролонгации.
  3. Получение гражданства Российской Федерации возможно после пяти лет постоянного проживания в России, владения русским языком на хорошем уровне, знания истории страны. Для этого требуется постоянная регистрация.

В последнее время события на Украине привели к притоку людей, желающих найти основу для постоянного проживания в России. По данной причине следует понять, требуется ли постоянная прописка для получения гражданства. Люди, являющиеся гражданами СНГ, стран – бывших участниц СССР, получают возможность воспользоваться упрощенной схемой получения гражданства. Отличие упрощенной регистрации – право на паспорт гражданина РФ без прохождения первых двух этапов, так как временная регистрация будет достаточной.

Для участников программы переселения отсутствует необходимость получения прописки, прохождения регистрации в России. Человек и его члены семьи переселяются в регион, нуждающийся в обычных рабочих. Человек получает деньги на проезд и провоз багажа, подъемные деньги, пособие по безработице в течение шести месяцев. С каждым годом все больше граждан используют данную программу для получения гражданства РФ.

Постоянная прописка требуется для обслуживания сотрудниками Сбербанка.

Как получить постоянную регистрацию?

Для прохождения процедуры требуется обратиться в специальный орган, представив установленный пакет документов.

  1. Заявление с использованием установленной формы.
  2. Документ для удостоверения личности гражданина: свидетельство о рождении или паспорт. Временное удостоверение, загранпаспорт не рассматриваются. Если гражданин приходит с просроченным паспортом, вначале требуется провести замену документа, а затем – регистрацию.
  3. Документ, позволяющий воспользоваться правом проживания и вселения в квартиру. Такой документ требуется, если человек не является владельцем недвижимости. Можно использовать заявление от владельца квартиры. Количество заявлений меняется в зависимости от числа владельца жилья.
  4. Следует подтвердить законные полномочия человека на владение жильем. Разрешается использовать свидетельство на право собственности. Документом-основанием может быть решение суда о предоставлении гражданину жилья.
  5. При вселении в государственную или муниципальную квартиру требуется согласие заинтересованных лиц.

Какие особенности прохождения процедуры регистрации должны быть приняты во внимание?

  1. Гражданин прежде обладал регистрацией и снялся с учета прошлого места жительства. В этом случае следует получить листок убытия, подтверждающий произошедшее событие.
  2. Если гражданин продолжает числиться по старому месту жительства и планирует зарегистрироваться в другой квартире, следует заполнить заявление с указанием этого факта.
  3. Для оформления постоянной регистрации требуется три рабочих дня.
  4. За проведение процедуры плата государственной пошлины не предусмотрена.

Постоянная и временная регистрация одновременно: возможно ли?

Нужна ли постоянная прописка для получения гражданства?

Граждане Российской Федерации обладают возможностью быть владельцами постоянной и временной регистрации одновременно. Законодательство не предусматривает ограничений. По данной причине, если человек обладает пропиской с родителями, но должен выехать в другую квартиру, не обязательно терять постоянную регистрацию. Присутствует возможность для переезда с временной регистрацией. Такой подход законодательства РФ основан на особенностях жизненных ситуаций граждан страны и успешно облегчает поиск выхода из сложившихся обстоятельств.

Видео: нужна ли постоянная прописка для получения гражданства

Пишу о сложном, просто. Законы, поправки, кодексы, судебная практика. Кто-то скажет, что за скукота. А для меня это захватывающий мир!

Читайте также: