Нужна ли лицензия на разработку программного обеспечения

Обновлено: 25.06.2024

Закупка программного обеспечения по 44-ФЗ — это тот еще квест, поскольку в РФ действует запрет на покупку ПО, которое произведено на территории иностранного государства. Рассмотрим подробнее, как правильно действовать в этих условиях.

Выявляем потребность

В закупках программного обеспечения (ПО) возможны три ситуации:

  1. Закупается непосредственно софт. При этом не важно, будет ли он записан на носителе (диск, флешка) либо скачиваться из интернета.
  2. Закупается техника вместе с предустановленным ПО. Например, компьютеры с установленной операционной системой и офисным пакетом.
  3. Закупается оказание услуг по предоставлению права пользования программой.

Все случаи должны проходить с учетом требований нацрежима по госзакупке программного обеспечения.

Для некоторых заказчиков приобретение отдельных категорий ПО централизованно проводят уполномоченные органы. В 2018 году Министерство цифрового развития разработало методику перехода госкомпаний на отечественный софт. Планируется, что он завершится в 2020 году.

Казначейство закупит программное обеспечение для ведения бюджетного учета федеральным органам исполнительной власти под руководством Правительства и их подведомственным казенным учреждениям. Перейти на ведение бюджетного учета с использованием этого ПО нужно по графику, который утвержден Приказом Казначейства № 36н от 10.10.2018. Информацию о потребности в проведении таких закупок нужно предоставить в Казначейство по форме и в порядке, которые утверждены Приказом Казначейства № 37 от 10.10.2018.

Минкомсвязь закупит офисные программы и ПО в сфере информационной безопасности для этих органов исполнительной власти. В 2020 информацию о потребности в проведении таких госзакупок нужно подавать в Минкомсвязь по форме и в порядке, которые утверждены Приказом Министерства № 725 от 19.12.2018. Подробнее об этом — в статьях:

Планируем закупку

При заполнении план-графика нужно указать ограничения по национальному режиму.

Устанавливаем запрет на закупку иностранного ПО

Под запрет подпадают приобретение:

  • программ независимо от носителей, а также услуги облачных сервисов;
  • поставки и обслуживания компьютерной техники и подобной техники, на которые нужно загрузить программное обеспечение;
  • разработки, модификации, модернизации, сопровождения, техподдержки, обновления ПО, если заказчик получит права использовать ПО или расширится ранее предоставленный объем прав.

Документация к госзакупке программного обеспечения по 44-ФЗ должна содержать ссылку на установленный запрет (ст. 14 закона № 44-ФЗ).

Проверяем ПО в реестрах

Если необходимое ПО содержится хотя бы в одном из реестров, установление запрета обязательно. Проводить закупки иностранного программного обеспечения можно в случаях, когда:

  • в реестрах нет аналогов, которые соответствуют классу, удовлетворяющему потребности госзаказчика;
  • в реестрах есть аналог, но отдельные характеристики не подходят заказчику;
  • закупается программное обеспечение для заказчика, который работает за границей;
  • сведения о госзакупке — это гостайна.

Если не нашли аналогов в реестре или оно по каким-то характеристикам не подходит, составьте обоснование невозможности соблюдения запрета. Разместите его в ЕИС вместе с извещением о закупке.

Обосновываем невозможность

Если невозможна закупка российского программного обеспечения и необходимо приобрести зарубежное, заказчику необходимо подготовить и разместить в ЕИС обоснование закупки программного обеспечения иностранного производства. К подготовке такого документа следует подойти крайне ответственно, дабы не преступить установленный запрет.

Документ должен содержать:

  • основание для приобретения иностранного ПО;
  • ссылку на классы, к которым относится ПО;
  • список требований заказчика к характеристикам приобретаемого ПО;
  • обоснование (причины), по которым закупаемое ПО не отвечает требованиям программ, закрепленных в реестре.

Публикуется обоснование одновременно с извещением о проведении закупочной процедуры.


Составляем техническое задание

Когда составляете техническое задание к тендеру, нужно проверить функциональную связь, а также обратить внимание на формулировку предмета запроса.

При закупке программного обеспечения (ПО) заказчик может объединять покупку ПО и услуг по его сопровождению. Такие выводы сделал Минфин в Письме № 24-06-06/60727 от 19.09.2017.

Техническое задание на программное обеспечение, то есть описание технических характеристик, делайте в соответствии с общими положениями закона № 44-ФЗ. То есть любой заключаемый госконтракт техническое задание в документации содержать обязан.

Грамотный пример технического задания на программное обеспечение, помимо общих требований в рамках ст. 33 44-ФЗ, должен содержать:

  • стандарт лицензии;
  • объем и сроки гарантий качества;
  • спецификацию и разнарядку лицензий.


Рассматриваем заявки

Если запрет на допуск иностранного ПО установлен, то не допускайте заявки, которых нет в реестрах отечественного или евразийского ПО.

Такое правило зафиксировано в п. 2(2) Постановления № 1236.

Заключаем контракт

Закупочные процедуры программного обеспечения российского производства завершаются заключением контракта. Правила установлены в ст. 83.2 44-ФЗ.

Некоторые органы власти разрабатывают типовые формы для таких контрактов. Например в Ханты-Мансийском АО.

Какие документы требуются для получения лицензии ФСТЭК?

На бумаге все выглядит достаточно просто.

  1. Юридическое лицо подает полностью сформированное заявление в соответствии с требованиями Постановления № 79.
  2. В течение трех дней лицензирующий орган должен его рассмотреть и сообщить, какие ошибки есть в заявлении или каких документов не хватает. Если у ЛО есть замечания, то заявитель должен в течение 30 дней устранить недоработки.
  3. Если заявление оформлено верно, то в течение пяти дней начиная со дня принятия заявления ЛО проводит проверку полноты дополняющих заявление документов, а это обычно примерно 200–300 страниц.
  4. При недостатке в дополняющих документах ЛО отказывает организации в приеме заявления до устранения нарушений. На это у юридического лица есть те же 30 дней.
  5. Признав пакет документов полным, ЛО должен в течение 45 рабочих дней принять решение о выдаче лицензии либо об аргументированном отказе в ее выдаче.

Однако в реальности все сложнее. Лицензирующий орган один на всю страну, и находится он в Москве, рассмотрением заявлений занимаются несколько человек, а число организаций, желающих получить лицензию, растет с каждым годом. По телефону задавать вопросы можно, для этого дается два часа два раза в неделю, не более пяти минут на один сеанс связи, много выяснить не получится. Все это означает, что в считанные дни и даже недели провести лицензирование практически невозможно, особенно если есть недопонимания в правилах лицензирования или затруднения с выполнением хотя бы одного из требований. Кроме того, по некоторым видам услуг один только перечень правовых актов, которые должны быть приложены к заявлению, может состоять из 15 страниц.

К заявлению на получение лицензии необходимо приложить:

  • документы на автоматизированные системы, на защищаемое помещение, на право законного владения помещением, оборудованием, программным обеспечением либо о том, что они взяты в аренду (с подтверждением факта передачи);
  • документы на допуски к тайне (к конфиденциальной информации, доступ к которой ограничен);
  • копии трудовых книжек, договоров подряда, документов об образовании сотрудников соискателя лицензии;
  • документы на правообладание оборудованием, на поверочные работы, подтверждающие факт правильной работоспособности этого оборудования, на ПО, и т.д.;
  • сведения о нормативных документах, необходимых для осуществления деятельности по защите информации;
  • описание технологического процесса обработки конфиденциальной информации по установленной форме.

Те, кто впервые получает лицензию, должны представить нотариально заверенные учредительные документы организации.

Камни преткновения

Во время работ по лицензированию организации сталкиваются с тремя основными сложностями:

  1. Оборудование. Для выполнения работ и оказания услуг по аттестации защищаемых помещений и автоматизированных систем необходимо закупить (иметь в собственности или на любом ином законном основании) оборудование. Стоимость комплекта варьируется, но составляет около миллиона рублей. И если начать работы по лицензированию с покупки оборудования, то к моменту подачи заявления может оказаться так, что его придется заново поверять (сертификаты о поверке действительны один год). Можно попытаться сэкономить и взять оборудование в аренду, но она должна быть специальным образом оформлена. Требуется периодически подтверждать владение оборудованием, заключать дополнительные соглашения к договорам аренды о том, что оборудование находится именно у арендатора. Минус варианта с арендой в том, что он снижает шансы на получение лицензии — велика вероятность оформить отношения неверно и получить отказ.
  2. Аренда помещений. Если соискатель лицензии арендует помещение у субарендатора, то необходимо представлять всю цепочку документов вплоть до владельца помещения. Также необходимо следить за тем, чтобы фактические номера помещений совпадали с кадастровыми, чтобы помещения однозначно идентифицировались исходя из одних лишь документов.
  3. Кадровая документация. У сотрудников должны быть дипломы о высшем профессиональном образовании в области технической защиты информации и стаж более трех лет либо диплом о высшем образовании с курсов переподготовки / о высшем техническом образовании и стаж более пяти лет. Сотрудников должно быть не менее трех, и они должны быть трудоустроены у соискателя по основному месту работы.

Комплекс услуг по подготовке организаций к лицензированию ФСТЭК

Лайфхак по успешному лицензированию

Для того чтобы получить лицензию, а затем успешно проходить в случае необходимости плановые проверки ФСТЭК на соблюдение требований, предлагаем учесть ряд моментов:

  1. Оборудование (если оно необходимо для выбранного вами вида деятельности) лучше покупать, а не брать в аренду.
  2. Постоянно следить за изменениями в законодательной базе и поддерживать документацию в актуальном состоянии, в том числе периодически обновлять и докупать ГОСТы (информация об этом не является тайной, официальный сайт ФСТЭК России открыт для всех).
  3. Своевременно обновлять антивирусное ПО и лицензии на контрольно-измерительное программное обеспечение и оборудование.
  4. Вовремя проводить переаттестацию помещений и автоматизированных систем, поскольку аттестаты действительны максимум три года.

Первичное получение лицензии и плановая проверка: отличия

Когда соискатель впервые получает лицензию, то связь с лицензирующим органом дистанционная: стороны обмениваются документами и общаются по телефону. Никаких личных визитов контролирующие органы соискателю не наносят.

Плановая проверка может проводиться через три года после получения лицензии. В этом случае представители ФСТЭК изучают, существуют ли в реальности кадры, помещения, оборудование и ПО, которые были заявлены при получении лицензии. В том числе проводится оценка знаний и компетенций кадров, заявленных в документах на получение лицензии. Проверяющие могут запросить перечень аттестатов, которые выдала аттестующая организация (в случае если такой виде деятельности есть в лицензии), а также перечень клиентов, которым выданы эти аттестаты. Таким образом контролирующие органы удостоверяются, действительно ли аттестующая организация оказала эти услуги и насколько они качественные.

Возможна также внеплановая проверка, которая проводится в любое время по заявлению граждан, юридических лиц, прокуратуры или по решению суда.

Работы по лицензированию: цена вопроса

С 1 января 2015 года госпошлина за первичное получение лицензии ФСТЭК на деятельность по технической защите конфиденциальной информации составляет 7 500 рублей, за продление — 3 500 рублей. Это неизбежные расходы и наименее затратная часть работ.

В соответствии с требованиями регламента по лицензированию необходимо провести аттестации и разработку документов по аттестации защищаемого помещения и автоматизированной системы обработки конфиденциальной информации. Эти услуги оказывают лицензиаты ФСТЭК, например представители проекта Контур.Безопасность.

В комплекс услуг входят:

  1. Первичная консультация. Это знакомство с организацией-заказчиком с целью понять, для чего требуется лицензия, и разъяснить клиенту, что она ему даст, какими затратами обернется ее получение и сколько вложений (временных и финансовых) потребуется в дальнейшем. В том числе специалисты сразу сообщают, каковы шансы организации на успешное лицензирование, исходя из готовности клиента подать заявление сейчас.
  2. Помощь в аттестации. Сотрудники проекта Контур.Безопасность проводят аттестацию помещений для переговоров, автоматизированных систем обработки конфиденциальной информации по требованиям безопасности.
  3. Консультация по приобретению оборудования и программного обеспечения.
  4. Консультация по приобретению нормативно-правовых документов (ГОСТов). Большая часть ГОСТов находится в электронном виде в справочно-правовых системах. Но их недостаточно скачать и распечатать, поскольку требуется подтверждать именно правообладание.
  5. Помощь в согласовании вопросов, связанных с арендой помещения и оборудования.
  6. Консультация по правильному оформлению в штат сотрудников, работающих с конфиденциальной информацией.
  7. Помощь в заполнении заявления. Заявление выложено на ресурсах ФСТЭК России, заполнить его несложно, но нужно выполнить достаточно много условий относительно дополняющих заявление документов — своевременно, точно и в полном соответствии с требованиями.
Не пропустите новые публикации

Подпишитесь на рассылку, и мы поможем вам разобраться в требованиях законодательства, подскажем, что делать в спорных ситуациях, и научим больше зарабатывать.

Гончаров Андрей Михайлович

Лицензионный договор на ПО

Лицензионный договор на ПО – это договор, предусматривающий предоставление права на использование программного продукта лицу, которое не является ее автором или не имеет законных прав на использование. При этом, сторона, предоставляющая другой стороне законное право на использование программы, называется Лицензиар. В свою очередь, Лицензиат – это сторона, которая получает право на использование лицензии.

Виды лицензионных соглашений на ПО

Исходя из объемов прав законного обладателя лицензии, она может быть двух видов:

  • Неисключительная. Под данной лицензией подразумевается право для Лицензиата на использование программы, но при этом Лицензиар сохраняет за собой право выдавать лицензию другим лицам. При заключении соглашения, если в нем не предусматривается иное, оно автоматически является неисключительным.
  • Исключительная. Соглашение, по условиям которого Лицензиат может использовать ПО без возможности выдачи лицензий для других лиц со стороны Лицензиара. Обладатель прав на ПО по условиям соглашения (если в нем не указано иное), имеет полное право на самостоятельное использование ПО с помощью тех же способов, на протяжении того же периода времени и на той же территории, что и пользователь. Это важный момент, поэтому если есть необходимость, важно пользоваться введением ограничений права Лицензиара на использование подобных программных продуктов.

Если есть обоюдное желание, то возможно установление срока лицензии, которая может выдаваться на год, квартал или месяц.

Порядок заключения, условия

От обеих сторон, которые заключают договор, по его условиям требуется соблюдение простой письменной формы. Проходить госрегистрацию или заверять его у нотариуса не обязательно, кроме случаев, когда передается лицензия на программу для ЭВМ, которая регистрировалась в Роспатенте. На такое программное обеспечение регистрация лицензии является обязательной процедурой.

В случае же с неисключительными лицензиями при заключении договора можно использовать упрощенный порядок (условия могут излагаться в электронном формате, на упаковке экземпляра программного продукта или на самом экземпляре).

Лицензия на программное обеспечение считается недействительной, если в соглашении отсутствуют регулирующие пункты:

  • Разрешенные методы использования программы.
  • Лицензируемый программный продукт не четко описан (софт, программное обеспечение и др).

Если по договору одна из сторон должна получить плату за исполнение своих обязательств, то обязательно указывается регламент вознаграждений, порядок его определения и начисления выплат. Если в соглашении отсутствуют соответствующие условия, то он также считается незаключенным.

География использования лицензии является еще одним важным условием договора. По условиям соглашения, его действие не распространяется за пределы территории охраны программного обеспечения как объекта интеллектуальной собственности.

Менять географию можно только в сторону сужения, к примеру, выбрав один или несколько регионов страны. Охрана российских программных продуктов за рубежом осуществляется с учетом международных договоров Российской Федерации в области защиты объектов авторского права.

Если сублицензионный договор на программное обеспечение не содержит пункта, который регулирует территорию использования лицензии, то ПО может использоваться на всей территории страны.

Срок действия лицензии на ПО

Согласно общим правилам, изложенным в Гражданском Кодексе Российской Федерации, использовать Лицензиат может использовать программный продукт на протяжении определенного периода времени, установленного соглашением. Несмотря на то, что бессрочные лицензии не отменяют законную силу действия договора, подобная ситуация является некорректной.

Если пункт, который регулирует срок предоставления права на пользование программой в соглашении не указан, то по умолчанию соглашение заключается на 5 лет.

Как грамотно сформировать условия лицензии

В договоре должен быть описан сам предмет – указание конкретного ПО, использование которого возможно по лицензии. В соглашении должны быть определены способы, при помощи которых пользователь может использовать программное обеспечение, а также другие требования. Если пользователь использует лицензионный продукт за пределами сферы лицензии, то подобные действия расцениваются как нарушение прав правообладателя.

За нарушение пунктов договора, предусматривается финансовая ответственность или прекращение пользования продуктом.

Также в договоре важно определить круг лиц, у которых будет право на использование ПО. Общее количество пользователей может быть ограничено лицензией, так же ограничения могут распространяться для конкретных лиц. В случае с облачными сервисами, предоставление логина и пароля доступа третьим лицам находится под запретом. В данном случае программное обеспечение не всегда устанавливается на устройство, из-за чего могут возникать злоупотребления, в случае если паролем завладеют третьи лица.

Компаниям, которые создают программное обеспечение, стоит попасть со своими разработками в реестр отечественного ПО.

Я работаю генеральным директором юридической фирмы, и среди наших заказчиков как раз есть такие компании. Мы проверяем, соответствуют ли их программы стандартам Минцифры. В статье расскажу, зачем нужен реестр, какое ПО туда вносят и почему это нужно разработчикам.

Зачем нужен реестр отечественного ПО

Тогда же правительство утвердило правила формирования реестра. По сути реестр — это список доверенных программ: внутри нет уязвимостей, которые заранее предусмотрели разработчики, а сами программы сделаны в России — значит, их модернизация не зависит от иностранных компаний.

Из-за ужесточения санкций зарубежные фирмы могли отказаться продавать органам власти и госкомпаниям новое ПО или обновлять уже имеющееся. Поэтому надежнее было пользоваться проверенными отечественными программами из утвержденного списка.

Создать и вести реестр поручили Министерству массовых коммуникаций, которое в 2020 году переименовали в Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций — Минцифры. Проект заработал в 2016 году.

Владельцам программ, которые вносили в реестр, государство дало преференции перед западными поставщиками, если речь шла о госзакупках или поставках ПО для компаний с госучастием.

Хакнуть ЖКХ

Как устроен реестр

Евразийский реестр создан для того, чтобы российские органы власти и госкорпорации могли закупать ИТ-решения из дружественных стран — государств Евразийского экономического союза.

Оба списка устроены одинаково: по сути это таблицы, где указаны регистрационный номер, название ПО, ссылка на сайт компании-разработчика и класс программы.

Класс программы — это сфера, где может применяться ПО. Классы стремятся наиболее точно описать сферы применения программ, поэтому их очень много: начиная от встроенных системных программ вроде BIOS или UEFI и заканчивая инструментами распознавания изображений.

Регистрационные номера в российском реестре состоят только из цифр. Красная пометка возле класса указывает, по какому классификатору определялась программа. Для ПО, которое регистрировали до 2021 года, использовали документ, утвержденный в 2015 году. Для новых программ — классификатор от 22 августа 2020 года

Какие льготы есть у разработчиков из реестра

До середины 2020 года у разработчиков, которые попадали в реестр, была одна льгота — преимущество на госзакупках. Согласно специальному постановлению правительства, госорганы и компании с госучастием были не вправе покупать иностранное ПО, если в реестре есть аналог.

Кроме того, государство постоянно требовало от органов власти снижать долю иностранного программного обеспечения. Поэтому последние активно искали альтернативные продукты, разработанные в России.

Но в целом с 2015 по 2020 год реестр был нишевым сервисом для производителей ПО, которые работали с госсектором. За первые 4,5 года в реестре сделали около 7000 записей. Резкий приток компаний-разработчиков случился в июле 2020 года, когда власти осуществили так называемый налоговый маневр.

Льготой могут пользоваться не только разработчики и правообладатели, но и все участники цепочки поставки программного обеспечения — компании, которые продают это ПО, устанавливают его и поддерживают.

Эта же льгота распространяется и на встроенное программное обеспечение. Главное условие — чтобы по документам программа продавалась отдельно от устройства, на которое установлена. Поэтому некоторые разработчики стали разделять стоимость железа, услуг и ПО. Например, компания продает флешку с ЭЦП, а в счете отдельно прописывает стоимость накопителя и программного обеспечения.

Требования к разработчикам и ПО

По правилам формирования реестра, которые утвердили в 2015 году, подать заявку может как физическое лицо — гражданин России, так и юрлицо. Главное требование к организациям — большая часть компании-производителя должна быть в собственности россиян.

От претендентов требуют раскрыть всех бенефициаров — конечных владельцев компании. Так, в реестр не сможет попасть программа, произведенная российским ООО с 51% участия иностранной фирмы: конечными бенефициарами в данном случае будут считаться иностранцы.

Есть и другие важные требования:

  1. Сумма выплат по лицензионным и иным договорам за рубеж не должна превышать 30% от выручки компании. Например, если за год доход от продажи программы составил 100 млн рублей, а 35 млн из них фирма перечислила иностранным компаниям за лицензионное использование программных компонентов, которые нужны для работы основного ПО, то это уже нарушение требований.
  2. У компании-правообладателя должен быть свой сайт в интернете — на нем попросят разместить все материалы заявки.
  3. Программа должна полностью принадлежать компании на территории всего мира. Ее компоненты должны использоваться законно — на основании лицензий, в том числе открытых. ПО и его компоненты не должны иметь ограничений на использование на территории России или некоторых регионов.

Как попасть в реестр отечественного ПО

Изучить классификатор программ. Для начала надо определиться с подходящими классами и выбрать соответствующие коды в классификаторе Минцифры. После этого разработчик должен решить, в каком виде ПО будет регистрироваться: демоверсия, базовый функционал, полнофункциональное решение или отдельные элементы ПО в виде самостоятельных программных компонентов.

Никаких ограничений по самому виду программ нет — это может быть ПО и для персональных компьютеров, и для серверов, и для мобильных устройств.

Претендент должен обязательно предоставить в Минцифры проверочный экземпляр программы, чтобы эксперты могли посмотреть, соответствует ли он всем требованиям. Принести в министерство программу на флешке или диске нельзя: к форме заявки на сайте реестра надо прикрепить ссылку, откуда можно скачать ПО.

Если ПО — встроенное и работает только на конкретном оборудовании, привозить устройства в министерство на проверку тоже не надо. К заявке можно прикрепить демоверсию или программу с урезанным функционалом. Если речь об удаленных услугах вроде электронной почты — так называемых SaaS-решениях, то для проверки надо предоставить серверную часть.

Каждое обновление программы вносить в реестр не нужно — достаточно один раз зарегистрировать программу. Все последующие версии по умолчанию будут считаться включенными в реестр.

Подготовить документы. Чтобы подать заявку, необходимо подготовить два пакета документов: юридические, которые касаются самого разработчика, и технические — те, что связаны с программой.

  1. Учредительные документы компании — устав и доверенность, если заявку подает не руководитель. Для разработчика-физлица — ИНН и паспортные данные.
  2. Документы, которые подтверждают права на ПО. Это может быть свидетельство о регистрации программы в Роспатенте, внутренние документы компании либо договор о приобретении прав на программу.
  3. Сведения о лицензионных отчислениях за рубеж и выручке компании — бухгалтерские документы, а также лицензионные договоры, если они есть.
  1. Описание функциональных характеристик ПО — в свободной форме рассказать, что это за программа и зачем она нужна.
  2. Список используемых компонентов — какие сторонние библиотеки, скрипты, куски кода использовали при создании программы и на каком основании. Если надо, приложить ссылки или договоры. Если сторонние компоненты есть, а документы разработчик не предоставил, их могут запросить дополнительно.
  3. Адреса и контактные данные организаций, которые осуществляют техподдержку и гарантийное обслуживание программы — можно написать список в свободной форме, а можно воспользоваться государственным стандартом.
  4. Инструкция к проверочному экземпляру, чтобы эксперты могли установить программу и убедиться, что она работает.

Подать заявку. Заявку подают через форму на сайте реестра. Для этого у организации или физлица должен быть аккаунт на госуслугах и ЭЦП.

Сама форма — это анкета на 11 страниц: в соответствующие поля нужно прикрепить документы, которые я перечислил выше, а также ссылку на саму программу.

После придет уведомление о том, что документы приняли.

Как рассматривают заявку на включение в реестр

Оценка по формальным критериям. Обычно этот этап длится около месяца. В министерстве проверят, все ли документы на месте, работают ли ссылки, правильно ли указаны реквизиты и так далее. Если что-то не так — заявку попросят доработать. Если все в порядке — документы передадут на рассмотрение по существу.

Экспертная проверка. Если заявка прошла формальный этап она считается принятой. После этого ее будут рассматривать эксперты. Все материалы передадут в подведомственную министерству экспертную организацию с соответствующими техническими компетенциями. Такая проверка длится тоже около месяца.

Эксперты оценят документы разработчика и само ПО. Информацию о программе заносят в специальный лист проверки сведений. Если понадобится дополнительная информация, ее могут запросить у компании-разработчика и на этом этапе. Результат работы экспертов — итоговое заключение — должен рассмотреть экспертный совет при министерстве.

Фрагмент листа проверки сведений. Первая часть посвящена предоставленным сведениям: все ли есть или чего-то не хватает

Пример запроса, который могут сделать эксперты: тут запрашивают информацию о компоненте ПО и лицензии на него

Заседание экспертного совета. Председатель экспертного совета — министр цифрового развития. Кроме него в совет входят представители от Минцифры и Минпромторга, а также общественных организаций, которые объединяют ИТ-компании. На заседании смотрят на саму заявку, если надо — заслушивают экспертов. В случае дополнительных вопросов могут потребовать какую-либо информацию у разработчика ПО.

Неважно, решил совет включить программу в реестр или нет, в обоих случаях Минцифы издаст соответствующий приказ. Экспертное заключение опубликуют на сайте реестра. Если в регистрации отказали, компания-разработчик в течение года не вправе повторно подавать заявление на внесение этой же программы в реестр.

Раньше заявку рассматривали 3—6 месяцев , в зависимости от загруженности министерства. Однако 20 июля 2021 года в силу вступило постановление правительства, которое должно сократить сроки регистрации в два-три раза.

Читайте также: