Нужна ли характеристика из школы для оформления инвалидности

Обновлено: 30.06.2024

Игорев Игорь Иг оревич обучается в дан ной школе с 1 сентября 2 015 года.

По состоянию з доровья отн осится ко II медицинской г руппе. Семья полная, ст аршая

сестра обу чалась в коррекцио нной школе 8 вида. По заключению № ___ ЦПМП К от

__ . __ . ____ года Иго рь обучался во 2 кла ссе по АОП Н ОО для детей с ЗПР. И з - за

устойчивой неуспеваемости в ию не 2017 года ребенок повт орно прошел Ц ПМПК. По

заключению № ___ от __ .__.____ он переве ден на обу чение по АООП обучающихся с

умственной отстал остью (снижен ием интеллекта), в ариант 1. В данный моме нт

обучается на д ому. Согласно этому же з аключению, ребено к систематически п осещает

невролога и пси хиатра, и, со слов мам ы , получает мед икаментозно е лечение.

У ребёнка по ниженное зрение, ОНР (3 у ровень речевого развития), посещает

занятия логопеда, психолога. До п оступления в школу ДОУ не посещал. Развит ие

мышления, памят и, вниман ия, восприятия, речи, эм оционал ьно - волевой сфер ы

Мальчик медлен но и с тру дом сосредотачивает св ое вним ан ие на у роке,

практически н ичего не усваивает из объ яснений учителя . Самост оятельно не работ ает

никогда, в слу чае отсутств ии контроля со стор оны учителя ( т. е. учитель не сто ит рядом)

начинает играть ся учебными п ринадлежностям и, разговаривая в слух. Делает много

ошибок по невн имательности и не замечает их при прове рке.

Па мять кратковременна я - медленно запоми нает и быст ро забывает -

преимуществен но зритель ная, поэтому особые трудности и спытывает по русскому

языку, математик е. Для запомина ния материала мн огократно ме ханически повторяет его,

без разбора и о смысления, делает смысловые ошиб ки.

Учебный матер иал воспринимает с большим трудом, пу тем многократ ного

повторения, но на с ледую щий день уже не может в спомнить т о, что было разоб рано и

изучено. Однак о, при значител ьных у силиях воли, доброс овестном выпол нении

домашних задан ий и постоянн ом контроле и пом ощи со сторо ны родителей Игорь

Игорев Игорь не у меет сосредоточиться и преодолевать тру дности при вып олнении

учебных задан ий. Преобла дает непроиз вольное внимание. Работает медлен но.

Работоспособ ность очень низкая - уже через 5 -7 минут от на чала работы наступает

повышенная у томляемость. В с остоянии повышенн ого утомления ответы ребён ка

становятся не обдуманными, нелепыми. Приходится делать паузу или менять вид работы.

Мелкая моторика не соответству ет возрасту , часто наблюдается тре мор рук.

Игорь обычно на ходится в хороше м настроении. Отличается о бщей пассивнос тью,

бездеятельностью, безынициативн остью. Не самокритиче н, с у довольствием несет

выгоды. На переме нах отличается п овышенной дв игательной актив ностью

Имеющиеся зна ния, умения и навык и Игорева Игоря не соответству ют

требованиям шк ольной программы. Успеваемость п о основным ш кольным пр едметам

(математика, русский, английс кий, окружающий ми р) неудовлетворитель ная.

Мальчик с тру дом включаются в у чебную деятельность, с больши м опоздание м

овладел начальн ыми навыками п исьма и чтения, с чета. Для не го характерна дет ская не -

посредственн ость в поведе нии, несформ ированность шк ольных интерес ов, неумение

Словарный за пас очень беде н, не соответству ет возрасту, ограничен бытовыми

знаниями, речь ти хая, с запинками. Мал ьчик часто тянет руку для ответа, но к огда его

спрашиваешь, с б ольшим трудом формулиру ет свою мысль, а иногда так и не м ожет

выразить словам и свои мысли даже на бытовом у ровне. Часто делает это для

Новые понят ия, способы действия при помощ и педагога, других у чащихся не

усваивает. Т ребуется очень б ольшой временной п ериод постоя нного повторени я одного

и того же матер иала, причём индивидуально, в тишине, чтобы Игорь его усвоил хотя бы

Социально - быт овые навыки по само обслуживан ию не соответству ют возрасту.

Даже в знакомо й обстановке ориентируется слабо, тр ебует постоян ного контр оля и

Инвалидность ребёнка

В поликлинике (или психиатрическом диспансере), где наблюдается ребенок, врач соответствующего профиля выдает направление на медико-социальную экспертизу (МСЭ).

Ребенка с нарушением слуха направляет ЛОР (отоларинголог), с нарушением зрения — офтальмолог, с пороком сердца — кардиолог, с неврологическими отклонениями в развитии — невролог, а ребенка, имеющего врожденное генетическое нарушение, — психиатр, а вовсе не генетик. Потому что дети с генетическими отклонениями, как правило, имеют легкую, умеренную или глубокую умственную отсталость, которую констатируют только психиатры. Нормальной жизнедеятельности ребенка мешает именно умственная отсталость, в связи с которой и присваивается инвалидность.

Заранее уточните у лечащего врача, в какие сроки вы должны посетить всех специалистов и сдать ему их заключения.

Получите заключения специалистов

Получая направление на МСЭ от специалиста соответствующего профиля, обязательно уточните, заключения каких врачей надо получить и какие анализы сдать.

Как правило, детей осматривают:

  • отоларинголог (ЛОР);
  • офтальмолог (окулист);
  • хирург;
  • хирург-ортопед;
  • невролог;
  • эндокринолог.

Обратите внимание, что у хирурга и хирурга-ортопеда разные специализации: последний занимается лечением опорно-двигательной системы. Поэтому не думайте, что достаточно посетить одного из хирургов.

Кроме того, надо сдать общие анализы мочи и крови.

Если помимо основного заболевания у ребенка имеются сопутствующие заболевания, потребуются дополнительные заключения соответствующих специалистов — например, кардиолога, уролога, логопеда, генетика ит.д. В зависимости от заболевания, могут потребоваться и другие обследования — например, ЭКГ, аудиограмма, генетический анализ крови.

После того, как все заключения врачей и анализы будут собраны, вы должны принести их участковому педиатру, который пишет этапный эпикриз — краткую историю развития вашего ребенка от рождения до настоящего момента, в котором указывает все перенесенные заболевания, диагнозы и прививки.

Если диагноз вашего ребенка не общетерапевтического профиля (скажем, заболевание сердца, почек, опорно-двигательной системы, слабое зрение или слух), а, например, аутизм, синдром Дауна или Вильямса, шизофрения, то заключения врачей вы относите психиатру в местный психо-неврологический диспансер (ПНД).

Сроки и очередность

Далее лечащий врач (или психиатр) должен отнести свое заключение на подпись заведующему поликлиническим отделением (или детским отделением ПНД). У него на подписи ваши документы могут находиться от одной до трех недель: у начальства дел много, кроме того, ваш малыш — не единственный, чьи документы надо изучить и подписать.

Рассчитывайте, что на обход специалистов может уйти более 1–2 месяцев. Например, далеко не в каждой районной детской поликлинике есть кардиолог, офтальмолог, невролог или хирург-ортопед. Тогда вам придется брать направление и ехать в другую поликлинику.

Не забудьте справки для ИПР

Раз уж вы попадаете на осмотр ко всем необходимым вашему чаду специалистам, сразу же просите доктора писать в своем заключении рекомендации по лечению и получению ребенком дополнительных средств реабилитации. Эти записи в дальнейшем помогут получить дополнительные процедуры или льготы. Например, хирург-ортопед может написать, что ортопедическая обувь и стельки вашему ребенку жизненно необходимы. ЛОР может выписать справку на получение слуховых аппаратов.

Обязательно имейте при себе все эти справки и заключения специалистов, когда придете на комиссию в МСЭ. При их наличии в индивидуальной программе реабилитации (ИПР) будут сделаны соответствующие записи, на основании которых ортопедическая обувь или слуховые аппараты будут выдаваться органами соцзащиты бесплатно.

Характеристика из школы

Если ваш ребенок — ученик, вы должны предоставить лечащему врачу (или психиатру) вместе со всеми заключениями от специалистов еще и характеристику из школы. С ее получением в школе могут возникнуть сложности, особенно если школа коррекционная (для умственно отсталых детей). По закону о тайне психиатрии школа не имеет права выдавать характеристику на ребенка, просто потому что мама попросила. Для этого требуется соответствующий запрос. Поэтому, приходя к врачу (или психиатру), направляющему ребенка на МСЭ, сразу вместе со списком специалистов, которых надо посетить, просите написать и соответствующий запрос для получения характеристики из школы. Иначе вы будете ходить к своему врачу 10 раз за каждой справкой!

И еще учтите, что у классного руководителя тоже много ответственных дел, методической работы и бумажной волокиты, потому не надейтесь, что учитель все бросит и напишет характеристику за день, да еще и подпишет ее у директора и поставит на документ две необходимые печати (круглую и квадратную). На это дело уйдет неделя как минимум.

Запись на комиссию МСЭ

Чтобы пройти МСЭ, необходимо заранее записаться на комиссию. Для этого вам надо лично приехать в бюро МСЭ, предварительно позвонив туда и узнав дни и часы приема.

Если вы оформляете инвалидность ребенку не в первый раз, записывайтесь на МСЭ, не дожидаясь окончания срока инвалидности. Очередное переосвидетельствование можно пройти за 1–2 месяца до окончания действия предыдущего срока.

Можно записаться на комиссию, когда начнете обходить всех врачей-специалистов. К тому моменту, когда вы их посетите, и у вас будут собраны все необходимые документы, как раз приблизится ваша очередь.

Документы для записи на комиссию МСЭ

Для того, чтобы записаться на комиссию в бюро медико-социальной экспертизы (МСЭ), вы должны будете представить следующие документы:

  1. заполненную форму №080/у-06 (то есть заключение главного врача детской поликлиники или детского отделения ПНД);
  2. амбулаторную карту из поликлиники;
  3. характеристику на ребенка из школы;
  4. розовую справку с предыдущей комиссии по установлению инвалидности (если инвалидность оформляется не впервые);
  5. паспорт ребенка с пропиской;
  6. для детей до 14 лет — свидетельство о рождении ребенка и справку о постоянной (форма 9) или временной регистрации;
  7. паспорт одного из родителей или опекуна ребенка, который сопровождает его на МСЭ;
  8. заявление родителя или опекуна ребенка на присвоение ребенку статуса ребенка-инвалида (заполняется непосредственно в бюро МСЭ).

Изменение даты МСЭ

Если по уважительной причине вам требуется перенести дату МСЭ, заранее обратитесь с такой просьбой в бюро.

Если состояние ребенка таково, что он не ходит или не может быть доставлен в бюро МСЭ для прохождения комиссии, то медико-социальная экспертиза может состояться и на дому. О прохождении комиссии МСЭ на дому вам необходимо будет получить соответствующее заключение в поликлинике или стационаре, где лечится ваш ребенок.

Не опаздывайте!

Когда отправитесь на комиссию в МСЭ, обязательно возьмите с собой сменную обувь для себя и ребенка, а также чистую пеленку для осмотра.

Приходите на комиссию в указанную дату и точно к назначенному времени. Не опаздывайте! Если вы перепутаете дату, время или просто опоздаете, вас могут не принять, и тогда придется записываться на комиссию и ждать своей очереди снова. Очередь длится около месяца. За это время могут устареть и результаты анализов и даже заключения врачей. А лечащий врач, пишущий заключение всегда утверждает: чем более свежими по времени будут заключения всех врачей-специалистов, тем лучше для МСЭ.

Срок установления инвалидности

Процедура присвоения ребенку определенной группы инвалидности должна соответствовать пунктам отдельных нормативно-правовых актов.

Необходимость оформления заключается в первую очередь в допуске к специальным реабилитационным мероприятиям и достаточно значительным льготам – они предназначены не только для детей, но и для их представителей.
[contents]

Основания для подачи документов

При определении оснований, достаточных для установления необходимости направления пациента на медико-социальную экспертизу (МСЭ), учитывается совокупность следующих факторов:

  • проблемы со здоровьем при наличии постоянного расстройства функциональности организма из-за болезней, травм, иных дефектов;
  • ограничения нормальной жизнедеятельности – под этим стоит понимать полную или частичную неспособность самообслуживания, общения, ориентации в пространстве и передвижения, также это относится к отсутствию контроля над своими действиями и к отсутствию варианта с полной реализацией обучающей и трудовой функции;
  • потребность в соцзащите и реабилитационных мероприятиях.

Законодательная база

Определение инвалидности и ее категории происходит в соответствии со следующими актами:

  • в Постановлении Правительства РФ № 95 от 20 февраля 2006 г. прописаны правила, согласно которым лицо может быть признано инвалидом;
  • в Постановлении Правительства РФ № 247 от 7 апреля 2008 г. отражены изменения в правилах присвоения гражданину группы инвалидности;
  • в приказе Минтруда РФ № 1024н от 17 декабря 2015 г. указаны классификации и критерии, актуальные при осуществлении МСЭ федеральными государственными учреждениями.

Вся процедура проходит согласно нормам, установленным в вышеперечисленных актах, поэтому заинтересованное лицо должно тщательно изучить данные документы.

Перечень болезней для определения группы

Определение группы происходит по заболеваниям:

  • кроветворения и кровообращения;
  • системы пищеварения;
  • опорно-двигательного аппарата;
  • функции дыхания;
  • органов чувств;
  • обменных процессов;
  • психики.

Важно: не все позиции в вышеперечисленных болезнях являются достаточными для комиссии при установлении категории.

К примеру, человек с онкологий лишь после прохождения специального курса реабилитации и отсутствия планируемого эффекта может быть направлен на проведение комиссии по определению необходимости в присвоении 2 группы инвалидности. Если же потребность в этом не была выявлена, то пациенту просто продлевают больничный лист.

Для полного прохождения медико-социальной экспертизы ребенку и его представителю необходимо придерживаться следующей инструкции:

  1. Получить направление в поликлинике.
  2. Пройти комиссию и приобрести заключение всех специалистов.
  3. Предоставить результаты лечащему врачу для того, чтобы он составил акт решения.

Где взять направление?

Направление выписывается в поликлинике или любом другом медицинском учреждении после проведения специалистами нескольких наблюдений над ребенком. По результатам будет вынесен вердикт от врача соответствующего профиля о необходимости направления больного на МСЭ:

  • если выявлено проблемы со слухом, то документ должен быть выписан отоларингологом;
  • со зрением – офтальмологом;

Подобный вариант объясняется тем, что пациенты с дефектами в генетике имеют какую-либо степень умственной отсталости, констатация которой происходит непосредственно специалистом в области психиатрии.

При получении направления следует заблаговременно проконсультироваться с врачом о дальнейших действиях.

Пакет документов

При подаче заявления на МЭС представитель должен обеспечить сотрудников учреждения следующими документами:

    заявление о присвоении группы инвалидности (заполняется представителем ребенка в бюро МСЭ);

Важно: при отсутствии одной из вышерассмотренных позиций запрос не будет принят к рассмотрению, поэтому необходимо перед посещением медучреждения заранее собрать все документы.

Запись на комиссию

Для прохождения экспертизы следует заблаговременно оформить запись на комиссию, посетив для этого медицинскую организацию определенного профиля. Важно: перед посещением нужно позвонить в организацию для уточнения дней и часов приема.

При очередном оформлении инвалидности необходимо реализовать запись, не дожидаясь истечения предыдущего срока, так как повторная процедура может затянуться. В таком случае рекомендуется подавать документа за 1-2 месяца.

Каких специалистов нужно пройти?

При получении направления от специалиста в определенной области медицины нужно будет уточнить перечень врачей, прохождение которых необходимо перед экспертизой. В частности, ребенок должен посетить:

  • хирурга;
  • невролога;
  • отоларинголога;
  • эндокринолога;
  • офтальмолога.

Дополнительно понадобится сдать общие анализы крови и мочи.

Оформление инвалидности ребенку

Оформление ребенку

При наличии ещё каких-либо нарушений у ребенка, необходимо пройти других специалистов. Также в зависимости от индивидуальных осложнений в организме пациент может быть направлен на иные обследования – эхокардиограмма, генетические анализы крови, аудиограмма.

После сбора решений от всех специалистов, документы должны быть направлены участковому педиатру. Он выписывает акт – это краткая характеристика ребенка, начиная от рождения и по настоящий момент, в которой отражаются все медицинские отметки в амбулаторной карте.

Если диагноз является узконаправленным (т.е. не относится к дефектам в сердечно-сосудистой и опорно-двигательной системе, нарушениям слуха и зрения), к примеру: синдром Дауна или аутизм, то все бумаги подаются психиатру в местное отделения психоневрологического диспансера.

Акт решения

После прохождения всех врачей, получения от них заключения по факту обследования и передачи документов соответствующему специалисту составляется акт решения, в котором указываются следующие сведения:

  • краткое описание онтогенеза пациента с рождения до момента обращения;
  • указание перенесенных заболеваний;
  • отражение информации о проведенных вакцинациях.

После того, как акт будет подписан уполномоченным лицом, с ним можно направляться непосредственно на МСЭ.

Справки для ИПР

Справки для индивидуальной программы реабилитации (ИПР) считаются крайне рекомендуемыми, ведь при присвоении степени инвалидности будут сделаны соответствующие пометки, которые в дальнейшем избавят родителей от дополнительных затрат на повторный обход специалистов.

Образец справки ИПР

Образец справки ИПР

Важность таких действий заключается в предоставлении органами социальной защиты ребенку средств реабилитации в краткие сроки и бесплатно. Поэтому при первичном прохождении комиссии следует сразу же запросить справки у врачей. К примеру, отоларинголог может прописать слуховой аппарат, хирург – ортопедическую обувь.

Характеристика из школы

Если ребенок является учащимся образовательного учреждения, то лечащему врачу в дополнении к заключениям остальных специалистов нужно предоставить характеристику из школы.

С ее получением могут быть проблемы, так как в законодательстве прописан момент о тайне психиатрии – учреждение не имеет право выдавать такие личные сведения на ребенка лишь по запросу родителей.

Для этого понадобится оформление соответствующего заявления от врача, под наблюдением которого находится пациент. При этом документ должен быть подписан и заверен.

Кроме того, сроки получения характеристики могут достигать 1-2 недели – классный руководитель обычно и без дополнительных запросов завален методической и бумажной волокитой.

Оформление инвалидности для детей

Аутистов

Инвалидность для ребенка с диагнозом аутизм оформляется по общей схеме, но с некоторыми нюансами. К примеру, первичное обследование и составление заключительного акта должно происходить у психиатра.

Возникает необходимость в прохождении невропатолога, логопеда и лора, а также в сдаче ЭЭГ (предпочтительно во сне), анализа крови и мочи.

По неврологии

Направление на прохождение комиссии по неврологическим заболеваниям получается, очевидно, у невролога. Стандартная процедура будет дополнена специальными обследованиями, которые предназначены для выявления соответствующих нарушений.

С ЗПР

При задержке психического развития направление на прохождение комиссии берется либо у детского педиатра, либо непосредственно у невролога. После этого необходимо встать на учет в психоневрологический диспансер, позвонив по телефону и запросив часы для приема.

Невролог проводит первичное обследование и назначает консультацию у логопеда и психиатра в этой же медицинской организации. В дальнейшем порядок оформления ничем не отличается от общей инструкции.

Стоимость процедуры, льготы

Медико-социальная экспертиза в стране проводится совершенно бесплатно. Сдача предварительных анализов также не предполагает взимания какой-либо суммы – это актуально, если обследование проводится в государственных медицинских учреждениях.

Если же представители пациента решили пройти комиссию в коммерческой поликлинике с аккредитацией, то ценник в данном случае зависит от конкретной фирмы.

Ребенок-инвалид и его семья имеют право на множество самых различных льгот, перечисленных в таблице ниже.

работодатель не имеет право назначать женщинам с детьми-инвалидами сверхурочную деятельность, также он не может заставлять убывать их в командировку без согласия льготника, отказывать им в предоставлении полной заработной платы по причинам, относящемся к ребенку, или увольнять (это не касается случаев полной ликвидации фирмы).

  • некоторые категории инвалидов могут заявить о необходимости на дополнительную жилую площадь – в таком случае законодательством предусмотрено предоставление 10 квадратных метров или отдельной комнаты;
  • также семья, в которой имеется ребенок-инвалид, может оплачивать коммунальные услуги в меньшем размере (не менее 50% от общей суммы;
  • скидка актуальна при оплате квартиры для домов государственного и муниципального жилищного фонда (не менее 50%).
  • ребенок-инвалид может бесплатно проезжать в общественных транспортах;
  • также инвалидам доступно право на скидку в 50% от стоимости проезда любым видом транспорта с 1 октября по 15 мая и один раз в любое иное время года;
  • данные льготы распространяются на сопровождающих лиц.
  • детям-инвалидам создаются дополнительные условия для пребывания в образовательных учреждениях;
  • для них доступна возможность домашнего обучения и в коммерческих организациях соответствующей направленности. Затраты в таком случае частично компенсируются государством.
  • это касается бесплатного предоставления лекарств (если есть рецепт), протезов, ортопедических изделий и колясок – если они произведены предприятиями и организациями Министерства труда;
  • бесплатная путевка в санаторий для инвалида и сопровождающего;
  • родителю выдается справка о временной нетрудоспособности, если при направлении ребенка в специальные реабилитационные учреждения он нуждается в обязательном сопровождении.

Кроме основных вышеперечисленных льгот, дети-инвалиды и их представители могут рассчитывать на множество дополнительных услуг, утвержденных Правительством.

Срок получения инвалидности в зависимости от группы

Инвалидность оформляется в течение 1-2 месяцев. Подобная длительность устанавливается в связи с тем, что документы должны пройти через многих уполномоченных лиц.

Что касается определения категории и соответствующего срока, то законодательством предусмотрены следующие значения:

После положительного результата МСЭ инвалидность присваивается до 1 числа следующего месяца.

Установление инвалидности ребенку регламентируется соответствующими пунктами законодательства Российской Федерации. Перед обращением в медицинские учреждения, осуществляющими медико-социальную экспертизу, необходимо собрать полный пакет документации со справками от специалистов.

Важно обеспечить, чтобы процедура была проведена согласно установленным нормам правовых актов, лишь после этого представитель ребенка может рассчитывать на скорейшее решение вопроса.

Читайте также: