Нужен ли ревизор в ано с единственным учредителем

Обновлено: 25.06.2024

Вопросы управления автономной некоммерческой организацией урегулированы гражданским законодательством.

Согласно ним, АНО считается некоммерческое юридическое лицо унитарного типа, не предусматривающее членства, создающееся на базе имущественных взносов лиц для образовательных, научных, культурных и медицинских целей, а также для деятельности в иных некоммерческих сферах.

Особенности и порядок управления деятельностью АНО

Вопросы управления АНО также урегулированы гражданским законодательством.

Она предусматривает несколько способов ведения дел. В зависимости от числа участников, отличают единоличный и коллегиальный метод.

Решение о выборе способа управления этой некоммерческой структурой должен содержать ее устав. Поэтому она называется автономной. Его приятие возможно только при единогласном решении. Каждый учредитель должен согласовать правила, составляющие устав.

Единственное требование закона связно с необходимостью назначить руководителя, выбор наименования которого также осуществляет учредитель или участники. Среди вариантов может быть генеральный директор, президент, директор, управляющий, исполнительный директор и иные наименования.

Помимо структуры управления, устав автономной некоммерческой организации должен содержать положения, определяющие набор вопросов, которые решают те или иные структуры юрлица.

Статус учредителей

Помимо традиционных правомочий, связанных с принятием тех или иных решений по вопросам деятельности этой автономной структуры, учредителям предоставлен широкий набор полномочий. По сути, законодательство не ограничивает их набором вопросов, входящих в исключительную компетенцию.

Согласно действующим нормам, управление может осуществлять единственный участник или их общее собрание при создании этой некоммерческой структуры несколькими лицами. Если в их число входит публично-правовое образование, то его актами определяется порядок представительства интересов такового в ходе деятельности АНО.

Модель такого управления предполагает передачу полномочий, связанных с повседневной деятельностью. Их должен осуществлять единоличный исполнительный орган. К сфере полномочий учредителей должны относиться наиболее важные вопросы, требующие контроля. Такая схема распределения функций связана с тем, что создатель или собрание участников действуют не на постоянной основе.

Чтобы предупредить злоупотребления, которые может допустить исполнительный руководитель АНО, ее единственный учредитель или собрание участников вправе назначить (избрать) единоличный орган управления из своего состава. Это поможет усилить контроль.

Постоянно действующий коллегиальный орган АНО, его компетенция

Закон дает возможность включить в устав АНО положения, предусматривающие коллегиальный орган управления. Его деятельность осуществляется на постоянной основе.

Коллегиальный орган служит промежуточным звеном между собранием участников и руководителем. Учитывая такой статус, он может служить обязательной инстанцией для одобрения тех или иных сделок, совершаемых руководителем от имени АНО.

При включении правил в устав АНО, можно воспользоваться некоторыми положениями законодательства об АО, регулирующими статус совета директоров.

Создание такой структуры не имеет смысла, если АНО создана одним учредителем, не оперирует большим количеством имущества или не выполняет особо важной роли в жизни общества. Во всех остальных случаях, лучше создавать коллегиальный орган.

Он может иметь любое наименование. Наиболее распространенными являются наблюдательные и попечительские советы, а также управляющие советы.

Закон не устанавливает ограничений по поводу членства в них. Устав может предусматривать как избрание в коллегиальный орган учредителей АНО, так и сторонних лиц, по представлению отдельных участников.

Статус единоличного органа управления

Устав АНО должен содержать положения о наименовании руководящей должности и полномочиях лица, занимающего ее. Соответствующие положения ГК допускают ее замещение как учредителем АНО, так и лицом, не входящим в состав.

Полномочия руководителя должны иметь оперативный характер и позволять решать ту или иную проблему в кратчайшие сроки.

От учредителей потребуется сбалансированно распределить компетенцию между единоличным органом и остальными структурами АНО. С одной стороны, получение согласия на ту или иную сделку не должно быть тотальным, а с другой – существует необходимость защиты интересов АНО при совершении крупных сделок.

Закон разрешает АНО осуществлять предпринимательскую деятельность в рамках тех целей, которые предусмотрены уставом. По этой причине, важно назначить руководителя, который справится с поставленными задачами и сможет контролировать бизнес-направление.

Не каждый учредитель сможет это делать в постоянном режиме. Поэтому целесообразно отыскать специалиста, разбирающегося в сфере деятельности АНО и понимающего основы ведения успешного бизнеса, а не идти на неоправданный риск.

Автор статьи

Кузнецов Федор Николаевич

Кузнецов Федор Николаевич

Опыт работы в юридической сфере более 15 лет; Специализация - разрешение семейных споров, наследство, сделки с имуществом, споры о правах потребителей, уголовные дела, арбитражные процессы.

Вопросы и ответы юристов

Бесплатная онлайн юридическая консультация по всем правовым вопросам

Оплата труда директора в АНО, в случае, когда он сам является учредителем.

Доброго времени суток! Вопрос состоит в том, что я являюсь единственным учредителем и в то же время директором АНО. Директору начисляется заработная плата в соответствии с трудовым договором. На период реализации проекта по гранту мне необходимо исполнять по совместительству обязанности "инструктора". Могу ли я на время реализации проекта составить с собой доп. соглашение о совмещении должности директора и "инструктора" с соответствующей зарплатой для "инструктора", а на этот период времени директор будет исполнять свои обязанности на безвозмездной основе?

Трудовое законодательство не предусматривает возможности привлечения работника по трудовому договору к безвозмездному труду.

Статья 15. Трудовые отношения
[Трудовой кодекс РФ] [Глава 2] [Статья 15]
Трудовые отношения — отношения, основанные на соглашении между работником и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретного вида поручаемой работнику работы) в интересах, под управлением и контролем работодателя, подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором.
Заключение гражданско-правовых договоров, фактически регулирующих трудовые отношения между работником и работодателем, не допускается.

Оплата труда директора в АНО, в случае, когда он сам является учредителем.

Доброго времени суток! Вопрос состоит в том, что я являюсь единственным учредителем и в то же время директором АНО. Директору начисляется заработная плата в соответствии с трудовым договором. На период реализации проекта по гранту мне необходимо исполнять по совместительству обязанности "инструктора". Могу ли я на время реализации проекта составить с собой доп. соглашение о совмещении должности директора и "инструктора" с соответствующей зарплатой для "инструктора", а на этот период времени директор будет исполнять свои обязанности на безвозмездной основе?

Трудовое законодательство не предусматривает возможности привлечения работника по трудовому договору к безвозмездному труду.

Статья 15. Трудовые отношения
[Трудовой кодекс РФ] [Глава 2] [Статья 15]
Трудовые отношения — отношения, основанные на соглашении между работником и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретного вида поручаемой работнику работы) в интересах, под управлением и контролем работодателя, подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором.
Заключение гражданско-правовых договоров, фактически регулирующих трудовые отношения между работником и работодателем, не допускается.

трудовые отношения в некоммерческой организации

Директор это должность, значит, заключены трудовые договора ст.16, 56, 57, 67 ТК РФ. А должность предполагает оплату труда ст.132-135 ТК РФ.

Заработная плата (оплата труда работника) - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты) ст.129 ТК РФ.

Оклад (должностной оклад) - фиксированный размер оплаты труда работника за исполнение трудовых (должностных) обязанностей определенной сложности за календарный месяц без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.

Зарплата Директора АНО


Директор это должность, значит, заключены трудовые договора ст.16, 56, 57, 67 ТК РФ. А должность предполагает оплату труда ст.132-135 ТК РФ.

Заработная плата (оплата труда работника) - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты) ст.129 ТК РФ.

Оклад (должностной оклад) - фиксированный размер оплаты труда работника за исполнение трудовых (должностных) обязанностей определенной сложности за календарный месяц без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.

Я слышала, на пример, что не больше чем 1/3 учредителей могут получать зарплату. Это правда? Или всё регулируется тем, что написанно в уставе? Какие вообще запреты и нормы есть по зарплате учредители АНО? В тексте федерального закона я их не вижу. но другое дело, что могут быть какие-то общепринятые нормы.

Учредитель вправе получать только доход от прибыли в том отношении, в котором был сделан взнос в уставный капитал. Зарплату получают лишь наемные работники. Директор (генеральный директор) – исполнительный орган общества. Он относится к штату наемных работников и должен получать за свой труд заработную плату.

Это регулируется Трудовым кодексом РФ. Участник общества может занимать должность директора, и в этом случае ему по закону полагается и доля от прибыли, и зарплата. То, что он одновременно может быть одним из учредителей фирмы, роли не играет, однако российская практика по таким делам двойственная. Исключение составляет ситуация, когда директор является единственным учредителем фирмы.
ТК РФ положения указанной главы не распространяются на руководителя организации в случае, если он является единственным участником (учредителем) организации. В том числе положения статьи 275 ТК РФ о заключении трудового договора с руководителем организации.

Правление АНО

Если правление АНО состоит из 1 учредителя и 2 физ.лиц, не являющихся учредителями, каким образом можно исключить 2 физ.лиц, не являющихся учредителями из правления?

Галина, добрый вечер!

Вам нужно заполнить бланк заявления по форме Р14001 и подпись заявителя подлежит обязательному заверению в нотариальной конторе.

Но протокол собрания при замене учредителей/участников оформить всё же необходимо. Кроме заявления и решения общего собрания, в регистрирующий орган не нужно более направлять никаких других документов. Поскольку происходящие изменения не касаются устава АНО, оплата государственной пошлины не взимается, соответственно квитанцию в комплект документов для налоговой службы прикладывать не нужно.

Вы наверно уже не раз читали, что такое АНО и для чего выбирают данную форму собственности, но давайте я еще раз напомню Вам основные моменты. Автономная некоммерческая организация является унитарной некоммерческой организацией без членства. АНО создается в основном для оказания услуг. Может быть учреждена одним или несколькими учредителями физическими и/или юридическими лицами на основании добровольных имущественных вкладов.

С чего начать?

С чего-же начать регистрацию АНО? Конечно с идеи! На основании которой Вы четко сможете сформулировать цели создания, подобрать наименование и определиться с предметом деятельности. Если Вы хорошо представляете идею, не составит труда перенести ее на бумагу в виде целей и видов деятельности. А исходя из целей, можно уже придумывать название.

Цели, название и виды деятельности для АНО на примере спортивной школы

Устав Автономной некоммерческой организации

Как подготовить устав АНО без ошибок

Выбираем правильную структуру управления в АНО

Сейчас у нас почти готовый устав. Есть цели, название, предмет деятельности, остался один пункт, который нужно доработать или переписать заново. Я предложу Вам универсальную схему и расскажу о некоторых моментах, на которые стоит обратить внимание. Во-первых, я рекомендую в обязательном порядке создать коллегиальный орган, это обязательное требование по закону о НКО №7-ФЗ, хотя если мы посмотрим Гражданский кодекс в части об Автономных некоммерческих организациях, то увидим, что АНО может быть создана одним лицом и им же управляться. На момент написания данной статьи Минюст регистрирует такую схему управления, а вот что будет завтра, уже сложно предположить. Потому что с 2014 года было уже как минимум два периода, когда Минюст возвращал документы со схемой управления АНО одним учредителем и он же одновременно является единолично исполнительным органом или просто директором. Лучше учредителю отдать полномочия предусмотренные по ГК, а высшему коллегиальному органу управления (ВКОУ) по закону о НКО. Как это сделать я писал здесь. Конечно в этом случае придется принять в ВКОУ третьих лиц, но не переживайте, Вы всегда сможете его расформировать и назначить новых членов. И помните, работники АНО не могут составлять более чем одну треть, от общего числа членов ВКОУ.

Решение (протокол) о создании АНО

С уставом закончили, переходим к протоколу, ну или решению, если учредитель один. Здесь все стандартно и протокол не отличается от такового по оформлению при регистрации коммерческой организации. Думаю с шапкой трудностей возникнуть не должно. поэтому пройдемся по повестке дня. В повестку дня протокола/решения о создании АНО включаем следующие пункты:
Об избрании Председателя , Секретаря Собрания учредителей и лица ответственного за подсчет голосов — для составления решения этот пункт не нужен;
О создании АНО;
Об утверждении Устава АНО;
О порядке, размере, способах и сроках образования имущества АНО — важный пункт, его наличие обязательно для успешной регистрации, основание п.5 статьи 50 Гражданского кодекса. Кстати, похожий пункт я включаю в устав АНО, хотя в законодательстве об этом ничего не сказано, на практике инспектора меня несколько раза просили об этом. Поэтому у меня данный пункт присутствует в уставе по умолчанию. Хоть многие юристы с этим не согласны, зачем на пустом месте спорит с Минюстом?
О формировании высшего коллегиального органа АНО.
О назначении Директора АНО.
О назначении Ревизора АНО.
О государственной регистрации АНО- указываете кто из учредителей будет осуществлять государственную регистрацию и выступать в качестве заявителя, для одного учредителя не нужно.
Не забудьте пригласить на собрание лиц, которых принимаете в ВКОУ и дать им ознакомиться с протоколом и подписать его. Тоже самое сделайте с лицом, которое будет осуществлять функции единолично исполнительного органа АНО, если он не из числа учредителей.

Заявление (Р11001) на государственную регистрацию АНО

Обычно с cоставлением заявления сложностей не возникает, т.к. это делается в специальной программе, которую можно скачать по ссылке. В заявлении нужно заполнить следующие листы:
Первый лист, который называется форма, где выбирается форма собственности — АНО, указывается полное и сокращенное наименование и адрес место нахождения. Сложности могут возникнуть только при заполнении адреса, если в нем присутствует множество характеристик помещения. Бывает непонятно, что и куда вписывать.
Лист В — сведения об учредителях.
Лист Е — сведения о лице имеющем право действовать без доверенности от имени АНО.
Лист И — сведения о видах экономической деятельности, не пытайтесь занести туда ОКВЭД целиком, укажите минимум который необходим и соответствует вашему уставу.
Лист Н — сведения о заявителе. Если заявитель АНО физическое лицо выбираем цифру 1 в первом пункте. Если заявителем будет руководитель юридического лица — цифру 2.
Заявление необходимо заверить у нотариуса или если заявитель подает документы лично, можно сделать это непосредственно в Минюсте при подаче документов на регистрацию автономной некоммерческой организации. В этом случае не расписывайте заранее, инспектор, который будет принимать у Вас документы, захочет убедиться, что это подписали именно Вы.

Комплект документов для регистрации АНО

Читайте также: