Нравственность и коррупция как антипод

Обновлено: 30.06.2024

Коррупция – это злоупотребление должностным лицом своими полномочиями с целью получения личной выгоды или выгоды в пользу третьих лиц за вознаграждение.

  • во-первых, подход к организации системы управления, в основе которой находится вертикальная иерархия, призванная обеспечивать исполнение поставленных перед ней задач максимально эффективным способом;
  • во-вторых, пренебрежение существом дела ради формального его исполнения;
  • в-третьих, система чиновничества, ориентированная на защиту интересов господствующего класса и игнорирование интересов населения.

Бюрократизм как общественное явление

Бюрократия является естественным спутником государственного управления, искоренение которого в полной мере невозможно и не требуется. Бюрократия является качественной характеристикой государственного управления, обусловленной обязательностью его решений, особым отношением к законодательству, защитой общественных интересов, подотчетностью деятельности органов государственного управления общественному контролю и так далее.

Макс Вебер рассматривал бюрократию как эффективную систему администрирования, в основе которой находятся действия квалифицированных государственных служащих, действующих согласно предписанным правилам. Бюрократия являлась свойством рациональной работы учреждений, обеспечивающим максимальную эффективность функционирования каждого их элемента. Признавая многочисленные достоинства бюрократии, следует отметить ее противоречивый характер, ведущий к возникновению проблем этического характера. Бюрократические системы в своем развитии ведут к торможению эффективности системы государственного управления.

Бюрократизм ведет к возникновению следующих основных проблем этического характера:

  • во-первых, отчуждение государственной власти от человека. Основное назначение бюрократии состоит в решении проблем населения, однако в условиях обезличенности подхода, декларируемого бюрократией, игнорируется уникальность проблем человека, выказывается стремление подогнать всех под определенный шаблон и решить дело стандартным образом, даже если стандарт не подходит под конкретную ситуацию;
  • во-вторых, ритуализм. Бюрократическая система предусматривает определенные процедуры, которые требуются для получения той или иной государственной услуги. Процесс прохождения этой процедуры зачастую может привести к устареванию полученного результата. Поглощенность правилами и процедурами бюрократической системы ведет к невозможности достижения поставленных целей;
  • в-третьих, инерция. Применение бюрократического механизма для решения определенных проблем не ведет к его упразднению. При достижении целей бюрократическая система стремится к сохранению своей структуры и препятствованию роспуску. Это ведет к функционированию бюрократии вне поставленных перед ней целей.

Готовые работы на аналогичную тему

Характеристика коррупции как этической проблемы

Коррупция представляет собой явление, основанное на стремлении получить выгоду от использования своего служебного положения. Зачастую коррупции является прямым следствием бюрократизма.

Проблема коррупции является неотъемлемой частью государственного управления любой страны.

В качестве причин возникновения коррупции в системе государственного управления можно обозначить:

  • несовершенство нормативно-правового регулирования;
  • низкий уровень нравственности чиновников;
  • отсутствие мер системного характера, призванных минимизировать последствия коррупции;
  • падение общественных нравов, моральных и этических норм.

Коррупция в качестве этической проблемы может рассматриваться как уродливое проявление бюрократии, опасное явление, наносящее губительные последствия для социальной и экономической ситуации в государстве.

Коррупция выступает в качестве реальной угрозы национальной безопасности страны, поскольку влечет за собой огромные экономические потери, отрицательно влияет на эффективность государственных решений, способствует увеличению и закреплению имущественного неравенства, снижает степень доверия населения власти, разлагает морально-этические устои.

Эксперты высказывают мнение о величине суммарных потерь экономики России от коррупционных действий, оценивая их в пределах от 10 до 20 млрд долларов в год.

Коррупция носит интернациональный характер, имеющей проявления в каждой стране, коррупция находится в прямой взаимосвязи с властью, является ее порождением. Наличие власти всегда создает возможность для злоупотребления ею. Специалисты признают невозможность абсолютной победы над коррупцией, однако государство стоит перед задачей ограничения ее масштабов, снижения динамики, предотвращения негативных последствий.

Искоренение коррупции является важнейшей проблемой государственного управления. Его основу обеспечивает моральный облик государственного служащего, действующего в соответствии с принципами честности, объективности, добросовестности и так далее.

Антикоррупционная политика является одним из приоритетных направлений государственной политики в целом. Государство активно разрабатывает методы выявления коррупционных действий, инструменты, обеспечивающие пресечение деятельности незаконного характера и наказания государственных служащих, допустивших нарушение закона.

Основу антикоррупционной политики составляет формирование нравственных норм, гуманизма и патриотизма у государственных служащих и населения в целом.

Нравственные основы государственного служащего должны обеспечивать правильное его поведение в условиях принятия неоднозначных и неудобных решений. В связи с этим приоритетной задачей государства можно считать необходимость совершенствования законодательства, ориентированного на соблюдение нравственных норм.

Комплексный подход к борьбе с коррупцией подразумевает необходимость совершенствования нормативно-правовой базы, укрепление системы охраны правопорядка, ограничение монополизма власти отдельных должностных лиц, снижение роли государства в экономике, развитие независимых контролирующих структур и так далее.

ДУХОВНО-НРАВСТВЕ Н НЫЙ АСПЕКТ КОРРУПЦИИ

Ивентьев Сергей Иванович

В статье на теоретическо м уровне рассматрива ю тся духовно-нравственн ы е фактор ы коррупции. Отмечается, что коррупция - это не только правов ое (уголовное) , но и духовно-нравственн ое преступление. Автором даются рекомендации по борьбе с данным общественным негативным явлением. Ключевые слова: Бог, человек, душа человека, дух человека, права человека, права души и духа человека, нравственное преступление, коррупция .

Государство включило в одно из направлений национальной безопасности России меры по борьбе с коррупцией, которая охватила все слои общества [ 4 , с.133]. Т.Н.Синюкова справедливо отмечает, что "в научной литературе отсутствует общепринятое определение коррупции, а существующие понятия сильно различаются между собой" [ 9 , с.133]. Указанный автор выделяет несколько по д ходов определения коррупции: 1) Социологический подход под коррупцией понимает сложное социальное явление; 2) Политический подход мыслит к оррупцию как способ борьбы за власть, как способ её существования; 3) "В экономическом подходе коррупция является порождением экономических отношений и непосредственно влияет на их развитие"; 4) "С точки зрения юридического подхода феномен коррупции определяется как общественно опасное противоправное явление, характеризующееся подкупом - продажностью должностных лиц при корыстном использовании ими своих должностных полномочий"; 5) Антропологический подход делает "акцент на субъективное отношение человека к этому явлению"; 6) Психологический подход говорит о "специфических психологических характеристиках личности, способствующих ее коррупционному поведению" [ 9 , с.33 4-335 ]. Кроме отмеченных подходов следует сказать о религиозном и духовно-нравственном подходе определения коррупции, которые приводятся ниже. Традиционно п од коррупцией (corruption - нарушать, ломать) понимают действия по использованию служебного положения с целью получения выгоды. Исторически в России коррупция проявлялась в виде получения материальных благ за совершение законных действий ( " мздоимство " ) или незаконных действий ( " лихоимство " ). Коррупцию связывают с нарушением административных положений либо морального или социального кодекса [1 , с.75-75 ]. Коррупция в основном по форме получения выгоды состоит из двух видов: классическое мздоимство или лихоимство и " оказание услуг (патронаж, непотизм). О первом виде коррупции (денежные взятки) знает почти каждый. Правоохранительные органы масштабно проводят мероприятия по разрыву связей " взяточник-взяткодатель " . Вторая форма коррупции основана на дружеских, должностных или родственных отношениях. На законодательном уровне данный вид коррупции не имеет юридического определения. По этой причине " коррупционное оказание услуг " на данном этапе становления государственности пока неистребимо [ 4 , с.133 ]. Коррупция приводит государство и общество к политическим, экономическим, социальным и нравственным негативным последствиям [5 , с.16]. Как правило, все преступления всегда носят нравственный характер, то есть все правовые (уголовные) преступления, определённые законом, включая коррупцию, являются духовно- нравственными преступлениями , т.к. представляют собой нарушения норм морали и прав души и духа человека , направлены против души человека [6 , с.124] (духовно-нравственный подход определения коррупции ) . В.В.Горбова раскрывает этическую сторону коррупции, указывая, что "в коррупционном поведении действует не только экономическая целесообразность, но и стремление к личной выгоде, которая становится иррациональной страстью и самоцелью. Личная выгода сама по себе не может быть, конечно, восприниматься как юридически криминальное или морально порочное явление. Однако гипертрофированные формы, которые становятся возможными при коррупции, являются одновременно и правонарушением и этически недопустимыми действиями. Кроме страсти к наживе, необходимо указать ещё на один специфически коррупционный моральный порок как продажность человека . Продажность тесно связана с личной выгодой; можно сказать, что желание личной выгоды стимулирует продажность, которая легализует морально порочные механизмы поведения, создаваемые в свою очередь коррупционной ситуацией. Образуется порочный круг между моральными пороками личности и коррупционной ситуацией, способствующей проявлению этих пороков. Тем самым, выявляется исключительно нравственная природа коррупции " [2 , с.42 -43 ] . С точки зрения христианства , ислама и других религий коррупция - это грех или нравственный порок (религиозный подход определения коррупции ). К основным причинам коррупции относят духовно-нравственные, экономические, институциональные и социально-культурные факторы [ 4 , с.133 ]. Акцент следует сделать на духовно-нравственные факторы коррупции , которые вытекают из нравов человека , а также существующей морали ценностных приоритетов общества . Наличие в государстве коррупции говорит нам о том, что общество духовно деформировано, а народ нравственно болен. Чтобы эффективно бороться с коррупцией, государству большое внимание необходимо уделять духовно-нравственным факторам , которые влияют на жизнь и развитие человека . Системность рассматриваемого порока во многом обусловлена девальвацией системы духовно-нравственных ценностей. Это связано с тем, что существует дисбаланс в духовно-нравственных и материальных потребностях человека. Духовно-нравственные ценности направлены на удовлетворение потребностей души и духа человека, а материальные - биологических и социальных потребностей физического тела человека. В п оследнее время научное сообщество говорит о правах духа и души человека [3, с.183-185], которые, в свою очередь, позволяют сбалансировать духовно-нравственные и материальные потребности человека. В конце ХХ века в Российской Федерации было открыто четвёртое поколение прав человека - духовно-нравственные права и свободы человека и гражданина, которые провозгласили и провозглашают духовные и нравственные ценности личности [8, с.19]. К четвёртому поколению прав человека относятся следующие права: право на жизнь, уважение духовного и нравственного достоинства человека, запрет пыток и бесчеловечного обращения, право на творчество, право выбора и свобода воли, свобода совести и вероисповедания, право на духовное образование и воспитание, право на духовное и нравственное совершенствование, право человека на духовную и моральную истину, право на благоприятную окружающую среду и другие права, которые вытекают из духовной и нравственной автономии человека. В начале нашего столетия в России было провозглашено и введено в юридическую науку пятое поколение прав человека - Божественные права и свободы, основу которых составляют Любовь, Божественная информация и энергия человека [8, с.123-135]. К пятому поколению прав человека относят: право на Любовь, Вера и любовь к Богу, единство с Творцом, право на рождение в Любви, право на обращение к Богу, право на бесстрашное и доверительное общение с Богом, право на информацию и управление энергией, право на управление пространством-временем и материей, право на развитие энергетической мощи своей души и своих энергооболочек, право на Сотворчество и сотрудничество с Богом, совершенствование окружающего мира, право на Божественное совершенствование, право на дары Бога, право человека на бессмертие, право человека на Абсолютную истину и другие права, которые вытекают из Любви и Божественной энергии. Четвёртое и пятое поколения прав человека направлены на защиту духовной сущности человека, его Души и Духа, которые бессмертны. Четвёртое и пятое поколения прав человека - это права духа и души человека [3, с.183-185]. Под душой человека понимается Божественная и духовно-нравственная ценность, нематериальное благо, совершенно самостоятельное духовное Разумное Энергетическое Существо, Творение Бога [7, с.158; 8, с.352]. Дух человека - это Эманация Бога, Нетелесное духовное начало [8, с.352]. Р елигия , в отличие от государства, которое базируется на материалистических научных достижениях , особое внимание уделяет душе человека. Наука, к большому сожалению, не занимается исследова нием тысячелетн е го правомерно го утверждени я религии и доказательств существовани я души человека. Потребности души и духа человека удовлетворяются через воспитание, мораль, молитву , духовное творчество и духовно-нравственное просвещение, осуществляемое духовными и светскими учебными заведениями. В последних преподаются Основы религиозных культур и светской этики, религиоведение, теология, этика, философия, включая религиозная философия, культурология и другие дисциплины. К большому сожалению, многие государства к мерам по обеспечению противодействия коррупции не относят возрождение и культивирование духовно-нравственных ценностей в обществе, а также публичное закрепление нравственных норм , на что необходимо обществу обратить особое внимание [4, с.133]. Изучение в светских учебных заведениях ценности души и духа человека и их потребностей позволит пересмотреть существующие приоритеты, отдав предпочтение духовно-нравственному развитию человека. Средства массовой информации больше должны уделять внимание духовным и нравственным вопросам человека и общества, а не формировать пагубные, потребительские и безнравственные ценности у человека. Безусловно, что вышеуказанными рекомендациями не ограничиваются меры борьбы с коррупцией. Только г лубокое исследование коррупции позволит обществу найти исчерпывающие меры по её предотвращению и искоренению.

1. коррупция, как фактор нравственной деградации общества

КОРРУПЦИЯ, КАК ФАКТОР
НРАВСТВЕННОЙ
ДЕГРАДАЦИИ ОБЩЕСТВА
ПРЕЗЕНТАЦИЮ ПОДГОТОВИЛ: НИКОЛАЕВ АНТОН, ГРУППА 15

• Зарождение коррупции как негативного
явления свойственно обществу, которое
находится под влиянием власти и денег.
Практически коррупция начала свое
существование с возникновением
государства и появлением должностных лиц,
принимающих решение от имени
государства. Коррупция в системе
государства существует в связи с тем, что
чиновник может распоряжаться не
принадлежащими ему ресурсами путем
принятия решений. К таким ресурсам могут
относиться бюджетные средства
государственная или муниципальная
собственность, государственные заказы,
льготы и т.п.

• В последний период на фоне сложившейся
общественно-политической и социальноэкономической обстановки постоянно
констатируются факты коррупции. Поэтому
коррупция в органах государственной
власти и управления современной России
является наиболее острой проблемой, без
кардинального решения которой
невозможно эффективное развитие
российского общества. Кроме того,
государство, где власть в высокой степени
коррумпирована, не может считаться ни
демократическим, ни правовым, ни
социальным.

• Коррупция в органах государственной власти
представляет социальную угрозу тем, что она
непосредственно или опосредованно влияет на
общественные ценности, мораль и государственные
устои, подрывая веру в справедливость принимаемых
государственных решений. Опасность коррупции
представляется, прежде всего, в том, что за
принимаемыми решениями чиновников стоит
практическая деятельность, которая не всегда может
иметь для общества и государства позитивный
характер. Коррупция снижает эффективность
промышленной политики и побуждает частный бизнес
действовать в теневом секторе, нарушая налоговое,
административное и уголовное законодательство. В то
же время способствующим фактором развитию
коррупции является сложная система государственного
управления, где взятки порой являются действенным
средством принятия решений.

• В научной литературе акцент делается на
коррупции как социальном явлении,
порожденном социальными противоречиями
общества государства, его властных структур,
а также на противоречиях между корыстным
поведением отдельных лиц и общественными
ценностями. Происходит разложение власти,
государственные, муниципальные лица,
уполномоченные на исполнение
государственных функций, используют свое
служебное положение для личного
обогащения или в иных интересах. В этом
плане в основе коррупционной деятельности
находится не только и не столько преступное
поведение определенного чиновника или
должностного лица, сколько определенная
социальная обстановка, порождающая данное
зло.

• Наиболее распространенной ситуацией
коррупционных действий может
служить поведение должностного лица,
которое принимает противоправное
решение, в том числе если оно
неприемлемо для общественного
мнения, из которого извлекает выгоду
некоторая другая сторона (например,
фирма получает государственный заказ),
а само должностное лицо получает
незаконное вознаграждение.
Характерным признаком при этом будет
нарушение закона при принятии
решения.

• Следует учитывать нравственные издержки от
коррупции, влекущие за собой сложные
последствия для общественного мнения,
грозящие подрывом демократических ценностей,
стабилизации общества в целом. Поэтому
коррупция может быть рассмотрена как система
отношений, основанная на противоправной
деятельности должностных лиц в ущерб
государственным и общественным интересам.
• Коррупция, являясь препятствием для
политического, экономического, социального
развития страны, имеет тенденцию к
расширению и дальнейшему развитию,
используя местные особенности и традиции.
• З

• При определении содержательной стороны
коррупции наряду с ее социальной стороной
приоритет все же отдается правовому аспекту.
Поэтому коррупция должна иметь отличительный
характер от преступных действий, предусмотренных
уже существующими статьями УК РФ. В большей части
к коррупции относят действия, относящиеся к
получению взятки, злоупотреблению служебным
положением.
• Удельный вес взяточничества в структуре
должностных преступлений составляет 34—36%. По
рейтингу коррумпированности чиновников и
политиков Россия сегодня находится в десятке самых
неблагополучных стран мира наряду с Венесуэлой,
Камеруном. Индией и Индонезией.

• Распространение криминального лоббизма,
корыстного сговора должностных лиц,
инвестирование коммерческих структур за счет
бюджета в ущерб интересам государства и граждан,
необоснованная и убыточная для общества передача
государственного имущества в управление
коммерческим структурам, создание лжепредприятий
— все это составляет угрозу существованию общества
и государства в целом.

moral.infotaste.com

korup2

Как трудно заниматься выгодным делом, не преследуя при этом собственной выгоды
Люк де Вовенарг.

Можно с точностью сказать, что становление коррупции не есть достижением XXI века, ее корни углублении в давние времена, непосредственно тогда, когда человек начал достигать определенных свершений не с помощью своей плодотворной работы, а с поддержкой других знатных лиц, за определенную плату.

То есть, явление коррупции представляет собой межличностное взаимодействие членов общества для достижения нужных результатов, минуя как правовые так и моральные нормы. Основными средствами являются так называемые связи и как результат улучшение материального положения получателя услуг от заказчика.

Почти каждое наше сознательное решение базируется на 3 — х аспектах — закон, совесть и выгода. Поэтому, проблема выбора человека и приводит к возникновению — коррупции.

Для образования такого явления как коррупция должны присутствовать такие составляющие как:

1. Необходимость — человек имеет определенную цель, но для ее достижения нужны определенные действия.
2. Метод — выбор способа реализации цели (как отмечалось с учетом трех аспектов — закона, совести, выгоды — выбрана как основная.)
3. Уполномоченное лицо — с его помощью человек реализует свое желание получить то или другое.
4. Передача / получение денежных средств — реализация цели должна подкрепляться финансовым эквивалентом.

Следовательно, выбор выгоды как способа достижения цели и является первоочередной причиной коррупции .

В современном мире коррупция создала свою сеть, охватывающую все ветви и ступени власти без исключения. Служебная должность стала средством для самообогащение от наименее значимых деятелей в системе власти к наиболее влиятельным лицам.

Нельзя утверждать, что явление коррупции присуще только определенным странам, оно — присуще всем, разница заключается лишь в ее выражении, то есть масштабе поражения той или иной страны.

Также, она характерна не только высшим ступеням власти, но и даже простому человеку, который не может найти решение своей проблемы в системе образования, экономики, власти и обращается к легкому — пути материального опустошения и получения желаемых результатов.

Для создания представления о степени поражения и места коррупции в мире, я предлагаю использовать метод сравнения двух разных стран: Дания и Демократическая республика Конго.

Дания — развитая страна, которая имеет развитую сеть в экономике, системе правопорядка и образовании, а также занимает первое место как страна в которой явление коррупции не является осевшим в обществе, то есть не имеет своего влияния в власти. В стране основой эффективного способа управления обществом является соблюдение высоких моральных принципов всеми членами общества и законопослушность.

Право и мораль — это взаимосвязанные категории, сущность которых проявляется в регулировании человеческого поведения. Если рассмотреть их регуляции в явлении коррупции, то двоякое воздействие осуществляется с помощью наказаний или осуждением за невыполнение общепринятых законов и моральных норм.

Относительно этического аспекта коррупции, можно сказать, что коррупция подпитывает эгоистические черты личности, не учитывая возможный вред других субъектов, сужая их права в выборе и честной конкуренции, поднося определенных лиц выше других. Также, происходит нарушение закона, поэтому участники коррупционных отношений вынуждены предоставлять этим поступкам видимость законности или скрывать вообще, что расценивается как обман.

Итак, учитывая вышеприведенное , можно прийти к выводу, что явление коррупции не имеет в своей сущности нравственной составляющей, потому что представляет собой аморальное явление. Хотя и для ее уничтожения существуют правовые внедрения, но их выполнение не целесообразны, так как не искореняют первопричину — желание человека – иметь и получать, а только регулируют уже осуществленное действие — последствия.

Читайте также: