Нормы международного права как источники природоресурсного права рб

Обновлено: 30.06.2024

Охрана окружающей среды является неотъемлемым условием обеспечения экологической безопасности, устойчивого экономического и социального развития общества.

Под источниками экологического права понимаются нормативные правовые акты уполномоченных государственных органов, регулирующие экологические отношения и устанавливающие правила поведения, обязательные для соблюдения и исполнения всеми субъектами общественных отношений.

Источники экологического права имеют общие характеристики с источниками других отраслей права. Все источники права - это правовые акты, принятые непосредственно народом (путем референдума) или уполномоченными на то государственными органами. Такие органы устанавливают или санкционируют нормы права - внешние формы выражения правотворческой деятельности государства. Посредством ее воля законодателя становится обязательной для исполнителя.

Нормативный правовой акт – официальный документ установленной формы, принятый (изданный) в пределах компетенции уполномоченного государственного органа (должностного лица) или путем референдума с соблюдением установленной законодательством Республики Беларусь процедуры, содержащий общеобязательные правила поведения, рассчитанные на неопределенный круг лиц и неоднократное применение.

Нормативные правовые акты Республики Беларусь подразделяются на виды, например:

кодекс (кодифицированный нормативный правовой акт) – закон, обеспечивающий полное системное регулирование определенной области общественных отношений;

закон – нормативный правовой акт, закрепляющий принципы и нормы регулирования наиболее важных общественных отношений;

указ Президента Республики Беларусь – нормативный правовой акт Главы государства, издаваемый в целях реализации его полномочий и устанавливающий (изменяющий, отменяющий) определенные правовые нормы;

К источникам экологического права Республики Беларусь относятся следующие виды нормативных правовых актов: Конституция, кодексы (водный, воздушный, о земле, о недрах, лесной), законы (об охране окружающей среды, об охране атмосферного воздуха, об охране озонового слоя и другие), нормативные правовые акты Президента Республики Беларусь, постановления Совета Министров Республики Беларусь, республиканских органов государственного управления (министерств, ведомств).

Законом Республики Беларусь регулируются наиболее важные общественные отношения. Вступившие в силу законы Республики Беларусь обязательны для применения на всей территории Республики Беларусь.

Источники экологического права обладают всеми характерными признаками, свойственными источникам права. Но они имеют свои особенности: в них представлен значительный вес законов по сравнению с другими формами права; они отличны содержанием так называемых "экологизированных" норм и нормативных актов. Иначе говоря, тех актов, которые, регулируя соответствующие отношения, отражают сопутствующие им требования охраны окружающей среды. Наконец, в числе источников экологического права определенное место занимают международно-правовые акты, регулирующие внутренние экологические отношения на основе примата международного права. Система экологического законодательства, воспринимая идеи основополагающих конституционных актов, состоит из двух подсистем законодательств:

Под благоприятной окружающей средой понимается окружающая среда, качество которой обеспечивает экологическую безопасность, устойчивое функционирование естественных экологических систем, иных природных и природно-антропогенных объектов. Под охраной окружающей среды (природоохранной деятельностью) понимается деятельность государственных органов, общественных объединений, иных юридических лиц и граждан, направленная на сохранение и восстановление природной среды, рациональное (устойчивое) использование природных ресурсов и их воспроизводство, предотвращение загрязнения, деградации, повреждения, истощения, разрушения, уничтожения и иного вредного воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности и ликвидацию ее последствий.

Правовой режим природных ресурсов и других компонентов природной среды регулируется законодательством Республики Беларусь об охране окружающей среды, если иное не предусмотрено законодательством Республики Беларусь об охране и использовании земель, об охране и использовании вод, об использовании, охране и защите лесов, о недрах, об охране и использовании животного мира, о растительном мире и иным законодательством Республики Беларусь.

Основными задачами законодательства Республики Беларусь об охране окружающей среды, как основного источника экологического права, являются:

обеспечение благоприятной окружающей среды;

регулирование отношений в области охраны природных ресурсов, их использования и воспроизводства;

предотвращение вредного воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности;

улучшение качества окружающей среды;

обеспечение рационального (устойчивого) использования природных ресурсов.

При осуществлении хозяйственной, управленческой и иной деятельности, оказывающей отрицательное воздействие на состояние окружающей природной среды, местные Советы депутатов, исполнительные и распорядительные органы, другие государственные органы, предприятия, учреждения, организации, а также граждане Республики Беларусь, иностранные юридические лица и граждане, лица без гражданства обязаны руководствоваться следующими основными принципами:

соблюдения права граждан на благоприятную окружающую среду и возмещение вреда, причиненного нарушением этого права;

обеспечения благоприятных условий для жизни и здоровья граждан;

научно обоснованного сочетания экологических, экономических и социальных интересов граждан, общества и государства в целях обеспечения благоприятной окружающей среды;

охраны, рационального (устойчивого) использования природных ресурсов и их воспроизводства как необходимых условий обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности;

предупредительного характера мер по охране окружающей среды и предотвращению вреда окружающей среде;

государственного регулирования охраны окружающей среды и природопользования;

платности специального природопользования и возмещения вреда, причиненного окружающей среде;

экономического стимулирования рационального (устойчивого) использования природных ресурсов;

независимости контроля в области охраны окружающей среды;

учета природных и социально- экономических особенностей территорий, в том числе режима охраны и использования особо охраняемых природных территорий, природных территорий, подлежащих специальной охране, и биосферных резерватов, при планировании и осуществлении хозяйственной и иной деятельности;

приоритета сохранения естественных экологических систем, типичных и редких природных ландшафтов и природных комплексов;

допустимости воздействия хозяйственной и иной деятельности на природную среду с учетом требований в области охраны окружающей среды;

обязательности участия в деятельности по охране окружающей среды государственных органов, общественных объединений, иных юридических лиц и граждан;

сохранения биологического разнообразия;

обеспечения интегрированного и индивидуального подходов к установлению требований в области охраны окружающей среды к юридическим лицам и гражданам, осуществляющим хозяйственную и иную деятельность или планирующим ее;

презумпции экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности;

снижения вредного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду на основе использования наилучших доступных технических методов и технологий, обеспечивающих выполнение требований в области охраны окружающей среды, с учетом экономических и социальных факторов;

запрещения хозяйственной и иной деятельности, которая может привести к деградации естественных экологических систем, изменению и (или) уничтожению генетического фонда объектов растительного и животного мира, истощению природных ресурсов и иным отрицательным изменениям окружающей среды;

гласности в работе государственных органов, общественных объединений по вопросам охраны окружающей среды и обеспечения граждан полной, достоверной и своевременной экологической информацией;

недопущения совмещения функций государственного регулирования, управления и контроля в области охраны окружающей среды и функций природопользования;

ответственности за нарушение законодательства Республики Беларусь об охране окружающей среды;

обеспечения пропаганды знаний в области охраны окружающей среды и природопользования и формирования экологической культуры;

международного сотрудничества Республики Беларусь в области охраны окружающей среды.

Нарушение законодательства Республики Беларусь об охране окружающей среды влечет ответственность в соответствии с законодательными актами Республики Беларусь (уголовную, административную, материальную).

При причинении экологического вреда, возникновении опасности причинения экологического вреда в будущем, нарушении требований в области охраны окружающей среды или невыполнении предписаний государственного органа, осуществляющего государственный контроль в области охраны окружающей среды, хозяйственная и иная деятельность юридических лиц и граждан, оказывающая вредное воздействие на окружающую среду, может быть:

полностью или частично приостановлена до устранения выявленного нарушения на основании решения местного исполнительного и распорядительного органа, постановления Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь, его территориальных органов и их должностных лиц, других государственных органов (организаций), которым в соответствии с настоящим Законом и иными законодательными актами Республики Беларусь предоставлено право на принятие такого постановления (далее – уполномоченный государственный орган);

полностью или частично приостановлена до устранения выявленных нарушений либо прекращена по решению суда.

  1. Что понимается под источниками экологического права?

Под источниками экологического права понимаются нормативные правовые акты уполномоченных государственных органов, регулирующие экологические отношения и устанавливающие правила поведения, обязательные для соблюдения и исполнения всеми субъектами общественных отношений.

  1. Какие виды нормативных правовых актов относятся к источникам экологического права Республики Беларусь?

Конституция, кодексы (водный, воздушный, о земле, о недрах, лесной), законы (об охране окружающей среды, об охране атмосферного воздуха, об охране озонового слоя и другие), нормативные правовые акты Президента Республики Беларусь, постановления Совета Министров Республики Беларусь, республиканских органов государственного управления (министерств, ведомств).

  1. Какой нормативный правовой акт устанавливает правовые основы охраны окружающей среды?
  1. Что является основными задачами законодательства Республики Беларусь об охране окружающей среды, как основного источника экологического права?

Основными задачами являются:

обеспечение благоприятной окружающей среды;

регулирование отношений в области охраны природных ресурсов, их использования и воспроизводства;

предотвращение вредного воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности;

улучшение качества окружающей среды;

обеспечение рационального (устойчивого) использования природных ресурсов.

ПП – совокупность правовых норм, имеющих определённую обособленность в системе права и регулирующих отношения по использованию и охране отдельных компонентов и объектов природной среды, являющихся природными ресурсами.

В качестве природных ресурсов рассматриваются:

§ животный и растительный миры

Предмет ПП: природоресурсные отношения по использованию природных ресурсов, их восстановлению и охране

Метод ПП:специфическое сочетание императивного и диспозитивного методов правового регулирования

Как учебная дисциплина

2 аспекта/блока: общие вопросы, которые касаются в целом природных ресурсов (предмет, система, источники, понятие и структура природоресурсных отношений, право природопользования) и правовой режим отдельных природных ресурсов (особое внимание уделяется правовому регулированию по использованию и охране земли)

Как наука

Совокупность научных взглядов, идей, концепций, теорий на проблемы правового регулирования природоресурсных отношений.

2. Место ПП в системе права

Определение места ПП не является однозначным. Существует дискуссия, которую можно свести к 3-м позициям:

1) ПП – самостоятельная отрасль права

2) ПП – составная часть экологического права

3) ПП – совокупность отраслей, каждая из которых регулирует отношения по использованию и охране отдельных компонентов и объектов природной среды.

Проблема в предмете и методе правового регулирования.

При определении степени обособленности правовых норм имеют значение такие критерии как актуальность общественных отношений, обособленность законодательства, устойчивость в системе национального права.

o Если рассматривать ПП как совокупность отраслей, то можно выделить такие отрасли как: земельное право, водное право, лесное право, отрасли, регулирующие использование и охрану недр (горное право), отрасль, регулирующая использование и охрану животного и растительного мира.

Система каждой отрасли права включает следующие институты: право собственности, право природопользования, государственное управление (регулирование), рациональное использование и охрана, институт ответственности.

Более сложную систему имеет земельное право. Институты которого можно сгруппировать на общую и особенную части.

o Если рассматривать ПП как самостоятельную отрасль права, то можно выделить: общую часть, которая объединяет институты, которые содержат нормы общего характера, создающая нормы основополагающего понятия ПП.

Общая часть: общие положения по объектам, субъектам и принципам, право собственности, право природопользования, государственное управление и регулирование, рациональное использование и охрана природных ресурсов, ответственность в сфере природопользования.

Особенная часть: объединяет подотрасли, которые содержит нормы, отражающие специфику правового режима отдельных компонентов природной среды.

Специальная часть:международно-правовая охрана природных ресурсов.

o При рассмотрении ПП как составной части экологического права (включающее как природоресурсные, так и природоохранные нормы) природоресурсные нормы будут иметь место в общей, особенной и специальной частях экологического права.

Первый подход о системе ПП в большей степени корреспондирует действующему природоресурсному законодательству. Второй и третий подход требует более глубокой систематизации норм ПП законодательства.

4. Концепция устойчивого развития как основа правового регулирования природоресурсных отношений

Концепция устойчивого развития:

1) является основной в настоящее время концепцией отношения общества к природе

2) предполагает оптимальное сочетание экономических, социальных и экологических интересов

3) является методологической основой ПП

Впервые на международном уровне концепция устойчивого развития нашла отражение в Декларации по окружающей среде и развитию (Рио-де-Жанейро, 1992 год)

Данная концепция была положена в основу национальной стратегии устойчивого социально-экономического развития РБ на период до 2030 года (одобрена на заседании Президиума Совмина РБ от 10.02.2015)

ТЕМА 2. ИСТОЧНИКИ ПП

1. Понятие и особенности источников ПП

2. Система ПП законодательства

3. Конституционные основы ПП

5. Международные документы как источники ПП

1. Понятие и особенности источников ПП

В основном в качестве источников ПП выступают НПА, содержащие правовые нормы, которые регулируют природоресурсные отношения.

Особенности источников ПП:

o значительная часть природоресурсных норм содержится в законах, в том числе в кодифицированных НПА

o нормы, на основании которых регулируются природоресурсные отношения содержатся в источниках иных отраслей права

o в числе источников ПП значительное место занимают международные правовые акты

Отрасли ПП начали развиваться в советский период. Вплоть до начала 90-х гг. ХХ века ПП законодательство превалировало над природоохранным, на основе которого постепенно стало формироваться экологическое право.

2. Система ПП законодательства

Систему ПП можно представить несколькими способами:

◆ по юридической силе

◆ в зависимости от круга регулируемых НПА общественных отношений:

- специальные НПА (специальные источники)

акты, которые в большей степени регулируют природоресурсные отношений, так называемое специальное законодательство, в совокупности данные акты составляют природоресурсное законодательство, отдельные отрасли которого систематизированы на основе базового Кодекса или Закона.

- общие НПА (общие источники)

акты других отраслей законодательства, в которых содержатся нормы природоресурсного законодательства (ГК, УК и т.д.). Они регулируют отношения им отраслевыми по правовой форме, но природоресурсные по содержанию. Наличие таких норм обусловлено следующими аспектами:

§ нормы ПП, заложенные в специальных НПА не всегда действуют напрямую в регулировании природоресурсных отношений (пример: институт ответственности природоресурсного законодательства, квалификация правонарушения возможна с использованием специальных природоресурсных норм, устанавливающих характер отношений, его квалифицирующие признаки)

§ окружающая среда – это сложная природно-социальная система, и принятие ряда НПА, регулирующих хозяйственные отношения невозможно без закрепления в данных актах природоресурсных норм.

В случае противоречия специальные НПА имеют большую юридическую силу

◆ трёхуровневая система природоресурсного законодательства, которая учитывает специфику правового регулирования природоресурсных отношений:

- специальные НПА

- общие НПА

- нормы международного права

3. Конституционные основы ПП

Значение Конституции как источника ПП. На основе конституционных норм формируется всё законодательство, в том числе и природоресурсное. Конституция устанавливает права граждан, в том числе в области использования и охраны компонентов природной среды. Закладывает экономическую основу природоресурсных отношений, в частности, право собственности на природные ресурсы.

Нормы, содержащие в Конституции, имеющие природоресурсное содержание делят на 4 группы:

1) нормы, которые имеют непосредственную взаимосвязь с таким ключевым правом, как право на благоприятную окружающую среду, право на информацию (ст. 34), право на свободу собраний (ст. 35), право на свободу объединений (ст. 36), право направлять обращение и т.д.

2) нормы, которые устанавливают экономические основы природоресурсных отношений (ст. 9, ст. 13 исключительная государственная собственность на недра, леса, воды, земли с/х, ст. 44 государство гарантирует право собственности)

3) нормы, определяющие основы природопользования (ст. 46 государство осуществляет контроль за использованием природных ресурсов)

4) нормы, закрепляющие основы ответственности (ст. 44, ст. 60)

Исходя из контекста ст. 2 Закона, данный Закон является общим НПА по отношению к специальному природоресурсному законодательству. Место и роль Закона в системе природоресурсного законодательства можно определить следующими особенностями:

- головной или базовый в сфере природопользования и охраны окружающей среды (т.к. охватывает весь комплекс отношений)

- закрепляется ряд норм, получивших дальнейшее развитие в природоресурсном законодательстве (глава 4)

- способствует формированию, в том числе и системе действующего природоресурсного законодательства

- может служить основой для дальнейшей кодификации соответствующего законодательства, т.к. является актом, консолидирующим систему природоохранного и природоресурсного законодательства. Нельзя утверждать, что данный Закон в полной мере консолидирует систему природоохранного и природоресурсного законодательства, т.к.:

§ Кодексы выше по юридической силе чем Законы

§ данный Закон, согласно формулировки ч. 1 ст. 2 Закона поставлен в один ряд с иными актами природоохранного законодательства

§ данный Закон со одной стороны обобщает правовое регулирование природоохранных и природоресурсных отношений, а с другой стороны разграничивает правовое регулирование данных отношений (ч. 2 ст. 2 Закона, основная группа норм в Законе природоохранной направленности)

Возможно 3 варианта развития законодательства:

· оставить всё, как есть

· принятие Природоресурсного Кодекса

· принятие Экологического Кодекса

5. Международные документы как источники ПП

В соответствии со ст. 8 Конституции признаётся приоритет принципов международного права и обеспечивается в соответствии с ним законодательство.

Нормы права, содержащиеся в международных договорах РБ, вступивших в силу:

1) признаются частью действующего на территории РБ законодательства

2) подлежат непосредственному применению, кроме случаев, когда из международного договора следует, что для применения таких норм требуется издание внутригосударственного нормативного акта

3) имеют силу того НПА, которым выражено согласие РБ на обязательность для неё соответствующего международного договора

Все акты прямого действия.

Примеры см. в следующих темах.

ТЕМА 3. ПРИРОДОРЕСУРСНЫЕ ПРАВООТНОШЕНИЯ

1. Понятие и виды природоресурсных отношений

2. Объекты природоресурсных отношений

3. Субъекты природоресурсных отношений

1. Понятие и виды природоресурсных отношений

Природоресурсные правоотношения – урегулированные нормами права общественные отношения по использованию и охране природных ресурсов.

Опосредуют природопользование и являются правовой формой отношений, составляющей предмет ПП.

Природопользование – хозяйственная и иная деятельность, в процессе которой используются природные ресурсы и оказывается воздействие на окружающую среду.

Классификация природоресурсных правоотношений:

Ø в зависимости от форм взаимодействия общества и природы:

§ отношения по охране и восстановлению природных ресурсов

§ отношения по использованию природных ресурсов

Ø по степени воздействия на природную среду в процессе хозяйствования и иной деятельности

§ связанные с изъятием вещества из природной среды

§ не связанные с изъятием вещества из природной среды (все виды землепользования)

Ø выделение в природной среде отдельных её компонентов

§ отношения по использованию и охране недр

§ отношения по охране и использованию растительного и животного мира

Ø в зависимости от элементов правового режима

§ правоотношения собственности на природные ресурсы

§ правоотношения по государственному регулированию

§ охранительные (по применению юридической ответственности)

Ø по национальной принадлежности:

§ правоотношения с иностранным элементом

§ без иностранного элемента

Состав: объект, субъект, содержание.

Содержание – объём прав и обязанностей субъектов. Содержание зависит от того, по поводу какого объекта оно возникает: юридическое (правовые возможности) и материальное содержание (конкретные права и обязанности, которые реально реализуются).

Основания возникновения отношений: юридические факты – чаще всего юридические составы. Как правило, для возникновения или прекращения необходимо несколько юридических фактов. Основания возникновения можно разделить на 3 группы:

§ события, которые могут быть абсолютными – не зависят от воли людей, и относительными – опосредовано вызвано деятельностью человека, но протекают, минуя его волю (нарушение баланса подземных вод в силу недропользования)

§ действия: правомерные – получение лицензии на определенные виды деятельности, неправомерные – нарушают соответствующие предписания – незаконная охота

§ бездействие – невыполнение субъектами установленный предписаний в сфере природоресурсных отношений

§ происходит по воле природопользователя (отказ от использования природного ресурса)

§ происходит по воле гос. органов (изъятие земельного участка для государственных нужд)

2. Объекты природоресурсных правоотношений

Объекты– природные ресурсы, то есть реальные блага, на которые направлены соответствующие права и обязанности.

В свою очередь, сами природоресурсные отношения являются объектом права (правового регулирования).

Природные ресурсы– компоненты природной среды, природные и природно-антропогенные объекты, которые используются или могут быть использованы при осуществлении хозяйственной и иной деятельности в качестве источников энергии, продуктов производства, предметов потребления и имеют потребительскую ценность.

· лес – как более сложный природный объект

В головных природоресурсных актах содержится определение каждого из приведённых компонентов природной среды (природных объектов). Данные определения имеют правовое значение, так как позволяют определить применимость того или иного законодательства.

Компонент природной среды (природные объекты), чтобы быть признанными объектами природоресурсных правоотношений, должны обладать следующими юридически значимыми признаками:

ü естественное происхождение

ü (факультативный) выполнение жизнеобеспечивающих человека функций – способность объекта работать на качество окружающей среды. Но существуют объекты, которые не способны на обеспечение жизнедеятельности человека (виды, отнесенные в Красную книгу)

Компонент природной среды (природный объект) является объектом природоресурсных отношений при наличии данных признаков. На отмеченные объекты будет распространяться природоресурсное законодательство, а не иное при наличии отмеченных признаков.

Объекты можно подразделить на:

1. Компоненты природной среды (природные объекты) в целом, то есть без выделения индивидуальных частей (чаще всего при общем природопользовании)

2. Индивидуально-определенные части природного компонента (природного объекта) – земельные участки, участки недр, поверхностные водные объекты, леса – специальное природопользование

Следует отметить, что в качестве объектов природоресурсных отношений можно рассматривать и природные комплексы – при осуществлении рекреационного природопользования.

3. Субъекты природоресурсных правоотношений

Субъектами признаются лица, обладающие правами и обязанностями, предусмотренными природоресурсным законодательством.

Отсутствует единообразие при изложении перечня субъектов в указанных выше НПА.

Не все лица, приводимые в указанных выше НПА, следует причислять к субъектам природоресурсных правоотношений.

Субъектов можно разделить на несколько групп:

o Международные организации

o Иностранные государства

ФИЗИЧЕСКИЕ ЛИЦА

Субъектами могут быть граждане, иностранные граждане и лица без гражданства.

ФЛ признаются субъектами:

- права общего пользования природными ресурсами

- права специального природопользования

Объём правомочий граждан и иностранных граждан различен: например, земельные участки могут находиться в частной собственности иностранных граждан, лиц без гражданства в случае получения ими по наследству земельных участков, которые принадлежали наследодателю на праве частной собственности.

Использование природных ресурсов в целях осуществления предпринимательской деятельности, возможно при условии регистрации ИП.

ЮРИДИЧЕСКИЕ ЛИЦА

ЮЛ РБ, иностранные ЮЛ. ЮЛ могут иметь права, соответствующие целям деятельности, предусмотренных в учредительных документах, а также предмету деятельности, если он указан в учредительных документах, и нести обязанности, связанные с этой деятельностью.

Возможность осуществлять право природопользования в определенных правовых формах зависит от того, ЮЛ на территории РБ или иностранного государства, например, в КоЗ предусматривается предоставление земельных участков ЮЛ РБ в частную собственность, на праве постоянного или временного пользования, а иностранным ЮЛ в аренду, концессию.

© 2014-2022 — Студопедия.Нет — Информационный студенческий ресурс. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав (0.02)

Читайте также: