Кто вел активную борьбу с коррупцией чиновников

Обновлено: 03.05.2024

На портале правовой информации опубликован указ президента Владимира Путина об утверждении национального плана по борьбе с коррупцией на 2021-2024 годы и сам текст этого плана, занимающего около 30 страниц.

Впервые подобный документ был принят в 2008 году президентом Дмитрием Медведевым, с тех пор новые версии утверждались каждые два года, в последний раз — в 2018 году.

В целом в документе определены шестнадцать основных направлений антикоррупционной деятельности, которые разбиты на поручения, в том числе: совершенствование системы запретов, ограничений и обязанностей, которые установлены в разных сферах деятельности, работа с конфликтами интересов и их предотвращение, подтверждение достоверности сведений о доходах и расходах, правовое регулирование ответственности за несоблюдение антикоррупционных стандартов, применение мер административного и уголовного воздействия, защита информации ограниченного доступа, которая была получена в ходе борьбы с коррупцией и другие.

В соответствии с дорожной картой, правительство до 15 октября должно разработать предложения по улучшению отчетности о доходах чиновников. Помимо этого, необходимо проработать вопрос усиления общественного контроля за проблемой коррупции.

До 10 декабря Генпрокуратура должна подготовить предложения по детализации сведений о доходах, которые публикуются в интернете. Также, согласно Национальному плану, до сентября 2023 года необходимо проанализировать коррупционные риски при безвозмездном вхождении госслужащих в состав руководства национальных корпораций. Помимо этого, к 2023 году силовые структуры должны предусмотреть запреты на работу в госорганах коррупционеров, которые отделались штрафами.

В плане также говорится о необходимости разработать меры проверки цифровых активов и валюты.

Правительство предстоит проанализировать практику ограничения получения подарков для борьбы с коррупцией.

Этот документ в СМИ и социальных сетях активно комментируют эксперты.

На любопытную особенность Плана обратил внимание собеседник РБК юрист Григорий Машанов. Дело в том, что документ предлагает рассмотреть возможность применить антикоррупционные стандарты на временно исполняющих обязанности:

Новинкой выступает поручение проанализировать коррупционные риски при принятии решений о выделении субсидий из бюджетов, отметил Машанов. Национальный план также запретит директорам унитарных предприятий замещать должность при судимости по коррупционным составам. Согласно документу, нельзя будет принимать на госслужбу лиц без судимости, но с судебными штрафами по коррупционным составам.

Сетевой аналитик Анатолий Несмиян вообще считает, что никакой коррупции в России нет, а то, что есть – следует называть по-другому – рентой:

«Государство гангстеров и борьба с коррупцией — это даже не пчелы против меда. Это абсурд на понятийном уровне. Пока те, кто обворовывает народ и страну, будут сами себя ловить, до тех пор это не имеет ни малейшего практического значения. Собственно, поэтому и энтузиазм вокруг этого события тоже носит дежурный характер, а сам план забудут уже завтра. До того, как придет время подписывать новый.

Тонкость в том, что, вообще-то говоря, в России нет коррупции. Коррупция — признак развитого государства. Для нашей страны должность — это рентное угодье, площадка для кормления. Отличие этих двух явлений носит принципиальный характер. Коррупция — рыночные отношения. Должностное лицо торгует своими полномочиями, покупатель их покупает. Или не покупает, если цена полномочий избыточно высока. В общем, коррупция — дело добровольное. Рента — обязательный платеж. Его обязательность обусловлена сквозной системой сбора дани. Постовой не может не брать взятку потому, что должен занести плановую сумму непосредственному руководителю. Тот не может не спускать план по взяткам подчиненным, так как сам обязан занести жестко оговоренную сумму своему начальству. И так все эти рентные ручейки собираются в полноводные реки и превращаются в виллы, майбахи, дома в Лондоне и Флориде. В золотые унитазы начальника ГАИ региона в конце концов. И ликвидировать такую сквозную систему в рамках этой же системы невозможно по определению.


Сергей Тихонов
12 ноября 2013, 16:57

Непобедимое зло?

Полностью победить коррупцию не удалось никому, но двум лидерам все же удалось локализовать это явление – это Иван IV и Иосиф Сталин

Киевская Русь

Любой человек, который служил у князя на военной или гражданской службе, т.е. фактически чиновник, имел полное право зайти в любой дом и потребовать еды, денег и другого имущества. Кроме местных князей, сидевших в своих уделах, на места посылались представители центральной власти - наместники и волостели. Жалованья от казны они за свою службу тоже не получали, а "кормились" также за счет местного населения, с которого собирали дань в пользу князя. Так на Руси сложилась система кормления, пережившая Древнерусское государство.

Церковь всегда была против взяток и пыталась воздействовать на князей, чтобы убрать из русской жизни коррупционную составляющую. В 1243 году митрополит Кирилл выступил перед народом со специальной речью, в которой осудил мздоимство наряду с пьянством и колдовством. Он предлагал карать за это смертной казнью. А попытки хотя бы ограничить произвол чиновничьего аппарата предпринимались всеми великими князьями киевскими. Упоминания о правовых или административных мерах против коррупции я нашел у всех правителей, начиная от Святополка и заканчивая Александром Невским. Но каждый раз антикоррупционная кампания сдувалась, едва начавшись (как, например, у Всеволода Большое гнездо), либо приводила к росту взяток (как при Ярославе Мудром).

Иван Грозный

После Ивана IV все вернулось на круги своя. Дошло до того, что в 1648 г. в Москве случился народный антикоррупционный бунт, который закончился пожарами и гибелью мирных жителей. Для усмирения волнений царем Алексеем Михайловичем были казнены два высокопоставленных коррупционера - глава Земского приказа Плещеев и глава Пушкарского приказа Траханиотов.

Петр I

Одним из самых непримиримых борцов с коррупцией считается Петр I. Однако его кампания была показательной и непоследовательной. Взяточников царь называл просто - ворами. Показателен пример: по доносу Алексея Нестерова князь Матвей Гагарин получал взятки за отдачу на откуп винной и пивной продажи. Сенат приговорил князя к смертной казни - Гагарин был повешен в присутствии двора и всех своих родственников. А уже в январе 1724 года казнили самого Алексея Нестерова. Сам царь наблюдал за действием из окна Ревизион-коллегии. Сначала были отрублены головы трех фискалов - подчиненных Нестерова, а затем самому Алексею Нестерову поочередно раздробили конечности и поволокли по помосту к тому месту, где были отрублены головы его помощников. Обер-фискала бросили лицом в их кровь и палач отсек ему голову. Затем головы всех четырех казненных водрузили на четыре высоких шеста.

XVIII век

XIX век

При Павле I ситуация только ухудшилась, потому что бумажные деньги (ассигнации), которыми выплачивалась зарплата чиновникам, стали обесцениваться. Однако и этот государь прослыл непримиримым борцом с мздоимством и казнокрадством. Павел Петрович за очень короткое время подтянул дисциплину и выгнал с государственной службы многих фаворитов Екатерины, замеченных ранее в нечистоплотном ведении государственных дел. Увольнениям по подозрению в коррупции подверглись почти 20 тыс. чиновников и офицеров. Для дворян вновь были введены палочные наказания.

Интересный факт: при Павле I у ворот дворца по его приказу установили ящик, куда каждый подданный мог опустить письмо лично для него, причем многое из поступавшей народной корреспонденции он читал лично. Мечтая о наведении железного порядка в стране, император нагнал страху на многих нуворишей и вельмож, ранее привыкших к безнаказанности, к екатерининскому, спокойному, золотому во всех отношениях, для них веку. Воровать много стало опасно, но все же покончить полностью с казнокрадством ему не удалось. Всеобщее воровство, лень и отсутствие дисциплины устраивали весь правящий класс того времени. Многие историки считают, что именно из-за чересчур рьяной борьбы с коррупцией он нажил себе огромное количество влиятельных врагов среди дворянства и, в конце концов, был убит, не удержавшись на посту и 5 лет.

XX век

По мере нарастания гражданской войны и угрозы внешней интервенции, наказания за взятки еще больше ужесточались. Уголовный кодекс 1922 года уже предусматривал за это преступление расстрел. Но все равно система госуправления оставалась коррумпированной.

Сталин

Кроме того, был личный пример – глава государства жил скромно, на своей небольшой даче, не пользовался дорогими предметами, одевался просто, по-военному, а, когда была необходимость, спал на обычной деревянной лавке. После него не осталось ни счетов в банках, ни вилл. Даже часы у него были за 3 рубля. Нельзя не отметить и мощную социальную и идеологическую пропаганду среди населения. Да, Сталин не победил коррупцию, но он смог ее локализовать до минимально приемлемых для общества размеров, когда подавляющее большинство чиновников работают честно и люди могут рассчитывать на государственные услуги и защиту всего лишь потому, что они – граждане Советского Союза.

После Сталина

Борис Ельцин не ставил борьбу с коррупцией в приоритет своей политики, но периодически и он проводил локальные показательные кампании против взяточников и воров. Как мы все знаем, особых заслуг в этой области он не добился, впрочем, как и подавляющее большинство его предшественников. Нынешний же глава России Владимир Путин проводит антикоррупционные кампании практически нон-стоп, в этом году уже восьмая по счету пошла. Так или иначе от антикоррупционной кампании пострадало 26 губернаторов, под суд шли замы министров и высокопоставленные кремлевские начальники. Однако приходится признать, что несмотря на большой шум в СМИ масштаб кампании не идет ни в какое сравнение даже с теми мерами, которые принимал Павел I.


Независимым взглядом

Опрос “Левада-центра”** показал: 39% россиян считают коррупцию самой острой проблемой власти и управления в нашей стране. Как крайне неблагоприятную оценивают ситуацию с коррупцией в России и международные эксперты. Так, недавно был опубликован рейтинг индекса коррупции по версии организацией TRACE International, являющейся мировым лидером в повышении антикоррупционных стандартов.

Рейтинг составлен по четырем показателям: взаимодействие бизнеса с правительством; антикоррупционные законы и их правоприменение, прозрачность деятельности органов власти и потенциал гражданского общества по контролю за деятельностью госорганов.

Россия заняла 134 место из 194 — ее оценили чуть хуже, чем Того, и чуть лучше, чем Китай. Отметили эксперты и отрицательную динамику Российской Федерации — в прошлом году она занимала 127 позицию.

Примерно такая же картина — в рейтинге Индекса восприятия коррупции, который ежегодно публикует международное антикоррупционное движение Transparency International. Он составляется на основе опросов экспертов и предпринимателей, проведенных независимыми организациями по всему миру.

По итогам 2020 года Россия заняла в нем 128 место из 180 стран, набрав 30 баллов из 100 возможных. Столько же баллов — у Азербайджана, Габона, Малави и Мали. Кстати, РФ свои позиции несколько улучшила — в 2019 она была на 137 месте с 28 баллами. Тем не менее, эксперты отмечают, что уровень восприятия коррупции в Российской Федерации очень высок.

Коррупция в законе

С заявлением международных экспертов о точечных изменениях в российском антикоррупционном законодательстве, как ни странно, согласны российские парламентарии. Бессменный председатель комитета Госдумы по безопасности и противодействию коррупции Василий Пискарев заявлял, что работа комитета над совершенствованием законов носит “точечный характер”, так как в стране же сформировано “современное, устойчивое, а главное, эффективное законодательство и его правоприменение”.

И действительно, о масштабном совершенствовании антикоррупционного законодательства в период работы Думы седьмого созыва говорить не приходится. Так, за пять лет поправки в закон “О противодействии коррупции” принимались всего дважды и носили незначительный характер. Значимыми можно назвать изменения в закон “О статусе депутата Госдумы и члена Совета Федерации”, вводящие ответственность за непредотвращение конфликта интересов и подачу недостоверных сведений о доходах имуществе. Правда, изначально планировалось лишать депутатов и сенаторов мандатов, но до этого дело не дошло — ограничились освобождением от руководящей должности или просто предупреждением.

Зато депутаты одобрили в первом чтении правительственные законопроекты о нечаянной коррупции — они предполагают освобождение чиновников от ответственности за коррупционные нарушения, совершенные по не зависящим от них обстоятельствам.

Еще одна, безусловно, антикоррупционная инициатива, — это запрет на двойное гражданство для госслужащих. Этот закон был принят Думой в апреле в связи с изменением Конституции РФ. При этом, при обсуждении этих изменений вносилась инициатива запретить чиновникам иметь за границей объекты недвижимости. Что интересно, это предложение поддержал президент РФ Владимир Путин, но в проект поправок к основному закону эта новация не вошла — ее не приняла Госдума. Кстати, попытки провести эту норму через парламент предпринимаются с 2012, но безуспешно — депутаты, у многих из которых зарубежная недвижимость имеется даже в официальных декларациях, одобрять ее не хотят.

Еще более давнюю и безуспешную историю попыток пройти через парламент имеют закон о лоббизме и два положения ратифицированной Россией в 2006 году Конвенция ООН против коррупции — о защите прав заявителей о коррупции и уголовной ответственности за незаконное обогащение для госслужащих.

Вряд ли этими новациями заинтересуется недавно избранная Дума восьмого созыва, но, судя по всему, антикоррупционной повесткой депутаты все же займутся в связи с утверждением Владимиром Путиным Национального плана противодействия коррупции на 2021-2024 годы. Как сообщается на официальном сайте нижней палаты парламента, Совет Госдумы одобрил план мероприятий по противодействию коррупции на тот же период, и одним из главных пунктов этого плана стали “мониторинг российского законодательства о противодействии коррупции и подготовка предложений по его совершенствованию”.

А пока законодательная власть строит планы, исполнительная принимает решения, которые, если и скажутся на уровне коррупции, то только в сторону увеличения. Яркий пример — распоряжение Михаила Мишустина, согласно которому с 1 января 2022 года силовые ведомства — Росгвардия, ФСО, Минобороны, ФСБ и СВР смогут засекречивать абсолютно все госзакупки, даже не имеющие никакого отношения к обеспечению безопасности страны.

Неуклонный рост

Между тем, обвинения международных экспертов в том, что системная борьба с коррупцией в России подменяется единичными уголовными делами, вступают в противоречия с заявлениями руководителей правоохранительных органов.

Так, председатель СКР Александр Бастрыкин, подводя итоги работы ведомства за 9 месяцев текущего года, сообщил, что из переданных в суды 70,6 тыс. уголовных дел 7,4 тыс. касались коррупции. При этом к уголовной ответственности были привлечены более 700 человек, обладающих особым правовым статусом.

Генпрокурор Игорь Краснов, отчитываясь за тот же период времени, отметил, что сотрудники надзорного ведомства направили в суды более 3 тыс. исков об изъятии средств у коррупционеров на общую сумму 53 млрд рублей. Из них почти 35 млрд рублей приходится на обращение в доход государства имущества, которое чиновники приобрели на неподтвержденные доходы.

Ранее Генпрокуратура заявила о росте числа выявленных преступлений коррупционной направленности в январе — феврале 2021 на 11,8%. Примерно половина из этих деяний связаны со взятками. По сравнению с 2020 годом количество коррупционных преступлений увеличилось с 6,3 тыс. до 7,1 тыс., из которых на взяточничество пришлось 3,5 тыс.

Ответят замы

Ежедневно за взятки и махинации задерживают до десятка чиновников, практически каждый день выносятся приговоры по делам с коррупционным составом. Но, в основном, это муниципальные служащие или далеко не первые лица в региональной власти.

Если брать федеральные ведомства, то на коррупции в этом году попались несколько заместителей руководителей, да и то бывших. Так, экс-замглавы Минпросвещения Марину Ракову обвиняют по двум эпизодам мошенничества — на исполнении госконтрактов и на фиктивном трудоустройстве — с общим ущербом 70 млн рублей. Бывшему замдиректора ФСИН Валерию Максименко, задержанному осенью 2020 за превышение полномочий, предъявили новое обвинение — в получении взятки на сумму 1,8 млн рублей. Второе уголовное дело — о легализации преступных доходов на сумму 674,4 млн рублей — возбудили против бывшего замминистра энергетики Анатолия Тихонова, ранее обвиненного в мошенничестве. А экс-замминистру спорта Геннадию Алешину вменили пособничество в растрате 14 млн рублей.

Обвиняемыми по коррупционным делам стали несколько глав подразделений федеральных министерств. Врио директора департамента планирования и координации обустройства войск Минобороны Марии Солодяжниковой и экс-главе департамента госполитики в сфере высшего образования Минобрнауки Артемию Рожкову вменили мошенничество. Бывшая руководитель департамента развития фармацевтической и медицинской промышленности Минпромторга Ольга Колотилова и ее зам Ольга Покидышева были задержаны по делу о хищении 500 млн рублей на закупках медпрепаратов, директор департамента металлургии и стройматериалов того же министерства Павел Серватинский — по подозрению в превышении полномочий.

Москва и Россия

Вторых лиц субъектов федерации в коррупционных сводках несколько больше. Так, в марте были задержаны сразу два вице-премьера Ставропольского края: Романа Петрашова заподозрили в мошенничестве на 130 млн рублей, а Александра Золотарева — в нескольких эпизодах получения взяток в особо крупном размере. Также на взятке в 10 млн рублей попался вице-губернатор Белгородской области Евгений Глаголев. Зампреда совета министров Крыма Евгения Кабанова уличили в хищении из бюджета 57,6 млн рублей, а бывшего первого заместителя губернатора Ульяновской области Анатолия Озернова задержали по делу о хищении 15 млн.

По-прежнему неприкасаемыми для правоохранителей остаются чиновники администрации Сергея Собянина, хотя в Москве с ее почти трехтриллионным бюджетом возможности для коррупции открываются безграничные. Тенденцию безнаказанности, казалось бы сломал арест заместителя главы Департамента экономики и развития Москвы Леонида Костромы, задержанного с поличным при получении 4 млн рублей. Но, этот коррупционный скандал стал единичным случаем, а не началом зачистки московских чиновников.

Борьба с собой

Отдельно надо сказать о коррупции среди тех, кто должен с ней бороться по долгу службы. Безусловно, лидером по упоминанию в новостях на эту тему является МВД, причем больше всего взяток, судя по всему берут именно сотрудники антикоррупционных подразделениях ведомства Владимира Колокольцева и гаишники.

Кстати, именно с Госавтоинспекцией был связан самый резонансный полицейский скандал этого года. За взятки был задержан начальник управления ГИБДД Ставропольского края полковник Алексей Сафонов и ряд его подчиненных. По версии следствия, ставропольские гаишники выручили 19 млн рублей на торговле вип-пропусками для дальнобойщиков. Впрочем, судя по фотографиям особняка Сафонова с позолоченными унитазами и мебелью в дворцовом стиле, его незаконный заработок был намного больше.

Громким вышло и обвинение в коррупции главы УМВД по Камчатскому краю — о задержании и увольнении Михаила Киселева его подчиненным сообщил лично Владимир Колокольцев. Экс-главу регионального управления обвинили в получении особо крупной взятки и превышении полномочий. По версии следствия, за 2 млн рублей он скрыл факт изъятия неправомерно перевозимой рыбы и вернул ее предпринимателю.

Конечно, на коррупции попадались и прокуроры Игоря Краснова, и судьи Вячеслава Лебедева, и даже, хотя гораздо реже, чекисты Александра Бортникова. Но крупных скандалов не то что федерального, но даже и регионального значения этим ведомствам в текущем году удалось избежать.

Глушилка для общества

Если вернуться к заявлениям экспертов о независимых НКО и СМИ, играющих важную роль в противодействии коррупции, то придется признать, что за последний год ситуация с ними изменилась радикально и не в лучшую сторону.

Между тем, ярлык иноагента уже в 2021 получил целый ряд СМИ, пишущих о коррупции. Активное пополнение соответствующего реестра Минюста началось 23 апреля — в него были внесены “Медуза”* и ПАСМИ*. Они заняли в списке 18 и 19 строчки, а на данный момент там 99 позиций.

Так, в реестр Минюста были внесены учредители известных своими журналистскими расследованиями медиа The Insider*, “Важные истории”*, Bellingcat*, а также телеканала “Дождь”* и агентства “Росбалт”*. Интернет-ресурс “Проект” был признан нежелательной организацией. Роскомнадзор по требованию Генпрокуратуры заблокировал сайты “Открытых медиа” и “МБХ-медиа”, уделявшие много внимания антикоррупционной повестке. Статус иноагентов получили и ряд журналистов вышеперечисленных изданий.

*Признаны Минюстом СМИ-иноагентами
**Признаны Минюстом НКО-иноагентами
***Признан экстремисткой организацией, запрещен на территории РФ

МОСКВА, 4 апр - РАПСИ. Двадцать лет назад в России вышел первый нормативный акт, призванный регулировать борьбу с коррупцией.
Ниже приводится справочная информация.

4 апреля 1992 года вышел указ президента РФ Бориса Ельцина "О борьбе с коррупцией в системе государственной службы". Документ стал первым антикоррупционным нормативно-правовым актом нового российского законодательства и послужил отправной точкой отсчета в борьбе с коррупцией в Российской Федерации.

Указ запрещал чиновникам заниматься предпринимательской деятельностью, а также устанавливал для государственных служащих обязательное представление при назначении на руководящую должность декларации о доходах, движимом и недвижимом имуществе, вкладах в банках и ценных бумагах, а также обязательствах финансового характера. Несоблюдение этих требований грозило освобождением от занимаемой должности, предусматривало и более строгую ответственность. Надзор за выполнением указа возлагался на президентское Контрольное управление.

Нормы этого указа легли в основу готовившихся в момент его издания законопроектов "О борьбе с коррупцией", "Об основах государственной службы Российской Федерации" (закон был принят в 1995 году, утратил силу в июле 2004 года) и др.

13 июля 1992 года президиум Верховного Совета РФ направил в комитеты Верховного Совета РФ, Верховные Советы республик в составе России, областные Советы народных депутатов, администрацию президента РФ и правительство РФ первый проект закона РФ "О борьбе с коррупцией". Однако этот законопроект успел пройти в Верховном Совете лишь первое чтение, после чего президентом РФ на него было наложено вето.

В 1993-1997 годах Государственная Дума неоднократно пыталась принять закон "О борьбе с коррупцией". Проект закона предусматривал, что борьбу с коррупцией в пределах своих полномочий должны вести органы прокуратуры, внутренних дел, федеральной службы безопасности, таможенной и пограничной службы, налоговой полиции и других правоохранительных органов, в которых учреждаются специализированные подразделения по борьбе с коррупцией. В качестве же специального органа по борьбе с коррупцией была названа Межведомственная комиссия Совета Безопасности Российской Федерации по защите прав граждан и общественной безопасности, борьбе с преступностью и коррупцией. Закон предъявлял к лицам, претендующим на выполнение государственных функций, ряд специальных требований.

В ноябре 1997 года закон "О борьбе с коррупцией" был принят Госдумой, в декабре 1997 года - одобрен Советом Федерации и направлен на подпись к президенту, который вернул его на доработку.

В 1998 году президентом РФ была предпринята попытка провести через Государственную Думу свой вариант законопроекта с аналогичным названием, но Государственная Дума отклонила его.

29 сентября 1999 года был создан Национальный антикоррупционный комитет (НАК), первым председателем которого стал Сергей Степашин. Среди главных задач НАК - защита всех, кто пытается бороться с коррупцией, и оказание воздействия на власть в целях активизации антикоррупционной деятельности.

В ноябре 2001 года законопроект "О противодействии коррупции" был вновь внесен на рассмотрение Госдумы, но был принят только в первом чтении.

Указом президента РФ от 24 ноября 2003 года был создан Совет при президенте Российской Федерации по борьбе с коррупцией. Основной задачей Совета стало оказание содействия президенту РФ в определении приоритетных направлений государственной политики в сфере борьбы с коррупцией и ее реализации.

В состав Совета вошли председатель правительства, председатель Совета Федерации, председатель Государственной Думы, председатели Конституционного, Верховного и Высшего Арбитражного Судов.

При Совете были созданы Комиссия по противодействию коррупции и Комиссия по разрешению конфликта интересов.

Антикоррупционный потенциал был заложен в Концепции административной реформы в Российской Федерации в 2006-2010 годах, а также в законе РФ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" (2004).

В 2006 году Россия ратифицировала Конвенцию ООН против коррупции. При этом статья 20 Конвенции ("Незаконное обогащение") не была ратифицирована.

Для подготовки предложений по реализации в законодательстве РФ положений Конвенции ООН против коррупции (2003) и Конвенции Совета Европы об уголовной ответственности за коррупцию (1999) указом президента от 3 февраля 2007 года была создана межведомственная рабочая группа. Совет при президенте РФ по борьбе с коррупцией был упразднен.

В период президентства Дмитрия Медведева задача борьбы с коррупцией стала одной из приоритетных для главы государства. Через две недели после инаугурации, 19 мая 2008 года, Дмитрий Медведев подписал указ о создании Совета по противодействию коррупции при президенте РФ и распорядился в течение месяца представить ему антикоррупционный план.

31 июля 2008 года План по противодействию коррупции был подписан президентом.

Первый раздел документа был посвящен мерам по законодательному обеспечению противодействия коррупции.

Законом предусматривалась профилактика коррупции, в частности, через развитие института общественного и парламентского контроля над соблюдением антикоррупционного законодательства. Планом предусматривалась такая антикоррупционная мера как "возложение на государственных и муниципальных служащих обязанности уведомлять о ставших им известными в связи с выполнением своих должностных обязанностей случаях коррупционных или иных правонарушений. ".

Второй раздел документа был посвящен мерам по совершенствованию государственного управления в целях предупреждения коррупции.

Третий раздел Плана содержал задачи повышения профессионального уровня юридических кадров и правового просвещения граждан.

В последнем разделе Плана был отражен перечень первоочередных указаний органам власти о направлениях борьбы с коррупцией.

25 декабря 2008 года президент России Дмитрий Медведев подписал пакет законов о противодействии коррупции.

Пакет включал четыре закона: базовый закон "О противодействии коррупции", законопроект, вносящий поправки в закон о правительстве РФ, и еще два закона, вносящие изменения и поправки в 25 Федеральных законов.

Законами предусматривалось, что в течение двух лет после ухода с государственной службы экс-чиновник имеет право работать в коммерческих и некоммерческих организациях, с которыми по роду своей деятельности он работал в должности чиновника, только в том случае, если на это дано согласие специальной комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих. Также определялось, что за коррупцию граждане РФ, иностранцы и лица без гражданства несут уголовную, административную, гражданско-правовую и дисциплинарную ответственность. Устанавливалась также ответственность и юридических лиц за коррупционные правонарушения. Документы определяли, что чиновник обязан сообщать обо всех фактах склонения его к коррупционным действиям.

Чиновников обязали предоставлять работодателю сведения о своих доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера. Также они должны будут предоставить сведения и о доходах, имуществе и обязательствах членов своей семьи - супруги (супруга) и несовершеннолетних детей.

Отдельным законом были выделены поправки в закон о правительстве, обязывающие членов правительства сообщать сведения о доходах жены (мужа) и детей до 18 лет.

Ограничения, запреты и обязанности, установленные законом "О противодействии коррупции" были распространены на сотрудников милиции, прокуратуры, органов внутренних дел РФ, органов федеральной службы безопасности, таможенных органов РФ и военнослужащих.

В Уголовно-процессуальном кодексе РФ упрощался порядок привлечения к уголовной ответственности депутатов, судей и ряда категорий лиц, в отношении которых применяется особый порядок производства по уголовным делам.

Устанавливался предел стоимости подарка, который может быть преподнесен чиновнику посетителями - до трех тысяч рублей, более дорогие подарки будут автоматически считаться собственностью государства.

Также было усилено уголовное наказание за коррупцию.

В апреле 2010 года президент РФ Дмитрий Медведев подписал указ о Национальной стратегии противодействия коррупции и Национальном плане противодействия коррупции на 2010-2011 годы.

Национальная стратегия противодействия коррупции определила основные направления государственной антикоррупционной политики на среднесрочную перспективу и этапы ее реализации.

Национальный план противодействия коррупции предусматривал развитие нормативно-правовой базы, организацию работы кадровых служб органов власти по профилактике коррупции, совершенствование деятельности комиссий по соблюдению требований к служебному поведению чиновников, социологические исследования уровня коррупции и эффективности антикоррупционных мер, обучение госслужащих, в должностные обязанности которых входит участие в противодействии коррупции.

Национальный план противодействия коррупции обновляется каждые два года.

В середине марта 2012 года Дмитрий Медведев выступил с предложением, согласно которому российских чиновников, которые не смогут объяснить превышение своих расходов над доходами, вскоре смогут увольнять и лишать имущества.

Также был обнародован национальный план противодействия коррупции на 2012-2013 годы, предполагающий ряд новшеств в этой сфере: создание института лоббизма и единого бюджетного портала, внедрение в антикоррупционных подразделениях госорганов специальных компьютерных программ, обязательные отчеты чиновников о полученных подарках (соответствующий документ должен быть разработан до 1 октября), а также гранты для СМИ и общественных организаций, участвующих в борьбе с коррупцией.

Национальный план противодействия коррупции на 2012-2013 годы содержит не только поручения о разработке госорганами комплексов мер в этой сфере, но и указания о проведении проверок ряда ведомств. В частности, президент поручил прокуратуре провести в третьем квартале 2013 года проверки соблюдения законодательства о противодействии коррупции в ряде ведомств, в том числе в Пенсионном фонде, Фонде соцстрахования и Федеральном фонде обязательного медицинского страхования.


Именно столько в России отдают под суд за коррупцию – 18 чиновников в день. Их уже давно невозможно ни перечислить, ни запомнить. Даже малую часть не удаётся – потому что это 540 уголовных дел в месяц. Около 7 тысяч в год – из них в сводки СМИ попадают 30-50 наиболее громких дел, то есть не более 0,5% всех госслужащих, которых отдают под суд в нашей стране за коррупцию.

Давно прошли времена, когда 75% коррупционных дел заводилось на учителей, врачей и сотрудников ГИБДД.

Сегодня самая большая группа – 50% дел о коррупции – это чиновники

Учителя – 10%, медики – 29%.


  • городские и районные депутаты, местное самоуправление, вплоть до глав и мэров
  • региональные депутаты и региональные правительства, вплоть до губернаторов
  • МВД, СК, прокуратура – на всех уровнях, вплоть до центральных аппаратов в Москве
  • МЧС, Минкульт, Минтранс и прочие – вплоть до федеральных замминистров
  • судьи – отдельной статьёй; чаще всего – арбитражные
  • Пенсионный фонд, Росимущество, Росреестр, Счётная палата, Налоговая служба, ФСИН, Служба судебных приставов, Миграционная служба – нет такого ведомства в стране, где не вскрывались бы коррупционные преступления и не шли бы под суд виновные

То есть уровень борьбы с коррупцией поднялся настолько, что всё, что ниже мэров городов, оставляют на откуп региональным СМИ. А общенациональные интересуются только если от глав местных самоуправлений и выше.

Потому что 7 тысяч дел в год – 18 чиновников в день – осветить просто невозможно физически

Наглядный показатель эффективности борьбы с коррупцией – это рост средней взятки по данным МВД в геометрической прогрессии. Дело в том, что только МВД рассчитывает этот показатель, не пытаясь оценить реальный размер взяток, а опираясь исключительно на доведённые до обвинительного приговора дела о коррупции.

То есть рост этого показателя говорит не об ухудшении криминальной ситуации, а наоборот – об улучшении раскрываемости таких преступлений. Он указывает на то, что ежегодно осуждаются всё более и более крупные коррупционеры, а не мелкие взяточники с преступлениями бытового характера.

Об этом говорит и радикально изменившаяся структура осуждённых, о чём говорилось выше, и растущий объём средней взятки, рассчитанной по делам, дошедшим до обвинительного приговора. Два года подряд – по итогам 2014 и 2015 годов – министр внутренних дел Колокольцев говорил о двукратном увеличении средней взятки. Это указывает на раскрытие всё более и более масштабных коррупционных преступлений.

Но именно раскрытие преступлений, совершённых высокопоставленными чиновниками, обозначило новый уровень проблем в борьбе с коррупцией. Оказалось, что усилия МВД на практике не могут превзойти местный уровень. В городах, районах, и муниципальных образованиях полиция ещё в состоянии выявлять коррумпированных госслужащих, собирать доказательства и передавать дела в суд. Но хотя считается, что МВД должно эффективно бороться с коррупцией на всех уровнях власти, включая региональный и федеральный, для чего и существуют управления в субъектах федерации и центральный аппарат министерства, на деле полиция даже городского судью не способна изобличить, а более высокие уровни почти выпадают из их поля деятельности.

При этом в структуре МВД на всех уровнях есть антикоррупционные отделы, а также службы собственной безопасности, которые тоже должны выявлять коррупцию, но в рядах самой полиции. Но в реальности они почти бездействуют. Даже более того, работники антикоррупционных отделов и управлений собственной безопасности сами зачастую становятся обвиняемыми в уголовных делах о коррупции.

Большинство преступлений чиновников регионального уровня и выше раскрываются не полицией, а ФСБ.

Правда об этом не так много пишут, потому что практика работа ФСБ – это соблюдение строжайшей секретности на этапе оперативной разработки и сбора доказательств. А потом, когда дело переходит в публичное поле, оно уже передаётся в Следственный комитет, который и ведёт его до передачи в суд. Поэтому деятельность ФСБ как бы остаётся за кадром.


  • Тверской районный суд Москвы приговорил старшего следователя по особо важным делам МВД РФ Александра Сидорова к 10 годам колонии строгого режима и штрафу в размере 500 тыс. руб. за получение взятки. Был задержан по материалам оперативной разработки сотрудниками УСБ ФСБ России.

  • Приморский районный суд Санкт-Петербурга приговорил экс-главу Пенсионного фонда России по Санкт-Петербургу Наталью Гришкевич к 10 годам лишения свободы и 950 тыс. рублей штрафа за получение взятки на сумму более 47 миллионов рублей. После задержания дала признательные показания сотрудникам ФСБ, которые разрабатывали это дело.

  • Забайкальский краевой суд приговорил бывшего руководителя краевого управления ГИБДД Сергея Уханова к 10 годам колонии строгого режима и 10 млн рублей штрафа за получение взяток на общую сумму более 2 млн рублей. Дело возбуждено на основании документов, предоставленных сотрудниками забайкальского ФСБ.

  • Ухтинский городской суд Республики Коми приговорил бывшего главу администрации Ухты Олега Казарцева к 6 годам колонии общего режима за растрату муниципального имущества, а также мошенничестве в особо крупном размере. Задержание бывшего министра архитектуры, строительства и коммунального хозяйства региона проводили сотрудники УФСБ по материалам оперативной разработки.

  • Краснодарский краевой суд приговорилсудью арбитражного суда Сергея Русова к 10 годам колонии строгого режима и штрафу в 200 млн. рублей за получение многомиллионной взятки от строительной компании. Судья был задержан сотрудниками ФСБ по материалам оперативной разработки при получении взятки в 20 млн руб. за решение в пользу ответчика.

  • (Возбуждение уголовного дела в отношении арбитражного судьи предусматривает особый порядок. Решение о возбуждении уголовного дела в отношении федерального судьи принимается лично председателем Следственного комитета РФ Александром Бастрыкиным, но только с согласия Высшей квалификационной коллегии судей РФ, которая должна принять решение о лишении либо приостановлении полномочий.)

  • Белгородский районный суд приговорил бывшего начальника УФМС по Воронежской области Николая Полуказакова к 8 годам колонии строгого режима и штрафу в 74,8 млн. рублей за получение взятки в особо крупном размере. Уголовное дело было возбуждено на основании материалов, предоставленных сотрудниками ФСБ по результатам оперативной разработки.

  • Ленинский районный суд города Иваново приговорил бывшего заместителя председателя правительства области Андрея Чужбинкина к 8 годам лишения свободы и 300 млн. рублей штрафа за получении взятки в особо крупном размере. Уголовное дело было возбуждено по материалам собранным Управлением ФСБ по Ивановской области.

И, наконец, самые громкие дела, которые были недавно начаты по материалам, предоставленным ФСБ – это обвинение во взятках полковника Захарченко, у которого в итоге было изъято более 120 млн. долларов, и Юрия Тимченко, сотрудника Управления собственной безопасности МВД, которого задержали при получении взятки в 100 млн. рублей.

Это был уже выход даже не на региональный, а на федеральный уровень, потому что оба являлись сотрудниками центрального аппарата МВД. Полковник Дмитрий Захарченко был замначальника Главного управления экономической безопасности и противодействия коррупции центрального аппарата МВД, а полковник Юрий Тимченко работал в Главном управлении собственной безопасности.

То есть Захарченко должен был бороться с коррупцией, а вместо этого сам ею занимался, а Тимченко должен был выявлять таких, как Захарченко, в рядах МВД, но вместо этого тоже занимался коррупцией. В итоге оба высокопоставленных офицера, которые по долгу службы должны были бороться с коррупцией, сами были задержаны за коррупцию сотрудниками ФСБ.

То есть на практике оказывается, что единственным учреждением, которое способно бороться с коррупцией на высоких уровнях власти, а также выявлять её среди сотрудников правоохранительных органов, является ФСБ. Ни антикоррупционные управления МВД, ни управления собственной безопасности с этой задачей не справляются.

Как можно видеть, материалы, собранные ФСБ на этапе оперативной разработки, вполне позволяют доводить дела не только до суда, но и до обвинительных приговоров, хотя этим занимается уже не сама служба, а Следственный комитет. А само качество оперативно-розыскной деятельности и уровень секретности при её проведении позволяет вести разработку подозреваемых без утечек вплоть до самого момента задержания. Даже когда это касается федерального министра, каковым был Алексей Улюкаев.

Более того, только ФСБ на сегодняшний день под силу совершать такой труднейший подвиг, как изобличение и привлечение к ответственности федеральных судей. Возможно, они и не являются главными коррупционерами в стране, но их особый статус даёт настолько большую защищённость, что почти невозможно заводить уголовные дела против них. Даже если удаётся убедить председателя Следственного комитета, то остаётся ещё почти непреодолимая преграда из Высшей квалификационной коллегии судей, которая крайне редко даёт разрешение на уголовное преследование своих коллег. На практике это не намного проще, чем добиться от Госдумы снятия депутатской неприкосновенности с одного из её членов.

Но главная проблема сегодняшнего этапа борьбы с коррупцией в том, что ФСБ оказывается почти единственным органом правопорядка, который в состоянии эффективно решать эту задачу почти на всех уровнях власти.

Загвоздка в том, что количество государственных ведомств, которыми приходится заниматься, просто огромно: от традиционных городских и областных администраций до весьма экзотических, вроде Счётной палаты, Налоговой службы, Росимущества и Росреестра, Пенсионного фонда, Службы судебных приставов и так далее, список просто огромен. А вот личный состав ФСБ никогда не был большим, мягко говоря. Потому что по замыслу этим должно заниматься ещё и куда более крупное по кадрам МВД, которое в реальности не занимается ничем выше городского или районного уровня, и к тому само ещё ложится на плечи ФСБ в рамках задач по выявлению коррупции в самих органах правопорядка. Служба собственной безопасности МВД, которая должна этим заниматься, почти не способна выявлять случаи коррупции среди старших офицеров. Об этом говорит и генерал-лейтенант милиции, генерал-майор ФСБ, доктор юридических наук Александр Гуров:

«Когда в девяностые мы создавали Управление собственной безопасности, то вкладывали в него совершенно другие цели. Мы хотели сделать подразделение, задачей которого было не допустить преступлений против сотрудников правоохранительных органов. То есть тогда мы занимались профилактикой преступлений против сотрудников, а не борьбой с ними.

А потом началось: сколько необоснованных уголовных дел против работников, откровенных фальсификаций, провокаций! И кого они защитили при этом? Дошло до того, что с их помощью начали убирать неугодных начальников отделов. На одном из совещаний с министром я встал и напрямую заявил о том, что мы создали преступную организацию внутри МВД!

То есть нынешняя система и правила МВД не только не дают эффективно расследовать коррупционные преступления среди сотрудников полиции, но и, что гораздо хуже – способствуют вовлечению в коррупционный сговор дополнительных участников.

Поэтому для дальнейшего развития успехов в борьбе с коррупцией необходимо либо реформировать МВД для его успешного подключения к этой работе, либо усиливать ФСБ если не дополнительными полномочиями, то хотя бы личным составом. Очевидно, что сохранение нынешней ситуации без изменений не позволит и дальше улучшать борьбу с коррупцией, потому что ФСБ скоро столкнётся с физическим пределом своих возможностей из-за многократного разрастания количества уголовных дел, а МВД не только не будет помогать и разгружать госбезопасность, а наоборот – будет дополнительной нагрузкой.

Читайте также: