Несовершеннолетние родители как социальная проблема

Обновлено: 27.04.2024

Характеристики
несовершеннолетнего материнства.
Малолетнее материнство нельзя квалифицировать как исключительно
социальную проблему. Не возраст малолетних матерей, а социальная среда, их
благополучие оказывают влияние на выработку положительного жизненного
сценария.
Малолетние матери чаще всего не имеют образования, профессии, работы,
собственного жилья, что влечет за собой трудности в воспитании детей, и все
это требует больших материальных и моральных затрат, разработки и
применение на практике адресных программ социальной поддержки
малолетних матерей.
От государственной власти, которая должна принимать решения,
учитывающие интересы малолетних матерей, задействуя для этого все
имеющиеся ресурсы, во многом зависит судьба этих граждан. В России не
существует социальной категории "малолетняя мать", а потому, находясь вне
зоны должного внимания государства, малолетние матери по существу не
стали объектом социальной поддержки.

Проблемы несовершеннолетних матерей:
Важнейшая проблема социально-политического характера –
фактическое отсутствие у российских малолетних матерей социального
статуса не дает им право получать многие льготы и субсидии, окончить
школу, иметь возможность работать.
В отличие от таких категорий граждан, как инвалиды, ветераны,
многодетные семьи, матери-одиночки и другие, малолетние матери не
учитываются при разработке и реализации социальных программ.
Цели социальной работы:
• преодоление негативных тенденций и стабилизация положения в
обществе малолетних матерей;
• формирование позитивных изменений отношения государства и
общества к ним;
• создание реальных предпосылок положительной динамики процессов
их жизни.

В трудных жизненных ситуациях находятся многочисленные
малолетние матери.
И главная причина этого – отсутствие в большинстве российских
регионах государственной социальной инфраструктуры, способной
помочь им решить возникшие проблемы.
Рассматривая понятие "малолетнее материнство как социальный
институт", можно сказать, что это – семейная группа (мать и ребенок –
уже семья), выполняющая определенную социальную задачу.
Его функции:
• рекреационная (отражение физического состояния малолетних
матерей – питание, одежда, жилье);
• репродуктивная (рождение детей);
• воспитательную (воспитание и интеграция детей в социальные
структуры);
• хозяйственно-экономическая (трудовая деятельность); досуговая
(отдых, занятия по интересам);
• эмоциональная (психологическая помощь).

Причины:
- Одной из главных причин, толкающих молодежь к интимной близости, является мнение
окружающих сверстников.
- Не последнее место среди причин, ведущих молодежь к интимной близости, занимает
простое любопытство.
- Огромное значение, и как причина ранней беременности, имеют социальные факторы и
факторы внешнего окружения, при этом особенно важным является влияние родителей,
семейная среда.
- "Рискованное поведение". Часто беременеют те девушки, которые "связываются с
плохой компанией".
- Беременность по неведению. Нередко даже в наш просвещенный век подростки не
информированы или недостаточно информированы о методах контрацепции. Поэтому
"упущенные" подростковые беременности – это результат отсутствия качественного,
продуманного сексуального воспитания, и в том числе возможности диалогов на эту тему
в семье.
-Беременность "запланированная". Подросток стремится решить таким способом
собственные психологические проблемы (утвердить собственную ценность или
выразить протест против безудержной сверхопеки родителей).
-Сексуальное насилие является еще одним фактором риска подростковой беременности.

Технологии для решения проблем:
К основным направлениям государственной политики в отношении
исследуемой социальной группы относит:
- раннее выявление малолетних беременных для своевременного
оказания им социальной помощи и поддержки;
- реализация профилактических мероприятий, направленных на
уменьшение количества случаев раннего материнства;
- совершенствование нормативно-правовой базы для обеспечения
деятельности в сфере поддержки малолетних матерей, механизмов
сокращения количества беременностей; развитие инфраструктуры
поддержки малолетних матерей, включая учреждения социального
обслуживания по раннему выявлению родительского и детского
неблагополучия, оказание комплекса социальных услуг;
- создание участковых социальных служб по работе с малолетними
матерями по месту жительства;
- внедрение в деятельность учреждений социального обслуживания
инновационных технологий по работе с такими матерями.

Профилактика
В процессе комплексной социальной профилактики подростковой
беременности участвуют специалисты разных сфер деятельности:
медицинские работники, педагоги, работники правоохранительных
органов, а также специалисты по социальной работе.
Изменения в образе жизни современной молодежи, "социальная
революция" – снижение возраста начала половой жизни, происходящее
на фоне более терпимого отношения общества к добрачным половым
связям и вытекающим отсюда последствиям.
В связи с этим вызывает к себе повышенный интерес
репродуктивное поведение и особенно медико-социальные, социальнопсихологические и юридические аспекты беременности, родов и
абортов у юных женщин.

Помощь:
Специалист по социальной работе должен уметь правильно и всесторонне
оценить сложившуюся в жизни девочки-подростка ситуацию в связи с
беременностью, и помочь принять ей наиболее оптимальное решение.
При этом позиция специалиста должна отражать продуманную и
отработанную систему действий, исключающую возможность глубокого
вмешательства, усугубляющего имеющиеся трудности.
В России проблема подростковой беременности и юного материнства
является актуальной, однако отмечается дефицит программ помощи юным
беременным и матерям, недостаточно и специальных кризисных центров для
оказания поддержки всем нуждающимся девушкам.
Разработка специальных программ помощи "маленьким мамам" позволила
бы снизить риски, с которыми сталкиваются подростки, уменьшить
количество абортов и отказов от ребенка среди юных матерей.

Психологическая помощь
К психологической помощи можно отнести консультации, направленные на
снижение уровня тревожности. Часто юные мамы боятся за то, что не смогут
достойно воспитать ребенка или просто не смогут обеспечить его
существование.
Психологическая поддержка нужна для того, чтобы мать почувствовала, что
подобное эмоциональное состояние свойственно многим женщинам. Не стоит
прекращать жизнь ребенка, опираясь на неуверенность в собственных силах.
Групповая терапия – распространенный метод психологической помощи.
Он призван для обмена опытом, мыслями и полезными рекомендациями.
Подобные встречи могут понизить уровень агрессии матерей к каким-либо
окружающим факторам.
Индивидуальная терапия также учит саморегуляции, формированию
материнской привязанности, развитию воли.

Медико-социальная помощь
К медико-социальной помощи можно отнести подготовку к
материнству на начальных этапах беременности. Обычно подобные
консультации проводятся на базе центров планирования семьи, в
женских консультациях.
Сюда же можно отнести лечебно-профилактическую помощь.
Данный вид помощи осуществляется в целях сохранения здоровья
плода.
К профилактической помощи относятся также консультации по
поводу отказов от ребенка, а также выявление генетических
заболеваний.
Следующим этапом медико-социальной помощи является оказание
медицинских услуг непосредственно при родах и охрана здоровья
новорожденного.

Социальная помощь
К социальной помощи несовершеннолетних матерей можно
отнести единовременное пособие при рождении малыша,
пособие по беременности и родам (не менее 40% от заработной
платы), пособие по уходу за ребенком до полутора лет, пособие
женщинам, вставшим на учет не позднее трех месяцев
беременности.

Правовая помощь
Правовая помощь заключается в предоставлении
необходимых сведений о том, какими правами и
обязанностями будет обладать несовершеннолетняя
девушка в роли матери.
Также юную маму информируют о том, какими
правами будет обладать ее ребенок. Происходит полное
ознакомление с Конвенцией о правах ребенка и
Всеобщей декларацией прав человека.

Семейные ценности

Воспитание

Будущее любого общества зависит от подрастающего поколения. Именно дети будут определять то, что будет в нем цениться и порицаться, какие традиции будут сохранены, а какие забудутся. Именно поэтому современные проблемы семейного воспитания ребенка касаются не только его родителей, но всего социума в целом.

Современные родители имеют широкие возможности для всестороннего и грамотного развития ребенка с любыми интересами и потребностями. Они могут определить его в любую студию или кружок, нанять специалиста, готового поставить ребенку речь, решить проблемы его развития, прогнать страх, стать более дружелюбным и общительным… Список услуг, предоставляемых детям, можно продолжать бесконечно. Но при всем при этом несомненно важную, ключевую роль в процессе воспитания во все времена играло родительское воспитание.

Семейные ценности

Лишенный поддержки и заботы со стороны самых близких людей, ребенок, даже будучи окруженным множеством высококлассных специалистов, не сможет принять и по-настоящему глубоко усвоить правила воспитания.

Принципы семейного воспитания

Каковы особенности семейного воспитания, учет которых обязателен для любой семьи, заинтересованной в воспитании достойного человека?

Первое и, пожалуй, главное условие успешного семейного воспитания – абсолютная и безусловная любовь к ребенку.

На чем базируется семейное воспитание

Родительскому дому суждено стать в жизни ребенка той территорией, где он не только будет чувствовать себя защищенным и в безопасности, но рассчитывать на понимание и заботу, что бы не случилось. Причем, очень важно чтобы ребенок понимал, что его любят вне зависимости от его успехов и личных достижений. И принимают таким, каков он есть на самом деле.

Несмотря на то, что на первый взгляд это условие воспитания может показаться наивным и очевидным, оно несет в себе важный смыл. Ребенок, понимающий, что мера родительской любви зависит от того, насколько хорошо он учится, радует близких спортивными и другими достижениями, растет неуверенным в себе, тревожным.

Задачи семейного воспитания

Понимание и принятие чувств и эмоций, которые испытывает ребенок, готовность продемонстрировать самое живое и непосредственное участие в жизни ребенка – вот, что должно стать основой семейного воспитания.

Вопреки распространенному заблуждению, безусловная любовь, не способна испортить ребенка и разбаловать его. Позволяя ребенку чувствовать себя защищенным и уверенным в себе, она открывает ему множество путей для саморазвития.

Потакание капризам

Конечно же, безусловную любовь нельзя путать с потаканием малейшим капризам ребенка. Грань, отделяющая дозволенное от запретного в семье должна быть одновременно четкой для полноценного формирования в сознании ребенка представление о запретном и дозволенном, и достаточно гибкой чтобы приспосабливаться под меняющиеся потребности ребенка. Но, большинство родителей, доверяя интуиции и зная своего ребенка, как правило, сами способны понять, какая именно мера свободы нужна ему на том или ином этапе. И именно любящие родители как никто другой знают, как важно подготовить ребенка к разумной самодисциплине, саморазвитию, работе над собой.

Усвоение ребенком представлений об окружающей среде, формирование картины мира – вот еще одна, не менее важная задача семейного воспитания.

Он в ненавязчивой форме узнает о правилах, действующих в том обществе, в котором он живет. И со временем начинает понимать, как лучше вести себя в той или иной ситуации, а как поступать не следует. Семейное воспитание учит ребенка самым простым навыкам взаимодействия с людьми, которые его окружают. Позже он будет переносить свои привычки и использовать полученные навыки, играя со сверстниками, а после – общаясь с соседями, учителями и т.д.

Разные поколения в семье

Рассуждая о роли семьи в развитии навыков общения, нельзя не отметить, что помимо всего прочего она позволяет ребенку взаимодействовать с представителями разных возрастных категорий.

Семьи группы риска и их особенности

Стили семейного воспитания

Чем грозит рост действия неблагоприятных факторов?

Прежде всего отметим пугающие тенденции: неблагополучие грозит росту числа безнадзорных и беспризорных детей, семей, не имеющих постоянного места жительства, а также малоимущих семей и т.д.

Пугающая статистика, показывающая постоянный рост количества случаев лишения и ограничения родительских прав, постановки семей на учет свидетельствует о том, что проблема семейного неблагополучия требует незамедлительного решения.

Рассмотрим основные типы неблагополучных семей, которые встречаются в настоящее время

Неполные семьи

Неполными признаются те семьи, где ребенок проживает совместно с одним из родителей. Проблемами таких семей чаще всего становятся:

Социально-экономические проблемы. К ним относятся ограниченные доходы, низкая материальная обеспеченность. Чаще всего присущи таким детям, поскольку они имеют в большинстве случаев ограниченный источник доходов. Кроме того, вынужденная совмещать работу с уходом за детьми, женщина, оставшаяся единственным опекуном, чаще всего не может устроиться на полную рабочую ставку, что препятствует получению полноценной заработной платы. А детские пособия, алименты, а также другие социальные выплаты чаще всего не могут покрыть и части расходов на детей.

Причины возникновения неполных семей

Закономерным итогом сформировавшихся негативных стилей семейного воспитания, становится разрыв дето-родительских отношений, тенденции к взаимному недоверию, нарушение коммуникативных связей и множество проблем, с которыми ребенок столкнется в будущем.

Психологические проблемы. К ним относятся, в первую очередь, переживания, связанные с отсутствием моральной поддержки со стороны одного из родителей. В семьях, где ребенок пережил развод родителей, у него формируется множество комплексов – это и переживание разлуки с одним из родителей, и обвинение себя в том, что произошло. Кроме того, отсутствие одного из родителей может крайне негативно отразиться на самооценке ребенка.

Проблемы неполных семей

Отдельной проблемой семейного воспитания в неполных семьях является усвоение ребенком моделей полоролевого поведения. Как известно, гендерные модели, то есть модели поведения, характерные представителям того или иного пола, ребенок усваивает, прежде всего, глядя на родителей. Воспитываясь в семье, ребенок начинает постепенно отмечать сначала очевидные внешние, затем поведенческие различия между мужчинами и женщинами, а также соотносить себя с одной из этих моделей. Неполная семья существенно ограничивает ребенка в этой возможности. И если, например, мальчик растет без отца, в будущем ему будет сложнее демонстрировать формы мужского поведения во многих ситуациях.

Многие родители стремятся решить эту проблему, заключая повторные браки. Тем не менее, налаживание отношений с новым членом семьи также требует немалых усилий со стороны близких ребенка.

Решение проблем

Расширенная неполная семья представляет собой отдельную категорию неполных семей. Если в обычной неполной семье ребенок воспитывается мамой или, реже, папой, то в расширенной в качестве опекунов выступают бабушки и дедушки. В такой семье, помимо социально-экономических, возникает целый ряд специфических трудностей. Бабушки и дедушки из-за большой разницы в возрасте с детьми, часто испытывают трудности в построении конструктивных отношений с ними, им тяжело заслужить их авторитет. Дети таких опекунов чаще других демонстрируют формы делинквентного и девиантного поведения.

Виды девиантного поведения

Многодетные семьи. Несмотря на то, что еще в начале двадцатого века наличие в семье восьми и более детей считалось практически нормой, сегодня ситуация в корне изменилась. И несмотря на то, что воспитание в многодетной семье во многом облегчает социализацию ребенка, развивая в нем навыки общения и взаимодействия со сверстниками, а также воспитывает в нем ответственность, они все же относятся к семьям группы риска.

Проблемы многодетных семей

Многодетные семьи могут быть запланированными и незапланированными. Также, в зависимости от некоторых особенностей, их подразделяют на следующие категории:

  1. Семьи, многодетность которых связана с культурно-обусловленными факторами (например, в случаях когда религия, которую исповедуют родители категорически запрещает аборты, или традиции, а также личные убеждения членов семьи поощряют многодетность.) Такие родители могут испытывать немало трудностей, связанных с воспитанием и обеспечением детей, тем не менее, дети в них всегда желанны, запланированы и у родителей есть стремление рожать их и воспитывать в дальнейшем.
  2. Многодетные семьи, обусловленные созданием повторных браков. Зачастую мужчина и женщина, заключающие соглашение жить вместе, уже имеют собственных детей, рожденных в предыдущих браках. В большинстве случаях такое решение принимается ответственно с пониманием того, на что идут потенциальные супруги. Но чаще всего они вполне благополучны за исключением тех случаях, когда родителям не удалось наладить отношения между родственниками.
  3. Многодетные семьи, обусловленные низким социокультурным уровнем родителей. Это – самая сложная категория многодетных семей, поскольку родители в силу сниженного культурного развития, вредных привычек, асоциального образа жизни не осознают ту меру ответственности, которая возлагается на них в связи с родительством. И ребенок, рожденный в такой семье, чаще всего не имеет необходимых условий для полноценного развития. И поэтому нуждается в серьезных реабилитационных мерах.

Проблемы детей, воспитываемых в многодетных семьях, как правило, схожи:

  • Из-за недостатка родительского внимания у детей чаще всего формируется неадекватно низкая самооценка.
  • Из-за того, что в многодетных семьях часть заботы о младших ложится на старших, социальный возраст первых повышается, последних – становится заметно ниже.
  • Чем меньше интервал между рождением детей, тем сильнее будет их конкуренция за родительские ресурсы.
  • Тенденции к негативному восприятию социальных институтов (в частности семьи).

Семья, воспитывающая ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Социализация лиц с ограниченными возможностями здоровья на сегодняшний день существенно затруднена. Инвалид нуждается в постоянном уходе, его доходы значительно ограничены, а адаптационные возможности снижены. Все это сказывается не только на материальном положении семьи, где есть человек с ограниченными возможностями здоровья, но и на ее психологическом климате.

Семьи с детьми-инвалидами

Семья, которая воспитывает ребенка с ограниченными возможностями здоровья, чаще всего вынуждена решать следующие проблемы:

  1. Социально-экономические проблемы. Для ухода за ребенком-инвалидом, один из родителей часто вынужден оставить место работы, либо нанять человека, берущего на себя часть этих обязательств. И то и другое негативно сказывается на семейном бюджете. Кроме того, для полноценного роста и развития такого ребенка зачастую нужны дорогостоящие препараты и специальное оборудование. Льготы и социальные пособия в большинстве случаев способны решить эту проблему только частично.
  2. Психологические проблемы. Несмотря на то, что внутрисемейный климат таких семей может быть вполне благоприятен и благополучен, риск развода в них значительно выше. В результате этого ребенок лишается значительной части поддержки и помощи.
  3. При наличии у ребенка комплексных или сложных нарушений, отсутствие профессиональной помощи со стороны специалистов зачастую приводит к тому, что у ребенка начинает отмечаться серьезное отставание в интеллектуальном развитие. отсутствие или ограничение во взаимодействии ребёнка с окружающими замедляет его социальное развитие, провоцируя психологическую незрелость.

Семьи, в которых присутствует жестокое обращение. Жестокое обращение в семье может затрагивать как самих детей, так и членов их семьи. В отношении ребенка может устанавливаться:

  1. Экономическое насилие. Лишение ребенка материальных благ, сознательный отказ от обеспечения ребенка должным уровнем обеспечения одеждой, пищей и т.д.
  2. Сексуальное насилие. Насильственное принуждение ребенка к сексуальному взаимодействию, а также развратные действия сексуального характера в его отношении.
  3. Физическое насилие. Побои, нанесение ребенку телесных повреждений, ухудшающих его состояние здоровья.
  4. Психологическое насилие. Лишение ребенка должной среды для полноценного развития и воспитание. Лишение ребенка полноценного контакта со взрослым.

Какой бы характер не носило жесткое обращение с ребенком, его систематическое использование в корне ломает личность ребенка, делая его неуверенным в себе, боязливым, а в других случаях – излишне агрессивным и конфликтным.

Жестокое обращение в семье также может распространяться и на других ее членов (например, жестокость отца в отношении матери, жестокость родителей в отношении бабушек и дедушек).

Несмотря на то, что такая форма жестокости не затрагивает ребенка напрямую, она не может не отразиться на его морально-психологическом благополучии.

Кроме того, ребенок, в присутствии которого происходят семейные конфликты, рискует в будущем включится в одну из моделей поведения:

  1. Самому стать объектом насилия. В семьях, где практикуется жестокое обращение, жестокость со временем начинает восприниматься как норма. И создавая семью в будущем, ребенок будет сам того не понимая воплощать в жизнь модели поведения, практикуемые в его родительской семье.
  2. Стать субъектом насилия, копируя действия агрессивной стороны, осуществляющей насилия.

В любом из вышеперечисленных случаев коррекция жестокого обращения невозможна без учета не только наиболее очевидных и явных, но и скрытых форм риска.

Несмотря на то, что мы привели пример семей с наиболее явным и выраженным неблагополучием, трудности воспитания не минуют и полные, малодетные семьи.

Кроме того, специалистами выделяется отдельная категория семей со скрытым неблагополучием:

  • Семьи с высоким уровнем дохода.
  • Семьи, один или несколько членов которой являются известными, медийными лицами.
  • Семьи с излишне жесткими, либо напротив, размытыми семейными границами.
  • Семьи с созависимыми членами.
  • Недоверчивые семьи.
  • Семьи, ориентированные на безусловный успех ребенка.

Отличительной чертой семей со скрытым неблагополучием является то, что хотя их трудности не настолько бросаются в глаза и не так очевидны, они оказывают не менее негативное воздействие на развитие ребёнка, который в ней воспитывается.

Это в существенной степени затрудняет признание семьей наличие факта неблагополучия и, как следствие – работу с ней.

Пути коррекции социальных проблем семейного воспитания

Трудности, с которыми в настоящее время сталкиваются социальные службы для решения проблем семейного неблагополучия, безусловно масштабны. И решить их в максимально сжатые сроки практически невозможно. Но, несмотря на это принимать меры для решения задач такого типа можно и нужно.

Типы работы с неблагополучными семьми

Среди возможных путей коррекции:

  1. Развитие сферы профилактики и ранней диагностики жестокого обращения с детьми и других форм семейного неблагополучия
  2. Расширение сети Телефонов доверия, повышение психологической культуры населения.
  3. Расширение сетей социально-реабилитационных центров, а также центров помощи и поддержки неблагополучным семьям и семьям группы риска
  4. Организация курсов приемных и патронатных семей, где кандидаты на усыновление или опекунство могли бы приобрести необходимые навыки для взаимодействия с приемным ребенком
  5. Система мероприятий по профилактике социального сиротства, беспризорности и безнадзорности

Работа с семьями группы риска, безусловно, требует комплексного подхода, учитывающего все обстоятельства, в которой она находится. Но какой бы сложной не казалась ситуация, в которой оказался ребенок, правильно построенная стратегия взаимодействия и вера в его лучшие качества позволит ему вернуть радость жизни. И возможность смотреть с улыбкой в будущее, где не найдется места насилию и жестокости.

Оглавление

Введение.
Раздел 1. Подростковое материнство как социокультурный феномен.
1.1. Исторический и социально-культурный контекст юного материнства.
1.2 Женский опыт сексуальных отношений, материнства и супружества несовершеннолетних.
1.3. Социальный портрет юной матери.
1.4. Правовые основы несовершеннолетнего родительства в Российской Федерации.
Раздел 2. Медико-социальные и психологические аспекты юного материнства.
2.1. Состояние репродуктивного здоровья подростков.
2.2. Психологические особенности ранней беременности и их влияние на развитие репродуктивного поведения.
Раздел 3. Сравнительный анализ форм социальной поддержки юных матерей за рубежом и в Российской Федерации.
3.1. Проблемы подростковой беременности в практике социальной работы за рубежом.
3.2. Социальная работа с несовершеннолетними родителями в России.
Заключение.
Список литературы.

Файлы: 1 файл

ДИПЛОМ НАТАЛЬЯ.docx

Бывает и так, что родители (или иные законные представители) несовершеннолетней беременной настаивают на проведении операции по искусственному прерыванию беременности вопреки ее воле. Основополагающим в разрешении этой коллизии выступает конституционный принцип физической неприкосновенности личности (ст. 22 Конституции РФ). В соответствии с указанной нормой Конституции РФ, ст. 34 Основ законодательства о здравоохранении РФ закрепляет право гражданина отказаться от медицинского вмешательства или потребовать его прекращения. Несовершеннолетняя в возрасте 15 лет и старше решает вопрос о прерывании беременности вполне самостоятельно на общих основаниях.

Родительские права несовершеннолетних.

Впервые права и обязанности несовершеннолетних родителей были специально оговорены в Семейном кодексе (СК) Российской Федерации, принятом в 1996 г. (ст.62). Помимо этой статьи, права и обязанности несовершеннолетних родителей определяются рядом других нормативных актов.

Права и обязанности родителей возникают в результате установления происхождения их ребенка. При этом в свидетельство о рождении, выдаваемое органами ЗАГС, вносится запись о родителях. Вне зависимости от возраста матери малыша, в свидетельстве о рождении ребенка делается запись, удостоверяющая факт ее материнства. Запись об отце (в том числе несовершеннолетнем) заносится в свидетельство о рождении на основании заявления в органы ЗАГС, сделанного им совместно с матерью (п.4 ст.48 СК). Никаких возрастных ограничений в российском праве на этот счет не существует. Не требуется на это и согласия законных представителей несовершеннолетних (родителей или лиц, их заменяющих: опекунов, попечителей, представителей детских учреждений).

В случае если добровольное установление отцовства по каким-то причинам не может быть осуществлено, несовершеннолетняя мать имеет право обратиться в суд с иском об установлении отцовства. Такой иск вправе предъявить и несовершеннолетний отец в случаях, предусмотренных п.4 ст. 48 СК. При этом истцами в суде могут выступать несовершеннолетние родители, достигшие 14 лет. Если несовершеннолетнему родителю нет 14 лет, истцами по делам об установлении отцовства выступают его родители в соответствии со ст. 64 СК. Отцовство может устанавливаться и в отношении несовершеннолетнего, однако лишь в том случае, если ему уже исполнилось 14 лет.

Вне зависимости от возраста, несовершеннолетние родители имеют право на совместное проживание со своим ребенком и участие в его воспитании (п. 1 ст. 62).

Со времени вступления в брак несовершеннолетние граждане признаются полностью дееспособными, и несовершеннолетние родители любого возраста, если они состоят в браке, осуществляют родительские права самостоятельно. При наличии уважительных причин органы местного самоуправления по месту жительства несовершеннолетних, желающих вступить в брак, вправе разрешить им вступить в брак, если они достигли 16 лет (ст. 13 СК).

Иначе обстоит дело, когда брака нет, и несовершеннолетние родители не являются полностью дееспособным. Несовершеннолетние родители вправе самостоятельно осуществлять свои родительские права по достижении ими возраста 16 лет, а до этого времени ребенку может быть назначен опекун (обычно это происходит, если родители не состоят в браке между собой), который будет осуществлять воспитание совместно с несовершеннолетними родителями. Чаще всего роль опекуна берет на себя кто-либо из членов семьи.

Разногласия, возникающие между несовершеннолетней матерью и её родителями ребенка, разрешаются органами опеки и попечительства, которые в таких случаях дают рекомендации, обязательные для исполнения. В частности, никто не может лишить юную мать права на жилище. Если юной матери уже исполнилось 14 лет, она может сама отстаивать свои права в суде. Если девушка не получила статус дееспособности, вступив в брак, родители по-прежнему должны содержать её до совершеннолетия. Если же они уклоняются от выполнения своих обязанностей, по достижении 14 лет она может обратиться с иском в суд о взыскании с них алиментов на свое содержание. Если возраст меньше 14 лет, её интересы будут защищать органы опеки и попечительства. Более того, родители обязаны содержать и её ребенка.

Чтобы юная мать могла продолжать образование отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет может взять бабушка новорожденного или любой другой член семьи. Когда родители берут на себя ответственность за образование дочери, по их заявлению она может перейти на семейное обучение и в школу приходить только для аттестации. Беременность и рождение ребенка не являются основанием для лишения несовершеннолетней права на образование.

Помещение детей несовершеннолетних родителей в детский дом.

Несовершеннолетние родители, как и все родители, не имеющие возможности воспитывать своего ребенка по состоянию здоровья либо в связи с длительным отъездом и т.д., а также одинокие матери (отцы) могут ходатайствовать о принятии своего малыша в Дом ребенка. При временном устройстве в Дом ребенка детей, имеющих родителей, органы здравоохранения или по их поручению администрация Дома ребенка составляют соглашение о сроке пребывания ребенка. В соглашении оговариваются также участие родителей (одинокой матери) в уходе за ребенком и его воспитании.

Лишение несовершеннолетних родительских прав.

Незапланированная ранняя беременность иногда приводит к тому, что несовершеннолетняя мать отказывается от ребенка, порой еще в родильном доме. Российское законодательство не предусматривает никаких ограничений для принятия такого рода решения, в том числе возрастных. При этом несовершеннолетняя мать лишается родительских прав.

Лишение родительских прав производится в судебном порядке. Основанием для лишения родительских прав является отказ родителей без уважительных причин взять ребенка из родильного дома (отделения) либо из иного лечебного, воспитательного учреждения, учреждения социальной защиты населения или из других аналогичных учреждений, либо уклонение от выполнения обязанностей родителей (ст. 69 СК). Вместе с тем, лишение несовершеннолетней матери родительских прав не препятствует отцу ребенка, в том числе несовершеннолетнему, взять его на воспитание.

Усыновление (удочерение) детей несовершеннолетних родителей.

Для усыновления ребенка необходимо согласие его родителей. Последние при этом теряют родительские права в отношении своего ребенка. При усыновлении ребенка несовершеннолетних родителей, не достигших возраста 16 лет, необходимо также согласие их законных представителей (родителей, опекунов), либо органа опеки и попечительства (ст. 129 СК).

Таким образом, будучи родителями, несовершеннолетние имеют родительские права, предусмотренные СК и другими актами российского законодательства по вопросам охраны семьи. На несовершеннолетних родителей в полной мере распространяются также правила, касающиеся защиты родительских прав, лишения родительских прав, восстановления в родительских правах, ограничения родительских прав и отобрания ребенка у родителей при непосредственной угрозе жизни ребенка или его здоровью.

Глава 2. Медико-социальные и психологические аспекты юного материнства.

2.1 Состояние репродуктивного здоровья подростков.

На Всероссийской конференции детских и подростковых гинекологов “Сохранение репродуктивного потенциала подростков“ было выражено общее мнение врачей о том, что необходимо создание единой обязательной федеральной программы полового воспитания российских школьников, в которой были бы освещены не только собственно вопросы полового воспитания, но и принципы здорового образа жизни, вопросы личной гигиены. Первый опыт внедрения таких программ в Российских школах был неудачным, и Приказом Министерства образования России от 22.04.1997 N 781 программы полового воспитания российских школьников были приостановлены. При этом пострадало и гигиеническое воспитание.

Статистика, представленная в отчетах главных специалистов и внештатных детских гинекологов субъектов РФ, свидетельствует о наличии неблагоприятных тенденций в состоянии репродуктивного здоровья девочек в большинстве регионов страны. Вместе с тем, не вызывает сомнения, что детей и подростков можно назвать поколением надежды вырастить здоровый народ. Как известно, репродуктивное здоровье мужчины и женщины во многом зависит от особенностей течения периода детства и полового созревания, соматического здоровья детей, их образа жизни. В России в настоящее время около 9,3 млн. девочек-подростков. Через несколько лет, перейдя в когорту женщин репродуктивного возраста, они будут нести основную нагрузку в воспроизводстве населения. Однако, сегодня их состояние характеризуется замедлением темпов физического развития, значительным увеличением доли заболеваний с хроническим и рецидивирующим течением.

Вместе с тем нельзя не учитывать значимость антропогенных и эпидемиологических факторов, образа жизни и условий проживания. Последние вызывают особую тревогу. Группу наибольшего риска составляют дети, чуждые навыкам здорового образа жизни, имеющие социально обусловленные вредные привычки, в первую очередь, пристрастие к алкоголю, наркотическим и токсическим веществам. Статистические данные свидетельствуют, что алкоголь пробовали 70% подростков. Уровень наркомании среди подростков за 10 лет возрос в 13 раз.

Отсутствие данных о сексуальной жизни подростков на национальном уровне не позволяет представить полную картину сексуального поведения подростков в России. Тем не менее, данные выборочных исследований свидетельствуют о значительном возрастании доли подростков, имеющих опыт сексуальных контактов. К середине 1990-х годов возраст приобретения сексуального опыта в России стал сопоставимым с показателями западных стран. Наиболее надежные исследования показывают, что средний возраст сексуального дебюта составляет 17,5 лет для девушек и 16,5 лет для юношей. Несмотря на активную работу врачей, педагогов, религиозных деятелей и прочих специалистов, пропагандирующих гигиенические и сексуальные нормы поведения, здоровый образ жизни и методы планирования семьи, почти каждая десятая жительница России начинает сексуальную жизнь в возрасте до 14 лет. К 18 годам доля имеющих сексуальный опыт достигает приблизительно 70-80 процентов для мужчин и более 50 процентов для женщин.

Если учесть, что более 50% абортов влекут за собой ранние или поздние осложнения, то при отсутствии действенных мер имеет место реальная угроза потери здоровья будущего населения страны.

Ситуация усугубляется, а во многом и определяется отсутствием элементарных гигиенических знаний и информированности населения, прежде всего молодёжи, о физиологии и патологии репродуктивной системы, а так же об основах профилактики нарушений функции репродуктивной системы в периоде детства и полового созревания.

Не вызывает сомнения, что изменение ситуации возможно только путем совершенствования специализированной образовательной и лечебной помощи детям и подросткам.

По-прежнему среди детей и подростков регистрируются инфекции, передаваемые половым путем и СПИД. Четко прослеживается взаимосвязь между наличием вредных привычек и ранним началом сексуальной жизни.

Задачи психопрофилактической работы:

- внушение беременной мысли о благоприятном исходе родов и рождении здорового, полноценного ребенка;

- ознакомление с эмоционально- психологическими аспектами родов и послеродового периода;

- развитие необходимых для материнства женских качеств;

- обучение навыкам ухода за ребенком, включая общий массаж и гимнастику;

- подготовка будущей юной матери к грудному вскармливанию;

- восстановление организма матери после родов;

- обсуждение психологических трудностей послеродового периода;

- осознание несовершеннолетними беременными специфических забот, конфликтов и проблем юного материнства и подготовка к ним;

- подведение юной женщины к решению самостоятельного воспитания ребенка;

- психологическая помощь молодой матери;

- адаптация всей семьи в новых условиях;

- информация о социальных источниках поддержки юных родителей.

Основная задача этапа подготовки несовершеннолетних - снятие страха и напряженности в связи с предстоящими родами. Необходимо считаться с нестандартностью жизненной ситуации, особенностью психоэмоционального статуса несовершеннолетних, легкой истощаемостью гомеостатических механизмов и постоянным высоким риском возникновения осложнений для матери и плода в родах, требующим готовности к оказанию экстренной помощи. Но помимо только медицинских проблем подростковое материнство несет еще и социальные проблемы как для общества в целом, так и для самих несовершеннолетних родителей.

Проблемы, с которыми сталкиваются подростки во время беременности:

- негативное восприятие их положения в обществе,

- социальное давление либо игнорирование,

- испытываемые ими чувства вины, неуверенности и страха, одиночества, изоляции,

Число несовершеннолетних родителей растет с каждым годом. Основная причина неутешительной статистики связана с ближайшими родственниками подростков, которые не создали в своей семье атмосферу доверия и взаимопонимания. В результате дети ищут это самое понимание на стороне, что часто дает неутешительный итог. Многие уверены, что несовершеннолетняя мать является продуктом неблагополучной семьи и асоциального окружения. Однако это далеко не так, поскольку все чаще случаи ранней беременности наблюдаются в благополучных семьях. Тем не менее, воспитание ребенка несовершеннолетними родителями может быть вполне благополучным, если оказать помощь и необходимую материальную поддержку.

Несовершеннолетние матери сталкиваются с психологической и финансовой зависимостью от собственных родителей. Над ними давлеют социальные и культурные стереотипы общества, касаемые ранней беременности. Юные родители часто не имеют возможности продолжать учебу, вследствие чего резко ограничиваются их дальнейшие перспективы.

Социальная защита несовершеннолетних родителей со стороны государства также выражена слабо. Перечисленные факторы становятся причиной постоянных стрессов, клинической депрессии, фрустрации. Оказавшись в такой ситуации, психологически незрелые подростки, очень смутно представляют свое будущее, становятся уязвимыми, ощущают комплекс неполноценности и одиночество. Усугубляют проблему родители, которые не могут смириться с беременностью дочери и всячески попрекают ее.

Каковы последствия ранней беременности?

Ранняя беременность подвержена стрессам, апатии, страхам, которые могут привести к самым плачевным результатам от выкидыша и преждевременных родов до суицида. Даже если несовершеннолетняя мать выносит и родит ребенка, велик риск, что она откажется от него в роддоме, либо же будет испытывать к нему исключительно негативные эмоции. Это породит соответствующее отношение к своему чаду и не позволит воспитать психологически здоровую и счастливую личность. То есть, ни в коем случае нельзя оставлять подростка один на один с такой ситуацией.

Поддержка ранней беременности должна направлять ситуацию в позитивное русло, иначе страх перед неизвестностью будет накапливаться и расти в течение всего периода вынашивания, приводя к катастрофическим последствиям. Следует приложить усилия для поиска дополнительных способов социализации несовершеннолетних беременных, чтобы помочь им осознать и принять свою будущую роль, помочь выработать ответственность и правильное отношение к ребенку.

Важно внушить подростку, что родительские права и обязанности несовершеннолетних родителей такие же, как у взрослых, поэтому они несут полноценную ответственность.

Государственная поддержка несовершеннолетних родителей

Государственная поддержка несовершеннолетних родителей в России к сожалению представлена лишь существующими службами соцзащиты, здравоохранения и образования, которые мало озабочены проблемой помощи юным матерям. Поэтому часто работа с несовершеннолетними родителями ложится на плечи благотворительных организаций. Юная мать не может претендовать на помощь от государства из-за отсутствия стажа, то есть, получение банального пособия на ребенка зачастую становится невозможным. Правда, можно попытаться получить адресную помощь нуждающимся в связи с тяжелыми жизненными обстоятельствами. Обычно такая помощь оказывается из местного бюджета города или области.

Поддержка несовершеннолетних родителей от органов опеки и попечительства не уделяется в должном объеме, так как объектом их внимания являются дети, оставшиеся без опеки.

Юная мать обратит на себя их внимание только в том случае, если будет плохо заботиться о ребенке. В редких случаях несовершеннолетний отец со своими родителями соглашается принимать участие в воспитании ребенка. Однако это не избавляет молодого человека от ответственности, поскольку права и обязанности несовершеннолетних родителей такие же, как у взрослых. Именно поэтому можно подать в суд на установление отцовства и взыскать алименты.

Несовершеннолетний отец отказываясь пройти генетическую экспертизу автоматически признается отцом. Генетическая экспертиза стоит несколько сотен долларов, причем расходы оплачивает тот, кто подает заявление на установку отцовства. Далеко не каждая несовершеннолетняя мать может позволить себе пожертвовать такой суммой. В некоторых европейских странах расходы берет на себя государство. В России такого нет, поэтому юным матерям стараются помочь благотворительные организации и люди стремящиеся делать добрые дела. Вместе они разрабатывают специальные программы работы с несовершеннолетними родителями.

Службы поддержки несовершеннолетних матерей

Службы поддержки несовершеннолетних матерей в России, созданы на общественных началах и предполагают участие психологов, педагогов, юристов, медиков, соцработников. Специалисты бесплатно консультируют девочек, проводят беседы с ними и их родителями. Нередко юные матери и их семьи не могут самостоятельно сделать выбор в пользу материнства или отказа от него, им нужен совет, а также опыт людей, оказавшихся в подобной ситуации. Нередки случаи аномального материнского поведения среди только что родивших несовершеннолетних матерей, поэтому в роддоме обязательно должен работать психолог.

Несовершеннолетние матери не всегда имеют место для полноценного проживания. Некоторые из них находились в неблагополучных семьях, куда категорически нельзя возвращаться с младенцем. Поэтому в стране создаются кризисные центры, социальные квартиры и гостиницы для мам с детьми. Все они действуют на общественных началах, некоторые из них создаются под эгидой РПЦ.

Службы поддержки несовершеннолетних матерей призваны дать не только крышу над головой, но и оказывают духовную поддержку, помогают обрести уверенность в себе, привыкнуть к своему ребенку и реабилитироваться после стресса, причиненного этой непростой ситуацией. Центры помощи юным матерям способствуют тому, что дети остаются в семье, а не попадают в детдом.

Немаловажную роль играет профилактическая работа с родителями несовершеннолетнего, направленная как на предупреждение ранней беременности их детей. Многие родители просто не могут поговорить со своими детьми о контрацепции, не знают, какие подобрать слова, либо сами крайне плохо осведомлены в этих вопросах. Именно поэтому в школах необходимо устраивать собрания родителей старшеклассников, чтобы читать им лекции на соответствующие темы.

Куда обращаться несовершеннолетним родителям в России за поддержкой?

Куда обращаться несовершеннолетним родителям в России? – Ответ не столь очевиден, но тем не менее существует. Это различные социальные службы поддержки.

Социальная поддержка несовершеннолетних родителей активно проводится в кризисных центрах и специальных организациях в поддержку материнства, которые действуют практически во всех городах нашей страны. Если в населенном пункте такая организация отсутствует, следует поискать ее в ближайшем городе. Программа работы с юными матерями должна помочь ей ориентироваться в правовых вопросах, получить профессию и успешно влиться в общество, не чувствуя себя здесь чужой.

Социальные поддержка педагогов таких организация ведет активную работу по воспитанию у несовершеннолетних мам самостоятельности, ориентации на собственные силы. Молодая женщина должна актуализировать собственные ресурсы, чтобы самостоятельно справлять с трудностями взрослой жизни и зарабатывать на жизнь себе и своему ребенку. Поэтому чем больше центров помощи несовершеннолетним матерям, а также матерям, оказавшихся в тяжелой жизненной ситуации будет открываться в городах нашей страны, тем меньше детей будет оказываться в детдомах или в неблагополучных семьях.

*Если вам нужна помощь или вы готовы ее оказать, то оставьте ваше объявление в одном из разделов нашего сайта. И помните добро всегда возвращается!


СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА С НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИМИ БЕРЕМЕННЫМИ, СОХРАНЯЮЩИМИ БЕРЕМЕННОСТЬ

Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Как показывает анализ деятельности социальных служб в современной России насущной остается проблема несовершеннолетнего материнства. Несмотря на довольно эффективную работу персонала социальных учреждений с несовершеннолетними матерями и их родителями, можно наблюдать рост количества несовершеннолетних беременных, состоящих на учете в различных социальных структурах. Очевидно, что сам рост формируется не за счет слабой работы психологов и социальных работников, а создается факторами инфантильного отношения к жизни, девиантного поведения девочек подростков, их негативного социального окружения и в первую очередь их семей [1, 2]. Если раньше считалось, что ранняя беременность удел детей из асоциальных семей, то в настоящее время мы массово имеем несовершеннолетних беременных уже и в благополучных семьях. Конечно, это объяснимо многими внесемейными социальными факторами современного существования, но очевидно, что семья играет немаловажную роль в предотвращении ранних беременностей. Проблема ранней беременности обусловлена, прежде всего, нарушением детско-родительских отношений, нежеланием и неспособностью родителей привносить вклад в культуру полового воспитания детей. Таким образом, мы можем разделить несовершеннолетних беременных на две группы [3, 5]. Первая: принадлежащих к выходцам из асоциальных семей, где забота о собственных детях, а так же их воспитание является абстрактным явлением в силу сознательного отстранения родителей от воспитания. Семьи данных несовершеннолетних характеризует низкая степень социальной адаптации ее членов, высокая распространенность поведенческих расстройств и алкоголизма у родителей, низкий образовательный и культурный уровень членов семьи, наличие насилия в семье, а также жилищных и материальных затруднений [1, 6, 7]. Вторая: принадлежащих к выходцам из благополучных семей, где родители больше ориентированы на удовлетворении своих чад материальными ресурсами, нежели морально-этическим воспитанием. Так же к этой группе необходимо отнести девочек из неполных семей, где родители не справляются в одиночку с выполнением всех семейных функций возложенных на родителя и в условиях современной жизни отдают дань заработку денег, не успевая при этом выполнять воспитательную роль в семье.

В результате жизнедеятельности таких разных семей дети оказываются в сходных условиях, когда родительский, прежде всего, воспитательный потенциал снижен до минимального уровня. Педагогическая запущенность детей отражает несформировавшиеся общественные социально-культурные нормы и ценности, неспособность отвечать за свои поступки и действия, а также их последствия, отсутствие контрацептивной грамотности. Следствием данных поведенческих аспектов девочек-подростков, все чаще, становится ранняя беременность. В целом работа специалистов с семьями несовершеннолетних беременных и матерей ведется достаточно эффективно. В ходе их взаимодействия нормализуется психологический фон семей, при помощи специалистов решаются социальные проблемы и пр. Однако остается контингент с нерешенными проблемами, где семьи имеют очень сложные внутрисемейные взаимоотношения, социальные и психологические проблемы. Бесспорным является, что в подобных семьях работу нужно вести не только с родителями несовершеннолетних беременных и несовершеннолетних мам, а уже с самими девочками, поскольку сама семья, самостоятельно справится с подобными проблемами, уже не способна.

Психологическая и экономическая зависимость юных беременных от родителей, социокультурные стереотипы в обществе относительно ранней беременности, отсутствие образования, ограничение дальнейших перспектив порождают у них стрессы и фрустрацию. Психологическая неготовность к беременности, скомканное представление будущего делает женщину-подростка уязвимой, зачастую ее одолевают мысли о том, что она одна в этом мире с подобной проблемой, появляются комплексы неполноценности, особенно когда ее родители сами не могут смириться с беременностью, не поддерживают ее и постоянно указывают на развратность дочери.

Очевидно, что если в момент беременности оставить девушку один на один со своими проблемами, не развернуть ситуацию в позитивное русло, то страх перед будущим в течение беременности будет сохраняться и накапливаться, последует приращение ненависти к будущему ребенку, к которому в дальнейшем последует соответствующее отношение. Кроме того, несформированность материнского отношения к ребенку вследствие отсутствия самостоятельного опыта длительной заботы и ответственности, опасна отказом от ребенка после его рождения.

Таким образом, необходимо усилить внимание на поиске дополнительных путей внесемейной социализации беременных несовершеннолетних, которая позволит осознать и принять роль матери, выработать взрослую жизненную позицию, сформировать зрелые суждения и ответственность. С этой целью требуется внедрять совершенствование социального обслуживания семей и детей, формировать оптимальную социальную инфраструктуру, обеспечивающую адресность, полноту и доступность предоставляемых населению социальной помощи и услуг.

В настоящее время существует ряд коммерческих курсов подготовки будущих родителей, ориентированные в большинстве своем, на медицинские аспекты, будущее успешное материнство. Такие курсы учитывают интересы состоявшихся людей из благополучных семей. В свою очередь нас интересует прототип подобных курсов для специфической категории людей, которые имеют отличительной особенностью: несовершеннолетний возраст, деформированное воспитание и зачастую неблагополучную родительскую семью, и низкие материальные ресурсы. Таким образом, при создании подобных курсов для несовершеннолетних беременных девочек необходимо учитывать все эти специфические особенности. В данном контексте перечисленные выше качества социальной помощи, учитывающие особенности контингента, может быть достигнуто при помощи командной работы специалистов, осуществляющих клубную работу по сопровождению несовершеннолетних беременных при социальных службах. Данное направление психосоциальной работы направлено на средний блок в цепи детство - беременность - материнство.

Создание клубов предполагает комплексную систему мер, направленную на помощь этой весьма уязвимой категории беременных женщин, комплексное сопровождение семьи с учетом возрастных особенностей личности несовершеннолетней матери. Основной целью деятельности клубов является социализация несовершеннолетней беременной, ее адаптация к новому социальному статусу матери. Долгосрочной целью клубной работы является создание системы поддержки жизнеобеспечения несовершеннолетних матерей.

Рационально структурную принадлежность клуба отнести к социальным учреждениям, поскольку основная цель клуба несет социализаторскую направленность.

Наиболее эффективным видится присоединение клубов к службам осуществляющих профессиональное сопровождение семьи (службы социальной помощи населению, социально-педагогические центры с реабилитационной функцией).

В клубе объединятся несовершеннолетние беременные со схожими проблемами, где на них не будут смотреть как на изгоев общества с девиантным поведением. В данной группе, с однородными психоэмоциональным особенностям, легче создать атмосферу взаимного доверия, чувства внутренней свободы и раскованности, что позволит более эффективно формировать установки правильного поведения. Одновременное влияние высококвалифицированных специалистов в проблемной области будет исполнять роль воспитательного потенциала. Такие специалисты умело создадут образ поведения будущих мам, помогут повысить собственную самооценку девочек [4, 8].

Для достижения поставленной цели в задачи клубов входит: создание условий для оптимального выхода из кризисной жизненной ситуации; обеспечение оказания комплексной помощи несовершеннолетней; осуществление координации межведомственного взаимодействия в преодолении кризисной жизненной ситуации.

Принципы работы клубов: учет возрастных и личностных особенностей женщины-подростка; полное бесплатное обслуживание; привлечение специалистов из различных областей; возможность получения конфиденциальной помощи.

Целевая группа: несовершеннолетние беременные женщины в возрасте от 15 до 18 лет. Целесообразно создавать группы несовершеннолетних по принципу разделения на группу девочек из асоциальных семей и группу девочек из благополучных и неполных семей, в связи с необходимостью подбора программ, отвечающих потребностям специфических особенностей выделенных категорий. То есть, для проведения занятий формируются группы (по 6-8 человек, но не более 10 человек) с учетом психоэмоционального фона и статуса пациенток. В группе необходимо небольшое количество человек, поскольку нужно соблюдать эффект малой социальной группы, присущий семье.

Особо важен механизм выявления несовершеннолетних беременных и направления их в клуб. Значимым является и фактор скорейшего, по срокам беременности, направления девочек в клуб, ведь чем большее время беременности пройдет под надзором специалистов, тем больше шансов на успешную социализацию несовершеннолетней.

С этой целью необходимо, прежде всего, задействовать структуры связанные с учетом семей, где имеются несовершеннолетние беременные, очевидно, что ими являются социальные службы сопровождения семей. Целесообразно усилить деятельность самих социальных служб выявления таких семей через межведомственную взаимосвязь с учебными и медицинскими учреждениями.

Обеспеченность посещения несовершеннолетними клубных занятий необходимо реализовать через взаимодействие сотрудников социальных служб и родителей подростка. В каждом конкретном случае необходимо задействовать механизмы убеждения родителей, в необходимости посещения их ребенком клуба, исходя из социального статуса семьи беременной девочки, жизненных мотиваций, индивидуальных особенностей и пр. Для семей с несовершеннолетними беременными, сотрудничающих с государством по социальному контракту, необходимо определять пункт с обязательствами посещения клуба подростком.

Основными практическими задачами клубов являются:

- формирование у несовершеннолетней того чего у нее своевременно не сформировала семья: социальных норм и ценностей, психологических установок, позволяющих ей в дальнейшем успешно функционировать в обществе;

- обретение духовной зрелости, волевых и эмоционально-интеллектуальных качеств;

- развитие и укрепление чувства материнства, ответственного отношения к родительству;

- психологическая подготовка к родам, выработка сознательного отношения несовершеннолетней к беременности, восприятию родов как нормального физиологического процесса;

- снижение уровня тревожности, создание в сознании несовершеннолетней общей благоприятной эмоциональной установки;

- содействие в сохранении и профилактике собственного здоровья и, как следствие, здоровья малыша;

- комплексное решение проблем несовершеннолетней на основе межведомственного подхода.

Для достижения оптимальных результатов деятельность клуба необходимо осуществляется в 4 этапа.

1 этап — диагностика несовершеннолетних с целью выявления круга проблем и определения видов помощи психолога, социального работника и прочих специалистов; формирование групп.

2 этап — создание условий в группе, формируя установки у несовершеннолетних, беспрепятственности слаженной групповой работы.

3 этап – проведение клубной работы с несовершеннолетними, соответствующей основным практическим задачам клуба.

4 этап – диагностика несовершеннолетней и принятие решения о дальнейшем сопровождении или снятии с учета.

Принципиально важно оговаривать с посетительницами клуба, что в последующем времени несовершеннолетняя мама может и вправе обратиться за разовыми консультациями в индивидуальном порядке, что обеспечит профилактику срывов. В сложных случаях, при необходимости более длительных консультаций, обеспечить, при помощи межведомственного взаимодействия, связь с необходимым специалистом.

Для реализации основной цели и решения всех задач клуба необходимо осуществить следующие мероприятия:

- Разработать положение о деятельности клуба сопровождения несовершеннолетних матерей во время беременности.

- Выделить специализированное помещение для организации занятий с несовершеннолетними беременными, оснастить его.

- Организовать набор специалистов с высшим профильным образованием и опытом работы в соответствии с выбранными для работы программами. Работа клуба строится на привлечении специалистов из различных областей в зависимости от выбора программы клубом (психологи, юристы, социальные работники, педагоги, специалисты обучения домашнему предпринимательству и т.п.).

- Разработать процесс системы планирования работы, ведения документации и отчетности.

Подбор программ клуба для несовершеннолетних беременных должны состоять из тренингов, бесед, игровой терапии, обучающих программ и пр. Элементы программы ориентируются на:

а) Психолого-педагогические вопросы. В данном контексте целесообразно уделять особое внимание: преодолению педагогической запущенности; межличностным, внутрисемейным и гендерным отношениям; проблематике семейных конфликтов; контрацептивной грамотности; особенностям возрастного и индивидуального развития детей; методике семейного воспитания; выбору профессии и жизненному самоопределению и др.

б) Социально-правовые вопросы. Для взрослого самостоятельного человека крайне важно ориентироваться в правовых вопросах, для принятия важных взвешенных решений. Таким образом, в программе необходимо уделять внимание жилищному, семейно-брачному, трудовому, гражданскому, пенсионному законодательству, а так же правам детей и женщин.

в) Обучение самообеспечению, развитию семейного предпринимательства, надомным промыслам, обучению рациональной трате семейного бюджета. Поскольку несовершеннолетние девушки представляют беременность чаще как ограничение жизнедеятельности, они ориентированы в основном на поддержку материального обеспечения (продукты питания, деньги). Это создает опасность формирования у несовершеннолетних мам иждивенческого настроя. Поэтому задача специалистов по социальной работе, социальных педагогов, психологов вести работу и по воспитанию у несовершеннолетних девушек самостоятельности, ориентации на собственные силы. Девушки должны ориентироваться на самопомощь, на актуализацию собственных ресурсов. Важно, показать человеку, вступающему во взрослую жизнь, возможности самостоятельного заработка пусть незначительных, но собственных денег. Здесь возможны различные варианты домашнего творчества, такие, например, как популярный в настоящее время декупаж (декорирование изделий) и пр.

Известно, что групповые занятия белее эффективны для получения максимальных результатов [4, 8] В клубной работе с несовершеннолетними беременными они помогают оказать своевременную помощь и содействие, в решении социальных и психолого-педагогических проблем юных мам, предупреждающие девиантное материнство и социальное сиротство. В результате достижения цели клубной работы в выигрышном положении окажутся как сами несовершеннолетние матери, так и общество в целом.

2. Артюнина, Г. П. Основы социальной медицины: Учеб. Пособие для студ. Вузов./ Г. П. Артюнина – М.: Дашков и К, 2009. 3. Баранов, А. А Новые возможности профилактической медицины в решении проблем здоровья детей и подростков / А. А. Баранов, В. Р. Кучма, В. А. Тутельян. – М.: Изд-во НЦЗД РАМН, 2006.

3. Бодяжина, В. И., Акушерство: учеб. Пособие. /В. И. Бодяжина, 6. И.С. Семенченко – Изд. 6-е. –. /Ростов Н/Д: Феникс, 2009.

5. Гуркин. Ю. А. Детская подростковая гинекология / Ю. А. Гуркин - Медицинское Информационное Агентство (МИА), 2009

6. Реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья: учебно-методическое пособие / С.Т. Кохан. А.В. Патеюк, В.Л. Антонов и др. // Чита: ЗабГУ, 2016. – 280 с.

7. Социальная работа с инвалидами: учебное пособие / С.Т. Кохан, Ю.Ю. Шурыгина, А.В. Патеюк, Е.М. Кривошеева и др. // Чита: ЗабГУ, 2016. – 241 с.

Читайте также: