Несовершеннолетнее материнство как социальная проблема

Обновлено: 26.06.2024

Реймер Екатерина Александровна, аспирант кафедры философии, биоэтики и права с курсом социологии медицины Волгоградского государственного медицинского университета.

Данная статья посвящена правовым аспектам несовершеннолетнего материнства в современной России. Проведен анализ российского законодательства и на его основе систематизирована информация о правовой защищенности несовершеннолетних матерей. Описана специфика правового обеспечения несовершеннолетнего материнства.

Ключевые слова: несовершеннолетние матери, несовершеннолетние беременные, правовая защита несовершеннолетних матерей, искусственное прерывание беременности, пособия гражданам, имеющим детей.

Minor motherhood: Legal aspects

Reymer Ekaterina A., Postgraduate student of the Philosophy, Bioethics and Law Department with the Medicine Sociology Course at the Volgograd State Medical University.

The article explores the legal aspects of adolescent motherhood in modern Russia. Russian legal system has been analyzed, and the information about legal security for adolescent mothers has been systemized on the base of this analysis. The specificity of legal groundwork for adolescent mothers has been described.

Key words: adolescent mothers, adolescent pregnancy, legal security for adolescent mothers, induced abortion, maternity provisions.

В современной России случаи несовершеннолетнего материнства не являются исключительными. По данным Росстата, в России каждый год более 200 тысяч несовершеннолетних девочек становятся матерями. Нам представляется актуальным систематизировать информацию о правовой защищенности несовершеннолетних матерей.

В Конвенции ООН о правах ребенка (1989 г.) закрепляется преимущество интересов и благосостояния несовершеннолетних во всех сферах общества. Забота о них, обеспечение и защита их прав и интересов входят в приоритетные направления деятельности государства. Конституция РФ (п. 1 ст. 38) гарантирует, что "материнство и детство, семья находится под защитой государства" . Вышесказанное подразумевает то, что несовершеннолетнее материнство - это социальное явление, требующее внимания со стороны государства и общества (во всех сферах) по различным вопросам, в том числе в области права. Отсюда вытекает цель данной статьи - рассмотреть правовые аспекты несовершеннолетнего материнства в современной российской действительности.

Гусева Т.С. Тенденции развития законодательства о социальном обеспечении семьи, материнства, отцовства и детства // Социальное и пенсионное право. 2012. N 1. С. 8.

На данный момент в законодательной и научной практике не существует однозначной трактовки понятия "несовершеннолетняя мать", не определены возрастные границы данного феномена. В законодательстве РФ закреплен возраст совершеннолетия - 18 лет, вступление в брак разрешается при наличии уважительных причин лицам, достигшим возраста шестнадцати лет. В виде исключения с учетом особых обстоятельств вступление в брак может быть разрешено лицам, не достигшим возраста шестнадцати лет, законами субъектов РФ. В рамках данной статьи к несовершеннолетним матерям мы будем относить девушек, родивших ребенка в возрасте от 14 до 18 лет.

Кроме этого, отсутствует законодательное регулирование вопросов оказания социальной помощи несовершеннолетним матерям, у них законодательно не определен статус в качестве клиентов социальной работы. Существующий Закон от 28.12.2013 N 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации" дает возможность несовершеннолетней матери в трудной жизненной ситуации претендовать на получение помощи. Однако в правоприменительной практике данные нормы Закона не реализуются .

Сироткина Е.С. Проблематизация несовершеннолетнего материнства в системе российской социальной работы: Автореф. дис. . канд. социол. наук. Н. Новгород, 2013. С. 27.

Семейный кодекс РФ, принятый в 1996 г., является основным нормативно-правовым актом, регулирующим права и обязанности несовершеннолетних матерей. Стоит отметить, что вне зависимости от возраста несовершеннолетней матери государство гарантирует ей совместное проживание с ребенком и участие в его воспитании . Помимо указанного Кодекса, права и обязанности несовершеннолетних матерей специально не прописаны в других нормативно-правовых документах.

Семейный кодекс Российской Федерации от 29.12.1995 N 223-ФЗ (в ред. от 20.04.2015). Ст. 62.

Согласно ст. 60 Конституции РФ, в полном объеме дееспособность возникает у лица по достижении им совершеннолетия. Гражданский кодекс РФ закрепляет два случая наступления дееспособности до 18 лет: эмансипация лица, достигшего 16 лет, осуществляющего трудовую деятельность или предпринимательскую деятельность, и вступление несовершеннолетнего лица в брак .

Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от 13.07.2015). Ст. 21 п. 2.

То есть в соответствии с российским законодательством несовершеннолетние матери, вступившие в брак, становятся дееспособными, несут ответственность за своего ребенка, за свои действия и поступки . В этом случае юная мать осуществляет права и исполняет обязанности, предусмотренные гражданским и семейным правом, в полном объеме .

Звенигородская Н.Ф. Проблема семейной дееспособности // Вестник Пермского университета. Юридические науки. 2011. N 2. С. 115.
Путинцева Е.Л. Положение малолетних матерей в российском обществе // Теория и практика общественного развития. 2012. N 9. С. 61.

Несовершеннолетняя мать, которая по тем или иным причинам в браке не состоит, по-прежнему (в большинстве случаев) действовать самостоятельно не может до достижения ею 16 лет. До достижения несовершеннолетней матерью возраста 16 лет ребенку может быть назначен опекун, который будет осуществлять его воспитание совместно с несовершеннолетней матерью.

Правовая защищенность несовершеннолетней матери, на наш взгляд, включает в себя информированность о возможной материальной поддержке.

Говоря о государственных пособиях, следует отметить, что специальных пособий для несовершеннолетних матерей в российском законодательстве не предусмотрено. Напротив, не все государственные пособия, полагающиеся гражданам, имеющим детей, будут получать несовершеннолетние матери. Так, согласно Федеральному закону от 19 мая 1995 г. N 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей", несовершеннолетние матери имеют право на единовременное пособие при рождении ребенка, на ежемесячное пособие по уходу за ребенком и ежемесячное пособие на ребенка.

Если несовершеннолетняя мать является студенткой очной формы обучения, то она имеет право на получение двух других пособий: пособия по беременности и родам и единовременного пособия женщинам, вставшим на учет в медицинских организациях в ранние сроки беременности.

В данной статье целесообразно обозначить и права несовершеннолетней беременной в области искусственного прерывания беременности.

Согласно Федеральному закону от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", каждая женщина имеет право самостоятельно решать вопрос о материнстве . Искусственное прерывание беременности проводится при наличии информированного добровольного согласия женщины.

Федеральный закон от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (ред. от 13.07.2015). Ст. 56 п. 1.

Несовершеннолетняя беременная в возрасте 15 лет и старше имеет право самостоятельно принимать решение об искусственном прерывании беременности на общих основаниях .

См.: Там же. Ст. 54 п. 2.

Однако решение о проведении аборта в отношении беременной, не достигшей возраста 15 лет, выносит один из родителей или иной законный представитель, который дает информированное добровольное согласие на медицинское вмешательство . При этом один из родителей или иной законный представитель имеет право отказаться от медицинского вмешательства или потребовать его прекращения вне зависимости от желания несовершеннолетней беременной .

См.: Там же. Ст. 20 п. 2.
См.: Там же. Ст. 20 п. 3.

При отсутствии законных представителей решение о медицинском вмешательстве или об отказе от такого вмешательства принимает консилиум врачей или лечащий (дежурный) врач (в случае, если собрать консилиум не представляется возможным) с внесением такого решения в медицинскую карту пациента и последующим уведомлением должностных лиц медицинского учреждения.

В случае, когда родители девушки (или другие законные представители) настаивают на проведении аборта, когда сама несовершеннолетняя этого не желает, она может обратиться к конституционному принципу физической неприкосновенности личности (ст. 22 Конституции РФ). Этот принцип гласит, что каждая женщина имеет право принимать самостоятельные решения по поводу действий в отношении своего тела .

Быков А.В., Чеботарева О.А. Проблема ответственности пациента за принятие решений в клинической практике // Биоэтика. 2009. N 1. С. 50 - 51.

Таким образом, права несовершеннолетней матери защищаются в общем порядке, так же как и права любой другой матери. В законодательной практике не разработаны специальные нормативно-правовые акты, касающиеся вопросов несовершеннолетнего материнства. Между тем специфика положения несовершеннолетней матери однозначна, следовательно, и правовая защищенность несовершеннолетнего материнства должна обладать специфическими характеристиками. На наш взгляд, необходимо предоставить дополнительные блага и гарантии несовершеннолетней матери, учитывая сложившуюся у нее жизненную ситуацию, материальное положение и социальный статус.

Литература

Мы используем файлы Cookie. Просматривая сайт, Вы принимаете Пользовательское соглашение и Политику конфиденциальности. --> Мы используем файлы Cookie. Просматривая сайт, Вы принимаете Пользовательское соглашение и Политику конфиденциальности.


Но корни несовершеннолетнего материнства уходят глубоко в древность. В видении философов эпохи античности материнство и сам факт рождения детей приобретали окрас естественного и одного из главных аспектов, который был продиктован государственными запросами. Так как продолжительность жизни и высокая смертность в силу слабого по современным меркам развития медицины уносили жизнь многих граждан, родители старались выдать свою дочь максимально в раннем возрасте замуж [7]. В учениях Платона и Аристотеля само материнство, то есть процесс рождения и воспитания детей, рассматриваются как своего рода дань обществу в целях его усиления. В этом контексте ярким негативным аспектом выступает то, что материнские чувства и забота о ребенке ставятся не как обязательные составляющие, а индивидуальные особенности каждой женщины.

В Древней Руси девушек в возрасте 13 – 14 лет уже старались отдать замуж, как правило, за старшего мужа. Такое скорое внедрение подростка во взрослую жизнь было обусловлено все теми же объективными причинами: высокой смертностью от различных причин и низкой естественной продолжительностью жизни в силу слабого развития медицины [5].

Средневековая философская мысль преподносит женщину в новом свете. Все начинается с осознания роли женщины в историческом развитии человечества. Данное осознание реализуется по средствам религии в священном писании – Библии [1]. Женщина ассоциируется с грехопадением человека и стигматизируется, как основная причина этого. Ее буквально относят к силам зла. Церковь, в свою очередь, проповедует отказ от телесности и уход к идеальному. В силу этого раннее материнство, как и материнство в целом, выходят из круга интересов церкви, а значит теряют всяческое государственное призрение.

В Средневековой европейской культуре материнство выступает как религиозно обоснованная действительность. Сама женщина в данной трактовке представляется в двух формах: Евы и Святой Марии. Если говорить о женщине, как прообразе Евы, то отношение к ней строится на тех религиозных канонах, которые прописаны в негативном свете. Дело в том, что Ева несет ответственность за грехопадение, то есть является сосудом зла. Говоря о женщине, как о Святой Марии, отношение к ней резко противоположное. Святая Мария – девственна, непорочна. С такой трактовкой и двойственным отношением к женщине, как к продолжательнице рода, раннее материнство приобретает более обширное значение, поскольку чем моложе девушка, тем больше вероятность, что она еще не запятнана мужчиной. В этом понимании девушка, которая являлась девственной, ассоциировалась со Святой Марией, а девушка, уже родившая ребенка или имевшая половые отношения с мужчиной, автоматически попадала под характеристику, связанную с отношением к ней, как к сосуду зла, то есть Еве [1].

Эпоха Возрождения перестала ориентироваться на религиозное отношение к женщине. В этот период было модно воздыхать представительницами прекрасного пола. Настала пора романтических отношений, долгих ухаживаний. К женщине относились как к воплощению прекрасного, объекту любви. Здесь раннее деторождение имело место, но не в силу религиозных конструктов, а в силу нежных чувств, которые предшествовали акту половой близости. Материнская забота о детях относилась к понятиям естественным, не имеющим каких-то высших проявлений. Функция продолжения рода отождествлялась с естественным состоянием женщины и не могла осмысляться вне деторождения.

В эпоху сциентистского развития мирового сообщества, понятие материнства и, в частности, раннего деторождения приобретают более возвышенные грани. Основной является идея формирования гражданина: выработка чувства долга перед государством, который должен был быть превыше всего, даже личных интересов. Материнство, в том числе раннее, становится объектом изучения педагогов, юристов, а также политических и государственных институтов.

Отношение к материнству определенным образом конструируется через призму моральных и нравственных качеств, которые необходимы женщине для воспитания ребенка в духе того времени, то есть гражданином [8]. В связи с этим материнство в раннем возрасте было явлением крайне редким и не распространенным.

В современном мире объемы и процесс получения знаний намного превышают те, которые преобладали в XIX веке, поэтому для того, чтобы овладеть всеми необходимыми знаниями и навыками современному молодому человеку требуется затратить значительное количество времени и сил. Это означает, что уровень знаний и возраст вступления в брак стали более высокими.

Данная характеристика показывает отношение к материнству в целом и процессу раннего деторождения в частности для мирового развития. В российском развитии процесса раннего материнства основное влияние имело государство. В частности, во времена правления Петра I было организовано большое количество домов для незаконнорожденных детей, больниц и госпиталей, которые оказывали услуги под покровительством церкви.

В XVIII – XIX веках распространение раннего деторождения было обусловлено все теми же аспектами – низкой продолжительностью жизни и высокой смертностью от различных заболеваний. Хоть медицина перешла на более высокий уровень, по сравнению с более ранними периодами истории, все-таки был велик риск смерти девушки при деторождении в возрасте, когда ее организм еще не до конца сформировался [4]. Несмотря на это, более обеспеченные семьи старались отдать девушку замуж в раннем возрасте. Это было обусловлено крепкими корнями разделения по сословиям в обществе.

Такое положение дел существовало вплоть до 1861 года, когда в процессе отмены крепостного права большинство помещиков потеряли основной трудовой ресурс – людей. Но и в конце XIX века тенденция на ранние браки и раннее деторождение оставалась на высоком уровне [5].

Таким образом, история организации социальной защиты несовершеннолетних матерей на разных исторических этапах имела свои отличительные черты, которые выступали в качестве основополагающих для формирования института материнства и детства. Также происходило изменение социальной защиты под влиянием религиозных, государственных и общественных отношений.

Начиная с 1991 года, когда произошел распад СССР и наступила эра тотального Западного навязывания манер поведения, образа мысли и действий, произошел качественный переворот не только в политической жизни государства, но и в социальной сфере. На смену ориентации на семью и семейную культуру пришла вседозволенность и сексуальная распущенность, пропагандируемая с экранов телевизоров и позднее с экранов мониторов компьютеров.

В связи с этим можно говорить о проблемах, сопутствующих несовершеннолетним матерям:
1. Проблемы экономического характера. Если несовершеннолетняя девушка рожает ребенка, она не может дать ему все необходимое, что требуется для его качественного роста (продукты питания, средства гигиены, одежда и т.д.), что негативно влияет как на самого ребенка, так и на несовершеннолетнюю, которая осознавая свою беспомощность вынуждена просить помощи от родителей, близких и в конечном счете от представителей социальных служб;
2. Проблемы психологического характера. Они связаны с тем фактом, что несовершеннолетняя, готовящаяся стать матерью или уже ставшая ею сама находится в том возрасте, когда ей необходима помощь и поддержка родительской семьи. В связи с этим у несовершеннолетней происходит синдром отторжения, когда все происходящее с ней наталкивает ее на мысли отказаться от ребенка, сделать аборт или даже сбежать из дома, чтобы не переживать неодобрительное отношение к ней и к ее ребенку со стороны родительской семьи;
3. Проблемы социального характера. Здесь существует целый ряд причин, по которым проблемы социального характера являются основополагающими и на решение которых должны быть направлены основные силы социального работника.

а) Во-первых, во время беременности девушка может потерять контакт со своей родительской семьей. Это может привести к различного рода проблемам, которые могут выражаться в расстройствах психического состояния, нарушению функционирования здоровой личности, а также привести к выкидышу, поскольку сильные эмоциональные переживания нарушают ход естественного и качественного протекания беременности;

б) Во-вторых, несовершеннолетняя может потерять контакты с близкими родственниками. Даже при условии, что родительская семья сохранит оптимальные отношения со своей дочерью, ближайшие родственники могут нарушить благоприятный микроклимат в отношениях с несовершеннолетней, что, в конечном счете, может привести к схожим проблемам, описанным выше;

в) В третьих, потеря контакта с друзьями, которые также играют одну из ключевых ролей в жизни подростка, особенно если друзья пользовались авторитетом в глазах несовершеннолетней;

г) И, наконец, в-четвертых – это потеря отношений с учителями, тренерами и другими людьми, с которыми девушка имела определенного рода отношения. Эта категория также относится к кругу лиц, которые выступают объектами социализации несовершеннолетней и играют в ее жизни определенную роль.
4. Проблемы медицинского характер. Здесь можно говорить о тех ситуациях, когда несовершеннолетняя старается скрыть факт беременности и не обращается в специализированные медицинские учреждения за помощью. Она также не встает на учет, не проходит обязательные медицинские осмотры и не контролирует ход протекания своей беременности. Все это может привести к трагичным последствиям, вплоть до потери ребенка.

В целом, разграничив проблемы несовершеннолетних матерей и выделив причины проблемного поля рассматриваемой социальной группы, можно сделать вывод, что основное направление работы должно проводиться представителями социальных служб, то есть специалистами по социальной работе. Данная работа должна проводиться не только с родительской семьей и ближайшим окружением, а также со всем обществом, поскольку несовершеннолетняя в процессе беременности имеет контакты с большим числом людей, не только ее близкими. Поэтому необходим комплекс мероприятий, направленных на всеохватывающую работу со всеми представителями общества.

Но говоря об исторических парадигмах, диктуемых как субъективными, так и объективными причинами, нельзя не рассмотреть современное положение дел, касающееся несовершеннолетнего материнства в XXI веке. Также интересным представляется соотношение психологического здоровья несовершеннолетних матерей в связи с появлением нового для них социального статуса. Данным вопросам будет посвящена вторая часть представленной статьи.

14 лет и младше

В данной ситуации говорить о планировании семьи, беспокойстве о собственном здоровье и здоровье своего будущего ребенка не приходится. Мотивы, которые движут девушкой, готовящейся стать матерью, – туманны и не могут качественно олицетворять усредненное положение таковых в общем многообразии респондентов, которые могли бы ответить на такого рода вопрос. В виду специфичности рассматриваемой группы, которая по законодательству не пользуется всем многообразием прав и свобод совершеннолетнего человека, социальная работа с данным контингентом представляет собой некоторые трудности, поскольку честного и открытого диалога не получается ввиду того, что социальный работник обязан общаться с несовершеннолетней только в присутствии родителей. А, как известно, дети не всегда могут быть откровенны, когда каждое их слово слышится и анализируется близкими родственниками [4].

На основании вышеизложенного, актуальным представляется вопрос о психологическом здоровье несовершеннолетних матерей, которое в силу объективных причин может быть подорвано или в значительной степени утрачено. Здесь основными выступают проблемы психологического характера. Они связаны с тем фактом, что несовершеннолетняя, готовящаяся стать матерью или уже ставшая ею сама находится в том возрасте, когда ей необходима помощь и поддержка родительской семьи. В связи с этим у несовершеннолетней происходит синдром отторжения, когда все происходящее наталкивает ее на мысли отказаться от ребенка, сделать аборт или даже сбежать из дома, чтобы не переживать неодобрительное отношение к ней и к ее ребенку со стороны родительской семьи.

В связи с этим, автор статьи рассматривает необходимость проведения работы, направленной на улучшение психологического состояния несовершеннолетних мам, которую можно осуществлять посредством диагностики и оказания психологической помощи.
1. Проведение диагностики. Здесь на помощь приходят методы психологической работы, направленные на анализ невербальных проявлений, которые, в большинстве случаев, не могут контролироваться человеком и наиболее точно передают истинное состояние психической составляющей. Здесь целесообразно рассмотреть несколько из них:

в) применение рисуночных тестов, как идеалов психического состояния. В этом случае специалист может увидеть реальное состояние девушки и ее желаемое видение будущего материнства. При применении данного метода погрешность минимальна, поскольку девушка сама выбирает для себя желаемое, к чему она вместе с психологом может и должна прийти.
2. Психологическая помощь. Она может осуществляться несколькими способами работы с несовершеннолетними матерями:

а) беседы – это вид индивидуальной работы, который направлен на выяснение причин, мотивов и планов на будущее;

б) групповая работа – это форма, при которой специально созданная группа людей регулярно встречается под руководством психолога для достижения следующих целей: разрешения внутренних конфликтов, снятия напряжения, коррекции отклонений в поведении, и иной работы [6]. Также при ее использовании достигается положительное воздействие на клиента, поскольку он может непосредственно наблюдать таких же несовершеннолетних матерей и не чувствовать негативные эмоции от предположения, что его проблема уникальна;

в) комната психологической разгрузки – здесь несовершеннолетняя мать может избавиться от негативных эмоций, которые сопровождают ее в процессе беременности или постродового периода. Применение различных расслабляющих методик (музыка, живопись, животные) способствует более качественному, а также глубокому формированию чувства спокойствия и отстраненности, что немаловажно, поскольку ребенок, особенно в утробе матери, чувствует все ее переживания, которые могут негативно сказаться на его психологическом состоянии в будущем [7].

Рассмотренные методы, по мнению автора, являются основными и могут применяться для работы с девушками, в возрасте от 14 и до 17 лет включительно как основополагающие. Характер, периодичность и последовательность применения данных методов может менять по необходимости или по рекомендации психолога, но тот массив данных, который имеет практическую и теоретическую ценность для специалиста для качественного и полноценного проведения психодиагностики, должен быть тщательно проанализирован и систематизирован для более полного и наглядного мониторинга изменений в психическом состоянии несовершеннолетней матери и развитии ее психологического здоровья.

Также необходимо отметить, что психологическое здоровье выступает определяющим весь процесс жизни человека. Если несовершеннолетняя девушка психологически здорова – то это будет являться залогом психологического здоровья и ее будущего ребенка. Но если у нее наблюдается психологическое нездоровье, то данное обстоятельство будет расцениваться, как угрожающее будущей нормальной жизнедеятельности ребенка. В данном случае помощь может оказываться как социальными работниками (социальная), так и психологами (психологическая) и в совокупности может быть достигнут тот положительный эффект, который будет удовлетворять понятию психологическое здоровье.

Таким образом, рассмотренные в данной статье исторические этапы распространения несовершеннолетнего материнства наглядно демонстрируют, что еще двести лет назад раннее деторождение трактовалось объективной необходимостью, вызванной малой продолжительностью жизни, а также желанием представителей родительской семьи наиболее удачно выдать свою дочь замуж. Говоря о методах и технологиях социальной работы с несовершеннолетними матерями в современном обществе необходимо сказать, что они являются самыми действенными, поскольку охватывают большой круг проблем и выступают в качестве средств по выводу несовершеннолетней из состояния трудной жизненной ситуации наименее болезненными для нее методами. Данные методы и технологии могут изменяться исходя из индивидуального подхода к каждой несовершеннолетней матери, но основные их виды должны применяться в полном объеме независимо от сложности проблем и их количества.


Аннотация

В обзорной статье проводится анализ научных исследований, проведенных в Германии по различным аспектам подростковой беременности и юного материнства. Данная статья опирается на исследовательскую работу Сабины Биль, впервые опубликованную в 2006 году Институтом ПрикладныхНаук (Германия, Гамбург). Рассматриваются вопросы о причинах и последствиях подростковой беременности, обсуждаются критерии, которые влияют на выбор девушки относительно рождения будущего ребенка, показаны взгляды девушек-подростков за и против материнства. Наряду с этим приводятся примеры из практики специализированных консультационных центров Германии по вопросам подростковой беременности и юного материнства, а также примеры из практики школ Гамбурга по вопросам полового просвещения молодежи. В статье делается попытка сопоставить работу по половому просвещению и профилактике отказов от детей среди юных матерей в России и Германии.

Ключевые слова: подростковая беременность, юное материнство, половое просвещение, жизненные ориентации девушек, профилактика абортов, контрацепция, консультационные центры помощи беременным несовершеннолетним, программа полового просвещения подростков

Жизненные ориентации современных девушек. Социологический аспект.

В основе модели Б.Кедди- ориентация девушки на семью и детей, то есть ценность семьи и детей преобладает над ценностью карьерного роста на работе.

В исследовании, которое было проведено в 2006 году [15,с.20] были выделены следующие ориентации современных девушек:

  • Направленность только на семью и детей (20%)
  • Направленность только на работу и карьерный рост(20%)
  • Одновременнаянаправленность на семью и на работу (60%)

Сегодня превалирует одновременнаянаправленность на семью и на работу,[15] девушки дистанцируются от традиционных моделей и хотят совмещать как работу, так материнство.

Такая тенденция двунаправленности объясняется тем, что в результате модернизации социальные тенденции изменились, теперь
от человека требуетсягибкость во многих сферах жизни, изменился и взгляд на роль женщины в обществе, поэтому чаще всего происходит конкуренция между профессиональными и семейными сторонами жизни, конфликт социальных ролей [15].

Такую тенденцию мы можем увидеть и в исследованиях российских ученых, преимущественно социологов и психологовтаких как Силасте Г.Г,Микаэлян Л.Л., Фисун Е.В, Голод С.И.,Синявская О.В., Тындик А.О., Головляницина Е.Б.[3,6,12,13,14]

Подростковая беременность. Юридический аспект.

В работе Сабины Биль приводятся статистические данные, подтверждающие тенденцию к увеличению из года в год числа подростковых беременностей и абортов в Германии (ежегодно отмечается прирост в 1,2–3,4%)[15,22,23].

Органами здравоохранения России и Германии признается присутствие и неофициальных данных по подростковой беременности. Эта неточность связана с тем, что в статистике фиксируется только рождение и смерть ребенка, а самопроизвольное прерывание беременности и нелегальные аборты никак нерегистрируются. Это вызывает расхождение между официальными и реальными данными о числе подростковых беременностей.

Вопрос об анонимности является очень важным. В работах как немецких, так и русских исследователей выделяются 2 основные точки зрения [1,3,7,8,9,15,18,24]:

1.Участие других членов семьи в принятии решения об аборте может помочь в случае, если помехой для рождения является, финансовые вопросы или девушка не хочет бросать учебу, но не знает с кем оставить ребенка, то есть семьяздесь выступает как источник ресурсов для материнства.

2.Другая точка зрения отмечает факт того, что если решение о сохранении беременности принимают другие члены семьи, чаще матери, а юной девушке совсем не нужен ребенок, то риск нарушения детско-родительских отношений, девиантного материнства, насилия над ребенком очень высоки, следовательно, здесьвыделяется важная роль работы с детско-родительскими отношениями (оптимизация диадических отношений).

Сегоднятемаанонимности при решении об аборте остается дискуссионной.

Причины и последствия ранней беременности.

В Германии в 2001 году по приказу Федерального центра просвещения по вопросам здравоохранения молодежи при поддержке института Бильфельда (BZgA) были проведены исследования и опубликованы данные об уровне грамотности в области половой и родительских сфер [15].

Эти данные позволяют выделить несколько тенденций[15]:

В России в исследованиях проведенных Кон И.С, Коломейцевем М.Г. были выявлены аналогичные тенденции [4,5,6].

Подростковое материнство. За и против.

Немецкие исследования эмоциональных реакций подростков на свою беременность позволили выявить преобладание реакции шока. Многие исследователи отмечают, что о беременности девушка узнает на поздних сроках, полагая, что увеличение массыи объема тела это гормональный сбой [2,11,15,16,18].

Всвоей работе Сабина Бильобращает внимание на позиции девушек, которые столкнулись с беременностью по отношению к сохранению\прерыванию беременности.

Последствия ранней беременности, которые выделяют немецкие исследователи[2,8,9,15,17]:

По данным исследований в России последствия ранней беременности очень сходны с тем, что выделяют в Германии, дополнить этот список можно такими последствиями, как:

В России проблема отказов тесно связана со специализированными учреждениями – дом ребенка [2].

Демографы указывают на рост числа детей-сирот,при этом сравнение идет с послевоенными годами, и что, самое значимое, так это то, что по сравнению с 1945 годом, в современной России количество сирот превышает данные в 2 – 2,5 раза, и это число с каждым годом растет [11].

Распространенность отказа от детей составляет около 20 тысяч случаевв год в России по даннымдо октября 2011 года, 22 тысячи случаев по данным до сентября 2012 года[10]. В каждой четвертой семье в России имеют место факты насилия над детьми[12,13].

Половое просвещение подростков

В подростковом возрасте у девушек происходят серьезные физические и психологические изменения; изменение внешности, первая менструация, изменение поведения. Девушки испытывают новые чувства, впервые сталкиваются с сексуальной стороной жизни, поэтому, отмечается, что важно помочь им понять и принять свою сексуальность и поведение в этом возрасте [15].

Очень часто подростки хотят поговорить с кем-то на тему сексуальности, но при этом они ощущают зажатость, неготовность и страх спросить.
В Германии половое посвящение подростков занимает важное место в системе образования [15].

В 2003 году в Гамбурге начала действовать программа «Семейные истории: родители — любовь — будущее"[15,с.49].

К концу 2004 года данная программа была применена уже в 8 школах Гамбурга.

В данной программе принимают участие подростки от 14 до 17 лет.

Особое внимание уделяется рассмотрению такого элемента полового воспитания, как родительство, ответственность за ребенка и семью.

В этой программе выделяется шесть этапов работы.

I этап - взаимодействие со своей семьей. На данном этапе ученики отвечают на ряд вопросов, касающихся возраста вступления в брак, рождения детей, количества детей, спрашивают о переживаниях у родителей. Этот этап направлен на осознанное знакомство с моделью своей семьи, а так же на формирование собственных установок.

II этап - знакомство с центрами планирования семьи. На этом этапе учащиеся знакомятся со специалистами из центров, обсуждают такие темы, как контрацепция, информация о планировании семьи, правовые основы получения социальной и экономической помощи в связи с
беременностью. Этот этап направлен на ликвидацию безграмотности в рассматриваемых вопросах. Чаще всего учащиеся (преимущественно молодые люди) не знают о существовании таких центров.

III этап-знакомство с юной мамой и ее ребенком. Встреча проходит в форме беседы, где учащиеся могут задать интересующие их вопросы;

VI этап - завершающий, где все участники делятся своими впечатлениями, задают вопросы и дают ответы.

В Гамбурге спрос на проведение такой программы очень велик и растет с каждым годом, но, как отмечают авторы статьи, к сожалению, на реализацию этой программы не хватает финансирования[15,19].

Консультационные центры длябеременных девушек-подростков и юных матерей в Германии.

В консультационных центрах для беременных подростков и юных матерей важным положениемявляется взгляд на молодую женщину не только с точки зрения функционирования ее как матери, но и как на девушку с ее собственными потребностями, желаниями и еще не определившуюся с решением относительно своего материнства и дальнейшей судьбы ребенка [15].

В таких центрах можно получить консультацию по правовым вопросам, ознакомиться с законом о защите материнства, узнать о праве на получение финансовой помощи.

Обычно центры функционируют в тесном сотрудничестве с государственными учреждениями.

В Германии большинство центров по работе с беременными девушками и юными матерямируководствуютсяресурсным социально-ориентированным подходом, который заключается в том, что работа с девушкой ведется на основе ее собственных ресурсов и взаимодействии ее с обществом.
Во многих районах Германии естьспециальные места, например, кафе, где молодые мамы могут встретиться и обменяться опытом, поделиться друг с другом переживаниями.

Основные цели работы консультационных центров для беременных девушек и юных матерей в Германии [11]:

  • психологическое сопровождение в период беременности и после родов
  • помощь в реализации материнского потенциала
  • социально-правовая защита
  • содействие в поиске жилищных условий
  • обеспечение медицинскими услугами

Заключение

Юные матери составляют одну из групп риска по девиантному материнству, что обусловлено, с одной стороны,недостаточностью имеющихся у них ресурсов для выполнения ответственной родительской роли, а с другой стороны, тем, что сама по себе новая ситуация сопряжена для них со стрессом. Поэтому беременные подростки и юные материнуждаются в особом внимании со стороны общества.

В России также разрабатываются программы, направленные наполовое просвещение школьников, однако создатели этих программ отмечают, что реализация их в стране затруднена вследствиеотсутствия действенной поддержки со стороны правительстваи негативного отношенияродителей и учителей, не согласных с тем, что данная тема является важной и насущной для подростков.

В Германии психолого-медико-социальная помощь беременным подросткам и юным матерям оказывается в специализированных центрах. Задачей таких центров является сопровождение девушки и оказание поддержки ей до и после родов, а также дальнейшее поддержание контактов с ней.

Анализ зарубежного опыта в решении проблем подростковой беременности и юного материнства может быть использован при создании, развитии и внедрении отечественных программ.

Читайте также: