Нередко высказывается мнение что для обеспечения благополучия будущих поколений современному

Обновлено: 25.06.2024

Исчерпывающие ответы на поднятую тему дали практикующий психолог Наталья Панфилова и два преподавателя, пожелавшие остаться анонимами.

КУЛЬТ УНИКАЛЬНОСТИ И НЕПОВТОРИМОСТИ

Подростковый возраст, а после и юность — время, когда хочется подвигов, отмечает психолог Наталья Панфилова. Именно в этот период к молодым людям приходит осознание, что именно они — то самое будущее. Здесь и начинается конкуренция с прошлыми поколениями.

Он также согласился с тем, что основополагающие ценности и адекватный взгляд на мир должны прививаться в первую очередь на общероссийском уровне. И родители действительно играют в этом второстепенную роль, ибо они также должны быть частью всей системы.

КУЛЬТ ИЗВРАЩЕННОГО УСПЕХА

По ее словам, такая же ситуация должна быть и с непопулярными, но действительно важными нынче профессиями. На федеральном уровне регулярно нужно рассказывать и показывать, почему быть все тем же инженером хорошо и престижно. Более того, нынешним лидерам мнения необходимо противопоставить других людей, которых активно будут пиарить на общероссийском уровне благодаря их трудовым заслугам, героизму или образованности. Чтобы показать иную форму успеха — не извращенную.


ТРАТИТЬ ВРЕМЯ НА ОБРАЗОВАНИЕ — СКУЧНО И ГЛУПО

Панфилова соглашается с тем, что тяга к образованию у подрастающего поколения действительно в большинстве своем отсутствует.

Он также подчеркнул, что нынешняя система образования далека от совершенства, но ее можно подстроить под современные тенденции. Высшие учебные заведения готовят специалистов — тех, кто работает по шаблонам. Но кто же тогда будет заниматься производством новых знаний?

Речь идет о нежелании основательно разбираться в ­какой-либо теме. К примеру, подросток прочитал короткую новость в СМИ или краткое содержание книги, и этого ему достаточно. На таком поверхностном знании он и строит свое мировоззрение.

Осипов добавил, что леность ума и поверхностное потребление информации — проблема не только подрастающего поколения.

КОНФЛИКТ С КОНСЕРВАТИВНЫМИ ЦЕННОСТЯМИ

По словам наших собеседников, современную молодежь отличает желание стать частью ­какого-либо модного течения, целенаправленное разрушение института семьи и безразличие к традициям.

Наталья отметила, что место отсутствующей конструктивной альтернативы занимает деструктивная. Например, протестные движения. Ведь для молодых людей это часто способ утолить свое любопытство, высвободить энергию и ­как-то разнообразить жизнь. В свою очередь Осипов заявил, что подростковый протест — это нормально. Такой протест всегда направлен на старшие поколения, на их консервативные ценности.

УХОД В ВИРТУАЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО

По словам Панфиловой, раньше школьник мог поучаствовать в ­каком-­нибудь спортивном состязании или ином соревновании и там ­как-то себя проявить, показать. Сейчас это все выглядит незначительным, маленьким — социальные сети дают больше возможностей получить внимание, что и подстегивает молодых людей к уходу в виртуальное пространство.

Николай привел яркий пример того, насколько молодые люди погружены в мир виртуального пространства.


В ПРОМЕЖУТКЕ МЕЖДУ ИСТИНАМИ

Панфилова уверена, что если ситуация не изменится в лучшую сторону, то через 10–15 лет сегодняшняя молодежь осознает, сколь много было упущено. Пожалеет о брошенном образовании или о бездумном следовании моде, о безответственном отношении к прошлому и будущему.

Она отмечает и другой риск из-за отсутствия качественной конструктивной пропаганды в стране.

Осипов признает, что подрастающему поколению действительно придется в будущем тяжело.

Возникает закономерный вопрос: действительно ли к столь плачевным результатам привело отсутствие как таковой альтернативы для подрастающего поколения? Выходит, единственный виновник, вероятно, не самого светлого будущего современных детей и подростков — отсутствие хорошей, качественной и конструктивной пропаганды на федеральном уровне?

С ЧЕГО ВСЕ НАЧАЛОСЬ

Заслуженный учитель старших классов с более чем 20‑летним стажем Алевтина Разумовская (имя изменено) считает, что есть иной виновник происходящей на наших глазах трагедии. Ссылаясь на доктора наук Александра Асмолова и отталкиваясь от собственного опыта и наблюдений, Алевтина заявляет, что для подростка 12–18 лет куда интереснее интернет и гаджеты, чем беседы с родителями.

Причина — родители неинтересны этим детям. По ее словам, подрастающее поколение — первое в том плане, что ему совершенно неинтересны предыдущие поколения.

Первый виновник тому — отсутствие качественных и привлекательных альтернатив. Второй — родители подрастающего поколения, которые замкнулись на выживании и погоне исключительно за материальными ценностями.

Открыл заседание член президиума Ассоциации юристов России, член-корреспондент РАО, заслуженный деятель науки РФ, декан юридического факультета МГУ, профессор Александр Голиченков. По его словам, эта традиционная конференция, обычно проводимая в канун Дня юриста, в этом году проходит в смешанном формате. Спикер приветствовал всех участников конференции, пожелал им успешной работы, здоровья и душевного благополучия.

Уполномоченный по правам человека в РФ, заслуженный юрист РФ, доктор юридических наук, профессор Татьяна Москалькова поздравила всех юристов с наступающим профессиональным праздником. Она заявила, что тема конференции связана с правами и профессиональными интересами каждого из нас. Благополучие человека – непреходящая ценность, охватывающая все сегменты общественной жизни, все форматы и уровни – от благополучия индивида до благополучия общества. Федеральный омбудсмен заметила, что к Уполномоченному по правам человека обращаются за защитой социальной справедливости, являющейся важнейшей составляющей благополучия человека. В условиях коронавируса, например, на передний план вышли вопросы социально-эпидемиологического благополучия.

Татьяна Москалькова отметила важность правового регулирования и правозащиты. Остановившись на вопросах благополучия с позиции правового государства, спикер призвала не допускать правовой нигилизм со стороны должностных лиц.

Вице-президент ФПА РФ, председатель исполкома Российской академии юридических наук, член президиума АЮР, заслуженный юрист РФ, доктор юридических наук, профессор Владислав Гриб поблагодарил организаторов и заметил, что из 22 конференций пропустил только одну.

На пленарном заседании участники выступили с докладами о возможностях права в современном мире и о его роли в обеспечении благополучия человека.

Заместитель председателя Центрального Банка России, член совета директоров Банка России Владимир Чистюхин посвятил свое выступление описанию деятельности Банка России по защите прав потребителей на рынке финансовых услуг. Он сообщил, что в ЦБР ежегодно поступают сотни тысяч жалоб по всем направлениям деятельности кредитных организаций. Их анализ иногда показывает отсутствие нарушений, по итогам рассмотрения обоснованных жалоб принимаются меры, но в целях улучшения правового механизма часть жалоб пересылается в организации, которые нарушили права граждан, чтобы те сами исправили свою ошибку. Кроме того, публикуется рейтинг банков, что также способствует улучшению качества их работы.

Осуществляя надзор, Банк России обращает внимание на уровень взаимоотношений с потребителями и уровень услуг, которые этим потребителям оказываются. На повышение уровня финансовых услуг направлена и деятельность финансового уполномоченного, который рассматривает споры со страховыми компаниями, банками и микрофинансовыми организациями. Причем 80% жалоб связано с выплатами по ОСАГО. Докладчик назвал деятельность российского финомбудсмена эффективной.

Начальник Управления конституционных основ публичного права Секретариата Конституционного Суда РФ, доктор юридических наук Евгений Тарибо затронул тему обеспечения благополучия человека усилиями Конституционного Суда и осветил практику КС РФ по такому важному и многоаспектному явлению, как благополучие человека.

Далее речь зашла о социальных аспектах благополучия человека в современном мире, в частности, в урбанистическом городском пространстве.

Еще несколько выступлений были посвящены собственно сфере правового регулирования, особенностям отраслевого права и его совершенствованию.

Сегодня каждый гражданин должен иметь возможность самостоятельно понять, что от него требует закон. Однако нормы закона не всегда интуитивно понятны выпускникам средней школы, поэтому нужны адвокаты и юристы, помогающие правильно интерпретировать нормативный акт, сделать его и понятным, и определенным. Когда понятность к определенности сводят суды, это неправильно, считает докладчик.

Директор Юридического института Российского университета транспорта РУТ (МИИТ), кандидат юридических наук Евгений Нестеров сконцентрировался на безопасности в сфере транспорта, которая является одним из факторов обеспечения благополучия человека. Он обратил внимание на то, что благополучие пассажиров в последнее время во многом связано с обеспечением санитарно-эпидемиологических правил, обеспечением экологической безопасности транспортных средств и утилизации вредных отходов. Спикер предложил выстроить новую систему ценностей, предполагающую тщательное регламентирование транспортной безопасности.

Профессор кафедры гражданского права Юридического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова, доктор юридических наук Андрей Шерстобитов поднял в своем выступлении проблему развития законодательства в области защиты прав потребителей и указал на то, что защита таких прав играет важную роль в обеспечении благополучия человека. Указав, что не все новые законы в этой сфере оказались удачными, докладчик дал отрицательную характеристику тем правовым нормам, которые лоббировались банковским сообществом и нарушают права потребителей.

По недовольству населения жизнью РФ догнала Афганистан, Украину и Гану


Итоги счастья-2021: Дед Мороз задумался, кому из нас подарки под ёлочку готовить



Несчастнее нас, если верить данному исследованию, только жители Афганистана, Ганы, Украины и Ирака, где процентный пункт недовольных жизнью от 36 до 31 пункта.

Чего не скажешь, о европейцах, ближневосточных гражданах и россиянах, настроенных всегда и ко всему более пессимистично.

Вот такая забавная предновогодняя статистика. Забавно в ней то, что, во-первых, показатели уж очень сильно разнятся.

Все исследования подобного рода выдают, как правило, обобщенные результаты. И настолько те обобщены, что истинную картину не всегда увидишь. Как говорится, конкретики мало. Потому проведем свой небольшой опрос, расспросив людей компетентных и в нашей стране небезызвестных об их личном и не только счастье.

Леонид Перлов, учитель с 40-летним стажем, почетный работник образования.

— Значительная часть выпускников школ и вузов мечтает уехать за рубеж. Там жить и работать. Не верят обещаниям Кремля в кардинальное улучшение ситуации с трудоустройством по специальности, с возможностью полноценной самореализации.

— Попасть туда подавляющему большинству перспективных ребят нереально. Центр дорогой по сумме вложений в его деятельность, при этом очень маленький. Для избранных. Многоступенчатый отбор туда детей нередко превращается в состязания ловких и умелых родителей. К тому же ограничен: только математическое, музыкальное и спортивное направления. А гуманитарное, социальное разве менее важны?

— Ценности у всех разные. Говорить о какой-то одной или двух общих неправильно. Живут, растут все в разных условиях. Для кого-то главная ценность — айфон-15. Кому-то важно регулярно и хорошо питаться.

— Вполне. Хотя не все в нынешней жизни мне нравится. Не нравится, например, что чиновники от образования делают сейчас со школой, оболванивая учащихся предлагаемыми программами обучения. А радость моя, тыл мой — семья.

У политолога Дмитрия Солонникова, директора Института современного государственного развития, ваш корреспондент поинтересовалась, в какой мере политика влияет на настроение людей, которое, в конечном счете, сказывается на ощущениях счастливой или наоборот жизни.

— Политика, конечно, влияет — всегда и на всех. Она формирует тот мир, в котором мы все живем, настроение, самочувствие, взгляды людей, с которыми общаемся. Это как с погодой. Сколько угодно можно говорить, что ты ею не интересуешься. Но вышел на улицу, попал под дождь, не захватив с собой зонта, и в следующий раз непременно заглянешь в прогноз! Хорошо, когда политика дает образ позитивного будущего. Это прибавляет оптимизма, более ясным становятся цели. В современной России такого нет.

— Москвичи и петербуржцы априори счастливее. Уже хотя бы потому, что возможностей в их городах больше. И профессиональных, и культурных — разных. По этой в основном причине в последние годы сюда и едут целые составы переселенцев из регионов, в том числе, отдаленных.

— Очень условно. Да, была гордость за страну, радость за крымчан. Но и успех на мировой футбольном первенстве-2018, где наша сборная дошла до четвертьфинала, воодушевил народ, помнится, не меньше. Хватило радости недели, кажется, на две. Это не то, что позволяет говорить о счастливом или несчастливом восприятии жизни в целом.

— Да! У меня любимая жена, дети. Я общаюсь с интересными людьми. Все, что нужно для полного счастья?

Резюме нашего эксперта Марии Мацкевич, кандидата наук, старшего научного сотрудника Социологического института РАН, преподавателя НИУ Высшей школы экономики Петербурга.

— О том, как измерить то или иное состояние человека или конкретного сообщества специалисты спорят давно, но к единому мнению пока не пришли. В мире немало национальных культур, где не принято признаваться, что несчастен (Восточные регионы планеты), жаловаться на судьбу (Китай). Поэтому, изучая индекс счастья, социологи им одним не ограничиваются. А только во взаимосвязи, в частности, с таким понятием как благополучие. Личное и на уровне общества в целом. Последнее важно, чтобы различать положение дел в странах. В России нет табу на сетования о неудавшейся судьбе. Но принято сравнивать свою жизнь с той, что у ближнего окружения. В масштабах государства — с соседними странами, прежде всего, дружественными. А также по традиции с европейскими.

— В целом хуже, чем могло бы. Так считает подавляющее большинство соотечественников. Прежде всего, молодых, не старше 30 лет. Они сравнивают с жизнью ровесников в странах ЕС, где многие успели побывать не по одному разу. В отличие от предыдущего поколения, пережившего лихие 1990-е годы, для которого теперешнее сытое (буквально!) время, считай, настоящее счастье по сравнению с их голодным и бандитским. А для более старшего поколения главное, чтобы не было войны. В остальном можно потерпеть.

— Политическая ситуация в мире, к сожалению, не радует. Тревог добавляет пандемия. Все думали, что в этом году её уже не будет, вернемся к привычному ритму жизни. Но, увы… Плюс — экономические трудности, в которых вирус сыграл не последнюю роль.

— И у них есть проблемы. Просто они не так заметны на фоне их показателей в предковидные времена. У нас после кризиса 2008 года экономические показатели в основном снижались.

— Многим грех жаловаться. Имеют в собственности квартиры, машины, возможность отдыхать на престижных курортах. Среднестатистический россиянин живет не так уж и плохо. Что, тем не менее, не прибавляет ему спокойствия по причинам, которые я перечислила выше.

— О здоровье и благополучии близких в первую очередь. Чтобы пандемию скорее победили. Не было войны. И отменили Q-коды.

Задание 2.
Выберите верные суждения о человеке и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Последовательность стадий жизни человека, при которой детство сменяется юностью, юность – зрелостью, а затем наступает старость, биологически обусловлена.
2) Становление человека как личности связано с приобретением социальных черт и качеств.
3) Человек наследует моральные нормы.
4) Влияние генетических факторов на развитие способностей человека служит выражением его социальной сущности.
5) Природная предрасположенность человека к тем или иным видам деятельности проявляется в социальных обстоятельствах.

А) наблюдение
Б) эксперимент
В) описание объекта
Г) объяснение существующих взаимосвязей
Д) формулирование закономерностей

Задание 4.
Один из телевизионных каналов снял многосерийный фильм о жизни нескольких поколений одной семьи. Что из перечисленного позволяет отнести этот сериал к произведениям массовой культуры? Запишите цифры, под которыми указаны признаки произведений массовой культуры.
1) ориентация на вкусы и запросы узкого круга знатоков и ценителей
2) использование в фильме народной музыки и эпических сюжетов
3) расчёт на усреднённый потребительский вкус
4) пропаганда традиционных семейных ценностей, понятных большинству зрителей
5) реализация создателями фильма в полной мере своих потребностей в самовыражении, высказывании взглядов, не разделяемых большинством
6) позиционирование фильма как продукта для отдыха и развлечения

Задание 5.
Выберите верные суждения о финансовых институтах и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Коммерческие банки занимаются производством материальных благ, торговлей и страхованием имущества.
2) Паевые инвестиционные фонды объединяют средства для совместного приобретения активов и раздела связанных с этим рисков, прибыли или убытков.
3) Целью деятельности Банка России является защита и обеспечение устойчивости рубля.
4) Банк России осуществляет надзор за деятельностью кредитных организаций и банковских групп.
5) Коммерческие банки осуществляют эмиссию денег.

Задание 8.
Выберите верные суждения о социальной стратификации и социальной мобильности и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Горизонтальная мобильность предполагает переход в социальную группу, находящуюся на другой ступени социальной иерархии.
2) Личные качества человека выступают критерием социальной стратификации современного общества.
3) Один из критериев дифференциации социальных групп – доход.
4) Социологи различают индивидуальную и групповую мобильность.
5) Одним из критериев социальной стратификации общества является доступ к власти.

Задание 10.
Выберите верные суждения о политическом лидерстве и запишите цифры,
под которыми они указаны.
1) К харизматическому типу политического лидерства относятся лидеры, наделённые, по мнению других людей, особыми выдающимися качествами.
2) Авторитарный стиль характеризуется тем, что лидер, выполняя свои функции, всегда учитывает мнения ведомых, развивает их творческое отношение к делу.
3) По способу легитимации власти различают легальный (рационально-легальный), традиционный и харизматический типы лидерства.
4) Политическое лидерство – это устойчивое, приоритетное и легитимное влияние одного или нескольких лиц, осуществляющих властные функции, на общество.
5) Любой политический лидер обязательно является лидером партии.

Задание 11.
В демократическом государстве Z в ходе реформы избирательной системы выборов в парламент был осуществлён переход от пропорциональной избирательной системы к мажоритарной.
Что из перечисленного осталось неизменным в ходе этой избирательной реформы? Запишите соответствующие цифры.
1) зависимость количества депутатских мандатов, полученных партией, от количества голосов избирателей
2) свободное и добровольное участие граждан в выборах
3) наличие этапа предвыборной агитации
4) возможность выдвижения независимых беспартийных кандидатов
5) процедура тайного голосования
6) голосование по одномандатным округам

Задание 12.
Какие из перечисленных позиций относятся к основам конституционного строя Российской Федерации? Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) единство экономического пространства
2) наличие официальной идеологии
3) правовое государство
4) приоритет судебной власти
5) светское государство



Задание 14.
Выберите верные суждения о правоохранительных органах и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Одна из функций правоохранительных органов – укрепление законности и правопорядка.
2) Единая централизованная система федеральных органов, осуществляющих надзор за точным и единообразным исполнением
законов, называется адвокатура.
3) Правоохранительные органы могут принимать соответствующие законы.
4) На полицию возложены задачи выявления и расследования преступлений.
5) В ходе судебного производства по уголовному делу прокурор поддерживает государственное обвинение, обеспечивая его законность и обоснованность.


Задание 15.
Установите соответствие между примерами и мерами юридической ответственности в Российской Федерации: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

А) предупреждение
Б) лишение свободы на определённый срок
В) взыскание неустойки
Г) возмещение убытков
Д) дисквалификация



Задание 16.
Александр, совершеннолетний дееспособный гражданин государства Z, решил стать гражданином Российской Федерации.
При каких условиях Александр может подать заявление о приёме в гражданство Российской Федерации в общем порядке? Запишите цифры, под которыми указаны эти условия.
1) наличие законного источника средств к существованию
2) обязательство соблюдать Конституцию РФ и законодательство России
3) наличие документа о профессиональном образовании
4) владение русским языком
5) наличие родственных связей в Российской Федерации
6) наличие собственности на территории России

Право представляет собой систему, которая состоит из целого ряда элементов. К таким элементам относятся отрасли права, а также правовые нормы.

Отношения между государством и правом в действительности очень сложные. Так, деятельность государства в нормальном случае ограничивается правом. При таком положении право является набором норм, действительным не только для людей, но и для государства как субъекта общественной жизни. Другими словами, государство, как и обычные граждане, может иметь права и обязанности, а если оно нарушает нормы, то должно нести ответственность.

В то же время между государством и правом возможны и противоположные отношения, когда государство оказывается выше права. Такое положение достаточно опасно, так как может стать причиной произвола по отношению к гражданам со стороны государства. По крайней мере, отказ государства действовать в соответствии с юридическими нормами практически всегда приводит к негативным последствиям, так как большинство граждан начинает осознавать, что государство не действует в соответствии с установленными им же самим нормами.

Фактически между государством и правом одновременно имеют место оба типа отношений. По крайней мере, именно государству принадлежит право последнего голоса при принятии того или иного закона, следовательно, право является продуктом в том числе и государственной деятельности. Обычно после того, как закон был принят, государство подчиняется ему и начинает действовать в соответствии с ним. А это уже означает, что право превалирует над государством. В нормальном случае государство не может отменить ту или иную правовую норму, не прибегая к достаточно сложным процедурам, опять-таки установленным законодательно, то есть не может изменять правовые нормы произвольно.

С другой стороны, отношения между государством и правом нельзя рассматривать только как антагонистические. В действительности они могут иметь и взаимодополняющий характер. Государство устанавливает правовые нормы, обеспечивает их выполнение.

(С.И. Самыгин)

Задание 17.
Как в тексте охарактеризовано положение государства как субъекта общественной жизни? (Выпишите соответствующее предложение из текста.)
Какая ситуация, по мнению автора, может стать причиной произвола по отношению к гражданам со стороны государства? Что позволяет автору рассматривать право как продукт государственной деятельности?

правильном ответе должны быть следующие элементы:
1) ответ на первый вопрос, например: государство, как и обычные
граждане, может иметь права и обязанности, а если оно нарушает
нормы, то должно нести ответственность;
2) ответ на второй вопрос, например: когда государство
оказывается выше права ИЛИ отказ государства действовать
в соответствии с юридическими нормами ИЛИ государство
не действует в соответствии с установленными им же самим
нормами;
3) ответ на третий вопрос, например: именно государству
принадлежит право последнего голоса при принятии того или
иного закона ИЛИ государство устанавливает правовые нормы,
обеспечивает их выполнение.
Элементы ответа могут быть представлены как в форме цитат,
так и в форме сжатого воспроизведения основных идей
соответствующих фрагментов текста

В правильном ответе должно быть приведено объяснение,
например: государство – обладающая суверенитетом на
определённой территории организация политической власти,
осуществляющая управление обществом и обеспечивающая в нём
порядок и стабильность.
Может быть дано другое объяснение смысла понятия




Задание 19.
Используя обществоведческие знания и факты общественной жизни, проиллюстрируйте примерами действия, регулируемые тремя различными отраслями российского права.
(В каждом случае сначала приведите пример, затем укажите отрасль. Каждый пример должен быть сформулирован развёрнуто.)

В правильном ответе могут быть следующие примеры и отрасли:
1) совершеннолетний гражданин Сергей Петров принял участие
в выборах в качестве кандидата в муниципальное собрание
(конституционное право);
2) 16-летний гражданин Макар Иванов прошёл предварительный
медицинский осмотр при заключении трудового договора
(трудовое право);
3) Лидия и Олег заключили брак (семейное право).
Могут быть приведены другие примеры, иллюстрирующие
действия, регулируемые другими отраслями права.
Засчитываются только примеры, сформулированные развёрнуто
(отдельные слова и словосочетания не засчитываются в качестве
примеров)


Задание 20.
Используя обществоведческие знания, сформулируйте три суждения о роли права в жизни государства.
(Каждое суждение должно быть сформулировано как распространённое предложение.)

В правильном ответе могут быть следующие суждения:
1) право закрепляет форму государственного устройства,
политический режим и форму правления определённого
государства;
2) право определяет компетенцию государственных органов
и компетенцию должностных лиц, которые представляют
государственные органы;
3) право защищает граждан от произвола со стороны государства;
4) посредством права осуществляется государственная
правотворческая деятельность, которая, в свою очередь, определяет
потребность в регламентации (юридического характера)
определённых отношений. Таким образом, при помощи
правотворческой деятельности государства создаются законы,
указы и иные рациональные юридические формы;
5) право регламентирует государственную деятельность: придаёт
ей юридическую форму и вводит её в рамки юридических
требований;
6) право упорядочивает жизнь общества, определяет границы
дозволенного, делает поведение граждан более предсказуемым.
Могут быть приведены другие суждения в соответствии
с требованием задания.
Засчитываются только суждения, сформулированные как
распространённые предложения (отдельные слова
и словосочетания не засчитываются в качестве суждений)

В правильном ответе должны быть следующие элементы:
1) ответ на первый вопрос: равновесная цена уменьшилась;
2) ответ на второй вопрос (одно обстоятельство (фактор)
с объяснением влияния), например: благодаря внедрению новых
высокопроизводительных технологий сократилось время
производства одного автомобиля, что позволило увеличить
количество произведённых автомобилей;
(Может быть названо и объяснено другое обстоятельство / другой
фактор.)
Засчитывается только объяснение, данное применительно
к рынку, указанному в тексте задания.
Ответ на второй вопрос засчитывается только при правильном
указании обстоятельства/фактора и объяснения).
3) ответ на третий вопрос: рост доходов населения приведёт
к увеличению спроса и увеличению равновесной цены.
(Ответ на третий вопрос засчитывается только при правильном
указании изменения спроса и равновесной цены.)
Элементы ответа могут быть представлены в других формулировках

Задание 22.
В стране Z основные процессы производства и управления компьютеризированы, активно развиваются наукоёмкие производства и средства коммуникации. В структуре экономики высока доля сферы услуг.
Основой экономики являются частная собственность и частная хозяйственная инициатива. Доля государственного сектора в экономике страны незначительна.
В период с 2013 по 2018 г. наметился рост популярности дистанционного обучения, в школах страны Z на 25% увеличилось количество занятий с использованием интернет-технологий. В среднем доля учеников, имеющих доступ к видеоурокам, методическим материалам, выросла в 2,5 раза.
Социологические опросы позволили установить, что в Z преобладают семьи демократического типа.
К какому типу относится общество страны Z? Каков тип экономической системы страны Z? Какую тенденцию развития образования иллюстрируют приведённые данные? Какие черты характеризуют семью демократического типа? (Приведите любые две характеристики.)

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
1) ответ на первый вопрос: Z относится к обществу
постиндустриального/информационного типа;
2) ответ на второй вопрос: рыночная;
3) ответ на третий вопрос: информатизация/компьютеризация
образования;
4) ответ на четвёртый вопрос (две характеристики), например:
– муж и жена обладают в семье равными статусами (являются
равноправными партнёрами);
– все виды домашних работ выполняются супругами
взаимозаменяемо (нет чёткого распределения домашних
обязанностей по гендерному признаку);
– решения по семейным вопросам принимаются совместно.
(Могут быть приведены другие характеристики.
Ответ на четвёртый вопрос засчитывается только при
правильном указании двух или более характеристик.)
Ответы на вопросы могут быть даны в других формулировках,
не искажающих смысла соответствующих элементов ответа



Задание 23.
Конституцию Российской Федерации называют социально-ценностной конституцией.
На основе положений Конституции Российской Федерации приведите три подтверждения этой характеристики.
(Каждое подтверждение должно быть сформулировано как распространённое предложение с опорой на конкретное положение Конституции Российской Федерации.
Обратите внимание на то, что правильное выполнение задания не требует указания в ответе номеров соответствующих статей Конституции РФ и дословного воспроизведения их содержания.)

Могут быть приведены такие подтверждения:
1) в Конституции Российской Федерации утверждается ценность
прав и свобод человека, гражданского мира и согласия;
2) в Конституции закреплены социальные ценности исторической
памяти, патриотизма, детства и семьи;
3) в Конституции закреплена ценность российской культуры,
разнообразия культур народов России;
4) в Конституции закреплён социальный характер Российского
государства.
Могут быть приведены другие подтверждения в соответствии
с требованием задания.
Засчитываются только подтверждения, сформулированные как
распространённые предложения (отдельные слова
и словосочетания не засчитываются в качестве подтверждений)
с опорой на конкретное положение Конституции Российской
Федерации.
Не требуется указания в ответе номеров соответствующих
статей Конституции и дословного воспроизведения их
содержания!

Один из вариантов плана раскрытия данной темы
1. Понятие политической партии.
2. Особенности политических партий как общественных
организаций:
а) наличие программы;
б) наличие устава;
в) наличие организационной структуры;
г) наличие партийного аппарата и др.
3. Функции политических партий в демократическом обществе:
а) представительство интересов большинства социальных групп;
б) политическая социализация;
в) участие в выборах (электоральная функция) и др.

4. Классификации политических партий:
а) по идеологическому признаку (либеральные, консервативные,
социалистические и т.п.);
б) по организационному признаку (массовые, кадровые);
в) по отношению к проводимой политике (правящие,
оппозиционные);
г) по отношению к закону (легальные, нелегальные).
5. Типы партийных систем:
а) однопартийная система;
б) двухпартийная система;
в) многопартийная система и её разновидности.
6. Политические партии в современной России.
Возможны другое количество и (или) иные корректные
формулировки пунктов и подпунктов плана. Они могут быть
представлены в назывной, вопросной или смешанной формах



Задание 25.
Обоснуйте необходимость политического многообразия, многопартийности в демократическом обществе. (Обоснование может быть дано в одном или нескольких распространённых предложениях.)
Какие политические партии действуют в Российской Федерации? (Назовите любые три партии.) Для каждой из них приведите по одному примеру, иллюстрирующему реализацию любой функции политической партии в жизни общества и государства. (Каждый пример должен быть сформулирован развёрнуто. В совокупности примеры должны иллюстрировать три различные функции.)

Читайте также: