Неокантианство рассматривает естественное право как

Обновлено: 28.06.2024

Антропологическое понимание естественного права, если не считать отдельных высказываний античных авторов зародилось в недрах теологической философии, развивалось в неотомистской антропологии антропологии права и затем было отвергнуто современной научной антропологией[35]. Необходимо сразу оговориться, что теологическая антропология права, хотя и использует некоторые данные эмпирических наук о человеке, далека от естественнонаучной антропологии, которая базируется на полевых условиях и конкретных исторических фактах.

Выведение путем индукции и дедукции основных принципов и норм естественного права из сущности и природы человека–это и есть антропологическое направление естественно-правового мышления.

Философская антропология выводит понятие естественного права из анализа психологических, физиологических, биологических и социально-исторических факторов. Изучение разнообразных правил человеческого поведения в историческом контексте, открывает некоторые общие и постоянные нормы, которые вытекают из родовой сущности человека.

К ним относятся запрет на кровосмешение, право на жизнь, способность человека к морально оценке своих действий, неприкосновенность частной собственности, представления о минимальных стандартах человеческой жизни. В результате создаются идеальные суждения о том, каким должно быть право. В то же время естественнонаучная антропология показывает, что эти суждения изменчивы и весьма различны у разных народов.

Заметный вклад в формирование и развитие неокантианской философии права внес немецкий юрист Р. Штаммлер (1856-1938). В русле кантовских положений о соотношении должного и сущего, формального и фактического Штаммлер отстаивал логический примат права как "регулирующей формы" по отношению к социальным реалиям и подчеркивал, что "закономерность социальной жизни людей есть закономерность юридической формы ее" [ Штаммлер P. Хозяйство и право с точки зрения материалистического понимания истории. СПб., 1899. С. 169, 281. ].

Под правом (в его различении и соотношении с законом) Штаммлер имеет в виду естественное право с меняющимся содержанием . Поскольку речь идет об априорном понятии естественного права, то и его "меняющееся содержание" - это формальные характеристики права (априорные целеполагания разума), а не некое фактическое (социальное) содержание.

Заметное влияние на последующую философско-правовую мысль оказала и штаммлеровская разработка понятия "правильное право" [ Stammler R. Die Lehre von dem richtigen Rechte. Berlin, 1902 (2. Aufl. 1926). ] , которое он использовал в своей критике позитивистского правопонимания.

Видным представителем неокантианской философии права был и другой немецкий юрист Г. Радбрух . Право (в его различении и соотношении с законом) у него представлено в понятиях "идея права", "надзаконное право", а не посредством понятия "естественное право", как у некоторых других кантианцев. Но его философско-правовая критика юридического позитивизма и настойчивые призывы к восстановлению в юриспруденции "идеи права" и концепций "надзаконного права" существенно содействовали послевоенному "ренессансу" естественного права в Западной Европе.

В этом плане особую роль сыграла работа Радбруха "Законное неправо и надзаконное право" (1946 г.). Юридический позитивизм, подчеркивал Радбрух в этой своей работе, ответствен за извращение права при национал-социализме, так как он "своим убеждением "закон есть закон" обезоружил немецких юристов перед лицом законов с произвольным и преступным содержанием". Такому подходу Радбрух противопоставил неокантианскую трактовку справедливости как элемента идеи права. "Так как справедливость, - писал Радбрух, - указывает нам именно на то, чтобы обходиться так: "равное равно, неравное неравно", но ничего не говорит нам о точке зрения, по которой ее следует охарактеризовать как равное или неравное, она определяет лишь отношение, но не способ обхождения".

Такое понимание справедливости и равенства определяет в его подходе отличие права от "законного неправа": "Установление, которому не присуща воля к тому, чтобы обходиться так: "равное равно, неравное неравно", может быть позитивным, может быть целесообразным, даже необходимым и поэтому также и абсолютно законно признанным, но ему должно быть отказано в имени право, так как право есть лишь то, что по меньшей мере имеет своей целью служить справедливости".

Позитивное право, расходящееся со справедливостью (т.е. с элементом "идеи права"), не является действительным правом, поэтому ему, согласно Радбруху, надо отказать в послушании. "Если законы, - подчеркивал он, - сознательно отрицают волю к справедливости, например, произвольно отказываются от гарантий прав человека, то такие законы не имеют действия, народ не обязан к послушанию им, и юристам тоже надо найти мужество отрицать их правовой характер".

Для "обновления права" и возрождения юридической науки, подчеркивал Радбрух, необходимо вернуться к идее надзаконного (надзаконодательного) права. "Юридическая наука, - писал он в работе "Обновление права", - должна вновь вспомнить о тысячелетней мудрости античности, христианского средневековья и эпохи Просвещения ,о том, что есть более высокое право, чем закон, - естественное право, божественное право, разумное право, короче говоря, надзаконное право, согласно которому неправо остается неправом, даже если его отлить в форму закона".

Эта идея "надзаконного права" как отрицание юридического позитивизма для многих была идентична признанию естественного права и существенно содействовала расширению круга сторонников его "возрождения". Но для неокантианцев характерны те или иные версии формализации смысла и значения традиционного естественного права и выражения этого смысла в виде свойств формально-правовой конструкции (в духе трансцендентальной и априорной идеи права). "Подлинная философия права, - замечает испанский неокантианец А. Оллеро , - пребывает в вечном поиске формального правового принципа".

Основные аспекты неогегельянской интерпретации политико-правовой философии Гегеля дали главным образом немецкие неогегельянцы . Зародившись в условиях агрессивных установок вильгельмовской Германии, немецкое неогегельянство теоретически обосновывало "идеи 1914 г.", а после краха кайзеровской Германии атаковало буржуазно-демократические принципы и институты Веймарской республики, выступало за государство силы. Немецкие неогегельянцы приветствовали гитлеровский рейх и всячески стремились приспособить к его внутри- и внешнеполитическим целям свою интерпретацию (а нередко - фальсификацию) ряда консервативных идей гегелевской философии права. "Характерно, - отмечал неогегельянец К. Ларенц, - что неогегельянство свое начало берет как раз от философии права" [ Larenz К. Rechts-und Staatsphilosophie des deutschen Idealismus//"Handbuch der Philosophie", Bd. "Staat und Geschichte". Munchen - Berlin, 1934. S. 186. ].

Ведущей фигурой в кругу неогегельянцев, обращавшихся к философии права, был Ю. Биндер . В работе "Государственный резон и нравственность" (1929 г.) он с позиций неогегельянства обосновывал политическую и нравственную оправданность агрессивной войны.

Приход Гитлера к власти и установление нацистского режима Биндер воспринял как учреждение ожидавшегося им авторитарного государства. "Должно быть показано, - писал он в 1934 г. в работе "Немецкое народное государство", - что это государство, которому мы обязаны политической изобретательностью Адольфа Гитлера, не только является осуществлением правильно понятого государства - государства идеи, - но оно также, если правильно его понимать, соответствует сущности народа, чьей формой жизни оно хочет быть" [ Binder J. Der Deutsche Volkstaat. Tubingen, 1934. S. 5-6. ].

Неогегельянские идеи Биндера разделял и развивал его ученик К. Ларенц . Задачу философии права он видел в "постижении разумности данного, т.е. действительного, эмпирического права" [ Larenz K. Rechtwahrer und Philosoph//"Zeitschrift fur Deutsche Kulturphilosophie", Bd. 6. Tubingen, 1940. S. 4. ] . В этом духе он обосновывал "нравственность" и "народность" нацистского законодательства, отказ от принципа равенства всех перед законом и внедрение расовых представлений в сферу права [См.: Beyer W. Hegel-Bilder. Berlin, 1970, S. 154; Topitsch E. Die Sozialphilosophie Hegels als Heilslehre und Herrschaftsideologie. Neuwied-Berlin, 1967. S. 80. ] . "Впервые только наша современность, - подчеркивал Ларенц, имея в виду нацистские времена, - в состоянии правильно понять и оценить подлинное и глубокое стремление Гегеля - истинно всеохватывающую общность народа, "нравственную тотальность", - тогда как этого не смогло понять все XIX столетие, введшее себя в заблуждение фальшивым образом Гегеля"

Экзистенциалистский подход к праву сформировался в XX в. под влиянием экзистенциализма как философии существования. Сами основатели различных направлений философского экзистенциализма ( М. Хайдеггер, К. Ясперс, Ж. П. Сартр и др.) специально не занимались проблематикой права и закона и не оставили соответствующих концепций экзистенциалистского учения о праве. Однако разработанные ими идеи и положения философского экзистенциализма стали исходной основой для формирования ряда философско-правовых концепций экзистенциалистского профиля.

В экзистенциализме подлинное существование человека ( экзистенция ), "бытие-в-мире", противопоставляется его неподлинному существованию в мире объективаций (в сфере сложившейся культуры, общества, государства, закона и т.д.). В экзистенции человек выступает как подлинная личность и является самим собой. Вне этого экзистенциального состояния он предстает "как все", как "другой" для себя и для других, оказывается безличным существом ( "man" у Хайдеггера) в мире объективированных ценностей, отношений и форм общения. В таком безличном мире человек лишь в ситуациях глубочайшего потрясения ( "пограничные ситуации" у Ясперса) постигает существо своей экзистенции, смысл своего бытия в мире.

С точки зрения такой философии основная задача философии права состоит в понимании и трактовке права как экзистенциального явления в его различении и соотношении с официальным законом (позитивным правом). В этом контексте экзистенциальное право выступает как подлинное право (как выражение "подлинного существования", экзистенции), а закон (позитивное право) - как нечто неподлинное, отчужденное от человека и противостоящее его экзистенциальной сути, как обезличенная, объективированная форма выражения "неподлинного существования".

Данная общая идея экзистенциалистского правопонимания по-разному преломляется и реализуется в различных философско-правовых концепциях экзистенциализма.

Различные аспекты экзистенциалистского подхода к праву разработаны в трудах известного немецкого юриста В. Майхофера . Свое понимание человеческой экзистенции, в которой индивидуальное бытие связано с социальным бытием, Майхофер выражает с помощью понятия "Als-Sein" ("бытие-в-качестве") . В различных конкретных ситуациях своей экзистенции человек, согласно такой трактовке, выступает в различных экзистенциально обусловленных социальных ролях (отца или сына, мужа или жены, покупателя или продавца, кредитора или должника и т.д.). В этих ролевых проявлениях человеческой экзистенции "самобытие" одного индивида реализуется в отношениях с "самобытием" других индивидов в общем контексте социального "со-бытия" людей.

Применительно к таким конкретным ситуациям ролевых проявлений человеческой экзистенции Майхофер говорит о "конкретном естественном праве" , под которым по сути дела имеется в виду экзистенциалистская интерпретация традиционной естественноправовой категории "природа вещей". При этом смысл такого "конкретного естественного права" он раскрывает как конкретизацию "золотого правила" ("поступай по отношению к другим так, как ты хотел бы, чтобы они поступали с тобой") в виде максим ролевого поведения людей в экзистенциально обусловленных конкретных ситуациях их бытия в мире.

Задача "естественного права как права экзистенции" , по Майхоферу, состоит в том, чтобы дать соответствующий достоинству человека и ценностям человеческой жизни образец существования индивидов и их взаимоотношений. При этом традиционное естественноправовое положение о человеческом достоинстве он трактует как требование порядка максимально возможной свободы всех людей при соблюдении их безопасности, удовлетворении их потребностей и развитии их способностей. Такой естественноправовой порядок, соответствующий достоинству человека, лежит в основе и его концепции правового государства.



Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого.


Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой.


Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰).

Неокантианство – широкое и влиятельное общеевропейское течение в философии и социологии, зародившееся в Германии в конце 60-х годов XIX столетия и получившее распространение за ее пределами.

Актуальность изучения такого течения как неокантианство состоит в том, что неокантианство получило распространение по всей толще философской мысли, формируя различные национальные неокантианские течения и придавая тем самым своему истоку – немецкому неокантианству – поистине мировое значение. Неокантианское течение в социологии обогатило науку рядом ценных открытий, теорий, оригинальной постановкой философского и социологического знания, выдвинуло ряд крупных имен исследователей, внесших весомый вклад в разработку сложных и малоизученных в отечественной и мировой науке проблем.

Тот факт, что неокантианство получило большое распространение в нашей стране, хоть и просуществовало недолго, означает, что это часть нашей истории, а свою историю нужно знать.

Объектом исследования является неокантианское направление в социологии.

Предметом исследования является сравнительный анализ развития неокантианского направления в западно-европейской и отечественной социологии.

Целью курсовой является описание истории становления неокантианского течения.

Для реализации данной цели нужно осуществить ряд задач:

1. Рассмотреть предысторию возникновения неокантианства;

2. Изучить историю формирования течения неокантианства на Западе и в России;

3. Проанализировать идейную сторону неокантианства (идеи мыслителей неокантианского направления);

1.Неокантианство на западе

С одной стороны, Ланге призывал к развитию философии позитивного знания, критикуя не только материалистическую, но и идеалистическую метафизику. Многими своими современниками этот философ был понят как сторонник философского позитивизма. С другой стороны, Ланге считал, что идеализму, если он не будет оставаться беспочвенной метафизикой, а приобретет подпорку в виде естественнонаучных исследований сознания, принадлежит большое будущее. Именно в свете этого противоречия уясняется отношение Ланге к Канту.

А в Германии тем временем начали оформляться влиятельные неокантианские школы и направления.

Рассмотрим отличительные характеристики неокантианства.

В философской исследовательской литературе неокантианскими школами принято считать только две – Марбургскую и Баденскую.

Рассмотрим Марбугскую школу Неокантианства.

Эрнест Кассирер (1874-1945) – блестящий философ, который в начальный период творчества примыкал к марбургской школе неокантианства, а затем встал на самостоятельный путь в исследовании круга философско-математических, теоретико-познавательных, философско-правовых, филологических, языковых, литературно-критических проблем.

Фрейбургская (Баденская) школа неокантианства.

2.Теория и методология науки, открытая новейшим научным достижениям, и одновременно – отказ от любых попыток создания собственной натурфилософии. Свою задачу неокантианцы видели в философском объяснении и обосновании этих достижений с помощью модифицированного теоретико-методологического инструментария, разработанного некогда Кантом на основе положений ньютоновской механики. Критический метод Канта, развитый неокантианцами, получил название трансцендентального и позволил саму философию поднять на уровень науки;

2. Развитие неокантианства в России

«Можно выделить основные моменты неокантианской концепции социологии:

1. Приоритет логических основ.

2. Критика понятий и языка социологии.

3. Гносеологическое философствование.

Рассмотрим крупнейшие работы представителей русских неокантианцев.

Павел Иванович Новгородцев (1866-1924) известен больше как юрист и Философ (преподавал юридические дисциплины в Московском университете с 1904 г.), нежели социолог.

Лев Иосифович Петражицкий (1867-1931) – один из наиболее известных российских юристов и социологов неокантианского направления.

Социальные законы, по его мнению, это общие схемы порядка протекания человеческого общения, и они тождественны законам психики. Поэтому социальную психологию необходимо рассматривать как часть социологии, которая изучает формы коллективного сознания – осмысливает мир с позиций данной социальной группы и вырабатывает понятия, характеризующие социальную организацию общества.

В дальнейшем влияние неокантианства пошло по двум направлениям:

1. Способствовало новому взлету философии идеализма (Бердяев, Булгаков и др.);

2. Не сумев уничтожить позитивизм во время его кризиса, стало толчком к его дальнейшей эволюции.

«Подводя итог развитию неокантианского направления в российской социологии, следует отметить, что его представители обращали особое внимание на методологию исследования и социального познания, выработку понятийного аппарата общественной науки, обращение к личности, ее внутреннему психическому миру. Особенно активно ставились проблемы долженствования, нормативности, ценности в связи с характеристикой поведения человека. Взаимодействия между субъектами социальных процессов рассматривались в рамках нравственно-психологических отношений.

Заключение

Наиболее заметный след в истории философии, социологии и культурологической мысли оставили марбургская и баденская школы. Их общие мировоззренческие установки нашли выражение в истолковании ("критике") учения Канта с позиций более последовательного идеализма. Главным достижением Канта они считали мысль, что формы наглядного созерцания (пространство и время) и формы рассудка (категории) суть функции познающего субъекта, а главным заблуждением – признание объективно существующей, хотя и непознаваемой "вещи в себе". Последняя была объявлена ими "предельным понятием опыта", "задачей чистого мышления", т.е. продуктом рациональной мыслит. деятельности познающего субъекта. Фактически отказ от "вещи в себе" в кантовском понимании привел неокантианство к отрицанию онтологии с позиций рационалистического гносеологизма: активность мышления стала рассматриваться как источник априорных сущностных определений самого бытия и одновременно – как деятельность по конструированию человеческой культуры.

Неокантианская школа в русской социологии, появившаяся на зрелом этапе развития науки, смогла просуществовать короткое время. Несмотря на это она успела обогатить науку рядом ценных открытий. С позиций неокантианства была предпринята обстоятельная критика позитивизма, сохранявшего в течение длительного времени господствующее положение в обществоведении. Благодаря этой критике стала еще более очевидной несостоятельность натуралистических и редукционистских методов, используемых сторонниками позитивизма.

Неокантианское направление в социологии России остается пока наименее изученным по сравнению с другими научными школами. Историкам социологии еще предстоит исследовать условия и предпосылки его зарождения, ту роль, которую сыграло это течение в критике позитивизма и марксизма, что предполагает обращение к

более широкому материалу и, прежде всего, ко всему разнообразию процессов развития социально-гуманитарного знания в момент зарождения неокантианства.

Пришедшие на смену неокантианству новые философские, социологические и культурологические течения – феноменология, экзистенциализм, философская антропология, социология знания, понимающая социология, формальная социология и др. – не отбросили неокантианство, а выросли на его почве, вобрав в себя наиболее важные идейные разработки неокантианцев.

Список литературы:

1. Батыгин, Г. С. История социологии: учебник / Г. С. Батыгин, Д. Г. Подводский. – М.: Новый учебник, 2004.– 367 с.

2. Василенко, И. В., Парамонова, В. А. История Российской социологии: учебное пособие / И. В. Василенко, В. А. Парамонова. – Волгоград.: Изд-во ВолГУ, 2004. – 88 с.

3. Гайденко, П. Л. История социологии в Западной Европе и США: учебник / П. Л. Гайденко;Ред. Г. В. Осипов. – М.: НОРМА: ИНФРА-М, 1999. – 563 с.

4. Голосенко, И. А. История русской социологии XIX-XX в.в. : учеб. пособие / И. А. Голосенко, В. В. Козловский. – М.: Онега, 1995. – 288 с.

5. Голосенко, И. А Социология на неокантианской платформе: Б. А. Кистяковский и В. М. Хвостов / И. А. Голосенко // Российская социология: межвуз. сб. / под ред. А. О. Бороноева. – СПб.: СпбГУ, 1993. – С. 96-128.

6. Голосенко, И. А. Неокантианские идеи в буржуазной социологии в России / И. А. Голосенко // Философские науки. – 1979. – № 2. С 62-67.

8. Елсуков, А. Н. История социологии: учебное пособие для вузов / А. Н. Елсуков; Ред.А. Н. Елсуков. – 2-е изд., перераб. и доп. – Минск: Высшая школа, 1997. – 382 с.

9. Зборовский, Г. Е. История социологии : учебник для вузов / Г. Е. Зборовский. – М.: Гардарики, 2004. – 608 с.

10. Кукушкина, Е. В. Русская социология XIX – начала XXвека: монография / Е. И. Кукушкина. – М.: Изд-во МГУ, 1993. – 183 с.

13. Мотрошилова, Н. В. История философии : Запад-Россия-Восток. Книга 3: Философия ХIХ-ХХ в.в. : Учебник для студентов вузов / Н. В. Мотрошилова; Ред. А. М. Руткевич. – М.: Греко-латинский каб. Ю. А. Шичалина, 1998. – 444 с.

15. Российская социология: Межвуз. сб. / Санкт-Петербургскийгос. университет; ред. А. О. Бороноев. – СПб.: Изд-воСПбГУ, 1993 – 150 с.

16. Шпак, Л. Л. История отечественной социологии: учебное пособие. – Кемерово: Кузбассвузиздат, 2004 – 310 с.

[2] История философии: Запад-Россия-Восток. Кн. 3: Философия XIX-XXвв.: Учеб.для студентов вузов / ред. Н. В. Мотрошилова, А. М. Руткевич. -.М.: Греко-латинский каб. Ю. А. Шичалина, 1998. – С. 65-68

[7] История философии: Запад-Россия-Восток. Кн. 3: Философия XIX-XXвв.: Учеб.для студентов вузов / Н. В. Мотрошилова; Ред. Н. В. Мотрошилова, Ред. А. М. Руткевич. -.М.: Греко-латинский кааб. Ю. А. Шичалина, 1998. – С. 69-70.

[8] История философии: Запад-Россия-Восток. Кн. 3: Философия XIX-XXвв.: Учеб.для студентов вузов / Н. В. Мотрошилова; Ред. Н. В. Мотрошилова, Ред. А. М. Руткевич. -.М.: Греко-латинский кааб. Ю. А. Шичалина, 1998. – С. 71–76.

[9] История философии: Запад-Россия-Восток. Кн. 3: Философия XIX-XXвв.: Учеб.для студентов вузов / Н. В. Мотрошилова; Ред. Н. В. Мотрошилова, Ред. А. М. Руткевич. -.М.: Греко-латинский кааб. Ю. А. Шичалина, 1998. – С. 77.

[11] Голосенко, И. А Социология на неокантианской платформе: Б. А. Кистяковский и В. М. Хвостов / И. А. Голосенко // Российская социология: межвуз. сб. / под ред. А. О. Бороноева. – СПб.: СпбГУ, 1993. – С. 177.

[14] Голосенко, И. А. Неокантианские идеи в буржуазной социологии в России //Научные доклады высшей школы. Философские науки, М., 1979, № 2, С. 62.

[19] Зборовский, Г. Е. История социологии: учебник для вузов / Г. Е. Зборовский. – М.: Гардарики, 2004. – С. 287-288.

[21] Зборовский, Г. Е. История социологии: учебник для вузов / Г. Е. Зборовский. – М.: Гардарики, 2004. – С. 291-292.

[23] Голосенко, И. А. Социология на неокантианской платформе: Б. А. Кистяковский и В. М. Хвостов / И. А. Голосенко // Российская социология: межвуз. сб. / под ред. А. О. Бороноева. – СПб.: СпбГУ, 1993. – С. 192-193.

[24] Шпак, Л. Л. История отечественной социологии: учеб. пособие / Л. Л. Шпак, 2004. – С. 155-156.

[26] Зборовский, Г. Е. История социологии: учебник для вузов / Г. Е. Зборовский. – М.: Гардарики, 2004. – С. 293.

Цель статьи – исследовать понимание возрожденного естественного права российскими философами права на рубеже XIX-XX веков, в первую очередь представления российских неокантианцев – П.И. Новгородцева и ряда других. Анализируются рационалистические и идеалистические методы в истории изучения естественного права. В результате установлен метафизический синтез неокантианцами сущего и должного в праве, нашедший выражение в гармонии науки и этики. Вывод состоит в том, что естественное право воспринимается как система нравственных оценок идеального права, служащая критерием независимым от реальных обстоятельств.

Ключевые слова: философия права; российское неокантианство; возрожденное естественное право.

UNDERSTANDING THE REVIVAL OF NATURAL LAW AT THE TURN OF XIX-XX CENTURIES IN RUSSIA

Zharikov A. A. *

North-West Institute (Branch) of Kutafin Moscow State Law University, Moscow, Russia

Abstract

The main goal of the article is to consider the understanding of the revival of natural law by Russian philosophers of law at the turn of the XIX-XX centuries, primarily the ideas of Russian neo-Kantians – P.I. Novgorodtsev and several others. Rationalistic and idealistic methods in the history of the study of natural law are analysed. As a result, metaphysical synthesis of the things existent and things that should exist in law was established by the Neo-Kantians, which manifests itself in the harmony of science and ethics. The conclusion is made that natural law is perceived as a system of moral assessments of ideal law, which serves as a criterion independent of real circumstances.

Keywords: philosophy of law; Russian neo-Kantianism; revived natural law.

Разделение естественного и позитивного права имеет место уже в Античности, затем эта дихотомия получает развитие в Средние века и Новое время. Но понимание естественного права в течение веков отличалось разнообразием. В целом, естественное право рассматривалось как совокупность требований и правил, существующих по самой природе общества, независимо от положений законодательства. Начало норм находилось в представлениях, как группы лиц, так и в общества в целом.

Рационалистическая методология, возникшая в период первых буржуазных революций в Европе, помогает отличить естественное право от теологии. Решая, в том числе, политические вопросы, мыслители формируют представления о естественных правах человека, автономии личности от государства, первоначальном договоре (Г. Гоббс, Дж. Локк) и народном суверенитете (Ж.-Ж. Руссо). Все это объединяется идеей, о том, что право возникло раньше государства, следовательно, нравственный авторитет права независим от авторитета государственного закона.

Теория И.Канта качественно изменила представления о естественном праве, заменив категорию всеобщей воли народа на априорную всеобщую волю. Естественное право – рациональное право, базирующееся не на субъективном (индивидуальном), а на объективном правопонимании.

Р. Штаммлер положил начало пониманию естественного права с изменяющимся содержанием, что получило дальнейшее развитие в российской философии права. Все подходы к пониманию естественного права рубежa XIX—XX веков учитывают взаимодействие областей права и нравственности, рассматривая естественное право, как идеальный критерий оценки действующего права. Авторитет естественного права основывался на его разумности, следовательно, представление о том, что естественное право не является неизменным и вечным выводится из теории Канта.

Российские неокантианцы на рубеже XIX-XX веков продолжили разработку естественно-правового учения

[7, С.204-225]. Это стало необходимым в условиях запаздывания развития государственно-правовых явлений по сравнению с бурно растущими потребностями общества. Юридический позитивизм, ориентируясь на догматику норм права и пренебрегая проблемой справедливости, тормозил исследование вопроса о совершенствовании политико-правовой реальности. Однако такая потребность созрела, что проявилось не только в возрождении естественного права.

Последователи этического индивидуализма Канта признавали воздействие социальной среды на содержание моральных норм: общественная жизнь формирует моральное самосознание человека. В свою очередь конечным результатом социальной среды этический идеализм предполагает развитие достоинства и сознания людей, так как общество состоит из отдельных людей. Таков главный аксиологический тезис философии неокантианцев.

Верховенство морального долженствования, полагал Новгородцев, состоит не в верховенстве определенного содержания, а абстрактной формы категорических императивов. Нравственные идеалы изменчивы, неизменным является только необходимость соответствия человека своей разумно-нравственной природе. Если стоять на страже неизменных моральных определений, то невозможно выявить четкие социальные цели. Этические требования должны воплощаться во внешнем мире. Целью морали служит развитие личности, проходящее под влиянием социальной среды. В то же время социальная жизнь не может не приспосабливаться к целям развития индивида. В данном направлении заключается практическая сторона теории естественного права. Положения естественного права представляют собой отвлеченные моральные принципы, реализация этих принципов в жизнь связана с юридическими средствами. В гармонии науки и этики неокантианцы находили объединение бытия и долженствования [3].

Можно говорить о начале возрождения естественного права в Российской Империи, после провозглашения необходимости этого возрождения в конце ХIХ века в работах П.И. Новгородцева и Л.И. Петражицкого, а позднее Н.И. Кареева, Е.Н. Трубецкого, Б.А. Кистяковского, В.М. Гессена и многих других [6].

В отличие от классического естественного права, в котором нормы имели незыблемый характер, новое не содержит системы неизменных норм, но познает безусловное начало позволяющее достичь тех рубежей, которые задаются праву обстоятельствами конкретного времени и пространства. То есть прежний и новый подходы к естественному праву сходятся в определяющем значении первоначал.

В России существовали различные подходы к естественному праву. Например, Л.И. Петражицкий видел познание права не этически, а психологически, и придавал большое значение интуитивному правопониманию личности [5]. Он эмпирически исследовал в первую очередь индивидуальные правовые эмоции, то есть – сущее, игнорируя этическое учение о должном, чем вызвал критику со стороны Новгородцева. П.И. Новгородцев отмечал узость только психологического понимания естественного права, указывая, что речь, по-видимому, идет не о праве, а о правосознании, и предлагал Петражицкому дополнить его теорию целостным философским методом. Л.И. Петражицкий в ответ заявлял, что естественно-правовая теория Новгородцева это нравственная оценка позитивного права. Полемика двух мыслителей носила пристрастный и непримиримый характер.

П.И. Новгородцев считал, что естественное право – система нравственных оценок не позитивного права, а должного, идеального, служащая критерием независимым от реальных обстоятельств [4].

В действительности защита прав индивида в идее естественного права всегда ставила во главу законные интересы целого.

Естественное право отражает природу человека и общества, соответствует разуму и справедливости, вследствие чего воплощается всюду без властной регламентации, представляя собой действующее право, как и волеустановленное позитивное право. Естественное право для П.И. Новгородцева воплощает неиссякаемую потребность мышления человека оценивать сущее с точки зрения нравственности.

Естественно-правовые идеи по-прежнему сохраняют свой высокий потенциал и в начале ХХI века.

Список литературы / References

Список литературы на английском языке / References in English

происхождения государства и права, или теория естественного права, - одна из старейших и наиболее распространенных правовых доктрин, усматривающая главный источник правовых норм в самой природе (вещей, человека, общества), а не в воле законодателя (как считают представители позитивизма юридического); поэтому право и закон могут не только не совпадать, но в некоторых случаях даже противоречить друг другу. Варианты теории естественного права в разные периоды истории и у разных мыслителей приобретали неодинаковое содержание и идеологическую направленность.

Отдельные положения естественно-правовой теории развивались еще в V- IV вв. до н.э. философами Древней Греции. Характерными для этого периода развития государственно-правовой мысли в Древней Греции были споры относительно того. коренится ли право как таковое, безотносительно к его видам и характеру, в самой природе вещей, "в вечном, неименном порядке мироздания", или же оно выступает как результат добровольного соглашения людей, как "человеческое установление", возникшее в неопределенном отрезке времени. Софисты в своих учениях исходили из того, что в основе образования права нет ничего вечного, неизменного. Все, что называется "правом, или правдой", составляет результат соглашения людей, искусственное изобретение человеческого ума. Против подобного рода учений и взглядов софистов решительно выступали величайшие мыслители античности, греческие философы Сократ, Платон и Аристотель. Общая позиция, которая разделялась и отстаивалась ими, заключалась в том. что не все законы и не все права являются "искусственным изобретением людей". Наряду с письменными законами, порожденными людьми, существуют вечные, неписаные законы, "вложенные в сердца людей самим божественным разумом". В основе этихзаконов лежит вечный, незыблемый божественный порядок, который господствует не только в человеческих отношениях, но и "во всем строе мироздания".

Подобные взгляды особенно четко прослеживались в учении Аристотеля. Все право он делил на две основные части: естественное и условное (волеуста-новленное) право. "Естественное право - то, которое везде имеет одинаковое значение и не зависит от признания или непризнания его. Условное право - то, которое первоначально могло быть без существенного различия таким или иным, но раз оно определено, это безразличие прекращается".

Место и роль естественного права в общей системе права древнегреческими мыслителями определялись неодинаково. Одни авторы рассматривали его как неотъемлемую, причем равнозначную, составную часть всего права. Другие - как основу положительного права или как стоящее над ним и вступающее в силу лишь по временам, когда не действует установленное людьми положительное право.

У древнеримских юристов и философов под именем естественного права выступали то законы в научном смысле, то ядро положительного права, неизменно встречающееся в праве каждого народа. То, наконец, естественное право противопоставлялось общепризнанному положительному праву, например.в вопросе о рабстве, которое, согласно воззрениям ряда римских авторов, противоречило природе, хотя и закреплялось всюду законами.

Среди римских юристов чрезвычайно широко было распространено мнение, согласно которому наряду с положительным правом, состоящим из jus civile (исконно древнеримским правом, регулировавшим отношения исключительно между римскими гражданами) и jus gentum (правом, регулировавшим имущественные отношения между римскими гражданами и перегринами) существует jus naturale - естественное право. Так же как и у древних греков, положительное право относилось к области подвижного, изменчивого права, создаваемого людьми, а естественное - к области неподвижного, вечного права, порождаемого самой природой и коренящегося в отношениях, возникающих между людьми.

Однако в отличие от многих древнегреческих римские юристы и философы почти всегда обращали особое внимание на то, что в ряде случаев положительное право почти неизбежно вступает в противоречие с естественным. Одно из таких противоречий проявляется, например, в том, что естественное право исходит из свободы и равенства всех людей, из того, что среди них нет и не может быть различий по классовому и другим социальным признакам, нет и не может быть рабов и господ, а положительное право как раз и базируется на таких различиях.

Значительную эволюцию Е.-п.т. претерпела в средние века. Сохраняя в основе своей прежние постулаты, среди которых на первом плане стояли вечность и неизменность природы человека, естественное право в то же время (особенно это проявилось в XIV-XVI вв.) в значительной мере ассоциировалось не с природным, а с божественным происхождением. Среди средневековых схоластов не было сомнения в божественном происхождении естественного права. Бесспорным для них было и то, что естественное право признавалось действующим, обязательным и стоящим выше всякого другого, положительного и обычного права. Сомнения и споры возникали лишь по поводу того, как соотносится естественное право с божественным, сливается ли оно с ним или только сопоставляется.

Наиболее плодотворным периодом в развитии естественного права и его теории, временем их расцвета в научной юридической и философской литературе считаются XVII-XVIII вв. В этот период идеи естественного права активно использовались, развивались и поддерживались многими великими мыслителями и просветителями. В Голландии - это Г. Граций и Спиноза, в Англии - Т.Гоббс и Дж. Локк, во Франции - Ж-Ж. Руссо, П. Гольбах, в России - Александр Радищев и др. Благодаря их усилиям сложилась школа естественного права, оказавшая огромное влияние на процесс дальнейшего развития как национального (в рамках отдельных стран), так и международного права.

Естественное право в этот период рассматривается как некий образец, которому должно следовать и которым должно заменить существующее, во всех отношениях несовершенное право. Оно представлялось в виде кодекса правил, образующих некий политический и юридический идеал, который может быть выведен априори из требований разума. Причем заранее устанавливалось, что все то, что хотя бы в малейшей степени не согласуется с этим кодексом, должно быть как противное разуму изменено или упразднено. При такой постановке вопроса обнаруживалась революционная (в социально-политическом и юридическом аспектах) направленность теории естественного права. В частности, как отмечали исследователи, учение о естественном праве послужило оправданием и лозунгом французской революции, восставшей против королевского строя, во имя "прирожденных прав человека". Идеи божественного происхождения государства и права, а также их отдельных институтов, таких, например, \'как власть монарха, опровергались.

В начале XIX в. в развитии естественного права наступили кризисные явления, которые были обусловлены комплексом причин как внутреннего порядка, заложенных в самой Е.-п.т., так и внешнего. Е.-п.т. столкнулась в Германии с новым течением мысли в лице исторической школы права; в оппозицию к естественному праву в Англии стала утилитарная школа И. Бентама, положившая в свою основу не природу человека и общества, а пользу, выгоду как критерии нравственности и движущую силу всех поступков человека. Тесная связь школы естественного права с революционными тенденциями XVIII в. вызвала неприязнь к ней и гонения со стороны самых различных реакционных сил. Однако самый сильный удар идее естественного права, по мнению исследователей, был нанесен научным духом XIX в., его исторической, социальной и эволюционной точкой зрения. :

С конца XIX в. и вплоть до настоящего времени Е.-п.т. переживает новый период в своем развитии - так называемый период возрожденного естественного права. Его отличительная особенность проявляется прежде всего в том, что оно не признает вечного, неизменного для всех времен и народов права. Оно исходит из того, что в мире существует естественное право только с исторически меняющимся содержанием. (Сказанное не означает, однако, что возрожденное естественное право не при-

знает абсолютного идеала или критерия.) Среди других отличительных особенностей возрожденного естественного права - множественность направлений его развития и формирующих его частных теорий. Это прежде всего нео-томистские, экзистенциалистские, феноменологические и другие доктрины. Общим для них является то, что они возникают и развиваются в рамках естественного права и имеют под собой одинаковую основу - объективный и субъективный идеализм. Естественное право выводится ими из: а) божественного порядка бытия (религиозные учения - неото-мизм, неопротестанизм и др.); б) самореализации объективного разума и объективной идеи права (неогегельянство);

в) априорных правовых субстанций и ценностей (феноменологическая концепция); г) "природы вещей" как идеальной мыслимой формы, трактуемой с позиций методологического дуализма должного и сущего (неокантианство);

д) существования человека (экзистенциализм); е) "процесса исторического правопонимания", "живого исторического языка" (герменевтика) и др. Следует заметить, что эти направления и подходы нередко переплетаются между собой и дополняют друг друга.

В современных условиях развития Е.-п.т. ее политический и идеологический аспекты значительно усилились, приобрели большую значимость по сравнению с прежними этапами. С помощью различных положений Е.-п.т. в 30-40-е гг. XX в. в некоторых странах Германия,, Италия, Португалия и др.) сначала оправдывались, а затем, после победы над фашизмом, повсеместно осуждались фашизм и тоталитаризм.

В РФ Е.-п.т. фактически принята в качестве официальной государственно-правовой доктрины. Хотя Конституция РФ не содержит прямого упоминания о естественном праве(как в ряде зарубежных конституций), на естественно-правовой подход указывает, например, положение ч. 2 ст. 17 о неотчуждаемости прав, которые принадлежат каждому человеку от рождения. Это непосредственно означает, что никакая законодательная власть не может в принципе отменить ни одного из "общепризнанных". прав человека. В российских условиях конца XX в. доктрина естественного права особенно активно используется для оправдания восстановления частной собственности, социального расслоения, приоритета индивидуальных интересов над общественными.

Читайте также: